Герои и легенды таджикистана сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Мистический Таджикистан, или Самые загадочные места в республике

Мистический Таджикистан, или Самые загадочные места в республике

Актриса, певица и художница Ирина Дмитриева-Ванн рассказала колумнисту Sputnik о самых загадочных, на ее взгляд, местах республики 20.12.2017, Sputnik Таджикистан

Я никогда не верил в лох-несское чудовище. Шотландцы сумели очень лихо монетизировать всего лишь неясную тень над тихим водоемом Лох-Несс, Вокруг которого, как по волшебству, вырос целый кластер развлечений – отели, рестораны, не говоря уже о высокодоходной торговле сувенирной продукцией: футболками, значками и кружками.И все это – вокруг весьма сомнительного озерного жителя, чьи шансы на существование в действительности очень невелики.Сплав цивилизацийА вот Таджикистану – никаких чудищ в болотах придумывать не нужно. В республике есть свои, наделенные, помимо прочих достоинств, еще и невероятной красотой объекты, куда могли бы прийти поистине огромные туристические потоки. Там, по многим свидетельствам, происходят явления, которые наука даже не пытается как-то объяснить.Недавно в Москве, в Центральном доме литераторов, прошла выставка "Мистический Таджикистан. Миры и мифы Тимура Зульфикарова". Свои иллюстрации к произведениям великого поэта, уроженца Душанбе, представила певица, актриса и художник Ирина Дмитриева-Ванн.Ирина живет в Москве и в Таджикистане. Когда-то она пленилась сначала поэтическими полотнами Тимура Зульфикарова, а затем и красотой Таджикистана. И решила там поселиться."Таджикистан – это великое место силы, — говорит Ирина Дмитриева-Ванн. — Во-первых, через эти земли пролегал Великий шелковый путь. По ним шли когда-то могучие воины Александра Македонского. Это место полно легенд. На этой земле выросло несколько религий. Это и древнейшая религия поклонения духам, и митраизм, и зороастризм, и буддизм, и ислам".Удивительный сплав религий и культур создал интереснейшие характеры, восхитительные легенды. Не быть поэтом в Таджикистане – просто невозможно, считает Ирина.И почти в каждом кишлаке есть какое-то чудо."Я расскажу о том, что меня более всего потрясло", — говорит Ирина Дмитриева-Ванн.Место № 1. Ручей Зимчуруд: золотая вода и призрачные ангелы"Именно здесь мы живем уже больше десяти лет, практически целый год, кроме зимы, — говорит Ирина. — Когда-то это место было резиденцией последнего эмира Бухарского. И говорили, что когда он убегал, то в Зимчуруде он закопал значительную часть своих сокровищ. До сих пор самые неленивые люди приезжают туда и пытаются эти сокровища найти. Многие считают, что эмир спрятал свои сокровища в верховьях потока Зимчуруд. Поэтому его горная часть – вся какого-то ярко-золотистого цвета".По словам Ирины, даже спустя годы возникает ощущение, что в ручье растворено золото. Чем выше поднимаешься в горы, тем поток делается золотистей."А уже у самых истоков берешь воду в ладони, и возникает ощущение, что это жидкое золото", — говорит Ирина.В ущелье рядом с кишлаком растут уникальные древние чинары. Их ровно двенадцать. Возраст этих чинар – около двух тысяч лет."Чинары очень похожи на людей, — говорит художница. — У них даже кожа – как человеческая. Два дерева в Таджикистане похожи на людей – это чинара и тутовник. Тутовник похож на людей-уродцев, каких-то таких страшненьких, жутких гуманоидов. А вот чинара похожа на прекрасную женщину. И под одной из чинар в Зимчуруде бьет удивительный источник. Когда взяли пробы, то выяснилось что вода этого источника входит в пятерку самых лучших в мире. Живая вода! И действительно – когда пьешь эту воду или когда омываешь лицо – ощущение, что молодеешь прямо на глазах и в тебя втекают силы".Ирина вспоминает древнюю легенду. Давным-давно, еще до всех религий, на Земле соседствовали люди и дэвы. В одной людской семье было двенадцать братьев и одна сестра. Братья ушли на борьбу с дэвами. И однажды не вернулись. Сестра стала их искать. И нашла возле потока Зимчуруд. Девушка долго плакала и молилась духам, чтобы братья не погибли, чтобы они ожили. И духи вняли словам прекрасной девушки и превратили всех братьев в чинары. Но чтобы девушка никогда не расставалась с братьями, ее превратили в прекрасный источник, который вечно бьется у ног своих братьев.В советское время это место облюбовали бонзы Таджикистана. Там был замечательный дом отдыха Совета министров. В нем собирались не только партийные аппаратчики, но и деятели искусства, знаменитые рабочие, часто приезжали космонавты.Есть в Зимчуруде и свои привидения. Хотя привидения – слабо сказано. Судите сами."Мы с Тимуром Зульфикаровым и водителем ехали по ущелью Зимчуруд через тоннель "Дружба", — вспоминает Ирина. — И вот перед самым тоннелем я вдруг увидела двухметрового человека, с длинными белыми волосами, в развевающемся халате. Он не смотрел на нас. Просто стоял, протянув руку. Лицо и улыбка у него были просто нечеловеческой красоты, как у молодого человека. В горах принято останавливать машины. Особенно перед пожилыми людьми. Мало ли что может с человеком случиться? А наш водитель не остановился, а заехал в тоннель. И молодой старик провожал нас дивным взглядом. Я поняла, что это – или ангел, или святой. И я закричала: "Бахтиёр! Ты почему святому не остановил?" Бахтиёр в ужасе говорит: "Я никого не видел!" А вот Тимур, оказывается, тоже его видел. Я говорю: "Быстро разворачиваемся, его берем!" И мы вылетели из этого тоннеля. Ни одна машина за это время не проехала. А странный человек исчез, растворился. У меня до сих пор осталось чувство, что мы прозевали чудо, которое, может быть, никогда не повторится".Место № 2. Ходжа-Обигарм: источник с привидениемХоджа – это человек, который был в Мекке, ходил в святое путешествие. А "обигарм" — это горячая вода. В этом месте бьет удивительный по силе радоновый источник. Сейчас здесь курорт, сюда приезжают люди со всего мира."Когда мы в первый раз приехали в это место, я ничего не знала о радоновых источниках, — вспоминает Дмитриева-Ванн. — Нас привели в роскошную гостиницу, мы зашли в президентский номер, предоставленный Тимуру Касымовичу как великому поэту Азии. Я зашла в роскошную ванную, открыла воду. И вдруг потекла вода с совершенно ужасным запахом! А человек, который нас сопровождал, сказал: это – лучшая вода в мире! Оказалось, в этом месте бьет чудный радоновый источник".Легенда гласит, что однажды из Индии в это прекрасное место пришли три брата. Жители кишлака собрались и сказали: "Мы вас примем, но подарите что-нибудь для нашего кишлака". Подарки старших братьев жителям не понравились. Тогда третий брат взял посох, ударил о скалу, и оттуда потекла исцеляющая вода. И жители поклонились младшему брату. Старшие братья были очень недовольны. Они стали ревновать младшего брата к успеху и заманили его на высокую гору для того, чтобы помолиться, а потом сбросили его оттуда вниз.В кишлаке есть назор – святая могила, где похоронен первооткрыватель источника. Жители кишлака очень берегут это место."И вдруг в какой-то момент Ходжа-Обигарм стал являться жителям кишлака, — рассказывает Ирина. — И так продолжается уже несколько веков. Я знаю двоих людей, кому он являлся. Один из них — человек среднего возраста. Он был хранителем святой могилы и рассказывал, что однажды, когда он спал на топчане, его разбудил ночью человек в светлых одеждах лет 40-45. Он сказал: "Сын мой! Ты все время спишь ко мне ногами. Спи, пожалуйста, головой, чтобы я мог с тобой общаться". Мальчик с тех пор стал спать головой к святой могиле. И ему стали являться удивительные сны".А вторым человеком оказалась обычная женщина, которая продавала на базаре горные травы. Женщина рассказала, что, когда она была совсем маленькой, разразилась страшная буря. И могилу открывателя источника сильно повредило, накрыло камнями и селем. Ночью после бури девочку разбудил человек в светлых одеждах и с пронзительными черными глазами. Человек сказал: "Девочка, я обошел весь кишлак и никого не смог разбудить. Только тебя смог. Мне душно! Я задыхаюсь". Девочка тут же вскочила и подняла всю семью. И все пошли. Взяли фонари, зажгли свечи. Работали всю ночь. И расчистили могилу. А на следующую ночь человек в белых одеждах явился снова и благодарил."Когда я гуляю по Ходжи-Обигарму и смотрю на горы, у меня возникает стойкое ощущение, что вместо них раньше были дворцы дэвов, — говорит Ирина Дмитриева-Ванн. — Но за тысячи лет дворцы покрылись камнями, а ходы оказались замурованы. Может быть, они скрывают сокровища или великие тайные знания. Каждый раз, когда я там хожу, у меня возникает ощущение, что кто-то меня окликает. Каждый раз меня охватывает мистический ужас. И я боюсь обернуться. Будто кто-то стоит за спиной".Место № 3. Ромитский заповедник: прыжки форели и землетрясениеВ Таджикистане есть много мест с уникальной водой. Одно из них – Ромитский заповедник."Мы были однажды в Ромите, и там один богатый человек сделал заводь для форели, — вспоминает Ирина Дмитриева-Ванн. – Рыб он привез из Японии. Эта форель – с очень красивым золотистым оттенком. И вот, когда мы туда приехали, из воды стали выпрыгивать форели. Прямо метра на два! Я тогда поняла смысл выражения "глаза лезут на лоб". Это необыкновенное чудо красоты, когда на солнце вокруг сияли эти форели. Это было как огненное, золотое озеро прямо в небесах из этих форелей. И тут меня бросило на землю. Началось землетрясение. Конечно, это было незабываемо. В Ромитском заповеднике я пережила землетрясение, любуясь танцем форелей. Считаю это чудом".Место № 4. Озеро Искандеркуль: конь Александра Македонского и разговоры с Луной"Одна из величайших историй, свидетелем которой я явилась, произошла на озере Искандеркуль, — говорит Ирина. — Это фантастическое место в Фанских горах, о которых пел еще Юрий Визбор. Когда я раньше смотрела картины Рериха, я думала, что все эти красные, желтые, синие, ярко-зеленые горы – это фантазия художника. Когда же я побывала в Фанских горах, я поняла, что все это может быть реальностью. Потому что я увидела ярко-красные горы, ярко-оранжевые, ярко-черные, ярко-синие. Там есть даже огненные горы, на камнях которых можно жарить яичницу".Разноцветье Фанских гор хранит безумную и роскошную жемчужину – озеро Искандеркуль. Оно имеет необыкновенный цвет. Его даже нельзя описать. Он не лазуритовый, не изумрудный, не синий, не фиолетовый. Названия для такого цвета не придумано.С этим озером связано несколько легенд. Считается, что в этом озере утонул Буцефал —любимый конь Александра Македонского. Рядом есть изумительная гора, похожая на шлем. Так и зовется – Шлем Искандера. Есть пещера, где отдыхал Александр Македонский. Считается, что согдийцы пытались ночью захватить спящего Александра Македонского. И конь поднял шум. Он вскочил, поскакал к Александру, но сорвался с горы. Другие считают, что коня убили согдийцы и сбросили с горы."Но Тимур Зульфикаров придумал свою легенду об этом озере, — говорит Ирина Дмитриева-Ванн. — На самом деле конь был страшно оскорблен тем, что Александр Македонский вдруг стал предаваться роскошным пирам, общению с дивными согдийскими красавицами. И конь понял, что Александр забыл, зачем он вообще сюда явился. И в отчаянии он бросился в это озеро. Чтобы сказать – твое главное предназначение — война! Но никак не гулянки, пляски, любовь".На берегах озера Ирина Дмитриева-Ванн и Тимур Зульфикаров стали свидетелями настоящего чуда.Для того, чтобы попасть к озеру, нужно было проехать знаменитый Азобский тоннель – пять километров, пробитых в скале."Тогда этот тоннель еще был в очень плохом состоянии, — вспоминает Ирина. — Когда мы въехали в него, у меня появилось ощущение, что мы попали в загробное царство Аида. И это был ужас, потому что не было веры, что мы доедем куда-то. Сверху падали камни, текла вода. Наша машина фактически плыла, а не ехала. И что там, под этой водой, мы не знали. Мы уже не верили, что когда-нибудь увидим солнце. А когда мы выехали из этого тоннеля, на нас просто обрушился свет. И я поняла, что это была в каком-то роде инициация. Не увидишь рай, не пройдя через Преисподнюю"."После заката солнца стала подниматься луна – настолько величественная и огромная, что ее появление казалось шествием богини, которая вышла общаться с людьми, посвященными в ее мистерию, — вспоминает Ирина. — И я всей кожей, всей душой, всем нутром почувствовала, что сейчас происходит что-то необыкновенное. На нас потекли волны лунного света. И эти волны странным мистическим образом стали сгущаться на воде. И вдруг превратились в коня! И тот к нам поскакал. Было чувство близости смерти. Казалось, что этот конь доскачет, возьмет меня с собой, в какие-то иные миры. Но конь не доскакал. Возле берега он превратился в лунные блики. И вдруг все люди на берегу вместе закричали какое-то древнее – не то изречение, не то мантру, – я не поняла. Но это было что-то прекрасное. И я осознала, что что-то такое произошло в этом мире, что на планете немножечко стало лучше".

Два политических деятеля, ставшие жертвами репрессий 1930-х годов, крупнейший ученый-таджиковед XX века, два основателя современной таджикской литературы и президент, завершивший гражданскую войну – вместе с halva.tj разберемся, кто награжден высшей государственной наградой Таджикистана.

Восьмиконечную золотую звезду Героя присудили деятелям политики, науки и культуры, которыми гордится каждый таджик.

герой рт-min.jpg

Нусратулло Махсум (1881-1937)

Nusratullo-Mahsum.jpg

Награжден: в 2006 году (посмертно)

Заслуги: Благодаря Нусратулло Махсуму на политической карте мира появилась Республика Таджикистан.

С приходом в Центральную Азию советской власти изначально планировалось, что Таджикистан войдет в состав Узбекистана как автономная область, но Нусратулло Махсум убедил руководство страны пересмотреть это решение.

В 1924 году он лично написал письмо на имя И. Сталина, призывая его и руководство СССР вывести Таджикистан из состава Узбекистана.

Призыв был услышан, и в 1929 году с присоединением Худжанда Таджикистан отделился от Узбекистана и стал седьмой союзной республикой. Нусратулло Махсум стал первым руководителем Таджикистана, занимая пост председателя ЦИК Таджикской ССР с 1929 по 1933 гг.

Кроме этого, благодаря политике Нусратулло Махсума в Таджикистан вернулись тысячи эмигрантов, бежавших из страны в начале 1920-х.

К сожалению, политические потрясения 1930-х годов не обошли и руководство Таджикистана. В 1933 году Нусратулло Махсума сняли с должности председателя ЦИК. А в 1937 году по сфабрикованному обвинению в госизмене он был арестован и в том же году расстрелян.

Нусратулло Махсум был полностью реабилитирован лишь в 1964 году.

Шириншо Шотемур (1899-1937)

765118C9-C32A-4FAF-833F-D2DE98D1268A_w610_r0_s.jpg

Награжден: в 2006 году (посмертно)

Заслуги: Как и Нусратулло Махсум, сделал все возможное, чтобы превратить Таджикистан в полноправную республику в составе СССР.

Объединение Горного Бадахшана и Таджикистана стало важным шагом к созданию независимой от Узбекистана республики, и Шотемур сыграл в этом заметную роль.

Шотемур стал вторым руководителем Таджикистана после Нусратулло Махсума, заняв пост председателя ЦИК Таджикистана с 1933 по 1937 гг.

Помимо политической работы, он занимался развитием экономики и финансов молодой республики.

Оба основателя Таджикистана похоронены в одной братской могиле на Новом Донском кладбище в Москве.

821421_preview-min.jpg

Награжден: в 1997 году (посмертно)

Бободжан Гафуров стал первым удостоенным звания Героя Таджикистана. И это неслучайно.

В 1997 году гражданская война в стране еще не была завершена. Долгие и сложные переговоры между правительством и оппозицией были в самом разгаре, но уже тогда обе стороны осознали: братоубийственная война не приводит ни к чему, кроме разрушений и жертв. Таджикистану нужно единство.

Известен и другой важный шаг Гафурова: незадолго до смерти он совершил хадж в Мекку. Один из видных представителей и лидеров атеистического государства в конце жизни пришел к религии. Этот поступок стал одной из первых предпосылок к широким изменениям в идеологии и Таджикистана, и Советского Союза в целом.

1200x600_0x595_wide_crop_6edc46c3a1c005a91bf514edcdd796e9702c855263dd1a55194132c74fa7d27c-min.jpg

Награжден: в 1998 году (посмертно)

Заслуги: Садриддин Айни считается основателем современной таджикской литературы и литературного таджикского языка.

Мирзо Турсун-заде (1911-1977)

869709_preview-min.jpg

Награжден: в 2001 году (посмертно)

Заслуги: Мирзо Турсун-заде – самый авторитетный таджикский поэт.

М. Турсун-заде стал первым из плеяды таджикских поэтов XX века и самым известным таджикским поэтом в мире.

Он совершил настоящую революцию в стихосложении, отказавшись от традиционных для средневековой поэзии форм. Стихи Турсун-заде понятны и просты, но в то же время наполнены глубокой идеей.

На стихи Мирзо Турсун-заде написано немало песен, а на сюжеты его поэм снят не один фильм. Кроме того, поэт перевел на таджикский язык произведения мировой классики.

Эмомали Рахмон (р. 1952)

peshvo-min.jpg

Награжден: в 1999 году

Заслуги: Эмомали Рахмон стоял у истоков независимого Таджикистана и вывел страну из многолетней гражданской войны.

1990-е годы были самым трудным периодом в истории Таджикистана, ведь пять лет в стране бушевала гражданская война, и все это время Эмомали Рахмон был фактическим, а затем и официальным главой государства, принимал активное участие в мирных переговорах для скорейшего завершения войны, а также принимал все возможное, чтобы предотвратить полный крах государства.

Его заслуги оценила и мировая общественность: после подписания Соглашения о мире в 1998 году Рахмон в течение года занимал пост заместителя председателя Генеральной Ассамблеи ООН.

После окончания войны Таджикистан находился в тяжелейшем экономическом положении, и Рахмон провел целый ряд мер и реформ, чтобы реанимировать государство, экономику и социальную сферу.

Таджикский фольклор: три ярких персонажа, о которых стоит помнить

Падишах вынудил Насреддина Афанди принести ему подарок, как это делали все придворные.

У Афанди был единственный гусь, он его зарезал, зажарил, положил на блюдо и понес падишаху.

Но Афанди был так голоден, что по дороге съел одну ножку гуся.

Получив подарок, падишах спросил:

— Афанди, а где же вторая нога?

Соображая, Афанди посмотрел вокруг и увидел в тени у бассейна падишахских гусей; они стояли на одной ноге, поджав под себя другую. Тогда Афанди так ответил:

— В этом году все гуси вывелись одноногими. Взгляните на ваших! Падишах велел ясаулу бросить трость в гусей. Испуганные, с гоготом разбегаясь, они сразу стали двуногими.

— Что ты сочиняешь, Афанди? — указал на них падишах. Афанди и тут не растерялся:

— Если б этой тростью хватить по голове даже высокочтимого человека, то и он бы на четырех ногах побежал!

3119104.jpg

Однажды шёл Ходжа Насреддин по базару и встретил своего земляка. Тот чуть не плакал. Насреддин подошёл к нему с вопросом, отчего он так печален.

И тогда бедняга рассказал Ходже, что нанялся работать к богатому купцу. Трудился у него честно и усердно, а когда пришла пора расплачиваться за работу, хозяин велел ему поймать и наказать ветер, который сбил с его любимого дерева все персики. Когда выполнишь эту задачу, сказал, тогда и заплачу тебе. Не смог слуга поймать лёгкий ветерок… Так и ушёл без денег.

- Эх, - сказал Насреддин, — да это ж известный в городе скряга! Всех своих работников он держит до тех пор, пока те не начинают требовать заработанные деньги. Тогда он даёт слуге поручение, которое невозможно выполнить, а потом выгоняет беднягу в три шеи.

Посочувствовал Насреддин своему земляку и решил отомстить богатому скряге, проучить его. Пришёл к нему.— Хочу, — говорит, — господин, к тебе на работу наняться. Сговорились на три месяца. Работал Насреддин эти три месяца не за страх, а за совесть, а когда срок к концу стал подходить, явился к хозяину за заработанным.

— Я расплачусь с тобой сегодня же, но при условии, что ты выполнишь моё последнее поручение, — сказал хозяин. — Выполнишь — деньги твои, не выполнишь — пеняй на себя.— А что мне надо сделать? — осведомился Насреддин, давно уже ждавший этого приказания.— Пойди-ка на базар и принеси мне ах и ох, — ухмыльнулся богач, очень гордый своей выдумкой, в полной уверенности, что даже Насреддину не под силу такая задачка.— Хорошо, господин, — ответил наш хитрец.

Но пошёл вовсе не на базар, а в рощу за городом. Поймал там скорпиона и фалангу, посадил их в кошелёк и довольный вернулся домой к хозяину. Потирая руки и хихикая, скряга спросил Насреддина:— Ну, ты купил то, что я просил?— А как же, господин, — ответил тот почтительно.— Так где же это?— Здесь, — сказал Насреддин и подал хозяину кошелёк. Скряга засунул руку в кошелёк, и скорпион тут же ужалил его.— О-о-ох! — во весь голос завопил скряга.— А ещё поглубже в кошельке и ах найдётся, — усмехнулся Насреддин. Так и пришлось богачу своими распухшими от укусов пальцами отсчитать Насреддину его жалованье.

Nasreddin_(17th-century_miniature).jpg

Мушфики пришел к соседу в гости. Хозяин спросил у него:

— Что сварить для вас — плов или суп? Мушфики ответил вопросом вкрадчивым и невинным: — Разве у вас только один котел?

После сваренных хозяином плова и супа Мушфики захотелось еще арбуза и дыни, утоляющих жажду и способствующих пищеварению.

Приближалось время сна, а арбуз и дыня все не появлялись. Мушфики вновь прикинулся простачком:

— Дорогой друг, после того, как покушаем арбуз и дыню, где будем спать? Хозяину дома пришлось выставить и это угощение, но он дал себе слово никогда больше не звать в гости Мушфики.

i_033.jpg

Сегодня уже не все помнят этих добрых и полюбившихся нашим предкам персонажей таджикских народных сказок, но для кого-то они навсегда останутся любимыми героями.

Эти удивительные сказки мы привезли из нашей экспедиции в один из самых отдаленных регионов Таджикистана.


Ишкашим — это место, где легенды, предания и сказки как часть памирской культуры и традиций, сохранились на протяжении веков, переходя из уст в уста.

Автор Your.tj Улфатхоним Мамадшоева побывала на Памире и собрала самые яркие легенды, рассказанные местными жителями. Самое интересное, что люди в них в свято верят.

Легенды источника Бибифотимаи Захро

Эту легенду нам рассказал главный врач санатория Бибифотимаи Захро, доктор Зармаст Рамазонов.

После победы Имама Али над царем Зангибором и кафирами, проживающими в крепости Ямчун, чтобы очистить свой меч — зульфикор от крови, он воткнул его в расщелину горы, а когда вытащил, оттуда потекла вода. В это время его жена — Бибифотимаи Захро, которая была с ним, поднесла свои два рукава к источнику и вода пошла по ним, становясь горячей и целебной.

Существует еще одна легенда, которая связана с целебными свойствами источника, рассказанная жительницей кишлака Птуп Авалмо Джумахоновой.


Остаток рукава в санатории Бибифотимаи Захро

В 1959 году бездетная женщина из Рушана, у которой под угрозой оказался брак, приехала полечиться от бесплодия в Гармчашму, но затем по совету местных жителей, добралась до кишлака Ямчун, где находится еще один горячий источник. Женщина 10 дней жила у местных жителей, ежедневно ее водили купаться на источник.

Там в горе была расщелина, которая напоминает женскую матку. Женщине надо запрыгнуть в это узкое место, и попытаться в воде достать ногой камень. По поверьям, тогда желание иметь ребенка исполнится, ведь дух Бибифотимы ей поможет. Женщина так и сделала, хотя очень боялась этого таинственного и темного места, похожего на узкий лифт.

Через год женщина сообщила, приютившим ее у источника людям, что благополучно родила здорового мальчика. Она призналась, что боялась ранее сообщить им, что сразу забеременела. Как только слухи о чудодейственном источнике распространились везде, бездетные пары со всех уголков страны, также и за ее пределами, стали ездить в Ямчун, попросив в своих молитвах Бибифотимаи Захро о снисхождении забеременеть.

Говорят, у большинства желания исполняются.


расщелина в горе похожая на матку в санатории Бибифотимаи Захро

Рыжий камень Дракон

В деревне Ширгин в Вахане лежит большой рыжий камень, который в народе называют аждахорсанг – драконий камень. Легенду об этом необычном камне нам рассказал житель Ишкашима Бунёдбек Одилбеков.

Древняя легенда гласит, что в древние времена в Ширгине не было согласия между жителями, они часто ссорились и воевали друг с другом. Как бы их не наставляли на истинный путь духовные лица, слова которых очень чтят в местности, они продолжали свои разногласия.

Тогда от гнева божия, в середине реки Пяндж появился дракон, который приносил немало бед жителям, пожирая путников и истребляя пахотные земли. Местные жители, боясь прогневить чудище, ежедневно приносили ему пожертвования: 40 корзин с хлебом, одно животное и одного человека, которых привязывали к дереву рядом с рекой. Дракон появлялся из воды и живьем поедал человека и животное.


Драконий камень в Ширгине

Однажды приносить жертву пришлось семье, где жили только отец с дочерью. Отец не хотел отдавать своего единственного ребенка, но жители заставили его это сделать.

Бедная девушка громко рыдала, ожидая появления дракона, когда вдруг рядом появился молодой человек и спросил, почему она плачет. Девушка рассказала ему все и просила его побыстрее уйти, если он не хочет быть съеденным. Молодой человек успокоил девушку, попросив дать ему отдохнуть. Он положил голову на колени девушки и заснул.

Через какое-то время началось движение в воде. Сначала вода стала желтой, потом красной, а затем — черной и наконец, появился дракон. Девушка от страха начала плакать, ее слезы упали на лицо молодого человека, и он проснулся. Свой меч – зульфикор он обрушил на голову дракона. Испуганная девушка побежала домой, ее увидели соседи и подумали, что теперь дракон нападет на их деревню.


Драконий камень в Ширгине

Так как вся его жизнь была посвящена изучению зороастризма, то Иван Михайлович интересовался историей происхождения пророка Заратуштры и в своих научных трудах упомянул легенду о том, как Заратуштра получил божественное благословение.

По легенде в селении Ширгин у драконьего камня Заратуштра вошел в реку, чтобы набрать воды для приготовления священного напитка – хаома. Когда Заратуштра вышел из реки, то перед ним явился Воху-Мана (Благая Мысль), один из помощников верховного бога Ахура-Мазды (Господь Мудрости). Воху-Мана возвел Заратуштру вверх — к Ахура-Мазде. Таким образом, началось Божественное откровение.

Как Имам Али победил сияхпушей

Многие легенды, дошедшие до наших дней, дублируют друг друга и повествуют о силе и смелости Имама Али. Одна из легенд посвящена крепости Кахкаха в местечке Наматгут, недалеко от мазора Шохи Мардон (по одной из версий, это одно из имен Имама Али). Эту историю мы услышали, как ни странно, из уст местного мальчика Абдулло Наимова, пасшего скот.

Когда-то очень давно, в этой крепости жил жестокий и своенравный царь по имени Кахкаха. У него было два брата — Зангибор и Замри, которые правили в Ямчуне и Исоре, а также сестра Зулхумор, жившая в крепости на другом берегу реки. Для своего прислужника Мубашира, собиравшего со всех жителей дань, Кахкаха построил дом на высоком холме в Рыне, чтобы тот мог наблюдать и докладывать в крепость о передвижении на дорогах.


Древняя крепость Кахкаха

Однажды Мубашир увидел, что вечером к роднику, недалеко от его дома подъехали всадники и остались там отдыхать, а на следующее утро их обнаружили мертвыми: оказалось, что родник был полон ядовитых змей.

Все имущество покойников отвезли в крепость. Прошло время и однажды Мубашир снова увидел у родника всадников в богатой одежде. Он обрадовался легкой наживе и стал ждать, когда они выпьют воды и отравятся. Но к его удивлению, на следующий день он застал их живыми и здоровыми.

Оказалось, что это были люди Шохи Мардона (Имама Али). Гостей пригласили в крепость, люди Кахкаха — сияхпушы, потягались с ними силой — поднимали тяжести, на скаку надевали лошадиную сбрую, показали искусство владения мечом и борьбы. Во всех играх Шохи Мардон оказался сильнее всех. В конце наступила очередь самому царю сражаться с Шохи Мардоном на мечах, но гость оказался проворней и убил царя.

Рассказывают, что Имам Али одержал победу и над другим братом Кахкаха – Зангибором. По легенде в местечке, которое сейчас называется Ямчун, был древний город Гашена. Им и правил Зангибор. Рассказывают, для того, чтобы укрепить стены крепости, он использовал глину, смешанную с молоком.

Вокруг крепости специально не проложили дорогу, поэтому для воды использовали подземные источники, а для входа-выхода из крепости — подземные лазы в горе. Лишь третий брат, Замри, правящий в крепости Хисор, оказался мудрее — он не стал воевать, и сразу сдался победителю, приняв ислам. А сестра Зулхумор, так и не приняв ислам, ушла к огнепоклонникам в Кафиристан.


Ямчун — крепость Зангибора

Легенды про мистические существа

На Памире существует много легенд об алмасти и белых женщинах, которые иногда появляются в наше время. Для памирцев увидеть их обычное дело.

Житель кишлака Лангар по имени Уйбек Аноятшоев рассказал историю своего деда, которая случилась с ним примерно в 20-е годы прошлого века.

«Как-то мой дед шел домой в сумерках с поля. И вдруг у дома, к нему на спину бросилась алмасти – мистическое существо женского рода, которое может навредить человеку, если ее разозлить. Мой дед не испугался и стал читать про себя ояты из Корана, при этом, незаметно скрутил существо, и оно превратилась в жгут красного цвета. Зайдя домой, он повесил жгут у одного из столбов, строго-настрого приказав своей сестре, которая пекла лепешки в тандуре, не развязывать жгут, а сам ушел. Как только он вышел, алмасти стала просить у девушки ее развязать, обещав ей помочь печь лепешки. Девушка пожалела ее.

Та ловко стала печь лепешки. Почему-то из достаточно малого количества теста получилось много лепешек, одну алмасти оставляла в кучу в доме, а другую бросала в равзана (окно на потолке). Когда закончили печь, алмасти незаметно исчезла из дома.

Дед пришел домой, но не нашел жгута. Вдруг услышал какой-то шум в кладовой, заглянул, а там алмасти, которая превратилась в женщину на сносях. Она попросила деда помочь ей, так как ей надо родить. Женщина попросила приготовить для неё коче — похлебку из молока и муки, дед исполнил ее желание. Пока он готовил, она родила.

Даже в советское время старики не разрешали жителям, особенно молодым, ходить ночью под деревьями без головного убора, чтобы к ним не привязалось какое-нибудь существо в виде дивов, алмасти или белой женщины.

Женщина из Ишкашима, которая пожелала оставаться неизвестной, рассказала также легенду о белой женщине, покровительнице всех охотников. Кстати, такая легенда существует не только в Вахане и Рыне, мы ее слышали и в других районах Бадахшана.

Согласно рассказу, пошел однажды охотник в горы и долго охотился за дичью. Так устал, что решил прикорнуть на камне. И тут к нему пришла женщина в белых одеяниях, которая просила послушать ее. Только тогда она позволит ему благополучно поохотиться и вернуться домой. Охотник согласился.

Тогда женщина строго наказала, чтобы он не был жадным и охотился исключительно на старых оленей, потому что молодые принесут еще приплод. И если он будет так поступать, она будет ему помогать в охоте всю жизнь.

Так и случилось: охотник всегда приходил домой после охоты с удачей. Он постарел, но никогда не ослушивался наказа белой женщины.

Вымысел или реальность?

По словам местного учителя — муаллима Давлатхона Байрамбекова из Исора, здешний народ умеет приспособить историю к современным реалиям. И это удивительное качество переходит из поколения в поколение.

Возможно, в древние времена, легенды имели других героев, которые с приходом ислама, стали злодеями. Основным же героем легенд в Ишкашиме является Имам Али и его жена, дочь пророка Мухаммада, Бибифотимаи Захро.

Хотя достоверно известно, что Имам Али никогда не ступал на земли Памира, да и вообще арабского нашествия в этих местах не было.

Часто легенды связаны здесь со святыми местами — мазорами, крепостями, источниками, рядом с которыми построены санатории.

Если рассмотреть эти легенды по степени популярности, то более интересны те, которые относятся к ныне существующим объектам.

Здешние жители верят в существа из параллельного мира, которые иногда встречаются в реальности — об алмасти и белой женщине.

Памирцы не любят публично говорить о них и это для них табуированная тема. Только в личных беседах они поведали нам об этих легендах. А вы верите в легенды?

В Таджикистане всегда отмечаются даты, которые знаменуют годовщину рождения или смерти выдающихся людей, живущих или некогда живших в нашей стране. И чтобы все мы чтили память этих людей, оставивших свой яркий след в истории Таджикистана, приводим перечень этих круглых дат.


Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад Самани, также известен как Исмаил Самани эмир из династии Саманидов, основатель государства в Средней Азии. Исмаил был наместником своего брата Насра в Бухаре (874—892). В 888 году он одержал победу над братом, но сохранил ему власть. Лишь после смерти своего брата стал эмиром Мавераннахра и в 892 году был утвержден в этой стране халифом. После ликвидации междоусобиц и мятежей, и установления своего единовластия ему пришлось заниматься обеспечением безопасности государства от набегов тюркских кочевников. В современном Таджикистане правление Исмаила Самани видится счастливым временем благополучия и расцвета культуры под покровительством мудрого владыки. Исмаил Самани - ключевая фигура и для таджикской, и для общеиранской культуры. Именно при дворе Саманидов формируется новоперсидский язык и новоперсидская литература, которая затем распространится на запад и захватит весь ираноязычный мир.

Саманидское государство образовалось в ходе распада Аббасидского халифата. Основателем государства Саманидов считается Исмаил Самани (849—907), хотя земли Хорезма и Фараруда отложились от Халифата несколькими десятилетиями ранее — в 819 г. н. э. В 1-й половине X века в период экономического и культурного расцвета Саманидское государство включала в себя Мавераннахр, Хорасан, Северный и Восточный Иран. Ряд государственных образований — Хорезм, Газни и другие — находились в вассальной зависимости от Саманидов. Империя Саманидов (819‒999 гг.) была основана на территории современного восточного Ирана и Узбекистана Саман-худатом, землевладельцем из Балха на севере Афганистана. На пике своего развития эта империя охватывала части современного Ирана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана и Таджикистана. Известно, что Саманиды покровительствовали торговле, наукам и искусствам. Они способствовали распространению персидской и исламской культуры вглубь Центральной Азии и даже вели торговлю с отдельными регионами Европы. К числу наиболее значительных культурных достижений эпохи Саманидов относятся работы поэта Фирдоуси, саманидские серебряные монеты и новые стили в керамике.




Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней. Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур. К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).


Ома́р Хайя́м Нишапури́. Дата рождения 18 мая 1048, Нишапур 4 декабря 1131, там же персидский философ, математик, астроном и поэт.

Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.

Он был знаменит на территории всего Ирана и ближнего зарубежья. Славился он не только научной деятельностью, но и поэзией. Он писал рубаи, в которых призывал быть свободными и чистыми. Его работы наполнены и лирикой, и философией, а слог был крайне прост, но в то же время имел глубокий смысл. Его поэзия не была похожа на работы его современников. Герои всегда были независимыми и отчуждали все плохое и не достоверное. Несколько лет он проработал во дворе повелителя, но в 1122 году Омар Хайям умер, оставив миру множество научных и литературных трудов.



Эмомали Рахмон родился в посёлке Дангара Дангаринского района Кулябской области. Был самым младшим из трёх сыновей в семье. Его родители были потомственными дехканами. Отец — Шариф Рахмонов умер в 1992 году, незадолго до избрания своего сына председателем Верховного Совета Таджикистана. Мать — Майрам Шарифова скончалась в 94-летнем возрасте в 2004 году в результате тяжелой болезни. Окончив среднюю школу, поступил в ПТУ №40 города Калининабад в одноимённом районе Кулябской области и окончил его в 1969 году со специальностью мастер-электрик. После окончания ПТУ был распределён в маслозавод города Курган-Тюбе работать мастером-электриком. В 1971 году был призван в советскую армию и до 1974 года служил на Тихоокеанском флоте в Приморском крае, получил звание старшего матроса. После возвращения с армии вернулся на работу в курган-тюбинский маслозавод, где работал до 1976 года. Некоторое время работал продавцом[8], а с 1976 года работал секретарём правления колхоза Дангаринского района. Поступил в экономический факультет Таджикского государственного университета имени Ленина в Душанбе, который заочно окончил в 1982 году. После окончания учёбы стал председателем профкома вышеупомянутого колхоза, одновременно занимая должность в партийных органах КПСС. В июне 1988 года стал директором образцового совхоза имени Ленина в Дангаринском районе, занимая эту должность вплоть до ноября 1992 года. В феврале 1990 года Эмомали Рахмонов был избран народным депутатом Верховного Совета Таджикской ССР 12-го созыва. Уже 25 лет Эмомали Рахмон неустанно руководит республикой Таджикистан и ведет страну по пути мира и развития.

Обретенный после достижения мира политический капитал Рахмон направил на построение прочной вертикали власти в республике, дабы не допустить подобных потрясений в дальнейшем. Методы при этом зачастую использовались насквозь авторитарные, и он отдавал себе в этом отчет.Широкую международную известность президент Таджикистана приобрел после выдвижения с трибуны ООН своих водных инициатив. Не обладающий сколько-нибудь значительными запасами нефти и газа Таджикистан своим главным природным ресурсом числит пресную воду, по запасам которой занимает одно из ведущих мест в мире. Проблема в том, что как-либо монетизировать этот ресурс пока не удается.Тем не менее такая активность Рахмона во внешней политике ожидаемо привела к росту его авторитета в мире, не зря его несколько раз вносили в список 500 самых влиятельных мусульман планеты. Прибавьте к этому провозглашенную им многовекторную дипломатию, позволяющую успешно лавировать между интересами России, США и Китая, так или иначе получая помощь от всех трех китов.

На протяжении двадцати лет независимости наша страна под руководством Эмомали Рахмона шла уверенной поступью по пути построения независимого демократического государства. За это время у Таджикистана появились собственные Флаг, Герб и Гимн. Возникли и окрепли главные устои государственности – национальная армия и пограничные войска. Таджикистан был принят в члены авторитетных международных организаций и установил политические, экономические и культурные связи с большинством стран мира. Были упорядочены основы конституционного строя и государственного управления, введена в обращение национальная денежная единица, получил признание национальный паспорт.

Таким образом, исторические заслуги Эмомали Рахмона заключается в том, что именно он, взяв на себя управление государством, предотвратил угрозу его исчезновения, погасил пламя гражданской войны, восстановил парализованные структуры власти, особенно правоохранительные органы, создал национальную армию и пограничные войска, обеспечил условия для упрочения власти и государства, гарантировал нации мир, вернул на Родину беженцев и вынужденных переселенцев. Он заложил прочный фундамент для построения нового общества Таджикистана, провёл в стране конституционную реформу, создал новую Конституцию (Основной закон) Таджикистана, обеспечил политическую и правовую основу для подписания 27 июня 1997 года Общего соглашения об установлении мира и национального согласия. Эмомали Рахмон добился достижения мира между таджиками, что стало поучительным опытом для мирового сообщества. Он создал условия для национального возрождения, положил начало созидательным делам, радикально улучшил социально-экономическое положение народа, ликвидировал угрозу голода и способствовал росту политического авторитета государства на международной арене.

За свой бесценный вклад в обеспечение мира в Таджикистане и укрепление безопасности региона, другие выдающиеся заслуги в деле расширения дружественных отношений и сотрудничества между народами Эмомали Рахмон был удостоен высоких званий и наград государств и различных организаций мира.

Заслуги Эмомали Рахмона как внутри страны, так и за её пределами являются общепризнанными. За ценный вклад в развитие общечеловеческого сообщества он был удостоен Золотой звезды Альберта Швейцера и почётного звания профессора Всемирной медицинской академии по разделу гуманитарных наук. Он был первым из мировых политиков, удостоенным столь высокой награды.


Бободжа́н Гафу́рович Гафу́ров (тадж. Бобоҷон Ғафурович Ғафуров; 31 декабря 1908, кишлак Исписар, Ходжентский уезд, Самаркандская область, Российская империя — 12 июля 1977) — советский государственный и партийный деятель, историк, первый секретарь ЦК Коммунистической партии Таджикистана (1946—1956), директор Института востоковедения АН СССР, доктор исторических наук, академик АН СССР (1968).

Родился в крестьянской семье. Мать — поэтесса Розия Озод.

В 1928—1929 годах учился в Самарканде, где его наставниками были С. Айни и Гафур Гулям.

В 1935 году окончил Всесоюзный коммунистический институт журналистики в Москве. Его имя слышал каждый, кто хоть немного знаком с Таджикистаном и его историей. В какой-то степени этот человек стал символом целой эпохи. Таков Бободжан Гафуров – ученый, политический деятель и достойный представитель таджикского народа. Гафуров наиболее известен в России как директор Института востоковедения РАН – крупнейшего в СССР центра, изучающего страны и народы Азии и Северной Африки. Вклад ученого в развитие института был неоценимым.

Его имя слышал каждый, кто хоть немного знаком с Таджикистаном и его историей. В какой-то степени этот человек стал символом целой эпохи. Таков Бободжан Гафуров – ученый, политический деятель и достойный представитель таджикского народа. Гафуров наиболее известен в России как директор Института востоковедения РАН – крупнейшего в СССР центра, изучающего страны и народы Азии и Северной Африки. Вклад ученого в развитие института был неоценимым.

Не будет преувеличением сказать, что Гафуров заставил пересмотреть представление мирового научного сообщества о таджиках, их истории и культуре. Труд "Таджики", изданный в 1972-м на русском языке, и по сей день считается наиболее полным исследованием одного из древнейших народов мира. В нем Гафуров опроверг теорию о том, что таджики являются "пришлым" народом, и научно доказал, что их формирование происходило еще в древнейшие времена и именно на территории Центральной Азии. Были привлечены все найденные на тот момент письменные источники, а также данные археологии, лингвистики, антропологии, нумизматики и других наук. Помимо таджиков, академик изучал судьбы и ближайших соседей таджиков – узбеков. Гафуров указал, что у двух народов общие "этническая основа", история и достижения.


Садриддин Айни (15 (27) апреля 1878 г. - 15 июля 1954 г.) - таджикский советский писатель, общественный деятель и учёный, автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии, основоположник таджикский советской литературы. 140 лет со дня рождения. Награды и премии:

• три ордена Ленина;

• орден Трудового Красного Знамени;

• заслуженный деятель науки Таджикской ССР;

• Почётный академик АН УзССР;


Нусратулло Лутфуллаев (Нусратулло Махсум) (1881–1938 гг.) - председатель Временного революционного комитета Таджикской АССР, председатель ЦИК Таджикской АССР, председатель ЦИК

Таджикской ССР. 80 лет со дня смерти.

Нусратулло Лутфуллаев (Нусратулло Махсум) родился в 1881 г. в кишлаке Чашмаи Кози Гармского района в семье дехкан. С малолетства он помогал своим родителям и таким образом познал тяжёлый труд дехканина. В течение трёх лет обучался в местной школе (мактаб). Трудные материальные условия жизни заставили его рано покинуть родной дом, дорогие сердцу места, и искать счастья на стороне. Как и многие в те времена отходники из числа таджиков горных районов, он ушёл на заработки в промышленные города Туркестанского края. Работал грузчиком на частной фабрике в Коканде (1895—1906). Был уволен за участие в беспорядках. Вернулся в родную деревню, где работал в собственном хозяйстве (1906—1920).

Имя Нусратулло Махсума неразрывно связано с образованием Таджикской АССР, а позже Таджикской ССР, которую он возглавлял на протяжении трёх лет. Руководил и лично контролировал все осуществляемые проекты в республике. Однако до недавнего времени его доброе имя не было признано общественностью. И только в период независимости, в 2006 году, благодаря личной инициативе Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, Нусратулло Максум был удостоен высокого звания Героя Таджикистана, что является признанием его заслуг перед таджикским народом. Справедливость восторжествовала после приобретения Республикой Таджикистан независимости - преданный сын таджикского народа признан национальным героем, его имя золотыми буквами вписано в историю таджикского народа. Это обстоятельство свидетельствует о том, что имя Нусратулло Махсума не предано забвению, таджикский народ помнил, помнит и будет помнить своих героев, свято чтить их заслуги перед Отечеством.


Мирсаид Миршакар (22 апреля (5) мая 1912 г. - 1 августа 1993 г.) - советский таджикский поэт, один из зачинателей таджикской детской литературы, писатель, драматург, редактор, сценарист, общественный и государственный деятель.

Также писал детские книги, в частности: Дети Индии; Корабль мечты (1965); Веление любви (1969); Жемчуг для Амриты (1970); Дни юности (1971); Под синим небом (1974); Я их люблю (1975)


Шириншо Шотемор (тадж. Шириншо Шотемур, родился1 декабря 1899 года, кишлак Поршинев, Шугнанский район, — 27 октября 1937 года, г. Москва) — таджикский советский политический, партийный и государственный деятель. Является одним из отцов-основателей Таджикской ССР. Фактически Шириншо Шотемур в свои 22 года был главой советской власти на Памире. Он сделал многое для восстановления хозяйства и экономики региона после Гражданской войны, а также в деле ликвидации басмачества. При этом Шотемур не был сторонником военного решения проблемы басмачества, а выступал за переговоры с повстанцами и их обратную интеграцию в мирное общество. К сожалению, этого не удалось достичь, и борьба с басмачами растянулась до 1930-х.

Благодаря его усилиям была образована таджикская секция подотдела, которая стала первым политическим органом, занимавшимся вопросами просвещения на таджикских территориях, а также решением других социальных проблем. В октябре 1924-го постановлением ЦИК СССР была образована Узбекская ССР, в состав которой вошла и отдельная Таджикская Автономная ССР со столицей в Душанбе.

Шириншо Шотемур стал одним из ее руководителей – он занимал различные посты в правительстве (народного комиссара финансов и другие) и в Таджикском обкоме КП(б) Узбекистана.

Указом президента Таджикистана Эмомали Рахмона 9 сентября 2006-го ему посмертно было присвоено высшее звание "Героя Таджикистана".

Шириншо Шотемур по праву считается отцом-основателем Таджикистана, ведь нынешние границы и само существование республики стало возможно благодаря его неутомимой борьбе за процветание и независимость таджиков как единого народа.


Джаббор Расулович Расулов (27 июня (10 июля) 1913 г. – 4 апреля 1982 г.) - советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Министров Таджикской ССР (1946–1956 гг.), первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана (1961–1982 гг.). 105 лет со дня рождения. По происхождению — таджик. Из семьи худжандского рабочего-строителя. Образование получил в новом высшем учебном заведении (вузе), учреждённом советской властью — Средне-Азиатском хлопково-ирригационном политехническом институте в Ташкентe (1931—1934).

Именем государственного деятеля названы: один район в Согдийской области, хозяйство в районе Хуросон, средняя школа в г. Худжанде. В здании республиканского правительства находится памятная доска в честь государственного деятеля.

Увековечен в наименовании административной единицы Согдийской области Республики Таджикистана. — Постановлением Верховного Совета Республики Таджикистан от 28 декабря 1993 года Пролетарский район Согдийской области был переименован в Джаббар-Расуловский (тадж. ноҳияи Ҷаббор Расулов).

Читайте также: