Урок в 8 классе сочинение описание

Обновлено: 07.07.2024

4.развивать орфогр афические и пунктуацион ные навыки учащихся.

Фёдор Васильев р одился 10 февраля 1850 года в городе Гатчина (нын е

Ленинградская область) в семье мелкого почто вого чинов ника из Петерб урга.

В двенадцатилетне м возрас те был отдан на с лужбу в г лавный почтамт. С раннего

детства проявлял способности и интерес к ри сованию. Пост упил на учёбу в

Рисовальную шко лу О бщества поощрения художес тв в Петер бурге (186 5—1868), в это

время он с овмещал заняти я в школе по вечерам с работой у рес тавратора из

Академии худо жеств. По окончании учёбы Васильев вошёл в сред у известных

художников. Ва жным с обытием в этот период для ю ного художника стала его

поездка на ост ров Валаам, г де вместе с И.И. Шишкиным он прораб отал более пя ти

месяцев. В 1 869 году сост оялась поездка Васильева в Тамб овскую губернию , в

имение гр афа П. С. Строганова. Эти поездк и сыграли б лагоприятную р оль в развит ии

самобытного талант а художника. Уже сразу по возвращении Васильев с оздаёт

художественной жизни. Её авторское по вторение, в более тёплых то нах чем пер вый

вариант, было пока зано на всемир ной выстав ке 1872г. в Лондоне .

Федор Васильев вор вался в живопись, как освежающая гр оза - один из любим ых его

мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его люб имый пис атель Гоголь,

- пресловутое росс ийское б ездорожье: Богом з абытые просе лки, ухабы, овраг и,

лесные дебри, в землю вр осшие дер евеньки. П р о и з в е д е н и я В а с ил ь е в а п р о н и кн ут ы

л юб о в ь ю к пр о с т ы м л юд я м , ем у пон ятен и б лизок их мир, их жизнь и тр уд.

Шишкин учи л Васильева зарисовывать природу так, чтобы не пропадала ни одна

травинка, и главное - правильно вид еть небо и воду. Каждый вече р художник

наблюдал за те м, как з а озером с адилось Солнце, пред ставляя с обой огненную

феерию, а озеро все это послуш но отображал о. И Васильев по - новому открыл дл я

себя эти две стихии – он увидел, что «не бо живет своею собс твенной жизнью, в то

холстом, особен но когда он писал или п ереписывал облака, в из умлении

зимой 1870 года, Васильев с ильно простудился , у него обна ружился туберкулёз.

Общество поо щрения художеств дало е му сред ства для поездк и в Крым. В Кр ыму

Васильев напис ал свои самые проникновен ные и значител ьные картины

старым этю дам и всегда живым и волновавш им художника воспоми наниям о милом

севере. "Мокрый луг" б ыл представлен на конкурс Об щества поощрения худож ников

в Петербур ге в 1872 г оду и получил втор ую премию .

4. Как вы думаете, в какое вр емя дня написана картина?

5. Любит е ли вы природу пос ле дождя, во врем я дождя?

6.Как вы думаете, дождь на кар тине "еще идет " или "уже закончи лся"?

7.Какие расте ния написаны на пер едне м плане картины? Узнаете ли вы их? Как вы

8. Как, по вашему мнению, художник относился к пр ироде?

10. Колорит кар тины? Какие кр аски использова л художник ?

Спокойное зер кало реки; нежно - розовое небо; космат ые тяжёлые облака;

разбуженная вет ерком ря бь воды; шевелятс я травинки; умытая дождём природа;

сочный зелё ный цвет; прекрасный чис тый воздух; з ловещие тучи ; обрывистый

косогор; болотистая заводь; топкие берег а; развесис тые деревья; клубя щиеся

облака; отголоски бури… гонимые ветром тучи, тяжелые капли дождя , мокрая

темная земля, наполненн ые водой ложб ины, тяжелые вет ки деревье в, тени туч,

невидимые капли дождя, следы отшум евшего ливня, неслышный вет ерок, рус ло

11. Какое состояние прир оды и человека пер едано худож ником на этом по лотне?

12. Какая часть речи помогае т передать состояние природы и человек а?

13. В каких пр едложениях используе тся кат егория сост ояния? В чем особе нность этих

Легко и свободно дышится , светлеет, приятно смотреть на колышущиес я травы,

хочется радоват ься зелёной весне, на лугу свежо, тепло, уж е темнеет, не удастся

подышать, хочетс я верит ь, в картине легко различит ь…

14. Почему худо жник р исовал в Ялте не прекрасную кр ымскую природу, а обычный

15. Какой смысл вкладывает худо жник в с лово природа ?

16. Какие ти пы речи буде м использовать в сочинении?

1)."Нет у нас пейзажиста - поэта, - говорил Крамской. - И ес ли кто может и должен им

2).Пейзажи пиш ут многие р усские живописцы, но у каждог о получается по - своему.

3).Репин вс егда восхищался той лёгкости с как ой Васильев создавал с вои полотна.

Всего несколько ма зков - и под рукой творца могло появит ься облако, на создание

4).У Фёдора Василь ева – пейзаж - стихотворение. Он не тол ько показывает то, что

видит. Он уме ет передать поэзию прир оды, чувство, которым она наполнил а его.

Художник Н .Н.Ге говорил, что Васильев "откр ыл мокрое, с ветлое, движу щееся неб о".

переходный момен т в жиз ни природы, что вооб ще характер но для произведений

Васильева. Тол ько что прошел ливе нь. Еще клубятся в небе сиз ые тучи, а природа

уже как будт о встряхиваетс я, приходит в с ебя после дождя. Чистыми, насыщенными

красками засиял омытый дождем луг. В асильев не з нал равных в ост роте восприя тия

цвета. На дальнем п лане карти ны – отголоски пр ошедшей б ури, клубя щиеся облака.

На переднем плане художник пишет ом ытую дождем землю. Он люб уется каждой

травинкой, лис тком, каждым комком земли. Уходит гроза, но небо еще кипит и

бурлит. С г розной торопливостью несутс я и сталкиваются космат ые тучи, еще слышны

раскаты г рома - все в карти не полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под

порывами ветр а деревья , и подер нутая рябью вода, и небо. Небо в пол отнах

Васильева всег да играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно являетс я едва ли

не главным с редством выраже ния поэт ической мысли художника. С веркающий

теплый просвет в облаках, отраже нный в воде и поддер жанный отсветами на земле,

ведет борьб у с огромными те мными и холод ными тучами и бегущими по з емле

тенями. Композиц ия "Мокрого луга" прост а и непринужде нна, и в то же врем я

трудно предс тавить себе более продуманное пр оизведение. В картине легко

различить компози ционный центр, к которому сходятс я основные линии пейзажа -

очертания косогора, б ерега заводи, тр опинки, границы с вета и тени на лугу, полоса

леса. Зрит ельным центром, организующим всю кар тину, являетс я темный с илуэт двух

могучих деревьев. Ф. Васи льев смести л его вправо от г еометричес кого центра, и

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию

Цель урока: научить детей сочинять небольшой рассказ-описание.

Задачи:1.познакомить со структурой построения текста-описания; показать необходимость употребления синонимов; соблюдение последовательности изложения мыслей. 2. развивать умения связно излагать свою мысль, избегая неоправданных повторов в речи. 3. воспитание внимательности и аккуратности при выполнении работ.

Ожидаемые результаты :напишут сочинение-описание опираясь на схемы- образцы, тексты описательного характера.

Тип урока: комбинированный .Методы и приемы: беседа, развитие речи, творческая работа-сочинение Оборудование: проектор, картинки, слайды, схема построения текста, черновики

Схемы- образцы, тексты описательного характера.

VI. Домашнее задание: написать сочинение –описание. Требования учителя к письменной работе:насколько ученик сумел составить текст-описание, насколько была соблюдена последовательность изложения мыслей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, успех урока зависит от нашего настроения. Волшебная страна знаний не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, вы чувствуете, как от наших улыбок стало хорошо, тепло и уютно.

(Звучит аудиозапись).

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок.

II. Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание.

— Ребята, присмотритесь друг к другу, когда вы разговариваете на переменах… Излишняя жестикуляция, громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир… В этот момент мало кто из вас способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… Мы разучились смотреть друг другу в глаза… Поэтому очень важным является сегодня разговор о внешности человека. Он поможет сформировать у вас наблюдательность и внимание к окружающим людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы.

Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какая мысль объединяет слова французского писателя Гюго и немецкого драматурга Лессинга?

Сегодня на уроке мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

Определяют основную мысль высказываний.

Никакая внешняя прелесть

не может быть полной, если она

не оживлена внутренней красотой.

Красота души придаёт прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладёт какой-то отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.

Записывают тему урока. Формулируют цели.


Актуализация опорных знаний.

На уроках литературы вы уже знакомились с понятием портрет литературного героя.

Что такое литературный портрет?

Для кого он вводится в художественное произведение?

Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках, ответьте на вопросы:

Какие элементы внешности использованы автором при описании героев?

Что сразу бросается в глаза?

1) «Правду молвит, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

4) «Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Вспоминают основные понятия.

1. Словесное изображение внешности человека, фигуры, одежды, манеры держаться, жестов, мимики.

2. С помощью портрета писатель даёт зримое представление о внешности героя, своё отношение к герою.

Называют литературных героев, определяют элементы портрета в описаниях.

III. Работа над культурой и развитием речи учащихся

Работа с репродукциями картин и стихотворениями.

— Описание внешности — один из самых трудных видов описания. Редко кому удаётся отыскать особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц… Давайте посмотрим, как это делают поэты и художники.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза — как два тумана,

Её глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками —

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её венце

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стёкол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурёх.

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами всё ясней.

Не меркнет и не угасает,

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

Редактирование словесного портрета.

- Умение отмечать особые приметы может оказаться полезным (например, в розыске человека). Поэтому с детства надо развивать наблюдательность, зрительную память, умение отмечать в человеке самое яркое, особенное, индивидуальное.

Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?

Главный недостаток второго текста — непоследовательность описания внешности. Поэтому для ориентации необходим план.

Работа над составлением плана

О ком я хочу рассказать и почему?

Особенности внешности этого человека.

Основные черты его характера.

Дела (поступки), в которых они раскрываются.

Что привлекает меня в этом человеке?

Работа с ситуативным материалом

Лена — гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она закончила своё выступление на бревне. А что скажут судьи?

Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?

Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулки сам. Сколько интересного вокруг!

Опиши выражение лица Максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение. Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Юра. Он не слушал объяснения учителя. А когда его спросили правило, то…

Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь.

Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата.

Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние. О чём она думает? Употребляй слова с оценочными суффиксами. Как бы ты озаглавил своё описание?

Составление и разыгрывание диалогов

Составьте и разыграйте диалог, учитывая указанные обстоятельства.

Вы договорились встретиться со своим знакомым, чтобы взять книгу (диск, игру, словарь), но оказалось, что не можете пойти на встречу. Позвоните своему другу (своей подруге), объясните, что встречу отменить невозможно, попросите встретиться вместо вас. Опишите своего знакомого.

Вашу просьбу выслушивают и уточняют, где, когда, что нужно передать, спрашивают имя человека, с кем предстоит встретиться, просят описать его внешность.

Рассматривают репродукции художников, знакомятся со стихотворными строками, определяют характерные детали внешности, языковые средства, при помощи которых они передаются.

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать средства выразительности для сочинения; способствовать формированию интереса к русской культуре.
Задачи урока: обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков работы с различными источниками информации; развитие у учащихся интереса к истории родного города; воспитание у школьников уважения к национальной истории, культуре, интереса к изучаемому предмету
Эпиграф
Ничего не боялся я столько,
как жить в городе без истории,
преданий и памятников
Аполлон Григорьев, русский критик, поэт

Ход урока
I. Постановка целей и задач урока
-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе?
- Есть ли в нашем родном городе Почепе такой памятник? (Да, это Воскресенский собор)
-Определите, пожалуйста, тему урока.
-А умеете ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?
II. Словарно - лексическая работа. Разбор словосочетаний
Памятник
архитектура
грандиозный
постамент
зодчий
- Какие из этих слов являются синонимами? Составить с ними словосочетания и разобрать
- Где можно использовать данные словосочетания?
III. Создание проблемной ситуации.
- Мы выяснили, что собор или хотя бы его изображение видели почти все. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе?

Читайте также: