Часто ли вам встречаются в городском транспорте пассажиры с томиками стихов сочинение егэ

Обновлено: 28.06.2024

Сократите текст до 90 - 100 слов Часто ли вам встречаются в городском транспорте пассажиры с томиками стихов?

Чтение подобной литературы не требует ни размышлений, ни сопереживания, оно не рассчитано на соавторство.

Что ж, нынче жизнь нелегка, люди быстро устают, и на серьезное чтение у многих попросту не остается ни времени, ни сил.

Хотя и в Первую мировую войну и во Вторую люди едва ли жили легче, а читателей стихов было больше.

Читали и в госпиталях, читали на ночных дежурствах, и даже иногда – в окопах.

Сегодня читателей стихов мало.

Это можно объяснить многими причинами, из которых безумное и ничем не ограниченное развитие телевидения – не самая последняя.

Телевидение съедает все свободное и даже несвободное время сегодняшнего жителя Земли.

Но что самое печальное, увлечение телепередачами, мыльными сериалами приводит к эмоциональному оскудению человечества.

Потому - то многим, особенно молодежи, стали необходимы допинги.

Я имею в виду не только наркотические препараты.

Усиленные мощными динамиками, оглушающие нормальные уши рок - концерты – тоже наркотики, и, может быть, они не менее опасны, поскольку рассчитаны на восприятие не отдельного индивидуума, а толпы, массы.

Подпрыгивая и трясясь вместе со всеми, человек теряет себя.

Впрочем, слух он теряет тоже.

Вспомним, что сто лет назад не было ни микрофонов, ни динамиков, однако не только певцов, но даже драматических актеров слышно было даже на галерке.

Да и позднее ораторы на площадях как - то обходились без мегафонов (матюгальников – как замечательно обозвал их народ).

Стало быть, сто лет назад люди слышали лучше.

Впрочем, тогда, при свечах, и видели лучше.

Технический прогресс, на первый взгляд, раскрепощая нас, в каком - то смысле превращает нас в инвалидов.

Примерно то же можно сказать и о такой прекрасной вещи, как автомобиль.

Разумеется, в нем удобней ездить, чем ходить пешком.

Однако в Америке, где автомобилей почти столько же, сколько жителей, у людей начала развиваться гиподинамия – болезнь, ведущая к ослаблению мускульной энергии и к избыточному весу.

Нетрудно представить, что станет с воображением детей, отвернувшихся от стихов.

Владимир Николаевич Корнилов предлагает задуматься над проблемой снижения интереса к чтению.

Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор предлагает нам вспомнить, часто ли мы видим сегодня читающих людей в городском транспорте. Обеспокоенный В.Н.Корнилов обращает внимание на то, что таких людей совсем немного, да и читают они для "расслабухи" либо любовные романы, либо крутые детективы. Автор противопоставляет этим современным пассажирам тех, кто даже в окопах читал стихи во время Первой и Второй мировых войн.

В.Н.Корнилов подводит нас к выводу: сегодня слишком много людей отвернулись от чтения настоящей литературы, а это неизбежно приведет к "гиподинамии" души.

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что наблюдаемое повсеместно снижение интереса к чтению приводит к духовной деградации людей в современном обществе.

Такую ситуацию предвидел еще Рэй Брэдбери, создавший более полувека назад свое произведение "451 градус по Фаренгейту". Там описывается общество, где чтение книг запрещено на государственном уровне. Мы наблюдаем, как это сказывается на людях. Например, жена главного героя Милдред боится находиться в тишине, потому что не может остаться наедине с собой. И она регулярно пытается покончить с собой, глотая снотворное, как и многие люди в городе.

Подруги Милдред презрительно отзываются о своих мужьях, которых они не любят, и о детях, которых либо не заводят, либо рожают из соображений долга перед обществом. Они едут в автомобилях и не замечают ни цветов, ни неба, они не общаются друг с другом и ни о чем не задумываются. Мы понимаем, что все это следствие того, что большинство людей не прочитали ни строчки.

О том, что именно литература учит людей думать, понимал и мистер Китинг в фильме П.Уира "Общество мертвых поэтов". Учитель словесности убедил подростков, что поэзия - это не что-то второстепенное в жизни, что стихи есть ее отражение. Благодаря харизматичному педагогу ребята увлеклись чтением и обнаружили, что стихи имеют к каждому из них непосредственное отношение. Мальчики учатся думать - и каждый понимает, чем он хочет заниматься, кто он, как хочет жить.

Таким образом, чтение художественной литературы развивает человека духовно и учит думать, поэтому снижение интереса к книгам неизбежно отразится на духовности общества.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сочинение ЕГЭ по тексту В. Корнилова

Известный российский поэт Владимир Корнилов задаётся вопросом: почему современные люди теряют интерес к чтению, в том числе к чтению стихов?

Актуальность поставленной автором проблемы не вызывает сомнений, поскольку люди 21 века, вовлечённые в мир высоких технологий, стремительно утрачивают нечто очень важное – активную работу души и потребность в самостоятельном мышлении.

Автор отмечает, что наши соотечественники преимущественно читают любовные романы или детективы, не требующие серьёзных размышлений. В чём причина отсутствия у людей интереса к настоящему искусству слова?

Кроме того, как отмечает автор, в настоящее время наблюдается чрезмерное увлечение общества так называемой массовой культурой – рок-концертами и другими публичными шоу. В чрезмерном увлечении массовой культурой автор видит своеобразную наркоманию, опасную для души.

Наконец, автор высказывает точку зрения, что научно-технический прогресс, раскрепощая людей и облегчая им жизнь, делает их духовными инвалидами.

Думается, что автор совершенно прав, полагая, что серьёзная литература, в частности, поэзия, способствует сохранению души человека, делает его эмоционально полноценным и морально устойчивым.

Можно привести ряд примеров из литературы, подтверждающих данную точку зрения. Так, например, великий русский поэт Иосиф Бродский был глубоко убеждён, что чтение стихов во многом делает человека самостоятельной, полноценной личностью, ответственной в своих действиях и поступках.

О том, как важна поэзия, хорошо сказала Марина Цветаева:

О мир, пойми, певцом – во сне – открыты

Закон звезды и формула цветка.

В этих словах поэтесса подчеркнула, что интуитивное прозрение, видение истины, которое озаряет поэта, не менее важно, чем открытие учёного.

Итак, поэзия, искусство – необходимые составляющие полноценной жизни, без них оскудевает и гибнет душа человека. Именно поэтому нам следует больше читать настоящей, хорошей литературы и постигать её глубинный нравственный смысл.

Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке.

ВложениеРазмер
problema_teksta._podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya-rassuzhdeniya.docx 44.69 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка

Цели: познакомить учащихся со способами выявления и формулировки проблемы текста, развивать отдельные коммуникативные умения и навыки: анализировать содержание и проблематику прочитанного текста.

Форма урока: комбинированная.

Продолжительность: 90 минут.

В конце изучения темы студент должен:

- что такое тема и микротема;

- виды проблем, поднимаемых в тексте, и способы формулирования проблемы исходного текста;

- формулировать основную проблему исходного текста;

- анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

- строить связный ответ, соблюдая нормы современного литературного языка.

Материальное обеспечение: раздаточный материал.

Актуализация ранее изученного.

Тема и микротема.

Тема – то, о чем говорится в тексте. В основном тема отражается в заглавии.

Микротема – тема текста раскрывается через систему других, более узких тем, каждая из которых в свою очередь излагается по отдельности и оформляется как отдельный абзац.

Определение темы лежит в основе работы над вступлением

Раздаточный материал. Виды вступлений и шаблоны к ним.

Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают многие, в том числе NN, автор предложенного текста.

Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями? По-своему отвечает на этот вопрос NN.

– Предложение-тезис, нуждающийся в доказательстве :

В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе. Именно ей посвящен текст NN.

– Описание впечатления, вызванного текстом :

Большое впечатление произвел на меня NN, посвященный проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает.

– Использование пословиц, поговорок, афоризмов :

Отличие темы и основной проблемы

Основная проблема – это та, которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

к которой он неоднократно возвращается;

по которой отчетливо заявлена авторская позиция.

– Философские (особенности развития природы, общества, мышления).

– Экологические (человек и окружающая среда).

– Социальные (устройство и жизнь общества).

– Политические (государственная власть партии, общественные группы).

– Нравственные (правила поведения, духовные качества человека).

– Исторические (связанные с определенным историческим периодом).

– Психологические (связанные с характером, типом темперамента человека).

Способы формулирования проблем :

Автор размышляет над проблемой.

Прочитав текст NN, я еще раз убедился, что проблема … актуальна.

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это …

Автор текста поднимает важную проблему…

Проблема, над которой размышляет NN, такова:…

Проблема в виде вопроса :

Чем должен руководствоваться человек, приобретая хорошие манеры? Над этой проблемой размышляет NN.

Работа над текстом.

Дифференциация учащихся по группам для дальнейшей работы.

Ответьте письменно на следующие вопросы:

- Какова тема этого текста?

- Сформулируйте основные проблемы исходного текста, выбрав для себя посильный вариант:

- формулирование проблемы самостоятельно и сверка с ключом;

- выбор верного ответа из предложенных вариантов формулировки проблемы и сверка с ключом.

Задание. Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме исходного текста.

1) «Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием

классической художественной литературы на внутренний мир ребёнка. Почему

именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших

в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления

2) «Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на

3) «Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков такова: дети в настоящее

4) «В своём тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно

5) «В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности

6) «Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, -

7) «В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого

- Если вы выбрали первый путь и успешно справились с заданием, вы выполняете задания по карточке 1; если вы выбрали второй путь и успешно справились с заданием, вы выполняете задания по карточке 2. Если же вы не смогли верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста, то ваша карточка под номером 3.

4. Работа в группах.

1) прочитайте текст А.Етоева и выполните задания.

2) назовите тему и сформулируйте основную проблему текста.

3) сравните с уже прочитанным вами текстом С.Михалкова, опираясь на план:

- определите общность тем текстов;

- определите тип проблемы обоих текстов (нравственная, социальная, психологическая и т.д.);

- определите сходство или различие основной проблемы каждого исходного текста;

- сделайте вывод о различии проблематики текстов со схожей темой.

4) найдите в отрывке сочинения вступление и определение проблемы исходного текста.

1) прочитайте текст В.Корнилова и выполните задания.

2) составьте назывной план. Сравните с планом, предложенным ниже. Откорректируйте свой план, если это необходимо: вам важно правильно выделить смысловые вехи предложенного для анализа текста.

1. Падение интереса к серьёзной литературе.

2. Роль телевидения в жизни современного общества.

3. Массовая культура и её роль в воспитании человека.

4. Двойственная роль научно-технического прогресса.

3) пункты плана соответствуют микротемам исходного текста. Назовите главную тему всего текста, оформите её как вступление сочинения.

4) сформулируйте основную проблему текста, предложенного для анализа. Попробуйте записать две-три формулировки проблемы. Выберите лучшую и логически связанную с вашим вступлением, включите её в сочинение.

Предложенный для анализа текст В.Корнилова рассматривает чрезвычайно важную проблему (какую?) …

В анализируемом тексте известный поэт В.Корнилов рассматривает важную проблему (какую?)…

Проблема оборотной стороны цивилизации, поставленная автором текста поэтом В.Корниловым, является весьма актуальной, поскольку…

В центре внимания предложенного для анализа текста В.Корнилова находится проблема (какая?)…

Что дал человеку технический прогресс? Каковы. Почему. Над этими вопросами размышляет известный поэт В.Корнилов в одном из своих очерков.

2) обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты. Что они дают для понимания текста? Составьте вопросный план текста, вопрос задавайте к каждому абзацу. Какая информация главная, а какая – второстепенная?

3) раскройте основные положения вопросного плана в письменных высказываниях – законченных, полных, грамматически правильных предложениях.

4) сформулируйте основную проблему текста, предложенного для анализа. Попробуйте записать две-три формулировки проблемы.

Подведение итогов урока.

Выскажите своё мнение об уроке, о своих затруднениях и успехах на уроке. Какой главный вывод вы сделали для себя на этом уроке?

Написать сочинение-рассуждение по одному из исходных текстов.

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык / авт.-сост. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров ,И.П.Васильевых и др. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 191, [1] с. (Федеральный институт педагогических измерений)

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

—Счастливый, ‒ вздохнул с завистью старший.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг ‒ он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год ‒ разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день ‒ открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев.

Несколько раз я слышал странное мнение, что "Три мушкетёра" Александра Дюма ‒ книга вредная и ненужная и что её не следует давать читать детям. Потому что её герои занимаются чёрт-те чем: пьют вино, дерутся на шпагах, развратничают, воруют бутылки через дырку в потолке магазина, убивают женщину и так далее и тому подобное. Первый раз такое мнение я услышал на писательском семинаре в Дубултах в 1990 году от кого-то из молодых писателей. Второй раз я услышал такое мнение от одного известного питерского фантаста на семинаре Б.Н. Стругацкого. Третий раз я услышал аналогичное мнение от старой дамы, профессорши, университетской преподавательницы, в случайно слышанной по радиопередаче.

Она вообще выступала за запрещение много чего в русской и нерусской детской литературе: в частности, книги и фильмы о Малыше и Карлсоне, потому что Карлсон, во-первых, живёт на крыше, а значит - бомж, и уже одним этим подаёт дурной пример для подростков, во-вторых, он всё время врёт, без меры ест сладкое, подставляет вместо себя других, когда требуется отвечать за содеянное, и прочее, и тому подобное. Запрещению подлежат Буратино и Винни-Пух ‒ практически по тем же причинам, сказка про Машу и трёх медведей ‒ за то, что маленькая героиня пришла в чужой дом, всё там съела, поломала, а потом убежала от заслуженного наказания.

Вот и мушкетёры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. А такой переворот в её мыслях произошёл после посещения США, где борьба за политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из классических детских книжек.

Трудно назвать время, когда книга играла бы такую роль, как в конце XVIII – начале XIX века. Ворвавшись в жизнь ребёнка в 1780-х годах, книга стала к началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребёнка были очень интересные книги, – конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы ребёнка. Романы кружили голову: в них – героические рыцари, которые спасают красавиц, служат добродетели и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребёнок слышал от няни. Роман и сказка не противоречили друг другу.

В этом отношении показателен эпизод из биографии известного декабриста Никиты Муравьёва. Время действия – начало XIX века. Герою рассказа – шесть лет.

Часто ли вам встречаются в городском транспорте пассажиры с томиками стихов? Увы, не часто. В метро, в трамваях, в троллейбусах, электричках кроме газет в основном читают любовные, так называемые дамские романы либо крутые детективы. Чтение подобной литературы не требует ни размышлений, ни сопереживания, оно не рассчитано на соавторство. Это своего рода, как сейчас говорят, расслабуха.

Что ж, нынче жизнь нелегка, люди быстро устают, и на серьёзное чтение у многих попросту не остаётся ни времени, ни сил. Хотя и в первую мировую войну и во вторую люди едва ли жили легче, а читателей стихов было больше. Читали и в госпиталях, читали на ночных дежурствах и даже иногда – в окопах.

Сегодня читателей стихов мало. Это можно объяснить многими причинами, из которых – безумное и ничем не ограниченное развитие телевидения – не самая последняя. Телевидение съедает всё свободное и даже несвободное время сегодняшнего жителя Земли. Но что самое печальное, увлечение телепередачами, мыльными сериалами приводит к эмоциональному оскудению человечества. Потому-то многим, особенно молодёжи, стали необходимы допинги. Я имею в виду не только наркотические препараты. Усиленные мощными динамиками, оглушающие нормальные уши рок-концерты – тоже наркотики, и, может быть, они не менее опасны, поскольку рассчитаны на восприятие не отдельного индивидуума, а толпы, массы. Подпрыгивая и трясясь вместе со всеми, человек теряет себя.

Впрочем, слух он теряет тоже. Вспомним, что сто лет назад не было ни микрофонов, ни динамиков, однако не только певцов, но даже драматических актёров слышно было даже на галёрке. Да и позднее ораторы на площадке как-то обходились без мегафонов. Стало быть, сто лет назад люди слышали лучше. Впрочем, тогда, при свечах, и видели лучше. Технический прогресс, на первый взгляд раскрепощая нас, в каком-то смысле превращает нас в инвалидов.

Примерно так же можно сказать и о такой прекрасной вещи, как автомобиль. Разумеется, удобней ездить, чем ходить пешком. Однако в Америке, где автомобилей почти столько же, сколько жителей, у людей начала развиваться гиподинамия – болезнь, ведущая к ослаблению мускульной энергии и избыточному весу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лидия Николаевна Белая

Рабочая тетрадь

для подготовки ЕГЭ

по русскому языку.

hello_html_775469de.jpg

ученика (цы) _____ класса_______

__________________________________________

__________________________________________

Составитель:

учитель русского языка и

Белая Лидия Николаевна

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ (задание№27). Она содержит систематизированный теоретический и практический материал.

hello_html_36570376.jpg

Исходный текст В.Корнилова о потере интереса современного человека к чтению .

I .Внимательно прочитайте текст. Определите его стиль и преобладающий тип речи. Ответьте на вопрос: о чём говорится в тексте? Определите его тему.

(1) Часто ли вам встречаются в городском транспорте пассажиры с томиками стихов? (2)Увы, не часто. (3)В метро, в трамваях, в троллейбусах, электричках кроме газет в основном читают любовные, так называемые дамские романы либо крутые детективы. (4)Чтение подобной литературы не требует ни размышлений, ни сопереживания, оно не рассчитано на соавторство. (5)Это своего рода, как сейчас говорят, расслабуха.

(6)Что ж, нынче жизнь нелегка, люди быстро устают, и на серьёзное чтение у многих попросту не остаётся ни времени, ни сил. (7)Хотя и в первую мировую войну и во вторую люди едва ли жили легче, а читателей стихов было больше. (8)Читали и в госпиталях, читали на ночных дежурствах и даже иногда — в окопах.

(9)Сегодня читателей стихов мало. (10)Это можно объяснить многими причинами, из которых — безумное и ничем не ограниченное развитие телевидения — не самая последняя. (11)Телевидение съедает всё свободное и даже несвободное время сегодняшнего жителя Земли.(12) Но что самое печальное, увлечение телепередачами, мыльными сериалами приводит к эмоциональному оскудению человечества. (13)Потому-то многим, особенно молодёжи, стали необходимы допинги. (14)Я имею в виду не только наркотические препараты.(15)Усиленные мощными динамиками, оглушающие нормальные уши рок-концерты — тоже наркотики, и, может быть, они не менее опасны, поскольку рассчитаны на восприятие не отдельного индивидуума, а толпы, массы.(16)Подпрыгивая и трясясь вместе со всеми, человек теряет себя.

(17)Впрочем, слух он теряет тоже. (18)Вспомним, что сто лет назад не было ни микрофонов, ни динамиков, однако не только певцов, но даже драматических актёров слышно было даже на галёрке. (19)Да и позднее ораторы на площадках как-то обходились без мегафонов. (20)Стало быть, сто лет назад люди слышали лучше. (21)Впрочем, тогда, при свечах, и видели лучше. (21)Технический прогресс, на первый взгляд раскрепощая нас, в каком-то смысле превращает нас в инвалидов.

(22)Примерно то же можно сказать и о такой прекрасной вещи, как автомобиль. (23)Разумеется, удобней ездить, чем ходить пешком. (24)Однако в Америке, где автомобилей почти столько же, сколько жителей, у людей начала развиваться гиподинамия — болезнь, ведущая к ослаблению мускульной энергии и избыточному весу.

(По В.Н. Корнилову)*

* Владимир Николаевич Корнилов - советский российский поэт, писатель и литературный критик.

Имейте в виду! Когда вы получаете текст, старайтесь определить

его стиль и жанр: это облегчит понимание текста и ускорит его

интерпретацию.

II . Составьте план сочинения.

Рабочие материалы

(вопрос, над которым рассуждает автор)

Над этим интересным (важным, сложным…) вопросом заставляет задуматься своих читателей (ФИО автора текста), …( короткая информация об авторе текста).

Комментарий

( оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом)

Первый пример (это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося)

+ пояснения к примеру

Второй пример + пояснения к примеру

Связь между примерами

Обращаясь к одной из сложных проблем современности,….

Первый пример ( № предложений) + пояснения к примеру

Действительно, …..

Второй пример + пояснения к примеру

Далее автор особо подчёркивает , что… далее цитата записана прямой или косвенной речью. Этот пример показывает….

Связь между примерами.

Противопоставляя эти примеры (этих героев) , автор показывает…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Что стало причиной этих событий ( поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Приведённые примеры подводят к выводу:….

Позиция автора

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

Главная задача (ФИО автор текста) - убедить читателя в том,

(ФИО автор текста) стремиться донести до читателя мысль о том, что …

По мнению автора.

Автор убежден:

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна:

Моё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста и обоснование отношения к позиции автора.

Обоснование– это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.

Обоснование с опорой на литературу.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что…

Мне близка и понятна позиция автора. Я так же, как он, считаю, что…

Мне близка точка зрения писателя.

Вывод (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме? )

В заключение хочется отметить, что

В заключение важно отметить:

Таким образом,…

Следовательно,…

III . Сформулируйте проблему текста.

. При формулировании проблемы можете воспользоваться следующими материалами.

Что такое проблема? Чем она отличается от темы?

Сколько проблем можно найти в предложенном тексте?

Со всеми ли найденными проблемами нужно работать?

Алгоритм.

Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

Тема – это то, о ком или о чём говориться в тексте.

Если в тексте несколько проблем, следует выбрать одну.

Проблема оценочна (да - нет, важно - неважно, нужно - ненужно).

Какими способами можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.

а) проблема чего: этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием:

Автор затрагивает проблему …;

В тексте поднимается проблема …;

Текст В.Корнилова заставил меня задуматься над актуальной проблемой …;

б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Как понять, что данная проблема основная?

Алгоритм действий.

Этот вопрос (проблема) больше всего волнует автора.

Этому вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.

Только основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.

Решения этого вопроса ( этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность. какой-либо проблемы.

Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.

Уделить внимание какой-либо проблеме.

Над какой-либо проблемой думать, работать.

Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Виды проблем

Философские проблемы

затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы

касаются устройства жизни общества.

Политические проблемы

связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы

отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы

связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть

Экологическая, злободневная , актуальная, насущная , острая, важная, назревшая, серьёзная, сложная, трудная, глубокая , основная , главная.

Какие проблемы Вы видите в исходном тексте?

Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Почему современные люди теряют интерес к чтению, в том числе к чтению стихов?

Проблема потери интереса современного человека к чтению.

Что дал человеку технический прогресс?

Проблема оборотной стороны цивилизации.

ВНИМАНИЕ! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К1 оценивания сочинения. Это часть работы оценивается 1 баллом.

IV . Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.

Комментарий - оценка прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.

Структура комментария

Первый пример Связь между Второй пример

Пояснения к примеру Пояснения к примеру

ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

ПРОБЛЕМА Комментарий Позиция автора

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Рассуждая над актуальной проблемой, В.Н.Корнилов отмечает: люди XXI века, вовлечённые в мир высоких технологий, стремительно утрачивают нечто очень важное — активную работу души и потребность в самостоятельном мышлении.

( предложения 9-15).

Прямое цитирование

Косвенное цитирование.

Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте.

В.Н.Корнилов акцентирует внимание читателя на том, что научно- технический прогресс, раскрепощая людей и облегчая им жизнь, делает их духовными инвалидами.

ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

-Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

-Автор разделяет мнение (кого)…

-Публицист спорит (с кем)

-Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

-Особого внимания заслуживает мнение автора о …

ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

-Писатель хочет сказать, что…

-Этот пример показывает, что…

-Смысл этого высказывания в том, что…

-Эти слова убедительно доказывают, что…

-Я думаю, что этим примером автор хотел показать…

-Приведённые слова содержат глубокий смысл…

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?

Автор задаётся непростым вопросом: в чём же причина отсутствия у людей интереса к настоящему искусству слова?

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что к лассическая литература воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается .

ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения. Это самая дорогая часть работы, и оценивается 5 баллами.

. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

V .Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.

Что значит сформулировать позицию автора?

Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Позиция автора

Как проявляется позиция автора?

Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

Способы выражения позиции автора

автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;

позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным признакам ( чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам ).

В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к поднятой проблеме:

Читайте также: