Тема родины в творчестве брюсова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал — высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол,
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены…

Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой — колдуньей из старинных преданий. В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока. Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне слезы ветровые —
Как слезы первыя любви!

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.

Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы. Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него — это переживание глубоко личное. Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

1. Личность Брюсова, его воспитание.
2. Основа мировоззрения поэта.
3. Тема города в лирике поэта.
4. Обзорный анализ творчества.
Вокруг талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь.
И только вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь…
И. Северянин
Начало XX века принесло с собой много нового и несвойственного другим эпохам. Появились новые жанры и направления, изменились описываемые образы и события. Эта эпоха знаменуется также появлением особого направления в искусстве – модернизма.

В самом конце XIX столетия

дитя модернизма – символизм – появляется и в российской литературе. А провозвестником и первым вождем символизма становится В. Я. Брюсов.
Поэзия Брюсова стоит особняком не только в рамках остального творческого потока серебряного века, но и в выбранном самим поэтом направлении. Да и сам поэт как личность выделялся среди своих современников. Его характер отличался какой-то кубообразностью, жесткостью, а в глазах, по воспоминаниям друзей, постоянно горела хитринка.

Брюсов был очень сильной личностью, волевым человеком. Его не любили, как О. Э. Мандельштама, В. И. Иванова, И. Северянина или К. Д. Бальмонта.

Часто образ поэта сравнивался с образом большого города – лишенного душевной теплоты, холодного и сурового, но от того не менее красивого и завораживающего, чем идиллический сельский пейзаж.
Такой оригинальный характер сложился не случайно, во многом на него оказало влияния воспитание поэта “в принципах материализма и атеизма”. Настольными книгами в семье Брюсовых были сочинения Н. А. Некрасова и Д. И. Писарева, большим уважением пользовались естественные науки и вера в творца – человека. Так писал сам поэт в своем дневнике: “От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали, зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Нечего говорить, что о религии в нашем доме и помину не было… после детских книжек настал черед биографий великих людей…

Эти биографии произвели на меня сильнейшее впечатление: я начал мечтать, что сам непременно сделаюсь великим…”.
Воспитание, полученное в детстве и юности, сказалось в дальнейшем на всем творческом пути Брюсова. Основой поэтической практики и эстетических мировоззрений стали такие направления, как субъективизм и индивидуализм. Он считал, что в искусстве, в частности в поэзии, более всего важна личность творца, а не само искусство.

В этот период и формируется основной образ, прошедший через все творчество Брюсова – образ большого города.
Город – огромная махина, стремительно развивающаяся и растущая, со всеобщей механизацией и бурной промышленностью – вызывает тревогу и одновременное восхищение автора. “Стеклянный”, “кирпичный”, “стальной”, “с железными жилами” город властвует над человеком/подавляя в нем личность. Он – средоточие всего самого грязного и отталкивающего, что есть в человеке – злобы, нищеты, греховности. В мире поэтики Брюсова нет места подобному зверю, несущему в себе квинтэссенцию всех негативных сторон цивилизации, и он уничтожает сам себя:
Коварный змей с волшебным взглядом!
В порыве ярости слепой
Ты нож, с своим смертельным ядом,
Сам подымаешь над собой.
Однако масштаб и величие большого города притягивает к себе человека, околдовывает и завораживает его:
Ты – чарователь неустанный,
Ты – не слабеющий магнит.
Однако нельзя сказать, что Брюсов абсолютно неприемлем город. Он, с одной стороны, отталкивает образ, объединяющий в себе все достижения цивилизации, но, с другой стороны, также понимает, что город также является центром науки, индустрии, культуры: Горят электричеством луны
На выгнутых длинных стеблях;
Звенят телеграфные струны
В незримых и нежных руках…
Развивая тему города, поэта мучают сомнения: он словно стоит на перепутье дорог, одна из которых ведет к шумной и холодной громаде города, а другая – в тихий и простой сельский уголок. Поэт ждет победителя города, ищет среди своего окружения того, кто сможет победить порочную современную цивилизацию. В лирике Брюсова, таким образом, открываются существующие проблемы – упадок жизни и отсутствие страсти, борьба энергии и утрата духовности, всеобщие блага и культурная смерть.

Выход из сложившегося положения, победа над урбанистической машиной скрывается в сильной личности, преодолевающей городское могущество и приносящей с собой обновление, борьбу с пороками и грязью, культурное и духовное возрождение. Только в мире, населенном подобными людьми, может произойти рассвет такой цивилизации,. которая бы полностью удовлетворила мечты поэта и стала бы основой нового времени: У Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, – затем, что я поэт.
В поэтическом мире Брюсова постоянно ведется война между холодным носителем цивилизации и сильной и пламенной личностью, не только способной к перерождению, и ведущей за собой кардинальные изменения современной цивилизации.
Испытывая некий скрываемый даже ос самого себя страх перед городом, поэт, тем не менее верит в существование его светлого начала и в победу добра и разума в этом мире:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, –

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, –

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, –

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

В своем творчестве Брюсов предпринимает попытку показать падение и разрушение порочного пространства больших городов, однако с эмоциональной точки зрения это удается ему хуже, чем В. В. Маяковскому или А. А. Блоку. Размышления над бездушием и бескультурьем городской цивилизации приводят поэта к мыслям о природе, однако сам он не верит в ее целительные способности. Он ищет в природе силу, способную вернуть утраченную современным человеком цельность личности, однако подобные “природные” стихотворения по силе замысла и красоте исполнения сильно уступают его урбанистической лирике.

Своим творчеством Брюсов внес большой вклад в культуру серебряного века не только открытием символизма и субъективизма, но и появлением нового, яркого и сильного образа большого города.

Александр Блок из-за своей тонкой душевной натуры и сострадания к любимой отчизне всегда упоминал и писал в своих произведениях о родине. Много работ посвящено любимой стране.

Тема Родины в лирике Блока – сочинение

Сочинение Родина в поэзии Блока

Кто из людей не думал на тему Родины, что это земля где ты живешь или это страна, в которой ты родился это вечный вопрос. Тему Родины затрагивали и поэты, но каждый по-своему.

Каждый из них переживал за страну по-своему кто всерьез, кто просто ради приличия все по-разному. Кто-то любил Родину за природу, кто-то переживал за страну и народ. У всех Родина одна, но видели, они ее по-разному.

А. Блок, прежде чем преступить к написанию произведений про Родину попробовал много других направлений. Но про Россию, про Родину он начал писать, после того как увлекся окружающим миром вокруг себя.

В глазах поэта Родина выглядела по-разному как две стороны одной медали. Вроде бы все хорошо и все всем довольны с другой бедность и нищета простых людей. Он как можно лучше раскрыл тему многогранности и величии России развитие экономики и промышленности и безработицу на улицах.

В итоге главное, что видим мы во всех его произведениях, – это бесконечная любовь поэта и вера в силу и возможности России. Он полон уверенности в том, что, сколько бы не пришлось пережить страданий и падений, она все равно выстоит, и будет идти, вперед, развиваться и становиться более сильной.

Все испытания, которые выпали на ее пути это все мелочи, они делают ее только совершеннее и могущественней.

А. Блок видит не только современную любимую ему Родину. Он показывает все ее внутренние богатства и путь дальнейшего развития своей страны. Он представляет ее в своих произведениях во всей красе, рисуя разные ее образы. То он описывает ее, как волшебную страну, населенную тайной, то предстает она в образе молодой и сильной женщины.

Для поэта Россия выглядит, словно многодетная мать, выращивающая кучу детей и которая хочет успеть помочь всем и сразу. Эта женщина, которая отдала все свои силы и теперь ждет от своих сыновей и дочерей тепла и ласки. она ждет ответной любви от своих чад.

Но есть и противоречия где поэт наоборот видит ее юной и дерзкой девушкой. Которая пытается все делать по-своему, ей не кто не указ, что захотела, сделала, захотела пошла вперед, не спрашивая не у кого разрешения. Вот такой он видит свою Родину Россию матушку.

Образ Родины у Блока – короткие сочинения

Вариант 1

Для А. А. Блока характерно обращение к теме Родины. Его интересовали такие проблемы, как судьба Родины, исторические события, с которыми ей пришлось столкнуться.

Стоит отметить, что сначала лирика А. А. Блока была наполнена мотивами мечты и ирреальности. Когда Россия сталкивается с Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной, лирика приобретает более реалистичный характер.

Вариант 2

Тема Родины – одна из важных тем творчества А. А. Блока. Ее образ многогранен и необычен. В первую очередь это касается женского начала этого образа.

Родина Блока не только мать, но и возлюбленная, невеста, жена. Она то страстная женщина, наделенная разбойной красой, то обманутая, обездоленная нищенка.

Поэт любит Родину в любом обличии. Блок говорил о том, что нужно почувствовать сострадание к родной земле, которое и является началом любви.

Родина – защита и опора для человека, в то же время она тоже нуждается в защите.

Вариант 3

Тема родины занимает большое место в творчестве А. А. Блока. По признанию поэта, этой теме он посвятил свою жизнь. В его произведениях создается образ страны с непростой, особенной и великой судьбой. Чтобы понять путь России, Блок обращается к прошлому своей страны.

Он приветствовал Октябрьскую революцию. События, последовавшие за ней, разочаровали поэта и вызвали нервное расстройство и болезнь сердца. Только одно осталось неизменным: он по-прежнему любил родину.

Тема Родины в творчестве Блока

В стихах раннего творчества Блок пишет о красивой мощной Росси, а после первых событий, которые привели к революции автор долго переживал их и все свои мысли и чувства оставил в творчестве.

Когда прошла волна революционных событий и страна вновь обрела былую мощь. Автор знал, что это еще не все страдания на пути его любимой и родной страны. Поэтому когда пришла вторая волна данных событий, автор был шокирован тем, как ведет себя каждый житель страны.

Блок всегда хотел, чтобы его родина была могущественной, свободной и процветающей страной. Но когда в ходе бунтарств и восстаний народа, было много событий, которые привели к убийствам хаосу. Блок все равно был на стороне России, он истинный патриот, любит свою страну такой какая она есть без прикрас.

Блок всегда верил в светлое и престижное будущее своей страны, поэтому все стихотворения пронизаны верой во все хорошее и доброе. Поэтому он признан самыми строгими критиками лучшим поэтом светлого и доброго стихотворения за всю историю России.

Блок первым их русских поэтов отошел от стандартного образа изображения родины в роли матери. Он изображает Русь матушку в образе юной красивой девушки. И любовь к родине он выражает в стихах через признание и восхищение красотой этой юной красавицы.

Но не всегда он восхваляет свою страну в произведениях, он пишет о ее силе и слабостях. Во многих стихах он пишет точные слабые стороны своей отчизны, это плохие дороги, нищета, ветхие жилища людей.

И тут же не дает читателю осуждать ее, мягко переходит на ее сильные стороны и напоминает о могуществе, свободе и величии на широких просторах своей страны. Также поэт часто пишет произведения, в которых говориться о других темах, но не забывает внести немного слов и упоминаний о своей отчизне.

Автор много произведений, таких как битва, на Куликовом поле, осенняя воля. Эти произведения он целиком и полностью посвятил родине, в которых точно и правдиво, описал все свои мысли и чувства. А также степень значимости данных событий на будущее и настоящее страны в целом.

Читая произведения автора, невольно стаешь поклонником его родины и самой России в целом, даже если не являешься ее гражданином.

Благодаря искусно описанным просторам и рекам, деревенским сюжетом и бескрайним просторам страны. Читателю хочется оказаться там на этом луге или в лесу и многие под влиянием творчества Блока посетили России, чтобы увидеть родину их любимого поэта.

Эссе про Родину в стихах Блока

Серебряный век — смутное, темное и противоречивое время в русской поэзии. Людям, воспитанным на творчестве таких великих поэтов как Пушкин и Лермонтов, трудно понять идеи писателей-модернистов, которые проповедовали культ красоты и самовыражения.

Однако именно в это время приходит одно из самых интересных литературных направлений – символизм. Одним из самых ярких поэтом серебряного века можно считать представителя младшего символизма Александра Блока.

Александр Блок жил в тяжелый период времени и это не могло не отразиться в его произведениях, но вместе с этим в них обязательно присутствуют символы. Блок пишет стихотворения на разные темы: любви, войны, философские темы, но самой главной в его творчестве является тема Родины.

Стихотворение “На железной дороге” начинается с осмысления судьбы родины через женскую судьбу:

Железная дорога выступает символом пути и судьбы, а тему дороги и жизненного пути автор задает через вереницу вагонов.

Здесь Русь предстает не только как волшебная, загадочная страна, вместе с тем она еще и нищая, печальная, но лирический герой искренне влюблен в нее. Имея особые отношения с Родиной, он довольно часто называет её женой, ведь именно с ней человек проходит свой жизненный путь.

Именно в стихотворениях Александра Блока тема Родины прослеживается наиболее ярко. Для его произведений характерно осмысление значения России, его исторического пути. В них можно предугадать будущее страны.

Его произведения, посвященные теме Родины, насыщены теплотой, сопереживанием и верой в самое лучшее будущее любимой страны, несмотря на то, что он замечает её недостатки, определенные трудности и рассказывает об этом читателям, Александр Блок также искренне сострадает его самой любимой и родной стране.

Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично.

  • История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
  • Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
  • Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, в завершении – шесть строк.
  • Жанр – гражданская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

А теперь более подробно.

Тема

Основная тема произведения – любовь к своей стране. Она может быть несовершенной, в ней многое не так, как хотелось бы, но поскольку это твоя Родина, ты просто не можешь ее не любить.

Композиция

Разделенное на две части, произведение начинается с отсылки у Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит ее, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста.

То есть, в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего ее сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нем появляется мотив дороги, но он не закольцовывает композицию, ведь если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. И хотя песня ямщика все так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Жанр

Несмотря на общий лиризм произведения, он имеет явно гражданский характер: поэт в нем высказывает не только свою позицию касательно любви к Родине, но и недовольство тем, как она живет, и желание перемен.

Использованный для передачи этих мыслей и чувств, такой стихотворный размер, как четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, делает стихотворение одновременно ритмичным и ясным.

Средства выразительности

Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:

  • Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
  • Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
  • Сравнение – “как слезы первые любви”.

С их помощью он создает образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении с одной стороны и надежде с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учетом того, что Россия для Блока была частью образа Весной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.

В конце 90-х годов XIX века в русской литературе возникает новое направление — символизм. Основоположником этого направления считается Валерий Брюсов — поэт, прозаик, переводчик и главный теоретик символизма. Его творчество было настолько новым, непривычным, своеобразным, что, хотя и вызывало в свое время различные толки, ни для кого не могло остаться незамеченным. Как писатель-символист, Брюсов в своей поэзии особое внимание уделял символу, "туманной неясности", полутонам. Даже сама личность поэта является загадкой для современников, что создает некий ореол таинственности и недоступности всего, что бы он ни делал. Его творчество, как и сама его жизнь, отражает противоречивые искания человека, стоящего на рубеже двух веков. О своеобразии его поэтического мира можно судить по тому, как описывает поэт сам процесс творчества:

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

"Кто из художников не знает, что в эти моменты в его душе родятся самые фантастические картины, — писал Брюсов. — С целью внушить читателю то же настроение я могу прибегать к самым сильным, к самым неестественным преувеличениям. " Само понятие символизма поэт определил как "поэзию оттенков" в противоположность прежней "поэзии красок".

Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии, жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление "вызвать в душе читателя совершенно особые движения", которые он называл "настроениями". В. Брюсов был убежден в том, что именно символизм должен стать "поэзией оттенков", "выразить тонкие, едва уловимые настроения" и тем самым "как бы загипнотизировать читателя".

Поэта всегда волновали события современности. В его душе неизгладимый след оставили первая русская революция 1905-1907 годов и Первая мировая война, рост промышленного производства, строительство и расширение городов, словом, все социально-экономические преобразования, происходившие в стране. Одной из основных тем поэзии Брюсова стала урбанистическая тема.

Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот "коварный змей с волшебным взглядом" притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный "стальной", "кирпичный", "стеклянный" город является центром науки, искусства и прогресса:

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках.

Можно сказать, что Валерий Брюсов, обеспокоенный судьбой и жизнью города, считавший, что тот, совмещая все ужасы цивилизации, сам "подымает" над собой "нож, с своим смертельным ядом", отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, —

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, —

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, —

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия,

В душе поэта постоянно жила жажда обновления, ожидания счастливых перемен. Погружаясь в романтические мечты, он создавал в своем воображении яркие экзотические картины, ирреальные, неожиданные образы. Реальная жизнь, к сожалению, не могла дать ему те настроения, которые он мечтал испытать. Поэтому, как признавался сам поэт, он искал эти настроения в творчестве и создавал "поэзию, чуждую жизни", творил свой собственный мир, устремленный к неземной красоте, вечной любви, высокому искусству:

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы, —

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

Именно красоту Брюсов считал источником всего лучшего, источником истинного вдохновения. А единственным божеством для поклонения стихотворца является творчество. Поэтому он не замыкался на переживании мрачных минут настоящего, не оглядывался с тоской на прошлое. Он всеми средствами художественного слова и художественного образа стремился приблизить будущее. Тема будущего, космоса все чаще звучит в его стихотворениях ("Сын Земли", "Детские упования" и др.). в поисках связующего звена истории, в попытках осмыслить закономерности происходящих процессов, предопределить будущее автор старается установить связь времен: между прошлым и настоящим, настоящим и будущим. И все чаще таким связующим звеном снова оказывается гармонии, красота, единство культуры, людей, природы. Мысли о гармонии, счастье и всеобщем единстве заставляют поэта все чаще обращаться к античному миру, где он находил торжество добра, милосердия, человеколюбия, справедливости—тех жизненных ценностей, которых так не хватало в реальном современном мире.

В традициях античности Брюсов осмысливает всю жизнь. ("Правда вечная кумиров", "Последний мир"), отдельную личность ("Юлий Цезарь", "Ассаргадон"), природу. Следуя античной традиции в описании окружающего мира, поэт не просто воспевает природу, ее красоту, естественность и гармоническое совершенство, но и стремится проникнуть в тайный смысл простых, обыденных явлений. Так, весна для Брюсова — символ надежды, мечты, обновления мира:

Что же! Пусть не мед, а горечь тайную

Собрал я в чашу бытия!

Сквозь боль души весну приветствую,

Как прежде, светлой песней я!

"Словно строгий счет мгновений", проходят облака над землей, а "вечер на лесном пути во всей с иным, далеким, сходен". Пейзажная лирика Валерия Брюсова отличается ясностью, простотой, образностью. Она и заставляет задуматься о смысле жизни, и позволяет проникнуть в тайны Вселенной, и окутывает небывалым ощущением возвышенного, волшебства, поражает красотой и гармонией:

Волна набегает, узорно

Извивами чертит песок

И снова отходит покорно,

Горсть раковин бросив у ног.

Так же как в описании природы, в описании любовного чувства поэт часто обращается к экзотическим образам, к античным традициям. Подобно художникам далекого прошлого, Брюсов воспевает чувственную любовь, настоящую страсть, пылкие сильные чувства. Хотя при этом в любовной лирике поэта часто звучит мотив обреченности, трагичности:

И ты вошла в неутолимый сад

Для отдыха, для сладостной забавы?

Цветы дрожат, сильнее дышат травы,

Чарует все, все выдыхает яд.

День проскользнет. Глаза твои смежатся.

То будет смерть. — И саваном лиан

Я обовью твой неподвижный стан.

И все же красоту, очарование, прелесть автор стремится видеть абсолютно во всем. "Все семь цветов радуги одинаково прекрасны, — писал он, — и все земные переживания не только счастие, но и печаль, не только восторг, но и боль". Поэт любил жизнь во всех ее проявлениях, пытался осмыслить, понять, проникнуть в суть всех явлений на земле. Но для своего времени он, его поэзия были не всегда понятны, потому что были необычны, новы. Сам Брюсов осознавал это, потому в предисловии к одной из своих книг писал: "Бедная моя книга. Ты будешь похожа. на безумного певца, который вышел на поле битвы, в дым, под выстрелы, — только с одной арфой. Одни, пробегая, не заметят тебя, другие оттолкнут со словами: "не время!", третьи проклянут за то, что в руках у тебя не оружие. Не отвечай на эти упреки. Они правы: ты не для сегодняшнего дня. Проходи мимо, чтобы спокойно ждать своего часа". И поэзия его, книга его жизни дождалась своего часа, прошла через упреки, критику, непонимание. Прошла — для того, чтобы теперь светить людям, очаровывать, покорять, поражать, вдохновлять, волновать сердца. И теперь эта книга по праву заняла свое почетное место на золотой полке русской поэтической классики.

Стремясь постигнуть творчество этого незаурядного человека, нужно прежде всего видеть в нем поэта, о стихотворениях которого А. Блок писал: "Книга совсем тянет, жалит, ласкает, обвивает. долго просижу еще над ней, могу похвастаться и поплясать по комнате, что не всю еще прочел, не разгадал всех страниц, не пронзил сердце всеми запятыми".

Гост

ГОСТ

Образ Родины в творчестве русских поэтов

В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:

  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Ф. И. Тютчев
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блока
  • В. А. Маяковского
  • С. Е. Есенина.

Образ Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Готовые работы на аналогичную тему

Жизнь простого народа для поэта близка и понятна. Лермонтову было дорого все то, что связано с жизнью русского крестьянина.

Драматические события в стране всегда отражались в творчестве поэтов. Люди, преданные своей Родине, не могут спокойно жить, глядя на то, как преследуется все лучшее.

Образ Родины в творчестве Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева

Однако, любя Родину, поэт ненавидел существовавший строй царской России.

И в этой любви и ненависти одновременно заключается своеобразие патриотизма Некрасова.

Необходимо заметить, что поэты, отмечая талант народа, его трудолюбие, с ненавистью отзываются о равнодушных к народным нуждах властвующих слоях. Многие произведения Некрасова посвящены тяжелой доле русских крестьян.

Ф. И. Тютчева называют великим певцом красоты русского края. В стихотворениях поэта природа выступает как живая сила, способная переживать и чувствовать. Любовь к Родине в творчестве поэта выражается в его безграничной любви к родной природе, поэт, подобно художнику, видит то, что не способны увидеть другие.

Родина в творчестве А. А. Ахматовой, А. А. Блока, В. А. Маяковского, С. Е. Есенина

Тема Родины особенно остро встает в поэзии в периоды, когда страну сотрясают войны и революции. Это тот момент, когда каждому человеку предстоит сделать сложный нравственный выбор.

В начале 20 века, когда революция принесла с собой новую идеологию, оказавшуюся неприемлемой для многих представителей русской интеллигенции, эта тема стала особенно актуальной.

А. А. Ахматова не приняла революцию и никогда не меняла свое отношение к ней. Отсюда возникновение в ее творчестве проблемы эмиграции. Многие ее знакомые поэты и писатели уехали из страны. Ахматова не осуждает эмигрировавших, однако четко говорит о том, что лично для нее эмиграция невозможна. В своих стихах она придает событиям в России вселенское значение, считая, что это Божья кара. Однако в тяжелые для своего народа и своей страны времена Ахматова остается верной своей Родине, она не приемлет эмиграции, и это был ее окончательный выбор.

Образ Родины в творчестве А. А. Блока многогранен, противоречив и чрезвычайно сложен. Этой теме поэт посвящает всю свою жизнь. Россия Блока – пьяная, богомольная нищая, смотрящая из-под женского платка. И именно такой она для поэта дорога. Он бесконечно и страстно любил свою Родину. Символ Родины в стихах Блока – это образ простой русской женщины.

Из всех русских поэтов лишь в творчестве Блока звучит именно такая трактовка темы любви к Родине. В каждой строчке его произведений боль, страх, тоска и безумная любовь.

Среди произведений В. А. Маяковского нет ни одного, где бы он прославлял Россию дореволюционной эпохи. Поэзия Маяковского, как и он сам, устремлены в будущее, а современную ему Россию поэт любил беззаветно. Все тяготы и лишения, выпавшие на долю страны в то время, поэт перенес вместе со своей Родиной.

Говоря об образе Родины в русской поэзии, невозможно не сказать о творчестве С. Е. Есенина. Любовь к Родине была той великой силой, которая вдохновляла поэта на новые произведения. В революционные годы Есенин поддерживал перемены, однако воспринимал происходящее со свойственным ему крестьянским уклоном. Он сожалеет о Руси, время которой закончилось, но принимает новую Русь. Но какие бы перемены не происходили в России, родная природа оставалась неизменно прекрасной. В стихотворениях Есенина живет и дышит каждая травинка, каждый листок.

Читайте также: