Гордость и предубеждение сочинение

Обновлено: 21.07.2024

1.1 Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа ……..

1.2 Влияние провинции на творчество писательницы……………………….

2.2 Образы провинциального дворянства и их роль в романе …………….

2.3 Влияние социальной среды на формирование характеров героев романа «Гордость и предубеждение…………………………………………..

Список использованной литературы ………………………………………..

Несмотря на то, что творчество и жизнь Джейн Остен изучали такие знаменитые критики, как Р.Лиддел, М.Мадрик, В.Скотт, А.Кеттл, С.Морган, Н.Ауэрбах, Р.Ферер, М.Бредбери, Р.Чепмен, У.Бут, А.Литц, анализ ее творчества и сегодня является актуальным и интересным в исследовании.

Задачи курсовой работы:

- выявление зависимости биографических событий в жизни Остен и ее творчества;

- раскрытие влияния провинциальной жизни Джейн Остен на сюжет ее романов;

-рассмотрение ментальных приоритетов и стереотипов провинциальной среды Англии XVIII века;

Объект исследования – английская провинция конца XVIII - начала XIX веков.

Основные методы исследования: методы концептуального, филологического, функционального, компонентного анализа текста, элементы сопоставительного, описательного методов, историко-этимологический метод.

Теоретическое значение работы заключается в том, что образ провинции в романе рассматривается как важная характеристика образа жизни и морали провинциалов XVIII столетия в Англии.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в практике вузовского преподавания при разработке курсов по истории английской литературы XVIII - XIX века.

Представленная работа, кроме вступления и выводов, содержит в себе три раздела, которые осветляют теоретические и практические вопросы по сформулированной теме. Кроме того, прилагается список обработанных научных источников.

Эта работа может быть использована для дальнейшего исследования.

1.1 Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа

Джейн Остен дала основу английскому реализму, который развивали ее последователи. Ее не раз ставили и продолжают ставить в пример. Ведь, говоря по правде, сегодня мало писателей, чьи книги можно перечитать хотя бы дважды. А романы Остен, читая в разном возрасте, открываешь каждый раз по-новому, черпая истины и делая выводы для себя, определяя, что смешно и глупо, а чему действительно следует поучиться. Например, кротости и терпению, умению пренебречь своими принципами и гордостью, предубеждением и высокомерностью.

Причина вечной молодости Остин - в ее тонкой иронии и веселом смехе. Непреложные истины, внешне с почтением принимаемые ею, подвергаются ироническому осмеянию; смех ее не только веселит, но и будит мысль и подтачивает самые основы ложных общественных принципов. В этом непреходящее значение иронии Остин, ее гуманность и этическая ценность.

1.2 Влияние провинции на творчество писательницы

Жизнь Джейн Остен была сравнительно короткой и небогатой событиями. Родилась в графстве Хэмпшир в семье священника. Семья была многодетной: Джейн росла в окружении шестерых братьев и сестры. Остины были бедны. Они не держали слуг; лишь время от времени приходила деревенская девушка, чтобы помочь по хозяйству. Миссис Остин коптила окорока, варила мед и пиво; Кассандра готовила; Джейн обшивала всю семью.

Несмотря на то, что сельское существование не баловало разнообразием, — жизнь в деревенской глуши сыграла благотворную роль для творчества писательницы. Все ее произведения не претендуют на большее, чем описание жизни двух-трех скромных провинциальных семейств. Но великолепное знание автором человеческой натуры и психологии, ее тонкий юмор, ее ювелирное перо и сегодня, два века спустя, не перестают изумлять и восхищать, давая полное право причислить созданные ею романы к шедеврам мировой литературы.

Тихое уютное местечко сельской Англии, где все более или менее достойные люди знакомы друг с другом, ходят друг к другу в гости, обсуждают друг друга – это необыкновенно стабильный мир. Мир, где нет места катаклизмам и катастрофам, где отношения просты и понятны, где люди располагают достаточным количеством времени, чтобы обдумывать и глубоко анализировать происходящие с ними события; где есть место чувствам, они важны, им придается существенное значение.

Спокойно и без напряженности она ведет читателя по линиям сюжета своих романов. Несомненно, что Джейн Остен – тонкий психолог человеческих характеров, она не отвлекается на подробные описания внешности, интерьера, природы, для нее важен внутренний мир человека, который раскрывается через диалоги между действующими лицами романов. Джейн Остен смотрит на события эпохи в собственном своеобразном ракурсе.

Романистка сознательно тяготела к экономному использованию художественно-изобразительных средств. Она стремилась к тому, чтобы в немногих словах, без всякого словесного украшательства выразить самое важное и необходимое. Характерно, что эти изобразительные средства Остен стремилась черпать из сферы той повседневной действительности, которая ее окружала.

Пейзаж в романе почти отсутствует: несколько строк описания Розингса и Пемберли. Названия городов и поместий нередко бывают вымышлены, например, Незерфилд-парк, Меритон, Хансфорд, Уэстерхем и др.

В своем романе Джейн Остен сочетает камерность изображения жизни провинциальных английских семейств — “выписывание миниатюр тонкой кистью”, как определяла сама писательница свою художественную манеру, — с удивительной широтой охвата жизненных явлений. [8, c.26] Читая роман, мы узнаем о самых разных аспектах жизни в Англии рубежа ХVIII— ХIХ веков: об экономике, политике, социальном устройстве, церкви, институте брака в те времена, о нравах, быте, манерах, одежде. Английская провинция как ключевой элемент художественного пространства романа необходима для характеристики той эпохи, для развития действия и для более яркого комического эффекта.

Нет у Остен описаний нарядов, обстановки в доме, но читатель явственно представляет себе место происхождения действий посредством диалогов и едких комментариев самой романистки.

"The country," said Darcy, "can in general supply but a few subjects for such a study. In a country neighbourhood you move in a very confined and unvarying society."

"Yes, indeed," cried Mrs. Bennet, offended by his manner of mentioning a country neighbourhood. "I assure you there is quite as much of that going on in the country as in town."

"I cannot see that London has any great advantage over the country, for my part, except the shops and public places. The country is a vast deal pleasanter, is it not, Mr. Bingley?"

"When I am in the country," he replied, "I never wish to leave it; and when I am in town it is pretty much the same. They have each their advantages, and I can be equally happy in either."

"Aye-that is because you have the right disposition. But that gentleman," looking at Darcy, "seemed to think the country was nothing at all." [29, c.45]

Женская половина непременно встречается после балов в целях обсуждения произошедших событий на балу, - это неотъемлемая часть их жизни. Они обсуждают каждую деталь, каждое прозвучавшее слово во время танцев, планируют дальнейшие действия по завоеванию мужских сердец.

2.2 Образы провинциального дворянства и их роль в романе.

Элизабет — героиня, наделенная богатой внутренней жизнью; конкретные факты действительности заставляют ее задуматься над несовершенством человеческой природы. Она хо­рошо понимает ограниченность своей матери, ей антипатичны тщеславие священника Коллин­за и чопорное высокомерие богатой и знатной леди де Бур.

В отказе выйти замуж за священника Коллинза, образ Элизабет раскрывается как нельзя лучше. Ее слова, убеждают, что перед нами женщина, которая не пойдет наперекор своему чувству, для которой в любви и браке важны отнюдь не соображение корысти или наживы.

Все ее поступки нелогичны, безрассудны и недальновидны. Лидия не думает о социальном статусе и о возможности офицеров обеспечить ее приличным доходом, которого бы хватило на жизнь. Ей наплевать на окружающих, на семью. Как нельзя лучше это подтверждает факт ее побега с Уикхемом. Лидия совершенно не задумывается о последствиях, и абсолютно не думает о том, какую репутацию всей семье она создает, какой пример подает Китти. Она не уважает семейные ценности и совершенно не заботится о репутации своей фамилии, позоря своим легкомысленным поведением мать и отца, и мешая такой славой выйти замуж своим сестрам.

Образ миссис Беннет, ее недалекость и примитивность мышления выражены посредством диалога в комическо-бытовом стиле. Многословные речи, вло­женные в уста миссис Беннет, объективно пародируют обы­вательские представления и интересы. Они позволяют в иро­ническом виде представить нравы вполне опреде­ленной социальной среды. Миссис Беннет одержима лишь одной идеей, как, впрочем, и все матери Англии того времени – выдать замуж своих пятерых дочерей:

Миссис Беннет не понимает, что выглядит глупо и не ощущает насмешек, рьяно отстаивая свою точку зрения и не видя подтекста издевки в речах своего супруга. Её образ правдив и откровенен, она всегда говорит, что думает, правда, не всегда задумываясь о последствиях. Для нее важна конечная цель, и неважно, какими жертвами будет она достигнута. Так, она отправляет родную дочь, милую Джейн, в дождь, рискуя ее здоровьем, но извлекая выгоду для души и сердца Джейн, ведь так она проводит несколько дней в заботе милого ее сердцу человека – мистера Бингли.

Что касается мистера Беннета, то женившись на недалекой, духовно не развитой женщине, он, вместо того чтобы воспитать ее, счел за лучшее отгородиться - от миссис Беннет, от ее глупости, действительно беспримерной, а заодно и от мира с его проблемами - стенами библиотеки или газетой. Разочаровавшись в семейной идиллии, он иронизирует над всем, презирает всех вокруг, в том числе, похоже, и самого себя. С годами равнодушие становится не только защитной оболочкой, но и второй натурой мистера Беннета, чье существование, по сути, еще более бессмысленно, чем его жены, которая хоть и глупа, но не цинична. Мистер Беннет еще в начале супружества пожалел, что за красивой внешностью жены не углядел узости ее кругозора. Некрасиво поступает он, высмеивая глупость и невежество жены в присутствии собственных дочерей.

"Почти вся собственность мистера Беннета заключалась в имении, приносящем две тысячи фунтов годового дохода. На беду его дочерей, имение это наследовалось по мужской линии и, так как в семье не было ребенка мужского пола, переходило после смерти мистера Беннета к дальнему родственнику. Средства миссис Беннет, достаточные при ее теперешнем положении, ни в коей мере не могли восполнить возможную утрату имения в будущем. Отец ее при жизни был стряпчим в Меритоне, оставив ей всего четыре тысячи фунтов". [25, c.88]

То есть, если барышни Беннет не найдут себе мужей после смерти отца, им придется покинуть родной дом и жить впятером на весьма ограниченный доход миссис Беннет. Не удивительно, что у миссис Беннет расстроены нервы и что она зациклена на ловле женихов.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что в Коллин­зе воплотились обе тенденции, свойственные английскому снобизму,— и низкопоклонство перед вышестоящими, и чувст­во собственного превосходства по отношению ко всем остальным.

Интересно, что имя Коллинз стало нарицательным в английском языке, так же, как имя Домби или Пиквик. Коллинз - это на­пыщенность, помпезность, низкопоклонство, упоение титулом и положением. Для образа Коллинза характерно значитель­но большее социальное наполнение, чем для других, рассмо­тренных выше персонажей. В связи с этим и юмор приобре­тает здесь в конечном итоге сатирическое звучание.

Прекрасно дополняет и оттеняет Коллинза леди Кэтрин де Бур,

которая появляется на страницах романа дважды. Элизабет встречает-

ся с ней, когда приезжает в гости к Коллинзам. Ее поражает бесцере-

монность хозяйки поместья: она считает себя вправе расспрашивать

Коллинзов и Элизабет о любых подробностях их частной жизни, вме-

шиваться и давать советы о том, как вести хозяйство и т. п. В другой раз

леди де Бур сама приезжает в дом Беннетов. Теперь она изливает на

Элизабет настоящие потоки брани. Она назвала слух о возможной по-

молвке ее племянника, мистера Дарси, и Элизабет гнусной выдумкой, за-

тем пустила в ход угрозы и оскорбления в адрес Элизабет и её

родственников. Властный и безапелляционный тон ее речи, сам выбор

слов типа the upstart, retentions of a young woman without family, connections, or fortune свидетельствует не только о неприязни к Элизабет, но и о грубости и бесцеремонности этой высокородной дамы. [29, c.241]

Те же, кому свойственно чувство гордости и собственного достоинства, не унижаются до заискивания и лести. Но отно­сительно низкое социальное положение нередко обрекает их на роль пассивных слушателей или, наоборот, вынуждает го­ворить, когда хочется помолчать.

Наряду с теми, кто неотступно следует социальным предрассудкам и общему мнению о том, что они относятся к более низкому социальному слою, есть и прямо противоположный образ Элизабет Беннет. Она прямо указывает людям на их недостатки, высмеивает их, рубя с плеча все их принципы и устои.

Во всем романе сквозит классовая дифференциация, и все пороки списывают на происхождение, что в какой-то мере, естественно, справедливо, но, с другой стороны, многое зависит и от того, как человек развивается сам, какие выводы он способен сделать из произошедших событий.

  • История написания
  • Направление и жанр
  • Характеристика основных персонажей
  • Другие герои
  • Суть произведения
  • Раскрываемые проблемы
  • Смысл книги
  • Аргументация для школьного сочинения
  • Отзывы читателей

История написания

Джейн Остин писательница

Направление и жанр

Литературный труд представлен автором в жанре роман. Как и для других произведений писательницы, для него характерен реализм. Это направление в литературе и искусстве, цель которого — правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах. Описанные в книге ситуации связаны с брачным союзом по расчету и чувствами между людьми из разных слоев общества.

Главная героиня Элизабет

Повествование в романе идет от лица главной героини Элизабет. Ее глазами читатель смотрит на ситуацию, воспринимает мир, и подобная особенность характерна практически для всех произведений Джейн Остин. О мнении и чувствах других персонажей читателю рассказывают письма. Они помогают раскрыть характер действующих лиц и глубже понять их отношение к жизни. Например, в одном из кратких посланий раскрывается суть мистера Уикхема. Через них также читатель узнает о внутреннем мире мистера Дарси.

Основные события произведения происходят у всех на виду, но затем обсуждаются героями. наедине. По мере того как Элизабет пересматривает свое мнение о ситуациях и действиях знакомых людей, читатель также меняет точку зрения.

Проникаясь первым впечатлением, героиня составляет неверное мнение о людях, с которыми сталкивает ее судьба. Однако происходящие события расставляют все на свои места.

Характеристика основных персонажей

Мистер Дарси, 28 лет

  1. Элизабет Беннет (Лиззи), 22 года. По описанию автора, рассудительная и умная девушка на выданье, которая точно знает, какую судьбу для себя хочет. Будучи решительной и честной, она готова пойти против большинства, если знает, что ее решение не принесет счастья. Любит подшутить над домашними, однако не обладает проницательностью. В этом ее очарование и проблема. Лишь со временем Элизабет удается разглядеть суть знакомых людей и поменять ошибочное мнение о них.
  2. Мистер Дарси, 28 лет. Молодой мужчина, образ которого сложен из основных черт достойного и богатого человека. В нем сочетаются благородство и надменность, острый ум и пренебрежительность, замкнутость и чувствительность. Как человек благородных кровей, он ведет себя сдержанно. Не может понять прелести жизни в провинциальном городе. Сначала Элизабет увидела в нем негативного персонажа. Однако в ходе повествования смогла распознать его бескорыстную и чистую душу, готовую прийти на помощь ее семье в сложной ситуации.

Первоначально автор рассказывает о недоразумениях между Элизабет и Дарси. Однако с течением времени молодые люди начинают понимать друг друга.

Энергичная и жизнелюбивая девушка и надменный богач побеждают предрассудки и обретают счастье. Брак между ними успешен по той причине, что вызван обоюдным желанием быть вместе.

Серия событий, через которые пришлось пройти, помогли им сблизиться, прийти к взаимопониманию, примирить обоюдные чувства. Ключ успеха отношений пары — взаимопонимание. Описанные в романе ситуации помогают читателям понять, как важно узнать друг друга перед тем, как сочетаться браком.

Другие герои

Союз Джейн Беннет (сестры героини) и мистера Бингли (друга Дарси) — еще один образец долгих успешных взаимоотношений. Одинаковый взгляд на одни и те же вещи помогает им быть счастливыми. Однако эти персонажи слишком легковерны, простодушны, поэтому им нужно опасаться клеветы и внешних сил, которые могут их разделить.

Отношения Лидии Беннет и Уикхема

Отношения Лидии Беннет и Уикхема были основаны на легкомыслии и сиюминутных желаниях. Они обречены самого начала и не выдержали испытаний судьбы. Отношения родителей Элизабет после свадьбы напоминали союз легкомысленной Лидии и офицера. Мистера Беннета привлекла внешность супруги и он не осознавал, насколько она была неразумна. В конце романа отец семейства понял, что невнимательное отношение к близким стало причиной ошибок его дочерей.

В основе союза Шарлотты и мистера Коллинза — материальные вопросы, а не любовь или физическое влечение. Во времена Джейн Остин подобное было обычной практикой — девушки рады были выгодному замужеству, которое защищало от нищеты.

Суть произведения

Во времена описываемых в романе событий брачные союзы по расчету были привычным явлением. Героиня романа действует вопреки устоявшемуся укладу в обществе. Она отстаивает право распоряжаться своей судьбой и ищет любимого, а не обеспеченного мужчину. И находит его в лице человека из более высокого сословия, что первоначально становится преградой к развитию отношений.

Пример героини показывает, как важно оставаться верным себе и своим убеждениям. Мнение окружающих всегда оказывает определенное давление. Однако в поисках счастья важно прислушиваться к своим ощущениям и интуиции, которые не обманут. Не стоит поддаваться на провокации других людей, и сдаваться на полпути. Только так можно заслужить репутацию человека с твердой жизненной позицией и убеждениями.

Раскрываемые проблемы

 Гордость Элизабет задело мнение мистера Дарси

Смысл книги

Идея романа заключается в том, что людские предрассудки не имеют значения, когда речь идет о неподдельных чувствах. Ложные убеждения способны отравить жизнь, оставить пустоту и негативные эмоции. Герои произведения запутались в собственной гордости и предубеждениях, но смогли разобраться, что к чему, и обрели счастье.

Героиня Джейн Остин обладает волевыми чертами характера

Героиня Джейн Остин обладает волевыми чертами характера. Для писательницы было важно создать образ девушки, которая знает себе цену. Несмотря на бедность, она сохраняет достоинство и стремится к личному счастью вопреки общественному укладу. Изобразив подобную героиню, писательница подала пример многим современницам, единственная цель которых заключалась в выгодном замужестве.

Аргументация для школьного сочинения

Чувство Дарси и Элизабет

Раскрывая тему гордости и смирения по произведению Джейн Остин, следует подчеркнуть, что это роман о душах людей, которые смогли отбросить ложные предрассудки. Чувство Дарси сильнее обстоятельств, и мужчина не в силах ему противиться. Он признается Элизабет, но получает отказ и оказывается обвиненным в неблаговидных поступках. Впоследствии девушка понимает, как горько ошиблась под влиянием клеветы общего знакомого Уикхема.

После прочтения книги детей школьного возраста волнует, чем же привлекла искушенного аристократа обычная провинциальная девушка. Прежде всего естественностью, гармоничностью натуры, живым нравом. Эти качества он не нашел в привычном кругу, но именно их искал в своей избраннице.

Отзывы читателей

Это книга не из тех, над которыми рыдаешь в подушку. Но из тех, к которым хочется возвращаться. Лиззи заслуживает счастья, и только с Дарси оно для нее возможно. Очень хорошо, что есть несколько экранизаций, которые помогают представить яркую картинку описываемых событий.

Думаю, знакомство с творчеством Джейн Остин следует начать именно с этой книги. У меня остались самые положительные впечатления, плюс иллюстрации на страницах позволили лучше представить происходящее. Элизабет — идеал девушки того времени. Простая, искренняя, жизнелюбивая. Вот почему я рада, что она смогла оценить поступки мистера Дарси и увидеть его отношение к ней.

Познакомилась с романом в 16 лет, и с тех пор не раз перечитывала, открывая его для себя по-новому. В книге есть все, что привлекает молодых девушек и женщин в возрасте — конфликт между героями, недопонимание, предупреждение судьбы, а затем счастливый конец. Порекомендовала ли его бы своей дочери? Не знаю. С одной стороны, это классика, которую нужно прочесть. С другой — молодежь интересует несколько иное.

Элизабет Беннет — главная героиня романа "Гордость и предубеждение". Элизабет является искренней девушкой, которая не стесняется и высказывает свое мнение, правду в лицо. Элизабет является одной из пяти сестер Беннет. У неё немного нестандартная внешность, но достаточно привлекательная.

При всём этом девушка еще и цепляет своей манерой общения.

Элизабет хорошо общается со старшей сестрой, с которой у них небольшая разница в возрасте. Также Элизабет является любимой дочерью отца, который ценит её за её "взрослое" поведение, которое выделяет её среди сестёр, но мать любит её меньше других дочерей. Мисс Беннет представлена читателям как ироничная и дерзкая дама.

Мисс Беннет выделяют её наблюдательность и критика по отношению к людям.

Она ясно видит внутреннюю пустоту, которую люди скрывают за своими манерами.

Элизабет ничем не занимается, она любит мечтать. Она любит наблюдать за людьми, за их поведением. Многие осуждают её за то, что она эгоистична и легкомысленна.

Девушка живет вместе со своей семьей: с сестрами и родителями в поместье. Семья Беннет живет размеренно и очень скучно, оттого мисс Беннет любит путешествия, даже небольшие. Они то и заставляют её задумываться о разных вещах. Родители очень обеспокоены, что семейное поместье пропадет из-за отсутствия наследника. Это означает, что родители обязаны сделать так, чтобы дети очень удачно вышли замуж, для того, чтобы не остаться на улице и без средств. Перед Элизабет и ее сестрами появляется огромная проблема — брак по расчету.

Суть всего романа "Гордость и предубеждение" — это благополучный исход отношений Элизабет и одного из главных персонажей, Мистера Фицуильяма Дарси. Образ данного молодого человека образовывается за время многочисленных встреч и объяснений. Первое, что чувствует Мисс Беннет по отношении к мистеру Дарси — ненависть и отвращение, но после объяснений мистера Дарси Элизабет жалеет о своих предубеждениях и осознает, что Мистер Дарси её судьба, а встреча с ним — главное событие её жизни.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

1.1 Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа ……..

1.2 Влияние провинции на творчество писательницы……………………….

2.2 Образы провинциального дворянства и их роль в романе …………….

2.3 Влияние социальной среды на формирование характеров героев романа «Гордость и предубеждение…………………………………………..

Список использованной литературы ………………………………………..

Несмотря на то, что творчество и жизнь Джейн Остен изучали такие знаменитые критики, как Р.Лиддел, М.Мадрик, В.Скотт, А.Кеттл, С.Морган, Н.Ауэрбах, Р.Ферер, М.Бредбери, Р.Чепмен, У.Бут, А.Литц, анализ ее творчества и сегодня является актуальным и интересным в исследовании.

Задачи курсовой работы:

- выявление зависимости биографических событий в жизни Остен и ее творчества;

- раскрытие влияния провинциальной жизни Джейн Остен на сюжет ее романов;

-рассмотрение ментальных приоритетов и стереотипов провинциальной среды Англии XVIII века;

Объект исследования – английская провинция конца XVIII - начала XIX веков.

Основные методы исследования: методы концептуального, филологического, функционального, компонентного анализа текста, элементы сопоставительного, описательного методов, историко-этимологический метод.

Теоретическое значение работы заключается в том, что образ провинции в романе рассматривается как важная характеристика образа жизни и морали провинциалов XVIII столетия в Англии.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы в практике вузовского преподавания при разработке курсов по истории английской литературы XVIII - XIX века.

Представленная работа, кроме вступления и выводов, содержит в себе три раздела, которые осветляют теоретические и практические вопросы по сформулированной теме. Кроме того, прилагается список обработанных научных источников.

Эта работа может быть использована для дальнейшего исследования.

1.1 Джейн Остен – родоначальница классического дамского романа

Джейн Остен дала основу английскому реализму, который развивали ее последователи. Ее не раз ставили и продолжают ставить в пример. Ведь, говоря по правде, сегодня мало писателей, чьи книги можно перечитать хотя бы дважды. А романы Остен, читая в разном возрасте, открываешь каждый раз по-новому, черпая истины и делая выводы для себя, определяя, что смешно и глупо, а чему действительно следует поучиться. Например, кротости и терпению, умению пренебречь своими принципами и гордостью, предубеждением и высокомерностью.

Причина вечной молодости Остин - в ее тонкой иронии и веселом смехе. Непреложные истины, внешне с почтением принимаемые ею, подвергаются ироническому осмеянию; смех ее не только веселит, но и будит мысль и подтачивает самые основы ложных общественных принципов. В этом непреходящее значение иронии Остин, ее гуманность и этическая ценность.

1.2 Влияние провинции на творчество писательницы

Жизнь Джейн Остен была сравнительно короткой и небогатой событиями. Родилась в графстве Хэмпшир в семье священника. Семья была многодетной: Джейн росла в окружении шестерых братьев и сестры. Остины были бедны. Они не держали слуг; лишь время от времени приходила деревенская девушка, чтобы помочь по хозяйству. Миссис Остин коптила окорока, варила мед и пиво; Кассандра готовила; Джейн обшивала всю семью.

Несмотря на то, что сельское существование не баловало разнообразием, — жизнь в деревенской глуши сыграла благотворную роль для творчества писательницы. Все ее произведения не претендуют на большее, чем описание жизни двух-трех скромных провинциальных семейств. Но великолепное знание автором человеческой натуры и психологии, ее тонкий юмор, ее ювелирное перо и сегодня, два века спустя, не перестают изумлять и восхищать, давая полное право причислить созданные ею романы к шедеврам мировой литературы.

Тихое уютное местечко сельской Англии, где все более или менее достойные люди знакомы друг с другом, ходят друг к другу в гости, обсуждают друг друга – это необыкновенно стабильный мир. Мир, где нет места катаклизмам и катастрофам, где отношения просты и понятны, где люди располагают достаточным количеством времени, чтобы обдумывать и глубоко анализировать происходящие с ними события; где есть место чувствам, они важны, им придается существенное значение.

Спокойно и без напряженности она ведет читателя по линиям сюжета своих романов. Несомненно, что Джейн Остен – тонкий психолог человеческих характеров, она не отвлекается на подробные описания внешности, интерьера, природы, для нее важен внутренний мир человека, который раскрывается через диалоги между действующими лицами романов. Джейн Остен смотрит на события эпохи в собственном своеобразном ракурсе.

Романистка сознательно тяготела к экономному использованию художественно-изобразительных средств. Она стремилась к тому, чтобы в немногих словах, без всякого словесного украшательства выразить самое важное и необходимое. Характерно, что эти изобразительные средства Остен стремилась черпать из сферы той повседневной действительности, которая ее окружала.

Пейзаж в романе почти отсутствует: несколько строк описания Розингса и Пемберли. Названия городов и поместий нередко бывают вымышлены, например, Незерфилд-парк, Меритон, Хансфорд, Уэстерхем и др.

В своем романе Джейн Остен сочетает камерность изображения жизни провинциальных английских семейств — “выписывание миниатюр тонкой кистью”, как определяла сама писательница свою художественную манеру, — с удивительной широтой охвата жизненных явлений. [8, c.26] Читая роман, мы узнаем о самых разных аспектах жизни в Англии рубежа ХVIII— ХIХ веков: об экономике, политике, социальном устройстве, церкви, институте брака в те времена, о нравах, быте, манерах, одежде. Английская провинция как ключевой элемент художественного пространства романа необходима для характеристики той эпохи, для развития действия и для более яркого комического эффекта.

Нет у Остен описаний нарядов, обстановки в доме, но читатель явственно представляет себе место происхождения действий посредством диалогов и едких комментариев самой романистки.

"The country," said Darcy, "can in general supply but a few subjects for such a study. In a country neighbourhood you move in a very confined and unvarying society."

"Yes, indeed," cried Mrs. Bennet, offended by his manner of mentioning a country neighbourhood. "I assure you there is quite as much of that going on in the country as in town."

"I cannot see that London has any great advantage over the country, for my part, except the shops and public places. The country is a vast deal pleasanter, is it not, Mr. Bingley?"

"When I am in the country," he replied, "I never wish to leave it; and when I am in town it is pretty much the same. They have each their advantages, and I can be equally happy in either."

"Aye-that is because you have the right disposition. But that gentleman," looking at Darcy, "seemed to think the country was nothing at all." [29, c.45]

Женская половина непременно встречается после балов в целях обсуждения произошедших событий на балу, - это неотъемлемая часть их жизни. Они обсуждают каждую деталь, каждое прозвучавшее слово во время танцев, планируют дальнейшие действия по завоеванию мужских сердец.

2.2 Образы провинциального дворянства и их роль в романе.

Элизабет — героиня, наделенная богатой внутренней жизнью; конкретные факты действительности заставляют ее задуматься над несовершенством человеческой природы. Она хо­рошо понимает ограниченность своей матери, ей антипатичны тщеславие священника Коллин­за и чопорное высокомерие богатой и знатной леди де Бур.

В отказе выйти замуж за священника Коллинза, образ Элизабет раскрывается как нельзя лучше. Ее слова, убеждают, что перед нами женщина, которая не пойдет наперекор своему чувству, для которой в любви и браке важны отнюдь не соображение корысти или наживы.

Все ее поступки нелогичны, безрассудны и недальновидны. Лидия не думает о социальном статусе и о возможности офицеров обеспечить ее приличным доходом, которого бы хватило на жизнь. Ей наплевать на окружающих, на семью. Как нельзя лучше это подтверждает факт ее побега с Уикхемом. Лидия совершенно не задумывается о последствиях, и абсолютно не думает о том, какую репутацию всей семье она создает, какой пример подает Китти. Она не уважает семейные ценности и совершенно не заботится о репутации своей фамилии, позоря своим легкомысленным поведением мать и отца, и мешая такой славой выйти замуж своим сестрам.

Образ миссис Беннет, ее недалекость и примитивность мышления выражены посредством диалога в комическо-бытовом стиле. Многословные речи, вло­женные в уста миссис Беннет, объективно пародируют обы­вательские представления и интересы. Они позволяют в иро­ническом виде представить нравы вполне опреде­ленной социальной среды. Миссис Беннет одержима лишь одной идеей, как, впрочем, и все матери Англии того времени – выдать замуж своих пятерых дочерей:

Миссис Беннет не понимает, что выглядит глупо и не ощущает насмешек, рьяно отстаивая свою точку зрения и не видя подтекста издевки в речах своего супруга. Её образ правдив и откровенен, она всегда говорит, что думает, правда, не всегда задумываясь о последствиях. Для нее важна конечная цель, и неважно, какими жертвами будет она достигнута. Так, она отправляет родную дочь, милую Джейн, в дождь, рискуя ее здоровьем, но извлекая выгоду для души и сердца Джейн, ведь так она проводит несколько дней в заботе милого ее сердцу человека – мистера Бингли.

Что касается мистера Беннета, то женившись на недалекой, духовно не развитой женщине, он, вместо того чтобы воспитать ее, счел за лучшее отгородиться - от миссис Беннет, от ее глупости, действительно беспримерной, а заодно и от мира с его проблемами - стенами библиотеки или газетой. Разочаровавшись в семейной идиллии, он иронизирует над всем, презирает всех вокруг, в том числе, похоже, и самого себя. С годами равнодушие становится не только защитной оболочкой, но и второй натурой мистера Беннета, чье существование, по сути, еще более бессмысленно, чем его жены, которая хоть и глупа, но не цинична. Мистер Беннет еще в начале супружества пожалел, что за красивой внешностью жены не углядел узости ее кругозора. Некрасиво поступает он, высмеивая глупость и невежество жены в присутствии собственных дочерей.

"Почти вся собственность мистера Беннета заключалась в имении, приносящем две тысячи фунтов годового дохода. На беду его дочерей, имение это наследовалось по мужской линии и, так как в семье не было ребенка мужского пола, переходило после смерти мистера Беннета к дальнему родственнику. Средства миссис Беннет, достаточные при ее теперешнем положении, ни в коей мере не могли восполнить возможную утрату имения в будущем. Отец ее при жизни был стряпчим в Меритоне, оставив ей всего четыре тысячи фунтов". [25, c.88]

То есть, если барышни Беннет не найдут себе мужей после смерти отца, им придется покинуть родной дом и жить впятером на весьма ограниченный доход миссис Беннет. Не удивительно, что у миссис Беннет расстроены нервы и что она зациклена на ловле женихов.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что в Коллин­зе воплотились обе тенденции, свойственные английскому снобизму,— и низкопоклонство перед вышестоящими, и чувст­во собственного превосходства по отношению ко всем остальным.

Интересно, что имя Коллинз стало нарицательным в английском языке, так же, как имя Домби или Пиквик. Коллинз - это на­пыщенность, помпезность, низкопоклонство, упоение титулом и положением. Для образа Коллинза характерно значитель­но большее социальное наполнение, чем для других, рассмо­тренных выше персонажей. В связи с этим и юмор приобре­тает здесь в конечном итоге сатирическое звучание.

Прекрасно дополняет и оттеняет Коллинза леди Кэтрин де Бур,

которая появляется на страницах романа дважды. Элизабет встречает-

ся с ней, когда приезжает в гости к Коллинзам. Ее поражает бесцере-

монность хозяйки поместья: она считает себя вправе расспрашивать

Коллинзов и Элизабет о любых подробностях их частной жизни, вме-

шиваться и давать советы о том, как вести хозяйство и т. п. В другой раз

леди де Бур сама приезжает в дом Беннетов. Теперь она изливает на

Элизабет настоящие потоки брани. Она назвала слух о возможной по-

молвке ее племянника, мистера Дарси, и Элизабет гнусной выдумкой, за-

тем пустила в ход угрозы и оскорбления в адрес Элизабет и её

родственников. Властный и безапелляционный тон ее речи, сам выбор

слов типа the upstart, retentions of a young woman without family, connections, or fortune свидетельствует не только о неприязни к Элизабет, но и о грубости и бесцеремонности этой высокородной дамы. [29, c.241]

Те же, кому свойственно чувство гордости и собственного достоинства, не унижаются до заискивания и лести. Но отно­сительно низкое социальное положение нередко обрекает их на роль пассивных слушателей или, наоборот, вынуждает го­ворить, когда хочется помолчать.

Наряду с теми, кто неотступно следует социальным предрассудкам и общему мнению о том, что они относятся к более низкому социальному слою, есть и прямо противоположный образ Элизабет Беннет. Она прямо указывает людям на их недостатки, высмеивает их, рубя с плеча все их принципы и устои.

Во всем романе сквозит классовая дифференциация, и все пороки списывают на происхождение, что в какой-то мере, естественно, справедливо, но, с другой стороны, многое зависит и от того, как человек развивается сам, какие выводы он способен сделать из произошедших событий.

Читайте также: