Сочинение по картине степь куинджи

Обновлено: 18.05.2024

Широкая, плоская степь буквально исходит летним зноем – от картины словно ощущается густой, сухой и колючий, полный пыли воздух.

Картина внушает чувство спокойствия и умиротворенности. Высокое небо наполняет полотно воздухом, а широкие золотые поля – ощущением богатых природных даров, которые увенчали тяжкий труд селян.

На полотне изображены обширные поля пшеницы, уже созревшей и давшей тяжелые, налитые колоски. Между двумя бескрайними полями проложена широкая дорога, которая видна нам не полностью – она уходит вдаль под углом от зрителя.

По ней идёт женщина в типично деревенской одежде, характерной для того временного периода. На ней чистая белая рубаха свободного кроя и темная юбка-плахта.

На одной руке у неё накинута какая-то темная верхняя одежда. Очевидно, из-за жары женщина её сняла и теперь несёт с собой.

Она босая, а во второй руке у неё предмет красного цвета. Напрашивается аналогия, что несёт она снятые с ног красные воловьи сапожки – предмет обуви, очень характерный для тех дней. Но рассмотреть точно, что это такое, конечно же, невозможно, поэтому тут каждый зритель может вообразить то, что подскажет ему фантазия.

По обеим сторонам от крестьянки колосятся роскошные поля спелой пшеницы. Колосья стоят густо, кажутся сплошным массивом литого золота, уходящего вдаль, к горизонту. Только на переднем плане можно рассмотреть рыхлую структуру соломы красивого теплого, золотистого оттенка.

Поля уходят прямо в небо, образуя в месте соединения легкую голубоватую дымку, плавно переходящую в облака в высоком небе.

Очень смутно можно различить на горизонте силуэт ветряной мельницы и очень далёкие строения на склоне. Небо над степью бледное, покрытое россыпью легчайших перистых облаков.

Они покрывают почти всё пространство неба, оставляя только небольшие фрагменты светлой пеленочной голубизны. В небе парит довольно крупная белая птица, широко раскинувшая крылья. В украинских степях это, скорее всего, аист – символ домашнего благополучия, процветающего и хлебосольного дома.

Всё вместе это создаёт атмосферу безмятежного покоя и необычайной, звенящей тишины.

В картине всё говорит о благополучии и плодородии – тучные поля, огромные пространства. Но небо над всем этим несёт скрытую тревогу – оно может пролиться дождем, с легкостью способным погубить многомесячные тяжкие труды крестьян, оставив их без ожидаемого урожая.

Широкая, плоская степь буквально исходит летним зноем – от картины словно ощущается густой, сухой и колючий, полный пыли воздух. Простая картина буколического бытия внушает чувство спокойствия и умиротворенности. Высокое небо наполняет полотно воздухом, а широкие золотые поля – ощущением богатых природных даров, которые увенчали тяжкий труд селян.

На полотне изображены обширные поля пшеницы, уже созревшей и давшей тяжелые, налитые колоски. Между двумя бескрайними полями проложена широкая дорога, которая видна нам не полностью – она уходит вдаль под углом от зрителя. По ней идет женщина в типично деревенской одежде, характерной для того временного периода. На ней чистая белая рубаха свободного кроя и темная юбка-плахта. На одной руке у нее накинута какая-то темная верхняя одежда. Очевидно, из-за жары женщина ее сняла и теперь несет с собой. Она босая, а во второй руке у нее предмет красного цвета. Напрашивается аналогия, что несет она снятые с ног красные воловьи сапожки – предмет обуви, очень характерный для тех дней. Но рассмотреть точно, что это такое, конечно же, невозможно, поэтому тут каждый зритель может вообразить то, что подскажет ему фантазия.

По обеим сторонам от крестьянки колосятся роскошные поля спелой пшеницы. Колосья стоят густо, кажутся сплошным массивом литого золота, уходящего вдаль, к горизонту. Только на переднем плане можно рассмотреть рыхлую структуру соломы красивого теплого, золотистого оттенка.

Поля уходят прямо в небо, образуя в месте соединения легкую голубоватую дымку, плавно переходящую в облака в высоком небе. Очень смутно можно различить на горизонте силуэт ветряной мельницы и очень далекие строения на склоне. Небо над степью бледное, покрытое россыпью легчайших перистых облаков. Они покрывают почти все пространство неба, оставляя только небольшие фрагменты светлой пеленочной голубизны. В небе парит довольно крупная белая птица, широко раскинувшая крылья. В украинских степях это, скорее всего, аист – символ домашнего благополучия, процветающего и хлебосольного дома. Все вместе это создает атмосферу безмятежного покоя и необычайной, звенящей тишины.

В картине все говорит о благополучии и плодородии – тучные поля, огромные пространства. Но небо над всем этим несет скрытую тревогу – оно может пролиться дождем, с легкостью способным погубить многомесячные тяжкие труды крестьян, оставив их без ожидаемого урожая.

Куинджи Архип Иванович — Школьные сочинения по картинам


Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре 8 класс


Великий князь Константин купил эту картину для себя и не расставался с ней в поездках. Мы можем только догадываться, почему она его так поразила. Картина не выдержала стремительных перемен климата и воздействия солёного морского воздуха. Пейзаж потемнел. Поэтому сейчас картина смотрится по-другому.

Художник был мастером пейзажа и художником света. Он умел сочетать краски так, что создавался эффект сияния и иллюзия мерцания света. Стоит тихая украинская ночь.

Природа и люди — всё спит глубоким спокойным сном. Большую часть картины занимает небо. На нём, окруженная редкими облаками, светит луна. Широкий Днепр, изгибаясь, несёт свои воды вдаль.

В них, как в зеркале, отражается широкая лунная дорожка.

Она светится каким-то нереальным светом, как — будто идущим из глубины реки. На берегу стоят крестьянские мазанки. Свет отражается от их стен и крыш. От картины веет таинственностью и загадочностью. На полотне изображена борьба света и тьмы, но луна всё больше выходит из-за туч, и свет побеждает, разливается по широкой водной глади.

Картина была настолько популярна, что художник создал ещё два экземпляра полотна. Он считал её главным произведением всей жизни. Один экземпляр находится в Третьяковской галерее, второй — в Ялте, в Ливадийском дворце, а оригинал в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Вариант №2

Петербургская публика, не дожидаясь завершения работы художника, начала осаждать его мастерскую, желая поскорее увидеть это феерическое зрелище. Но композиция была мгновенно выкуплена и выставлена одиночно.

В чем же таинственность этого необыкновенного произведения?

Итак, мы находимся в отдельном затемненном зале. Перед нами – картина, на которую падает один яркий луч. Мы видим широкое пространство, равнину, уходящую глубоко вдаль, под холодным сиянием лунного света. Равнина пересекается речной гладью. Река вьется лентой, она уводит к горизонту, почти сливающемуся с темным небом.

Невесомые облака, рядами покрывающие все небо, слегка расходятся сверху. В открытое окно смотрит луна, освещая широкий Днепр, домики и сеть дорожек на берегу переднего плана. В природе царит безмолвие, заколдованное волшебным сиянием неба и тихой воды.

Вся земля, залитая фосфоресцирующим таинственным светом серебристой луны, погрузилась в ночной покой. Гладкая река, как зеркало, отражает свет лунного диска. Домики, кустики, коряги, стелющиеся по уклону, выполнены в бурых тонах. Белые стены украинских хаток выделяются из бархатной темноты. Яркий свет луны оттеняется глубокой синевой.

Работая над картиной, мастер применял прием дополнительной палитры; краски усиливали друг друга, создавая эффект иллюзии лунного цвета.

Рассматривая картину, зритель невольно погружается в думы о незабвенной красоте природы, о вечном.

Величественное зрелище поражает иллюзией натурального лунного света; публика, как завороженная, подолгу не может отойти от него. Мне тоже очень понравилась эта картина.

Она как будто наполнена натуральным светом и воздухом, и настоящим, глубоким небом. Не картина, а действительность, как удивлялись поэты.

Лунная ночь была настолько популярна, что художнику пришлось создать еще две копии этой картины. В настоящее время оригинал находится в Государственной Третьяковской галерее, одна копия – в Ливадийском дворце, другая – в Государственном Русском музее.

Описание по картине

Картины художника глубокие и наполненные игрой света и тени.

Первое на что обращаешь внимание – бескрайнее синее море, которое переходит в небо без чёткого горизонта. На небе ярким кругом выделяется полная луна. Её свет освещает всю картину и покрывает поверхность моря.

Куинджи называл себя художником света и это правда. Далеко не каждый сможет передать настолько тонко световые лучи и тени. Коричневый оттенок земли словно отделяет воду от жилых хат, возможно небольших улиц.

Архип Куинджи при помощи темных мазков в светлых местах создает глубину пространства.

На картине можно рассмотреть еще много мелких деталей, которые не теряют привлекательность наравне с водной гладью и ночным небом. Это небольшие украинские хаты. Можно почувствовать, что художник творил в конце XIX века.

Украинские хаты – белые с соломенными крышами. На картине изображены деревья, которые покрыты листвой. Поэтому можно сделать вывод, что это лето. Это время ежедневной работы для народа, поэтому ночь настолько пустая и тихая.

8 класс, 3, 4 класс

Куинджи — Лунная ночь на Днепре


Куинджи своеобразный и интересный художник, пришедший в живопись не только со своей темой, но и оригинальной техникой. Его картины буквально излучают внутренний свет, наполнены воздухом и пространством.

Почему же знакомый и даже привычной пейзаж трогает за душу, заставляет трепетать сердце? Художник увидел красоту окружающего мира и заставил нас задуматься о хрупкости и невосполнимости природы. Человек, вмешиваясь в окружающую среду, разрушает ее, не задумываясь о последствиях.

Картины, подобные этой, учат бережно и трепетно относиться к природе, не царствовать над ней, а постараться органически слиться с ней, обретая покой и мир в душе.

Контраст, который присутствует в картине, усиливает этот эффект. На переднем плане картины Куинджи изобразил темные недра березовой рощи. Они почти черные. Лишь блеск воды в ручье, отражающей солнечный свет, разбавляет эту темень. Такое впечатление, как будто ручей несет расплавленный свет в реку. Свет – как продолжение ручья, как врата в неведомый и таинственный мир.

Поистине, Божественный свет, который снизошел на эту прекрасную землю. Стволы берез, отражая солнечное сияние, светятся, повернув к зрителю свою темную сторону. Некоторые березы как бы растворяются в солнечном свете, сами превращаясь в тот жидкий свет, который ручей уносит вдаль.

Непередаваемое впечатление! 2 вариант Архипа Ивановича Куинджи можно назвать романтиком среди реалистов. Он любил изображать необычные моменты в жизни природы, редкие эффекты освещения. Будучи превосходным колористом, он добивался в своих картинах удивительного сияния красок, как бы свечения их изнутри.

На переднем плане изображена группа белоствольных берез на залитой солнцем поляне. Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы. Жаркое лето. Солнечная поляна передает нам прелесть летнего дня. Небо безоблачно. Не шелохнется ни один лист. Стволы берез частично освещены, другие находятся в тени. Кроны деревьев соприкасаются, создавая долгожданную прохладу.

Прозрачный воздух словно застыл в дремоте жаркого дня. На заднем плане густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей, но все необычно ярко, как бывает на лесной полянке. Художник поражает нас своим видением красоты природы и в нескольких больших цветовых мазках передает это каждому, кто смотрит на картину. Светлые стволы берез, темный силуэт зелени вдали, голубое небо, открывающийся простор, широкие плоскости света и тени на траве чудесно соединены. Картина передает безграничную любовь художника к русской природе, символизирующей силу и мощь русской земли, просторной, простой и красивой. Могучий, самобытный талант гениального художника А. И. Куинджи оставляет неизгладимые следы в памяти всех, кто знакомится с его творчеством.

давайте, теперь посмотрим на берёзку, стоящую, чуть, левее центра… в нижней части видно, что дерево заболевает грибком… . вот, примерно так-смотри картину и описывай -пятёрка будет.

Найди в итернете и просто спиши. НО лутьше изложение по тексту.

Горячий летний день. Маленький лесной уголок. Много солнца, света и тепла. Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Темные пятна на коре берез в блеске лучей кажутся совсем золотыми. Листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом.

Лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зеленой роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет.

Куинджи своеобразный и интересный художник, пришедший в живопись не только со своей темой, но и оригинальной техникой. Его картины буквально излучают внутренний свет, наполнены воздухом и пространством.

Почему же знакомый и даже привычной пейзаж трогает за душу, заставляет трепетать сердце? Художник увидел красоту окружающего мира и заставил нас задуматься о хрупкости и невосполнимости природы. Человек, вмешиваясь в окружающую среду, разрушает ее, не задумываясь о последствиях.

Картины, подобные этой, учат бережно и трепетно относиться к природе, не царствовать над ней, а постараться органически слиться с ней, обретая покой и мир в душе.

Контраст, который присутствует в картине, усиливает этот эффект. На переднем плане картины Куинджи изобразил темные недра березовой рощи. Они почти черные. Лишь блеск воды в ручье, отражающей солнечный свет, разбавляет эту темень. Такое впечатление, как будто ручей несет расплавленный свет в реку. Свет – как продолжение ручья, как врата в неведомый и таинственный мир.

Поистине, Божественный свет, который снизошел на эту прекрасную землю. Стволы берез, отражая солнечное сияние, светятся, повернув к зрителю свою темную сторону. Некоторые березы как бы растворяются в солнечном свете, сами превращаясь в тот жидкий свет, который ручей уносит вдаль.

Непередаваемое впечатление! 2 вариант Архипа Ивановича Куинджи можно назвать романтиком среди реалистов. Он любил изображать необычные моменты в жизни природы, редкие эффекты освещения. Будучи превосходным колористом, он добивался в своих картинах удивительного сияния красок, как бы свечения их изнутри.

На переднем плане изображена группа белоствольных берез на залитой солнцем поляне. Куинджи расширяет плоскость неба и разрежает планы. Жаркое лето. Солнечная поляна передает нам прелесть летнего дня. Небо безоблачно. Не шелохнется ни один лист. Стволы берез частично освещены, другие находятся в тени. Кроны деревьев соприкасаются, создавая долгожданную прохладу.

Прозрачный воздух словно застыл в дремоте жаркого дня. На заднем плане густой лес, в который почти не проникают солнечные лучи. Никаких лишних деталей, но все необычно ярко, как бывает на лесной полянке. Художник поражает нас своим видением красоты природы и в нескольких больших цветовых мазках передает это каждому, кто смотрит на картину. Светлые стволы берез, темный силуэт зелени вдали, голубое небо, открывающийся простор, широкие плоскости света и тени на траве чудесно соединены. Картина передает безграничную любовь художника к русской природе, символизирующей силу и мощь русской земли, просторной, простой и красивой. Могучий, самобытный талант гениального художника А. И. Куинджи оставляет неизгладимые следы в памяти всех, кто знакомится с его творчеством. 25 Нравится Пожаловаться 3 ОТВЕТА honhor


Архип Иванович Куинджи – самобытный необычный художник. Это, пожалуй, единственный живописец, которого можно назвать мастером света. В своих картинах он очень часто использует игру света и тени, можно сказать это его конек.

В дальнейшем автор вновь возвращался к этой теме и писал картины под аналогичным названием.

На картине изображена березовая роща, залитая ярким, всепроникающим солнцем. Хотя передний план картины находится в тени от деревьев, общее впечатление от картины – она солнечная.

Он освещает и траву, и стволы берез, и ручей, который находится по центру картины.

Интересно, что картина как-бы разделена,- прям посредине ручей, который выглядит симметрично, с помощьютени и света по нему прочерчена вертикальная линия, а позади кроной деревьев автор продолжает эту линию.

Главный сюжет картины – это игра света.

Свет освещает траву, делая ее практически салатовой, он играет по стволам берез и даже на заднем плане в гуще леса, где зеленый цвет листьев кое-где граничит с черным, он выбеливает стволы.

А в тени цвет травы глубокий, изумрудный. Свет разливается по ручью, а некоторые ветки просто сияют от солнца. Вокруг этого всего глубокое голубое небо, которое стало прекрасным фоном для рощи.

Картина Куинджи завораживает и притягивает взгляд. Удивляет, как автор с помощью небольшой палитры красок передал такое многообразие окружающего мира. Огромной любовью наполнен пейзаж, любовью к родному краю. Он восхитителен в своей простоте, потому что такой пейзаж очень характерен для нашей местности, но созданный природой, он такой совершенный.

Картина Куинджи имеет лишь одну цель: показать как прекрасен мир и все вокруг.

2 вариант.

Архип Иванович Куинжи – это известный русский художник и мастер пейзажной живописи. Ему принадлежит много прекрасных картин, которые он писал на протяжении всей своей жизни.

Очень интересен контраст, который еще больше усиливает действие света. На переднем плане изображены одиноко стоящие березки, на которых присутствует необычная тень. Они выглядят совсем серыми, мрачными. И только удивительный блеск воды в ручье отражает солнечный свет, разбавляет серую зарисовку.

Нельзя не заметить и другие березки, которые словно растворяются в свете солнца. Также очень интересно и то, что картина как бы поделена на две части – с одной стороны светящегося ручья, и с другой. И это можно назвать поистине прекрасным творением.

(9 votes, average: 4.44

Сочинение по картине А. И. Куинджи “Берёзовая роща”


Известный художник И. А. Куинджи прославился своим умением в передаче света и тени. Он отлича­ется от других живописцев оригинальной техникой и самобытностью, определённой темой.

Работы “ху­дожника света” легко узнаваемы среди тысячи дру­гих. Они покоряют искусством изображения света, воздуха и пространства.

Особенный стиль и техника живописца нашли своё отражение и в картине “Берё­зовая роща”, которая была создана им в 1879 году.

На знаменитом полотне нашему взору открывается залитая солнцем поляна в сверкающий, лучезарный летний день. Белые стволы берёз залиты светом и, отражая его, как будто светятся. Некоторые из них расположены в тени, которая образуется кронами переплетающихся между собой берёз. Верхняя часть деревьев не видна. Изображение, как на фотографии, обрезано сверху, акцентируя

внимание зрителя на сказочной красоте стволов берёз, на которых худож­ник искусно изобразил солнечных зайчиков. Каждый человек, наблюдающий эту красоту, проявляет фанта­зию, дорисовывая в своём воображении полную кар­тину увиденной художником берёзовой рощи. Радует взор ярко-зелёная листва берёз, расположенных слева на переднем плане.

Листья переливаются на солнце, сверкают, словно драгоценные камни, и заворажива­ют. Между берёз протекает тихий и безмятежный ручей, пленяющий своей изумрудной зеленью и созда­ющий контраст с травой. Она предстаёт перед нами освещённая солнцем, жёлто-зелёного цвета, ослеп­ляющая своим блеском и яркостью.

Только в тени трава сливается с тёмной зеленью ручья.

На заднем плане картины расположен лес с изу­мрудной зеленью листвы, которая местами изобра­жена почти чёрного цвета. Солнечный блеск коснул­ся только некоторых ветвей. Отчётливо виднеются белые стволы берёз, виден каждый изгиб слегка освещённых в этой части картины деревьев.

ослепительно-голубое небо создаёт контраст с густой зеленью леса и усиливает впе­чатление от картины. На небе ни облачка. Каждый изумрудный листочек как бы повис в воздушном пространстве знойного дня и не шелохнётся в безвет­ренную погоду. Создаётся впечатление, что картина обладает внутренним свечением, чувствуется про­странство и возникает ощущение присутствия внутри неё.

На первый взгляд перед нами — обычный уголок русской природы, каких великое множество. И вме­сте с тем Куинджи удалось привлечь наше внимание к необыкновенной сказочной и завораживающей кра­соте родных мест.

Какое это чудо — видеть прекрасное в обыденном, уметь замечать окружающую красоту, ценить и на­слаждаться увиденным! Несомненно, картина радует и вселяет оптимизм, воспитывает любовь к родной природе и всему прекрасному.

Она привлекает красо­той, яркостью, величием и близостью родного уголка природы, который дорог каждому русскому человеку. Глядя на неё, хочется мечтать, творить и созда­вать прекрасное. И, несомненно, “Берёзовая роща” А. И.

Куинджи заставляет задуматься о хрупкости и беззащитности простых и вместе с тем сказочных уголков русской природы, к которым надо береж­но и трепетно относится, сохраняя первозданную самобытность и неповторимость родных мест.





Архип Куинджи является одним из признанных русских мастеров пейзажа. Его работы обладают неимоверной реалистичностью, душевностью, любовью к отечественной природе и родному народу.

Тона экспрессивны. Видно, что живописец вложил в изображение небес довольно таки много сил. Несмотря на то, что недавно оно уже обрушивало на землю свой праведный гнев в виде грозы, небосклон все же остается достаточно темным и не спешит светлеть. Кто знает, быть может, вскоре жителей поселения ждет еще один удар непогоды, а природа просто собирает силы?

Возможно и такое. Но все же присутствуют некие просветы, указывающие на то, что грозы в жизни не вечны – однажды наступит момент, когда солнце вновь выйдет из-за туч и будет радовать мир своим теплом.

Маленькие домики жмутся друг к другу, к речке бежит извилистая тропинка.

На лугу пасется одинокая лошадь – кстати, довольно странно наблюдать этот факт. Обычно животные выводятся на прогулку как минимум по несколько особей – в особенности это касается лошадей и коров. Героиня же картины почему-то бродит в гордом одиночестве – возможно, что она убежала от своих сородичей и пастуха, испугавшись грозы.

Кто знает? Быть может, в окрестностях блуждает хозяин, ищущий ее. Хотя… Она могла быть выпущена на выпас сразу же после дождя. Так или иначе, деталь интересная, но не особо важная.

Чувствуется невероятная свежесть – именно та, что наполняет землю после того обновления, что дает непогода. Как правило, в такие моменты воздух чист и свеж, дышится легко, и кажется что все плохое позади, а впереди лишь только позитивные моменты и счастье.

Такое впечатление, что вместе с природой обновляется и человек, его мысли, сознание, возникают новые надежды. Как ни крути, вода – великая сила, ее капли способны как разрушать, так и лечить. И нет ничего мистичнее и прекраснее летней грозы, которая дает долгожданную прохладу каждому листику и травинке.

Куинджи умел подмечать эту прелесть, о чем свидетельствует не один десяток восхитительных полотен. На холсте подобрана очень удачная цветовая гамма и оттенки, на ее хочется глядеть вновь и вновь, каждый раз находя все новые детали и особенности.

Символизм и диалог со зрителем

Осенняя распутица. Архип Куинджи. 1870 год


Осенняя распутица. Архип Куинджи. 1870 год

Но не стоит сводить реальность лишь к набору предметов, ведь они могут становиться символами — указывать на нечто, чем сами по себе не являются.

На острове Валааме. Архип Куинджи. 1873


На острове Валааме. Архип Куинджи. 1873 год

В русской культуре и сказке в таком лесу живет Баба-Яга, в нем можно заблудиться, это чуждый человеку лес в его дремучем состоянии. В этом смысле Куинджи художник состояний, но состояний не только природы, но и состояний человека, ее созерцающего. Он каким-то образом дает возможность вернуться назад к природе, к ее восприятию и вместе с тем ее осмыслению. Лес на картине — не немая древесина для изготовления мебели. Это не предмет, а вещь-символ, с которой мы вступаем в диалог и на пути этого общения находим путь назад к природе.

Осенняя распутица

Картина была создана в 1872 году.

В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.

Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.

На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.

Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.

Романтический реализм

Но откуда у Куинджи подобное стремление к природе, где исток его интереса к лесу? В первую очередь, в романтизме, который был распространен в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века.

В христианском Средневековье полагали, что природа не может существовать самостоятельно (так возникла концепция ее непрерывного творения Богом). На рубеже Нового времени природу стали считать самостоятельной и ни от кого не зависимой — раз ее сделал идеальный Творец, то в ней не может быть ошибки. Со временем это представление легло в основу подчинения природы, которая превратилась в холодный и отчужденный мир предметов: мыслители эпохи Просвещения стремились изгнать из мира все непонятное и неподконтрольное, видели его как набор загадок, которые нужно разгадать.


Популярные сочинения

  • Сочинение Образ Доктора Живаго
    Главным действующим лицом романа Пастернака является Юрий Андреевич Живаго — успешный врач, счастливый семьянин. Казалось бы, что человеку еще желать, но в душе героя нет точной определенност
  • Сочинение на тему Кино
    Кино – это не просто вид искусства, это особый мир, который словно машина времени позволяет нам окунуться как в атмосферу настоящего, так и прошлого. Основоположниками киноискусства стали братья Люмьер
  • Сочинения по картинам Цыплакова
    Описание картин Цыплакова

Вот наглядная иллюстрация идеи романтизма о необходимости распредмечивания природы, необходимости выведения ее из статуса наших слуг и тем самым о необходимости прекращения ее использования в наших собственных целях.

Куинджи в картинах, изображающих лес и природу, близок к идеям романтиков и пытается преодолеть отчуждение природы, которую человек приспособил под свои цели.

Закат солнца в лесу. Архип Куинджи. 1878


Закат солнца в лесу. Архип Куинджи. 1878 год

Дорожка в лесу. Иван Шишкин. 1880 год


Дорожка в лесу. Иван Шишкин. 1880 год

Украина. Архип Куинджи. 1879 год


Украина. Архип Куинджи. 1879 год

Дебри. Иван Шишкин. 1881 год


Дебри. Иван Шишкин. 1881 год

Лес. Архип Куинджи. 1890-ые годы


Лес. Архип Куинджи. 1890-ые годы

Шишкин пишет с фотографической точностью, предметы имеют четкие границы, лес зафиксирован в неподвижности. У Куинджи, напротив, нет прорисовки, деревья как бы ускользают от точного схватывания и теряют свои границы.





Радуга


Полотно названо искусствоведами шедевром позднего творчества художника, оно писалось с 1900 по 1905 годы.

Куинджи в своих работах не раз обращался к уникальному природному явлению – радуге. На этой картине также изображена радуга после сильного дождя.

Цвета на полотне переданы грамотно, поэтому зритель при взгляде на него может ощутить легкость ветра после дождя, запах мокрой земли.

Яркая и светящаяся радуга в небе является символом надежды и веры в лучшее. Произведение написано в ярких светлых тонах, что создает ощущение радости и восторга.

Облака и метафизика

Березовая роща. Архип Куинджи. 1880-ые годы


Березовая роща. Архип Куинджи. 1880-ые годы

Поляна в лесу. Туман. Архип Куинджи. 1908


Поляна в лесу. Туман. Архип Куинджи. 1908 год

Березовая роща. Архип Куинджи. 1879 год


Березовая роща. Архип Куинджи. 1879 год

Облако над степью. Архип Куинджи. 1890-ые .


Облако над степью. Архип Куинджи. 1890-ые годы

Березовая роща. Архип Куинджи. 1901 год


Березовая роща. Архип Куинджи. 1901 год

Дерево на фоне вечернего неба. Архип Куинд.


Дерево на фоне вечернего неба. Архип Куинджи. 1890-1895 годы

Лесное озеро. Облако. Архип Куинджи. До 18.


Лесное озеро. Облако. Архип Куинджи. До 1890 года

И здесь, если моя догадка о схожести деревьев и облаков верна, начинается метафизика. Деревья возвышаются до облаков, а небо как бы спускается на землю, и нам открывается что-то надприродное в природе, надфизическое в физике. Оказавшись в лесу и потеряв ориентиры, мы понимаем, что этот лес больше и не лес вовсе: в нем происходит тайна общения земли и неба.

Ночь на Дону. Архип Куинджи. 1882 годы


Ночь на Дону. Архип Куинджи. 1882 годы







Лунная ночь на Днепре


Произведение было создано в 1880 году, выставлялось в Санкт-Петербурге.

Интересный факт: художник сомневался в его успехе, поэтому приглашал ознакомиться с незаконченным вариантом работы, чтобы увидеть реакцию людей, картину видели Менделеев, Крамской и Тургенев.

Картина поражала зрителей невероятным серебристым сиянием луны. Многие стали спрашивать у автора о том, какие краски он использовал для ее написания, не веря, что такие цвет и свет можно передать обычными материалами.

Человек или Бог

На втором, похожем полотне смысловым центром выступает не свет, а некая фигура, которая притягивает к себе наше внимание:

Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890.


Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890-ые годы

Однако известно, что люди на полотнах Куинджи, посвященных природе, практически не встречаются. В редких случаях можно увидеть только намек на существование человека — например, лесную дорожку. Но тогда что это за фигура? Возможно, странник или просто прогуливающийся по лесу человек. Впрочем, мне кажется, что можно сделать другое предположение: этот путник — Бог.

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.

И в каждом страннике убогом Я вызнавать пойду с тоской, Не Помазуемый ли Богом Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо И не замечу в тайный час, Что в елях — крылья херувима, А под пеньком — голодный Спас.

Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы, Как во царствие небес, И горит в парче лиловой Облаками крытый лес.

Смысловой — фигура путника, но рядом с ней также расположен и световой центр полотна, то место, где художник собрал максимальное количество света.

Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи.


Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи. 1901 год

Таким образом, в лесу, где теряются все привычные рационалистические ориентиры, человек встречает Бога. И этой встрече две другие — с тайной общения земли и неба и с истинным светом — никоим образом не противоречат.

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь


Полотно создавалось на протяжении пяти лет, с 1890 по 1895 годы. На нем изображено ущелье, носящее название Дарьяльское, располагающееся на реке Терек, на востоке от горы Казбек. По дну ущелья течет река, скалы вокруг уходят в высоту.

При написании полотна живописец использовал контрастные, яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.

С помощью этой техники автор произведения сумел передать прохладу ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.

На картине заметны два ярких пятна, это луна и ее отражение в тихой воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, наоборот, уравновешивают тишину.

Литература

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Читайте также: