Ярошенко портрет стрепетовой сочинение

Обновлено: 04.07.2024


Николай Александрович Ярошенко Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884 Холст, масло. 120х78 Третьяковская галерея

Портрет П. Стрепетовой Н. Ярошенко (1882, Третьяковская галерея) должен быть признан одним из самых замечательных женских портретов в живописи передвижников. Это осознавал уже И. Крамской. Любимые роли этой трагической актрисы были роли русских женщин, задавленных домостроевским укладом. Ее голос звучал с подмостков театра призывом к освобождению. В портрете Н. Ярошенко нет решительно ничего театрального, зрелищного, никакой патетики. Опыт художника в бытовой живописи научил его находить значительное и во внешне невзрачном.

Худенькая, бледная, некрасивая, даже не миловидная девушка в черном платье с белым воротником и белыми манжетами стоит прямо перед нами, крепко сжав свои худые руки. Точно обвиняемая дает на суде показания, уверенно отстаивая правое дело. Собранность духовных сил человека, его готовность принять удары судьбы и вместе с тем решимость защищаться — такова основная тема этого портрета. Лицо ее озарено скорбью широко раскрытых глаз, в сжатых руках — непоколебимая твердость. Вся фигура в черном платье четко вырисовывается на буром фоне. Светлое лицо над белым кружевным воротником соответствует бледным рукам, обрамленным манжетами. Простота композиции, почти математическая симметрия пятен повышают силу воздействия портрета.

Перед портретом П. Стрепетовой И. Крамской вспоминал Ф. Достоевского, его женские образы, их гордую душевную красоту, побеждающую следы унижения (В. Стасов, Собрание сочинений, т. III, стр. 14 (по поводу „Стрепетовой" Ярошенко - „ее нервная натура, все, что в ней есть измученного, трагического, страстного").). Репин также писал Стрепетову (1882). У него в лице актрисы с ее полураскрытыми устами больше темперамента, больше характера, но нет такой собранности и внутренней напряженности.


Илья Ефимович Репин (1844-1930) Актриса Пелагея Стрепетова - 1882 год. Холст, масло. 59 х 48 см Третьяковская галерея

Илья Ефимович Репин (1844-1930) Актриса Пелагея Стрепетова - 1882 год. Холст, масло. 59 х 48 см Третьяковская галерея

Алпатов М.В. ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. ТОМ 2. 1967

 Портрет Н.А. Ярошенко. (1897 год). М.В. Нестеров.


Знаменитого живописца Николая Ярошенко современники называли генералом художников-передвижников. Он был известен не только своим уникальным творчеством, а и тем, что был близким другом многим представителям русской творческой интеллигенции, был родным дядей Бориса Савенкова - революционера-террориста и тестем Максимилиана Волошина - известного художника и поэта. Да и всю свою жизнь он умудрялся совмещать совершенно противоположные занятия - военную службу, принесшую ему чин генерала, и живопись, сделавшую его всемирно знаменитым художником.

Личное дело

Родился будущий живописец на Полтавщине в 1846 году в семье высокообразованного шляхтича, отставного генерал-майора. Имел Николай двоих братьев и сестру, которая в будущем и станет матерью известного революционера Бориса Савенкова.

Автопортрет. (1895 год). Государственный Русский музей

И безусловно, судьба старшего сына Николая была предрешена его отцом еще с детства, мечтавшем о том, что тот, как и он, дослужится до чина генерала. Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар.

Затем в жизни Николая Ярошенко было Петербургское военное артиллерийское училище и вечерние рисовальные классы при Академии художеств, где преподавал Иван Крамской. Великая сила характера заставила Николая работать с большой самоотдачей. С одной стороны он все свое свободное время посвящал живописи, милой его сердцу, а с другой - усердно служил, не позволяя себе лишить отца мечты, видевшем в нем кадрового военного.

К двадцати пяти годам Ярошенко был уже сложившимся художником, со своим видением мира и выработанным почерком. Из под его кисти вышли первые мастерски выполненные портреты "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка".

Любовь на всю жизнь

Портрет Марии Павловны Ярошенко (1875 год)./ Автопортрет Николая Ярошенко.

Творческий путь

В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели - Гаршин, Успенский, Короленко, художники - Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты - Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом. И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел "сбежать" русский писатель из своей Ясной поляны.

Кавказский пейзаж. Автор: Н. Ярошенко.

Серия портретов Николая Ярошенко

«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко. Автор: Н. Ярошенко.

Жанровые работы художника

Удивительное по своей сути полотно "Всюду жизнь", написанное в 1888 году стало венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Оригинальная композиция этого произведения представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.

Последние годы жизни

Более двадцати лет Николай Ярошенко прослужил на патронно-минном заводе Петербурга в качестве военного инженера, и незадолго до отставки ему был пожалован чин генерал-майора, об этом так мечтал когда-то отец художника. Уволившись в запас по состоянию здоровья, они с женой уехали в Кисловодск на ранее приобретенную дачу.

Атмосферу дружеских петербургских вечеров Николай Александрович с женой возобновили и в Кисловодске. На лето к ним съезжались близкие друзья, а так же постоянными гостями в их доме были знаменитые художники, артисты и ученые, отдыхавшие в Кисловодске летом. Организовывались огромные пикники, походы в горы и различные массовые поездки с посещением достопримечательных мест Кавказа. И отовсюду художник привозил много этюдов и зарисовок.

А в конце жизни, невзирая на туберкулез трахеи, Ярошенко отправляется в путешествие по России и миру. Он посетит Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет. Из этих странствий мастер привезет немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Надгробный памятник Николая Ярошенко.

Ярошенко не стало в 52 года. Умер художник от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более десяти километров с горы Большое седло, где писал с натуры очередной этюд. Там же, в Кисловодске, художника-генерала похоронили, и там был открыт художественный музей Николая Александровича.

Вдова художника, пережившая мужа на семнадцать лет, завещала после своей смерти передать большую часть работ мужа в дар его родному городу Полтаве. Они то и составили основу Полтавской картинной галереи, которой позже присвоят имя художника.

И еще немного о знаменитом полотне Николая Ярошенко "Всюду жизнь" , за которое художника вначале хвалили, а потом обвиняли.

Впортрете баронессы В. Икскуль (1889)он приходит к форме парадного портрета: здесь господствует четкий контур силуэт, вытянутый формат холста соответствует тонкой фигуре модели, одетой в парадное платье. Это подлинное возрождение парадного портрета после почти полувекового прозябания.


Толстой на отдыхе в лесу

Осенний букет

На примере этих портретов можно судить и о живописном новаторстве передвижников- портретистов, новый герой определил и новый образный строй портрета:

· верность жизненной правде, стремление показать человека, каков он есть;

· появление портрета-картины, не былая репрезентативность, времяпровождение праздного аристократа, а естественная композиция, деловая творческая обстановка труженика, не мечтающие, музицирующие и гарцующие на фоне драпировок или идеального пейзажа, а писатель, художник, композитор, адвокат в скромной комнате за повседневной работой;

Жанр портрета очень тесно связан с другими жанрами того времени. Лучшие произведения созданы художниками, которые были не только портретистами. И в этом отличие русского портрета от западноевропейского. Имеется в виду не количественное даже преобладание портрета, а своеобразный портретоцентризм живописи. Это связано с сосредоточенными поисками русской культурой концепции личности, жаждой понять место человеческой мысли и нравственного императива в судьбе России и в общей картине мира.

Портретное начало становится очень важным для жанровой картины.

Особенно важно портретное начало для творчества И.Репина в целом, особенно для его жанровых картин. Он, как и его современники, художники-реалисты, стремился к созданию особенных социальных типов, но лучше, чем другие, видел индивидуальное начало в каждом человеке или явлении. При работе над большими полотнами он обращается к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики главных действующих лиц.


Утро стрелецкой казни

Меншиков в Березове

Новое понимание личности оказало влияние и на развитие скульптуры.

Состояние русской скульптуры к середине XIX века было плачевным: монументальный пафос классицизма истощился, скульптура теряет свои связи с архитектурой.

Скульптура стала подстраиваться под живопись, в связи с этим особое развитие получило в скульптуре жанрово-повествовательное начало.

Но скульптура также отразила свойственный всей эпохе интерес к личности человека.

Антокольский как скульптор стремится к правдоподобию в воспроизведении формы, к выразительности позы, жеста, мимики. Его фигуры напоминают окаменевшего актера в роли.

Сам выбор модели, как мы видели, был очень важен. Конечно, было много заказных портретов, среди них много ремесленных, но есть и шедевры Крамского, Репина, появившиеся благодаря исключительной настойчивости заказчиков. Но для нас важны формы настройки художественного зрения не просто на определенные модели, но и на определенные ее черты. В этой системе - художник- модель- зритель - очень интересны портреты Толстого и Некрасова.


Выпуск 354. Ярошенко Николай Александрович(1846-1898).

Он экстерном окончил Императорскую Академию художеств, долгое время оставался ведущим представителем ТПХВ вместе со своим учителем Иваном Николаевичем Крамским.

Каким же он был, этот удивительный человек, оставивший весьма заметный след в истории отечественной культуры?
Попробуем ответить на этот вопрос….

Итак, мы начинаем….





























Николай Александрович Ярошенко скоропостижно скончался 26 июня (8 июля) 1898 года в Кисловодске от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где работал на пленэре.
Портрет Н.А.Ярошенко работы М. В. Нестерова







Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2019


18+ © 2013—2022. Студия-И. Копирование материалов только с разрешения правообладателя.

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Политика конфиденциальности — в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также: