Исаакиевский собор сочинение описание

Обновлено: 04.07.2024

Исаакиевский собор – одна из самых величественных исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монументальность этого архитектурного сооружения поражает воображение, а богатство внутренней и наружной отделки оставляет яркие впечатления на долгие годы у любого человека, посетившего этот уникальный храм, образец каменного зодчества прошлых столетий.
Исаакиевский собор посвящен имени преподобного Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая, в день рождения Петра Великого. Задуман собор был Екатериной Великой. В 1768 году по проекту Ринальди было начато сооружение великолепного мраморного храма. Со смертью императрицы Екатерины II это грандиозное мероприятие осталось неосуществимым. А 26 июня 1819 года была произведена закладка нового колоссального храма уже по плану Монферрана.
Сооружение громадного собора, особенно на топкой петебургской почве, представляло немалые технические трудности. Собор строился с большими усилиями. Журналы тех времён сообщали, “что господину Монферрану посчастливилось для поставки колонн изобрести машину, которая с удивительным искусством облегчает как поднятие, так и утверждение колонн, сих единственных исполинов, из коих каждая весит более 12000 пудов”.
Строительство собора происходило не без личного присмотра императора Николая I. Лучшие художественные силы были привлечены к украшению будущего шедевра. Здесь, как нигде, отразилось виртуозное мастерство официальных художников эпохи Николая I. Скульптурные работы производил И. П. Витали. Им исполнены барельефы на фронтоны – “Встреча Феодосия со св. Исаакием Далматским” и “Поклонение волхвов”, евангелисты и апостолы на вершинах фронтонов, ангелы со светильниками по углам стен, “Распятие” и “Поклонение пастырей” – рельефы над северными и южными дверями, скульптурные двери собора. Эти произведения Витали – самое художественное и интересное в декоративной отделке собора.
По форме собор представляет собой четырехугольное здание, увенчанное посередине грандиозным куполом, с четырьмя колокольнями на углах. Все стороны здания украшены громадными портиками и колоннадами из цельного гранита, установленными на колоссальных гранитных террасах. Общее количество внешних колонн – 112. Большой колокол украшен изображением святого Исаакия и пятью медальонами: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
Изнутри и снаружи здание облицовано мрамором. Пол выполнен в виде шахматного рисунка из разноцветного мрамора, а стены украшены великолепной живописью. Все иконы выполнены из мозаики. Особенной красотой и величием поражает запрестольный образ Спасителя, выписанный особым образом на стекле. Иконостас главного алтаря украшен драгоценными колоннами из малахита.
Храм был торжественно освящен 30 мая 1858 года. Красота, вместительность собора, прекрасное пение, торжественное служение привлекали в него многочисленных прихожан и он стал народной святыней наряду с древнейшими храмами православной Руси.

Великолепный монументальный Исаакиевский собор, который является одним из крупнейших церковных сооружений мира построен по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Собор строился долго — целых 40 лет. Его строительство началось в эпоху императора Александра I, и было завершено при император Николай I. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I. Петр I родился в день памяти святого – 30 мая. По своим размерам собор уступает только трем соборам мира. Это собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла в Лондоне и собор Святой Марии во Флоренции. Высота собора — 101,5 метра, длина -111 метров и ширина – 97 метров. Собор строился с 1818 по 1858 год. Творение Монферрана — четвертый по счету Исаакиевский собор. Первая деревянная церковь Исаакия Далматского была построена по указу Петра I через несколько лет после основания Петром I Санкт-Петербурга. Церковь была построена в 1710 году на том месте, где сейчас находится Медный всадник. В этой церкви Петр I в 1712 году венчался с Екатериной Алексеевной, которая впоследствии станет императрицей Екатериной I. Но очень скоро маленькая церковь уже не отвечала требованиям быстро растущего города и в 1717 году опять же по приказу Петра I было начато строительство Исаакиевского собора, в котором по указу Петра с 1723 года приносили присягу моряки Балтийского флота. Третий Исаакиевский собор строился по проекту А. Ринальди. Но завершить свою работу он не смог: после смерти Екатерины II Ринальди уехал за границу. Вступивший на престол император Павел I поручил завершение работ по строительству собора архитектору В. Бренна. По необходимости он должен был изменить проект Ринальди, что плохо сказалось не только на внешнем виде собора, но привело к таким строительным погрешностям, что буквально через несколько лет началась обваливаться штукатурка, на стенах появились трещины, протекала кровля. Строительство третьего Исаакиевского собора было завершено в 1802 году, но уже в 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма.Из множества представленных проектов Императором Александром I был избран один из проектов, предложенных О.Монферраном. Этот проект Монферрана предусматривалВ 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов, что было одним из условий конкурса. При этом разбирались колокольня, алтарные выступы и западная стена прежнего собора, и сохранялись южная и северная стены. Такая реконструкция увеличивала здание собора в длину, не изменяя его ширины и придавая зданию прямоугольную форму. Не изменялась и высота сводов. 20 февраля 1818 года императором Александром I проект был утверждён. После этого начались работы по разборке ненужных конструкций. 26 июня 1819 года была произведена торжественная закладка нового собора. Но уже в октябре 1820 года в проекте Монферрана были выявлены серьезные технические недочеты, которые могли привести к обвалу купола. Проект был пересмотрен, в него были внесены изменения и 3 апреля 1825 года новый проект Монферрана был утвержден. Этот проект и был осуществлен. 30 мая 1858 года собор был освящен м присвоением ему статуса кафедрального собора России. В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, проходили важнейшие праздничные богослужения.

Из истории собора:
Исаакиевский собор – выдающийся памятник архитектуры позднего классицизма. Подобно Петропавловскому собору и Адмиралтейству, он является доминантой Санкт-Петербурга: его позолоченный купол виден практически из любой точки города.
Петр Великий родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. В 1710 году Петр приказал построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь в честь своего святого покровителя. Она находилась рядом с Адмиралтейством, примерно на том месте, где ныне стоит памятник Медный Всадник. В Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. В 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви.
В 1717 году на месте деревянной Исаакиевской церкви по проекту архитектора Г. -И. Маттарнови был построен небольшой каменный храм, который 6 августа 1717 года заложил сам Петр I в присутствии представителей высшего духовенства.
Новая каменная церковь простояла недолго, и уже к середине 18 века она была разобрана, а на ее месте по проекту архитектора А. Ринальди был возведен третий храм, названный в честь Исаакия Далматского. Но и он прослужил недолго: на одной из служб с потолка посыпалась отсыревшая штукатурка, а при более детальном обследовании храма выяснилось, что он находится в плачевном состоянии и подлежит капитальной переделке. Кроме того, собор дисгармонировал с торжественной застройкой центра Санкт-Петербурга.
В 1800-х годах состоялся конкурс на проект нового собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Рикар де Монферран, приехавший в Россию за два года до этого. Работы по возведению собора начались в 1818 году и продолжались в течение сорока лет. Вскоре после начала работ обнаружилось несколько серьезных ошибок в чертежах, и строительство было приостановлено. Монферрану помогала большая группа инженеров и строителей: в одиночку он не мог решить ряд проблем, появлявшихся по ходу возведения столь грандиозного сооружения
.
30 мая 1858 года состоялось торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестили членов царской семьи. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.

Великолепный монументальный Исаакиевский собор, который является одним из крупнейших церковных сооружений мира построен по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Собор строился долго — целых 40 лет. Его строительство началось в эпоху императора Александра I, и было завершено при император Николай I. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I. Петр I родился в день памяти святого — 30 мая. По своим размерам собор уступает только трем соборам мира. Это собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла в Лондоне и собор Святой Марии во Флоренции. Высота собора — 101,5 метра, длина -111 метров и ширина — 97 метров. Собор строился с 1818 по 1858 год. Творение Монферрана — четвертый по счету Исаакиевский собор. Первая деревянная церковь Исаакия Далматского была построена по указу Петра I через несколько лет после основания Петром I Санкт-Петербурга. Церковь была построена в 1710 году на том месте, где сейчас находится Медный всадник. В этой церкви Петр I в 1712 году венчался с Екатериной Алексеевной, которая впоследствии станет императрицей Екатериной I. Но очень скоро маленькая церковь уже не отвечала требованиям быстро растущего города и в 1717 году опять же по приказу Петра I было начато строительство Исаакиевского собора, в котором по указу Петра с 1723 года приносили присягу моряки Балтийского флота. Третий Исаакиевский собор строился по проекту А. Ринальди. Но завершить свою работу он не смог: после смерти Екатерины II Ринальди уехал за границу. Вступивший на престол император Павел I поручил завершение работ по строительству собора архитектору В. Бренна. По необходимости он должен был изменить проект Ринальди, что плохо сказалось не только на внешнем виде собора, но привело к таким строительным погрешностям, что буквально через несколько лет началась обваливаться штукатурка, на стенах появились трещины, протекала кровля. Строительство третьего Исаакиевского собора было завершено в 1802 году, но уже в 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма.Из множества представленных проектов Императором Александром I был избран один из проектов, предложенных О.Монферраном. Этот проект Монферрана предусматривалВ 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов, что было одним из условий конкурса. При этом разбирались колокольня, алтарные выступы и западная стена прежнего собора, и сохранялись южная и северная стены. Такая реконструкция увеличивала здание собора в длину, не изменяя его ширины и придавая зданию прямоугольную форму. Не изменялась и высота сводов. 20 февраля 1818 года императором Александром I проект был утверждён. После этого начались работы по разборке ненужных конструкций. 26 июня 1819 года была произведена торжественная закладка нового собора. Но уже в октябре 1820 года в проекте Монферрана были выявлены серьезные технические недочеты, которые могли привести к обвалу купола. Проект был пересмотрен, в него были внесены изменения и 3 апреля 1825 года новый проект Монферрана был утвержден. Этот проект и был осуществлен. 30 мая 1858 года собор был освящен м присвоением ему статуса кафедрального собора России. В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, проходили важнейшие праздничные богослужения.

Сегодня я бы хотел продолжить рассказ об этом удивительном городе, поведав о самом большом православном храме северной столицы, который считают рекордсменом по количеству связанных с ним легенд – об Исаакиевском соборе. А если быть точнее: о соборе Исаакия Далматского…

Приближаясь к собору ближе, понимаешь какая это мощь…Святая мощь. Огромные двери, такие тяжелые и, кажется, неподвижные вовсе, напоминающие ворота богатого дворца, высокие колонны, на первый взгляд кажущиеся такими хрупкими, но подойдя ближе понимаешь, что благодаря им и держится весь собор, строительство которого, к слову, велось на протяжении пятидесяти лет.

Кстати, о строительстве. Идея постройки церкви святого Исаакия принадлежит, конечно же, Петру I, который в далеком 1710 году местным архитекторам просто намекнул, что хотел бы иметь в своем городе место, в котором могли бы принимать присягу все балтийские моряки (!). Причем построить в честь своего покровителя Исаакия Далматского - русский император родился 30 мая, в день этого святого.

Но строительство началось только через семь лет. Причем у строителей идея оказалась получше Петровской – они решили построить святыню не из дерева, а из кирпича. Через тридцать лет возведение храма прекратилось из-за болотистой почвы.

Несколько раз строительство Исаакиевского собора то откладывалось, то возобновлялось, переносилось, менялись материалы, из которых должны были возводить храм… И только в 1816 году император Александр I решил все-таки довести дело до ума и завершить замысел Петра, пригласив архитектора (мало известного тогда) Огюсте Монферране. И дело пошло.

Строительство было долгим. Четвертый по счету собор святого Исаакия строили 50 лет. В то время в Питере пошел слух, что Огюсте специально задерживает окончание постройки: мол, гадалка предсказала ему, что он умрет сразу после того, как он закончит возведение собора. Совпадение или нет, но после окончания постройки архитектор Монферран сразу скончался – не достояв до конца церемонии освещения собора, он почувствовал себя плохо, ушел домой и через месяц умер.

Сейчас Исаакиевский собор – это не просто огромное священное место, где можно и помолиться и отвести душу, но и чудесный архитектурный музей-памятник. Несмотря на толпы туристов здесь тихо и спокойно. Глядя на громадные мозаичные картины, смотря в глаза святым, иконы с которыми тут повсюду, забывается городская суета, домашние хлопоты, проблемы и печали. Снимешь головной убор, встанешь у свечи, закроешь глаза – и ты как будто не один в этом мире, ты словно под опекой всех этих лиц, окружающих тебя… И уже не так страшно жить, что ли.

А еще… Трепет и ажитация охватывает тебя от понимания того, что в этих стенах сохранился дух нашей истории, которую создавали (здесь же) великие люди, о которых мы читали в учебниках по истории, фотографии которых мы видели в энциклопедиях… Настолько трепетно, что кружится голова…

Насладиться свежим Питерским воздухом можно, взобравшись на колоннаду собора по высокой, длинной и крутой лестнице. Кажется, что подъем не закончится никогда… Но вот последняя ступенька, и вот перед тобой весь город – как на ладони, ей Богу. Такой яркий, разный, колоритный и шумный. Но все таки любимый.

Продолжение обязательно следует.

Помимо всех слухов, связанных с Исаакиевским собором, существует еще один, очень интересный. В городе во время строительства храма возникла байка, мол падение дома Романовых произойдет тогда, когда снимут все строительные леса со здания собора. И что вы думаете?! Леса были убраны в 1916 году за полгода до отречения от престола последнего императора России. Вот как тут не поверишь в кабалистику?!

Напоминаю, что я запрещаю использовать мои снимки, выложенные в моем блоге без моего личного разрешения, и тем более без указания авторства.


Исаакиевский собор. Достопримечательности Санкт-Петербурга

Исаакиевский собор — самое грандиозное и величественное здание современного Санкт-Петербурга. Собор до сих пор поражает жителей северной столицы и многочисленных туристов своей величественностью и монументальностью. А представьте себе, какой диковинкой было это уникальное строение для людей, живших в XIX веке!

Интересное описание внешнего вида Исаакиевского собора и его внутреннего убранства, сделанное одним из свидетелей строительства храма практически сразу после его постройки, дает нам возможность узнать, как выглядел этот шедевр архитектуры в XIX веке.

Описание Исаакиевского собора

…Несмотря на всю грандиозность храма, чуть ли не лучшего и замечательнейшего в мире, — общий вид его чрезвычайно прост. Кажется, что это гигантский прямоугольный каменный ящик, на котором поставлен менее гигантский купол, представляющийся, благодаря колоссальной вышине ящика, малым и как бы утонувшим в него. На каждой стороне квадратного корпуса находятся классические портики, а вокруг главного купола обвита круглая колоннада. Проведя взгляд от купола, вы встречаетесь с прямыми основаниями, стушевывающимися с четырьмя колокольными башенками и скульптурными украшениями по углам верхнего края корпуса. Все четыре портика состоят из колонн цельного гранита, утвержденных на таких же террасах. На портиках устроены великолепные фронтоны с барельефами, которые опираются всей своей тяжестью на гранитные колонны-монолиты, в 8000 пудов каждая. Число колонн в портиках неодинаково: в северном и южном – по шестнадцать, а в восточном и западном – по восемь. Мраморные своды портиков разделены по длине на три части: два боковых – плоские, а средний имеет сферическую форму. Своды отделаны выбивными медными розетками, головками херувимов, гирляндами и другими украшениями. Поле в портиках представляет шахматный рисунок из белого мрамора, красного и серого гранита.

Обходя вокруг, легко заметить в стенах окна с небольшими колоннами, с угловыми желобчатыми пилястрами. Вдоль стены видны фундамент из красного гранита и два небольших карниза, ниже окон; на высоте капителей портиков идет широкий карниз, лежащий на колоннах темно-малинового широкого фриза и рельефного сложного карниза; над карнизом – стенка или аттик, состоящий из фундамента, двух статуй над угловыми пилястрами и менее сложного карниза. Главный купол опирается на круглую колоннаду, основанную на высоком постаменте и состоящую из двадцати четырех пустых колонн, весом каждая в 4000 пудов, с рельефным карнизом и аттиком в виде балюстрады, по верхнему краю которой укреплены статуи; из-за них видны окна купольного тамбура. Над куполом – фонарь с пилястрами коринфского ордена, решеткою вокруг основания и ажурным крестом над полумесяцем.

Купол состоит из трех отдельных сводов. Первый из них, видимый изнутри собора, сферической формы; второй – конический, украшенный медными лучами и оканчивающийся под фонариком; а третий, золоченый, видимый снаружи. Два первых состоят из чугунных ребер, укрепленных на чугунном кольце, положенном поверх тамбура большого купола, а золоченая крыша купола держится на железных стропилах, которые прикреплены к ребрам конического свода. Между ребрами двух сводов положены цилиндры (или гончары) из обожженной глины. Общая тяжесть купола равняется, несмотря на пустоту 24 колонн, 136000 пудов. В куполе 24 окна; между чугунными столбами, поддерживающими стропила, от окон аттики до самого фонарика, проложена под крышей винтообразная лестница, по которой, через отверстие, можно выйти за решетку, окружающую фонарик. Четыре небольших четырехугольных колокольни представляют из себя фронтоны, опирающиеся на колонны, увенчанные шарообразными куполами, под которыми висят массивные колокола. Самый большой из них, находящийся на северо-западной колокольне, весит 1800 пудов, а в северо-восточной – 1000 пудов. Меньший, в 900 пудов, находится в юго-восточной колокольне.

Все здание, как внутри, так и снаружи, облицовано дорогим итальянским, французским и олонецким мрамором. На одну внутреннюю отделку пошло более полумиллиона пудов мрамора. Под каждой из колонн положен серебряный рубль чеканки 1837 года, а под главной колонной лежит платиновая медаль с изображением самодержца Николая I.

В стенах, обложенных мрамором, виднеется инкрустация. Главный иконостас – трехъярусный, с иконами из мозаики. Своды покрыты украшениями, группами и живописью. Плафоннная живопись исполнена художником Бруни. Плафон главного купола, изображающий Божию Матерь, окруженную святыми, равно как апостолы и евангелисты в палузах больших сводов, исполнены Брюлловым и Басиным. Две группы над малыми иконостасами – работы Пименова.

Сам иконостас, из белого статуйного мрамора, поднят почти до сводов. В нем восемь колонн и два пилястра высотой в 43 фута, из малахита, с позолоченными капителями и базами. По сторонам царских врат поставлены две драгоценные колонны из ляпис-лазури. Внутри колонны пусты: они состоят из чугунных цилиндров, по которым и наклеены малахит и ляпис-лазурь. Над царскими вратами – группа Иисуса Христа на престоле, с правой стороны его – Божья Матерь, с левой – евангелист Иоанн. Большинство икон в иконостасе – из мозаики. Запрестольный образ писан особым способом на стекле, в Мюнхене, и представляет собой благословляющего Спасителя во весь рост. Занимая всю амбразуру окна, он кажется прозрачным.

В храме насчитывается 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста. Над дверями замечательные барельефы работы Витали и Логановского. Пол в храме сделан из разноцветного мрамора с рамками из порфира. Средняя часть его украшена флорентийской мозаической розеткой. В главном куполе помещается 12 больших и 40 меньших фигур ангелов, патриархов и пророков. Все фигуры в куполе позолочены. Соборная утварь храма весьма драгоценна, так как приготовлена исключительно из серебра и золота…

Величественен человек в своих деяниях. Величественны деяния, оставленные потомкам…

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь
Строительство: 1818 - 1858 годы
Архитектор и автор проекта: Огюст Монферран
Святыни: чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери
Высота: 101,5 метра
Координаты: 59°56'02.8"N 30°18'23.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Самый большой храм Санкт-Петербурга носит имя Исаакия Далматского. Почитаемый подвижник жил в Древней Византии в начале IV века. В день церковной памяти святого 30 мая 1672 года появился на свет царь-реформатор Петр I, который и поставил в городе первую Исаакиевкую церковь. Современный собор – четвертый по счету храм, и его по праву считают выдающимся памятником классицизма.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор с высоты птичьего полёта

Храмы-предшественники

Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.

Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)

Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.

Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно - собор придется капитально реконструировать.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Как перестраивался Исаакий

В 1809 году российский царь Александр I продолжил строительство храма. Вначале выбрали дешевый вариант и хотели просто перестроить собор. Но проведенный конкурс не дал никаких результатов. Все представленные проекты оказались неподходящими. Через 4 года объявили новый конкурс, и опять он закончился ничем.

Государь не отступал от задуманного и поручил подготовку проекта Августину Бетанкуру. Благодаря новому зодчему, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Опытный архитектор представил ко двору недавно переехавшего в Россию Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Вид на купол Исаакиевского собора

В 1818 году зодчий предложил вниманию царя вариант реконструкции, где были сохранены не только алтарь, но и подкупольные пилоны уже стоящей церкви. Интересно, что при проектировании российского храма архитектор взял в качестве образцов классические здания Пантеона и Дома инвалидов в Париже.

К строительству приступили летом 1819 года, а освящение нового собора прошло в конце весны 1858 года. За 40 лет Исаакий побил все мыслимые рекорды. Он стал самым дорогостоящим и самым долгостроящимся храмом в Европе. На строительство истратили 23 миллиона рублей.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Вид смотровую площадку на куполе Исаакиевского собора

В возведении собора участвовало около 400 тысяч строителей, и все они были специалистами в разных областях. Считается, что от 60 до 120 человек скончались на стройке. Однако, в наши дни установить точное количество пострадавших и погибших уже не представляется возможным.

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Скульптуры

Ансамбль собора украшает более 350 скульптур. Они вырезаны талантливыми мастерами своего времени, которые работали под руководством Ивана Витали. Скульптуры размещены возле всех четырех фасадов и над фронтонами храма.

Главная тема статуй – история христианства и возрождение казненного Христа. Кроме того, скульптуры изображают встречу Исаакия Далматского с императором Феодосием. Любопытно, что древний император чрезвычайно похож на российского государя Николая I.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакий сегодня

В XIX столетии собор находился в собственности Министерства внутренних дел. С самого начала в храме проходили различные выставки. Кроме того, храмовое здание использовали для церковных служб.

Сегодня величественный Исаакий – выдающийся архитектурный памятник классицизма. В качестве музея он работает с 1948 года. Многие туристы приходят сюда, чтобы подняться на смотровую площадку и полюбоваться грандиозным видом на историческую застройку, который открывается с высоты.

В 1990 году здесь возобновили богослужения, и в наши дни службы идут каждый день. В то же время собор продолжает принимать туристов. Многие путешественники оплачивают экскурсию и с удовольствием слушают рассказ гида об истории долгого строительства и судьбе зодчих, которые возводили Исаакий.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Посетителям показывают художественное убранство и редкие музейные экспонаты. Они могут увидеть красивые мозаики, масштабные настенные росписи, витражи, а также колонны и детали интерьера, сделанные из лазурита, порфира, малахита и разноцветного мрамора.

Полезная информация для туристов

Двери храма открыты в любой день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. Билет для взрослых стоит 250 рублей, для пенсионеров и студентов – 50 рублей. Детей пускают бесплатно. За прогулку по колоннаде платят 150 рублей (2019).

После 18:00 пройти в собор можно по особым билетам – за 400 рублей. Столько же стоит вечерняя прогулка по колоннаде (2019).

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Модель лесов, спроектированных А. Бетанкуром для подъёма колонн

Как добраться

Читайте также: