Гуманистическая психология сочинение о человеке

Обновлено: 02.07.2024

Проблема воспитания гуманности, гуманных чувств и отношений изуча-лась в отечественной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пень-евской, A. M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л. П. Стрелко-вой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
Гуманистическое воспитание – не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с нею различных субъектов: конкретных людей, их микрогрупп и коллективов. Это субъект - субъектное взаимодействие, диалог, в котором участвуют конкретные личности.

Личность педагога и его роль в гуманистическом воспитании

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития чело-веческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкрет-ное содержание. Гуманность обусловленная нравственными нормами и цен-ностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятель-ности в актах содействия, соучастия, помощи.

Создание условий, способствующих самоформированию гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с окружа-ющим его миром. В совместной деятельности (игровой, учебной, трудо-вой. ), в общении, если они правильно построены, возникает общность эмоциональ-ных переживаний, появляется возможность обогащения чувст-вами другого , развивается эмпатия.

Эмпатия аффективная как способность сострадать, сопереживать, и когнитивная как стремление к познанию личности другого человека и самого себя. Овладеть самостоятельно процессом интеллектуального анализа поведения другого человека, своего поведения, своих чувств и эмоциональ-ного процесса участия в чужих переживаниях, попытка почувствовать, то, что чувствует другой человек не возможны без целенаправленного психоло-го-педагогического сопровождения ребенка от самого рождения.

2. Главные идеологи гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

3. Основное отличие гуманистической психологии от глубинной психологии.

4. Психотерапевтическая практика, как основная область применения гуманистической психологии.

5. Проблемы, связанные с реализацией основных идей гуманистической психологии в наше время.

7. Список литературы.

1. Введение.

В древности самыми важными критериями для выживания были физические свойства: сила мышц, выносливость, ловкость. В современном мире всё иначе – людей интересует не только физическая оболочка, но и душевный комфорт. Люди тратят тысячи рублей и долларов на походы к психологам, принятие таблеток и различные сеансы терапии. Психотерапевты являются врачами в полном смысле этого слова, только врачами души, а не тела.

Но когда-то всё это только зарождалось, и было лишь несколько десятков людей, делающих предположение, что психология – это наука, и её нужно изучать. Что порою головная боль, тошнота и слабость – признаки не гриппа, а депрессии, и что страшные припадки с судорогами – это не захват тела демоном, а психоз.

Когда это было доказано, сотни талантливых людей стали частью этой интересной профессии, оспаривая друг друга, ругаясь, доказывая, перетягивая на свою сторону. Так и родилось такое направление, как гуманистическая психология.

2. Главные идеологи гуманистической психологии: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

Нужно начать с того, что гуманистическая психология является достаточно крупным направлением в психологии. Оно зародилось в начале ХХ столетия, однако официальное признание данное направление получает только в 60-х годах в США. Толчком послужило то, что в Америке в это время царили многочисленные общественные, экономические кризисы, вызвавшие отчужденность людей друг от друга, их крайнюю духовно-социальную неоднородность, неуверенность в своих социальных ценностях. В американской психологии был период сочетания между собой различных концепций. Среди них можно выделить по мере своей распространённости бихевиоризм и классический психоанализ. Однако, у обоих этих направлений был большой минус: они отказывались от исследования субъективных переживаний, таких, как ценности и смысл, сознание человеком своего бытия. Значительное влияние на развитие направление гуманистической психологии оказали такие значительные личности, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн, Ф. Перлз и другие.

В отличие от бихевиористов, А. Маслоу проповедовал совсем другой взгляд на образ человека в психологии. Если до этого американское психологическое сообщество, в особенности психоанализ, изучало психические отклонения людей, формулируя на основе этого все теории личности, то Маслоу проводил исследование среди здоровых и реализованных в жизни людей, получая при этом совершенно иное представление о человеческой природе. На первом этапе А. Маслоу было тяжело донести концепцию своих идей, они вызывали лишь негативную реакцию у окружающих, ещё долго учёный не получал должного признания своих идей.

Виктор Франкл является психиатром, психологом и неврологом. В его биографических данных также можно отметить, что он – бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Он прославлен как создатель логотерапии, он же – экзистенциальный анализ. Данный вид анализирования даёт целостную оценку личности человека, вбирая в себя как психофизиологически-организменные факторы, так и духовно-личностные. Экзистенциальный анализ берёт в расчёт самые глубинные духовные причины, то есть подсознательные. Сам Франкл говорил, что в этом смысле его метод заслуживает названия глубинной психологии.

Приверженцы гуманистической психологии начали возрождать то, что всегда считалось в истории людей: человек на первом месте. Его переживания, чувства, эмоции встают на первый план, как когда-то у древних философов. Может быть это и привлекало: теория, что каждый человек может добиться чего угодно сам, что он самодостаточен и уникален. А может гуманистам нравилось то, что такое направление очень мирное. Оно признает доброту, любовь, развитие как основные качества. В современном мире с капитальной мыслью, что каждый должен жестоко драться за своё существование, такое направление, как гуманистическая психология, не помешало бы.

3. Основное отличие гуманистической психологии от глубинной психологии.

Для того чтобы сравнить два направления, необходимо рассмотреть каждое из них по отдельности.

Гуманистическая психология имеет следующие принципы:

2. Принцип позитивности. Гуманисты придерживаются мнения, что природа человека положительна сама по себе, наполнена добротой, стремлениями, любовью к творчеству и саморазвитию. Личность самодостаточна и может жить в этом мире самостоятельно, без какой-либо внешней помощи. Именно такого человека гуманистическая психология признает здоровым и полноценным, готовым к изучению и общению.

3. Принцип развития. Тенденция к росту встречается у каждого живого существа. Дерево стремится ветками к небу, детеныши вырастают во взрослых особей. Так же и люди проходят путь развития и возвышения. Только здесь приверженцы гуманистической психологии разделяются на два лагеря.

К. Роджерс, к примеру, считал, что в человеке изначально заложена сила, помогающая ему умножать внутренние качества и нести больше добра в окружающий мир. В то время, как Р. Мэй утверждал, что в личности есть потенциал, но как его использовать определяет сам носитель. Сила может быть использована и в злых, и в хороших целях.

4. Принцип активности. Человек – творец своей судьбы. Он не подвластен влиянию окружающей среды, не боится идти вперед и развиваться. В нём заложена огромная энергия, которую он использует на своём пути.

Глубинная же психология имеет следующие принципы:

Личность развивается исходя из личных побуждений. Эгоистичная натура берет вверх, и человек добивается чего-то только из собственной выгоды.

Адаптация к среде. Личность противостоит окружающему миру, борется с ним за своё существование.

Бессознательность. То, что движет человеком, не осознается им до конца. Огромная часть подсознания скрыта даже от носителя, и с трудом подвергается изменению. Личность стремится достигнуть удовлетворения, и это является основной её целью.

Детство – решающая ступень. Если верить глубинной психологии, личность закладывается в детстве, и все её проявления в зрелом возрасте лишь отголоски прошлого. Поэтому З.Фрейд так интересовался травмами, воспоминаниями из юных лет своих пациентов.

Сразу можно заметить, что почти каждый принцип одного направления противостоит другому. Если гуманистическая психология кажется куда более позитивной, оптимистичной и жизнерадостной, то глубинная предстает реалистичной, мрачной, суровой.

В первом движении человек рассматривается как самодостаточный, яркий, неповторимый владелец собственной судьбы. Главное отличие двух направлений состоит в том, что глубинная психология, куда больший акцент делает на внешние факторы, считая, что жизнь и первостепенные потребности определяют человека.

Оба течения очень интересны для изучения. Но, как известно, большая часть людей всё же остановили свой выбор на глубинной психологии.

4. Психотерапевтическая практика, как основная область применения гуманистической психологии.

Гуманистическая психология стремится раскрыть личность, активировать её. По мнению приверженцев, лишь 1% населения раскрывает творческий потенциал сами, другим же предстоит долгий путь.

1. Прослушивание музыки. Личность расслабляется под нужные ритмы и уходит в себя, раскрывая свой потенциал.

2. Любимое хобби. Это может быть рисование, лепка, собирание пазлов. Что-то, позволяющее забыться и уйти глубоко в себя.

Этой деятельностью можно заниматься в домашней обстановке, но терапия с врачом должна соблюдать несколько правил.

1. Полное доверие. Очень важна атмосфера открытости между участниками терапии, их готовность сопереживать и поддерживать. Поэтому важно не критиковать, внимательно слушать, не отвергать чужой опыт. К слову, в самостоятельной практике личность тоже должна доверять сама себе.

2. Готовность к эмоциональным переживаниям. Гуманисты считали, что через сильные переживания человек может постичь смысл бытия. Прослушивание музыки, чтение романов как способ развития появились именно из этого правила. Чем больше чужих эмоций сможет узнать человек, тем больших вершин он достигнет.

В целом, каждый современный человек в какой-то мере занимается гуманистической психологией в повседневных делах. Почти любой подросток слушает музыку в автобусах. Часто девушки читают любовные романы. Всё это способы узнать себя и других лучше, поэтому соответствует идеалу гуманистической психологии.

5. Проблемы, связанные с реализацией основных идей гуманистической психологии в наше время.

Гуманистическая наука необходима в современном мире. Так считают многие нынешние ученые и психологи, ведь само по себе течение несет мир и уважение ко всему окружающему.

Но в этом и заключается проблема. Гуманистическая психология подразумевает, что общение – это особенный контакт двух взаимно уважаемых, равных людей. Он раскрывает особенную индивидуальность каждого из них, передает информацию, наполняя собеседника новыми знаниями и намерениями. Общение должно укреплять, возвышать человека.

В современном мире это, к сожалению, не всегда возможно. Иногда один человек стоит выше другого по должности, моральному развитию, силе, возможностям. Побороть собственное ЭГО бывает не так легко, чтобы на равных общаться с другими. Идея, которая положена как основополагающая в гуманистической психологии является почти утопической идеей.

Вторая проблема связана с мнением, что человек непрерывно развивается и самодостаточен сам по себе. Сама идея звучит вдохновляюще, поэтому не удивительно, что и в современном мире она находит множество откликов. Но внешняя сторона жизни личности всё так же сильно влияет на формирование человека, его вкусов и интересов. Признать гуманистическую психологию как полностью верную – это признать, что внешние факторы можно откинуть, и через внутреннюю силу личность способна достигнуть чего угодно. И что каждый человек сам по себе рожден с уникальными, положительными качествами.
Посмотрев на современный уклад жизни, можно понять, что не всё, сказанное гуманистами, правда. Множество людей являются злыми, замкнутыми, не стремящимися к развитию, и это их собственный выбор, сформированный с внешними факторами.

Например, ребенок рос в неполноценной семье, где у матери была алкоголическая зависимость. С детства деформируется психика ребенка, выдавая убежденность, что такое поведение является абсолютной нормой. Он просто не видит другой картины, и, в итоге, очень сложно затем изменить мировоззрение созревшего человека. А самому сделать это практически невозможно.

Третье, за что многие критикуют гуманистическую психологию, это один из её принципов – ответственность. Очень большой груз ложится на плечи человека, заставляя его полностью отвечать за каждый свой поступок. Если всё вокруг плохо – значит, дело в тебе.

Но бывают и жизненные обстоятельства, которые действительно невозможно изменить и они катастрофично влияют на личность, меняя подсознание в корне. Например, катастрофа, или же ситуация в детстве. Тут будет уже мало убежденности, что всё меняет сам человек, необходима помощь извне. Не получив её, человек может сильно ухудшить как свою, так и чужую жизнь.

В целом, последний недостаток гуманистической психологии – это недостаточная разработанность. Она была словно яркая вспышка, но так и не смогла достигнуть верхов. Взять хотя бы психоанализ – его изучают долго и подробно во всех высших заведениях. Гуманистическая психология в большинстве литературы занимает одну-две главы максимум. Возможно, недостаточная обоснованность, наличие экспериментов, и делают это интересное направление не столько известным в современном мире.

6. Заключение.

Гуманистическая психология является очень интересным направлением. Она содержит в себе необычные принципы, и открывает новую страницу в большой книге этой дисциплины.

Гуманисты пошли против системы, сумев ударить по основным направлениям, существующим в то время. Это было не только смело, но ещё и позволило взглянуть на ситуацию под другим углом.

Сейчас гуманистическая психология особенно необходима. Она ведет к миру и пониманию, воспринимая людей как отдельных, полноценных личностей. Чем-то напоминает утопический мир, но, тем не менее, является идеалом многих кругов. Взять ту же демократию, где каждый имеет право на уважение, вне зависимости от своего рождения.

Гуманистическая психология расцветает в Европе. Все лозунги, парады, законы очень напоминают принципы направления, образованного несколько десятков лет назад. Личность как первозданная, прекрасная натура, свобода, ответственность, любовь, творчество. Эти слова встречаются в обоих кругах.

Гуманистическая наука определенно стоит того, чтобы быть изученной. Ведь в ней кроются идеи, столь необходимые в современном мире.

7. Список литературы:

1. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Рачковой Е. М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2002. 272 с.

2. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4

3. Нуркова В.В. Психология: учебник для бакалавров/ В.В. Нуркова, Н.Бб Березанская – 2-е изд., перераб. И доп. – М: Издательство Юрайт, 2012. – 575 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

В 1960 годах гуманистическое направление в психологии оформилось благодаря, главным образом, работам американских и европейских психологов: Э. Фромма, г.Олпорта, К.Роджерса, Р.Мэя, А.Маслоу и др.

Теоретики – гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.

Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов – это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы. Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни – дело трудное: многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь – свою собственную.

Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления – понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание.

Таким образом, специфика предмета гуманистической психологии заключена в:

а) глубоких философских корнях (в отличие от бихевиоризма или психоанализа);

б) в рассмотрении личности с точки зрения ее уникальных мотивов, и, в первую очередь, мотива самоактуализации;

в) в утверждении свободы выбора возможностей каждым человеком и ответственности за свой выбор и его последствия;

г) в понимании человека как глубоко творческого существа;

д) в особом предназначении человека - искать смысл своей жизни, тем самым упорядочивая мир.

Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время, он был уверен, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора людей современного западного общества были достигнуты за счет утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Э. Фромма перед людьми в современном обществе стоит дилемма: свобода от социальных, религиозных и прочих ограничений потребовала от человека компенсации в виде безопасности и чувства принадлежности к социуму. Э. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной серьезных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо быть связанными с другими людьми, чувствовать себя частью общества.

Человек, по Э. Фромму, преодолевает чувство одиночества, сопутствующее свободе несколькими путями (совершает бегство от свободы):[3]

- деструктивностью, позволяющей преодолеть чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других;

- конформностью автомата, предполагающей абсолютное подчинение социальным нормам.

- потребность в установлении связей (человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться, сохраняя при этом свою индивидуальность);

- потребность в преодолении (все люди нуждаются в преодолении своей пассивной, животной природы, для того чтобы стать активными созидателями своей жизни);

- потребность в корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира);

- потребность в системе взглядов и преданности (человеку необходимо иметь убеждения для продуктивного постижения мира и объект преданности – высшую цель или веру в Бога).

Фундаментальный тезис, лежащий в основе позиции А. Маслоу – это изучение человека как уникально организованного целого. Кроме того, А. Маслоу, как и другие гуманистические психологи, полагал, что природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Взгляд его на человека можно назвать оптимистичным. Разрушительные силы начинают говорить в человеке тогда, когда у него обнаруживаются фрустрированные, неудовлетворенные фундаментальные потребности, образующие иерархию:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

- потребность в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитии способностей).[6]

А. Маслоу отдавал приоритет, творческой стороне натуры человека, считая, что к творчеству способен каждый. И для этого не нужно писать музыку или рисовать картины. Можно проявлять себя как творческого человека в любом деле. Творчество – это путь к развитию метамотивации, высоких жизненных ценностей, и просто – данность. Видимо, способность проявлять себя как творческое существо – это один из признаков человека вообще, отличие его от прочих живых организмов. Таким образом, А.Маслоу утверждал, что смысл человеческой жизни подвластен его создателю – человеку.

В результате своих клинических наблюдений К.Роджерс пришел к заключению, что природа человека заслуживает глубокого доверия, что человек – это не поле битвы бессознательных сил. Очень многое в человеке открыто сейчас или будет открыто его сознанию, если он этого захочет. Работая долгие годы с пациентами, имеющими эмоциональные нарушения К.Роджерс все более и более укреплялся в своей вере в человека, в его силы, способности, конструктивную направленность любой личности.

Феноменологический подход к личности, который развился, во многом, благодаря работам К.Роджерса, утверждает внутреннюю реальность – чувства, мысли, ощущения, понятия человека, существующие в пределах внутренней системы координат. Т.е. субъективная реальность является основой для действительного поведения человека. Мы реагируем на события, исходя из собственного восприятия их. Из вышесказанного следует важный вывод: психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Последующее развитие феноменологического подхода принесло с собой понятие психической реальности, отражающей процессы, происходящие в субъективном мире человека, приводящие к объективным последствиям. По К.Роджерсу, смысл собственного бытия человек, также ищет, исходя из собственных представлений, ощущений, озарений. Поиск его – дело сугубо субъективное. Он осуществляется человеком в движении по тропам внутреннего мира. Нельзя дать человеку смысл – он может найти его только сам.

В противовес научным взглядам А. Маслоу и К. Роджерса, В. Франкл утверждает, что смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трех уровнях:

а) наивысший смысл (на уровне мироздания);

б) смысл момента;

в) общепринятый каждодневный смысл. Мы можем обнаружить смысл жизни тремя способами:

- путем совершения поступка;

- путем переживания ценности (например, восторгаясь творениями культуры);

- путем страдания (занимаясь поиском адекватного отношения к неизбежному);

1. Психология. Словарь/ общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского., М., 1990;

2. С.Глэддинг. Психологическое консультирование. Питер., 2002;

3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии / ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 1996;

4. Психология и психоанализ характера / ред.-сост. Д.Я.Райгородский., Самара, 1998;

1. Сумерки богов / под ред. А.А.Яковлева., М., 1990;

[1] Ж.П.Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм. //Сумерки богов./ под общ. ред. А.А.Яковлева М., 1990.

[2] Гуманистическая психология.//Психологический словарь/сост. Л.А.Карпенко. М. 1990. С.91

[3] Э.Фромм. Авторитарная личность. Теории личности в западно-европейской и американской психологии., Самара, 1996, С.263-294.

[4] Э.Фромм. Психоанализ и религия. Сумерки богов/ под ред. А.А.Яковлева, М., 1990, С.144.

[5] Психология и психоанализ характера./ред.-сост.Д.Я.Райгородский, Самара, 1998.С. 44.

[6] Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский., Самара, 1996, С.418.

[8] Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский., Самара, 1996, С.381.

[10] С.Глэддинг. Психологическое консультирование. Питер., 2002. С.273.

[11] Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996., С.450.

[12] Теории личности в западно-европейской и американской психологии., Самара, 1996., С. 467.

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние экзистенциалистской философии на но вое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.

Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Читайте также: