Итоговое сочинение типичные ошибки и способы их предупреждения вебинар

Обновлено: 07.07.2024

Конспект занятия по подготовке к ЕГЭ предназначен для учащихся 10-11 классов для знакомства с типом ошибок и недопущения их при написании итогового сочинения по литературе и сочинения-рассуждения по русскому языку.

ВложениеРазмер
tipy_oshibok.ppt 2.9 МБ
tipy_oshibok.docx 30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Наши задачи: 1.Повторить классификацию ошибок 2.Научиться определять тип ошибки 3.Отработать способы коррекции ошибок 4. Научиться оценивать качество речи

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Грамматическая ошибка- это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической .

Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красив ую . Повествует читател ей . Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Ошибочное словообразование Трудолю б им ый, над смехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает врем я Ошибочное образование формы прилагательного Более интересн ее , красив ше Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Речевые ошибки Типология ошибок: Нарушение лексической сочетаемости Лишнее слово ( плеоназм) Тавтология Употребление слова в несвойственном ему значении Неуместное повторение слов

Типология ошибок: Синтаксическая бедность Нарушение порядка слов Нарушение видо-временных отношений глаголов Двусмысленность при употреблении местоимения Стилистическая неуместность . Речевые ошибки

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Фактические ошибки " Образом Онегина Пушкин в русской литературе открыл галерею "лишних людей": Обломов , Печорин, Базаров . Лишний человек должен обладать двумя качествами: отвергать идеалы общества и не видеть смысла своего существования". "Литература классицизма ( Ломоносов, Державин , Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова".

Знаете ли вы типы ошибок? орфографические пунктуационные логические грамматические речевые фактические

Только единство и общая воля к победе могут помочь нашим героям достичь первого места пьедестала почёта.

Только единство и общая воля к победе могут помочь нашим героям достичь первого места на пьедестал е почёта.

В современном мире трудно отказаться от компьютера, потому что потерять в себе человеческое – умереть духовно.

В современном мире трудно отказаться от компьютера, потому что потерять в себе человеческое – умереть духовно.

В.П.Астафьев затрагивает злободневную и актуальную проблему.

И. Косолапов затрагивает злободневную и актуальную проблему.

Швабрин советует Гриневу подарить ей (Маше Мироновой) сережек, после чего она обязательно будет его.

Швабрин советует Гриневу подарить ей (Маше Мироновой) сережек, после чего она обязательно будет его (чья? Швабрина или Гринева?) .

Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу.

Наш народ выстоял, потому что верил в неминуемую победу . (Нарушение лексической сочетаемости.)

В романе Михаила Булгакова показана мужественность и храбрость жителей города.

В романе Михаила Булгакова показан ы мужественность и храбрость жителей города. (Нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

С наилучшими пожеланиями учитель русского языка и литературы Мусаэлян И.Н.

Предварительный просмотр:

– Добрый день, ребята. Позвольте мне сегодня побыть вашим учителем и поговорить с вами о том, о чём, на мой взгляд, каждый выпускник, должен знать.

– Согласитесь, что нередко, раскрыв тетрадь, проверенную учителем, вы задаётесь вопросом: что обозначают буквы, выписанные педагогом на полях? За какие ошибки и почему вам поставили ту или иную оценку, тот или иной балл?

– Думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о классификации ошибок и о том, как их избежать при подготовке к экзамену. Недаром говорят: предупреждён – значит вооружён. Наши задачи:

1.Повторить классификацию ошибок

2.Научиться определять тип ошибки

3.Отработать способы коррекции ошибок

4. Научиться оценивать качество речи

(раздать памятки, объяснить их назначение)

– Пожалуй, самые близкие и до боли знакомые ошибки – это орфографические .

– Что такое орфография? Раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов, то есть совокупность правил написания слов. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме и только в слабой фонетической позиции: для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным. Такую ошибку можно только увидеть, услышат – Действительно, лучше и не скажешь…Какие задания ЕГЭ проверяют ваше знание орфографии? Задания № 9-15.Проверим, насколько хорошо вы дружите с орфографией?

(выполнение заданий ЕГЭ по орфографии)

– Следующий тип ошибок – пунктуационные. Что такое пунктуация? Это раздел науки о языке, который изучает знаки препинания и их расстановку в предложении.

– Какие задания ЕГЭ проверяют ваши знания по пунктуации? Задания №16-20 ориентированы на верную расстановку запятой, о которой М.В.Ломоносов сказал, что о ней можно написать великую книгу.

(выполнение заданий ЕГЭ по пунктуации)

– Прежде чем мы поговорим о следующей группе ошибок, давайте немного отдохнём и посмотрим небольшое видео, опережающее задание, которое получили и выполнили учащиеся вашего класса: Алина, Наташа, Адам и Саша и кого-нибудь из них я попрошу прокомментировать эту работу.

(просмотр видео и его обсуждение)

– Следующий тип ошибок - грамматические. И вот здесь именно начинается путаница, потому что подчас вы не различаете речевую и грамматическую ошибку. Грамматическая ошибка – это, как правило, нарушение какой-либо языковой, грамматической нормы - словообразовательной, морфологической, синтаксической. Грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима.

– Огромное количество ошибок, которые вы, к сожалению, допускаете, это речевые ошибки. Речевая ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм . К речевым ошибкам относятся следующие:

1. Ошибки на непонимание лексического значения слова или употребление его в несвойственном значении.

Например: Он обратно начал говорить.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов. Например: закоренелые партизаны.

3. Плеоназм и тавтология. Например:

а) В своей автобиографии он описал свой жизненный путь.

б) Писатель пишет роман.

4. Неправильное употребление местоимений , вызывающее двусмысленность.

Например: Брат с другом ушел в поход. Он там простудился.

5. Употребление диалектных слов или просторечий.

Например: Ему удалось его объегоритъ.

6. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Например: Когда тронулся поезд, погода изменяется.

– Вернёмся к типам ошибок. Фактические ошибки возникают при искажении изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. Причина фактических ошибок – недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев. Согласны, что школьные сочинения – просто кладезь юмора?

В сочинении фактические ошибки – это
1) искажение жизненной правды;
2) неточное воспроизведение книжных источников;
3) имен собственных;
4) дат;
5) мест событий

– Итак, последний тип ошибок, который мы рассмотрим сегодня, это логические. Логическая ошибка – это ошибка, допущенная в логических рассуждениях, нарушение логической правильности речи. Часто логические ошибки являются следствием других типов ошибок.

Вот что сказал о логических ошибках наш выдающийся лингвист Дитмар Розенталь. Это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает

Но для многих учащихся – это загадочная тема. Действительно, увидеть логическую ошибку вам подчас сложно, но можно. Посмотрите на примеры.

-А сейчас предлагаю вам устный тренинг: перед вами примеры речевых, грамматических и логических ошибок. Определите их.

– Я постаралась быть вашим дирижёром и надеюсь, у нас получился слаженный оркестр. Спасибо за внимание и сотрудничество.

Количество работ с высокими баллами по
итогам проверки в вузе
10 баллов
2015 – 75 абитуриентов
2016 – 30 абитуриентов
2017 – 15 абитуриентов
9 баллов
2015 – 434 абитуриентов
2016 – 182 абитуриентов
2017 – 135 абитуриентов

“Раскрыть тему”
. “Раскрыть”тему–провести
доказательство/подтверждение выдвинутого тезиса с
привлечением литературного материала
o
приводя примеры, нужно ссылаться не на судьбы
героев, конкретные факты и их подробный пересказ, а
на позицию автора произведения и его оценку
происходящего в связи с ключевыми словами из
формулировки темы.
Это убережёт от главной ошибки: пересказа основных
событий, происходящих с героями

“Раскрыть тему”: пример 1
(*все примеры сочинений, фрагментов сочинений приведены в авторской редакции)
Выделить ключевое слово (слова)

Раскрыть тему”: пример 2
(*все примеры сочинений, фрагментов сочинений приведены в авторской редакции)
Выделить ключевое слово (слова)

(*все примеры сочинений, фрагментов сочинений приведены в
авторской редакции)
Выделить ключевое слово (слова)

(*все примеры сочинений, фрагментов сочинений приведены в
авторской редакции )
Выделить ключевое слово (слова)

(*все примеры сочинений, фрагментов сочинений приведены в
авторской редакции)
Выделить ключевое слово (слова)

2. Не нарушать структуру и логику рассуждения
oЧтобы
текст
сочинения
был
логичным
и
достаточным
по
объёму,
нужна
трехчастная
структура:
вступление

основная
часть

заключение.
oВступление: выделить и прокомментировать
ключевые слова, сформулировать собственный
тезис.
oЗадача основной части – доказать
выдвинутый тезис.
oЗаключение: вывод, “возвращение” к ключевым
словам.

Произведение
Цитаты
Отцы и
дети
Мечта и
реальность
Месть и
Искусство и
великодушие
ремесло
Доброта и
жестокость
Герои:
Герои:
Герои:
Герои:
Герои:
Эпизоды:
Эпизоды:
Эпизоды:
Эпизоды:
Эпизоды:

Произведение
Цитаты
Отцы и дети
Мечта и
реальность
Месть и
Искусство и
великодушие
ремесло
Доброта и
жестокость
Герои:
Герои:
Герои:
Герои:
Герои:
Эпизоды:
Эпизоды:
Эпизоды:
Эпизоды:
Эпизоды:

Примеры для анализа, редактирования
(*все примеры сочинений, фрагментов сочинений
приведены в авторской редакции)

Пример 2 (продолжение)
Идеал в лице Наполеона развенчивается также и у Пьера Безухова.
На пароме между героями происходит важный разговор, они оба чувствуют,
что их жизнь меняется. Князь Андрей и Пьер Безухов ищут Бога, и каждый
находит к Нему свою дорогу, сомневаясь, ошибаясь, но продолжая искать.
Пьер обращается к масонству, но разочаровывается вновь, понимая,
что это – лишь иллюзия добра, на самом же деле за шелухой обрядов и
условностей Пьер видит равнодушие. Истинное понимание жизни для себя
он обретает лишь после встречи с Платоном Каратаевым. Этот человек
поражает Пьера своим умением жить по-простому, совершенно не боясь
смерти. А ведь Пьер встречает Платона на войне, куда попал по своему
решению, это был его осознанный выбор, в конечном итоге повлиявший на
судьбу и мироощущения Безухова.
Переосмысление жизни – это наш собственный выбор, он влияет на
то, какими мы будем завтра. И Пьер, и князь Андрей постоянно находились
в поиске, и их выбор, который они совершали, как нельзя лучше
характеризует их как сильных, незаурядных людей. Но не каждый готов к
тому, чтобы менять свою жизнь так, чтобы нравственный выбор был целью
каждого нового решения.

Спасибо! Успехов и побед!
С уважением, “Умная методика” и Елена Владимировна Бузина
[email protected]

Рассматриваем основные (типичные) ошибки, которые делаются при написании итогового сочинения по литературе.

Актуально для сочинения в 2021-2022 году.

Учимся находить ошибки и понимать как их избегать

Всего у нас есть 45критериев. Подробнее обо всех критериях проверки итогового сочинения.

Разберем каждый критерий и какие ошибки в нём допускают.

  1. неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
  2. неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;
  3. искажение литературных текстов и фактические ошибки.
  1. непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
  2. отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
  1. низкое качество речи и речевые ошибки;
  2. ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • употребление слова в несвойственном ему значении;
  • употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
  • неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических
    конструкций;
  • немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление лишнего слова (плеоназм);
  • речевые повторы, т.е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов
    или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
  • необоснованный пропуск слова;
  • порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
  1. обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;
  2. определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

По каждому виду ошибок приведено мнение эксперта, которое раскрывает суть ошибки и указывает на то, как их избежать. Рассматриваются все типы ошибок (в том числе и речевые).

Смотреть в PDF:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ИСПРАВЛЯЕМЫХ И УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ ФИПИ 2016 Г.)

Виды ошибок несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; фактич.

Виды ошибок несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы; фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий; логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы; речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста; грамматические ошибки; орфографические и пунктуационные ошибки; несоблюдение требуемого объема.

Фактические ошибки – это искажение изображаемой в высказывании ситуации или о.

Фактические ошибки (Ф) – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том.

Логические ошибки Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, пр.

Логические ошибки Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся: 1) нарушение последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями высказывания; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление микротемы другой микротемой; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.; 7) нарушение причинно-следственных связей; 8) нарушение логико-композиционной структуры текста.

Логические ошибки (Л) – связаны с нарушением логической правильности речи. Он.

Логические ошибки Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествован.

Логические ошибки Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица) Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин. Сопоставление логически несопоставимых понятий Синтаксис энциклопедических статей отличенот другихнаучных статей. Композиционно-текстовые ошибки Неудачный зачин Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор… Ошибки в основной части а). Сближение относительно далеких мыслей в одномпредложении. б). Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений. в). Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. Неудачная концовка Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Речевые ошибки Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре я.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность. Вид ошибки Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Обломовничем не занимался и целыми днями валял дурака. Неудачное употребление местоимений Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; Уменя сразу же возникла картина в своем воображении. Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употреблениеканцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов По задумке автора, герой побеждает; Молчалинработает секретаремФамусова; Вромане А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Авторто и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Еслибы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенкопалец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Речевые ошибки Неразличениеоттенков значения, вносимых в слово приставкой и с.

Речевые ошибки Неразличениеоттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом В таких случаях я взглядываю в словарь. Неразличениепаронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте Были приняты эффектные меры; Имяэтого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; Грампластинкане сказала еще своего последнего слова. Нарушение лексической сочетаемости Автор использует художественныеособенности. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша; очень прекрасный. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. Употребление лишних слов, лексическая избыточность Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, с.

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Вид ошибки Примеры Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий) Благородность,чудатехники, подчерк,надсмехаться;более интереснее, красивше; спятистамирублями; жонглировалобоимируками,ихнегопафоса, вокругегоничего нет;скольконравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; имдвигаетчувство сострадания; ручейки воды,стекаемыевниз, поразили автора текста;вышевна сцену, певцы поклонились. Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезноувлекающимисяджазом. Нарушение норм управления Нужно сделать природу болеекрасивую. Все удивлялись егосилой. Образование личных форм глаголов Им двигает чувство сострадания(норма для употребленного в тексте значения глаголадвижет) Неправильное употребление временных форм глаголов Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способ.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание,это художественной стороне произведения. Он написал книгу,которая эпопея.Все были рады, счастливы ивеселые. Ошибки в построении предложения с однородными членами Страналюбила и гордиласьпоэтом. В сочинении я хотел сказатьо значении спорта и почему я его люблю. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст,возникает такое чувство сопереживания. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Ошибки в употреблении действ. и страд. причастий Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста(следуетстекавшие);

Грамматические ошибки Нарушение границ предложения Его не приняли в баскетбол.

Грамматические ошибки Нарушение границ предложения Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замираетна мгновение сердце и вдругзастучит вновь. Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник. Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стоялабыподпись художника. В текстевсегораскрываются две проблемы.

Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: в.

Этические ошибки (Э) – нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты. Вид ошибки Примеры Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит; Нужнобыть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня; Почемушкольная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой? Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами.

Негрубые орфографические ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании бо.

Негрубые орфографические ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.). Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипные орфографические ошибки – это ошибки на одно правило, если условия.

Однотипные орфографические ошибки – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Исправляются, но не учитываются следующие ошибки 1. В переносе слов. 2. Буквы.

Исправляются, но не учитываются следующие ошибки 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

Графические ошибки - это различные описки, вызванные невнимательностью пишуще.

Графические ошибки - это различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки – это неиспользование пишущим необходимого знака препин.

Пунктуационные ошибки – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1) тире в неполном предложении; 2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) в передаче авторской пунктуации.

Негрубые пунктуационные ошибки Негрубые, т.е. не имеющие существенного значен.

Негрубые пунктуационные ошибки Негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

Читайте также: