Сочинение о маме радуйся мария богородица благовещение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

3 класс

II четверть

Цель : познакомить с основными событиями праздника

1. Систематизировать представления детей о Богородице.

Формировать и закреплять знания о многообразии ликов Божией Матери; развивать речь, мышление, память.

Воспитывать любовь к святыням нашей культуры.

На доске эпиграф к уроку.

Понятия: Благовещение, архангел, псалмы, Марш, Иисус,

Евангелие, Мафорий, Омофор, молитве, Литургия

Творческая работа: Аппликации. Открытки.

Методы обучения: интегрированный.

Ход урока.

На доске эпиграф к уроку :

Радуйся, Чистая!

Радуйся, Чудная!

Вечного света Заря!

Лилия райская

Дева всепетая,

Мать Неземного Царя!

Слово Архангела

С детским смирением

Скрывшая в сердце Своём.

Песням нашим Внемли,

Благодатная, Мы

Тебе славу поём!

I. Беседа

Учитель: На улице весна. Наступил второй весенний месяц –

- Ребята, что вы можете рассказать об апрельских изменениях в природе?

Дети: - С приходом весны в природе всё обновляется.

- По-весеннему дует ветер.

- Ярче светит и пригревает солнышко.

- Бегут ручьи, тает снег.

- Природа оживает после зимнего сна.

Учитель: - А какие изменения приходят в жизнь православных людей с наступлением весны?

Дети: - В марте начинался, а сейчас продолжается Великий пост.

- Великий пост самый продолжительный по времени.

- Великий пост называют четыредесятницей, потому что он длится сорок дней.

- О самый строгий.

- После Великого поста наступает праздник Пасхи.

Учитель : Молодцы!

Ребята, послушайте, как об этом пишет в своём стихотворении поэтесса Светлана Высоцкая:

А с весной к нам пост приходит,

В жизни новый чин заводит.

В храме - свечи, ладан росный

И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,

Утро тонет в птичьих трелях.

С нами чудо из чудес

Благовещенье с небес!

Учитель : - Ребята, обратите внимание на последние строчки стихотворения:

Благовещенье с небес!

7 апреля - весеннее равноденствие, отмечалось у многих как начало весны.

Дети: - Благая весть - хорошая весть.

- У Девы Марии родится Сын Божий.

Учитель: - А кто такой Архангел?

Дети : - Главный ангел.

- Старший ангел по своему чину.

Учитель : - Почему праздник Благовещения считается самым

Дети : - С рождения Иисуса Христа у нас появилось много

праздников связанных с событиями его жизни.

- Если бы Иисус Христос не родился, то и праздников

никаких не было.

- Что значит двунадесятый?

Дети : - Это значит, что отмечаться будет всегда 7 апреля.

- Дата праздника никогда не изменится.

Учитель: - Молодцы!

III. Повторение.

Учитель : - Ребята, вспомните события детства Марии. Закончите

предложения. Родителей Девы Марии звали.

Дети: - Иоаким и Анна.

Учитель: - Кода Марии было три года.

Дети: - Совершилось Её введение во храм.

Учитель : - Расскажите о Рождестве Божией Матери .

Дети: - У Иоакима и Анны не было детей, а это считалось

Божиим наказанием за грехи.

- Им было тяжело, но они не обижались на Бога, а только

сильнее Ему молились.

- Иоаким и Анна дали обещание, если у них родится

младенец, то они посвятят его Богу.

- Бог услышал их молитвы, и родилась дочь.

- По указанию ангела Божия, Ей было дано имя Мария ,

- Марии исполнилось три года, и родители приготови-

лись исполнить своё обещание, они отвели дочь к

Иерусалимскому храму, поставили на первую ступень

- Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати

больших ступеней по числу псалмов, которые

священники пели при входе в храм.

- Мария Сама, без посторонней помощи, взошла по

- У входа Марию встретил священник и по внушению

Духа Святого он ввёл её в Святое Святых, самое

священное место в храме, куда никто не имел права

входить, кроме его самого, и то только один раз в год.

- Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария –

избранная. Она предназначена Богом стать Матерью

Мария осталась жить при храме, всё Своё время она

отдавала молитве и рукоделию.

- Прошло одиннадцать лет, Мария выросла благочестии

вой, скромной, трудолюбивой.

- Мария решила посвятить всю Свою жизнь Богу,

поэтому дала обет никогда не выходить замуж, то есть

навсегда остаться Девой.

IV. Изучение нового материала.

Деве Марии исполнилось 14 лет, по закону Она не могла больше оставаться при храме, надо было возвращаться домой к родителям, или выходить замуж. Иоаким и Анна умерли. Выходить замуж Мария отказалась, заявив, что посвящена Богу.

Священники не знали, что им делать, но ангел Божий повелел собрать всех старцев из рода Давидова, когда они собрались, первосвященник взял их посохи, отнёс в Святая Святых и стал молиться. После молитвы все увидели, что посох 80- летнего плотника Иосифа расцвёл. Это сочли знамением и Деву Марию обручили с Её дальним родственником, небогатым человеком из царского рода Давидова. Иосиф был назначен Марии не как муж, а как хранитель Её девство и заботливый служитель. Мария поселилась у старца Иосифа в Назарете, вела скромную и уединённую жизнь, как при храме.

Учитель показывает детям икону или репродукцию иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

Рекомендации.

Учителю важно не спешить рассказывать о событиях праздника!

Надо дать детям возможность самим всмотреться в изображение и рассказать о том, что они увидят на иконе.

Задача учителя состоит не в передаче информации, а в организации осмысления детьми событий праздника через восприятие изображения на иконе.

Учитель : - Ребята, давайте внимательно рассмотрим икону

праздника, что вы на ней видите?

Дети: - Мы видим Ангела и Деву Марию.

Учитель: - Как вы смогли узнать на иконе Ангела и Деву Марию? Дети: - Ангел изображён, как обычно на иконах, в виде юноши

в длинном одеянии.

- У Ангела есть крылья для того, чтобы он мог быстро

долететь до людей, сообщая им вести от Бога.

- Иконописец подчёркивает близость Ангела к Богу, его

святость, изображая нимб - сияние вокруг головы

- На этой иконе ангел только-только предстаёт перед

Девой Марией, прилетев из Горнего мира, его ноги ещё

не успели коснуться земли.

- Изображение Девы Марии похоже на изображение

Богородицы на других иконах: мы ведь уже

рассматривали иконы Рождества Христова, Сретения

- Мы узнали Деву Мария на иконе по особому одеянию –

тёмно- вишнёвому мафорию (покрывало; длинная

широкая полоса материи с изображением крестов, знак

высокого сана), покрывающему голову и плечи

Богородицы; омофору (пояс).

На плечах и челе (лоб) этого темно-вишневого покрова

- Богородицы в отличие от покрова других святых жён

иконописцы изображают три золотых звёздочки: знак

чистоты и девства.

Учитель : - Ребята, всмотритесь внимательно в изображение на

иконе и скажите, за каким занятием застал Деву

Марию Ангел?

Дети : - Иконописец показывает нам, что Ангел явился Деве

Марии, когда она читала Священное Писание. Учитель: - А можно ли смотря на икону, сказать, ждала ли Дева Мария Ангела, или его явление оказалась неожиданным для Неё?

Дети : - Рассматривая изображение на нашей иконе, мы можем

сказать, что явление Ангела было неожиданным.

- Дева Мария обернулась, наверное, услышав шум

Она с тревогой смотрит на нежданного гостя.

Учитель: - Как иконописец смог передать, что Ангел явился Деве

Мари возвестить ей свою собственную, но Божию волю?

Дети: - Ангел на иконе правой рукой благословляет Деву

Марию, передавая Ей благословление от Бога.

А ещё мы видим на иконе отверзтое, как бы

приоткрывшееся небо и луч, сходящий с неба на Деву

- В сиянии этого луча иконописец изображает белого

Учитель : Что может означать изображение белого голубя? Видели

ли мы изображение голубя ещё на какой-нибудь иконе?

Дети: - Мы видели изображение голубя на иконе Крещения

Господня, которую рассматривали на уроке зимой.

- В виде голубя, во время Крещения Иисуса Христа, на

Него сошёл Дух Святой.

Рисуя голубя в луче, сходящем с Неба на иконе

Благовещения, иконописец показывает нам, что Дух

Святой снисходит на Деву Марию.

Учитель : Молодцы, вы внимательно рассмотрели изображение на

иконе и вспомнили то, что уже знаете. А знаете ли вы,

какую весть принёс Деве Мари ангел?

Архангел Гавриил был послан Богом в город Назарет, для того, чтобы возвестить Богородице о том, что у Неё родится Сын Божий, который спасёт мир от зла, греха и смерти.

Учитель читает или пересказывает детям повествование о Благовещении Деве Мари, описанное в Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26-38)

Она же, увидев Ангела, смутилась от слов его, размышляла, что бы это было за приветствие.

Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?

И Архангел Гавриил отошёл от Неё.

Дева Мария, узнав от Ангела, что у Её родственницы Елисаветы, жены священника Захарин, тоже скоро родится сын (этим ребёнком стал Иоанн Креститель), поспешила её навестить.

Войдя в дом, Елисавета исполнилась Святого Духа и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божией и сказала:

«Благословенна Ты между жёнами

Около трёх месяцев пробыла Дева Мария у Елисаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Учитель: Из слов Ангела и Елисаветы составилась молитва Богородице:

Богородице Дево, радуйся

Благодатная Мария,

Господь с Тобою;

Благословенна Ты в жёнах

И благословен плод чрева Твоего,

Яко Спаса родила еси душ наших.

По-русски эта молитва звучит так:

Богородица Дева, радуйся, Мария, получившая великую благодать, Господь с Тобою; прославлена Ты среди всех и благословен Сын Твой, потому, что Ты родила Спасителя душ наших.

Учитель: - Ребята, как вы понимаете, что такое молитва?

Дети отвечают.

Учитель: - Молитва - это обращение, беседа, или разговор наш с Богом.

V. Слушаем.

Учитель: Кто исполнял?

Учитель: А какой хор?

Дети: Смешанный. Были слышны и мужские и женские голоса.

Учитель: Что ещё услышали в музыке?

Дети: Все пели одну мелодию.

Учитель: Молодцы! В музыке это называется унисон.

Что необычного было в пении?

Учитель: Это особенность древнерусской музыки, она имеет

много распевов. Ребята, вспомните, что ответила Дева Мария на приветствие Елисаветы, когда пришла к ней домой?

Учитель: Этот духовный текст из Евангелие был положен на

музыку Павлом Григорьевичем Чесноковым

Учитель: Кто исполнял песнопения?

Учитель: Какой хор?

Дети: Первое и второе песнопение исполнял мужской хор.

Учитель: Что вы чувствовали, когда слушали произведения

П.И. Чайковского, С. Зубачевского, П. Чеснокова?

Дети: Покой, умиротворение, радость, возвышенность.

Учитель: Все три песнопения:

Это благодарственные молитвы Богу, самые прекрасные и чистые, переполненные сознанием радости.

Мы часто сосредоточены на тёмных сторонах жизни и забываем о том добром, что дано нам в этом мире:

за глаза, которые видят сияние солнца и красоту мира,

за уши , которые слышат гармонию звуков и слов Божие

за разум, который постигает тайны вселенной,

за сердце способное любить, - за всё это благодарит человек Бога.

Учитель : За что Дева Мария благодарила Бога словами:

Дети : Дева Мария благодарила Бога за то, что у неё

родится сын Божий.

VII. Рассказ о традиционных праздничный обычаях.

Народные поговорки вобрали в себя характер благовещенского праздника:

«На Благовещение птица гнезда не вьёт,

«Кукушка за то без гнезда,

«На Благовещение

Учитель : Как вы понимаете эти поговорки?

Богат был этот день и многообразием примет , они рождены многовековыми наблюдениями, и к ним можно относиться с доверием, например:

Коли весна ранее Благовещения станет,

То много морозов впереди.

На Благовещение мороз - к урожаю яровых.

На Благовещение дождь - колосиста будет рожь.

Мокрое Благовещение - грибное лето.

На Благовещение пчёлы гудят - к урожаю.

Гроза на Благовещение - к тёплому лету, к урожаю орехов.

Благовещение без ласточек - холодная весна.

Люди отсчитывали сто дней после Благовещение - это 17 июля, и не раз проверяли свои наблюдения, после июльского дождя шли за первыми грабами, лесными орехами.

В крестьянских дворах в Благовещение ставили кадку с зерном, а в неё икону Богородицы и заклинали:

«Мати Божия, Гавриил архангел,

Благовестите нас урожаем,

благовестите овсом, да рожью,

Покровительство Богоматери распространялось на все работы, которые начинались после Благовещения в каждом крестьянском дворе, на полях и огородах, потому так высоко чтилась память о Божьей матери в этот день.

Известный проповедник христианства Иоанн Златоуст назвал Благовещение - корнем праздников, так как он - древнейший из торжеств в честь Богородицы.

На Руси в Благовещение было принято выпускать птичек на волю, а певчих птиц - купать, чтобы они лучше пели.

VIII. Чтение рассказа: О купании соловьев.

IX. Творческая работа . Рисуем, вырезаем, клеим открытки с птичками. Музыка (фон): пение птиц: дрозды, соловьи, воробьи, жаворонки.

X. Закрепление материала.

Дети работают с текстом.

Дева Мария выросла:

а) она осталась при храме;

б) её обручили старцу Иосифу.

Радостную весть деве мари сообщил:

а) архангел Гавриил;

б) архангел Михаил.

Архангел сообщил Деве Мари

а) о том, что Она скоро выйдет замуж;

б) о том, что родится Сын;

в) о том, что у неё умерли родители.

Ответ Девы Мари ангелу учит нас:

Куда после явления Архангела Деве Мари пошла:

б) к своим родителям;

в) к Своей дальней родственнице Елисавете.

Из слов архангела и Елисаветы составилась молитва:

Благовещение празднуют:

XI. Подведение итогов

Учитель : О каком событии мы с вами говорили? В чём его смысл?

Какую молитву вы сегодня узнали?

"Днесь спасения нашего главизна. ". Кланяюсь и православным парнасцам, и всем добрым людям на сайте нашем, этой махонькой темою, и поздравляю их с пресветлейшим, радостнейшим Благовещением Госпожи нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. вот. прошу Вас. малое. скромное.
Признаюсь- уж с каким бы великим моим и духовным-православным, и душевным удовольствием поместил бы туточки наш богослужебный, церковнославянский текст-отрывочек из Святаго Евангелия от Луки, дабы уж всё, всё и всё было бы и прекраснейше церковно, приходски, богослужебно-празднично, и, думается- ещё более поэтичнейше, и ещё более словесно красивейше (несмотря на все, уж конечно же, и без того истинно высочайшие достоинства и нашего русского перевода Синодального). Но- сайт наш всё-таки светский, творчески-литературный. быть может. быть может, наш церковнославянский, святоотеческий, богослужебный был бы всё-таки, отдельными фразами, местами, и немножечко затруднителен, и немножечко неясен для полного понимания. а на том- простите.



25 марта по старому стилю, 7 апреля по новому стилю 2017 года.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Евангелие от Луки 1:24-49, 56


24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
….
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой


Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.



Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Михаил Нестеров. Благовещение. 1911. (роспись, Покровский храм Марфо-Мариинской обители)

от 7 апреля 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0381886 выдан для произведения: "Днесь спасения нашего главизна. ". Кланяюсь и православным парнасцам, и всем добрым людям на сайте нашем, этой махонькой темою, и поздравляю их с пресветлейшим, радостнейшим Благовещением Госпожи нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. вот. прошу Вас. малое. скромное. Признаюсь- уж с каким-бы великим моим и духовным-православным, и душевным удовольствием поместил бы туточки наш богослужебный, церковнославянский текст-отрывочек из Святаго Евангелия от Луки, дабы уж всё, всё и всё было бы и прекраснейше церковно, приходски, богослужебно, и вот уж истинно поэтичнейше, и словесно красивейше, но сайт наш всё-таки светский, творчески-литературный. быть может. быть может, он был бы несколько затруднителен для полного понимания. а на том- простите.



25 марта по старому стилю, 7 апреля по новому стилю 2017 года.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Евангелие от Луки 1:24-49, 56

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
….
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой

Тропарь Благовещения, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Кондак Благовещения, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.


Величание праздника Благовещения

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Задостойник праздника Благовещения, глас 4

Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.


Данный урок основан на межпредметных связях музыки, изобразительного искусства и литературы, которые разными средствами выразительности создают образ матери как примера великой любви ко всему человечеству.

ВложениеРазмер
3klass_raduysya_mariya.doc 69.5 КБ
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt 1.49 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

  • формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
  • приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
  • развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство;
  • формировать знания учащихся о церковной музыке;
  • выявлять интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность. воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дополнительный материал: репродукции картин - Рафаэль "Сикстинская мадонна", В. Васнецов "Богоматерь с младенцем", Стихи А.Пушкина, Данте, А.Толстой.

Программное обеспечение: компьютерная презентация

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, экран, текст песни "Мама" В. Гаврилина.

Проблема урока: Что такое музыкальная молитва?

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота). Иметь представление о жанре музыкальная молитва. Расширение кругозора детей.

1.Введение в тему урока

Беседа о посещении театров на осенних каникулах, о музыкальных впечатлениях.

-Когда посещаете театр, какие испытываете чувства, переживания.

Притча. Поспорили как-то чувства. Кто сильнее? - Я сильнее, - сказала Ненависть. - Я могу заставить человека совершить что угодно, благодаря мне появились Предательство и Гнев. - Нет, я сильнее, - сказала Ревность. Я могу толкнуть человека на преступление, даже на убийство. Да нет же! воскликнула Доброта. Зачем Вы говорите о таких ужасных вещах? Я сильнее, я могу помочь созидать, дарить. - И в чём тут сила? перебила её Ненависть! Подумаешь, созидать. Если все станут ненавидеть друг друга то кому оно нужно, твоё созидание? - Не спорьте! Сильнее меня нет, - воскликнула Любовь. Я могу хорошего человека сделать плохим, и наоборот. Я могу преодолеть любые препятствия. - Но в наше время Любовь уже никто не ценит, - пробурчала Измена. - Да, Любовь давно сдала свои позиции, - ухмыльнулось Сомнение. Но Мудрость сказала. Есть чувство, которое не кричит о своей силе, но оно намного могущественнее любого из вас. Оно преодолевает Предательство и Гнев. Оно не боится Ненависти, оно совсем не знакомо с Изменой, оно несёт в себе Любовь, и может созидать, дарить. Оно сильнее каждого из вас в отдельности, и даже всех вместе. Не может быть. вскричали все хором, - Такого не бывает! Нет такого чувства, а если и есть, то где оно? - Ему некогда участвовать в ваших спорах. Оно и сейчас оберегает, наставляет и защищает, а не теряет понапрасну время. Оно всегда на страже Счастья и Покоя. Потому что это - МАТЕРИНСТВО!!

Чему же будет посвящён наш урок музыки.- Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова поэта Сергея Острового:

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!

У.- Подумайте, где можно услышать эту музыку?

Д.- В церкви (вариант в концертном зале). Это молитва.

У.- Кто исполняет это музыкальное произведение?

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

-В каком характере написана эта молитва? Какими чувствами охвачены поющие люди?

Обучающиеся: Музыка звучала скорбно, горестно, печально, строго.
- Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов (пиано)?

- К кому она обращена?

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что Мария даст спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу.

Однажды, читая священное писание, перед Марией предстал Архангел Гавриил. Он сказал ей: - Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своей скромностью, добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он – Сын Божий, и придёт на землю, чтобы спасти всех людей от зла и греха. Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы. Но смутилось сердце Марии: чем заслужила она столь высокую похвалу. Дева Мария молчала и ждала…

- Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают);

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту , за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие 7 апреля празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

Послушайте слова молитвы:

Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.

Эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.

3. У. Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве.

Практически всю площадь картины занимает идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках младенца Христа. Завёрнутый в пелену, он изображён с поднятыми вверх и тянущимися к зрителю руками. Он как бы благославляет, представших перед ним. Головы фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Лица необычайно живые. Глаза матери печальны, но они светятся огромной любовью к своему сыну и ко всему миру. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

- Прочитайте стихи А.С.Пушкина, помещенные под портретом. (Дети читают).

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель-

Она с величием, Он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.

4. У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?

Д.- Девой Марией. Мадонной.

У.- Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете - сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле - быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают).

У.- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям?

У.- Какой цвет преобладает?

Д.- Белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова.

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый - божественность.

Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать самое дорогое, что у нее есть - Сына.

На иконе и на картинах художников Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Её Царицей Небесной. Почему?

У.- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди.

5. У.- итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик.

Что общего в построении мелодии?

- Какие темы созвучны теме материнства. – о родной природе, о Родине. Ведь такие важные для детей понятия можно соединить со словами мать, матушка, материнская: Родина-мать, Земля- матушка, Мать-природа, материнская Любовь – это самое дорогое для всех нас.

Возможно исполнение песен о родном крае, о природе.

Давайте вспомним лицо своей мамы. Какое оно, какие у нее глаза?

На уроке могут прозвучать песни о самом дорогом и близком человеке – о маме.

Песня "Мама"- последний номер вокально-симфонического цикла "Земля" В. Гаврилина. Этот цикл включает в себя семь номеров, семь контрастных песен, объединенных общей темой" Мама"слова В. Гаврилина, музыка А. Шульгина

Руки усталые тихо опущены,
Волосы русые в узел завязаны.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Все мне мерещатся годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Как уберечь тебя, как защитить тебя,
Как удержать тебя в дни быстротечные?
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

-найдите в тексте песни "Мама" слова, в которых поэт рисует портрет мамы.

7. Итог. Итак, мы видим, что музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Учитель: Наш урок подходит к концу.

- имена каких композиторов запомнили - Рахманинов, Шуберт

- о каком новом для вас музыкальном жанре шла речь на уроке – музыкальная молитва

- что характерно для музыки молитвы - она особая: светлая, тихая, возвышенная…

- в каком исполнении послушали музыкальные молитвы – вокальное (хор а капелла) и сольное в сопровождении оркестра: вокально-инструментальное.

Образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

Домашнее задание: у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления. Найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко к вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.

Мне хотелось бы закончить урок стихотворением Убайда Раджаб, одну строчку которого вы будете произносить (читать) сами.
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: "Вставать поpа"?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю - в пиалy налить?
Мамочка.

Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.

Cобытие:

Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день.

Суть праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.

Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.

— слова этой одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.

Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.

Благовещение — центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына — Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).

Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Голубей, которых выпускает на Благовещение Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. Взмыв в небо и покружив над храмом, птицы собираются в стаю и возвращаются в свой питомник.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике

Читайте также: