Гиппенрейтер опавшие осенние листья сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Временем рождения картины принято считать 1906 год. Нестеров показал не только красоту русской природы, но и свое отношение к ней. Чувство любви, наслаждения сразу кидается в глаза. Эта картина, несмотря на свой возраст, ей больше 100 лет, нравится людям разного возраста и поколений.

В центре Нестеров изобразил одинокое дерево, необычность его заключается в том, что на одной стороне имеется листва, на другой же она опала. Когда смотришь на эту картину, то кидается взгляд за реку. Там открывается необыкновенно красивый пейзаж.

Художник написал начало осени, которая робка входит в свои права. Кое – где листва совсем зеленая, не тронутая желтизной. Красавица – осень потрудилась над выбором красок. Каких только здесь нет цветов. Они яркими пятнами преображают деревья.

Так же центральное место в картине занимает величественная, спокойная река. Которую совершенно не тревожит осенний ветерок. Поверхность реки словно зеркало, в котором нашли свое отражение красавицы – березы. Они словно не могут наглядеться на новый наряд, подаренной им самой природой. В реке нашли свое отражение воздушные облака.

Эта картина, несмотря на свое спокойствие, навевает грусть. Стает грустно от неизбежности приближения осени, от того, что все имеет свой конец. Вот и радостное лето тоже пришло к концу, впереди слякоть, холода, морозы. Совсем не радостно от мысли, что придется отпустить лето, с его радостью, солнцем, весельем.

Нестеров достаточно точно показал красоту русской природы, прелесть каждого времени года. Нужно научиться принимать то, что тебе дается. Так и в этой картине, необходимо принять и увидеть красоту и необычность осеннего пейзажа. А лето стоит опустить. Нужно уметь наслаждаться тем, что нам дано на этот момент.

…Теплый осенний день. По небу проплывают легкие облака, между которыми проглядывает ясная синь. Опустевшая беседка, неспешно гуляющие вдали люди, редеющая золотистая листва на деревьях…Осень – лучшая пора для прогулок по городскому парку…

Анализ и описание

Сюжет картины переносит зрителя в один из наиболее посещаемых парков Санкт-Петербурга – Летний сад. На полотне изображена отдаленная боковая аллея, вдоль которой растут мощные многолетние деревья-великаны – по всей видимости, ровесники самого Летнего сада. На картине художник изобразил один из прощальных дней уходящей золотой осени.

Светит мягкое осеннее солнце, из-за чего все вокруг выглядит радостным и теплым.

Пожелтевшая листва деревьев уже заметно поредела, и кроны, изображенные утонченно и изысканно, выглядят полупрозрачными, отчего зрительно почти сливаются с небом. Тянущиеся вверх стволы изящны и стройны, они буквально упираются в небо, по которому проплывают легкие белые облака. Деревья на картине прописаны четко и расположены своего рода рамкой, обрамляющей композицию.

Центральный план композиции прозрачен, он как будто пронизан воздухом. С правой стороны парковой аллеи солнечные лучи красиво высвечивают деревянную беседку с ажурными перилами. Маленькая грязно-белая беседка как будто скрывается среди деревьев. На её темно-коричневой крыше играют теплые солнечные лучи, благодаря чему она выглядит более гостеприимной.

Аркообразные окна беседки и её резные перила придают всему строению воздушную легкость. Беседка кажется почти невесомой и создается ощущение, что она – это всего лишь порождение осеннего воздуха и тумана. Беседка изображена пустой. Это своего рода намек — очень скоро опустеет и вся аллея, полностью опадет листва, пойдут осенние дожди. Однако пока этого не случилось, художник предлагает насладиться картиной золотой теплой осени.

В глубине аллеи, уходящей за горизонт, изображены скамейки с отдыхающими. Художник облачил людей в теплые одежды, чтобы подчеркнуть ощущение осенних заморозков. Люди, казалось бы, заняты своими делами — кто-то прохаживается вдоль аллеи, кто-то отдыхает, сидя на скамейке. Однако их роль в картине нельзя назвать второстепенной.

Присутствие людей несколько оживляет пейзаж, делая его более доступным для зрительского восприятия, придавая картине оживленность и реализм. Разглядывая картину, зритель понимает, что мог бы тоже оказаться среди отдыхающих, неспешно гуляющих по парковой аллее.

На переднем плане композиции изображены перекрещенные на земле причудливым узором темные тени от веток и стволов. Изображение теней позволяет подчеркнуть силу солнечного света и усилить ощущение ясного дня. Художник удачно использует в работе контраст теплых и холодных цветов: на фоне тонких сиреневых теней опавшая желтая листва смотрится, словно золотые монеты.

В картине Бродский использует типичные для осенней поры краски – тончайшие переходы желтого, оранжевого и коричневого. Общее цветовое решение пейзажа не отличается яркостью. Автор умышленно выбрал главным образом приглушенные тона, характерные для осени.

В картине преобладают графические приемы изображения. Деревья написаны художником удивительно точно и пластично. Небо тоже изображено достаточно оригинально и необычно. С одной стороны оно выглядит затянутым облаками, однако в то же время между ними просвечивает чистая лазурь, что создает ощущение присутствия солнечного света.

Картина пасмурна, однако она не вызывает ощущения грусти. Изображенная парковая аллея наполнена теплым светом. У зрителя возникает желание прогуляться по опавшим листьям среди обрамленных нежным осенним золотом деревьев. В работе много света и воздуха. Автор изображает осень с особой поэтичностью, предлагая зрителю не только посетить аллею парка, но и полюбоваться теплым солнечным деньком.

Главные достоинства этого пейзажа — особая интимность и тонкий лиризм, с которыми Бродский передает настроение погожего осеннего дня. Картина вызывает ощущение спокойствия и понимания неотвратимости осени. Природа устала, однако она продолжает излучать радостную энергию.

…Теплый осенний день. По небу проплывают легкие облака, между которыми проглядывает ясная синь. Опустевшая беседка, неспешно гуляющие вдали люди, редеющая золотистая листва на деревьях…Осень – лучшая пора для прогулок по городскому парку…

Анализ и описание

Сюжет картины переносит зрителя в один из наиболее посещаемых парков Санкт-Петербурга – Летний сад. На полотне изображена отдаленная боковая аллея, вдоль которой растут мощные многолетние деревья-великаны – по всей видимости, ровесники самого Летнего сада. На картине художник изобразил один из прощальных дней уходящей золотой осени.

Светит мягкое осеннее солнце, из-за чего все вокруг выглядит радостным и теплым.

Пожелтевшая листва деревьев уже заметно поредела, и кроны, изображенные утонченно и изысканно, выглядят полупрозрачными, отчего зрительно почти сливаются с небом. Тянущиеся вверх стволы изящны и стройны, они буквально упираются в небо, по которому проплывают легкие белые облака. Деревья на картине прописаны четко и расположены своего рода рамкой, обрамляющей композицию.

Центральный план композиции прозрачен, он как будто пронизан воздухом. С правой стороны парковой аллеи солнечные лучи красиво высвечивают деревянную беседку с ажурными перилами. Маленькая грязно-белая беседка как будто скрывается среди деревьев. На её темно-коричневой крыше играют теплые солнечные лучи, благодаря чему она выглядит более гостеприимной.

Аркообразные окна беседки и её резные перила придают всему строению воздушную легкость. Беседка кажется почти невесомой и создается ощущение, что она – это всего лишь порождение осеннего воздуха и тумана. Беседка изображена пустой. Это своего рода намек — очень скоро опустеет и вся аллея, полностью опадет листва, пойдут осенние дожди. Однако пока этого не случилось, художник предлагает насладиться картиной золотой теплой осени.

В глубине аллеи, уходящей за горизонт, изображены скамейки с отдыхающими. Художник облачил людей в теплые одежды, чтобы подчеркнуть ощущение осенних заморозков. Люди, казалось бы, заняты своими делами — кто-то прохаживается вдоль аллеи, кто-то отдыхает, сидя на скамейке. Однако их роль в картине нельзя назвать второстепенной.

Присутствие людей несколько оживляет пейзаж, делая его более доступным для зрительского восприятия, придавая картине оживленность и реализм. Разглядывая картину, зритель понимает, что мог бы тоже оказаться среди отдыхающих, неспешно гуляющих по парковой аллее.

На переднем плане композиции изображены перекрещенные на земле причудливым узором темные тени от веток и стволов. Изображение теней позволяет подчеркнуть силу солнечного света и усилить ощущение ясного дня. Художник удачно использует в работе контраст теплых и холодных цветов: на фоне тонких сиреневых теней опавшая желтая листва смотрится, словно золотые монеты.

В картине Бродский использует типичные для осенней поры краски – тончайшие переходы желтого, оранжевого и коричневого. Общее цветовое решение пейзажа не отличается яркостью. Автор умышленно выбрал главным образом приглушенные тона, характерные для осени.

В картине преобладают графические приемы изображения. Деревья написаны художником удивительно точно и пластично. Небо тоже изображено достаточно оригинально и необычно. С одной стороны оно выглядит затянутым облаками, однако в то же время между ними просвечивает чистая лазурь, что создает ощущение присутствия солнечного света.

Картина пасмурна, однако она не вызывает ощущения грусти. Изображенная парковая аллея наполнена теплым светом. У зрителя возникает желание прогуляться по опавшим листьям среди обрамленных нежным осенним золотом деревьев. В работе много света и воздуха. Автор изображает осень с особой поэтичностью, предлагая зрителю не только посетить аллею парка, но и полюбоваться теплым солнечным деньком.

Главные достоинства этого пейзажа — особая интимность и тонкий лиризм, с которыми Бродский передает настроение погожего осеннего дня. Картина вызывает ощущение спокойствия и понимания неотвратимости осени. Природа устала, однако она продолжает излучать радостную энергию.

5 класс. Русский язык. Тип урока: урок развития речи.

Опыт работы в школе показывает, что пятиклассники на уроках русского языка не умеют грамотно описывать фотографии. Ученики в основном в 5-7 предложениях говорят о том, что они видят на фотографиях в общем, не выражая при этом ни чувств, ни мыслей, не имея представления о строении текста и грамотном высказывании своих мыслей. В связи с этим хочется поделиться опытом работы и представить урок развития речи по описанию фотографии в 5 классе.

Задача урока. Дать представление обучающимся, что значит описывать фотографию, учить составлять связное устное и письменное высказывание по фотографии, чётко определять строение высказывания(вступление, основная часть, заключение, абзацы, граница предложений), определять стиль и тип речи.

2) развивать связную речь, образное мышление;

3) обогатить словарный запас обучающихся;

4) Воспитывать любовь к родному языку.

I . Мотивация темы. Беседа с классом. Вопросы.

- Какое время года вам нравится больше всего?

- Как можно описать природу? При помощи чего?(с помощью красок, сфотографировать, словесное описание).


Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер

Советский и российский фотограф-пейзажист; многократный чемпион СССР по горным лыжам и слалому. Впоследствии тренер по горным лыжам.

Родился: 22 апреля 1917 г., Москва , Российскаяреспублика

Умер: 16 июля 2016 г. (99 лет), Москва , Россия

В. Е. Гиппенрейтер очень любил природу, много путешествовал, одно из любимых его занятий – запечатлевать красоты природы: пейзажи, животных, птиц, растений.

- Как вы думаете, что изображено на фотографии? (Природа). Как ещё можно назвать изображение природы? (Пейзаж).

2. Описание фотографии.(Ответы даны из беседы с учениками, а также из их работ)


- Что вы видите на фотографии? (Опавшие разноцветные листья, зелёная трава, веточки от разных деревьев)

- С чем можно сравнить эту картину? (Настоящий ковёр из листьев, осенний ковёр)

- Из чего состоит осенний ковёр? Откуда видно, что листья осенние? (Из листьев осины, дуба, жёлудей, разных веточек), (все листья разного цвета: красный, жёлтый, красно – жёлтый, коричневый, они яркие, такие краски характерны для осени)

- В каком осеннем месяце бывают такие листья? (Где –то конец сентября, может, начало октября, когда осень вступает в свои права)

- Как вы думаете, с какого дерева упали эти листья? (Здесь много осиновых листьев, есть дубовые листочки, но их меньше)

Опишем листья осины.

- На что они похожи по форме? (У них круглая форма с красивыми краями, они похожи на маленькие лоскутки, осиновые листочки такие яркие, что картина наполняется жизнью, они похожи на маленькие сердечки)

Обратим внимание на листья дуба.

- На что они похожи по форме? А по цвету? (Дубовые листочки свернулись и пожухли, стали коричневыми)

- Чем они отличаются от листьев осины?(Они пожухлые, коричневые, не яркие)

Листья упали на траву. Давайте найдём выразительные эпитеты для определения цвета травы. (Она яркая, зелёная, весёлая, как летом. Трава своим цветом добавляет радость и веселье фотографии)

- Что ещё можно увидеть на траве? (Желтовато – бурые жёлуди, они похожи на маленьких смешных человечков. Жёлуди висели в густой листве дуба в своих шапочках – беретиках)

- Что напоминает вся эта картина? (Прощальную красоту осени, самое красивое время года. Художник запечатлел осень в своей красоте и нашёл в ней не дождливый день, а показал нам, что в каждом предмете можно найти свою красоту).

Ребята, давайте с вами проведём словарную работу, которая поможет вам в описании фотографии (на проекторе показана словарная работа)

III . Первичное закрепление знаний.

1. Словарная работа.

1. Художница - осень раскрасила листья осины в яркие цвета. Они напоминают разноцветные лоскутки.

Совсем не похожи на них листья дуба. Их блеклые резные лапки сиротливо темнеют среди нарядных листьев осины.

Желтовато-бурые желуди выглядывают из-под листьев.

По-летнему свежая трава украшает этот великолепный ковер из листьев.

2. Выразительное чтение стихотворений и нахождение средств художественной выразительности.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Как А.С.Пушкин описывает осень? Какие он использует слова?

3. Составление плана сочинения на черновике (примерный план).

2. Основная часть. ( Самая большая часть, в которой ученики описывают всё, что видят на фотографии). Описание осеннего ковра:

а) листья осины и дуба;

в) трава и веточки.

3. Заключение. (Небольшое по объёму, в котором ученики делают вывод из всего написанного). Какое впечатление произвела на меня фотография В.Е. Гиппенрейтера?

IV . Закрепление знаний. Самостоятельная работа обучающихся. Работа с черновиком.

V . Рефлексия урока.

- Ребята, как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно дома описать письменно фотографию?

- Какие сложности у вас могут возникнуть? (Некоторые ученики обратили внимание на построение сочинения, на соблюдение абзацев (ещё раз объясняем, что соблюдение абзацев примерное, главное, чтобы были вступление, основная часть и заключение – вывод; возникли затруднения, что писать во вступлении и заключении (это всё зависит от творчества, воображения учеников, но примерные вступления и заключения ученики могут зачитать по желанию, кто уже справился).

VI . Домашнее задание: написать сочинение на черновике. На следующем уроке несколько учеников по желанию читают свои сочинения, затем переписывают сочинения в тетрадь.

Как результат работы приведём в пример некоторые сочинения учеников.

Сочинение ученицы 5а класса Оленинской средней школы Брицкой Алины.

Осень очень любит рисовать, и каждый раз, когда весна и лето уходят, она берётся за свои краски и разрисовывает каждый бережно выращенный листок в свои особенные цвета.

Листья похожи на маленькие лоскутки, и все эти лоскутки составляют большой ковёр. Листья осины такие яркие, что картина наполняется жизнью, они похожи на маленькие сердечки. А дубовые листочки свернулись и пожухли, стали коричневыми.

Рядом лежат жёлуди, так что, наверно, фотография сделана в парке, там, где много всяких деревьев. И с них падаютмаленькие веточки, которые тоже есть на ней.

Среди листьев виднеется зелёная трава, наверно, фотография сделана в середине осени. Трава добавляет радость и веселье.

Мне очень понравилась эта картина осени на фотографии, она такая яркая, что настроение сразу поднимается.

Сочинение ( отрывок) ученицы 5 а класса Оленинской средней школы Алиевой Софьи.

Смотрю на фотографию В.Е. Гиппенрейтера, и на память приходят строки стихов Аполлона Майкова:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Совсем недавно эти пожухлые осиновые листочки трепетно дрожали на ветру. А вот эти жёлуди висели в густой листве дуба в своих шапочках – беретиках.

Не только листья, но и веточки сорвал с деревьев злой осенний ветер и разбросал пёстрым ковром по ещё зелёной траве.

Эта фотография вызвала у меня желание сходить в лес и полюбоваться прощальной красотой осени.

Сочинение ученика 5а класса Оленинской средней школы Лаврентьева Дениса.

На осеннем ковре из листьев и зелёной травы больше всего я вижу листья осины. У них круглая форма с красивыми краями. Художница – осень раскрасила листья осины в яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный, красно – жёлтый и коричневый.

Этого не скажешь о листьях дуба. Они отличаются от осиновых листиков цветом и формой. У листочков дуба коричневый и тёмно – зелёный цвет. Видимо, недавно прошёл дождь, потому что на листьях виднеются капли дождя и они не такие яркие, как на деревьях.

Ещё на фотографии желтовато – бурые жёлуди выглядывают из–под листьев. Они похожи на маленьких смешных человечков. Зелёная травка и веточки дополняют эту осеннюю фотографию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задача урока: 1. Учить писать сочинение по фотографии, совершенствовать умение составлять связный текст, четко определять границы предложений, абзацев.

Цели урока: 1. Создать условия для формирования умения анализировать сюжет фотографии.

2. Обогатить словарный запас пятиклассников.

3. Развивать связную речь, образное мышление.

4. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: приемы технологии развития критического мышления, компьютер, листья калины, карточки.

- Кто знает, эти листья с дерева или кустарника?

- Вам нравятся эти листья?

- Чем они вам нравятся?

- Теперь я раздам вам их, рассмотрите их, понюхайте. Чем они пахнут? На что они похожи по форме?

- Можете ли вы определить их цвет?

- Как вы думаете, зачем я вам принесла их на урок? Ведь у нас не урок рисования.

(Будем писать сочинение).

-Зачем нам нужно уметь писать сочинения по фотографиям, картинам?

(Чтобы развивать свой ум, обогащать словарный запас).

-Есть замечательный фотограф, который умеет вслушиваться, всматриваться в природу и в обычном видеть необычное. Это В. Гиппенрейтер. (показать фотографию.)

-Запишите число, тему урока.

Беседа по картине. (В ходе беседы пятиклассники используют слова из карточек: красные, наполовину засохшие лимонные, с черными крапинками, нарядные листья осины, похожи на разноцветные лоскутки, блеклые лапки, мелкие плоды, сухие веточки, художница-осень, изумрудная трава).

-Что вы видите на фотографии?

-Откуда видно, что они осенние?

-В каком осеннем месяце бывают такие листья?

-Как вы думаете, с какого дерева упали эти листья?

- Опишем листья осины. (Какие слова из карточки подходят?)

-На что они похожи по форме? (разноцветные лоскутки).

-С какого дерева упали эти листья? (С дуба).

-Чем они отличаются от осиновых листьев? (цветом, формой).

-На что похожи листья дуба по форме? А по цвету?

-Листья упали на траву. Давайте найдем выразительные эпитеты для определения цвета травы.

-Что напоминает вся эта картина?

-А теперь составим план и рабочие материалы.

- Определим, сколько будет абзацев. Что описываем? (Листья осины, дуба, желуди, траву и веточки. Будет четыре абзаца).

- Сформулируем первое предложение. Запишем в рабочие материалы.

-Похожи ли на них листья дуба?

-Сочиняем второе предложение.

-Желтовато-бурые желуди (что делают?), продолжите предложение.

-Составьте красивое предложение о траве, используя слова из карточки.

Орфографическая подготовка. (слова написаны на обратной стороне доски с пропущенными буквами).

Тр…ва, художн…ца-ос…нь, лист…я, напом…нают, р…зные, ла…ки, л…скутки, т…мнеют, (не) похожи, ж…луди, выгляд…вают, из-под, укр…шает, великолепный, к…вер, шоколадно-коричневые лодочки дубовых лист…ев.

-Сегодня я узнал…

3. Домашнее задание.

Подобрать тексты (стихотворения или прозу), описывающие осенние листья. Подчеркнуть эпитеты.

Художница- осень раскрасила листья осины в яркие цвета. Они напоминают разноцветные лоскутки.

Совсем не похожи на них листья дуба. Их блеклые резные лапки сиротливо темнеют среди нарядных листьев осины.

Желтовато-бурые желуди выглядывают из-под листьев.

По-летнему свежая трава украшает этот великолепный ковер из листьев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Класс: 5. Урок: русский язык

Цель: подготовка к сочинению по фотографии В. Гиппенрейтера.

Задачи:
образовательные: научить детей передавать своё впечатление от фотографии, выражать своё отношение;
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эмоционального отношения к урокам; приобщать детей к искусству, формировать тонкий эстетический вкус;
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней.

Тип урока: урок развития речи.

Приветствие.

Актуализация знаний

 Какие три типа речи мы знаем?

(Описание, повествование, рассуждение)

 Сегодня на уроке мы будем описывать, как вы думаете, каким типом речи мы воспользуемся?

 Что можно описать?

(Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета)

 Послушайте стихотворение Александра Твардовского. Подумайте, о каком времени года говорит автор .

(Учитель читает стихотворение)

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко – жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней -
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень .

 Что описано в стихотворении ?

Работа по теме урока

Сегодня мы будем описывать фотографию известного фотографа Вадима Гиппенрейтера.

 В. Гиппенрейтер – удивительный фотограф. Смотря на его снимки, замечаешь всю красоту и многообразие окружающей действительности.

Обратимся к учебнику, откроем страницу с иллюстрациями. Какие фотографии В. Гиппенрейтера представлены?

-Что изображено на фотографии?

( Осенний ковер )

 Нравится ли вам снимок? Что вы почувствовали, увидев его впервые?

 Мы знаем, что текст имеет тему и основную мысль. Эти две составляющие есть и у любого снимка. Подумаем, какова тема и основная мысль фотографии.

( Тема фотографии – осенние листья, её мы легко вычленяем из названия. Основная мысль – о величии природы, ее неповторимости ).

 Снимок доказывает, что природа прекрасна не только в момент цветения. Мы видим, как красивы опавшие листья.

Читайте также: