Федеративное устройство плюсы и минусы сочинение миниатюра

Обновлено: 04.07.2024

Тут вам не помогут, вы лучше это в рубрике Гуманитарные науки спросите.
А тут у нас в основном чуркосрач, хохлосрач, жидосрач и прочие специальные олимпиады.

Федерация плюсы:
- в многонациональном государстве свобода выбора культуры и вероисповеданий, чтобы не "мешать" другим;
- больше финансовых полномочий (в США все, кроме своих валют)
- частично свое юридическое право;
- возможность общинам (через представителей) решать жизненно важные проблемы всей станы;
- своя полиция (внутренние войска)

Унитарное государство плюсы:
- возможность устанавливать (быстро и безболезненно) централизованную политику;
- низкие расходы на содержание власти (не дублируются на федеральном уровне) ;
- большая роль органов местного самоуправления- напрямую общаются с государственным бюджетом, минуя федеральный
- президент (правительство) назначают глав областей (краев и т. п.) ;
- полиция не работает по заказу местных царьков
Плюсы там, являются минусами в другом

Федеративное государство (плюсы) : 1) Свой собственный бюджет, соответственно есть некая независимость от центра, 2) Свое налогооблажение по некоторым вопросам ( Пример: хочу повышаю транспортный налог и делаю дороге в крае, республике или области, а хочу не повышаю) , 3) Так же существует собственное законодательство и конституции свои, относящееся к вопросам в ведении которых находится субъект, это тоже не плохо потому что страна большая как у нас, и соответственно некоторым регионам виднее какие законы им принимать, 4) Развитое самоуправление позволяет обеспечить наиболее демократичный режим, так как есть вопросы которые как говорилось ранее относятся только к ведению субъектов, т. е. другими словами у себя "дома" вам и хозяйничать, 5) Блин а че так много плюсов то надо? Вообщем в голову больше ничего не приходит, додумайте сами. Минусы: 1) В отдельных районах страны, которые особенно далеки от центра может быть произвол чиновников, так как их никто не проверяет, 2) Соответственно и воровать будут, потому как свои бюджет, хочу ворую, хочу дороги делаю (Именно по этому у нас в стране дороги плохие, так как федеративная форма устройства государства) , 3) Так же данная форма может привести к конфликтам между регионами, (кому то центр дал больше денег, кому то меньше, и. т. д. ) 4) Много чиновников надо их всех кормить; 5) Законодательство в регионах во всех разное, это тоже не удобно, к примеру для ведения бизнеса. !
УНИТАРНОЕ: ПЛЮСЫ: 1) один центр все контролирует, все про всех знает, 2) один бюджет, нет ни какой путаницы кому сколько отдавать, вся страна отдает деньги в центр, в один кашель так сказать, 3) Одно зак - во и прецедент еще существует, 4) Меньше чиновников соответсвенно меньшие затраты; МИНУСЫ: ПИСАТЬ НЕ КОГДА, ВООБЩЕМ ТАКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА ПОДХОДИТ ТОЛЬКО СТРАНАМ - КАРЛИКАМ, ТАК КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ВСЕ ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ НЕ СМОЖЕТ.

Многие государства имеют несколько, наиболее известных, типов государственного устройства. Унитарные, федеративные государства и, менее распространённый тип - конфедерация. В этой статье описаны основные принципы государственного устройства РФ.

Как вы возможно знаете из статьи о унитарном государственном устройстве большинство государств имеют всего два типа государственного устройства. Унитарное или же федеративное. Об унитарном устройстве вы уже могли прочитать. В этом эссе мы расскажем основные принципы государственного устройства РФ.

Государственное устройство характеризует его структуру и строение. Россия согласно 3 главе конституции имеет федеративное устройство. (2, с. 85-89)

Федеративное устройство это форма государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования (субъекты федерации) с достаточно широкой компетенцией. Таким образом, федеративное государство, представляет из себя союз множества субъектов федерации каждое из которых имеет статус отдельного государственного образования и все вместе они образуют единое государство. Существует три способа соединения частей в единое федеративное государство:

В России существует как раз национально-территориальный тип. Т.е. субъектами государства признаются как национально-государственные, так и территориальные образования. Согласно конституции субъектами федерации в России являются:

• республики в составе Российской Федерации (государства);

• город федерального значения;

Субъекты РФ равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта.

Одним из наиболее существенных факторов, формирующих позицию по вопросу о природе федерации в России, является выбор источников определения статуса субъектов РФ. С практической точки зрения идентификация России в качестве конституционно-договорной федерации ведет к признанию таких источников статуса субъектов, как договоры; определению же России как конституционной федерации следует признание Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Федерации единственными источниками их статуса.

Хотелось бы отметить, что вопрос уяснения сущности РФ по акту, её учредившему, имеет также достаточно важное теоретическое значение при анализе природы суверенитета субъекта федерации, и, соответственно, представляется целесообразным выделить основные подходы и взгляды на эту проблему, существующие в российской и зарубежной юридической литературе.

Для начала обозначим, что основы любой федерации могут быть юридически закреплены тремя способами: федеральной конституцией; договором федерации и субъектов, или субъектов между собой; конституцией и договором.

Однако логичным также представляется предположение, что в конституции, если она действительно является демократичной и федеративной по своему духу, будут воспроизведены основные положения договора, так как договор является прямым выражением желания субъектов создания федерации, и именно в нем будущие субъекты формулируют свое видение новой федерации, которую они желают создать.

На наш взгляд, нельзя недооценивать роль договора (если он имеет место быть) как документа, который выражает факт консенсуса между составляющими федерацию субъектами. История становления и функционирования успешных федеративных государств последнего столетия свидетельствует о том, что они, так же как и первые федерации, стремятся придерживаться принципа согласия.

В зарубежной и отечественной юридической литературе часто отмечается, что именно согласие лежит в основе любой стабильно функционирующей федерации. Сложно себе представить, что прочной будет федерация, в которой конституция содержит диаметрально противоположную договору регламентацию федеративных отношений. Как отмечает И.А. Умнова, "Отсутствие согласия не позволяет достигнуть цели создания эффективных государств, даже если на официальном уровне подписываются документы учредительного характера" (6, с. 19).

Следует отметить, что в российской науке наблюдается самый широкий диапазон взглядов на природу российского федерализма. Наряду с теми, кто признает Россию в качестве конституционно-договорной федерации (1, с. 33), существует также ряд достаточно авторитетных ученых, которые придерживаются иной точки зрения. Так, по мнению Б.С. Эбзеева и Л.М. Карапетяна, Россия - конституционное государство, и не может быть речи о её конституционно-договорной или договорной природе (7, с. 8).

Первостепенное теоретическое значение в решении данного вопроса обусловлено, на наш взгляд, тем, что теория о договоре как основной правовой форме государственного устройства может служить идейной основой разрушения федерации. Российская практика показала, что субъекты федерации, заключив договор и признав его высшей формой урегулирования взаимоотношений с центром, рассматривают себя в качестве суверенных государств, полномочных в любое время расторгнуть договор и выйти из состава союза, ратифицировать решения центра и отменить их в случае несогласия с ними.

В конституции перечисляются основные принципы, на которых базируется федеративное государство России. Одним из основных является государственная целостность. А также равноправие народов, право на самоопределение и разграничение полномочий между федеральными органами и субъектами. Эти основные принципы устройства федеративного государства скрепляют отдельные государственные образование в одно целое и позволяют существовать всему государству как одному целому.

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Впервые федеративное устройство России было провозглашено Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года:

От имени народа, населяющего российское государство, на Всероссийском Учредительном Собрании было постановлено, что российское государство провозгласилось Российской Демократической Федеративной Республикой, которая объединит в неразрывный союз народ и области, с установленной федеральной конституцией суверенных границах.

Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения.

Таким образом, унитарное государство (Российская республика) было преобразовано в федерацию. В то же время следует отметить, что федеративный характер РСФСР носил в основном декларативный характер: Верховный Совет РСФСР был однопалатным (что характерно для унитарных государств), полномочия единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т.д. (4, с. 3-7).

Типы субъектов Российской Федерации:

· 1 автономная область

· 4 автономных округа

· 2 города федерального значения

В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения. (5, с. 3-7).

Изменения в федеративном устройстве России:

· республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года - автономные области и АССР) стали республиками;

· все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона;

· Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию;

· 2 города республиканского подчинения РСФСР (Москва и Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения;

· Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области;

· Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;

Субъекты федерации группируются в:

1. 8 федеральных округов;

2. 11 экономических районов;

3. 14 географических районов;

4. 6 военных округов;

5. 9 часовых поясов (до 28 марта 2010 года - 11 часовых поясов).

Велось обсуждение возможности объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Среди предлагаемых названий - Петербургская губерния (7, с. 3-10), Невский край.

Из соседних с Россией государств, желающих с ней интеграции, Белоруссия и Абхазия не изъявили желания стать субъектами Российской Федерации, а Южная Осетия хоть и имеет такое желание, но в ближайшие годы Россия вряд ли пойдет на его осуществление.

В собственности России также находятся некоторые территории в Китае, Палестине и Италии - общей площадью 0,18 км².

Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство.

Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на Шпицбергене (Баренцбург, Пирамида и Грумант).

Список использованной литературы

2. Гончаров И.В. Особенности правового регулирования федерального вмешательства в дела субъектов Федерации в условиях внутренних вооруженных конфликтов // Государство и право. 2008. №11. - С. 85-89.

3. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2007. № 3. - С. 9-16.

4. Глигич-Золотарева М.В. Законодательные новеллы в области разграничения полномочий: "второй сто двадцать второй" или второй сто девяносто девятый"? // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 2. - С. 3-7.

5. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 9. - С. 3-7.

6. Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Журнал российского права. 2008. №8. - С. 3-10.

7. Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. 1999. 4. С. 27.

polit40.jpg

В настоящее время существует большое количество различных форм устройства государственного строя: монархия, республика, федерация. В зависимости от того, какой именно строй подразумевается в государстве существуют определенные недостатки и преимущества.

Федерация представляет собой форму государственного строя, схема которой состоит в делении страны на составные части. Каждая из таких частей является юридически и политически самостоятельной. Такие части носят названия субъекты федерации. Субъект при своей определенной независимости не обладает государственным суверенитетом.

Основным признаком федерации является наличие двух систем власти: федеральных органов и органов субъектов федерации. Субъекты федерации подчиняются общим и дополнительным законодательным актам. Дополнительные действуют только в рамках данного региона. У них имеется право на создание региональных законов. Очень часто встречается, когда такие самостоятельные единицы строя имеют свои столицу, герб, флаг и даже гражданственность. Однако, ограничение заключается в том, что, входя в состав определенной федерации, они не обладают государственным суверенитетом.

rosfeder.jpg

Плюсы федеративного государства

Любой тип государственного строя обладает своими отличительными особенностями. Среди них можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Достоинствами федеративного государства являются:

  • Органы власти не могут злоупотреблять своими полномочиями. Это происходит прежде всего потому, что власть распределена между несколькими органами, органами федерации и представителями в отдельных округах. Каждый субъект преследует свои интересы.
  • Внедрение инновационных открытий проходит более эффективно. Происходит минимизация ошибочных решений на уровне государства. Любое нововведение либо реформа может быть первоначально введена в нескольких субъектах, а затем, по анализу результатов, принята либо отклонена на общей территории.
  • Расширяются возможности в ликвидации конфликтных ситуаций. Обычно конфликты возникают на той территории, интересы граждан которой затрагиваются. Так как общее государство поделено на регионы, то конфликт в большинстве случаев не выходит за пределы данной территории, то есть не выносится на государственный уровень и не подрывает его авторитет.
  • Активизируется участие в политической жизни государства. Федерализм помогает применению различного рода форм политического участия в жизни общества. Каждый отдельный индивид может претендовать на активное участие в органах самоуправления каждой отдельной территории, а также баллотироваться в представители федеральных органов власти.
  • Преимущества в военной политике. Каждый отдельный субъект имеет самостоятельную систему безопасности. В случае наступления конфликтной ситуации с другим государством региональные представители объединяются и образуют единую централизованную систему, способную противостоять даже самому мощному сопернику.
  • Выигрыш в экономической сфере. Между регионами, которые имеют свою экономическую политику не существует границ. Это позволяет снизить затраты при перемещении грузов по территории федеративного государства. Также возможно установление экономической системы, которая будет подчиняться определенным единым требованиям.
  • Представители различных территорий имеют возможность свободно выбирать культуру и вероисповедание, что не будет противоречить интересам окружающих.
  • Наличие собственного бюджета и его распределение в соответствии с целями данного представителя, а не подчинение централизованному распределению бюджетных средств, которое не всегда может учесть потребности отдаленных регионов.

Минусы федеративного государства

Отрицательными сторонами федеративного государственного строя являются следующие:

  • Субъекты федерации обладают определенного рода эгоизмом. Каждый из представителей регионов имеет свои конкретные интересы, которые могут не совпадать с интересами соседних регионов. На этой почве возможны различного рода конфликтные ситуации. Они приводят к ослаблению государства в целом.
  • Проблемы с координацией принятия решений. Органы власти в отдельных частях могут иметь свои интересы. Если они противоречат общепринятым решениям, то происходит замедление внедрение принятых законов и предписаний.
  • Неравенство в социально-экономической сфере. Различные субъекты, имея свою отдельную систему экономики, могут допускать существенные отличия в оплате труда своих граждан. Из-за этого возникает социальное неравенство между представителями различных регионов.
  • Наличие различного рода законодательных решений, которые усложняют системное управление регионами.
  • Возможность чиновничьего произвола, его предотвращение крайне проблематично.

Самостоятельность, которая подразумевается в управлении на местах, тормозит выполнение общенациональных социально-политических задач. Страдают также задачи, связанные с образованием, наукой и культурой.

Бюджет распределяется на местном уровне, но должен утверждаться представителями федеральных властей. Это обстоятельство также негативно сказывается на степени развития регионов.

Вывод

Ряд черт, которые привлекают в федеративной форме организации государственного строя могут уравновешиваться таким же количеством негативных качеств. Такая система очень усложняет правовую систему управления. Появляется дополнительный уровень управления.

В отличие от унитарного, в котором наблюдается присутствие общенационального и местного органов самоуправления, в федеративном появляется дополнительный региональный. То есть устройство такого государства значительно усложняется. Чем структура становится сложнее, тем более запутаннее рядовому гражданину разобраться во всех перипетиях, происходящих в регионе.

государственный бюджет областной

Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно – территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Таблица 5 Достоинства и недостатки унитарного государства

  • 1. На всей территории действует одна Конституция.
  • 2. Все административно – территориальные единицы имеют равный правовой статус.
  • 3. Единая система высших органов государственной власти.
  • 4. Действия органов местного самоуправления напрямую подчинены главе государства, правительству, парламенту.
  • 5. Единый бюджет: все деньги поступают напрямую в государственный бюджет.
  • 6. Низкие расходы на содержание власти: не дублируются на федеральном уровне.
  • 7. Единая судебная система, существует судебный прецедент.
  • 8. Существует единый рынок.
  • 9. Большая часть современных унитарных государств мононациональные.
  • 10. Полиция подчиняется только центральным органам власти.
  • 1. В случае если унитарное государство многонациональное, возникают конфликты, которые могут продолжаться множество веков.
  • 2. Возможно поглощение государственной властью местного самоуправления.
  • 3. Такая система подходит только небольшим государствам, т.к. в обратном случае центральная власть все проконтролировать не сможет.
  • 4. Отсутствует быстрая система реагирования.

Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. К федеративным государствам относят Российскую Федерацию, Германию и т.д.

Таблица 6 Достоинства и недостатки федеративного государства.

1. Имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. 2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит

  • 1. Произвол чиновников и высокий уровень коррупции.
  • 2. Конфликты между регионами по вопросам финансирования, национальной почве и в области

3. Наряду с федеральной Конституцией субъекты федерации

имеют право принимать свои нормативно – правовые акты учредительного характера (конституции, уставы, основные законы).

  • 4. Субъекты федерации имеют право принимать региональные законы.
  • 5. Субъекты федерации имеют свой собственный бюджет, т.е. есть некая независимость от центра.
  • 5. Высокие расходы на содержание власти.
  • 6. Субъект федерации не обладает правом сецессии.

Конфедерация – союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооруженные силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Принципы устройства федеративного государства - одни из основополагающих конституционных основ и определяющих систему отношений между центром и субъектами Федерации. Характеристика особенностей процесса эволюционного развития федерализма в России.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.05.2015
Размер файла 12,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Актуальность темы исследования.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть федеративное государство.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей федеративного устройства России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть развитие федеративного устройства России;

2. проанализировать федеративное устройство современной России;

3. рассмотреть принципы федеративного устройства России.

Объект исследования - особенности федеративного устройства России.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей федеративного устройства.

1. Федеративное устройство России

Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России".

Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей.

Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917 - 1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.

Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.

В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, подчеркнем еще раз, упомянула при установлении системы местных органов государственной власти о наличии в Республике национальных округов. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик.

В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.

Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России в составе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

2. Федеративное устройство современной России

При выборе оптимальной формы территориального устройства во время переходного этапа необходимо учитывать исторический фактор. Российское государство было унитарным государством имперского типа, впоследствии федерацией, которая управлялась при этом из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления. В годы брежневского застоя впервые возник кризис унитаризма, в результате которого начинают формироваться новее идеи федерализма.

Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации.

В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?

Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.

1. В условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства.

2. Сохранена тенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения).

3. В настоящее время, в результате сложной политической практики - борьбы компромиссов, наработки конкретного опыта, наметилась тенденция переосмысления федерализма в России. Формируется новая концепция "кооперативного федерализма".

4. В Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений.

5. Тенденции четкой и ясной структуризации и правового оформления субъектов Российской Федерации, форма государственного устройства России, строительства и функционирования ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).

6. Выверены подходы к определению понятия суверенитета.

федеративный конституционный субъект

Итак, мы рассмотрели развитие федеративного устройства России, проанализировали федеративное устройство современной России, а также рассмотрели принципы федеративного устройства России.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.

Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры. Поэтому специфика и особенности российского федерализма нуждаются не в устранении, приспособлении под известные "образцы", а научно-выверенной программе развития. Речь меньше всего идет о наборе декларативных положений, ибо потребность состоит главным образом в четкой, конкретной программе действий, в механизмах и гарантиях ее осуществления, в подключении к этому процессу всех сил общества.

Подобные документы

Понятие и принципы федеративного устройства РФ. Конституционные основы федеративного устройства РФ. Добровольность объединения наций и народностей. Конституционно-правовой статус РФ. Разграничение предметов ведения между РФ и субъектами в ее составе.

реферат [29,6 K], добавлен 16.07.2008

Развитие федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства современной России. Верховенство Конституции и федеральных законов. Равноправие субъектов федерации. Государственная целостность. Единство системы государственной власти.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 21.11.2008

Предпосылки и история развития государственного устройства Российской Федерации. Общее понятие и теория федеративного государства. Наиболее общие черты, характерные для федерации. Принципы и особенности федеративного устройства современной России.

курсовая работа [37,0 K], добавлен 26.01.2011

Понятие, принципы и формы государственного федеративного устройства современной России, исторические этапы его становления. Проблемы сохранения целостности Российской Федерации. Перспективы развития российского федерализма и единства системы власти.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 12.08.2011

Основные этапы развития российского федерализма. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов. Главные особенности правового статуса субъектов РФ и автономий.

контрольная работа [39,4 K], добавлен 20.05.2010

Анализ конституционных основ российского федерализма: строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах, целостность и неприкосновенность российской территории. Общая характеристика принципов федеративного устройства России.

реферат [54,5 K], добавлен 17.06.2014

Знакомство с эволюцией форм государственного устройства в России. Федеративное устройство российского государства как его национально-территориальная организация, структура. Общая характеристика федеративного устройства России, анализ особенностей.

Читайте также: