Волго балтийский канал сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Волго-Балтийский канал, являющийся основным участком Волго-Балтийского водного пути, представляет из собой крупное гидротехническое сооружение.

Канал введён в постоянную эксплуатацию 27 октября 1964 г. Он соединяет Онежское озеро с Рыбинским водохранилищем, длина канала от устья реки Вытегра до селения Торово 368 км.

Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, искусственному Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между бассейном Волги и Онежского озером, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве (всего около 1100 км). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера.

Отходящий от Шексны Северо-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход через Сухону и Северную Двину к Белому морю.

Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы — Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но к началу 20 в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в конце 19 в. реконструкцию.
Создание нового водного пути между Онежским озером и Волгой началось после Великой Отечественной войны 1941—45, развернулось в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь — звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
Канал пересекает Балтийско-Каспийский водораздел и имеет два склона: северный (Балтийский) и южный (Каспийский). Северный склон канала крутой, а южный пологий. Верхний подходной канал шлюза №1 соединяется с Вытегорским водохранилищем. Затем следует Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4, №5 и Пахомовский гидроузел со шлюзом №6, являющийся границей между северным и южным склонами Волго-Балтийского канала.

Водораздел преодолевается каналом длиной 39 км, который начинается от шлюза №6. Далее трасса канала проходит по реке Ковжа, Белому озеру и реке Шексна до Рыбинского водохранилища. На р. Шексна в 121 км от её истока расположен Шекснинский гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8. Водораздельный бьеф расположен между шлюзами №6 и№7,8, вода в этом бьефе при установившемся стоке находится почти на одном уровне в течении всего года.

На северном склоне трасса пути совпадает с руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне.

Высота ветровой волны на всём протяжении канала не превышает 1,5 м и максимальна в Белом озере.

Сгонно-нагонные колебания составляют 0,5 м в Белом озере и 0,4 м на Шекснинском водохранилище.

Течение на канале слабое и практического значения для судовождения не имеет, однако в период половодья могут возникать сильные свальные течения в устьях притоков и в подходных каналах шлюзов при опорожнении-наполнении камер шлюзов возникают сильные течения до 7,2 км/ч.

Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по р. Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.
В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец — Ленинград 2,5—3 сут. против 10—15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных районов страны.

В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

Волго-Балтийский водный путь (Россия)

Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система) — система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу с Балтийским морем. Проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповец, р. Шексна, Белое озеро, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в начале XIX века, после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

Содержание

История создания

Создание нового водного пути между Онежским озером и Волгой началось до Великой Отечественной войны, развернулось в 1960; 5 июня 1964 Волго-Балтийский водный путь был открыт.

Описание

Волго-Балт — это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота.

Общая протяжённость пути между Онежским озером и г. Череповцом — 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла — Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский — расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) — на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца.

На северном склоне трасса пути совпадает с руслом реки Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по реке Ковже, Белому озеру и Шексне. Трасса южного склона проходит по Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

Волго-Балтийский водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец — Санкт-Петербург 2,5—3 суток против 10—15 до реконструкции). Значительно вырос грузооборот Волго-Балтийского водного пути по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли — для Северо-Запада и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт (см. Волготанкер). Через Санкт-Петербург на Волго-Балтийский водный путь поступают импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).

Состояние и перспективы развития

В 90-х годах развитие пути прекратилось, а на поддержку выделялась примерно лишь треть необходимого.[1] В 2007 году было принято решение финансировать проект реконструкции пути за счёт Инвестиционного фонда России. Весь проект оценивается более, чем в 8 миллиардов рублей, из которых 460 миллионов должны быть выделены в 2008 году.[2] Несмотря на тесный фарватер и скопления судов у шлюзов, грузопоток по Волго-Балтийскому пути постоянно увеличивается. За навигационный сезон 2007 года рост грузопотока составил 11 %. [3]

Волго-Балт, фото

Волго-Балтийский канал — это крупное гидротехническое сооружение, звено Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Волго-Балтийский канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломоро-Балтийскому каналу — в Белое море.

Протяженность Волго-Балта — 368 км, водный путь проходит через Нижнюю Шексну и Шекснинское (Череповецкое) водохранилище, Белое озеро и реку Ковжу, водораздельный канал и реку Вытегру.

Карта Волго-Балтийского канала (Волго-Балта)

Волго-Балтийский канал — описание

Волго-Балтийский канал имеет два склона: крутой северный (Балтийский) и пологий южный (Каспийский).

На северном склоне построены гидросооружения, в том числе 6 шлюзов, по которым суда поднимаются до водораздельного блефа на высоту более 80 метров:

  • Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежскогоо озера и состоит из плотины, поднимающей уровень воды в Вытегре на 13,5 метров, гидроэлектростанции и шлюза №1.

В городе Вытегра сохранился старый шлюз — единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Рядом с ним расположен обелиск белого цвета — памятник в честь окончания строительства в 1886 году Ново-Мариинского канала между реками Вытегрой и Ковжей, перенесенный в начале 60-х с верховьев Вытегры из деревни Александровское

  • В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, выполненный аналогично первому гидроузлу
  • На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел, включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5. Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале: расстояние между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина и холмистые лесные просторы
  • При подходе к Пахомовскому гидроузлу можно увидеть село Девятины и пятиглавую Успенскую церковь. Пахомовский гидроузел со шлюзом №6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.

Размеры шлюзов Волго-Балта составляют 270 на 18 метров, их архитектура однотипна, что позволило при строительстве пользоваться одинаковыми деталями.

Далее от шлюза №6 до Череповецкого гидроузла проходит единый водораздельный блеф протяженностью около 270 км, включающий водораздельный канал длиной в 39 км, реку Ковжу — 70 км, Белое озеро — 45 км и реку Шексну (от ее истока в Белом море до гидроузла) — 121 км.

Надо отметить, что участок канала, проходящий по реке Ковже — самый красивый на Волго-Балте. Здешняя природа практически не тронута человеком — населенные пункты встречаются очень редко, да и те которые есть, занимаются в основном лесозаготовками. Ширина канала здесь очень небольшая.

Строительство Волго-Балтийского канала велось ударными темпами, поэтому перед затоплением территории даже не успели вырубить деревья. А поскольку дерево быстрей всего разрушается на границе воды и воздуха, а под водой — напротив крайне устойчиво к гниению, то до сих пор на некоторых участках канала можно увидеть целые леса пеньков — ужасающий пейзаж, похожий на лунный. Даже там, где, казалось бы, в воде ничего нет, высокая волна от теплохода обнажает стволы деревьев, находящиеся под водой и недостающие до кромки несколько сантиметров.

На южном склоне Волго-Балта, на реке Шексне, находится Череповецкий гидроузел с параллельными шлюзами №7 и №8, опускающими суда на 13 метров. Шлюз №7 — старый, а с 1989 года здесь действует вторая нитка — шлюз № 8 с размерами 310 на 21,5 метров.

История Волго-Балтийского канала

В начале XVIII века после победы России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю, роль Петербурга все возрастает. В связи с этим необходимы были новые удобные пути для связи столицы с другими территориями. Для этого были построены три водные пути:

  • Самой первой, в 1709 году, была сооружена Вышневолоцкая водная система, соединившая реку Тверцу, приток Волги, с Балтийским морем
  • Тихвинская водная система проходила от Рыбинска через Тихвинский соединительный канал до Ладожского озера и Невы, построена в 1811 году
  • Мариинская водная система шла от Рыбинска по Шексне и Белому озеру, Ковже и искусственному Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве. Этот водный путь имел большое экономическое значение и прослужил более 150 лет.

Вместе с тем, в начале XX века Мариинская система уже не удовлетворяла транспортные потребности России и было решено создать новый канал. Его сооружение началось в 1940 году. Строительство велось заключенными под руководством наркомата внутренних дел. Для рабочих, строящих гидротехнические сооружения, был организован Вытегорский исправительно-трудовой лагерь.

Из-за начавшейся Великой Отечественной войны строительство было заморожено и возобновилось только в 1959 году. Объект объявили первоочередной стройкой семилетки и через пять лет водная артерия была построена.

Волго-Балтийский канал — сооружения

  • Особенность Волго-Балта состоит в том, что все шлюзы Балтийского склона, кроме Пахомовского, имеют одинаковую высоту — 13,5 метров, что позволило при строительстве использовать стандартные конструкции. Всего на канале 7 шлюзов, из них один (Пахомовский) двухниточный
  • 5 гидроузлов — Вытегорский, Белоусовский и Новинкинский, Пахомовский и Череповецкий
  • 3 гидроэлектростанции — Вытегорская, Белоусовская и Шекснинская
  • 25 земляных плотин и дамб
  • 4 искусственных водохранилища — Вытегорское и Белоусовское, Новинкинское и Шекснинское
  • 5 мостов на шлюзах
  • 2 паромные переправы
  • 11 пристаней
  • 4 эксплуатационных поселка.

Достопримечательности

Для туристов, путешествующих по Волго-Балту, организовано несколько зеленых стоянок, одна из них — в старинном селе Ирма. Эта местность связана с именем русского ученого-историка Николая Дмитриевича Чечулина. Здесь он похоронен, а на месте сгоревшего дома Чечулиных установлен памятный обелиск.

Туристические теплоходы также заходят в село Горицы, расположенное на левом берегу Шексны. Во время стоянки теплохода можно совершить следующие экскурсии:

  • Главная из них — в Кирилло-Белозерский монастырь. Как и другие монастыри той эпохи, обитель выполняла роль военной крепости, опоры царской власти и убежища на случай войны или внутренней смуты
  • Вторая экскурсия — в Ферапонтов монастырь, всемирно известный благодаря фрескам Дионисия, созданным в 1502 году
  • Ну и наконец, туристы могут самостоятельно осмотреть Горицкий монастырь, находящийся в двух шагах от пристани. Эта обитель была местом заточения знатных женщин, например, в 1608 году сюда была сослана дочь царя Бориса — Ксения Годунова.

Затопленная церковь Крохинского погоста

Затопленная церковь Крохинского погоста у истока Шексны из Белого озера

В районе поселка Топорня начинается Северо-Двинская система (Северо-Двинский водный путь), соединяющий Шексну и реку Северную Двину. Построен об был еще в 1829 году и с тех пор кардинально не изменился. В настоящее время он не имеет важного значения для судоходства. Пройти по нему могут лишь небольшие суда, поэтому круизы по Северо-Двинской системе совершаются все реже и реже. С борта теплохода, следующего по Волго-Балту можно увидеть первый шлюз этой устаревшей водной системы. Однако наше время эта череда сохранившихся деревянных шлюзов представляет интерес как памятник науки и техники прошлого.

Начало Северо-Двинского водного пути

Начало Северо-Двинского водного пути

Волго-Балтийский канал создан несколькими поколениями проектировщиков и строителей, претворивших в жизнь давнюю мечту о водной дороге, соединившей порты пяти морей. Волго-Балт был и остается наиболее оживленной водной магистралью, позволяющей осуществлять перевозки не только между районами России, но и между морскими портами северных и южных морей Европы.

Волго-Балтийский водный путь (Северо-Западный федеральный округ)

Волго-Балтийский водный путь (в 1810—1963 годах — Мариинская водная система; в 1964—1992 годах — Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина) — сокр. Волго-Балт — система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая бассейны Каспийского и Балтийского морей. Проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповец, р. Шексна, Белое озеро, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в 1799—1810 годах, переустраивалась в 1890—1896 годах, после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м, что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т. Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

Волго-Балтийский водный путь

Волго-Балтийский водный путь

Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) проходит через:

  • Рыбинское водохранилище;
  • озера: Белое, Онежское, Ладожское;
  • реки: Шексна, Ковжа, Вытегра, Нева, Свирь;
  • каналы: Мариинский, Онежский, Волго-Балтийский (Волго-Балт).

Разводной, понтонный, автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в деревне Анненский мост

Разводной понтонный автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в селе Анненский мост

ВБВП имеет минимальную ширину 50-70м при глубине 4 м и позволяет прохождение судов, грузоподъемность которых достигает 5000 тонн. Большинство из них являются самоходными грузовыми судами, перевозящими грузы без перевалки. Важнейшими грузами, транспортируемыми этим водным путем, являются:

  • железорудный концентрат – через Кандалакшу с Кольского полуострова до Череповецкого меткомбината;
  • череповецкие черные металлы, донбасский и кузбасский уголь, калийные соли из Соликамска, серный колчедан с Урала – для обеспечения северо-западных районов и на экспорт;
  • хибинские апатиты и апатитовый концентрат, карельские граниты и диабаз, зерновые — в разные районы страны;
  • лес, пиломатериалы из Вологодской, Архангельской – в Санкт-Петербург, южные регионы страны и на экспорт;
  • баскунчакская соль – в Мурманск;
  • нефть и продукты ее переработки – в северо-западные регионы, Прибалтику, на экспорт;
  • грузы импортного производства – из Санкт-Петербурга в разные регионы России.

Волго-Балт

Волго-Балтийский канал
Переправа Анненский мост

История водного пути своими корнями уходит в создание Мариинской водной системы, сооруженной еще в XIX веке. После ее капитальной реконструкции в 60-х годах прошлого столетия она была названа Волго-Балтийским водным путем.

Волго-Балтийский канал, шлюз №1

Волго-Балтийский канал, шлюз №1

Для решения этих задач были созданы и открыты водные системы:

  • в 1709 г. – Вышневолоцкая;
  • в 1811 г. – Тихвинская;
  • в 1810 г. – Мариинская.

Последняя система, начинаясь около Рыбинска, проходила далее по рекам, озерам, искусственному Мариинскому каналу. В нее входили и обводные каналы, созданные для обеспечения безопасности плавания небольших судов, курсирующих по Ладожскому, Белому, Онежскому озерам:

  • Онежский;
  • Новоладожский;
  • Белозерский.

Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система)

Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система)

Экономическое значение Мариинской системы для того времени трудно переоценить. На тот момент это было выдающееся гидротехническое сооружение, однако и оно вскоре перестало удовлетворять возрастающие транспортные потребности страны, что и повлекло необходимость поиска новых современных решений.

Карта Волго-Балтийского канала от Белого озера до Рыбинского водохранилища

Карта Волго-Балтийского канала от Белого озера до Рыбинского водохранилища

Читайте также: