Гримасы быта в сатирической поэзии маяковского сочинение
Обновлено: 03.07.2024
Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, все делится на черное и белое, полутона почти отсутствуют. “Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь” – вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к “мертвечине” ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно четок в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.
Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических
произведении, является безусловная вера Маяковского в силу слова. Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием этого являются постоянные прямые обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры, легкость стиха, ритма и рифмы.
В своей статье “Как делать стихи” Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает “творческая необходимость, социальный заказ”. Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда – поразительная злободневность стихов Маяковского, материал
А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.
До революции поэт считает мертвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит ее, отсюда – постоянный вызов толпе в названиях стихотворений.
Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приемы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна, широко использует метафору, искаженные цитаты и т. д.
После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. “Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…” – провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.
Аудитория сатиры Маяковского – 150 000 000. Отсюда – появление главных ее качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха ; предмет сатиры ; фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям.
В период с 1919 по 1922 год идет работа Маяковского в окнах ГОСТа, которые поэт назвал “красочной историей трех боевейших годов Союза”. Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приемы и навыки.
В 1921 году выходит стихотворение “О дряни”: Слава, слава героям. Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни”. Стихотворение “О дряни” становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, “и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина”.
Мещанство у поэта – это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы, на стене у него портрет Маркса, котенок греется, “на “Известиях” лежа”.
Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует прием оживления вещей – портрет оказывается живее настоящих людей.
Итак, “мещане” и “обывательщина”, по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции. В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение “Прозаседавшиеся”.
Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда. В конце, как обычно, дается вывод-указание к действию: “О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!” Тема бюрократии развивается также в стихах “Бюрократиада”, “Анчар”, “Фабрика бюрократов” и т. д.
Кроме вышеуказанных главных пороков нового общества Маяковский критикует религию, пьянство, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество и пр. Сатирические произведения поэта – это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.
Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе. Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.
Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию. “Мистерия-буфф”, – сатира на старый мир, пьеса “Клоп” направлена против мещан, “Баня” – пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счет преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.
Все сатирическое творчество Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, огромно.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Быт занимает большую часть жизни любого человека. Учеными даже выведена закономерность, что 80% самых важных дел мы делаем за 20% времени. А что мы делаем в остальное время? Спим, едим, моем посуду, убираемся, куда-то едем или куда-то идем, делаем множество повседневных вещей, которые сами уже не замечаем, потому что они настолько привычны и банальны… А если представить, что вместо автобуса нам нужно будет ездить на конных экипажах? Или исчезнут вилки и ложки, и все станут есть японскими палочками? Как это ново! Непривычно! Интересно! Самое страшное, что через несколько месяцев и японские палочки, и запряженные лошади станут обыденными…
Свили уютные кабинеты и спаленки.
про Мейерхольда будут спрашивать:
Вот так привычные вещи приобрели сатирическое звучание под пером Маяковского. Из этих стихотворений мы понимаем, что увлечение бытом и повседневными мелочами заглушает желание перемен и изменений.
Часто бывает полезным посмотреть на себя со стороны, в искривленное сатирой зеркало, – тогда много начинаешь понимать. Маяковский пытался заставить людей увидеть повседневность с другой стороны и постараться наполнить ее смыслом. И в самом деле, если чего-то очень сильно хотеть и к этому стремиться, то даже мытье посуды может стать не скучным делом, а еще одним маленьким шажком на пути к мечте.
познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского-сатирика;
развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству В.В.Маяковского.
Оборудование: мультимедийная презентация, песочная анимация.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
2.Вступительное слово учителя.
В 1930 году, за три недели до смерти, Маяковский говорил: “Как-то так получилось, что всю жизнь я работал не над тем, чтобы делать красивые вещички и ласкать человеческое ухо; всё у меня устраивалось так, что я неприятности людям доставлял. И 20 лет моей литературной работы - это, главным образом, выражаясь просто, литературный мордобой, т.е. каждую минуту мне приходилось отстаивать свои позиции”. И действительно, тогда, в 20-е годы, Маяковский был фигурой очень спорной. Вокруг его имени и творчества бушевала ожесточённая борьба. Он вёл неустанные споры, непримиримые бои с противниками нового в жизни и искусстве. А таких противников было немало. И они не сдавались без борьбы.
3. Работа по теории литературы и словарная работа.
Сатира - (от лат. Satira, от более раннего satura) - смесь, всякая всячина. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающего несовершенство мира, человеческие пороки.
Аудиенция -официальный приём у высокопоставленного лица.
ТЕО - театральный отдел главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР.
ГУКОН - главное управление коннозаводства при Накомземе.
Бюрократ - человек, который привержен к бюрократизму.
Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.
Мещанин - 1. В царской России лицо городского сословия, состоящего из мелких торговцев, ремесленников, низших служащих; 2.Человек с мелкими интересами, узким кругозором.
Мещанство - 1. Сословие мещан. 2. Психология и идеология мещанина.
4. Развитие традиций русской сатиры в творчестве Маяковского.
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина после революции в своих произведениях продолжили М.Зощенко, М.Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, А.Аверченко, а в поэзии В.Маяковский.
1.Мёртвая душа обывателя и бюрократа.
1. В 19 веке – трагическая безысходность, неверие, эзопов язык. У Маяковского – оптимизм.
2.Заострение образа, гротеск.
2.Сплетение будничного и невероятного.
3.Сатирическая точность словесной детали, меткость.
3.Маяковский – активный участник политических событий.
5.Сатирические гимны Маяковского.
“Окна РОСТа” - та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны. Незадолго до смерти, вспоминая о тех днях, Маяковский писал: “Через годы над этими “окнами” будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти “окна” надо и надо. Так как это красочная история трёх “боевейших” годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов”.
8. Исследовательская работа в группах.
Вопросы для исследовательской работы в группах:
1) Кто или что является объектом сатиры Маяковского?
2) Каков предметный мир стихотворения?
3) Какие пороки и недостатки обличает поэт?
4) Что использует Маяковский из поэтического языка футуристов для создания образов? (грубая лексика, сравнения, гипербола, гротеск, ирония, новое значение старых слов, неологизмы, графические эффекты)
5) Сделайте вывод: В чем заключается социальный обличительный пафос стихотворения?
III. Подведение итогов урока.
Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
“Сатира - это взгляд на мир через увеличительное стекло” В. В. Маяковский Сатирические произведения Маяковский начал писать ещё до революции. Один из сборников своих стихов поэт назвал так: “Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается” В него вошли стихи и отрывки из поэм, частушки и эпиграммы, зарисовки и фельетоны, в которых гневная сатира сочетается с веселым юмором, едкая и злая насмешка с героической патетикой и лирической задушевностью.
Огромную силу воздействия имели в годы гражданской войны “Окна РОСТа”. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны.
Основная тема пьесы — борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства и других пороков, унаследованных от старого мира. Маяковский вывел в "Бане" сатирические образы бюрократов, засевших в учреждениях. Победоносиков — главный бюрократ, чванливый и глупый, представляющий себя, "ответственным государственным деятелем". Его понятия лишены реальности; он много говорит, но ничего не делает. Образ Победоносикова дополняется такими же бюрократами, как Оптимистенко, Мезальянсова, Иван Иваныч. У них у всех ограниченное мышление, они становятся на пути тех, кто стремится к новому. Максим Штраух в роли Победоносикова.
Велосипедкин - А. Миронов. Другие персонажи пьесы, такие как изобретатель Чудаков, Велосипедкин хотят людям добра. Чудаков говорит о "машине времени": "С моей машиной ты можешь взвихрить растянутые тягучие годы горя, втянуть голову в плечи, и над тобой, не задевая и не роняя, сто раз в минуту будет проноситься снаряд солнца, приканчивая черные дни".
Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.
Мистерия-Буфф "Революция расплавила все, - нет никаких законченных рисунков, не может быть и законченной пьесы". Ощущая "неоформленность" времени, его "двуличие", поэт записал: "Мистерия - великое в революции, буфф - смешное в ней"
Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.
Гротескно-сатирическая фантастика была возрождена Маяковским, использовавшим ее для обличения отмирающего, загнивающего капиталистического мира и пережитков прошлого в стране строящегося социализма. Гротеском Маяковский срывал с социальных явлений их внешние покровы, украшающую их маску и обнажал их сущность, давал им резкую критическую оценку. Фантастика у Маяковского — это чаще всего развернувшаяся в сюжет метафора, гипербола.
Сходство и различие русской сатиры и сатиры Маяковского
Сатира Маяковского — один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.
Читайте также: