Это случилось в голодные послевоенные годы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. Считал, что про блокаду всё известно.

(1)Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. (2)Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. (3)Считал, что про блокаду всё известно. (4)Голод, холод, бомбёжки, смерть. (5)Он долго меня уговаривал. (6)Несколько дней шли эти переговоры. (7)Наконец, поскольку у нас были давние, дружеские отношения, он уговорил хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы.

(8)Мы даже, по-моему, не записывали его или записали потом, по памяти. (9)Ей было восемнадцать лет. у неё был роман. (Ю)Любила Федю, своего жениха. (11)Федю взяли в армию, и стояла его часть под Ленинградом, где-то в районе Шушар. (12)0на пробиралась к нему. (13)Носила сухари, варенье, носила домашние вещи: рукавички, шарф. (14)Но главное — как она пробиралась туда. (15)Я знал: заставы наши, патрули не пропускали штатских, гражданских — это строго-настрого было запрещено. (16)Перебежчики могли быть, могли быть шпионы. (17)Тем не менее она несколько раз побывала у него, шла шестнадцать километров, добиралась до его части, упрашивала, умаливала эти патрули. (18)И её пускали. (19)То был удивительный пример любви. (20)Любви, которая попала в блокаду. (21)Её рассказ меня и тронул, и удивил.

(22)Кроме этого, Адамович уговорил ещё к одной блокаднице сходить. (23)Короче, я увидел, что существовала во время блокады неизвестная мне внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных. (24)В конце концов я дал согласие.

(25)Мне всё это было странно, поскольку никогда не работал вдвоём, и ещё: Адамович не ленинградец. (26)Он белорус. (27)Прошёл войну совсем не такую, как я. (28)Партизанскую, в этом заключалась разница наших представлений о войне, о фронте. (29)Но, как потом выяснилось, это имело и свои преимущества. (ЗО)Его совершенно свежий взгляд на Ленинград, на ленинградскую жизнь помогал ему увидеть то, что для меня давно стёрлось, — особые приметы того военного времени.

(31)Так мы начали вместе работать. (32)Блокадники передавали нас друг другу. (ЗЗ)Тогда блокадников было много. (34)Это были семидесятые годы XX века; середина — конец семидесятых годов. (35)Мы ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы. (36)Сначала мы ходили вместе, потом разделились, чтобы охватить больше людей. (37)Почему нам было нужно больше людей? (38)Да потому, что, оказалось, у каждого есть свой рассказ.

(39) У каждого оказалась своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти.

(40) Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. (41)Мы набрали двести рассказов, и ничего не повторилось.

(42)Что такое эта запись? (43)Тоже интересно. (44)Приходили мы — и блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. (45)Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти. (46)Ни за что. (47)Но потом соглашались, как правило, не было ни одного случая, чтобы нам отказали наотрез. (48)Иногда мы уходили, а они потом звонили нам и приглашали нас. (49)Мы не сразу поняли, в чём тут дело. (50)Потом разобрались: у людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. (51)Какая-то женщина пыталась некогда рассказать об этом своим детям или соседям, внукам, родным — её не слушали. (52)Не хотели слушать. (53)Когда приходили мы, писатели, с магнитофоном и она начинала рассказ, они собирались вокруг нас и слушали совершенно по-новому: как мы, как посторонние люди. (54)Часто — слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, что происходило с матерью, что происходило в этой семье. (55)Рыдали, плакали.

(56)Многое решал талант рассказчика. (57)Лучше всего рассказывали женщины. (58)Женская память устроена несколько иначе, чем мужская. (59)Ведь мужская память — она глобальная какая-то. (60)Мужчин общие ситуации больше интересуют. (61 )А подробности быта, бытия, что творилось на малом участке очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище, — это память. женская. (62)Она была более красочная и крепкая. (63)Примерно из десяти рассказов один, как правило, гениальный; два-три рассказа — талантливых, очень интересных. (64)Но даже из незначительных иногда рассказов всё равно всегда всплывали детали и подробности впечатляющие.

(65)О чём же получилась эта книга? (66)Мы решили, что эта книга, во-первых, об интеллигенции и об интеллигентности. (67)Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. (68)Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять. (69)Второе, что мы хотели, — показать пределы человека. (70)Мы сами не представляли себе возможностей человека. (71)Человека, который не просто отстаивает свою жизнь: люди эти чувствовали, понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

(По Д. А. Гранину)

Важно ли сохранять историческую память народа? Говорят, что жизнь погибших людей продолжается, пока о них помнят те, кто остался в живых. Литература – лучший хранитель памяти. Именно благодаря художественным произведениям мы многое узнаём о страшных событиях Великой Отечественной войны, получаем ценный опыт и нравственные уроки. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему роли писателей в сохранении исторической памяти.

Так, например, изначально автор не считает важным записывать рассказы блокадников, думая, что об этом и без того всё известно. Однако услышанная им история одной женщины тронула сердце и убедила в необходимости сохранить и передать этот рассказ другим людям. Как это можно сделать? Конечно, с помощью литературы, которая помогает авторам достучаться до сердец читателей. Блокадница рассказывает писателям о том, как она тайно пробиралась к своему жениху, носила ему еду и домашние вещи, рискуя собственной жизнью. Восемнадцатилетняя девушка не боялась погибнуть, любовь помогла ей преодолеть свой страх. По мнению рассказчика, этот удивительный пример искренности и преданности достоин быть записанным.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они помогают опровергнуть первоначальное мнение рассказчика о необходимости создания книги о блокадниках. Герой убеждается в том, что такое произведение важно, потому что подрастающее поколение должно знать историю своего народа, который героически выстоял и отстоял родной город.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: у людей, прошедших через войну, была потребность рассказать о пережитом, и с приходом писателей им удавалось освободиться от этого тяжёлого груза, а их близким – услышать подробности жизни родных в блокаду.

Таким образом, нельзя закрывать глаза на страшные события, которые произошли с нашим народом. Именно поэтому Д.А. Гранин видит долг писателя в том, чтобы рассказать историю каждого отдельного человека и создать общую картину жизни Ленинграда в годы блокады.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОКОНЧАНИЕ) - тема научной статьи по народному образованию и педагогике из журнала Русский язык в школе

тальной сети. Учителя-словесники разных школ, применяя изложенные выше методические рекомендации в полном объеме или частично, смогут выявить лингвистический потенциал разных групп учащихся, увеличить эффективность подготовки к олимпиадам по языковым предметам, повысить мотивацию изучения языка и стимулировать школьников к языковой рефлексии.

ЛИТЕРАТУРА Щукин А. Н. Аингводидактический энциклопедический словарь. - М., 2008.

Дроздова О. Е. Развитие лингвистической активности школьников в разных предметных областях обучения Ц Русский язык в школе. - 2010. - № 8. - С. 3-8.

Дроздова O.E. Роль иностранных языков в формировании опыта лингвистической активности школьников Ц Иностранные языки в школе. - 2011. - № 2.-С.21-26.

Дроздова O.E. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы: пособие для учащихся общеобра-зоват. учреждений. - М., 2009.

г. Энгельс Саратовской обл.

Тестовые задания для подготовки к ГИА по русскому языку

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1) Это случилось в голодные послевоенные годы. (2) Однажды, вернувшись домой, еще на крыльце я почувствовал аромат свежевыпеченного хлеба. (3) Из сеней запах потащил меня в комнату, к бабушкиному комоду. (4) Там я увидел четыре огромных, душистых, белых каравая с высокими пористыми боками, блестевших масляной корочкой. (5) От их запаха у меня кружилась голова, впиться же в хлеб, разломать его, откусить я не посмел. (6) С великой натугой я закрыл комод.

(7) - Егорушка, да что ж ты все нам, у тебя своих пятеро, - ахала бабушка.

(8) - У моих-то - отец, вот он, с руками и ногами, а ему кто, сироте, даст?

(9) Это была самая больная струна в моем сердце. (10) Я возненавидел Егора. (11) Меня затрясло от его белозубой улыбки и жалостливых глаз. (12) И как я, пятилетний недомерок, сообразил, чем больнее ударить его?!

(13) - А что это у нас в доме так навозом тянет?

духота овечьего закута. (17) Егор заморгал белыми ресницами, нахлобучил бесформенную папаху и суетливо заторопился.

(18) Когда я ел божественно пахнущий ломоть, грыз хрустящую корку, тонул в белопенном мякише, чувствуя щеками его живое тепло, я не понимал, какой поступок совершил. (19) И только потом, когда томление сытости стало склеивать мне веки, я удивился, почему это после ухода Егора ни мама, ни бабушка не сказали мне ни слова. (20) Мама сидела, забившись в угол старенького диванчика, а бабушка гремела посудой.

"Окончание. Начало см.: РЯШ. — 2012. — № 2.

(21) . На улице было совсем темно. (22) Все привычное и незаметное днем переменилось, выросло и затаило угрозу: плетни вдруг поднялись, как зубчатые стены, и беленые стены хат при луне вдруг засветились мертвенно и хищно. (23) Спотыкаясь и поскуливая, я вышел к оврагу, где огромным чернильным пятном лежала темень.

(24) Как во сне, я поднялся, перешел черный овраг и, стараясь не смотреть в сторону кладбища, вышел к Егорову куреню.

(25) - Кто здесь? - (26) На огороде вдруг осветилась открытая дверь бани.

(27) - Дядя Егор! (28) Это я! - (29) И, совсем сомлев от страха и стыда, заикаясь, просипел:

(30) - Дядя Егор! Прости меня! (По Б. Алмазову).

1) (18) Когда я ел божественно пахнущий ломоть, грыз хрустящую корку, тонул в белопенном мякише, чувствуя щеками его живое тепло, я не понимал, какой поступок совершил.

2) (19) И только потом, когда томление сытости стало склеивать мне веки, я удивился, почему это после ухода Егора ни мама, ни бабушка не сказали мне ни слова.

3) (23) Спотыкаясь и поскуливая, я вышел к оврагу, где огромным чернильным пятном лежала темень.

4) (30) - Дядя Егор! Прости меня!

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ломоть:

1) кусок; 3) буханка;

2) хлеб; 4) крошка.

АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора:

1) (2) Однажды, вернувшись домой, еще на крыльце я почувствовал аромат свежевы-печенного хлеба.

2) (16) Запах от Егора шел густой, в нем мешались конский и человеческий пот, махорка и духота овечьего закута.

3) (9) Это была самая больная струна в моем сердце.

4) (29) И, совсем сомлев от страха и стыда, заикаясь, просипел.

А4. Укажите ошибочное суждение:

1) В слове кладбища (предложение 24) буква д обозначает звук [д].

2) В слове хрустящую (предложение 18) звуков больше, чем букв.

3) В слове спотыкаясь (предложение 23) мягкость согласного [с'] на письме обозначена буквой ь (мягкий знак).

4) В слове почувствовал (предложение 2) все согласные произносятся четко.

А5. Укажите слово с чередующимся гласным в корне:

2) выросло; 4) просипел.

А6. Укажите, в каком слове правописание конечной буквы приставки определяется следующим за ней глухим согласным:

1) разломать; 3) бесформенную;

2) возненавидел; 4) раздался.

А7. Укажите, в каком слове правописание суффикса определяется частью речи, от которой образовано это слово:

1) божественно; 3) свежевыпеченный;

2) белопенный; 4) бесформенный.

В1. Замените разговорное слово недомерок в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

В2. Замените словосочетание бесформенную папаху, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ВЗ. Выпишите грамматическую основу из предложения 23.

В4. Среди предложений 10-15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер.

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

С великой натугой я закрыл комод.

- Егорушка/1' да что ж ты все нам,(2) у тебя своих пятеро,'31 - ахала бабушка.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 19.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда я ел божественно пахнущий ломоть/1' грыз хрустящую корку/21 тонул в белопенном мякише/31 чувствуя щеками его живое тепло/41 я не понимал/51 какой посту-

пок совершил. И только потом/61 когда томление сытости стало склеивать мне веки/71 я удивился/81 почему это после ухода Егора ни мама/91 ни бабушка не сказали мне ни слова.

В9. Среди предложений 20-26 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью между частями.

Прочитайте текст. Выполните задания.

(I) По восточному обычаю, в нашем доме никогда не ели свинину. (2) Не ели взрослые и детям строго-настрого запрещали.

(3) Однажды, когда я, как обычно, сидел в гостях у дяди Шуры, зачем-то пришла сестра, и он оставил ее пить чай. (4) Тетя Соня накрыла на стол, нарезала ломтями нежно-розовое сало, поставила горчицу и разлила чай. (5) Они и до этого часто ели сало, предлагали и мне, но я неизменно твердо отказывался. (6) Предлагали и на этот раз. (7) Дядя Шура положил на хлеб несколько ломтей сала и подал сестре. (8) Слегка поломавшись, она взяла у него этот позорный бутерброд и стала есть. (9) Настроение было испорчено, и я, как только выпил чай, ушел домой. (10) Меня просили остаться, но я был непреклонен.

(II) В те довоенные годы тетради трудно было достать. (12) А отец, как-то придя с работы, развернул газету и достал пачку новеньких тетрадей, которых было всего девять штук. (13) Отец раздал их нам поровну, разделив на троих. (14) Такая уравниловка показалась мне несправедливостью. (15) Меня, почти отличника, приравняли к брату с его нездоровой славой и к сестре, которая вчера уплетала сало, а сегодня получает ничем не заслуженный подарок. (16) Отец утешал, уговаривал, он даже обещал повезти рыбачить на горную реку. (17) Ничто не помогало. (18) Чем сильнее меня утешали, тем сильнее я чувствовал, что несправедливо обойден.

(19) Я встал и дрожащим голосом сказал, обращаясь к отцу:

- Она вчера ела сало.

(26) - Она вчера ела сало у дяди Шуры, - пояснил я в отчаянии, чувствуя, что все проваливается.

(27) В следующее мгновение отец схватил меня за уши, тряхнул мою голову, приподнял меня и бросил на пол.

(28) - Еще предателей мне в доме не хватало! - крикнул отец.

(29) Помню, больше всего меня потрясли не боль и не слова, а то выражение брезгливой ненависти, с которой он схватил меня за уши.

(30) Я очень любил отца, и он впервые меня наказал.

(31) С тех пор прошло много лет. (32) Я давно ем общедоступную свинину, хотя, кажется, не сделался от этого счастливей. (33) Но урок не прошел даром. (34) Я на всю жизнь понял, что никакой высокий принцип не может оправдать подлости и предательства, да и всякое предательство - это волосатая гусеница маленькой зависти, какими бы принципами оно ни прикрывалось. (По Ф. Искандеру).

1) (34) Я на всю жизнь понял, что никакой высокий принцип не может оправдать подлости и предательства, да и всякое предательство -это волосатая гусеница маленькой зависти, какими бы принципами оно ни прикрывалось.

2) (29) Помню, больше всего меня потрясли не боль и не слова, а то выражение брезгливой ненависти, с которой он схватил меня за уши.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Это случилось в голодные послевоенные годы. Однажды, вернувшись домой, еще на крыльце я почувствовал аромат свежевыпеченного хлеба. Из сеней запах потащил меня в комнату, к бабушкиному комоду. Там, во втором ящике, под старенькой простыней, я увидел четыре огромных, душистых, белых каравая с высокими пористыми боками, блестевших масляной корочкой. От их запаха у меня кружилась голова, но впиться в хлеб, разломать его, откусить я не посмел. С великой натугой я закрыл комод.
- Егорушка! - ахала бабушка. - Да что ж ты все нам, у тебя своих пятеро.
- У моих-то-отец,вот он, с руками и ногами, а ему кто,сироте, даст?
то была самая больная струна в моем сердце, и он потянул за нее, этот незнакомый голубоглазый, словно вылинявший от солнца Егор. Я возненавидел Егора,меня затрясло от его белозубой улыбки и жалостливых глаз. И как я, пятилетний недомерок, сообразил, чем больнее ударить его?!
А что это у нас в доме так навозом тянет? “Вот так тебе! - подумал я. - Пришел. Расселся. Жалеет. Разговаривает!”
Запах от Егора шел густой, в нем мешались конский и человеческий пот, махорка и духота овечьего закута.

Егор заморгал белыми ресницами, нахлобучил бесформенную папаху и суетливо заторопился.

Когда я ел божественно пахнущий ломоть, грыз хрустящую корку, тонул в белопенном мякише, чувствуя щеками его живое тепло, я не понимал, какой поступок совершил. И только потом, когда томление сытости стало склеивать мне веки, я удивился, почему это после ухода Егора ни мама, ни бабушка не сказали мне ни слова. Мама сидела, забившись в угол старенького диванчика, а бабушка гремела посудой.
. На улице было темно. Все привычное и незаметное днем переменилось, выросло и затаило угрозу: и плетни вдруг поднялись, как зубчатые стены, и беленые стены хат при луне вдруг засветились мертвенно и хищно.

. Спотыкаясь и поскуливая, я вышел к оврагу, где огромным чернильным пятном лежала темень.
Как во сне, я поднялся, перешел черный овраг и, стараясь не смотреть в сторону кладбища, вышел к Егорову куреню. Окна не светились. И тогда я зарыдал в голос, потому что все было напрасно: Егор спит, а завтра он уедет и никогда не простит меня!

- Кто здесь? - На огороде вдруг осветилась открытая дверь бани.

- Дядя Егор! - закричал я, стараясь удержать нервную икоту. - Это я! - И, совсем сомлев от страха и стыда, почему-то совершенно замерзая, хотя ночь была жаркая, ткнулся во влажную холщовую рубаху овчара и, заикаясь, просипел: - Дядя Егор! Прости меня!

Я бы сказал, что это рассказ о ранимости детской души и жестокости, которую ребенок может проявить в ответ на необдуманные слова взрослого.

Искоренять можно недостатки, т. е. вырывать с корнем, а тему можно определить, сформулировать и т. п.

Из рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского” мы узнаем, насколько трудной и суровой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Не хватало самого необходимого, везде царили голод и разруха, люди прилагали все усилия, чтобы выжить.

На долю главного героя рассказа, мальчика – пятиклассника, выпало много лишений и испытаний. Их “у матери было трое” и жили они “без отца, жили совсем плохо”. Однако мать

Так в одиннадцать лет началась для мальчика самостоятельная жизнь. Тяжело ему пришлось вдали от родных. Он постоянно недоедал, так как посылок, передаваемых матерью, хватало на два-три дня, да и “ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набирала в “баночку творогу…”. Частенько едой мальчику служил “гольный кипяточек”.

Денег на одежду тоже не было, поэтому главный герой ходил в школу “в старом, застиранном пиджачишке… который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских

галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах”. Чтобы выжить, ему приходилось играть на деньги. Но несмотря на все трудности, мальчик не потерял гордости, целеустремленности, чувства собственного достоинства.

Я уверена, что эти качества помогут ему достичь поставленной цели – получить образование.

В. Г. Распутин – интересный писатель, большой мастер, умный и чуткий к тревогам и бедам окружающих. Освещая чувства своих героев, потаенные уголки человеческой души, автор раскрывает себя. У писателя – цельный характер, безграничная вера в человека и добро на земле, в жизни и творчестве он руководствуется мудрыми словами: кому многое дано, с того больший спрос.

У Распутина было трудное детство: шла война, затем наступили голодные послевоенные годы. “Для нашего поколения был очень труден хлеб детства”, – вспоминает писатель. В своей деревне он был первым грамотным человеком, писал под диктовку письма на фронт и читал редкие весточки оттуда.

Рассказ “Уроки французского” дорог Распутину воспоминаниями о детстве, о том, что именно в этом возрасте человек понимает, что такое добро, не проходящее бесследно и остающееся в душе как наивысшая ценность. О том, с какими трудностями будущий писатель столкнулся в районном центре, куда его привезла мать продолжать учебу в пятом классе, идет речь в рассказе.

Это были тяжелые послевоенные годы – в пятый класс герой пошел в 1948 году. Он был самым старшим из троих детей в семье, Жили плохо, без отца. “Голод в тот год еще не отпустил”, и поэтому дети весной, когда нечего было есть, глотали “глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи”, чтобы хоть что-то было в животе, – “тогда не придется все время думать о еде”. Ребята летом пытались вырастить картошку из своих семян, но у них это плохо получилось – урожая они совсем не почувствовали.

Как самого грамотного в деревне, мальчика уважали и даже иногда подкармливали: однажды в благодарность за помощь в выигрыше облигаций ему подарили “ведро картошки – под весну это было немалое богатство”.

Несмотря на такое бедственное положение, мать отправила сына учиться в райцентр.

В школе мальчик постоянно недоедал, хотя еду ему “присылали довольно часто, примерно раз в неделю”, этого, конечно, растущему организму не хватало, да и еда куда-то стала исчезать, о чем мальчик не сказал матери, чтобы ее не расстраивать. В деревне, в отличие от райцентра, легче было найти что-то съестное – в лесу или в реке, здесь же этого не было, а рыба ловилась плохо. Когда же у матери появились деньги, на них мальчик стал покупать молоко – от малокровия.

Но, конечно, и этого не хватало, и так получилось, что герой стал играть на деньги и научился выигрывать. Мальчику было стыдно (“с таким позором и домой нельзя”), он боялся разоблачения, но голод пересиливал. Но и эту небольшую сумму – всего лишь рубль – он тратил не на конфеты и книги, не копил, а покупал все ту же баночку молока: “Досыта все равно я не наедался.

Но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод”.

Мать не могла постоянно помогать сыну: в те трудные дни колхоз не рассчитался с хлебосдачей, дядя Ваня с продуктами от матери больше не приезжал, и мальчик питался тем, что удалось припрятать – в укромном месте глотал печеный картофель, но есть хотелось даже во сне. И поэтому, несмотря на конфликт со сверстниками, он решил опять начать играть: “…кусок хлеба, и то хорошо…”

Случайно узнавшая ситуацию учительница французского Лидия Михайловна сделала попытку подкормить ученика, но гордость и стеснение не позволяли мальчику согласиться на это. Тогда Лидия Михайловна, понимая, что мальчику нужно учиться, а для этого просто-напросто не голодать, прислала ему посылку, но он сразу понял, что это не от матери: у них в деревне никогда не бывало макарон и гематогена, да у матери и денег нет на такое богатство.

Поскольку мальчик от посылки отказался, учительница стала играть с ним на деньги и специально проигрывать. Опять у героя стала появляться возможность покупать молоко и, закрывая глаза от удовольствия, он выпивал его: “Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время”.

Но однажды на шум вошел директор и увидел игру учительницы и ученика на деньги и посчитал это преступлением, растлением и совращением. Конечно, он не захотел разобраться в причинах поведения учительницы. А мальчик на всю жизнь запомнил трубочки макарон и три красных яблока, которые он видел “только на картинках, но догадался, что это они”.

Я думаю, нам нужно чаще вспоминать о нелегкой жизни ребят в военное и послевоенное время, чтобы больше ценить то, что имеем.

Надежда Владимировна Штарева

Работа выполнена в рамках проведения районного этапа XVIII Всероссийского детского экологического форума "Зеленая планета 2020" который проводится по инициативе Общероссийского общественного детского движения при поддержке государственных, общественных и культурных учреждений и организаций России.

ВложениеРазмер
sochinenie-1.docx 18.23 КБ

Предварительный просмотр:

(Жизнь на войне и жизнь после войны)

Я хочу, чтобы наша планета оставалась зеленого цвета ,

Чтобы не было серого цвета на планете моей никогда …

Через несколько дней мне исполнится 10 лет. Много это или мало? Понятие времени такое непонятное. Мне кажется, что я совсем большая и многое понимаю сама. А как подумаю, что когда-то давно, 75 лет назад, окончилась Великая Отечественная война, то мои 10 лет кажутся совсем маленьким промежутком времени. 75 лет - это целая человеческая жизнь. Нам, живущим сейчас, очень-очень трудно понять до конца, что они, живущие тогда, испытывали и чувствовали? Мы знает это только из рассказов нашей учительницы, наших старших родных, из фильмов и интернета.

Та страшная война коснулась каждой семьи. И моих родных она тоже не обошла стороной. Моей прабабушке Вале было всего 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. Возрастом чуть старше меня, а девочке пришлось идти работать на лесозаготовку. Я даже не представляю, что это такое. Так страшно становится, когда мама рассказывает мне, как однажды прабабушка не успела отбежать от падающего огромного дерева, и сучьями ей повредило ногу. Так до самой старости ее мучили постоянные боли в этой ноге. Больше 60 лет отголоски той войны постоянно напоминали о себе моей прабабушке.

Мои прабабушка Маруся и прадед Петр (папины дедушка и бабушка), будучи еще совсем юными, партизанили в белорусских лесах и не понаслышке знали, что такое фашистская бомбежка.

Слава Богу, прабабушки и прадедушки остались живы и у них родились мои бабушки и дедушки, мама и папа, а значит и мы - я и мои сестра и брат.

Мой родственник, брат моего прадеда, Корешин Александр Тимофеевич, воевал на фронте и имел правительственные награды за оборону Ленинграда, за освобождение Польши, за взятие Берлина. Он даже расписался на побежденном Рейхстаге! Был награжден Орденом Славы. Александр Тимофеевич тоже дожил до Победы. Я не видела его сама, он ушел из жизни еще до моего рождения, но я очень им горжусь.

А вот другому моему родственнику, Дементьеву Василию Севастьяновичу, не посчастливилось дожить до Великой Победы. Он был расстрелян в польском концлагере Гросс Борн-Редериц 2 января 1942 года.

Много лет прошло с тех пор, но мы, живущие сейчас, ни на минуту не должны забывать о тех людях, которые нам эту жизнь сохранили. Я, к сожалению, не видела и не знаю ни одного из своих родных, испытавших все ужасы той войны. Они умерли еще до моего рождения. Но вся моя семья чтит память о них. И пусть наша Земля останется вечно зеленой, цветущей, без страшных ран, которые наносит страшное слово – ВОЙНА!

Читайте также: