Сочинение о марии из полтавы

Обновлено: 05.07.2024

Мария Кочубей – героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем “реальную” дочь “реального” судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает на это “прозаическое” имя – Матрена – в примечаниях; оговорка важна – благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между “грубой” историей и ее художественным образом, с другой – условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое

Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму – и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, “как вешний цвет”, стройной, “как тополь” и, конечно, с грудью “белой, как пена”. И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца первой части не догадывающейся о заговоре Мазепы – а до конца второй части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, – этот образ заранее спроецирован автором в “действительное” героическое прошлое. Героиня байронической поэмы готова в любую минуту

Беспредельно наивной М. движет, одно чувство – любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, – любовь юной красавицы к старому, но мудрому и сильному “вождю”, Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М. – крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на “духовный инцест”, некое подобие кровосмесительства. Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, “всего лишь” агент политического заговора).

Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М. тут же успокаивается – и мысленно примеряет корону на Мазепу: “Твоим сединам как пристанет /Корона царская. ” Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И – ни тени подозрения, ни проблеска догадки.

Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин “заставляет” ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. “удобна” автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М. ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери – упуская драгоценное время.

Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.

И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни – и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е. в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный – и личный, и собственно исторический – приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход – в вечное пространство народной памяти.

Последние строки поэмы навсегда “прописывают” М. в песне седого бандуриста – и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.

Мария – дочь знатного Кочубея. Пушкин описывает девушку, в которой привлекательны, как внешность, так и внутренние качества. Она – красавица, напоминающая лебедя, лань. Девушка интересует лучших женихов Украины и России.

Мария разумна, благородна, скромна. Ее отец владеет большим количеством материальных ценностей. Она одарена от природы, богата, принадлежит знатному роду. Казалось бы, что можно только жить и радоваться на такой прочной основе. Но судьба проявляет какие-то скрытые стороны человеческой личности, слабые места.

Своим женским взглядом Мария выделяет именно Мазепу, которому поет песни. Ее привлекает его мужественность, отвага. Она любит Мазепу и не обращает внимания на то, что он стар. Родители Марии, как раз, возмущаются именно его преклонными годами и тем, что он – ее крестный отец. Для Марии это все не имеет ровно никакого значения. Девушка любит, и этим сказано все.

Мазепа, действительно, яркая личность, гетман, который умеет управлять людьми, побеждать в боях, решать непростые задачи. Мария готова с любимым разделить любую участь. Она восхищается Мазепой, когда тот раскрывает ей свои планы по поводу измены Петру. Он говорит о вольной Украине, которая выйдет из-под русского гнета.

Девушка восторгается его смелыми речами, значимостью его поступков. Она готова разделить с ним любую судьбу, даже плаху. Жаль, что Мария не видит в Мазепе самого человека. Она влюблена в идеальный образ, а Мазепа может быть очень жестоким. Он согласен даже казнить ее отца, если почувствует в нем угрозу.

Если бы девушка видела в Мазепе реального человека, то у нее бы был выбор жить с ним дальше или нет. Мария любит слепо, безоглядно, забыв обо всем, включая родителей. В те времена тайный уход к любимому и сожительство с ним считались позором для девушки и ее родни. Хорошо, что времена изменились. Сейчас многие пары живут в гражданском браке, и это не осуждается обществом.

На первый взгляд, у Марии есть все для счастья, и жизнь ее должна сложиться наилучшим образом, но происходит непредвиденное. Мазепа сватается к ней, а родители дают ему решительный отказ. Влюбленная девушка не участвует в этом процессе, она лишь бледная ходит, как тень, и ждет решения.

Мне не понятно, почему она не призналась родителям в своей любви к Мазепе, не просила самых близких людей одобрить их союз. Они бы могли услышать свою дочь и благословить их брак. Конечно, Мазепа – крестный отец Марии, но в жизни бывает всякое. Можно было бы, хотя бы, попытаться сделать все законным путем, но Мария молчит. Она выбирает побег из отчего дома, последствия которого оказываются трагичными для всей семьи Кочубеев.

Жаль, что девушка, созданная для счастья, сходит с ума. Безумие – это трагический финал ее безоглядности, душевной слепоты. Она не смогла пережить предательство Мазепы и смерть отца. Мария оказалась не готовой к тем испытаниям, которые уготовила для нее судьба.

Поэт характеризует и внутренние, душевные свойства Марии, в числе которых называет скромность и рассудительность. Иными словами, Мария принадлежит к числу тех исключительно счастливых натур, у которых душевные качества находятся в полной гармонии с внешностью. Красоте физической вполне соответствует красота душевная. Именно это и является главной причиной её воздействия на людей. От Марии без ума все завидные женихи России и Украины; от неё без ума старик гетман и даже сам отец; недаром он видит в ней свою честь и гордость. Скромность нисколько не является у Марии результатам душевной слабости, недостатка воли. Напротив, она прямо и непосредственно вытекает из осознания своей силы, своего превосходства, но, как всегда у людей с сильной натурой, эта превосходство не получает никакого внешнего выражения в обращении с людьми.

Когда родители её отказали сватам Мазепы, Мария решает вопрос бегством из родительского дом к Мазепе. Она рвет с прошлым, не боится толков и злостного шепота; он выше всего этого; её поступки так решительны не потому, что гетман представляет могущественную защиту, а потому только, что он один был ей дорог; только в нём для Марии заключалось всё, весь мир; вне Мазепы для Марии не было ничего. Страсть к гетману и чувства к отцу, которые сами по себе были чрезвычайно сильны, вызвали в душе Марии такую бурю, которую не могла выдержать даже она. Нарушение гармонии между чувство физическим, то есть любовью и чувством душевным, то есть любовью родителям, вызвало её сумасшествие. Мария пала жертвой своей собственной силы.

Будь она натура заурядная, она перенесла бы нарушение этой гармонии, примирилась бы со смертью отца или с потерей возлюбленного и пришла бы к какому-нибудь благополучному концу. Для Марии выход был один; она должна была погибнуть вследствие своей силы, как только какая-нибудь посторонняя причина вторгнется в её внутренний мир. Именно это случилось, когда накануне казни Кочубея в комнату к Марии проникла её мать с роковым известием. Дпя Марии все кончается катастрофой.

Полтава главные герои характеристика

Главные герои

Мария

  1. Мария Кочубей — главная героиня поэмы, дочь судьи, влюбленная в гетмана. Известно, что в качестве прототипа героини автор выбрал образ Матрены — дочери В. Л. Кочубея.
  2. Петр Великий — российский государь.
  3. Карл XII — король Швеции.

Главный герой поэмы — гетман Иван Мазепа, т. к. все линии сюжета сходятся в одной точке, которой и является его образ.

Роль Мазепы в поэме

Мазепа никогда не показывает окружающим свои внутренние эмоции. Он уже достаточно стар и научен быть осторожным, хитрым и твердым в своих решениях. Он равнодушен ко всему, кроме власти. Его не беспокоит ни свобода, ни Отчизна. И даже когда он горячо клянется Марии в любви, это всего лишь ложные слова.

 герой полтавы

Характеристика Марии

Мария Кочубей является главной героиней произведения. Ее прототипом выступила реальная девушка — дочь судьи Кочубея, которая сбежала с гетманом Мазепой вопреки воле родителей. Отличие образа героини от ее прототипа состоит в том, что настоящую девушку звали Матрена, а героиня получила имя Мария.

 история россии в произведении полтава

Если сравнить пушкинскую и байроновскую Марию, отличия станут очевидны — у Байрона героиня изображена стройной, свежей, с белой пышной грудью, достаточно уверенной в себе и горячей любовницей, а у Пушкина — это наивная и пылкая девушка, которая до последнего не знала о задумке возлюбленного.

Мария в пушкинской поэме наивна донельзя. Ее действия обусловлены исключительно одним чувством — любовью. Хронология основных событий в поэме с ее участием:

  1. Сначала она испытывает привязанность к родному отцу и хочет быть только с ним рядом.
  2. Ее затмевает любовь к мрачному и властному старику Мазепе, который к тому же являлся ее крестным.
  3. Поскольку ее родители были категорически против такого союза, Мария решается на бегство из родного дома, чтобы только быть рядом с любимым.

Мария снова бежит, но в этот раз — из дома Мазепы. Она теряет рассудок, когда, наконец, видит реальность произошедшего. Мария потеряла смысл жизни, который до этого находила в любви.

Российский государь Петр

  1. Для Петра не было неопределенности и неяркости чувств: если он был зол, то зол, а если весел, то весел.
  2. Есть и то, что отделяет Петра от других главных героев повести — им движет и его вдохновляет не месть и не жажда власти, как в случае с Кочубеем и Мазепой.
  3. Главная цель для него — строительство великого и сильного государства.

Петр совершил трагическую ошибку, когда принял решение сообщить о доносе Кочубея, что привело к его гибели. Однако это была именно ошибка, а не преднамеренное преступление. Этот факт не снизил величие образа Петра.

Полтава анализ пушкин

После отказа отца Марии в свадьбе с Мазепой, девушка покидает родные стены и сбегает к любимому. В ответ на это ее родители затевают месть. Однако результатом доноса на Мазепу становится гибель самого Кочубея, так как гетман узнал о его планах. После казни отца Мария лишается рассудка.

Наряду с любовной интригой, явно прослеживаются политические моменты. Мазепа долго и осторожно ведет подготовку к политической измене Петру. Он организовывает тайные встречи со Швецией, Варшавой, Бахчисараем, но в конечном итоге терпит крах в Полтавском сражении. Мазепа является антагонистом Кочубея как герой новеллы (1 и 2 часть) и антагонистом Петра как герой эпоса (3 часть). Однако в обоих случаях Пушкин подчеркнул его энергичный, мстительный и властолюбивый характер.

Видение автора

А. С. Пушкин увидел необходимость в выстраивании параллельных описаний: он подробно охарактеризовал образ Мазепы и Петра перед боем, Мазепы после смерти Кочубея, Петра после победы в Полтавской битве. За счет таких параллельных описаний автор сумел продемонстрировать различие в представленных читателю образах.

Если один одержим властью и воспринимает ее как орудие насилия (Мазепа), то другой использует власть в качестве инструмента для общегосударственного творчества. Мощь Петра подчеркивает силу всей империи, его образ автор связывает с рождающимся светом. В то же время Мазепу Пушкин сравнивает со стихией ночи. И это свидетельствует об одном: Петр — идеальный герой исторического эпоса.

Ученики на основе изученного пишут сочинение, в котором описывают, почему главные герои совершали те или иные поступки или мыслили соответствующим образом.

Читайте также: