Эпос и литература древних цивилизаций сообщение

Обновлено: 18.05.2024

В Древнем мире существовали разнообразные литературные жанры: сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, поэзия и пр. Религиозная и философская литература начала активно развиваться уже в III тыс. до н. э. Появились коллекции изречений, которые учили жизненной мудрости. Тем самым были заложены основы тысячелетней литературной традиции.

Начала древнеримской литературы связаны с зарождением латинской письменности. Древнейшими памятниками латинской прозы считаются политические речи.

Великие цивилизации Древнего мира создали богатую и разнообразную духовную культуру и тем самым оказали заметное влияние на становление современной мировой цивилизации.

Одним из важнейших их достижений стало изобретение письменности. В первобытный период появление речи способствовало сплочению человеческого коллектива, дало возможность более конструктивно общаться и передавать опыт. Появление письменности благоприятствовало становлению государственности, помогло сохранять знания и опыт, позволило общаться не только на расстоянии, но и через время. Мы читаем сейчас произведения наших предков и можем понять, о чем они думали и мечтали многие тысячи лет назад.

Первой системой собственно письменности считается иероглифическая письмен­ность, в рамках которой отдельный знак представлял собой сначала слово-­образ, потом слово-­символ, затем появились знаки, соответствующие отдельным слогам. Знаки уже соотносились не с образами, а со звуками. Такое письмо названо фонетическим. Это развитие заняло несколько тысяч лет. Иероглифическая письмен­ность приобретала разные формы в разных цивилизациях.

Древнейшие письменные памятники найдены у шумеров в Южной Месопотамии и датируются серединой IV тысячелетия до н. э. Шумерская система письма получила название клинопись, она была заимствована и впоследствии развита народами всей Месопотамии. Основным материалом для письма стала доступная глина. Значки в форме клинышков выдавливали на глиняных дощечках тростниковыми палочками, отсюда и название этой системы письма. Клинопись использовалась для записи как административных, хозяйственных, так и литературных, исторических документов.



Древнеегипетская письменность возникла на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. Египетские иероглифы также сначала были пиктографическими, а затем стали более сложными и многочисленными. Египтяне высекали надписи на камне и писали на папирусе. Древнеегипетская иероглифика прошла путь развития от примитивных форм до сложного совмещения древних пиктографических и фонетических знаков.

В Древнем Китае иероглифическая письменность сложилась в начале II тысячелетия до н. э. Со временем в ней также появилось множество фонетических знаков. Сначала китайцы писали на планках из дерева или бамбука. Они первыми начали использовать для письма бумагу. Современная китайская иероглифическая письменность основана на возникшей еще в древности иероглифике.


В ХI в. до н. э. финикийцы создали первый алфавит, в котором каждому знаку-­букве соответствовал один звук. Они использовали 22 знака для обозначения согласных звуков. Гласные звуки на письме не обозначались. Писали справа налево. Финикийская письменность была первой алфавитной письменностью в истории, она стала родоначальницей большинства современных алфавитов. Создание алфавита было поистине выдающимся культурным достижением финикийцев. Оно значительно облегчило письмо, так как теперь любое слово можно было быстро записать, используя буквы.


В процессе торговли с алфавитом познакомились древние греки. Древнегреческое письмо возникло в конце IX в. до н. э. Греки модифицировали финикийские буквы, немного упростив их написание, добавили знаки для обозначения гласных звуков, изменили направление письма: стали писать слева направо. Торжественные надписи выбивали на камне, а в повседневной жизни писали на дощечках, покрытых воском. Для нанесения букв использовали стило из дерева, металла или слоновой кости. Написанное легко удалялось или исправлялось, для этого надо было просто разгладить воск и вновь сделать запись. На базе греческого письма римляне создали свой — ​латинский — ​алфавит, которым пользуются многие народы и в наше время.

Древний эпос: произведения, без которых немыслима мировая культура — блог Storytel

Древний эпос: произведения, без которых немыслима мировая культура

Нужно понимать, что в древнейшем шумерском эпосе сказания разрознены (к тому же они были выбиты на глиняных табличках и плохо сохранились), однако аккадские поэты сумели соединить мифы воедино. Связующим звеном стал сам Гильгамеш — со своими победами и, что самое главное, вполне понятными каждому неудачами. Будучи одним из древнейших, эпос оказал влияние сразу на несколько культур. Особый интерес для исследователей представляет описанный на одной из табличек Всемирный потоп, появившийся потом и в Библии.

Гильгамеш: история эпоса

Гильгамеш: история эпоса

Перед читателями разворачиваются впечатляющие батальные сцены и трагические события. Кровная обида, жажда мщения, любовь, радость победы и горечь поражения — здесь есть все. Само собой, история не обходится без божественного вмешательства.

Оба текста по сей день волнуют писателей, режиссеров и художников. Переосмысляются как поэмы целиком, так и отдельные сюжетные линии.


Самая древняя письменная литература возникла одновременно в двух древнейших очагах цивилизации – в Египте и Месопотамии (Междуречье). Отсчет начала датированной истории и письменности традиционно ведут примерно с 3000 года до н. э. и там и там.

Древний Египет привычно ассоциируется у нас с пирамидами и иероглифами. Его политическая история продолжалась приблизительно 2500 лет, но и после захвата его персами, а затем греками и римлянами (царица Клеопатра – именно представительница греческой династии Птолемеев, и имя ее греческое) древнеегипетский язык не исчез, и письменность на нем продолжалась вплоть до V века н. э. Его же потомок – коптский язык – оставался разговорным до XV века и используется в богослужении коптами до сих пор.

Практически с самого начала иероглифики она существовала в двух вариантах: традиционные иероглифы в виде фигурок людей, животных и т. д., похожих на пиктограммы, и скоропись, так называемая иератика, больше похожая на китайские иероглифы, где знаки уже не напоминают образы окружающего мира. Именно этой скорописью написано большинство дошедших до нас произведений литературы Древнего Египта.

Текст писали на папирусе (в большинстве случаев иератикой), заменявшем египтянам бумагу, который мог сохраняться в сухом климате довольно долго (скажем, в захоронениях), благодаря чему мы имеем представление об их литературе. Также до нас дошли надписи, сделанные на керамических черепках, а также вырезанные на камне либо нарисованные в виде фресок на стенах гробниц и храмов.

Надо заметить, что литературное наследие древнеегипетской цивилизации было утеряно еще в Античности, за исключением ряда устных сказок, переданных древними авторами, например Геродотом. И лишь в XIX веке, когда Шампольон расшифровал египетские иероглифы, началось постепенное знакомство европейцев со словесностью этой страны.

Тексты писались на папирусе (в большинстве случаев иератикой), заменявшем египтянам бумагу, который мог сохраняться в сухом климате довольно долго (скажем, в захоронениях), благодаря чему мы имеем представление об их литературе

Последнюю фазу древнеегипетской литературы представляет собой коптская словесность, которая использовала греческий алфавит и была в основном христианской: проповеди, жития святых, религиозная полемика и т. д.

В Месопотамии первыми жителями, создавшими высокоразвитую цивилизацию, были шумеры, народ загадочного происхождения, чей язык не родственен ни одному другому языку на земле. На рубеже третьего и второго тысячелетий шумерский сменяется аккадским языком, принадлежащим к семитской семье и потому родственным древнееврейскому и арабскому. Письменность, зародившаяся и использовавшаяся в Междуречье, называется клинописью, поскольку для письма использовались глиняные таблички, на которых заостренной палочкой выдавливались знаки, сегменты которых и были похожи на клинья. По сути, клинопись – это тоже иероглифическая письменность, где многие знаки означают целое слово или понятие. Хотя шумерский язык как разговорный довольно рано вымер, на нем еще почти две тысячи лет продолжали составлять разного рода тексты, ибо он играл ту же роль, что и латынь в средневековой Европе. Тот факт, что мягкая глина, на которой прорисовывалась клинопись, вскоре затвердевала и превращалась в камень, обеспечил сохранность многих текстов. Так, в знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала было обнаружено до 25 000 глиняных табличек.

Письменность, зародившаяся и использовавшаяся в Междуречье, называется клинописью, поскольку для письма использовались глиняные таблички, на которых заостренной палочкой выдавливались знаки, сегменты которых и были похожи на клинья

Главное литературное произведение Древнего Междуречья – эпос о Гильгамеше, ныне всемирно известный. Гильгамеш – это историческая личность, царь шумерского города Урука, живший в начале третьего тысячелетия до н. э. Постепенно его фигура обросла всевозможными мифами и легендами, и он превратился в полубога. Первоначально песни о деяниях Гильгамеша создавались на шумерском языке, но целиком эпос сложился на аккадском. Сюжет его таков: отвечая на просьбы жителей Урука укротить их буйного царя Гильгамеша, боги создают из глины человека-зверя Энкиду, но Гильгамеш в итоге становится его другом-побратимом, вместе они совершают немало подвигов, но Энкиду погибает, и герой задумывается о собственной смерти. Гильгамеш странствует в поисках бессмертия, встречает бессмертного человека Утнапиштима, которые наделяет его травой вечной молодости, но во время купания Гильгамеша змея пожирает ее.

Таким образом, эпос не просто повествует о подвигах героя, но и проникнут глубоким философским смыслом.

В эпосе о Гильгамеше особое место занимает легенда о всемирном потопе, весьма похожая на ту, что будет затем использована в Ветхом Завете. Поскольку евреи находились в сфере культурного воздействия шумеро-вавилонской цивилизации и жили несколько десятков лет в плену в Вавилоне, то вполне вероятно, что они заимствовали этот миф в Месопотамии.

Если вы хотите поразить своих собеседников эрудицией и одновременно любопытным фактом, то можете упомянуть имя аккадской жрицы Энхедуанна (2285–2250 до н. э.), которая сочинила более сорока гимнов богам и, таким образом, является первой достоверно известной поэтессой и вообще одной из первых известных по имени женщин в истории.

фото героический эпос

Греческая и европейская литература начинается с героического эпоса и, в частности, с эпоса Гомера (первых письменных литературных текстов поэтической речи на сегодняшний день), которые были созданы в середине VIII века до нашей эры.

Это не значит, что до этого времени не было поэзии. Исследования показали, что героический эпос имеет многовековую историю и, вероятно, восходит к позднему микенскому периоду (1600–1100 до н.э.).

Поэты того времени, постепенно перенявшие народную героическую поэзию, воспевали подвиги, смешивая мифы с богатством творений греческого духа. Ведь общепринято, что у всех народов есть потребность воспевать своих богов и героев, радость, печаль и несчастья.

Греческие героические легенды, находившиеся под влиянием древних цивилизаций Востока и связанные, вероятно, с непринужденными отношениями и историческими событиями, приобрели свои характеристики и, вероятно, завершились в прибрежных городах Ионии, в области, где греческая мысль была освобождена от рабства и мифической интерпретации мира.

Греческие поселенцы принесли в новые страны воспоминания о своих предках, царях и героях.

Древнегреческие героические эпосы питали великие мифические легенды (аргонавтов, фиванцев, троянцев) и все это стало поэтической темой. Поэты и певцы поэтически обработали весь этот материал, обогатили его, включили новые элементы и стали профессионалами, людьми, уважаемыми народом.

Читайте также: