И прахом своим астафьев сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 287
  • КНИГИ 670 068
  • СЕРИИ 25 810
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 184

Виктор Петрович Астафьев

Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце ее возникало зимовье, заимка, затем село и город.

Мы артельно рыбачили в пятидесяти верстах от Игарки, неподалеку от станка Карасино, ныне уже исчезнувшего с берегов Енисея. В середине лета на Енисее стала плохо ловиться рыба, и мой непоседливый, вольнодумный папа сговорил напарника своего черпануть рыбы на диких озерах и таким образом выполнить, а может, и перевыполнить план.

На приенисейских озерах рыбы было много, да, как известно, телушка стоит полушку, но перевоз-то дороговат! Папа казался себе находчивым, догадливым, вот-де все рыбаки кругом — вахлаки, не смикитили насчет озерного фарта, а я раз — и сообразил!

И озеро-то нашлось недалеко от берега, километрах в пяти, глубокое, островное и мысовое озеро, с кедровым густолесьем по одному берегу и тундряное, беломошное, ягодное — по другому.

В солнцезарный легкий день озеро чудилось таким приветливым, таким дружески распахнутым, будто век ждало оно нас, невиданных и дорогих гостей, и наконец дождалось, одарило такими сигами в пробную старенькую сеть, что азарт добытчика затмил у всей артели разум.

Построили мы плот, разбили табор в виде хиленького шалашика, крытого лапником кедрача, тонким слоем осоки, соорудили нехитрый очаг на рогульках, да и подались па берег — готовиться к озерному лову.

Кто-то или что-то подзадержало нас на берегу Енисея. Нa заветное озеро собралась наша артель из четырех человек — двое взрослых и двое парнишек — лишь в конце июля.

Плотик на озере подмок, осел, его долго подновляли — наращивали сухой слой из жердей, поспешно и худо отесанных — все из-за того же гнуса, который взял нас в плотное грозовое облако. Долго мужики выметывали сети — нитки цеплялись за сучки и заусеницы, сделанные топорами на жердях и бревнах, вернулись к табору раздраженные, выплеснули с досадой чай, нами сваренный, потому что чай уже был не чаем, а супом — столько в него навалилось комара.

В поздний час взнялось откуда-то столько гнуса, что и сама ночь, и озеро, и далекое, незакатное солнце, и свет белый, и всё-всё на этом свете сделалось мутно-серого свойства, будто вымыли грязную посуду со стола, выплеснули ополоски, а они отчего-то не вылились на землю, растеклись по тайге и небу блевотной, застойной духотой.

Несмолкаемо, монотонно шумело вокруг густое месиво комара, и часто прошивали его, этот мерный, тихий, но оглушающий шум, звонкими, кровяными нитями опившиеся комары, будто отпускали тетиву лука, и чем далее в ночь, тем чаще звоны тетивы пронзали уши — так у контуженых непрерывно и нудно шумит в голове, но вот непогода, нервное расстройство — и шум в голове начинают перебивать острые звоны. Сперва редко, как бы из высокой травы, дает трель обыгавший, резвости набирающий кузнечишко. А потом — гуще, гуще, и вот уж вся голова сотрясается звоном. От стрекота кузнечиков у здорового человека на душе делается миротворно, в сон его тянет, а контуженого начинает охватывать возбуждение, томит непокой, тошнота подкатывает…

Сети простояли всего час или два — более выдержать мы не смогли. Выбирали из сетей только сигов, всякую другую рыбу — щук, окуней, сорогу, налимов — вместе с сетями комом кинули на берегу, надеясь, как потом оказалось, напрасно, еще раз побывать на уловистом озере.

Схватив топор, чайник, котелок, вздели котомки, бросились в отступление, к реке, на свет, на волю, на воздух.

Уже минут через десять я почувствовал, что котомка с рыбой тяжеловата; от котомки промокла брезентовая куртка и рубаха, потекло по желобку спины, взмокли и ослизли втоки штанов — все взмокло снаружи и засохло внутри. Всех нас сотрясал кашель — это гнус, забравшийся под накомарники, забивал носы и судорожно открытые рты.

Идти без тропы, по колено в чавкающем мху, где дырки прежних наших следов уже наполнило мутной водой, сверху подернутой пленкой нефти, угля ль, лежащего в недрах мерзлоты, а может, и руды какой, — идти без тропы и с грузом по такому месту — и врагу не всякому пожелаю.

Первую остановку мы сделали примерно через версту, потом метров через пятьсот. Сперва мы еще отыскивали, на что сесть, снимали котомки, вытряхивали из накомарников гнус, но потом, войдя в чуть сухую тайгу из чахлого приозерного чернолесья, просто бежали и, когда кончались силы, падали спиной и котомкой под дерево или тут же, где след, и растерзанно хрипели, отдыхиваясь.

Одышка, доставшаяся мне от рождения, совсем меня доконала. Напарник мой все чаще и чаще останавливался и с досадою поджидал меня, но когда я махнул ему рукой, ибо говорить уже не мог, он обрадованно и охотно устремился вслед за мужиками.

Уже не сопротивляясь комару, безразличный ко всему на свете, не слышащий боли, а лишь ожог от головы до колен (ноги комары не могли кусать: в сапоги, за голяшки, была натолкана трава), упал на сочащуюся рыбьими возгрями котомку и отлежался. С трудом встал, пошел. Один. Вот тогда-то и понял я, что, не будь затесей при слепящем меня гнусе, тут же потерял бы я след, а гнус ослабшего телом и духом зверя, человека ли добивает моментом. Но затеси, беленькие, продолговатые, искрящиеся медовыми капельками на темных стволах кедров, елей и пихт — сосна до тех мест не доходит, — вели и вели меня вперед, и что-то дружеское, живое было мне в светлячком мерцающем впереди меня пятнышке. Мета-пятнышко манило, притягивало, звало меня, как теплый огонек в зимней пустынной ночи зовет одинокого усталого путника к спасению и отдыху в теплом жилище.

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники.

И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок.

Тот, кто не растет, умирает! – таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти.

Но нельзя выжить.

Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: “Вот оно в чем дело!”

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером

развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, – я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тот, кто не растет, умирает! — таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти, но нельзя выжить.

Я сел возле пенька курить и заметил, что одна из елочек сильно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди ниx ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.

Художественный стиль текста.

Тема текста – повествование о встрече в осиннике с серым пнем, из сердца которого растет тоненькая елочка, вступившая в трудную борьбу за жизнь. Пень хранит и вскармливает свое дитя, питающееся последними соками прародительницы - ели, согревая её остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Идея текста - прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему свою живительную силу прошедшей жизни; воспоминания о прошлой войне, о погибших молодых ребятах, не успевших ни жизни увидеть, ни полюбить, ни насладиться её радостями, болью отзываются в душе автора, позволяют острее ощутить радость и наслаждение жизни. Основная мысль отражена именно в названии рассказа. Прах - это все накопленное и завоеванное за жизнь. А жизнь продолжается…

Сфера коммуникации – художественная литература. Вся организация языковых средств подчинена здесь не просто передаче содержания, а воздействию на чувства и мысли читателя или слушателя с помощью художественных образов. Он не просто информирует нас о фактах, событиях, но создает образ мира. Основные черты – образность, эстетическая значимость, проявление авторской индивидуальности.

В содержательно-логическом плане это самостоятельное произведение. Текст можно разбить на 3 смысловые части (вступление, основная часть, заключение). Микротемы: I. Здесь можно прорасти. Но нельзя выжить. П. Трудная борьба за жизнь тоненькой елочки. III. Думы о елочке и пне возрождают выгоревшее на войне сердце.

Тип речи - повествование с элементами описания. Повествование организуется глаголами, в описаниях преобладают слова именных частей речи.

9.3. Анализ морфологического уровня. Повествование с элементами описания и рассуждения, рассказ о действенной борьбе за жизнь требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые рассыпаны во всех частях текста и являются его опорой.Именные части речи - существительные, обилие определений, выраженных прилагательными, причастиями и причастными оборотами, отображают предметный мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего ощущаются поразительная чуткость, восторженность, прославление красоты природы и прелести мирной созидательной жизни, чувство благоговения.

9.4. Анализ синтаксического уровня. Инверсия в названии задает торжественную тональность текста. Разнообразие обособленных членов предложения во всех частях текста художественного стиля рисуют динамичность, действенную силу жажды жизни. Односоставные безличные предложения, короткие сложноподчиненные, употребление в них тире подчеркивают категоричность законов жизни. Заключительное сложное предложение с разными видами связи, с вставными вводными конструкциями, однородными придаточными утонченно прославляют, поют гимн жизни, её великой силе, что является для автора непостижимой загадкой.

Таким образом, все четыре языковых уровня текста, каждый созвучно другому, помогают понять замысел автора, выразить охватившие его эмоции.

Стилеразрушающие элементы не наблюдаются.

Жанр текста – рассказ.

Стиль текста – художественный.

Лингвистический анализ поэтического текста

Марина Цветаева, "Рас-стояние: версты, мили…"
Б. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили.
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали.
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий.
Не рассорили - рассорили,
Расслоили.
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали.
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

24 марта 1925

И к имени моему
Марина - прибавьте: мученица.

Лирический сюжет. Ключевые слова, помогающие понять состояние лирического героя, – это в основном глаголы (расставили, рассадили, рассовали, разбили, расселили, расстроили, расслоили, расклеили, распаяли, рассорили, развели, растеряли), которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте .

Жанровое своеобразие стихотворения (страстный, нервный монолог, монолог - упрек). Своеобразное послание издалека близкому человеку. Но можно определить характер стихотворения как обращение, признание, исповедь, плач.
Нервность – и в то же время сдержанность. Только две строки выбиваются из общей тональности. (последние строки – прорвавшийся голос отчаяния). Это подчеркивается строфикой (последнее двустишие).

Анализ фонетического уровня. Фонетические средства образности, усиливающие образ насильственной разлуки ( строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза). Стихотворение мелодично. Но музыкальность иная, не “наивность”, “плавность”. Здесь имеется в виду ярко выраженное ритмическое строение стиха, которое сближает с музыкальными произведениями. Много пауз. (“Красноречивое молчание”). Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держат внимание читателей. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”. В начале стихотворения и до конца постоянно повторяется согласный (Р), используется прием аллитерации, звук [р] – резкий, бьющий, разъединяющий.

Анализ лексического уровня. Образ насильственной разлуки усиливается и лексическими средствами. Слова “расстояние”, “версты”, ”мили”, ”дали” имеют значение пространства и этим объединены. Автор использует их с целью создания образа пространства, которое разъединило двух близких людей. Слова, которые использует поэтесса для характеристики двух участников драмы ( заговорщики, сироты, сплав , орлы).

Особую выразительность фразе – “не рассорили - рассорили” придает игра за счет омографов. Цветаева использует прием градации (расставили, рассадили, рассовали, расселили, расстроили, расслоили, расклеили, распаяли, рассорили, развели, растеряли, разбили). Приемом градации Цветаева добивается ощущения обрушившегося горя. В стихотворении практически нет эпитетов, нет прилагательных-определений. И тем не менее чувство одинокой женщины определено чрезвычайно точно с помощью глаголов. Удивительны контекстуальные синонимы-глаголы. Они синонимичны только в этом стихотворении и именно потому, что обозначают действия, противоположные соединению.

расставить - раздвинуть, увеличив расстояние между чем-нибудь;
рассадить - посадить порознь друг от друга;
расклеить - разъять, разъединить склеенное;
распаять - расплавить в месте спайки;
развести - разъединить;
рассорить - роняя, рассыпать в разных местах, раскидать;
расслоить - разделить на слои;
расселить - поселить порознь (живших вместе);
растерять - потерять постепенно (многих, многое);
рассовать - разместить, засовывая в разные места (о неодушевленных предметах);
разбить - разделить, расчленить, повредить, разрушить.

Это сухое констатирующее разъяснение слов точно передает то, что сотворила судьба и люди с двумя близкими душами. Примечательно то, что многие из перечисленных глаголов применимы только по отношению к неживым, неодушевленным предметам. Но ведь говорится о людях! Их нельзя разбивать, расклеивать, распаивать, рассовывать!

Использовано немного изобразительно-выразительных средств. Лаконизм, немногословие в тексте помогает сохранить предельно сдержанный тон.

Анализ словообразовательного уровня.

Уже в первом же слове обращает на себя внимание графическое выделение автором морфемы рас-. Увеличивается пропасть между влюбленными людьми, приставка усиливает ощущение разъединения. Цветаева использует особый прием – семантизацию морфемы, то есть привлечение внимания к значению морфемы. Часто использует и другой прием – повтор слов, образованных по одной модели (морфемный повтор): расставили, рассадили, расклеили, развели и др. Именно эти слова передают (на фоне сдержанности) внутреннее состояние лирической героини ее силу. (14 раз повторяется эта модель).

Анализ морфологического уровня.

В тексте преобладают глаголы прошедшего времени. Это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки. Также употребляются отглагольные существительные ( скрытое значение прошедшего времени): сплав, заговорщики. Однако строки эти написаны не слабым, а измученным, страдающим человеком. Вокруг Марины - вакуум. Душа ее тянется к родственной душе. Но свидание невозможно. Разрыв, оторванность от любимого человека, разъединенность с духовным двойником в стихотворении блестяще переданы с помощью тире и переноса. Как разрывают сросшееся, так и поэтесса разрывает слова, производит их вивисекцию, разрезая, членя искусственно то, что неделимо. Поэтесса углубляется не в образ, а в слово, в звуковой и морфологический его состав. В этом надрыве - разрыве чувствуется стон, потому что режут по живому: рас-стояния, рас-ставили, рас-садили. И даже те слова, которые написаны слитно (расклеили, распаяли, развели, расслоили и т. д.), все равно читателем воспринимаются всего лишь как временные соединения. А язык наш уже подготовлен поэтессой к тому, чтобы каждый раз делать паузу перед корнем после приставки рас-.

Анализ синтаксического уровня.

Расселили нас, как орлов-
заговорщиков.

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий.

Рас - стояние: / версты, / мили. /

Нас рас - ставили, / рас - садили,/

Чтобы тихо себя вели/

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: / версты, / дали. /

Нас расклеили, / распаяли,/

В две руки развели, / распяв,/

И не знали, / что это - / сплав

Вдохновений и сухожилий.

Не рассорили - / рассорили,/

Стена да ров и т. д.

Трагическое окончание, не оставляющее место никакой надежде, венчает стихотворение, словно эпитафия.

Анализ текста как одна из основных форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

автор: Дементьева Елена Николаевна,

учитель русского языка илитературы высшей категории

г. Саров Нижегородской области.

· формулировка проблемы исходного текста,

· комментарий к проблеме исходного текста,

· отражение позиции автора исходного текста,

· изложение собственного мнения о проблеме.

В связи с этим перед учителем стоит несколько задач. Вот 2 из них, наиболее важные:

2. Научить учащихся понимать прочитанное.

Убедить ребят в том, что подробный, вдумчивый анализ текста – главное условие успеха в написании части С ЕГЭ, трудно, но возможно. Некоторые из методических приемов и форм работы над текстом предлагаются далее в статье.

Как определить проблему и основную мысль текста?

1. Как различить тему, основную мысль, проблему текста?

понятие

тема

основная мысль текста

проблема

толкование

предмет речи (о чем говорится в тексте)

что говорится об этом предмете речи;

та мысль, ради которой написан текст

вопрос, исследуемый, обсуждающийся в данном тексте.

способ формулировки

имя сущ. + гл - сказ (или часть речи, заменяющая гл.)

пример

Данный текст об искусстве.

Эстетические ощущения человека связаны с ощущением родины.

Как связаны эстетические ощущения русского человека с ощущением родины?

2. Как сформулировать проблему?

способы формулировки проблемы

способ формулировки проблемы

с помощью вопроса

с помощью

двух понятий

(слов, указывающих на наличие какого-то противоречия)

с помощью словосочетания:

примеры

Как связаны эстетические ощущения русского человека с ощущением родины?

- В чем заключается…

Автор рассуждает об эстетических ощущениях человека от искусства и ощущении Родины.

- Любовь к Родине и духовность

- Образованность и интеллигентность

- Искусство и духовность

- Человек и время…

Автор ставит проблему роли искусства в современном мире.

- Проблема смысла жизни

Проблема и основная мысль текста.

Формулирование проблемы с помощью вопроса – самый удобный и простой способ.

Во-первых, в таких конструкциях учащиеся реже допускают речевые и грамматические ошибки. Во-вторых, проблему, как главный вопрос текста, достаточно легко сформулировать, перефразировав с помощью вопросительного слова основную мысль текста.

Значит, учащимся с целью формирования навыка по формулированию проблемы текста можно предложить (может быть, на небольших по объему текстах) потренироваться в определении основной мысли текста и перестроении данного предложения в вопросительное. Или, используя текст, в котором проблемы уже сформулированы, поставить задачу найти ответ на этот вопрос.

(Комментарий дается на основе текста В.Конецкого:

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия.

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (б)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такал нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?)

Основная мысль и тема текста.

Проблема редко бывает сформулирована автором. Эта задача ставится перед учащимся. Успешность ее выполнения будет зависеть от того, насколько правильно, глубоко понят исходный текст. Нужно не только правильно определить тему, но и понять замысел автора – идею текста.

Особенно это вызывает затруднения, когда основная мысль не выражена в конкретном предложении текста и ее надо сформулировать самостоятельно или текст сложен для восприятия школьника из-за пространности рассуждений автора, затрагивающих сразу несколько проблем.

Например, в 2009 году на ЕГЭ был предложен текст С.Кудряшова о русской классической литературе:

(20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.

Ошибка явная. Что же хотел сказать автор?

1. Значение русской классической литературы в духовной жизни современного общества велико, так как литература развивает в людях нравственное начало.

1. В чем значение русской классической литературы для современного общества? (Проблема роли русской классической литературы в духовной жизни современного общества)

2. Приоритет чести, совести, высокая нравственная требовательность – важнейшие условия процветания нашей страны.

2. Как взаимосвязаны устои общества и развитие страны в целом?

(Проблема чести, совести)

Может быть, определить обе идеи выпускникам и трудно. Но основная причина их неудачи в упрощенном восприятии текста: выпускники выпустили из внимания микротему последнего абзаца и объединили второй и третий как иллюстрацию к мысли о нравственном состоянии современного общества, не использовав ключевые фразы (в тексте они выделены курсивом), которые могли бы подвести к правильному пониманию основной мысли этих частей текста. Поверхностное восприятие текста, формальный подход к его анализу – типичная ошибка учащихся.

Первейшая цель учащихся – научиться понимать текст.

Поэтому они должны уметь решать следующиезадачи:

1. Определять (или формулировать) микротему с учетом основной мысли абзаца.

2. Искать подтекст (для чего автор дает это описание или повествует о событиях?).

3. Использовать смыслообразующую функцию слова:

- находить ключевые слова – образы в тексте (образно-тематические узлы текста,

- определять, в каком контексте они употреблены, т.е. объяснять, как эти опорные

слова связаны от начала до конца текста,

- опираясь на полученные цепочки слов, формулировать основную мысль или

Можно предложить учащимся следующую форму работы - составить к тексту 2 плана:

1 – с учетом темы абзаца, 2 – с учетом основной мысли абзаца.

Например, к тексту С.Кудряшова можно составить следующие 2 плана:

План с учетом темы абзаца

План с учетом основной мысли абзаца

1. О праздновании пушкинского юбилея.

2. Особенность времени: господство расчета над духовной сферой жизни.

2. О пользе Пушкина во времена господства расчета над духовной сферой жизни. Сколь существенна духовная сфера человека?

3. Результаты прагматического отношения к жизни.

3. Нравственность и расчет

oНравственность и расчет – традиционная проблема русской классической литературы.

4. Судьба страны в эпоху расчета.

4. Роль русской классической литературы в формировании духовного мира человека, в формировании нравственности как важнейшем условии процветания страны.

По подчеркнутым и выделенным ключевым словам и выражениям можно определить, какой контекст воспринят учащимися, а значит, о чем будет сочинительная часть: в первом случае – о состоянии современного общества, во втором – о роли литературы в современном обществе.

Проделав подобную работу, учащийся легко может убедиться, что замысел автора гораздо глубже, чем кажется при первичном восприятии текста. Поэтому, чтобы получить на экзамене больше баллов, необходимо:

· несколько раз прочитать текст,

· детально проанализировать, выделяя опорные слова и находя смысловые связи между ними.

Подобная работа, начатая уже в среднем звене, даст уже к 9 классу хорошие результаты.

Например, в 7 классе, обучая изложению, можно провести анализ текста В.Астафьева

Тот, кто не растет, умирает - таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.

Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.

1. Определите тему высказывания в каждом абзаце, составьте план.

Предполагаемый вариант ответа:

План с учетом темы абзаца.

1. Хиленькие всходы елочек на срезе пня.

2. Здесь нельзя выжить.

3. Особая елочка, стоящая бодро и осанисто.

4. Помощь родительницы – ели.

5. Авторские воспоминания о войне.

2. Выделите опорные слова в каждом абзаце, определите смысловые связи между ними.

Составьте план к тексту с учетом основной мысли каждого абзаца.

3. Определите основную мысль текста.

Предполагаемый вариант ответа:

1 часть

· серый, в 2 обхвата, сторожили выводки опят

• линялый, лежит мягкою шапкою,

с 2-3 кисточками брусники

• ютились, хиленькие,

по 2-3 лапки, мелкая хвоя, слабосильны,

пупырышки завязей веток

2 часть

• стояла бодро и осанисто

• потемневшая (сила)

• тоненький смолистый

• бойко взъерошенная;

в ней - уверенность, вызов

• ловко устроилась:

веером развернула липкие корешки,

• впился шильцем,

ввинчивался в пень, добывая пропитание,

сверлить пень

Основная мысль - елочка живет - торжество жизни над смертью

Почему торжествует жизнь над смертью?

3 часть

отдает последние соки,

согревает в стужу

Основная мысль - «согревал остатным дыханием прошедшей жизни -

4 часть

Авторская ассоциация- воспоминание о войне

воспоминание о молодых солдатах,

погибших ради жизни других

Основная мысль - любовь движет человеком, готовность к самопожертвованию

Основная мысль текста:торжество жизни над смертью – в бесконечности жизни; толчок к ее продолжению – тепло любви, подвиг самопожертвования.

План с учетом основной мысли абзаца:

2. Елочка живет - торжество жизни над смертью.

4. Жизнь торжествует над смертью, пока существует любовь.

Такой анализ текста поможет не только в изложении исходного текста, в большей степени он будет хорошим подспорьем в работе над сочинением-рассуждением.

Работая над цитатой или проблемным вопросом, ученик должен отразить позицию автора, рассуждая с учетом идеи текста или проблемы, в нем поставленной.

Используя ключевые слова из формулировки темы: война (боль, переживания) – елочка (вера, надежда), - можно составить примерный план рассуждений на заданную тему.

Почему рассказчик, когда ему «становится невыносимо больно

которая растет в лесу на пне?

Война - тяжелое испытание для человека.

Война - борьба за будущее страны, за жизнь.

Елочка как напоминание о необходимости борьбы,

о вечном законе жизни ( из праха возрождается жизнь).

Любовь, самоотверженность как незыблемые основы жизни,

необходимые для ее продолжения.

Пример 3.

Аналогичная работа на небольших по объему текстах не займет много времени.

Можно использовать любой текст учебника, уделив анализу на уроке 10-15 мин.

Например, упр. 479 в учебнике русского языка М.М.Разумовской для 7 класса:

Пожив в Каракумах неделю, делаешь открытие: пустыня не так уж безжизненна. Открытие это делаешь ночью. Прохладная ночь пустыни полна звуков. Легкий топот – это стадо джейранов, спугнутое волком. А это шакалы не поладили возле павшего верблюда. Стрекочет в ночи какой-то родственник кузнечика, пискнула птица…

Есть жизнь в пустыне! Приспособилась она и к песку, и к жаре, и к безводью. Там же, где есть вода, жизнь рассветает пышной зеленью оазисов. В Каракумах вызревает самый сладкий виноград, самый лучший хлопок, самые пахучие и вкусные дыни. Чудеса делает вода в пустыне!

К нему можно составить 2 плана:

основной мысли абзаца:

1.Пустыня полна звуков.

2.Чудеса делает в пустыне вода.

Таким образом, нахождение опорных слов в тексте и смысловых связей между ними – серьезное подспорье в определении замысла автора. Какая проблема его волнует, какой материал писатель использует, чтобы ее преподнести читателю, какое решение находит – все это становится доступным для ученика при вдумчивой, планомерной работе над анализом текста.

1. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии /Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. – М.: Айрис-пресс, 2005.-192с.

2. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл / авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2009.-219 с.

3. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011.-224с.

Читайте также: