Тембот керашев абрек сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Тембот Керашев — большой художник слова. Художник, который сумел познать свою эпоху и показать ее тем, кому не так и было видно, что происходит вокруг. А поначалу и ему самому не всегда доподлинно было ясно архисложное переустройство идей времени. Но он был не по возрасту мудрым, проницательным, но самое главное — уже художественно ориентированным.

Роман-то был задуман по другим координатам: не колхозное переустройство жизни крестьянина, не коллективная забота о том, чего ждет адыгская земля, и так измученная и истерзанная, а идея возрождения ее или гибели. Эту опаснейшую диллему Т.Керашев прямо озвучить не мог, потому она как бы повисла в воздухе идеологических несообразностей. Но одно было для него понятно и до глубины души ясно: народ его очередной раз оказался на гребне событий, угрожающих его сохранению. Этой ситуацией был продиктован тот важнейший взгляд автора, который вывел его на многообещающие идеи большевистских вождей, в свете которых писатель и пытался осмыслить новые для его народа обстоятельства. Но последние оказались в понятном противоречии с теми завоеваниями, которые были выработаны этнографическими и духовно-эстетическими исканиями народа в течение не одного тысячелетия.

К какому берегу было клониться художнику, когда сплошь и рядом одни торжествующие лозунги и пропагандистские клише? И в новое время он был со своим народом как художник, богом предназначенный для того, чтобы выразить вековечные духовно-эстетические накопления на том материале, определенном социальным заказом. Тембот Керашев эту грань не преступил — идейную, временем и обстоятельствами заказанную, но и не стал ее фетишизировать, помня, что народ, его идеология, выработанная в течение тысячелетий, гораздо серьезней и сложней, чем созданные днем текущим мысли, базирующиеся на социально беспомощных деревянных ходулях. С этим не считаться для художника-философа было ни в коем случае нельзя.

Думать, что Биболет только большевик, — значит, не иметь о нем сколько-нибудь объективного знания. Конечно, он придерживается каких-то идей, от которых зависят его будущее, карьера, о которой он меньше всего и думает. Но она существует и не может не проявлять себя каждый раз, когда Биболет предпринимает какие-то решительные шаги: по отношению к собственной сестре, событиям вокруг Амдехан, черкешенки, которая без воинских доспехов вышла оборонять честь и достоинство свои, рискуя навсегда лишиться репутации благородной горянки, но понимая, что это необходимо не только для нее самой, но и для многих других. Возможно, Тембот Керашев не совсем так думал о своей героине, но то, что она явила в нашу литературу и наше духовное сознание жаннодарковскую психологию и философию, безусловно, точно. Основательно то, что такое поведение вроде бы простой крестьянки не обретает статуса архинеожиданного явления в довольно аскетически и поведенчески сдержанном и, при подобных случаях, весьма и весьма бескомпромиссном адыгском обществе. Убеждают не столько думы писателя о прошлом и о том, что ныне на глазах тысяч людей происходит, сколько мысли о том, что завтра может быть, иногда очень зыбки. Опорой и для писателя, и для читателя служат те проявления открытого демонстрирования внутреннего мира героев, которые помогают воспринять их как живых людей.

Тембот Керашев рано вышел на этот уровень осмысления обстоятельств (реальных) и людей, в них действующих (как настоящих). То есть это уже было художественным постижением мира с его сложностями, противоречиями, далеко неординарными измерениями важнейших его духовных и нравственных ценностей.

Молодая, красивая Нафисет хочет счастья, и вроде бы для этого у нее есть все. Есть любимый человек — умный, красивый, верный, есть дед, которого она любит больше всех на свете, дед Карбеч, мастер по исполнению на шичепшине старинных адыгских мелодий, который души не чает во внучке. Но ему, деду, не все нравится в нынешнем, как он думает, не очень ладном и умном времени. Вот то духовное расхождение между, так сказать, новыми людьми и теми, которым выпала доля нести в своей душе мысль о прошлом, не столько социальном, но, главным образом, и мысль о важнейших духовных началах в жизни народа.

Для писателя, то есть героя-повествователя (он приезжий, у него в деревне дома нет), родной дом — это лес, горы, речки; он ловит рыбу, ходит по разным неисхоженым местам, душа и сознание его наполняются мыслями о том, как в этой великолепной природе жили предки, о чем думали-гадали; правда, он знает по народным преданиям, что адыги (черкесы), в стародавние времена обитавшие на этих богом означенных землях, больше ценили духовное, нравственное, чем бытийное, материальное, служили правилам гостеприимства, что и вызывало состояние исключительности их отношения к миру.

К сожалению, наша адыгская наука еще далеко не разобралась в сущности духовных явлений национальной культуры. Тембот Керашев, кстати, на этнографическом факте, естественном, ископаемом из недр этической, моральной, нравственной памяти народа, создает художественно-эстетический фактор высокой пробы.

Обо всем этом вроде бы рассказывает Уасиль, художник и поэт, человек исключительной искренности и доброты, вместе с этим исключительного ума и глубокой душевной щедрости. Тембот Керашев представил читателю в лице Василя человека, который искренне и глубоко понял и оценил Каймета, кстати, тоже провидца и художника. Когда все ушло в небытие, и Зара в том числе, Каймет вышел на высокий утес и поет — Василь не разумеет слов, но мелодию не понять не может. О чем? Трудно это воспроизвести словами, трудно не то слово — невозможно: он поет, вместе с ним поет вся природа о том, что произошла великая несправедливость, поет о величественной и могущественной природе, которая не сумела сохранить и дать жизнь этой бескорыстной любви и счастью. Эту песню Каймета навсегда запомнил Василь, он точно, в гармониях передает ее глобальный природный смысл и ее величественное национальное звучание. Оперную партию Каймета в его сложнейшем общении с родной стороной трудно передать словами: он уходил в иные края, где бы, может быть, удасться защитить идеи чести, свободы и справедливости.

Тембот Керашев сумел создать трагическую раздвоенность души и сознания человека в эпоху потрясающих подложных интриг социальной дискриминации личности. Каймет ушел в мутные облака неизвестности, оставив после себя великие дела и мысли о благородстве и справедливости.

И здесь мы должны сказать о самом Василе. Он проникся неизбывной любовью и преданностью к другим людям, чужим по крови и христианским заповедям. Поверив им, сердце его не обмануло, потому что Каймет и Зара оставили своей трагической судьбой неумолкаемые ритмы в его живой и всегда отзывчивой христианской душе. Свое христианское великодушие он неосознанно ставил очень часто на весы противоположной чашечки не с целью противостояния, а с тем, чтобы соизмерить дух собственной веры со столь же величественными понятиями мусульманской идеологии, что сделало его человеком высшей нравственной пробы, в корне которой подлинные гуманистические начала.

Сюжет вполне респектабелен для новеллы — выстрел старого, умирающего адыга, прожившего разбойничью жизнь, в молодую женщину, любовь которой он заслужить не смог, чего бы это ему ни стоило. Это — катарсис, не имеющий очищения, трагедия, не вызывающая сострадания к главному действующему лицу.

В жизни он был мощным — таковы все главные герои Т.Керашева — но мощь его была жестокой, коварной, сокрушающей всех, кто оказывался в орбите его интересов и пристрастий. Алэбый, так зовут горе-героя, жестким, колючим сапогом вампира безжалостно прошелся по многим женским и мужским жизням, получая от их страданий максимум удовольствия и патологического освобождения от бездуховного и безнравственного пресса. Алэбый считал содеянное нормой поведения адыга, который наездничает, угоняет чужой скот, пленяет девушек и молодых людей с целью их продажи на черном человечьем рынке; из понравившихся ему девушек создает свой гарем, и ни одна женщина из его жизни не подарила ему счастья любви и хоть небольшого душевного расположения.

Алэбый не знает, какая причина столь, на его взгляд, жестокого отношения к нему женщин. Он это состояние испытывал всю свою жизнь. Т.Керашев, как психолог, исследует его до абсолютного разоблачения себя самого Алэбыем, понимая при этом сложнейший конгломерат чувств, сомнений и страданий героя. Именно эти благородные определения, приводимые в данном контексте, имеют абсолютнейшее противозвучайшее содержание и выводят героя на голгофу нравственного суда. Он не оставляет для него никакого оправдания и ни малейшей нравственной и морально-этической зацепки для какого-нибудь сомнения в его полнейшей личностной деградации.

И вот природа такую неугомонно-чувственную, огненно-сокрушительную любовь-страсть разыграла в его окаменевшей душе, да так, что его последнее энергетическое телесное рвение к женщине оказалось вроде любви, появившейся на закате его возможного физического исчезновения. На сей раз то было посланное богом душевное испытание, которое он без выстрела в любимую женщину все-таки преодолеть не смог.

Тембот Керашев был всегда тем писателем, которому были интересны неординарные человеческие страсти, личностные поведения, тем художником, который знал жизнь, психологию, нравственную и духовную идеологию своего народа, стремился всегда писать с ориентиром на высокую планку его многосложной и многотрудной жизни. Остались его книги, добрые, мудрые мысли, сформулированные в них, принципиальные оценки им духовных концептов эпохи с ее драматически противоречивым художественным миром. Осталась благодарная память народа о нем.

Народ поставил ему памятник неподалеку от входа в городской парк: присел на краю скамеечки человек, который после долгого и тяжкого пути решил передохнуть; не просто человек, а художник, мыслитель, философ, каким был, безусловно, Тембот Керашев. Внимательно вглядывается в жизнь, в прохожих и будто специально для этого оставил место рядом с собой, приглашая их присесть и поговорить о житье-бытье. А он знал толк в жизни и умел о ней рассказывать. Скульптурный портрет доподлинно передает величие духа и глубины мыслей художника.

Казбек ШАЗЗО,
советник Главы Республики Адыгея, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Адыгея.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Великое богатство адыгейцев-их язык.

Никто лучше его не знает фольклора,

многоцветного и во многом афористичного.

В прозе Керашева…богатство этого фольклора,

его многомудрость, его юмор,его колорит.

Поэтому все написанное Керашевым находит

такой отлик народа, так понимается

народом и так его воодушевляет.

Тембот Магометович Кера́шев родился 20 августа 1902 года в ауле Кошехабль (ныне Адыгея) в семье крестьянина. Окончил частную татарскую школу, затем учился в учительской семинарии в Уфе (1913—1914), в реальном училище и школе второй ступени станицы Абинской (1918—1920), Краснодарском политехническом институте. Работал архивариусом Орготдела Адыгейского ОИК. В 1929 году окончил Московский промышленно-экономический институт, после чего вернулся в Адыгейскую АО. Здесь он был редактором областной газеты, управляющим Адыгейским национальным издательством. В 1931 году Президиумом Адыгейского областного исполкома был назначен директором Адыгейского научно-исследовательского института краеведения, в этой должности он проработал до 1934 года, затем работал доцентом в Краснодарском институте (1934—1936), после чего вернулся научным сотрудником в НИИ краеведения.

В студенческие годы Т.М.Керашев активно сочетал учебу с другими общественными делами,связанными особенно с проблемами поднятия культуры ,образования адыгейского народа.В частности,в каникулярное время Т.М.Керашев выезжал из Москвы в города Краснодар,Анапа по командировкам и работал на учительских курсах в качестве преподавателя.С большим теплом вспоминают интересные занятия Т.Керашева на курсах бывшие его ученики-курсанты.

Выдающийся адыгейский прозаик Тембот Керашев (1902–1988) рано начал самостоятельную трудовую жизнь. Его мечта об образовании осуществилась только после революции, когда в 1918 г. он поступил в Краснодарский политехнический институт. Тяга к русской культуре определила его переводческую деятельность.

В культуре любого народа есть имена являющиеся свидетельством ее вершины. Одной из таких вершин в духовной культуре адыгов является Т.М. Керашев – человек глубокого ума, огромного таланта, вобрал в себя качества просветителя, писателя, публициста.

Т.М. Керашев плодотворно занимался сбором и систематизацией фольклорного наследия адыгейского народа. Он составитель сборника народных песен, в соавторстве с А. Хатковым создал три первых учебника по адыгейской литературе для средней школы. По произведениям Т. Керашева можно изучать историю, быт и нравы адыгского народа. Особенности национального характера в произведениях Т.М. Керашева имеют прочные корни, глубокие связи с историей адыгского народа, который превыше всего ставил мужество, долг и честь.

В родном ауле Кошехабль улица, на которой он родился, названа его именем, а средней школе № 1 присвоено имя писателя.

27 сентября 2002 году к 100-летию со дня рождения писателя был открыт Литературный музей Тембота Керашева.

Музей расположен в квартире и состоит из трех экспозиционных залов. В первых двух залах находится экспозиция музея, рассказывающая о жизни, творчестве и общественной жизни писателя. В экспозиции представлены фотографии, подлинные документы, личные вещи, первые издания произведений писателя, подарки.

В музее хранится архив писателя. Фонд музея насчитывает 5 104 экспоната. Из них основной фонд составляет 3 607 экспоната, научно — вспомогательный фонд 1 614 экспонатов

Все личные вещи великого писателя, ставшие музейными предметами, сохранены и переданы в музей вдовой Тембота Керашева — Зузой Исхаковной Керашевой, благодаря этому в музее создана уникальная в своей подлинности атмосфера.

Тембот Керашев-большой художник и гражданин великой страны ,биение сердца которой он слышал всегда и во всем. Он отдал весь свой талант и могучие силы творца торжеству Духа ,Победе Добра над злом, умножению духовного богатства Человека в его нелегких стремлениях обустроить жизнь на основе Правды, Честности, Справедливости и на уважении права Человека на Свободу. Уверена, что наши потомки еще много-много времени будут находить в художественном наследии Тембота Магометовича Керашева немало новых духовных ценностей.

Если мы говорим об Адыгее и о ее культурном наследии, первое имя, которое приходит на ум- Керашев Тембот Магометович, который является одним из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Его рассказы, поэмы, романы находят отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Писатель становится другом каждому читающему человеку. Тембот Магометович — лицо нашего народа, его история, его жизнь. Он достоин того, чтобы его помнили, любили.

Тембот Магометович Керашев родился в крестьянской семье бывших мелких дворян в 1902 году в ауле Кошехабль. Отец Тембота Магометовича был грамотным человеком и мечтал дать соответствующее образование своему сыну. Путь просвещения писателя начался с частной татарской школы Ибрагима Юманкулова в ауле Хатажукай, после чего он проучился год в учительской семинарии в Уфе, затем в реальном училище и школе второй ступени станицы Абинской, Краснодарском политехническом институте.

В 1929 году окончил Московский промышленно-экономический институт, затем вернулся в Адыгейскую АО, где был редактором областной газеты, потом управляющим Адыгейским национальным издательством. В 1931 году Президиумом Адыгейского областного исполкома Т.М. Керашев был назначен директором Адыгейского научно-исследовательского института краеведения и в этой должности проработал до 1934 года. Был доцентом в Краснодарском инсти- туте (1934—1936), научным сотрудником НИИ краеведения.

В 1931 году Президиумом Адыгейского областного исполкома был назначен директором Адыгейского научно-исследовательского института краеведения, в этой должности он проработал до 1934 года, затем работал доцентом в Краснодарском институте (1934—1936), после чего вернулся научным сотрудником в НИИ краеведения.

Становление творчества Тембота Керашева связано с со временем революционных потрясений и крутой перестройки сознания.

Когда появляется адыгейская письменность, Керашев принимает участие в ликвидации неграмотности. Он сам при этом собирает и записывает произведения устного поэтического творчества.

Когда выходит первая газета на адыгейском языке, ее редактором становится Тембот.

Когда в Краснодаре открывается национальное издательство — им руководит начинающий писатель. Между тем, основным делом жизни становится творчество.

Т. М. Керашев собирал образцы устного поэтического творчества адыгов, составлял сборники фольклорных произведений и готовил учебники по литературе (в частности, в соавторстве с А. Д. Хатковым создал три первых учебника по адыгейской литературе для средней школы).

Рассматривая место Т. Керашева в национальной культуре, делается попытка представить историю литературы как историю общественной мысли, на этом фоне прослеживаются основные этапы творчества писателя и определить истоки и черты основных произведений мастера, их типологические связи с отечественной литературой, реализмом ХХ века

Сегодня, когда мы отмечаем 115 лет со дня рождения Тембота Керашева, важно еще раз посмотреть, какое место занимает это явление в литературном процессе.

Обращение к прошлому, использование в связи с этим мотивов народного творчества не помешало художнику освободиться от издержек фольклорно- эстетического мышления. В произведении проявились и другие важнейшие тенденции развития отечественной прозы нового этапа. Традиционные формы описательной, панорамной прозы начинают заметно видоизменяться. Многоплановость сочетается с углубленным изображением характеров и основательностью художественного раскрытия акцентированных проблем.

Произведения на историческую тему занимают особое место в творчестве Т. Керашева. Писатель хорошо понимал, что прошлое народа, накопленная им духовность имеют не только самоценное значение. История и культура адыгов могли представить остальному миру ни с чем несравнимый опыт. Задача стояла - убедить в этом каждого. Для этого необходимо было в образной форме представить народ как национальный феномен, с его необычным обликом, своеобразным мышлением, неповторимым языком. Национальные черты, этнографические детали, мотивы, взятые из прошлой жизни, - все это не было проявлением национальной узости. Керашев был убежден: в отрыве от родного языка, национальной истории, природной души не может быть подлинной культуры. Для писателя в то же время не было большой разницы между людьми различной национальности. Да, у народов разная одежда, свои обычаи. Но у тех и у других одни и те же душевные переживания и надежды. Именно в этом убеждает содержание произведений писателя. Вот почему его произведения стали доступными, близкими и востребованными всеми народами.

На современном этапе, когда пошатнулись нравственные основы и потребности общества, когда глобализация грозит самому институту национально-традиционной человеческой духовности, нам представляется очень важным вновь обратиться к творчеству Тембота Керашева, который всю свою жизнь был проводником воинствующего гуманизма, в основу которого ставился черкесский этикет.

Каждое поколение исследователей привносит новые элементы в осмысление этического феномена одного из основоположников черкесской литературы. Отсюда ощутимая необходимость исследования творчества писателя с новых методологических позиций сегодняшней научной объективности, определяющей соответствующие средства достижения истины. Одно из них, плодотворное и осмысленное за последние десятилетия, это принцип видения целостной национальной картины мира. У писателя этот принцип органически опирается на диалектику постоянной изменчивости мира, в котором необратимо осуществляются процессы разрушения и созидания личности.

В художественной картине мира Тембота Керашева ярко воплощены типические черты черкесского национального характера, в котором сконцентрированы многовековые традиции народа, его неповторимый образ мышления, этические нормы поведения. Тембот Керашев ясно выражает свою художественную концепцию человека: "Самое главное в мире это живой человек, его деятельность, творящий ум. И вся жизнь должна быть построена так, чтобы все благоприятствовало жизни, здоровью и труду человека", - пишет он. Писатель показывает черкесский этикет, как основу поведения, созданных им героев, восстановив не только культурную историческую память народа, но и воссоздав нравственные устои общества, представив читателю через своих героев обычаи, нравы, красоту души народа.

Национальный характер в произведениях Тембота Керашева отражает историю развития народа, его образ жизни, особенности быта, философские, этические и эстетические представления; этические критерии народа, соединяющие духовность и нравственность, являются важным компонентом эстетики писателя, который, охватывая все временные пласты и опираясь на гуманистический смысл народной этики, создает реалистические образы, обобщающие этический, культурно-исторический и художественно-изобразительный опыт народа, возводя его национальное содержание до границы общечеловеческого миропонимания.

Тембот Керашев — большой художник слова. Художник, который сумел познать свою эпоху и показать ее тем, кому не так и было видно, что происходит вокруг. А поначалу и ему самому не всегда доподлинно было ясно архисложное переустройство идей времени. Но он был не по возрасту мудрым, проницательным, но самое главное — уже художественно ориентированным.
Тембот Керашев не был кабинетным затворником. Исследователь по духу, художник по рождению, он сотрудничал с различными организациями, принимал активное участие в деятельности художественных советов. И сам учился. Главная школа, как и раньше, -творчество великих мастеров слова. Это, прежде всего, русская классическая литература - А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой, М. Горький. Великий труженик и ученик, он сам давно стал учителем. Особое внимание он уделял воспитанию молодых, начинающих писателей. Под его влиянием в Адыгее выросла и сформировалась самобытная литература, пробившая дорогу в большой мир.

Органическое единство слова и образа писателя, формы и содержания произведений, выражающих особенности стиля, художественного мировидения и творческой индивидуальности талантливого писателя - философа и мыслителя, внесшего выдающийся вклад в историю адыгских литератур, обозначил важнейшие пути их развития. Анализ произведений Тембота Керашева разных лет на предмет выявления художественного мира, дает возможность сделать вывод о том, что он сумел раскрыть философию духа, мироведение и миропонимание адыга, опираясь на его художественные национальные традиции, жизненные народные идеалы и нравственные заповеди.

Для увековечения памяти Керашева в Майкопе, на стене дома, где жил Керашев (ул. Краснооктябрьская, 9) установлена мемориальная доска. Именем Керашева назван Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований. 27 сентября 2002 году к 100-летию со дня рождения писателя был открыт Литературный музей Тембота Керашева. Музей расположен в квартире и состоит из трех экспозиционных залов. В первых двух залах находится экспозиция музея, рассказывающая о жизни, творчестве и общественной жизни писателя. Фонд музея насчитывает 5 104 экспоната. Из них основной фонд составляет 3 607 экспоната, научно — вспомогательный фонд 1 614 экспонатов

Камерная обстановка Литературного музея Т. Керашева как нельзя лучше подходит для творческих встреч современных писателей, ученых-гуманитариев, школьников и студентов. Сотрудниками музея организуются и проводятся памятные, тематические мероприятия, посвященные творчеству Т.М. Керашева, Дню адыгейского языка и письменности, участие в которых принимают представители творческой и научной интеллигенции республики.

В ауле Кошехабль, скульптором Гузер Шиковым, 2016году открыт памятник — бюст выдающемуся Адыгскому писателю и Просветителю Темботу Керашеву.

Теплые слова о классике адыгской литературы сказал народный писатель Адыгеи, КБР, КЧР Исхак Машбаш: — Праздник Тембота Керашева, праздник аула, в котором он родился, праздник всей республики, да и всего адыгского народа. Ведь имя этого великого творца мы ассоциируем со всем адыгским миром. Тембот Магометович — лицо нашего народа, его история, его жизнь. Он достоин того, чтобы его помнили, любили.

1 . Дангулов Савва. Слово о Темботе Керашеве//Тембот Керашев. Избранные произведения в 3-х томах. – Т.I. – Майкоп, 1981. – С.11.
2. Шабанова Е.М. Т. М. Керашев и устно-поэтическая культура адыгейского народа//Ученые записки. Т.1.-Майкоп, 1957.- С.165-180.

3. Шабанова Е.М. Горьковские традиции в очерках Т.М.Керашева//Ученые записки АГПИ. Вып. 4. - Майкоп, 1963. - С. 120.

4.Шибинская Е.П. Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман//История адыгейской литературы. Майкоп, 2002. - Т.2. - С.76-105

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В статье рассматривается многогранность и многоаспектность творчества Т. Керашева и его значимость для современной литературы и общества в целом. Выявляется ключевая мысль, красной нитью проходящая через все его произведения, - о значимости служения родному народу для формирования достойной и сильной личности. Обосновывается актуальность представленных автором образов литературных героев для воспитания подрастающего поколения.

В целях осмысления роли творчества Т.Керашева для современности изучена и проанализирована научная литература, освещающая проблематику его произведений, выявлены ключевые вопросы о психологии и быте адыгов, на которые отвечает автор в своих текстах, обоснована педагогическая ценность их содержания.

Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования представленных материалов при анализе других произведений адыгейской литературы, а также при преподавании адыгейской литературы в школе.

Ключевые слова: произведение, творчество, адыги, культура, обычаи, нравственные ценности, народная мудрость.

Иванова З. Д.

Актуальность произведений Тембота Керашева в современном обществе

Аннотация: В статье рассматривается многогранность и многоаспектность творчества Т. Керашева и его значимость для современной литературы и общества в целом. Выявляется ключевая мысль, красной нитью проходящая через все его произведения, - о значимости служения родному народу для формирования достойной и сильной личности. Обосновывается актуальность представленных автором образов литературных героев для воспитания подрастающего поколения.

В целях осмысления роли творчества Т.Керашева для современности изучена и проанализирована научная литература, освещающая проблематику его произведений, выявлены ключевые вопросы о психологии и быте адыгов, на которые отвечает автор в своих текстах, обоснована педагогическая ценность их содержания.

Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования представленных материалов при анализе других произведений адыгейской литературы, а также при преподавании адыгейской литературы в школе.

Ключевые слова: произведение, творчество, адыги, культура, обычаи, нравственные ценности, народная мудрость.

The Relevance of the Works of Tembot Kerashev in Modern Society

Tembot Kerashev constantly applies to folk sources in his works to reconstruct the historical time, typical characters, national features and the characters’ psychology.

The life, lifestyle and national psychology of people who developed their moralist principles by centuries are reflected in writer’s oeuvres.

While reading T. Kerashev’s novels we can get a lot of information about lifestyle, culture and life of Adigh people, our proud ancestors, to get involved into the history of our nation, to understand their lifestyle, their thoughts, their likes and dislikes.

Keywords: Relevance, works, folk sources, culture, life, lifestyle, moralist principles.

Сегодня, когда мы отмечаем 115 годовщину со дня рождения выдающегося писателя и прозаика Тембота Керашева, следует отметить, что в его творчестве адыгейская литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в российской литературе. Писатель сумел через исторически конкретное, полноценное, выпуклое изображение человека в типических для прошлого образах передать реальный колорит и дух эпохи.

Эпоха пробуждения самосознания народа, вступления его на путь создания новой истории дали писателю богатый материал для изображения жизни народа и его исторической судьбы. Личный опыт в сложном сочетании с другими источниками создал реальную почву для полета его творческой фантазии, для правдивого воссоздания широких картин действительности и выявления общих закономерностей исторического развития адыгского народа.

Невозможно не признать художественную ценность его прозы. Проза писателя вошла в золотую сокровищницу российской и адыгской литературы. Этим объясняется постоянное внимание к творчеству Тембота Керашева людей разных поколений, плененных притягательностью, глубиной и оригинальностью писательского таланта и возможностью постижения через него ярких сторон человеческого бытия.

Многожанровое творчество адыгейского прозаика дает возможность понять самобытный мир адыгского национального характера, исследовать генетические основы художественного мировидения героев, выявить роль литературных традиций в формировании поэтики и стилистики произведений писателя.

Развитие народного эпоса и трансформация его в литературный жанр романа можно рассматривать уже на первом этапе развития адыгской литературы, а именно во 2-ой половине 1920-х – 30-х годов. Тогда и начала формироваться адыгейская проза, основоположником которой стал Тембот Керашев [1;92].

На наш взгляд, утверждение, что художественная литература имеет высокую значимость в жизни отдельного человека и общества в целом, – истинно.

Художественная литература – это разновидность искусства, являющаяся самым мощным средством познания человека, инструментом, который как отражает окружающую действительность, так и влияет на нее. Это находит выражение и в творчестве Т. Керашева, которому, с одной стороны, присущи реализм портретной и пейзажной живописи, психологическая наполненность образов, полемическая страстность стиля. А с другой, – характерна способность оказывать влияние на формирование разума человека, его воли, чувств и сильной личности в целом.

В соответствии с нашим пониманием, национальная самобытность и своеобразие художественных образов, созданных Т. Кеашевым в его произведениях, является выражением индивидуального своеобразия отдельного человека с его духовным миром, предстающим, как правило, в сочетании с жизнью всего адыгского общества, его социальными и классовыми особенностями.

Многие поколения людей были воспитаны на лучших литературных произведениях Т. Керашева, Ц. Теучежа, А. Хаткова, Х. Андрухаева, И. Машбаша. Эти книги учат маленьких читателей отличать плохие поступки от хороших, добро от зла, верить в лучшее и никогда не сдаваться. Читая их, дети стремятся быть похожими на любимых героев, устами и действиями которых авторы транслируют высшие человеческие ценности [2;42].

Высшие духовные ценности, базирующиеся на этических и эстетических традициях адыгов, занимают центральное место в художественном творчестве Керашева, отражая его личностную и творческую позицию. При этом нельзя не отметить, что нравственно-эстетическое формирование личности и утверждение человека в жизни через его отношение ко времени и к окружающей среде Тембот Керашев тесно связывает с пониманием прекрасного.

Читая произведения Т. Керашева, можно почерпнуть много информации о быте, культуре и жизни адыгов, наших гордых предков, соприкоснуться с прошлым своего народа, понять, как жили, как мыслили, что отвергали и что любили адыги.

Насколько мы можем судить, о чем бы ни писал Т. Керашев, одна мысль неизменно присутствует в его произведениях. Эту мысль кратко можно сформулировать так: человек лишь тогда приобретает силу, мудрость и красоту, когда он живет думами и чаяниями своего народа.

Читая эту повесть на своих уроках совместно с детьми, мы замечаем, как представители нынешнего поколения искренне восхищаются смелостью, мужеством, решимостью и умением главного героя помогать другим, даже находясь в трудной ситуации. Соответственно, произведения Т. Керашева можно рассматривать как мощный источник воспитания духа личности.

По сути, произведения писателя выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Его книги служат трибуной для идей и мировоззрений, являются отражением эпохи, выявляют социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Его книги в числе первых отвечают на вызовы времени, они озвучивают, осмысливают всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране.

Кроме того автор стремился свои произведения сделать своеобразной энциклопедией обычаев, нравов и народной культуры адыгов, отображая в описании опыта поколений свою любовь к родному народу.

Эстетическая функция романов Т. Керашева также весьма важна. Произведения формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения [5;36].

Это дает нам право говорить о многогранности творчества Т. Керашева: его герои учат читателей прекрасному и доброму, оказывают влияние на формирование нравственных принципов, служа достойными образцами для подражания. Ведь никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ.

Герои и героини произведений Керашева, прописанные с точностью и глубиной, свойственной этому автору, выступают эталонами нравственного поведения и преданности своему народу. А их поступки и способы преодоления сложных жизненных ситуаций дают возможность читателям приобщиться к мудрости родного народа, почерпнуть силу и вдохновение для проживания собственной жизни. Ведь в целом творчество Керашева универсально: в нем подсознательно сокрыт ответ на любой интересующий вопрос, и каждому под силу увидеть свою собственную истину, опираясь на накопленные многолетним опытом народа и верно отраженные автором нравственные ориентиры.

Таким образом, творчество Т. Керашева помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Его произведения переносят читателей в разные времена и эпохи, создавая возможность для наблюдения, изучения, понимания своих предков, постижения народной мудрости, взращивания в себе лучших черт родного народа [6;57].

Подводя итог сказанному выше, нам хочется подчеркнуть, что адыгейская литература, представленная творчеством Т. Керашева, имеет огромный общественно-политический, воспитательный и познавательный потенциал. Потому что в ней прослеживается многообразная история всего народа: его борьба за свою волю, за мирную, счастливую жизнь, битва против национального и социального гнета, – и содержатся яркие, правдивые образы героев, имеющие высокую востребованность, как достойные образца для подражания подрастающим поколениям.

Соломонов А.И. Писатели и поэты Северного Кавказа. Сборник. Биография. Основные издания. Поэзия, Проза. Критика. – Краснодар. – 1999. – С.92

Шабанова Е.М. Тембот Керашев. Критико-биографический очерк. – Майкоп. – 1999. – С.42

Хут Ш.Х. Адыгское народное искусство слова. – Майкоп. – 2003. – С.185

Панеш У.М. О мастерстве Тембота Керашева. Майкоп. – 1991. – С. 86

Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. – Майкоп. – 1988. – С.36

Читайте также: