Гибель и спасение таланта художника в повести гоголя портрет сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Образ Чарткова в произведении Гоголя типичен, он являет собой талант, данный Богом и простые человеческие пороки. Повесть – это история о пути, пройдённом художником, о его мечтах, борьбе и духовном падении. В статье представлен детальный портрет Чарткова в повести “Портрет” Н. В. Гоголя. Это гениальное произведение, проникнутое феноменальной гоголевской мистикой, считается одним из самых загадочных детищ автора.

Образ художника Чарткова в повести Гоголя “Портрет”

Молодой начинающий художник видит смысл жизни в творчестве, он мечтает о возможности жить своим ремеслом, его не пугает бедность и голод. Предназначение – вот то, что движет молодым мастером. Герой мечтателен, добр, и амбициозен, но ему не хватает средств на достойное существование, на краски и холсты.

Творческий путь художника, казалось бы, сулил славу и признания, будь у него самое необходимое для работы и жизни. Судьба преподносит Чарткову сюрприз: на последние деньги он покупает картину, которая мистическим образом делает его богатым.

Гибель таланта

Однако богатство с первых дней кружит голову молодому человеку, он забывает о своей мечте, теряет себя в буднях, светской жизни, платных работах на заказ. Сытая, довольная жизнь приносит пресыщение и леность. Чартков перестаёт чувствовать себя художником, он становится исполнителем, его талант гибнет из-за невозможности развиваться, из-за погони за престижем, деньгами, модой.

Автор заостряет внимание на том, что погоня за мнимыми ценностями сулит потерю индивидуальности, духовную нищету. Молодой художник опомнился только в зрелые годы, увидев картину, которая заставила его заплакать. Он вспомнил себя, свои надежды и мечты, свои несбывшиеся планы. Чартков осознал, что дар потерян окончательно: руки привыкли к однообразным штрихам, он не способен на создание чего-то стоящего.

Смысл образа главного героя

Чартков не только гений, потерявший свой талант. Этот образ двойственен: в начале произведения молодой художник вызывает искреннее сочувствие, ему не хватает средств, чтобы творить, развиваться, реализовать себя, как художника. В конце произведения мы видим совершенно другого художника: он потерял свой дар из-за алчности, стремления к славе. Герой презирает себя за то, что стал далёк от истинного искусства, завидует тем, кто смог правильно распорядиться своим талантом: истребляет картины известных мастеров, покупая их за бешеные деньги.

Очень динамично показан в произведении тот период, когда Чартков впервые встретился с большими деньгами: он покупает ненужные вещи, завивает локоны, ведёт себя развязано и помпезно. Ещё вчера бедный и голодный художник, стал высокомерным и тщеславным обывателем. Он утратил божью искру настолько быстро, будто бы никогда и не имел её. А ведь именно его выделял преподаватель среди своих учеников, в нём видел непревзойдённый талант, возлагал надежды на его будущее.

В статье содержится подробное описание образа главного героя повести Н. В. Гоголя “Портрет” – художника Чарткова.

Портрет является одним из произведений Гоголя Николая Васильевича, в котором автор пытается противопоставить искусство, как прекрасное, с точки зрения творения и искусство с точки зрения наживы других людей, то есть с точки зрения меркантильности. Свой замысел, он пытается показать читателю при помощи двух главных персонажей произведения.

Первого персонажа, он представляет под фамилией Чартков. Он предстает перед нами, в виде молодого человека, с необычайным талантом, который гарантировал ему великое будущее. В таланте юного художника, не было сомнений. Единственное что мешало ему расти как художник, так это его постоянные внутренние гонения, который он сам себе придумывал. С одной стороны он хочет стать творцом, но с другой, его юность и бедность его положения, заставляли его начать подумывать о том, как бы реализовать свой талант за деньги, для этого ему только и оставалось, как рисовать карикатурки, на которых он мог хоть, сколько-то заработать.

Но судьба ложилась иначе и вскоре он приобретает магический портрет ростовщика и его желание осуществляется, жизнь становится другой. О его работах по Санкт-Петербургу, ходят слухи. Каждый человек мечтает заказать у него картину. Но пришедшая слава, не долго, доставляла ему удовольствия, так как его талант стал со временем пропадать, в то же самое время как работу других мастеров начали становиться все лучше и лучше. Зависть к чужому успеху съедала главного героя, а после он и вовсе стал массово скупать чужие картины, для того чтобы уничтожить. Отсутствие вдохновения и осознание потери таланта сводит героя с ума.

Во второй части произведения, появляется сын одного художника, который желает поведать историю жизни отца. Его отец, поистине талантлив, однако в его голову приходит мысль создать творение с лицом демона. У него получилось, он смог его написать, однако ужас, вселившийся в полотно, нагонял страх. Он уходит в монастырь и по прошествии некоторого времени, вновь берется за перо, он создает картину Рождество Иисуса и священнослужители говорят ему о том, что именно церковь дала ему вдохновение на создание произведения.

Стоит обратить внимание на каждого из этих персонажей и подумать, насколько они похожи, как сложится их жизнь в дальнейшем. Будет ли у сына отца, будущее великого творца или же он склонится под натиском судьбы и продолжит свою жизнь, как бедный человек.

Также читают:

Картинка к сочинению Судьба художника в повести Портрет

Популярные сегодня темы

Всемирная сеть Интернет в настоящее время является для всех возможностью приобрести полезные знания, знакомства, навыки, умения, которыми человек не обладает на данном этапе своей жизни

Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

В этом произведении автор описывает большое количество разных образов людей со своими определенными жизненными позициями и свойственными разными каждому характерами

Бедность мешала Чарткову не только творить, так как у него не было денег на покупку материалов, но и существовать, так как у него не было денег даже на оплату жилья и еды. Найденные в раме купленного портрета старика с выразительно-живыми глазами 1000 червонных могли помочь Чарткову развить талант, которым он владел. Н.В. Гоголь показывает, что Чартков среди двух возможных вариантов мог выбрать первый путь, заключенный в развитии таланта путем долгой и упорной работы.

Трагедия Чарткова заключается в том, что он не смог пройти испытание деньгами. Став обладателем крупной суммы, герой сразу же отправился растрачивать ее, желая улучшить свой внешний вид и условия своей жизни. Чартков подается искушениями дьявола, воплощенного в портрете ростовщика. Молодой человек становится эгоистичным, завистливым человеком, недостатки Чарткова начинают преобладать над его достоинствами. Вместо духовного богатства Чартков выбрал богатство материальное, которое, как показано Н.В. Гоголем в повести, не может принести человеку счастья. Чартков способствовал тому, что его темная сторона стала преобладать над светлой стороной.

Трагедия Чарткова как художника состоит в том, что он, мечтая стать создателем поистине гениальных произведений искусства, превратился в бездарного ремесленника, чего раньше так боялся. Чартков стал одним из тех самых ремесленников, работы которых он неудовлетворительно оценивал в картинной лавке. Вместо оригинальных работ, над которыми Чартков творил ранее, герой начал создавать однотипные портреты, в которых не было никакой авторской индивидуальности, которые были лишены присущей в ранних работах живости и не имели ни оттенка гениальности.

Но превращение в типичного ремесленника, работы которого нельзя назвать настоящими произведениями искусства, произошло неслучайно, Чартков сам виноват в том, что произошло с ним. Выбрав погоню за материальным богатством и славой, Чартков начал процесс творческой деградации. Для Чарткова было важно не качество, а количество созданных работ. Настоящей трагедией является то, что Чартков предал искусство ради материального богатства и сиюминутной славы. Ради ложных жизненных ценностей Чартков изменил своему призванию и высоким творческим принципам. Желая получить славу и деньги, Чартков фактически продает свою душу дьяволу.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.


Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.

В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете.

Подготовка к сочинению-описанию «А.С. Пушкин на портретах .

Читая Джойса. 100 лет “Портрету художника в юности”

На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной стра тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета…

Здесь Гоголь как бы наметил программу своей жизни. В середине 1840-х годов у него появилось намерение оставить литературное поприще и уйти в монастырь. Но эти монашеские устремления (которые не были секретом для школьных приятелей Гоголя), по всей видимости, не предполагали окончательного отказа от творчества, но как бы подразумевали возвращение к нему в новом качестве. Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через духовный подвиг художника. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.

Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и

заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.

Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

В этой повести Великого Русского писателя, как впрочем во многих других произведений, Николая Васильевича Гоголя, переплелись реальные события с фантастическими явлениями. Рассказывает писатель о том как люди искусства ради денег отрекаются от таланта, и буквально продают талант за деньги в угоду толпе.

Однажды некий молодой и талантливый художник, покупает портрет, который привлек его внимание реалистичностью взгляда персонажа изображённого на картине. Портрет был странным, художника мучили кошмары, в одном из таких ночных ужасов в полусне, ему привиделось что он схватил пачку денег выпавших из портрета. На утро к своему удивлению он обнаруживает, что деньги есть на самом деле.

С этого момента начинается новая жизнь: художник даёт объявление в газету, и получает массу заказов. Из скромного, талантливого художника, он становится тщеславным и человекоугодным мастером портрета. Он воплощает желания тех кто к нему обращался. По большей части эти портреты были лживые: к примеру некрасивая дама благодаря его кисти, становилась красавицей; лицемерный чиновник, который всю жизнь пригибал шею перед начальством, на портрете становился борцом за справедливость; малодушный, трусливый человек, выглядел мужественно.

Светская жизнь, высший свет, и вот он глядит на других своих бывших коллег через призму тщеславия. Но приходит момент истины — на одной из выставок ему попалась на глаза работа одного из своих знакомых, глядя на картину у него вдруг появилось желание написать что-то подобное, он пытается это сделать, но к ужасу своему он осознаёт, что таланта больше нет, и то что он продал его безвозвратно за деньги! Он начинает тратить деньги и время на то, чтобы уничтожать работы других художников, скупая картины для их уничтожения. Несчастный, сошедший с ума художник, умирает. Впрочем в его понимании, виноват портрет, который якобы переломал его жизнь.

Другой персонаж этой повести, тоже художник. По заказу он рисует портрет одного старика который занимался ростовщичеством, этот старик приносил всем кто с ним связывался различные беды. В этом портрете старик-ростовщик получает бессмертие, вскоре он умирает, а портрет начинает своё дьявольское хождение. Всякий кто имел отношение к нему, попадал в беду. Самому художнику, который написал портрет, он приносит горе в семью,- художник теряет супругу и одного сына. Художник осознал, что сам продал талант и душу Дьяволу, и ушёл очищать душу в монастырь. Будучи престарелым старцем талант ему вернулся и он начал писать иконы.

Эту историю рассказал другой сын художника создателя картины, он прибыл на аукцион, с желанием выкупить и видимо уничтожить портрет. Однако проклятый портрет загадочным образом исчез.

У каждого был выбор — покупатель портрета, мог бы вовремя остановиться, ему следовало развивать талант, а не гонятся за обогащением. Да, он стал богатым, знаменитым, но что толку? Он потерял бесценное — душу художника, и лишённый этой души, просто сошёл с ума! Тем не менее сам автор портрета, раскаялся, что выпустил дьявола в мир. Ценой неимоверных трудов в монастыре, он получает очищение.

Ну а финальная сцена повести, исчезнувший с аукциона портрет — заставляет задуматься: портрет старика где-то незримо в нашем мире, и до сих пор покупает души бедных талантов за славу и деньги ценой человекоугодничества.

Примеры похожих учебных работ

Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель”

. так или иначе связаны с главным героем повести — Акакием Акакиевичем . нет дела. Сочинение на тему: . судьбы. Образ Башмачкина ничуть не приукрашен автором: интересы Акакия . жестоко распекшее Башмачкина и по­служившее причиной его болезни и смерти. Сорвав с .

Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в “Записках .

Маленький человек в повести Гоголя Шинель

. крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела. Сочинение Образ . двое крадут его любимую шинель – буквально на следующий день после покупки. За страданием и переживанием (через некоторый .

Образ маленького человека в повести Шинель Гоголя

Трагическая судьба маленького человека в повести гоголя шинель

Читайте также: