Хвала рукам что пахнут хлебом сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Готовясь к празднику, оформлены стенд “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”, выставка репродукций картин на тему “Слава хлеб растившим”,выставка хлебобулочных изделий. На столе ваза с живыми цветами и колосками пшеницы.

На стене плакаты: “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил”, Слава хлебу на столе”.

Цели и задачи мероприятия:

  1. подвести учащихся к пониманию того, что хлеб – основа всей жизни;
  2. расширить знания и пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;
  3. воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца, любовь к Родине.

Ведущий. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!

Звучит песня “Русское поле”.

Ведущий. Хлеб-главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломтике хлеба – нелегкий труд тех, кто выращивает хлеб.

1-я страница. “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский, как всегда,
Жизнью создался ты для жизни
И трудом для нового труда.

(Выходит девочка с хлебом – солью и чтецы.)

Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.

Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.

В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

Ведущий: Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо?

Появляются ученики в роли агронома, комбайнера, пекаря и мальчики.

Вот об этом – то, как раз
Начинается рассказ.
Зима. Спит земля.
А что ей снится?
Снится белая пшеница,
Ну, а людям не до сна.

Агроном с мешочком в руке:

Первым делом проверяю семена.
Приходи скорей, весна!

Ученик: Агроном сказал:

Агроном: Пора! Заводите трактора!

Трактора выходят в поле.
тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозем!

Ученик: Продолжается рассказ:

Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли,
И из колоса тугого
Выбивается зерно.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи – ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко. (Воронько)

Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится!
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Стали зернышки мукою.
Не дадут и ей покоя,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
Станешь тестом ты мука.
Там при всем честном народе
Уж нажмут тебе бока!

Тесту тесно, Мало места.
– Ох, пустите, – шепчет тесто.
– Ладно, пустим, в печь, давай!
Народился каравай!

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!(Я. Дягутите “Рожь поет”)

Ведущий: Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. Хлеб.… Каждый день мы говорим о нем, слышим о нем, думаем о нем. Проснулись утром – и кто – нибудь из семьи спешит купить хлеб. Выйдешь на улицу и на вывеске читаешь: “Хлеб”. Мчится мимо фургон, на его кузове крупными буквами выведено “Хлеб”. Хлебом– солью встречают желанных гостей. Все, доже самое вкусное, может приесться, а хлеб– никогда, хотя мы едим его каждый день.

Часто можно видеть, как многие из вас, ребята, небрежно обращаются с хлебом, бросают его на пол, кидаются кусками хлеба. Это, видимо, потому, что многие дети не знают цены ему.

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы читали о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 900 дней продолжалась осада города фашистами. Особенно страшной была зима 1941– 1942 гг. Жители города получали по 125 граммов хлеба на день. Это очень мало. От голода умирало до 8 тыс. ленинградцев в сутки. 630 тысяч жителей Ленинграда не увидели весны 1942 года.

Страшным является дневник девятилетней ленинградской девочки Тани Савичевой, в которой она записывала слабеющей от голода ручонкой о том, как умирали один за другим члены ее семьи. Умерли 6 членов ее семьи, осталась она одна.

Вот что такое голод. Жизни шестерых самых дорогих людей, целой семьи оборвались на глазах девятилетней девочки Тани, самой младшей в семье. Ее дневник обошел весь мир как символ блокады, как одно из грозных обвинений фашизму. Такое страшное положение было не только в Ленинграде. Эвакуированные в Сибирь женщины, старики, дети копались в перепаханных полях, искали мерзлую картошку.

Человек, познавший нужду в хлебе, никогда не бросит кусочек хлеба. Вот что пишет Григорий Люшпин, переживший голод и ужасы лагеря смерти Бухенвальда:

Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем,
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой, под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!

Ведущий: Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.

Песня “ Хлеб – всему голова”.

2-я страница – “Из истории хлеба”.

Ведущий: Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но иногда вместе с грибами и съедобными травами человек приносил в корзинке несколько зернышек.

1-й ученик: Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
2-й ученик: А древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
3-й ученик: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти “тарелки” собирали в корзину и раздавали беднякам.

3-я страница – “Поэтическая”. Послушаем стихотворения о хлебе.

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
(С. Михалков)


Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду”.
Я. Дягутите “Рожь поет”

4-я страница – “Народная мудрость о хлебе” Пословицы и поговорки о хлебе.

Конкурс команд:

1-е задание: Каждая команда получает конверт со словами пословиц. Они должны собрать пословицы.

Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих.
Хлеб – это державное наше богатство.
Хлеб также дорог, как и сама жизнь.
Хлеб – всему голова!
Без хлеба – нет обеда!
Будет хлеб – будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно
– Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
– Человек хлебом живет, а не промыслом.
– Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

2-е задание: Дописать пословицы.

– Хлеб да вода…(крестьянская еда).
– Хлеб да соль, и … (и обед пошел).
– Хлеб – батюшка, …(водица – матушка).
– Палата бела, а…(без хлеба в ней беда).
– Гречневая каша – матушка наша, а …(хлебец ржаной – отец наш родной).
– Хлеб на стол, так и стол престол, а …(хлеба ни куска – и стол доска).
– Без хлеба, без соли…(худая беседа).
– Хлеба ни куска, …(так и в тереме тоска).
– (Хлеб везде хорош). и у нас, и за морем.
– (Не будет хлеба), …не будет т обеда.
– (Хлеб черствый)…– обед честный.
– (Хлеба нет ), и… друзей не бывало.

3-е задание: Загадки.

  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
    Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)
  2. Без ног, без рук, а подпоясанный. (Сноп)
  3. Ходит в поле из края в край,
    Режет черный каравай. (Трактор)
  4. Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)
  5. Комковато, ноздревато,
    И губато, и горбато, и твердо,
    И мягко, и кругло, и ломко,
    И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
  6. Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
  7. Бьют меня палками, жмут меня камнями,
    Держат меня в огненной пещере,
    Режут меня ножами.
    За что меня так губят?
    За то, что любят. (Хлеб)
  8. Круглобок и маслян он,
    В меру крут, посолен, -
    Пахнет солнечным теплом,
    Пахнет знойным полем. (Хлеб)
  9. Мнут и катают,
    В печи закаляют,
    Потом за столом
    Режут ножом. (Хлеб)
  10. Вот он –
    Теплый, золотистый.
    В каждый дом,
    На каждый стол –
    Он пожаловал – пришел. В нем –
    Здоровье, наша сила,
    В нем –
    Чудесное тепло.
    Сколько рук
    Его растило,
    Охраняло, берегло! (Хлеб)
  11. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
    В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
    В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

5-я страница – “Наши презентации”. Ученики показывают свои презентации о хлебе.

Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Дорогие ребята, все, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно. И живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: “Берегите.
Берегите Хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь”. Н. Тихонов

А нашу сегодняшнюю встречу мы не смогли бы приготовить без помощи ваших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.

Хлеб ржаной. Батоны, булки.
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют ,
Сил для хлеба не жалеют .
Я. Аким.

Человек - гениальное создание. Он мыслит, сознает, чувствует, творит добро, и все это позволяет ему превращать необжитые земли в благодатные нивы . Решая глобальные проблемы , осуждая историю и политику , мы забываем о людях с обветренными лицами , но с живым огнем в глазах , грубые руки которых по зову человеческого сердца с любовью оберегают черные борозды земли , нежные всходы , налитые зерна в тугих колосьях пшеницы и ржи . И независимо от политических волнений в стране , патриоты хлебных полей выполняют свой благородный труд - начиная с ранней весны и кончая поздней осенью .
Не мало сил требуется, чтобы вспахать землю, вложить в нее драгоценное семя, спасти молодые всходы от сорняков и вредителей, вовремя убрать спелое зерно. Уборка урожая - это грандиозный парад сельхозтехники . Огромные комбайны , как исполины . идут по золотому морю , опрокидывая волны тяжелых колосьев и наполняя кузова нетерпеливых машин зерном , которое дороже россыпи драгоценных камней и золота .

А в полях - посмотри, что творится вокруг!
Здесь еще далеко до покоя.
Хлебороб завершает торжественный круг,
Круг Почета, и льется зерно золотое.


Солнце - шаром за горизонт ,
Над полями из пыли завеса .
Застилает глаза жгучий пот -
Еще двадцать гектаров за лесом .

И рубаха прилипла к спине ,
Сводит руки - устали в запарке .
На оставленной рыжей стерне -
Столько сил в этой битве жаркой !

Передали на завтра дожди ,
А колосья к земле приклонились ,
Если дождь - намолота не жди .
Значит зря целый год потрудились .

С поля жатвы они не уйдут ,
И до встречи незваного гостя
Все до зернышка уберут ,
Обмолотят тугие колосья .

Гость придет , на столешнице - чисто .
Хлебороб знает толк в гостях !
Управляется ловко и быстро ,
Когда туча расселась в сенях .

Караваи на стол - чуть попозже -
Отмолотная будет в селе .
Лей теперь , сколько хочешь , дождик !
Ты так нужен уставшей земле .

Сорок лет работы на земле – это не шутка. Именно столько лет отдал нашей кормилице мой дедушка, механизатор Баранов Николай Иванович. И всё это время — в родном селе, в своём колхозе. Это действительно настоящий земледелец, хлебороб с большой буквы.

Родился и вырос дедушка в селе Садовка Балтайского района. Отец был бригадиром в колхозе, работал на ферме, мама трудилась в промкомбинате. Конечно, сын был ближе к отцу. Ему нравилась настоящая мужская работа. А самая уважаемая на селе тогда была работа тракториста. В летние каникулы работал штурвальным на комбайне. Его трудовой стаж и первая запись в трудовой книжке начинается с 13 лет.

Окончив 7 классов, дедушка Коля пошёл учиться в СПТУ г. Вольска на тракториста – машиниста широкого профиля.

Разлучиться с малой родиной всё же пришлось, на период службы в армии. Попал служить в Монголию. Очень скучал по своему селу, работе. Твердо знал, что как только вернётся домой, то опять сядет на трактор. Так и случилось.

Про бабушку и дедушку

. труда и учащихся. А также прошёл конкурс сочинений о бабушках и дедушках. Лучшие сочинения мы разместили на этих страницах. Моя бабушка. Моя бабушка умеет . родное село Кашино. Стал работать в колхозе сначала наладчиком, ремонтируя машины и трактора, затем возглавил полеводческую бригаду. В 1985 году он переехал жить и работать в село Берёзово Солтонского района. Сначала он работал управляющем на .

30 лет дедушка работал на тракторе. По состоянию здоровья вынужден был сесть за руль грузовой машины ЗИЛ. Заметны были его долгие переживания, ведь он привык работать на тракторе. Но и на машине работал так же честно и добросовестно.

Трудолюбив, настойчив в достижении цели. Ежегодно он добивался высоких показателей в работе. Несколько лет подряд завоёвывал первое место в соревновании среди механизаторов. Результатом сорокалетней работы является множество благодарностей, Почетных грамот, премий, ценных подарков.

По итогам работы пять раз его портрет заносился на Доску Почёта. За добросовестный труд он награждён Почётной грамотой губернатора.

По сложившимся обстоятельствам последние семь лет дедушка работал в районном узле связи, на автомобиле УАЗ. Только душой всегда переживал за сельское хозяйство нашего района.

Заработав пенсию, в свои 60 лет, дедуля заболел и скоропостижно скончался. А на могиле просил установить памятник, где он в своем любимом тракторе К – 701.

О дедушке

По своей натуре дедушка был человек доброй, широкой русской души, он не только отлично трудится, но и любит веселиться, шутить, плясать и петь частушки.

С большим удовольствием дедушка делился своим наработанным опытом с более молодыми, являясь их наставником. Так на селе заведено!

Примеры похожих учебных работ

. подразумевают совсем другую кондицию. Ожиревшие собаки более предрасположены к заболеваниям. Собакам вообще не запрещен категорически никакой . 2 – Английский бульдог Основной упор в работе селекционеров был сделан на декоративность. Первый стандарт .

Дипломной работы; проводит систематические консультации со студентом-дипломником .

. большая часть которых (не менее 75%) опубликована (транслировалась по телеканалам и радиоканалам, была размещена в сети) в электронных средствах массовой информации. Важным принципом структурирования творческой дипломной работы является .

Контрольная работа: Россия на пороге Нового времени (XVII в.)

Дипломная работа хохломская роспись

. 3. Проанализировать существующие методики работы с детьми дошкольного возраста (хохломская роспись). 4. Спроектировать и реализовать план работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись) и апробировать его. 5. .

Работа редактора над научно-популярными изданиями, создаваемыми по договору авторского .

. удовлетворило бы потребность читателя в достоверной и доступно изложенной научной информации. Таким образом, мы планируем исследовать работу редактора над научно-популярным изданием по договору авторского заказа, так как данная тема .

Примеры дипломных работ детская школа искусств

Урок развития речи по русскому языку в 6 А классе. Хлеб – основа всей нашей жизни, символ христианского милосердия.

ВложениеРазмер
khvala_rukam_chto_pakhnut_khlebom.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку в 6 А классе

Цели и задачи урока:

1) обучающая: подвести учащихся к пониманию того, что хлеб – основа всей жизни; расширить знания и пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба;

2) развивающая: продолжить работу над развитием речи шестиклассников, вырабатывать навыки образного мышления и умения аргументировать своё мнение;

3) воспитывающая: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца, любовь к Родине.

Тип урока: урок развития речи

Форма урока: аналитическая беседа с применением ИКТ

Эпиграф к уроку:

Вечный зов родного края.

Вечный зов родной земли.

  1. Оргмомент (приветствие).
  2. Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

За всю многовековую историю своего развития человечество изобрело две гениальные вещи! Всё остальное – это результат разумного использования этих двух вещей. Без них человек не представляет свою жизнь. Они необходимы ему каждый день. Как вы думаете, что это за изобретения?

( Это, конечно же, хлеб и книга – верные спутники человека). Слайд1

3. Отгадывание чайнворда .

1.Старинное орудие пахоты (соха). 2. Домашнее животное, кормилец и помощник крестьянина (лошадь). 3. Святой покровитель земледельцев на Руси (Святой Георгий). 4. Водитель машины, предназначенной для уборки хлеба (комбайнер). 5. Устаревшее название пахаря (оратай). 6. Время уборки урожая зерновых (страда). 7. Злак, из которого пекут чёрный хлеб (рожь). 8. Сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубьями для рыхления почвы (борона).

Прочитайте ключевое слово: хлебороб.

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно.

Готовую жатву подрежет серпами,

В снопы перевяжет, на ригу свезут.

Просушат, колотят- колотят цепами.

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребёнок

И в поле охотней бежит за отцом.

- Что изменилось сегодня? Какой путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на наш стол?

Он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

-Какой вывод можно сделать из услышанного? (Хлеб достаётся очень трудно. В этом трудоёмком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари, учёные и другие. Значит, надо ценить их труд и дорожить хлебом).

Прямое значение : 1 . ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или чёрный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2 . мн. Хлебы. Пищевой продукт их муки в виде выпеченного изделия какой-н. формы. Ставить хлебы в печь . 3 . ед . Зерно, из которого делают муку. Сеять хлеб. 4 . мн . Хлеба. Растение в поле, колоски на корню, злак. Уборка хлебов.

Переносное значение : 1. мн . Хлеба. Пропитание. Заработать на хлеб . 2 . ед . Средства к существованию, заработок. Добывать хлеб. Верный хлеб .

5. Работа с пословицами и поговорками. Слайды 24-25.

Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:

- Хлеб да вода…(крестьянская еда).

- Хлеб да соль, и … ( и обед пошёл).

- Хлеб – батюшка, …(водица – матушка).

- Палата бела, а…(без хлеба в ней беда).

- Гречневая каша – матушка наша, а …(хлебец ржаной – отец наш родной).

- Хлеб на стол, так и стол престол, а …(хлеба ни куска – и стол доска).

- Без хлеба, без соли…(худая беседа).

- Хлеба ни куска, …(так и в тереме тоска).

- (Покуда есть хлеб да вода). всё не беда.

- (Хлеб везде хорош). и у нас, и за морем.

- (Не будет хлеба), …не будет т обеда.

- (Хлеб чёрствый)…- обед честный.

- (Хлеба нет ), и… друзей не бывало.

Фразеологизмы: хлеб-соль (гостеприимство), не хлебом единым, хлеб насущный, попрекать куском хлеба, подать кусок хлеба, зарабатывать на хлеб, есть чужой хлеб, перебиваться с хлеба на квас, хлебом не корми, забывать хлеб- соль, сажать на хлеб и воду, даром хлеб есть.

2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).

3). А какое отношение к хлебу у чуваш, у татар? Как звучит хлеб на чувашском, на татарском, на английском?

Вывод: на каком бы языке ни звучало это слово, к нему отношение будет одинаковое, доброе, уважительное. Недаром поэты и писатели, художники и композиторы посвящали ему свои творения.

(Слайды с изображением хлебных полей). Слайд 26-28.

Внимательно послушайте песню и ответьте на вопросы:

- О чём поётся в песне? ( Хлеб в жизни человека – самое главное. Выше него нельзя быт).

- Что завещал отец сыну, а сын своему сыну? (Беречь хлеб, с заботой ухаживать за полем, с любовью возделывать родную землю. Из поколения в поколение передаётся главный завет: беречь хлеб).

- Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? (Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет. Дети войны рассказывали нам, как им в школе давали кусочек хлеба, иногда посыпанный сахарным песком. Это и спасало их от голода. Они до сих пор вспоминают об этом со слезами на глазах). Слайд 29.

- Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.

7. Беседа о прочитанном.

- Что значил для детдомовцев кусочек хлеба? ( Это была их мечта, они были счастливы, если им удавалось добыть кусочек хлеба).

- На какие поступки способны были мальчики, чтобы достать хлеб? (Они совершили подкоп под хлеборезку. Когда приехали сапёры, военные даже не поверили, что такой подкоп вырыли дети. Настолько сильно было их желание поесть хлеба).

- О каком отношении к хлебу говорится в этих рассказах? (В рассказе «Тёплый хлеб говорится о том, как тёплый хлеб помог растопить лёд в сердце равнодушного мальчика Фильки).

- Какой проступок совершил герой рассказа? (Мальчик обидел дядю- земледельца, сказав, что от него пахнет навозом).

- Как вы оцениваете проступок мальчика? ( Он поступил некрасиво и был неправ. Может, от дяди и пахло навозом, ведь он сразу с поля приехал к ним, чтобы побыстрее угостить свежим тёплым хлебом. Но ведь хлеб- то не пахнет навозом. Он душистый, ароматный)

- Случайно ли автор дал дяде имя Егор? ( Егор по- другому - это Георгий, Георгий Победоносец, покровитель земледелия и скотоводства на Руси. Получается, мальчик обидел самого покровителя земледельцев). Слайд 30.

- А как вы думаете, чем пахнут руки хлебороба? (Они пахнут землёй, пылью, мазутом, потому что техника тоже ломается и его надо чинить, чтобы вовремя убрать урожай).

- А какие они, руки хлебороба? Слайд 31.

( Они огрубели от тяжёлого труда, в мозолях, но они очень добрые. Заботливые, они не могут быть злыми. Только добрые руки могут вырастить хлеб, вложить в него любовь к родной земле, заботу о народе и Родине).

Не случайно поэт Н. Агеев писал:

Я хлеб люблю, когда он на корню.

Звенит колосьями янтарно…

Я перед ним колени преклоню,

Как землепашец, благодарно.

Хлеб на корню – ещё не хлеб.

Он хлебом будет лишь в сусеке.

И всё ж, каким был в поле хлеб,

Судили в старину о человеке .

- Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека. Разве не чудо появление хлеба на нашем столе? Из одного маленького зёрнышка вырастает один колосок. Из колосков вырастают горы хлеба. Как красивы золотистые хлебные поля нашей Родины, словно бескрайнее море! Как не любить эту землю, которая нас кормит и любит! Всегда помните, оказавшись на природе, что вблизи хлебных полей ни в коем случае нельзя разжигать огонь, смертельную опасность для хлеба.

Мы с вами тоже похожи на такие колоски. Когда человек один, это одинокий колосок, а когда мы вместе, мы как огромное дружное хлебное поле, каждый колосок поддерживает друг друга.

Эпитеты : свежий, душистый, пышный, ароматный, святой, бесценный, тёплый, спасительный, дорогой, желанный, заветный, хрустящий

Синонимы и однокоренные слова : хлеб, каравай, хлебушко, хлебушек, хлебец, хлебце, буханка, калач

- Мы всегда, каждую минуту, должны помнить о том, каким трудом даётся хлеб, и тоже передавать это из поколения в поколение.

8. Рефлексия урока. Слайд 33-34.

Выборочное чтение работ учащихся.

Чтение учителем своей работы. ( Запах свежеиспечённого хлеба возвращает меня в далёкое детство, в родную деревню, в родительский дом. Я просыпаюсь от ароматного запаха, который наполнил весь дом. Слышу, как мама и бабушка тихо разговаривают, стараясь не греметь посудой: это они уже вынули из печи хлебы, и вот они большие, круглые, коричневатые, стоят рядком вдоль стены на чистом полотенце, как солдаты в строю. Удивительно, мамин хлеб никогда не черствел. Иногда очень хотелось хлеба из магазина. Только сейчас понимаешь, что нет ничего вкуснее домашнего хлеба, потому что он пахнет руками матери, родным домом, детством).

Вывод по уроку: Дорогие ребята , всё, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Чем пахнут ремёсла"

Профориентационная работа в любом возрасте очень важна. Материал презентации составлен по книге итальянского писателя Джанни Родари. Детям предлагается подсказать словечко, пропущен.


Классный час "Хвала рукам, что пахнут хлебом"

Мероприятие проходит в форме устного журнала. Классному часу предшествует предварительная работа с детьми по сбору материала о х.


"Хвала рукам, что пахнут хлебом"

Презентация является дополнением к мероприятию, посвященному Дню пожилого человека для ветеранов совхоза "Тогульский". Посвящается тем, кто живет под сельским небом,кто в.


Коррекционно-развивающее занятие "Хвала рукам, что пахнут хлебом"

Занятие систематизирует знания детей о процессе выращивания хлеба, подчеркивает важность хлеба для человека.


Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"

Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей.


Конспект профориентационного занятия с использованием игровых технологий для учащихся 3-4 класса "Чем пахнут ремесла"

Представлена методическая разработка занятия для младших школьников по профориентации. Основная цель - знакомство с профессиями посредством органов чувств. Занятие рассчитано на 45-60 минут и вк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб.

Разработка внеклассного занятия для 2 класса

"Хвала рукам, что пахнут хлебом"

Разработала: Лоб Вероника Николаевна учитель начальных классов
Место работы: МБОУ-СОШ № 5 станицы Старовеличковской, Калининского района, Краснодарского края, внеклассное занятие для младших школьников.

Цель: формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб.

прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу

воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов

учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации

развивать сообразительность, быстроту мышления, речь, внимание учащихся

воспитывать чувство взаимопомощи и понимания при работе в малых группах, коммуникативная компетентность.

Ход занятия:

(На слайде изображение пшеничного поля)

композитора Яна Френкеля на стихи Инны Гофф

Определение темы и цели занятия.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

- Тема нашего занятия так и звучит: "Хвала рукам, что пахнут хлебом".

III. Работа по теме занятия.

- Как нужно относиться к хлебу?

- Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорном ведре. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

Каравай земли и неба

Ничего сильнее хлеба

В каждом маленьком кусочке

А на каждом колосочке

Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был. Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному. В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит:
— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя, и твоих братьев-сестёр: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?

— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из маленького зёрнышка.

И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.

— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.

-Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши родители, чьи профессии связаны с хлебом. Они расскажут нам о долгом пути кусочка хлеба на наш стол. Отгадайте профессию

Знает все поля и почвы,

и про севооборот,

он расскажет днём и ночью

где и что в полях растёт.

Лучший мастер в деле том.

Это, дети……. (агроном)
Папа Вероники - Бакшанский Дмитрий Михайлович – агроном. Сегодня он расскажет, как маленькое пшеничное зёрнышко превращается в колосок.

(Рассказ агронома)

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

- О дальнейшем путешествии хлебного колоска на наш стол расскажет папа Сычёвой Алины - Андрей Олегович . Отгадайте его профессию.

В поле вызреет пшеница,

день и ночь уборка длится.

Дорог очень каждый день,

всем трудиться там не лень.

Кто в уборке хлеба скор ?

Дети это-…. (Комбайнёр)

(Рассказ комбайнёра)

Склонила тяжёлую голову рожь.

Спасибо земле, что была моим домом.

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю попали янтарные зёрна.

А нынче, они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

- И вот в нашем доме запахло душистым хлебом. Кто же это постарался!

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекари.)

Мама Берко Полины – Екатерина Александровна, работает на нашей хлебопекарне. Сегодня она пришла рассказать нам, как румяные душистые булки приходят на наш стол.

(Рассказ пекаря)

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

У народа есть слова,
Хлеб – всей жизни голова,
Хлеб не падает нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

Игра "Продолжи пословицу".

- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.

Без хлеба - не будет и обеда.

Без печки холодно - без хлеба голодно.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Покуда есть хлеб да вода - всё не беда.

- Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?

Плох обед, коли хлеба нет.

Нет хлеба - нет обеда.

Много снега - много хлеба.

Хлеб на стол - и стол престол.

Хлеб - всему голова.

Всё приедается, а хлеб - нет.

Зерно не посеешь, блин не испечёшь.

Написано много о хлебе,
Который всему голова.
О хлебе насущном не смолкнет
Вовеки людская молва.

В нем пот, перемешанный с солью,
В нем труд от зари до зари,
В нем жизнь для живущих на свете
От края до края земли.
Ученик 9:

Кусочек бесценного хлеба
Порою от смерти спасал.
За хлебную русскую ниву
Народ свою жизнь отдавал.

Ученик 10:
И потому колос хлебный
Лишь с золотом можно сравнить,
Лишь с хлебом решим мы задачу:
Быть сильными нам, иль не быть.

Ученик 11:
Обычай прекрасный в России
Гостей хлебом – солью встречать,
И ароматною сдобой
На пышном пиру угощать.
Ученик 12:
Хлеб – символ богатства и силы
Хлеб – золото русских полей,
Хлеб – слава труду хлебороба,
Хлеб – гордость России моей.

(ученики представляют свои листовки)

Я предлагаю развесить эти листовки возле столовой, чтобы все ученики нашей школы помнили о бережном отношении к хлебу.

- Ребята, продолжите мысль:

"Мне было интересно …..

- В нашей станице есть хлебопекарня, где выпекают очень вкусный хлеб и булочки. Вы хорошо поработали, и сейчас наш пекарь – Екатерина Александровна, хочет угостить вас ароматными булочками.

Читайте также: