Прости меня мама прости сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить учащихся с особенностями задания части 2 ЕГЭ по русскому языку: объем сочинения, алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста, возможные варианты выполнения задания.

Образовательные:

дать учащимся материал, необходимый для успешного выполнения задания части 2

закрепить полученные знания в практической деятельности.

формировать умение видеть логику рассуждения;

Развивающие:

продолжить отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста в рамках подготовки к ЕГЭ;

уметь анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного выступления, активизировать творческие способности;

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету;

содействовать развитию умения учащихся общаться между собой;

показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, распечатки текстов, презентация к уроку

Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Эпиграф к уроку:

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

В.Г.Белинский

СЛАЙД № 1 с названием темы урока

I .Оргмомент.

УЧИТЕЛЬ : Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке и как мы её будем достигать?

(Ответы учеников)

- Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому должны будете написать сочинение-рассуждение. Чтобы узнать, о чём будем писать, посмотрим притчу.

1. Стадия "вызова”. (Активизируем работу, "подталкиваем” учеников к анализу текста)

СЛАЙД № 2 ВИДЕО (ПРИТЧА)

… Мама - это самое близкое слово, самое нежное и дорогое!

- Какие слова ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы произносите слово МАМА? Назовите эти слова и составьте синквейн.

СЛАЙД № 3 ( ассоциации и музыка)

(Любовь, теплота, уверенность, нежность, забота, нежность, рождает вдохновение и др.)

- Что для вас значит это слово? А сама мама?

-Любите ли вы свою маму? А что вы делаете для того, чтобы мама чувствовала вашу любовь?

- Вы когда-нибудь представляли себе жизнь без мамы? Можете ли вы сказать, что всегда трепетно и внимательно относитесь к ней?

СЛАЙД № 4 (синквейн и музыка)

Синквейн – стихотворение из 5 нерифмованных строк.

1 строка – существит. (тема синквейна)

2 строка – 2 прилагат.

3 строка – 3 глагола

4 – фраза из 4 слов

Жалеет, любит, поддерживает.

Дорогой человек для меня.

СЛАЙД № 5 (Эпиграф)

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с утверждением автора?

II Основная часть. Раздача текстов.

- Перед вами на столе лежит текст Анатолия Георгиевича Алексина, где речь пойдет о Маме и по которому вам предстоит написать сочинение - рассуждение .

Вспомним структуру сочинения. Слайд 6 (Структура сочинения)

(Вступление/ проблема/ комментарий к проблеме/ позиция автора/ обоснование собственного мнения/ вывод).

СЛАЙД № 7 (Об авторе)

Его произведения переведены на 48 языков мира.

СЛАЙД № 8 (Текст)

2. Беседа по прочитанному тексту

Какие чувства, мысли возникли у вас после прочтения текста ?

О чём этот текст?

Какова его тема?

Что нового мы узнали по теме, прочитав текст?

В чём вы согласились с автором, когда читали текст?

Чтение, обсуждение, выделение главного, запись основных положений в правую часть таблицы . Комментируем текст по микротемам.

Автор ведет мысленный разговор с мамою, просит у нее прощение, вспоминая ее заботу, внимание, любовь, отмечает ее стремление понять все поступки сына, исходя из его интересов. Многое не успел сказать, сделать, а сейчас уже поздно.

Берегите матерей так, как они берегут нас. Мы порой чересчур бездумно принимаем жертвы матерей своих.

Когда мама рядом, ничего нет страшного.

Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать.

III . Работа над сочинением.

1.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует ;

– Какие проблемы поднимает автор в тексте? Сколько их? Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать

– А как бы вы сформулировали их? Каким способом можно это сделать?

(В виде вопроса или сочетанием слова проблемы с им.сущ ., употребленным в Р.п . )

– Запишем проблемы в тетрадь:

проблема жертвенной материнской любви;

проблема нашего отношения к матери.

СЛАЙД № 9 (Проблема текста)

2. Пишем комментарий. Вспомним структуру комментария.

СЛАЙД № 10 (Структура комментария)

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

Что такое комментарий? (Это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор)

Проблему вы должны будете прокомментировать и выразить отношение автора именно к этой проблеме

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема. Пишущий должен проследить за ходом авторской мысли.

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .

4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .

2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

Пишем комментарий.

Комментарий первой проблемы: размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас всё, что в их силах и, возможно, больше, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.

Комментарий второй проблемы: размышления о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.)

А. Алексин размышляет над тем, что мы порой чересчур бездумно принимаем жертвы своих матерей и что когда-нибудь об этом пожалеем.

В своем тексте А. Алексин, призывая читателей беречь своих матерей, убеждает нас в том, что мать всегда готова отдать последнее, без чего не сможет выжить на земле ее ребенок.

СЛАЙД 11 (Комментарий к проблемам)

3. А какова позиция автора?

Что такое позиция автора?

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Как автор относится к поднятым проблемам?

1.Жертвенность материнского чувства естественна.

2. Очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.)

СЛАЙД 12 (Позиция автора в тексте)

4. Подготовка к новому этапу: обоснование своей позиции.

СЛАЙД 13 (Обоснование своей позиции)

Я согласна с мнением автора в том, что при жизни нужно беречь своих мам, говорить им добрые слова и делать все возможное, чтобы отблагодарить женщину, которая тебя родила и воспитала. Мы, дети, не всегда понимаем и ценим ту щедрость и самоотверженность, любовь и верность, которые дарит нам мать.

К сожалению, дети часто ведут себя эгоистично, забывая, сколько делают для них родители, забывая, что мам нужно ценить и беречь. Редко говорим спасибо, вряд ли вспомним о том, когда в последний раз сказали ей, что любим ее. Именно сейчас, при жизни, надо благодарить мам за то, что они подарили нам самое главное – жизнь.

5.Заключение .

1.Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, чаще навещать и звонить ей. Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить.

СЛАЙД 14 (Заключение)

СЛАЙД 15 ( Д/з)

I V . Домашнее задание. Написать сочинение по тексту А.Г.Алексина

11 кл. – по первой проблеме

10 кл. – по второй проблеме

СЛАЙД 16 (Рефлексия)

V Стадия "рефлексии”.

-Возвращаемся к цели. Достигли ли мы ее?

-Чему научил вас сегодняшний урок?

- Что получилось? Что осталось непонятным?

СЛАЙД 17 (ВИДЕО-РОЛИК ПРО МАМУ)

- Ребята, не будьте такими жестокими по отношению к своей матери. Любите ее всегда, какой бы она ни была.

- У Расула Гамзатова есть стихотворение, в котором он призывает всех детей мира беречь маму. Послушаем Катю Тимофееву.

СЛАЙД 18 (Вывод по уроку )

БЕРЕГИТЕ СВОИХ МАТЕРЕЙ, ЛЮБИТЕ ИХ, ДОРОЖИТЕ ИМИ.

СЛАЙД 19 (Эпиграф )

НЕТ НИЧЕГО СВЯТЕЕ И БЕСКОРЫСТНЕЕ

ЛЮБВИ МАТЕРИ В.Г.Белинский

- Берегите и любите маму. И чаще говорите ей, как сильно вы ее любите, как дорожите ею.

Я думаю, что в ваших отношениях с мамой всегда будут добрые отношения, а вы будете хорошими детьми.

(Стихотвор Р.Гамзатова)


Дети мира, берегите мать!
Чтобы в душу не проникла плесень,
Чтоб не стала наша жизнь темна.
Чтобы не забыть прекрасных песен,
Тех, что в детстве пела нам она!

Мама.… Нет тех слов, которых ты достойна. Нет тех чудес, которые бы могли с тобой сравниться. Мамы жертвуют собой ради нас. Им свойственны самоотверженность, нежное, любящее сердце. Но часто бывает так, что мы этого не замечаем. Не ставим в должное внимание их материнскую любовь и преданность. Проблему нашего отношения к матери поднимает в своем тексте А. Алексин.

Автор сокрушается о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно. Мы раздражаемся на них по пустякам, забываем позвонить в назначенный час, не задумываясь об их жертвенной любви. А наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить их поступки.

Я разделяю чувства автора и полностью с ним согласна. Действительно, мы в своих бесконечных суетах часто забываем о матери, спешим куда-то, вечно бываем заняты делами. А когда мы уезжаем, мамы нас ждут, не спят ночами, волнуясь и думая о нас. И сердце у них, наверное, болит и стонет. Мы же этого не замечаем. Редко говорим спасибо, вряд ли вспомнив о том, когда в последний раз сказали матери, что любим ее. Именно сейчас, при жизни, надо благодарить их за то, что они подарили нам самое главное – жизнь.

Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, почаще навещать и звонить ей. Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Он шагал впереди меня по косогору, и ослизлые камни по макушку вдавливались в мох под его сапогами. Я видел только спину Степана Творогова. Он то исчезал в кустах, то появлялся на чистине. На спине его под вылинялой рубахой напряжённо глыбились лопатки, не в меру развитые. Шёл Степан, чуть подавшись вперёд, и правое плечо его тоже было выдвинуто чуть вперёд. Он весь был напружинен, собран, ноги ставил тв1рдо, сразу на всю ступню. Рук у него не было, и он должен был крепко держаться на ногах.

Иногда он всё же падал, но падал обязательно на локти или на бок, на это чуть выдвинутое вперёд плечо. Падал легко, без шума и грохота, и быстро поднимался.

Я с трудом поспевал за ним, хватаясь за кусты, за осоку и за всё, что попадалось на пути. Об осоку я порезал руки и про себя ругался, думал, что Степан нарочно выбрал этот проклятый косогор, чтобы доказать мне, как он прытко ходит по тайге.

Один раз он обернулся, спросил участливо:

- Уморились? Тогда давайте посидим.

Я уже заметил, что, когда он сидит, обязательно прячет култышки с подшитыми рукавами.

Степан вроде бы дремал, а может, давал мне возможность отдохнуть на природе. Рядом лежало его ружьё, на груди, возле самого подбородка, висел патронаш. Патроны он доставал зубами и зубами же вкладывал их в стволы ружья. Курок спускал железным крючком, привязанным ремнями к правой култышке. Он целый год придумывал это приспособление и однажды увидел на двери собственной избы обыкновенный дверной крючок из проволоки. Сено Степан косил, засовывая култышку в железную трубку, приделанную вместо ручки к косе, другую приспособил быстрее - всего за полгода. Длинное топорище, с упором в плечо и с петлей возле обуха. В петлю он вставлял култышку и рубил, тесал, плотничал. Сам избу срубил, сам пушнину добывает, сам лыжи сынишке смастерил, сам флюгер-самолёт на крышу дома сладил, чтобы как у соседского парнишки всё было.
Руки Степану оторвало на шахте взрывчаткой. Было ему тогда девятнадцать лет. Обо всём этом я уже расспросил Степана, и всё-таки оставалось еще что-то, оставалось такое, без чего я не мог писать в газету, хотя имел строгий наказ привезти очерк о безруком герое, лучшем охотнике в тайге.

- Что обо мне писать-то? Что я калека и не пошёл кусошничать, а сам себе на хлеб зарабатываю? Так это мамкина натура - мы никогда чужеспинниками не были, всегда своим трудом кормились.

- Четвертый день ты у нас живёшь и всё потихоньку выведываешь - что к чему. И всё возле меня да возле меня. А что я? Надо было, дорогой человек, к Надежде, жене моей, присмотреться. Руки её - вот что, брат, главное. И всего их две у неё, как и у всякого прочего человека. Зато уж руки! Да что там толковать!

И он стал рассказывать о том, как в конце солнечного августа, на закате лета, шли они с Надеждой вдоль линии высоковольтной. Там, на лугах, Степан первый раз поцеловал Надежду, а назавтра ему оторвало кисти обеих рук.

Беда заслонила от Степана всё: и шахту, и свет, и Надежду.

Ночью Степан встал, подкрался к окну - умереть решил, но палата была на первом этаже. Он застонал, прижался лицом к марле, натянутой от мух, и вдруг услышал:

- Стёпа, ты не мучайся. Я здесь, около тебя. Дома всё в порядке. Мать не пускаю к тебе. Сердце у неё…
Он ткнулся в марлю, порвал её, в темноте нащупал раскалёнными от боли култышками Надю и заплакал. Она, еле видная в потёмках, зубами рвала марлю , не отпуская его, рвала, чтобы коснуться губами лица его, чтобы он чувствовал - живой человек, вот он, рядом.

- Худого в уме не держи, - настойчиво шептала она ему в ухо. - Ладно всё будет.
И он от этого плакал ещё сильнее и даже пожаловался:

- Руки то жжёт, жжёт…
И Надя стала дуть на забинтованные култышки, как дуют детишкам, и гладить их.
И то ли от Надиных слов, то ли от выплаканных слёз пришло облечение, и он уснул на подоконнике, прижавшись щекой к крашенной оконной доске.
Надя каждую ночь приходила под его окно - днём она не могла отлучаться с работы.
Он отговаривал её:
- Ты хоть не так часто. Всё же восемнадцать вёрст туда да обратно…

- Да ничего, ничего, Стёпа.

После выписки думал, поговорить бы с Надеждою. Как теперь быть? Что делать? Эх, лучше бы уж одному всё переживать. Зачем она на себя взвалила эту беду? Зачем?

- Так как же мы будем, Надежда?

Она вздрогнула, но сказала спокойно:

- Как все, так и мы.

- Рук у меня нету, Надя.
- Ну и что?! - быстро вскинулась она. - А это чего? Грабли, что ли? - и показала на свои натруженные, с коротко остриженными ногтями руки.
- Вот так, брат, - задумчиво протянул Степан, после того как рассказал всё и мы прошли километров пять молча. - Так вот две руки четырьмя сделались. Сын растёт. Тошка. Во второй класс нынче пойдёт. Всё, брат, в русле, ничего не выплеснулось. Всё на Надежде держится. Без неё я так и остался бы разваренной картошкой. И завалился бы, глядишь, под стол. Смекай.

Мы поднимались на косогор. На склоне его стоял срубленный дом, на крыше носом в небо целился деревянный самолётик с жестяным пропеллером. Ветра не было, и пропеллер не шевелился, не звенел, но мне казалось: самолётик вот-вот поднимется выше гор и полетит далеко-далеко.

У вас получилось неплохое сочинение, оно набирает баллы по основным критериям.

Обратите внимание на ошибки, они касаются, в основном, речи и стиля.

Это самый главный человек в нашей жизни, не будь её, не будет и нас . Она начинает любить нас задолго до нашего появления на свет.

Не будь - это форма условного наклонения, равная "если бы не было ее", поэтому в предложении следует соблюсти согласование времен: не будь ее, не было бы и нас.

Мама, уже когда мы становимся взрослыми, опять старается нас огородить только теперь уже от своей собственной навязчивости, зная нашу занятость.
Эти примеры, дополняя друг друга, позволили автору показать значимость мамы, силу её горячей любви в его жизни.

Слова плохо согласуются друг с другом, порождают речевую неточность и двусмысленность. Значимость мамы - речевая ошибка.

Ей под силу то, что не способно совершить никакое другое чувство .

Ей - кому? Маме? Но мама - это не чувство. Любви? Непонятно.

Высказывание не соответствует действительности:

мама подарила нам жизнь, никто, кроме неё, не способен радоваться нашим успехам или , наоборот, переживать за наши неудачи.
В литературе множество примеров, когда матери своим телом закрывали своего ребёнка от немецких пуль.

Матери (много) своим телом (одно) закрывали (много) ребенка (одного). Все это не соответствует друг другу в плане грамматики.

Надежда, нужно серьезно работать над речью. Кроме того, поучитесь выстраивать комментарий - сейчас он у вас больше похож на пересказ, чем на анализ.

(25)Марина ничего не поняла. (26)Только позже, в консерватории, ты ей всё объяснил. (27)И в этот же вечер ты потерял её навсегда. (28)В то время как ты восторгался, с какой силой и с какой лёгкостью ударял по клавишам Рихтер, она слышала другие удары, слабые и беспомощные удары материнского сердца… (29)Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит. (30)И ещё хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери. (31) Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает! (32)Она каждый раз хвалила тебя — и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку.

(33)Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. (34)Они, однако, не называют тебя за это своим сыном! (35)Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесёт ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдёт никогда и нигде на свете. (36)Да, всё лето ты был гостеприимен и очень внимателен. (37)Но что это меняет? (38)Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? (39)Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма? (49)Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. (41)Может быть, моё письмо убедит тебя в чём-нибудь, а может быть, нет. (42)Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери. (43)И ещё помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину… (По А. Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский писатель и драматург, автор книг для детей и юношества.

Примерный круг проблем:

1. Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется? 2. Насколько сильна родительская любовь к детям? 3. Почему люди прекращают общаться друг с другом?

Сочинение

Человека окружает большой круг людей: близкие друзья, родители, братья, сестры и хорошие знакомые. Многие из них будут относиться к тебе с уважением, по-доброму, но не стоит забывать, что самая крепкая любовь всегда исходит от отца и матери. Мы же, в свою очередь, должны платить им тем же. Так, русский писатель А.Г.Алексин в предложенном для анализа тексте ставит проблему неуважительного отношения к родителям.

А. Алексин считает, что родители — это те люди, которые никогда не разлюбят нас. И каждый ребёнок обязан отдавать им то же: не забывать о них, а как можно чаще уделять свободное время, относиться с трепетом и заботой.

Никто и никогда не будет дороже родителей, поэтому очень важно ценить моменты с ними, меньше ссориться и проявлять любовь как можно чаще.

Наши матери делают для нас все, что в их силах. Но осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам очень поздно. Автор текста убеждает нас в том, что нужно беречь матерей и, если понадобится, попросить у них прощения. Мы очень часто бываем невнимательны к своим матерям. Текст проникнут некой ностальгией от того, что мы должны просить прощения у своих матерей при жизни, а не после смерти.

Письмо матери от дочки

Дорогая мамочка, здравствуй!

Сейчас ты не с нами. Я понимаю — так надо. И поэтому пишу тебе это письмо.

Поздравляю тебя, родная, с первыми проявлениями весны! Пусть солнечные лучики всегда освещают твою жизнь, лёгкий ветерок несёт веру и надежду, а нежные зелёные ростки дарят душе радость, предсказывают успех на избранном пути.

Я очень скучаю по тебе. И у бабушки печальные глаза: она волнуется за свою дочь. Вспоминаю наши совместные вечера, когда мы втроём — ты, я и бабушка — играли вместе в любимую игру: кто быстрее напишет названия стран, городов, рек, животных на определённую букву. И в этом ты была победительницей!

Мы и сегодня играем с бабушкой, я начинаю выигрывать у неё, но чего-то не хватает. Ты далеко от меня, мамочка, а я так хочу обнять тебя… Каждый день я с нетерпением жду, что ты позвонишь, и радуюсь, когда слышу родной голос. Наша связь со временем становится всё крепче, и я очень ценю твою дружескую поддержку. Конечно, мне хочется общаться с тобой почаще, больше узнавать о твоей работе.

Не волнуйся, дорогая, у нас всё хорошо. Вспоминаешь ли ты оберег, который я подарила, когда ты собиралась уезжать? Он бережёт, уверяю!

Мамочка, я верю в тебя! Очень надеюсь на мирное будущее, с которым связываю жизнь нашей семьи и всех людей, живущих в нашей стране.

Родная моя, когда начнутся каникулы, я обязательно приеду к тебе, и мы будем вместе! А пока держись и верь, что очень скоро будешь с нами дома.

Письмо маме от дочери

Здравствуй, моя любимая мамочка!

Как ни странно это звучит, но мы близки и далеки одновременно. Странно… Когда мир был прекрасным, а ты — совсем юной, я сидела в твоём животике. Точнее, не сидела, а плавала там, искала выход… А ты, наверное, думала, что я просто так там толкалась? Ха! Нет, вот так вот! Потом я нашла его. Тебе было больно? Извини, я не хотела. Просто мне очень нужно было оказаться в этом мире.

Критика в письме

Мама! С ребёнком нужно разговаривать. А ты всегда была на работе… А потом ты приходила и ругала меня за беспорядок в квартире. Но нет, мама, это был не беспорядок — это было мои поиски себя. Я училась творить. Шить, обрезать, вышивать, лепить… Да, все эти материалы иногда кажутся хламом, но этот хлам — отнюдь не мусор. Это творчество.

А эти твои реакции на мои плохие оценки в школе. Зачем тебе были мои двенадцатки? Для самоутверждения? Для меня? Но мне тогда они были не нужны. А когда я захотела — они пошли рядами.

Ещё одна вещь, которая не дает мне покоя. Это твои жалобы на то, как я одеваюсь. Я уже давно сама решаю, что и с чем сочетать. Ты хочешь хороших дружеских отношений? Тогда оставь меня в покое. Ты выполнила свою миссию — я умею подбирать туфли в тон сумочке. Далее я сама, хорошо? Я плохо одета? Возможно! Однако это мой способ самовыражения.

Я часто бываю не права, часто могу хлопнуть дверью. Я понимаю, как трудно тебе сейчас, когда ты сама, бьёшься, как рыба об лёд…

Изъявление благодарности

Мама, всё, что я хочу сказать тебе — спасибо!

Спасибо, что веришь в меня, я не подведу тебя, пока бьётся пульс. Спасибо за то, что любишь меня просто за то, что я — твоя дочь. За то тепло, которое согревает меня даже тогда, когда мы ссоримся.

Прости меня, мама. За каждую твою слезинку. За то, что бываю невыносимой. Прости за всё… Я слышала, что Бог забирает лучших, и я молюсь, чтобы ты не стала лучшей.

Родная моя! Я буду с тобой до конца. И буду тебя любить всегда, не сомневайся! Слушай, может хватит уже воевать? Пора уже дружить! Давай? Пойдём в кино сходим, что ли? Нет, никаких боевиков — только про чистую-пречистую любовь. Обещаю!

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

История Ассоль и капитана Грэя (“Алые паруса”)

… прямо из волн ступила на палубу парусника своей мечты. На следующий день корабль вместе с Ассоль и Грэем уплывал из Каперны под звуки виолончели, неземным голосом певшей … в его судьбе. Артур Грэй решил превратить свой парусник “Секрет” в осуществленную мечту Ассоль, подарить ей чудо, сделанное своими руками. Так ожила в Каперне чудесная сказка. …

5 стр., 2159 слов

Папа, мама, я – спортивная семья!

Модели сочинений учащихся Бимской средней общеобразовательной школы. 2010 г.

Вариант №1 Исходный текст

Прости меня, мама…

(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно…

(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…

В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) 6 2) 23 3) 25 4) 32

Какой стиль и тип речи представлены в тексте?

разговорный стиль, рассуждение

художественный стиль, описание с элементами рассуждения

публицистический стиль, повествование и рассуждение

художественный стиль, повествование

В каком значении используется слово МАСТИТЫЙ в предложении 15?

умный 3) талантливый

заслуженный, почетный 4) преклонных лет

В1. Из предложений 1-23 выпишите 4 слова, образованные неморфологическим способом.

В2. Из предложений 10-14 выпишите все наречия.

В3. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ГОТОВНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ.

В4 . Среди предложений 15-22 найдите односоставные предложения

(в том числе в составе сложных) и укажите их номера.

В5. Найдите в тексте предложения с обращением и укажите их номера.

В6. Среди предложений 15-33 найдите СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением.

Укажите номер предложения.

В7. Среди предложений 15-20 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Укажите номер предложения.

метафоры 4) цитирование 7) публицистическая лексика

контекстуальные антонимы 5) парцелляция 8) градация

сравнительные обороты 6) синтаксический паралеллизм 9) оксюморон

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с ней. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В тексте А. Алексина можно выделить две основные проблемы:

1) проблема жертвенной материнской любви;

2) проблема нашего отношения к матери;

Комментарий первой проблемы может содержать размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков.

Комментарий второй проблемы может развивать мысль о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно.

жертвенность материнского чувства естественна;

очень часто мы бываем невнимательны к своим матерям; мы должны просить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти.

Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите свое мнение.

В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания знаменитых людей.

Сочинение ученицы Сергеевой Влады по тексту А. Алексина

Мама.… Нет тех слов, которых ты достойна. Нет тех чудес, которые бы могли с тобой сравниться. Мамы жертвуют собой ради нас. Им свойственны самоотверженность, нежное, любящее сердце. Но часто бывает так, что мы этого не замечаем. Не ставим в должное внимание их материнскую любовь и преданность. Проблему нашего отношения к матери поднимает в своем тексте А.Алексин.

Автор сокрушается о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно. Мы раздражаемся на них по пустякам, забываем позвонить в назначенный час, не задумываясь об их жертвенной любви. А наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить их поступки.

Я разделяю чувства автора и полностью с ним согласна. Действительно, мы в своих бесконечных суетах часто забываем о матери, спешим куда-то, вечно бываем заняты делами. А когда мы уезжаем, мамы нас ждут, не спят ночами, волнуясь и думая о нас. И сердце у них, наверное, болит и стонет. Мы же этого не замечаем. Редко говорим спасибо, вряд ли вспомнив о том, когда в последний раз сказали матери, что любим ее. Именно сейчас, при жизни, надо благодарить их за то, что они подарили нам самое главное – жизнь.

Таким образом, где бы мы ни находились, мы всегда должны помнить о матери, почаще навещать и звонить ей. Ведь она у нас одна, и никто другой её не может заменить.

Наши матери делают для нас все, что в их силах. Но осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам очень поздно. Автор текста убеждает нас в том, что нужно беречь матерей и, если понадобится, попросить у них прощения. Мы очень часто бываем невнимательны к свом матерям. Текст проникнут некой ностальгией от того, что мы должны просить прощения у своих матерей при жизни, а не после смерти.

Вариант №2 Исходный текст

(1)Мы живем среди овеществленных человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.

(2)Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, - а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. (3) Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования.

(4)Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. (5) Но овеществленная мысль их осталась навсегда. (6) Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы.

(7) Овеществленные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. (8) Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.

(9) Вещи не требуют собеседника. (10) В вещах есть что-то безразличное, может быть, даже высокомерное. (11) Они созданы для того, чтобы служить, и они служат не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. (12) Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. (13) Они живы, пока живут, и живут, пока служат. (14) Книги без собеседника мертвы. (15) Они смогут молчать многие годы. (16) Но когда приходит собеседник – они оживают. (17) У них особая судьба. (18) В отличие от вещей они умеют радоваться и печалиться, потому что кроме ума и догадливости в них еще вложены страсти.

(19) Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. (20) Мы размышляли о своем бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. (21) Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретен.

(22) Книги ждут собеседника. (23) И в отличие от вещей им вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. (24) Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы. (25) Люди одинаково пользуются вещами. (26) Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. (27) Но каждый обращается с книгой по-своему. (28) Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. (29) Вещи живут во времени. (30) Время живет в книгах.

(31) Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределенное. (32) Время мудрее вещей. (33) Книги мудрее времени. (34) Потому что время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.

(35) Книги мудрее времени. (36) Они оставляют в себе время, которое ушло. (37) В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут. (38) Время покорно книгам. (39) Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. (40) В них встретится тот, кто еще не родился, с тем, кто ушел навсегда. (41) Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…

(42) Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. (43) Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседника, который придет отделить плевелы от зерен. (Л.Лиходеев)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

Самыми ценными памятниками культуры были те, которые создавались с целью возвыситься.

Вещи созданы для того, чтобы служить людям, и живут до тех пор, пока служат.

Книги мудрее времени, потому что в книгах время останавливается и застывает таким, каким оно было.

В книгах запечатлены истины и заблуждения авторов, и только читатель может их отделить.

2.Определите стиль речи данного текста.

научно-популярный 3) публицистический

художественный 4) разговорный

3.В каком значении используется в предложении 43 выражение

ОТДЕЛИТЬ ПЛЕВЕЛЫ ОТ ЗЕРЕН?

отделить оболочку от зерна

отделить хорошее от плохого

очиститься от чего-то вредного, чуждого

отделить сорную полевую траву от зерна

В1.Укажите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЙ (предложение 20)

В 2.Среди предложений 1-6 найдите глагол в форме сослагательного (условного) наклонения и выпишите его.

В3.Какой тип подчинительной связи используется в словосочетании С ЦЕЛЬЮ ВОЗВЫСИТЬСЯ (предложение2).

В4.Среди предложений 9-14 найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. Укажите номер этого предложения.

В5.Среди предложений 22-34 найдите предложение с обособленными одиночными однородными определениями. Укажите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 19-30 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью и укажите его номер.

В7. Среди предложений 35-43 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи парцелляции и личного местоимения и укажите его номер.

В8.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.

«Рассказывая о вещах и книгах, Л.Лиходеев использует такой прием, как ______

(например, на нем построен весь пятый абзац). Яркой приметой публицистического стиля этого текста являются повтор и _________________

Читайте также: