Олимпиада по русскому языку 9 класс сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, благодарить.

2. Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте свой ответ.

Излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить.

Объясните смысл этого предложения.

4. Определите, в каком значении употреблено слово грамота в следующих предложениях. 1) Под его (Савельича ) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте.

2) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

3) По окончании восьмого класса сестре вручили похвальную грамоту.

4) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.

5) Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

6. Восстановите текст стихотворения В.Брюсова, употребив слова в нужном порядке и в нужной форме.

Не, случайный, слово, созвучье!

Речение, связь, далекий, пусть,

Тайна, неразгаданный, она

Язык, всегда, живой.

7. Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами. Укажите основания выбора формы.

1) Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

2) Ателье получило 24 (ножницы).

8. Спишите предложения, раскрывая скобки. Есть ли разница между глаголами? Обоснуйте свой ответ.

1) Мать (не)досмотрела за сыном, и он залез в лужу.

2) Я (не)досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

9. В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Запишите исправленные варианты.

1) Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

2) На Плюшкина было одето какое-то шмотье.

3) Автор делит своих героев повести на две части.

Правильно избранную цель. Жизнь – это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход – стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой – романы.

Как Вы понимаете слова К.Феоклистова? Согласны ли Вы с таким пониманием счастья?

Рекомендации по оцениванию заданий

школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку

Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, благодарить.

Ответ: Мощь – существительное 3-го склонения. В этом слове, в отличие от остальных, буква Ь не указывает на мягкость предыдущего согласного, т.к. [щ] – непарный по мягкости.

Оценка: 1 балл за слово;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 3 балла.

2. Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте свой ответ.

Излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить.

Ответ: Не является родственным слово налаживать. Видовая пара – наладить. Остальные глаголы с корнем лаг-лож имеют чередование гласных а-о.

Оценка: 1 балл за слово;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 3 балла.

Ответ: Умей владеть словом, так как оно может иметь не одно, а несколько значений.

Оценка: 2 балла за объяснение.

4. Определите, в каком значении употреблено слово грамота в следующих предложениях. 1) Под его (Савельича ) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. 2) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. 3) По окончании восьмого класса сестре вручили похвальную грамоту. 4) Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. 5) Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой.

Ответ: 1) Выучился грамоте – научился читать и писать.

3) Официальный документ.

4) Нечто недоступное пониманию.

5) Недействительный, неправильно и безграмотно составленный документ.

Оценка: 1 балл за пример.

Максимальная оценка – 5 баллов.

Ответ: 1)Так говорят о месте, где возник или может возникнуть острый политический, военный и т.п. конфликт.

2) По горячим следам – сразу.

Горячий на руку – вспыльчивый человек, способный в состоянии гнева ударить кого-либо.

Под горячую руку – в такой момент, когда кто-то возбужден, разгневан.

Горячий поклонник – страстный поклонник.

Горячая благодарность – исполненная сильного чувства.

Куй железо, пока горячо – не теряй времени, используй благоприятные обстоятельства.

Оценка: 1 балл за толкование фразеологизма;

по 0,5 балла за каждый пример + по 0,5 балла за толкование.

Максимальная оценка – 8 баллов.

6. Восстановите текст стихотворения В.Брюсова, употребив слова в нужном порядке и в нужной форме.

Не, случайный, слово, созвучье!

Речение, связь, далекий, пусть,

Тайна, неразгаданный, она

Язык, всегда, живой.

Ответ: Созвучья слова не случайны!

Пусть связь речений далека,

В ней неразгаданные тайны

Всегда живого языка.

Оценка: 3 балла.

7. Раскройте скобки. Имена числительные запишите словами. Укажите основания выбора формы.

1) Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

2) Ателье получило 24 (ножницы).

Ответ: 1) Для гаражного кооператива заказаны ворота в количестве двадцати трех штук.

2) Ателье получило 24 штуки ножниц.

пятидесяти двух суток.

Собирательные числительные не могут использоваться в составных числительных, поэтому в подобных случаях следует прибегать к различного рода синонимическим заменам.

Оценка: по 1 баллу за каждый пример;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка –5 баллов.

8. Спишите предложения, раскрывая скобки. Есть ли разница между глаголами? Обоснуйте свой ответ.

1) Мать (не)досмотрела за сыном, и он залез в лужу.

2) Я (не)досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

Ответ: 1) Мать недосмотрела за сыном, и он залез в лужу.

2) Я не досмотрела этот фильм – спешила на встречу с подругой.

Глагол в первом предложении обозначает неполноту , недостаточность действия, отсутствие нужной меры, нормы: недосмотреть – не заметить чего-либо, пропустить.

У глагола во втором предложении совсем другое значение: незаконченность действия (действие было начато, но не завершено).

Оценка: по 0,5 балла за правильное написание;

2 балла за объяснение.

Максимальная оценка – 3 балла.

9. В приведенных ниже предложениях найдите речевые ошибки и стилистические недочеты. Запишите исправленные варианты.

1) Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

2) На Плюшкина было одето какое-то шмотье.

3) Автор делит своих героев повести на две части.

Ответ: 1) Как показал Л.Н.Толстой, фельдмаршал Кутузов, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

2) На Плюшкина было надето какое-то старье.

3) Автор делит героев своей повести на два типа. Оценка: по 1 баллу за каждое предложение.

Максимальная оценка – 3 балла.

Правильно избранную цель. Жизнь – это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход – стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой – романы.

Как Вы понимаете слова К.Феоклистова? Согласны ли Вы с таким пониманием счастья?

Качественные характеристики текста: Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Олимпиада по русскому языку . 9 класс.

а) без и нтереса – с и нтересом;

б) к И рине – у И рины.

Определите способ образования выделенных слов.

Столовая располагалась в центре города.

Столовая посуда была чисто вымыта.

Такого вкусного мороженого я никогда не ел.

Мороженое мясо перед приготовлением рекомендуется разморозить при комнатной температуре.

Найдите слова с орфографической ошибкой и запишите их правильно:

Трущоба, тушенка, узколиций, сгущенка, куцый, вооружен, дирижор, станция, дендрарий, четырежды раненный.

Истолкуйте лексическое значение слов:

Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

1)Тоски ночной и следу нет,

Лицо твое как маков цвет.

2)Грозной силой на земле и в море

Встретим мы непрошеных гостей,

И фашистской кровожадной своре

Не собрать вовек своих костей!

3) Своя безмолвная беседа

У этой новенькой четы,

На край земли, быть может, едут

А может, только до Читы.

Что обозначает эта фраза?

Бросать камни в кого – нибудь

Найдите в каждом ряду четвертое лишнее слово с морфологической точки зрения и объясните, почему оно является лишним:

Колорадо, Торонто, Осло, Бородино.

Студень, путь, шампунь, щебень.

Инкогнито, визави, манси, падре.

Расставьте ударение в следующих словах:

Бомбардированный, лакированный, утрированный, запланированный, формированный, декольтированный.

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные?

Из каких видов лингвистических словарей взяты приводимые ниже статьи?

Арест. Слово известно в русском языке с Петровской эпохи, заимств. в XVII в. из нем.яз (нем. Arrest), восходит к средневек. л атин.arrestum – остановка, задержка.

Арест, задержание, заключение под стражу.

Ар е ст, -а,м. Стар.редк. Отч. Ар е стович, Ар е стовна.

Назовите стилистические фигуры, которые употребляют в данных примерах:

Я победил его, разгромил, уничтожил.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

3) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

4) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Задание II (на выбор)

Примечание: за первую творческую работу максимальное количество баллов -20, за вторую – 15. Объем работы – не менее 70 слов.

Ответы к олимпиаде по русскому языку (9 класс)

Всего: 2 балла.

Неморфологический переход имени прилагательного в имя существительное – 1 балл

Суффиксальный (от стол) – 1 балл

Неморфологический переход имени прилагательного в имя существительное – 1 балл

Суффиксальный (от морозить) – 1 балл

Всего: 4 балла

Были ошибки в словах: узколицый, дирижер.

Всего: 2 балла.

1)Альтруизм – способность жертвовать собственными интересами или средствами в пользу интересов общества или другого человека – 1балл.

2)Саммит – * переговоры, конференция на высшем уровне;

*встреча, переговоры глав государств, правительств – 1балл.

3)Секвестр – *ограничение, налагаемое органами государства, на пользование каким – либо имуществом;

* хранение денежной суммы, ценных бумаг, других ценностей, являющихся предметом спора между сторонами, у третьей стороны до окончания спора или срока, установленного для предъявления иска – 1 балл

4)Эксклюзивный – уникальный, оригинальный, неповторимый, исключительный – 1 балл

1 балл за каждое верное истолкование. Всего: 4 балла.

Как маков цвет (мн.ч. не употр.). Здорового цвета, свежее, румяное

(о лице) – 2 балла.

Не собрать костей (костей не соберешь). В обобщ.- личном знач. Разг. Не сдобровать, наверняка погибнешь – 2 балла.

На край света (земли) идти (пойти), бежать (убежать), ехать (поехать) и т.д. Разг. Куда – нибудь далеко, в любое место, куда угодно – 2 балла .

Всего: 6 баллов.

Блудный сын – употребляется в значении: сын, вышедший из повиновения отцу; человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях – 1 балл.

Хлеб насущный. Выражение из молитвы Господней, приведенной в Евангелии. Хлеб, нужный для существования. Кроме прямого значения, употребляется в смысле: жизненно необходимое – 1 балл.

Всего: 3 балла.

Бородино – 1 балл. Является склоняемым сущ, тогда как три других – несклоняемые – 1 балл.

Путь – 1 балл. Является разносклоняемым, тогда как другие склоняются по второму склонению – 1 балл.

Падре – 1 балл. Несклоняемое сущ. мужского рода, остальные нескл. сущ. общего рода – 1 балл.

Всего: 6 баллов.

Бомбардир о ванный, лакир о ванный, утр и рованный, заплан и рованный, формир о ванный, декольтир о ванный.

Каждое слово – 0,5 балла.

Всего: 3 балла.

Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам) – 1 балл.

Наречия образовались от именных сочетаний крат. прил.и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия: издалека – из далека (места), смолоду – с молоду (возрасту), засветло – за светло (время) – 1 балл.

Всего: 2 балла.

Этимологический - 1 балл

Словарь синонимов – 1 балл

Словарь русских имен – 1 балл

Всего: 3 балла

Градация – 1 балл

Анафора – 1 балл

Антитеза – 1 балл

Многосоюзие -1 балл

Оксюморон – 1 балл

Всего: 5 баллов.

Максимальное количество баллов - 40.

Задание II. Творческая работа (на выбор).

Максимальное количество баллов за первую работу – 20.

Максимальное количество баллов за вторую работу – 15 баллов.

Выдержан объем работы (не менее 70 слов)

Соответствие текста предложенной теме. Полнота раскрытия темы

Наличие аргументов : 2 аргумента

а) Сочинение имеет определенную структуру. Последовательность изложения не нарушена. В работе нет нарушений абзацного членения текста.

б) Сочинение имеет определенную структуру, но допущена 1 логическая ошибка или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения

Соблюдение речевых норм:

а) речевых ошибок не более 2х

б) допущено 3-4 речевые ошибки

в) допущено более 4х речевых ошибок

Соблюдение орфографических норм:

а) допущено не более 1 ошибки

б) допущено 2-3 ошибки

в) допущено более 3х ошибок

Соблюдение грамматических норм:

а) грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка

б) допущено 2 ошибки

в) допущено более 3 ошибок

Соблюдение пунктуационных норм:

а) ошибок нет или допущено не более 2х ошибок

б) допущено 3-4 ошибки

в) допущено 5 и более ошибок

Оригинальность. Выразительность повествования

Всего: максимальное количество баллов за сочинение – рассуждение 20.

Максимальное количество баллов за всю работу – 60 баллов.

Критерии оценивания сочинения – эссе.

Выдержан объем работы (не менее 70 слов)

Соответствие текста предложенной теме. Полнота раскрытия темы.

Соблюдение речевых норм:

а) речевых ошибок не более 2х

б) допущено 3-4 ошибки

Соблюдение орфографических норм:

а) допущено не более 1 ошибки

б) допущено 2-3 ошибки

в) допущено более 3х ошибок

Соблюдение грамматических норм:

а) грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка

б) допущено 2 ошибки

в) допущено более 3 ошибок

Соблюдение пунктуационных норм:

а) ошибок нет или допущено не более 2х ошибок

б) допущено 3-4 ошибки

в) допущено 5 и более ошибок

Оригинальность, выразительность повествования

Максимальное количество баллов за сочинение – эссе -15.

Максимальное количество баллов за всю работу – 60.

Краткое описание документа:

Олимпиада по русскому языку (9 класс) состоит из 11 тестовых заданий и творческой работы (сочинение по выбору учащегося). Тестовые задания включают в себя вопросы по следующим разделам: "Фонетика", "Словообразование", "Орфография", "Лексика", "Фразеология", "Морфология", "Орфоэпия", "Синтаксис". Жанр сочинения выбирает учащийся: сочинение - рассуждение или сочинение - эссе. Даны ответы на вопросы олимпиады.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 335 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.09.2019 3414
  • DOCX 28.4 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Соколова Людмила Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Олимпиада по русскому для 9 класса

Предлагаем 7-9 разноплановых заданий для двух этапов школьной олимпиады по русскому языку в 9 классе.

РУССКИЙ ЯЗЫК

9 КЛАСС

1 этап

№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!

Я знаю ее и ее июльское увлечение…

Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.

№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:

Антон – Антонов – Антоновна; Илья – Ильин – Ильинична; Гаврила – Гаврилов – Гавриловна; Иван – Иванов – Ивановна; Кузьма – Кузьмин – Кузьминична; Петр – Петров - Петровна; Никита – Никитин – Никитична; Фома – Фомин – Фоминична.

От одного из имён фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.

№3. Прочитайте слова с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.

Пасечник – это человек, который пасёт стадо.

Помощник – это человек, равный мне по мощи.

Денщик – это человек, который ест каждый день щи.

Погонщик – тот, кто носит погоны.

Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.

Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.

№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.

Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.

№5. Объясните значения фразеологизмов.

Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.

№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.

Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.

№7. Постройте словообразовательные цепочки.

Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.

№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

№9. Истолкуйте лексическое значение слов.

Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.

2 этап

№2. Какая связь существует между словами текст и текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?

№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.

№4. Чем объясняется комический эффект фразы?

Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.

№5. Объясните значения фразеологизмов.

Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.

№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.

Вчера вечером я покупал билет в Москву.
Вчера вечером я случайно встретил Костю.
Костина сестра училась со мной в одном классе.
Мы с Костей не виделись лет десять.
Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.
Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.
Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.

№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.

Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса поможет учителю организовать подготовку учеников к муниципальному туру ВОШ.

Всероссийская олимпиада по русскому языку

Код участника ________________

Время выполнения работы –

Задание 1. Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент. (по 1 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)

Задание 2. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

(по 1 б. за правильный ответ, максим. – 7 б.)

Задание 3. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова ( с, сс ) у ( ж , жж ) е ( н , нн ) ы й.
(по 3 б. за каждый вариант, максим. – 9 б.)

Задание 4. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)

Задание 5. Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.

Счастливые часов не наблюдают.

Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)

Задание 6. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом. (7 баллов)

Задание 7. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
Свой ответ аргументируйте.
(по 1,5 б. за правильный ответ, максим. – 3 б.)

Задание 8. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О? кей! – сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 6 б.)

Задание 10. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

1. На реках всеро(сс,с)ийских – о, вспомним как там мы сидели и удили! 2. (Не)широкая реч(..)ка с быстринками заводями с камышами и зар(..)слями водя(н,нн)ой лилии с наклонё(нн,н)ыми над водой деревьями. 3. И ра(сс,с)вет первый ра(сс,)веет когда на поверхности реки кури(т,ть)ся туман. 4. Лодка б(..)ртами ра(з,с)двинула камыш(..). 5. Л(..)ниво уходящая ноч(..). 6. Молчанье или то что называют молчаньем но что для нас, рыб(..)ловов звучит тихой пр(е,и)людией просыпающ(..)ся жизни. 7. Розовеющий восток и первый в(с,з)плеск на рек(..).

8. Река н(е,и)когда (не)спит – только зам(..)рает, только пр(и,е)тв(..)ряется спящей. 9. Струйка бежит (не)уста(н,нно) и морщи(т,ть)ся задев за попл..вок. 10. Синяя стр..коза та действительно спит, намокнув от р..сы; можно взять её за крылышки – она не пош..вели(т,ть)ся. 11. К жизни её во(з,с)враща..т только солнце; где оно пригрело там обсыхают и просыпаются синие стр..козы цветочками т..рчащие на пр(е,и)брежной травке. 12. И сразу стрелкой в воздух: и замрёт на месте, (не,ни) вверх, (не,ни) вниз, (не,ни) в сторону; н(е,и) чета (не)уклюжему самолёту.

Максимально 12 баллов

Задание 1. балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

(по 1 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)

Задание 2. а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие. (по 1 б. за правильный ответ, максим. – 7 б.)

Задание 3. Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно:

- образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие

пишется как суженный;

- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

- существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый.

(по 3 б. за каждый вариант, максим. – 9 б.)

А) авантюризм, б) антракт, в) гротеск, г) эпитет.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)

3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)

Задание 6. Что написано пером, не вырубишь топором. (7 б.)

(по 1,5 б. за правильный ответ, максим. – 3 б.)

Задание 8. Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 20 б.)

Перевод с английского языка.

Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его:

- Сходи, Емеля , за водой.

А он им с печки:

- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

(по 2 б. за правильный ответ, максим. – 6 б.)

1. На реках всероссийских – о, вспомним, как там мы сидели и удили!

2. Неширокая речка с быстринками, заводями, с камышами и зарослями водяной лилии, с наклонёнными над водой деревьями. 3. И рассвет – первый рассвет, когда на поверхности реки курится туман. 4. Лодка бортами раздвинула камыш. 5. Лениво уходящая ночь. 6. Молчанье или то, что называют молчаньем, но что для нас, рыболовов, звучит тихой прелюдией просыпающейся жизни. 7. Розовеющий восток – и первый всплеск на реке.

8. Река никогда не спит – только замирает, только притворяется спящей. 9. Струйка бежит неустанно и морщится, задев за поплавок. 10. Синяя стрекоза – та действительно спит, намокнув от росы; можно взять её за крылышки – она не пошевелится. 11. К жизни её возвращает только солнце; где оно пригрело – там обсыхают и просыпаются синие стрекозы, цветочками торчащие на прибрежной травке. 12. И сразу – стрелкой в воздух: и замрёт на месте, ни вверх, ни вниз, ни в сторону; не чета неуклюжему самолёту.

За каждое предложение – 1 балл. /В случае либо орфографической, либо пунктуационной ошибки в одном предложении балл не засчитывать/.

Читайте также: