Гиппенрейтер фотограф биография сочинение
Обновлено: 02.07.2024
В Японии его называли бы Живым Национальным Достоянием, а родись он в Средней Азии, его имя состояло бы из сотни-другой имен, увековечивающих многочисленные достижения. Первый спустился с Эльбруса на лыжах и трижды стал чемпионом Soviet Union по горным лыжам. Увлекался альпинизмом, известен в академической гребле, прыжках с трамплина, регби. Упомянут в справочнике "Кто есть Кто в русской охоте", где собраны от начала ХIХ века биографические данные соотечественников, чья жизнь и творческая деятельность тесно переплелись с увлечением охотой.
Впрочем, и в России он не обделён именами и эпитетами. Наигениальнейший, просто гений, гениальный непоседа, классик, патриарх, феномен, наше всё.. И это лишь названия многочисленных газетно-журнальных публикаций о нём.
Человек-легенда. Его жизнь полна противоречий и ироний. Создатель выдающегося архива своего времени, чьё творчество сравнимо по исторической ценности с вкладом в культуру Сергея Прокудина-Горского, так и не завел трудовой книжки. С восьми лет снимал семейные праздники, но не научился делать портреты вождей. А став известен миру, прославлял и символизировал своим именем идеологическую махину времен застоя и безнадёги, будучи сам далёким от политики. Даже имя его больше известно за границей, нежели в России, которой он посвятил жизнь и отдал сердце.
Дворянин по происхождению, биолог и скульптор по образованию, художник по мироощущению, фотограф по рождению, по судьбе стал живописцем величественной красоты земли русской.
Герои его творчества - старинные города, меланхоличное обаяние средней полосы, непроходимые места и фантастические краевиды Камчатки и Урала. А главная идея – природа Заповедной России как общенациональное богатство.
50 тысяч слайдов среднего и большого формата, все до единого сняты деревянной камерой 1895 г.в., собственноручно оснащенной самой современной оптикой и пленкой. Его фотографии, сочетающие по-сарьяновски мощные цветовые аккорды с гармонией китайской живописи, стали эталоном жанра, сделав автора всемирно признанным мастером, обладателем множества почетных титулов и званий.
Автор 38 фотоальбомов. Призер многочисленных международных и всесоюзных выставок.
Его творчество безвременно, а немногословная, информативно насыщенная речь - настоящий мастер-класс для начинающих и продвинутых.
Конечно, же, всё это о Вадиме Гиппенрейтере!
Вадим Евгеньевич счастливый и везучий человек. Исследуя окраины отечества, он легко мог потерять всё, что находится совсем рядом. Но не только не потерял, а приобрел в лице младшей дочери надежного помощника и верного последователя. Сегодня дело по созданию художественного образа заповедной России, которую Вадим Гиппенрейтер всю жизнь любил и снимал, продолжает Мария Гиппенрейтер. Спасибо, Мария!
Спасибо и за работу над архивами отца, за удовольствие общения, за присланные отцовские фотографии. И за разрешение на эту публикацию.
3. Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер. Наталия Колесова. Журнал "Весь Мир", N 20 (5.1999)
4. Всадник на коне. Катерина Кудрявцева .Интервью с Вадимом Гиппенрейтером
7. Вадим Гиппенрейтер: люблю, понимаю, знаю, живу. Fujifilm -технический партнер выставки "Золотое кольцо. Памятники Древней Руси", 2012г
Знаменитый советский и российский фотограф Вадим Гиппенрейтер был неординарной и многогранной личностью. Талант к фотографии и умение создавать прекрасные снимки сочетались у него с незаурядными способностями к лыжному спорту. Фотоискусство и горные лыжи - две вещи, которые сопровождали Вадима Гиппенрейтера на протяжении всей его жизни.
Вадим Гиппенрейтер ( Vadim Gippenreiter ) родился в 1917 году в Москве. Скончался в 2016 году там же, всего чуть-чуть не дожив до своего столетнего юбилея.
Годы юности Вадима связаны с серьезным увлечением горными лыжами. Молодому спортсмену удалось достичь потрясающих результатов. В двадцатилетнем возрасте Гиппенрейтер уже стал чемпионом Советского Союза по слалому.
Любовь к спорту не помешала Вадиму с подросткового возраста интересоваться фотографией. Будучи еще мальчишкой, он успешно освоил фотоаппарат в корпусе из дерева. Снимки выполнялись на специальных стеклянных пластинах.
После Великой Отечественной Войны Вадим учился в Московском художественном институте им.Сурикова - выбрал в качестве специализации скульптуру. Окончание обучения совпало с началом серьезного занятия фотографией на профессиональном уровне.
Сначала Гиппенрейтер работал в жанре спортивного фото. Он снимал соревнования, но уже скоро переключился на пейзажную фотографию. Именно тогда началась его карьера и сотрудничество с крупнейшими изданиями страны.
Пейзажная фотография
Вадим Гиппенрейтер известен, в первую очередь, как талантливый фотограф-пейзажист. Красота природы завораживала его, он стремился запечатлеть эту мощь и природную силу на фотопленке. Гиппенрейтера совершенно заслуженно считают одним из основоположников российского пейзажного фотоискусства, ведь до Вадима Евгеньевича в этом жанре никто не создавал столь талантливые и сильные работы.
Любовь к лыжам проявилась в творчестве фотографа. На многих его снимках запечатлены горные гряды и хребты. Сотни фотографий были отсняты на Камчатке. Этот суровый, но чрезвычайно живописный край, буквально заворожил Гиппенрейтера. Благодаря этому появились прекрасный снимки, полные покоя и жизненной силы природы. Они заслуженно вошли в золотой фонд не только отечественной, но и мировой фотографии.
Извержение вулкана
Одна из самых знаменитых работ Вадима Гиппенрейтера запечатлела одновременно прекрасное и ужасное зрелище - извержение мощного вулкана Толбачик на Камчатке. Снимок создан в 1975 году. Именно он сделал Вадима Евгеньевича по-настоящему легендарным фотографом, получившим славу и всеобщее признание.
Работы Вадима Гиппенрейтера привлекают не только монументальными пейзажами, но и поразительной цветовой гаммой.
Особенности творческой методики
Удивительный факт - всю жизнь фотограф не расставался со старенькой камерой в деревянном корпусе, которая досталась ему еще в детстве. Вадим сумел усовершенствовать ее конструкцию, постиг все тонкости настройки и неоднократно отмечал, что этот раритетный фотоаппарат даст фору любым современным камерам, нужно только уметь правильно с ним обращаться.
В своих многочисленных интервью Вадим Гиппенрейтер говорил о том, что пейзажные фотографии субъективны. Они несут в себе отпечаток отношения автора к окружающей действительности. Поэтому Вадим Евгеньевич снимал только то, что находило отклик в его сердце. Наверное, именно благодаря такому подходу его фотографии получились по-настоящему глубокими, эмоциональными.
Снимки не оставляют равнодушными никого - ни требовательных критиков, ни случайных зрителей. Фотоработы Вадима Гиппенрейтера - это гимн величию и красоте природы, ее многогранности и единству.
За десятилетия творческой деятельности Вадим Гиппенрейтер сумел создать огромный архив своих фоторабот, который насчитывает более пятидесяти тысяч снимков. Неоднократно проводились выставки фотохудожника, которые пользовались неизменным успехом и в России, и за рубежом.
Каждый фотограф создает свое визуальное летописание мира, в котором он живет и который исследует. Кто-то концентрирует внимание на человеческом отражении в повседневности общественных событий, кто-то переплетает окружающую реальность с выдуманными историями… кто-то старается показать мир таким, каким его создала природа, где человек лишь часть огромного пространства, красота которого является совершенной. Мастер пейзажной фотографии чувствует природу и ее законы изнутри, имея связь, необъяснимую словами, но благодаря которой его снимки наполняются живым дыханием. Что необходимо делать, чтобы найти в себе эту способность видеть природу? Однозначного ответа, конечно, нет. Быть может, главное — любить мир, как его любит легендарный русский фотограф Вадим Гиппенрейтер.
Наруто игры: Браузерная онлайн игра, в которой вам предстоит выбрать своего ниндзя-чибика (маленького персонажа) из знаменитых аниме.
1. Извержение вулкана Толбачик, Камчатка, 1975 © Вадим Гиппенрейтер
Все фотографии мастера — это слайды среднего и большого формата. Он снимает до сих деревянной камерой, сделанной в 1895 году, технически совершенствуя ее самостоятельно под современные объективы и фоточувствительные материалы. Старый деревянный корпус оснащен самой современной оптикой и пленкой. Наофициальном сайте мастера представлена коллекция его работ.
Фотограф показала трогательные фото с глухими собаками
33 удивительных рисунка, которые обманывают глаза и мозг
13 предметов, которые озадачили людей, и они решили спросить в Интернете
Мимо проходил: сообразительный преступник перехитрил полицейских
Большая распродажа ОС и важного софта со скидками до 91%. Windows 10 с пожизненной лицензией за.
Кризис и отсутствие семьи: в чем главная проблема 30-летних холостяков?
Парень сделал свою мини-версию пикапа Cybertruck и загнал его на бездорожье
Американец вынес из магазина арбалет, просто засунув его в штаны
Студент съел курицу, которую принес из ресторана его сосед, и остался без ног
В Дубае открылся гигантский Музей Будущего в форме яйца
Почему вы никогда не увидите беременную стюардессу в самолете
Morgan представляет Super 3, трехколесный автомобиль с двигателем Ford
Неожиданные и повседневные вещи, за которые можно угодить в тюрьму в других странах
В Швейцарии создали робота-повара, который делает идеальное фондю
Авария дня. Массовое ДТП в Твери из-за ямы на проезжей части
Почему советские наушники ТДС все еще актуальны и даже популярны?
В Перу обнаружили шесть мумий детей, принесенных в жертву 1200 лет назад
12 секретов со всего света: места, запретные для туристов
Недоступная добыча: гиеновидные собаки пытаются добраться до антилоп
Родстер Mercedes-Benz 1990 года выпуска, принадлежавший Майку Тайсону: почему он такой дешёвый?
Как знаменитости выглядели в молодости: 25 фотосравнений
12 обманчивых постеров, на которых было показано то, чего нет в самих фильмах
В Петербурге лихач влетел в отбойник и ударил попутный автомобиль
Необычные персонажи, которых можно встретить в метро
Почему Рязанов пожалел, что доверил роль бесприданницы Ларисе Гузеевой
Авария дня. Разворот в неположенном месте привёл к ДТП в Могилёве
Кто автор песни "Я спросил у ясеня" и за что его расстреляли
В Москве задержали парня, устроившего стрельбу в центре Москвы
Иногда мать-природа подкидывает удивительные сюрпризы!
Любопытная лиса решила изучить снимавшего природу фотографа
"Ненависть пройдёт, диктаторы умрут, а власть вернётся народу": речь Бродяги, за которую Чаплина.
Огонь, вода и медные трубы: история Badfinder - одной из самых талантливых групп в истории рока
16 ситуаций, претендующих на звание epic fail (по-русски — капец!)
Встреча слонов со своим опекуном после долгой разлуки
"Не могу закрыть глаза": фотомодель из Сочи больше года ходит в маске после неудачной пластики лица
В свое время фотографии Вадима Гиппенрейтера открыли для многих Камчатку, Урал, Карелию. Всю жизнь он снимал нетронутую природу, без проводов, телеграфных столбов и заводских труб. Не просто снимал — вживался в кадр. Стремился в места, куда нельзя проехать на машине, ставил палатку. Иногда неделю ждал нужного освещения ради единственного снимка. Тема старинной русской архитектуры и искусства — особая в творчестве мастера. Памятниками зодчества он заинтересовался еще в годы учебы в Суриковском училище.
- Многие к слову фотограф приписывают "художник", повышая свою значимость. И наоборот: сказать художнику, что его работы замечательные, как фотографии, равносильно оскорблению. Принципиальная разница в том, что художник может написать картину, сидя в пустой комнате. Картина - продукт его воображения, зрительного опыта и т.д. Фотограф оперирует реально существующими предметами. И то, и другое может стать произведением искусства. или не стать. Просто не надо путать понятия.
– Среди моих многочисленных родственников умение фотографировать было совершенно естественным делом. Фотоаппарат был в каждом доме – из красного дерева, с мехом-гармошкой, хромированными или медными деталями, он был уместен в любом интерьере. Такую вещь приятно взять в руки. Штативы тоже были деревянными. Снимали на стеклянные пластинки. Знали техническое устройство до мелочей. Такие названия, как Dagor, Tessar, Kompur, Dogmar, были на слуху. Фотографировали по любому поводу – пришли гости, ледоход на реке начался, дерево зацвело. Конечно же, я не мог остаться в стороне – с самого раннего возраста помогал проявлять и печатать фотографии.
- Мой отчим говорил, что хороший фотограф снимет и стеклянной пуговицей. Отца знал только по фотографиям. В 1917-м, в год моего рождения, его убили, когда он в офицерской форме возвращался домой с фронта после контузии. Гипперейты - известный в России дворянский род. Они приехали из Австрии во времена Петра I.
- Снимаю природу, потому что по своему восприятию я - биолог. Большую часть жизни прожил под открытым небом, в Москве - наездами. Родился и вырос на высоком берегу Москвы-реки. С ранних лет бродил и ночевал в лесу, в непогоду разводил костры, встречал рассветы у реки. Ожидая пробуждения рыб, гипнотизировал поплавок удочки, едва видный в предрассветном тумане.
- Первые детские воспоминания - лыжи. И только потом, как мне сейчас кажется, я научился ходить. В 1937 году выиграл первое первенство СССР по горным лыжам, в 1939 первым поднялся на лыжах и спустился с восточной вершины Эльбруса. Зимой того же года выиграл чемпионат СССР, а в 1947 году вместе с Андреем Малеиновым и Константином Спиридоновым впервые прошел на лыжах траверс обеих вершин со спуском на юго-востоке.
- По образованию - скульптор. Закончил Московский художественный институт имени Сурикова в 1948 году. Преподавателями были выдающиеся искусствоведы и профессора. Это было замечательное время, расширившее кругозор, определившее ход и смысл жизни. После института в Союз художников не рвался, да и вряд ли меня туда бы приняли с моим прошлым. Не был ни пионером, ни комсомольцем. Не был и в партии. Какой уж тут соцреализм? Занимался фотографией, а деньги зарабатывал самыми разными способами. Много лет работал тренером по горным лыжам.
- Как-то я попал к художественному редактору газеты "Известия" по фамилии Волчек. Надо же было начинать за что-то получать деньги. Наснимал на Севере охотников, стариков, болота, костры и охотничьи избы. Принес Волчеку пачку черно-белых фотографий. Едва взглянув на них, он сразу предложил сделать ближайшую экспозицию "Окон Известий". Это была моя первая профессиональная школа: фотоочерки, в которых ясно, что и где происходит. Он напечатал несколько моих "окон", и я впервые получил хорошие деньги. Волчек сказал тогда: "Снимай, как снимаешь. Не обращай внимания ни на кого. Все снимают по-своему. И постарайся быть ни на кого не похожим". С этого и начались мои фотоочерки в "Смене", "Огоньке", "Вокруг света" и других журналах.
– Я вообще не занимаюсь фотографией отдельно. Всегда делаю книгу, независимо от того, будет она издана, или нет. Сначала я нахожу место, которое меня интересует, тревожит, вызывает особое отношение. Это может быть старинный город, природа или просто вид с одной-единственной точки – с обрыва на Волгу, например. На любой объект я смотрю с точки зрения будущего альбома.
Я каждый раз пытаюсь представить себе, как бы выглядел этот пейзаж, если бы пошел дождь, изменилось время года или цвет неба. Фотография все эти возможные изменения может адекватно передать. Пейзаж – в первую очередь взаимосвязь твоего внутреннего состояния и состояния природы. Оно может быть интересным, а может – безразличным. Когда я снимаю на природе, то ставлю палатку, около которой круглые сутки горит костер и ухожу в разные стороны, пока не найду что-то интересное.
- Я дважды был на Байкале и не снял ни одного кадра. Байкал – объект очень интересный и сложный. Чтобы снять его как следует, там надо жить. А в этих коротких поездках я увидел только пустое небо и выгоревшие склоны.
Природа сама по себе, во всех своих проявлениях, во все времена года невероятно активна. Это всегда перемены, которые приходят то легко, солнечно, то снегопадами, метелями. Самая сложная задача – уйти от натурализма. Использую светофильтры, различные расстояния, построение кадра.
- Я снимаю только то, что мне интересно. На Камчатку я ездил 48 лет подряд! Если извержение, бросал все дела в Москве и мчался туда. Сделал несколько альбомов: извержения вулканов, пейзажи, звери, птицы… Жизнь вулкана – это история Земли.
Как-то мы целый год жили прямо посреди текущей лавы. Там всё время что-то происходит. Спать невозможно, боишься пропустить что-нибудь. Приходилось даже убегать от раскаленной лавы. На вершине извергающегося вулкана главное - оценить обстановку. Ведь взрывы и выбросы породы происходят не хаотично, а под определенным углом. Ориентироваться приходилось на месте. Во время извержения столб пепла и дробленой породы выстреливает на высоту до 11 километров. Потом через какое-то время это всё летит обратно вниз, на голову. Об этом тоже приходилось все время помнить.
Однажды мне так пробило камнем камеру. А другой камень попал в чайник, в котором мы кипятили воду тут же, на раскаленной лаве. Постоянное трение раскаленной породы, паров воды и газов образуют в воздухе электрические разряды. Мне удалось запечатлеть эти молнии в серии снимков.
Вообще, когда стоишь на краю шатающегося под тобой кратера, а внизу все бурлит, и бьют фонтаны лавы, то забываешь про все перипетии жизни, всё это кажется мелочной суетой.
Читайте также: