История судьбы мцыри сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Поэма “Мцыри стала настоящим гимном стремлению и любви к свободе. Через образ главного героя поэт смог наиболее полно раскрыть собственную душу, самого себя и свои идеалы. В поэме автору удалось объединить все самое для человека дорогое – семью, родной дом, свободу, родину, жизнь и борьбу.

В своем произведении Лермонтов показал безупречного героя, душу которого не терзают противоречия, стремясь к свободе, он не пытается затронуть чужое достоинство.

Мцыри отличается нравственной чистотой, благородством побуждений и уникальной

цельностью характера. В смелом мальчике-дикаре Лермонтов воплотил жажду борьбы, битв и тревог, жажду бури, которая всегда присутствует в человеческой душе, в том числе и в душе автора. Образ монастыря-тюрьмы поэт вводит не случайно.

Этот образ воплощает в себе все то, что ограничивает свободный полет человеческой мысли, сковывает душу и лишает всякого права на жизнь и борьбу.

Жизнь в заточении не могла удовлетворить главного героя, и он решается на бегство из монастыря, который враждебен и чужд его свободолюбивой душе. Оказавшись на свободе, Мцыри погружается в стихию родной природы. Долгие годы мучений

Мцыри принял решение о побеге давным-давно. Он страстно желает отыскать свою родину, своих родных и близких.

Монахи ошибочно считали, что Мцыри смог привыкнуть к плену. На самом деле он не намерен сдаваться и отказываться от жизни. Свою тайну юноша затаил в душе, а монахам не дано понять его свободолюбивых стремлений. Вырвавшись из плена и с головой окунувшись в живой и свободный мир, герой понимает, что не смиренное существование является смыслом человеческой жизни, а постоянная борьба и противостояние невзгодам.

Человек должен бороться за свою свободу, за возможность реализовать себя как личность, установить общность с близкими по духу. Мцыри порывает с христианством и его учением о покорности и ничтожности земного существования. Он с легкостью готов променять райское блаженство загробной жизни на обычные, земные человеческие радости.

На вопрос о том, что он делал за стенами монастыря, Мцыри отвечает: “Жил!” А когда его спрашивают, что он видел, юноша описывает картину золотого рассвета в радужных утренних красках, свежесть леса и зелень листвы, которую пронизывают лучи солнца. Его восхищают чудесные голоса природы, благоухание земли и темнота ночи в горах. Но ближе всего по духу ему гроза, она поражает и манит горячее сердце Мцыри.

И все же его бегство становится движением по замкнутому кругу: все его путешествие происходит в окрестностях монастыря. Умирающий Мцыри вновь попадает в стены своей тюрьмы. Перед смертью он просит похоронить его в цветущем саду, где растет свежая трава и воздух душистый, а еще, оттуда видны заснеженные горы Кавказа.

Мцыри мечтает хотя бы после смерти получить столь долгожданную свободу.

Трагизм положения главного героя заключается именно в том, что, нарушив незыблемые правила и убежав в страну свободы, достичь ее он так и не смог, потому что ее просто не было. Во времена Лермонтова такая судьба ждала каждого свободолюбивого человека.

Образ юноши, жаждущего свободы и возращения домой, передан Лермонтовым с колоссальной живостью. Более всего образ мыслей Мцыри проявляется в его беседах со старцем, пожилым монахом, что дежурит возле его постели. Такое противопоставление автор даёт не случайно: молодость и старость, смирение и непокорность олицетворяют собой две эти ключевые фигуры повествования. Мцыри упрекает старика-монаха в том, что у него отняли молодость, подчёркивает, что монах имел возможность насладится своей юностью и теперь, когда он стар, ему легко жить в монастыре. Для Мцыри же это неприемлемо. Он грезит свободой, родным домом, и горами, где сам воздух напитан живительной силой свободы. Ему чужд монастырский воздух, пропитанный запахом свечей и ладана.

Кульминация поэмы – встреча Мцыри и снежного барса. Три дня скитаний, полных надежд на долгожданное возвращение домой, прерываются борьбой с диким зверем. В эти три дня Мцыри прожил всю свою жизнь, в борьбу со зверем вложил все силы молодости, и наконец, обессиленный, потерял сознание. Жизнь для Мцыри должна быть наполнена событиями, ощущением свободы, а жизнь в монастыре – лишь существование. Поэтому, когда его находят и возвращают обратно, он не борется, он хочет принять смерть, раз попытка освободится не удалась. Такой судьбой Мцыри не дорожит. Со зверем он бился за свою настоящую жизнь, а не за монастырскую неволю. Поэма заканчивается трагически, Мцыри так и не добрался до Родины. Единственное, желание, которое он просит исполнить – похоронить его ближе к монастырской ограде, откуда видны горы родной стороны.

Образ свободолюбивого смелого и отчаявшегося юноши трогает читателя своей искренностью. Мцыри не смирился, он сделал всё, чтобы оказаться на Родине. Он всё-таки сумел выхватить у судьбы хотя бы три дня жизни, полной настоящей свободы.

Автор: Таисия Ишниазова

Автор: Самый Зелёный · Published 02.04.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 04.08.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 14.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Когда Мцыри был маленьким мальчиком, один русский генерал захватил его в плен. Он увез мальчишку далеко от родины, но не смог сломить его. В дальней дороге Мцыри заболел. Он был настолько слаб, что генерал принял его за умиравшего и отдал на восстановление или же погребение в один грузинский монастырь. Мальчик, вероятно, потерял всех своих родных на войне, а сам стал пленником. Для ребенка это было невыносимо.

Тем не менее, один из монахов не отходил от него ни на шаг и смог выходить Мцыри, вырвав его из страшных лап смерти. Все это время мальчик жил в монастыре, там же он и обучался и готовился стать монахом. Но душа юноши не лежала к такому будущему, он не был готов отдаться на милость Божию. В нем все еще жил бунтарь, тот, который отказывался принимать действительность и мечтательно поглядывал в сторону родных краев.

Мцыри решается на побег и выбирает для этого самый лучший момент – грозу. Это время полного смирения монахов, когда они, стоя на коленях, не смеют поднять взгляд с пола. Юноша убегает и оставляет монастырь у себя за спиной. Три дня монахи искали своего воспитанника, им улыбнулась удача, и они смогли найти его. Вот только Мцыри был похож на все то же бездыханное тело, каким его привезли в монастырь еще в ребячестве.

Монахи, предчувствуя его скорую кончину, зовут к юноше его учителя и наставника, который выходил мальчика в то время, когда он попал в этот монастырь. Старый монах хочет, чтобы Мцыри исповедался и покаялся в своих прегрешениях. Но молодой человек не хочет лицемерно врать перед смертью. Он решается сказать правду, не склонить низко голову для покаяния, а поднять ее так высоко, как только может.

В своем рассказе Мцыри вспоминает, что ему никогда не было комфортно в монастыре. Эти стены всегда давили на него. Он чувствовал себя, как птица в клетке. Этот монастырь стал для него персональной тюрьмой. Мцыри смог почувствовать себя живым только за этими угрюмыми стенами. Когда юноша убежал, там, на свободе, он раскрылся, как совершенно иной человек. Мцыри не был спокойным и послушным мальчиком, в нем всегда бушевала горячая и гордая кровь.

Он ринулся навстречу ветру и вкусил кусочек запретного с детства плода – свободу. Наконец-то он оказался в своем родном мире. На природе характер Мцыри раскрывается с другой стороны. Юноша, который много лет просидел взаперти, очень тонко чувствует мир природы. Удивительно, что он понимает, о чем шепчет трава и поют птицы, хотя давно уже этого не слышал и не помнит их гласа. Он романтичен и способен на безумные поступки. Мцыри не похож на всех остальных монахов.

Молодой парень четко видит цель и упорно двигается к ней вперед. Все, о чем он мечтал – это вернуться на родину. Наверняка Мцыри понимает, что дома его никто не ждет, тем не менее, он готов преодолеть все препятствия, чтобы увидеть родные места. На его пути встречаются разные испытания. Первое приходит к нему в виде прекрасной девушки. Он влюбляется в нее с первого взгляда и уже готов идти за ней, но вдруг вспоминает об истинной цели своего побега и отбрасывает мысль о любви.

Второе испытание – барс. И этот поединок остается за Мцыри. Он побеждает в неравном бою с барсом и рвется вперед. И последнее – темный лес. Мцыри долго блудил в нем, его начало охватывать отчаяние, но молодой гордый дух все также остался несломленным. И только смерть может освободить юношу от скитаний. Он встречает ее как старую подругу и отдается на ее милость. Последнее желание Мцыри – быть захороненным за пределами стен монастыря, там, где живет свобода.

Образ Мцыри – это один из самых ярких романтических персонажей русской литературы. Его стойкий и сильный характер вызывает восхищение.

Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихией у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же значит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отражающему смутное желание умирающего юноши.

(Вариант 2)

Итак, конечно, трагический финал судьбы Мцыри предопределен, так как именно в этом главные идеи поэмы: о высшей ценности свободы, о невозможности достичь гармонии.

история создания поэмы мцыри

От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.

Без воли и свободы жизнь для Мцыри не имеет смысла, поэтому в одну из осенних ночей он совершает побег. Вся красота и величественность Кавказа раскрывается перед ним, наполняя его сердце легкостью. Память о родном доме и семье оживает при виде причудливых горных хреб-тов, пробуждая надежду на возвращение.

Вырвавшись на свободу, Мцыри наконец-то получает возможность жить полнокровной жизнью. Восторженно наблюдая за природой, юноша ощущает себя ее составной частью:

О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил…

Юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна!

Однако Мцыри не суждено вернуться на родину. Пока дорога была прямой, радость не покидала его, но лишь только он вступил в лес — сбился с пути, заблудился. Для того, чтобы выйти на верный путь, Мцыри не хватает дос-таточного знания природы, он лишен многих навыков и умений, оторван от богатства мудрости предков. Однако и здесь, доведенный до отчаяния и исступления, Мцыри от-торгает возможную помощь людей, не желая разрушать интимность своих отношений с природой:

Помощи людской Я не желал… Я был чужой Для них навек, как зверь степной.

Вступая в опасную битву с диким барсом, Мцыри еще раз убеждается, что не его судьба — быть покорным и смиренным монахом, ведь он

Быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.

Во время боя Мцыри обнаруживает природную силу и ловкость, он снова сравнивает себя со зверем:

Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я.

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой.

Едва взошла заря, Палящий луч ее обжег В тюрьме воспитанный цветок…

Не желая мириться с неволей, Мцыри хочет и смерть встретить, оставшись наедине с природой. Он просит пере-нести себя в сад, где

Акаций белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист!

Непередаваемо музыкальны и величественны образы природы Кавказа, созданные М. Ю. Лермонтовым. Живо-писные картины, открывающиеся нам во время чтения, говорят о том, что автор и сам был внимательным, чутким к проявлениям красоты и глубоко любящим природу че-ловеком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему битва мцыри с барсом
  • анализ мцыри о природе
  • отношение мцыри к природе
  • показать сочинение на тему битва мцыри с барсом
  • что отмечает в природе мцыри

Почему Мцыри погибает

Финал поэмы трагичен. Мцыри, так стремившийся обрести единение с природой, погибает. По законам романтизма герой не находит единения ни с живущими рядом с ним на протяжении нескольких лет и желающими ему добра монахами, ни с естественными стихиями природы. Первые чужды Мцыри по духу. Вторые одерживают верх над монашеским воспитанием героя.

история создания произведения мцыри

Путешествие по Военно-Грузинской дороге

Зов страстной души

Судьбы у старца из Джавари, беседовавшего с поэтом, и юноши из поэмы сложились по-разному — это был принципиально авторский подход. Первый смирился со своей участью и дожил в монастыре до старости. Второй желает любым способом обрести свободу. В своем стремлении он не боится выступить против незнакомого, но такого близкого ему мира природы. Она является символом вольной жизни для Мцыри.

История создания поэмы включает и подобную трансформацию жизни юного пленника – образ старца в большей мере определил дух героя, родившегося на Кавказе.

1 и 4 вступление . жизнь мцыри в монастыре характер и мечты юноши послушника .почему мцыри не достиг родины .2 и 3 основная часть .что увидел и узнал мцыри во время скитаний .черты личности мцыри раскрывшихся за три блаженых дня . 5 заключение . как вы думаете что личного внёс м. ю. лермонтов в свою поэму .

Мцыри -человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям,
близким и родным по духу.
Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной
душой, могучим темпераментом.
Но в личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты силы и
слабости.
Огненная страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонная воля
Мцыри-неотделимы в нем от его физической хилости и болезненности-
наследства монастырского режима.. .
Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя - он "пуглив
и дик", "слаб и гибок",
но
"в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий слух
Его отцов".
Могущество внутреннего духа и слабость тела - вот характерное
противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных мест и
неясной тоской по родине. Могучий дух возрос в чужой ему искусственной
среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями
вольной жизни.

С самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость
и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины.
Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри
воспринимал как плен. Окружающие его люди были враждебны ему,
они не могли понять Мцыри.
У него отняли свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его
сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину
его побега. Она проста.
Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был
одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни,
которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах
прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”.
Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое
настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы
на этот свет родимся мы”:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя.
И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек
рожден свободным, что и он “быть бы мог в краю отцов не из
последних удальцов”.

Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду
счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру,
полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья,
его принципиальную невозможность.
Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе монастыря,
перед которым вновь оказался Мцыри после трагических скитаний.
Мцыри победил свою физическую слабость в битве с Барсом,
но победить "судьбу", уготовившую для него жизнь в чужом краю,
он не мог. Изначальная обреченность героя, который всеми силами
порывается убежать от судьбы, торжествует.

Кругом гордо возвышались заснеженные вершины. На горе стоял монастырь. Там жили тибетские монахи и ели свою похлёбку из чечевицы. Дело было на Кавказе. Там шибко красиво, потому что там есть природа и пейзажи. А это здорово влияет на характер романтиков. Там и Лермонтов был и в его башку лезли стихи и поэмы. Он ничего не мог с ними поделать и однажды отнёс их в газету, чтобы напечатали на беду нынешним школьникам.
В один прекрасный день, когда солнце уже клонилось к закату, в ворота монастыря зашёл Мцыри и направился прямо к Ламе в опочивальню. Но не дошёл. Из-за угла выскочила тигра и слопала бедного Мцыри. И шибко красивая природа ему не помогла. Тигра не любил природу, а только мясо. С тех пор над морем, вблизи этого монастыря, гордо реет буревестник, яркой молнии подобный и сеет страх на всех. А тот тигра потом стал старый и сошёл с ума, и бросился он со скалы, и разбил свою башку об камни. В разные стороны брызнула кровь и на том месте, куда она попала -- выросли тюльпаны. Такой пейзаж открылся -- я тебе дам! Туда приходил Лермонтов и рвал их своей любимой Пенелопе. Но это не принесло им счастья и он застрелился в Чёрной балке, так и не познав прелестей любви, за что был осуждён посмертно на вечные муки Архимандритом Каином 4-м в 1889 году. А тот монастырь потом разобрали и перенесли на Тибет на 400-х мулах и 200-х монгольских лошадях и написали манускрипт на папирусе про всё это, и стали продавать его русским туристам в Египте за 10 долларов за штуку. Так появилась поэма "Мцыри", которую стали изучать в советской школе, а потом и в наше время. Но парнеги и тёлги не хотят учить литературу и просят написать им на Ответах сочинение, типа изложения, про Мцыри, которому так и не удалось убежать из монастыря. Нет печальней повести на свете. Чем эта.

Читайте также: