Чтобы вы изменили в системе образования сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование - это фундамент, на котором строится человек. В нашей стране каждый гражданин имеет право получить среднее образование. Без образования, современному человеку нельзя обойтись, стать успешной личностью, профессиональным специалистом в свой области нельзя без диплома, а школа-это первая ступень к его получению.

Образование - это фундамент, на котором строится человек. В нашей стране каждый гражданин имеет право получить среднее образование. Без образования, современному человеку нельзя обойтись, стать успешной личностью, профессиональным специалистом в свой области нельзя без диплома, а школа-это первая ступень к его получению.

Так как система образования является важным фактором в построении цивилизованного общества, от того, кого и как мы сегодня обучим и воспитаем, зависит будущее страны. Ведь не случайно во всех развитых странах мира уделяется огромное внимание обучению в школе. Я интересуюсь тем, как реализуется система образования в странах с ведущими мировыми экономиками и по моему мнению, нам можно взять на вооружения опыт Сингапура. Система образования этой страны функционирует эффективнее и совершенствуется быстрее других. Уже с начальной школы воспитывают открытых миру лидеров, способных работать в команде и осуществлять взаимодействии школьного образования с экономикой страны.

Цель системы образования - усиление преподавательского состава и поощрение успешных проектов. На сегодняшний день в школах работают лучшие выпускники университетов, так как в Сингапуре убеждены, что качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителей. Интересный факт, что если учитель, пришедший в школу после университета, проработал в ней менее трех лет, то он обязан возместить государству затраты на обучение. Ведь в нашей стране тоже тысячами выпускаются специалисты, которые учились на бюджетных местах в ВУЗах и педагогических колледжах. В Сингапуре высокая стартовая зарплата учителя (около двух с половиной тысяч долларов), действует система премий. Опытные учителя – это мастера, которые могут стать менторами новых учителей или возглавить школу. Дети обучаются в сингапурской школе десять лет, из них шесть лет – в начальной школе. Ученики могут обучаться по индивидуальной программе, составленной из предметов по выбору и предметов, рекомендованных школой. Таким образом, получается, что учитываются способности, возможности и желания каждого ученика.

В Сингапуре четко прослеживается акцент на персонализацию образования, я думаю что такой подход в нашей системе образования тоже был бы полезен. Большое внимание уделяется математике, языковой подготовке и естественным наукам. Внеклассные занятия, как и в наших школах обычно посвящены развитию спортивных, творческих способностей, реализации социальных проектов.

Из этого краткого обзора основных характеристик образовательной системы Сингапура, я делаю вывод, что нашей системе образования было бы не плохо перенять главным образом три особенности:

1. Отбор учителей, при котором создана система конкуренции и поддерживается высокий статус учителя, подкрепленный материально.

2. Постоянная профессиональная подготовка учителей, направленная на повышение эффективности преподавательской работы.

3. Создание условий, при которых каждый ученик получает качественное образование. То есть правительства страны уже поняло, что образование сегодня-это основа всех политических и экономических реформ завтра; что, оказывая профессиональную и материальную поддержку педагогам, государство готовит компетентных специалистов, способных не только давать знания, но и развивать навыки применения этих знаний на практике у подрастающего поколения.

Уверена, если в наиболее продвинутых в плане отношения странах существуют системы, организованные таким образом, что эти факторы работают, то это доказывает, что улучшение результатов обучения достижимо и в других государствах. Думаю, опыт этих стран может быть учтен при изменении системы образования в нашей стране.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мир меняется стремительно: экономические и политические кризисы, межнациональные конфликты, реформы в социальной сфере. Чтобы быть конкурентоспособным государством, нужно четко реагировать на все изменения; необходимы люди, способные грамотно и разумно действовать в условиях нестабильности, находить правильные решения в соответствии с реалиями мировой ситуации. Они должны быть образованы и мобильны, уметь ориентироваться в предлагаемых жизнью условиях. Система образования является основным фундаментом в построении цивилизованного общества. От того, кого и как мы сегодня обучим и воспитаем, зависит будущее страны. Не случайно во всех развитых странах уделяется огромное внимание обучению в школе.

Системы образования развитых стран выстроены таким образом, чтобы выпускники школ были не просто информированными людьми, но и могли критически мыслить, принимать решения, анализировать, развиваться всесторонне. Мне интересно, как выстроена система образования во всех странах. Свои особенности есть в каждой. В данной работе я остановлюсь на трех. Это Сингапур, Китай, США, страны с ведущими мировыми экономиками. В США – рыночная экономка, демократия. Меня заинтересовало каким образом там построено образование, что вот уже много десятилетий это государство является супердержавой, как и чему там учат детей, которые в итоге идут работать в банки, на производство, в политику, одним словом, они приспособлены к системе, где господствует конкуренция. Китай, напротив, - одно из немногих социалистических государств, в котором господствуют тоталитарные методы руководства. И там тоже необходимы усилия, чтобы тебя заметили, и ты смог проявить себя. Сингапур – небольшое государство, которое совершило стремительный рывок в экономике в середине прошлого века, и система образования этой страны занимает по исследованиям ОЭСР лидирующие позиции по уровню развития.

ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) - международная организация развитых стран, имеющих возможность в рамках организации разрабатывать, обсуждать и координировать социальную и экономическую политику, обмениваться опытом в решении общих проблем. Одним из основных направлений деятельности этой организации является образование.

1. Способность учащихся к выбору решений и действий.

2. Готовность выпускников школ к использованию имеющихся знаний на практике.

3. Формирование метапознания, навыков обучения тому, как учиться.

Наилучшие результаты по данным критериям как раз показывают ученики из Китая и Сингапура, а США, хотя и не занимают лидирующие позиции, готовят молодежь, которая достаточно успешно адаптируется в жизни.

Система образования этих стран функционируют эффективнее и совершенствуются быстрее других. Что их объединяет и каким образом улучшаются результаты учащихся, попробуем разобраться в данной работе.

Итак, Сингапур. Система образования Сингапура базируется на британских традициях, оно имеет ряд особенностей - лучшие выпускники университетов идут преподавать в школу, каникулы короткие (около десяти дней), профессия учителя хорошо оплачивается и имеет высокий статус.

Образование в Сингапуре базируется на создании среды, которая направлена на усиление мотивации каждого школьника получать знания. Жители Сингапура со школы нацелены на освоение новых технологий, развитие предпринимательского духа, умение брать ответственность перед обществом на себя.

Школьники Сингапура занимают призовые места в международных предметных олимпиадах. Страна является одним из продвинутых финансовых, торговых и технологических центров мира. Прослеживается прямая связь между системой школьного образования и процветанием государства. Образовательная система способствует воспитанию открытых миру лидеров, которые способны работать в команде и осуществлять взаимодействии школьного образования с экономикой страны.

Цель системы образования - усиление преподавательского состава и поощрение успешных проектов. Уже сегодня в школах работают лучшие выпускники университетов, так как в Сингапуре убеждены, что качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителей. Если учитель, пришедший в школу после университета, проработал в ней менее трех лет, то он обязан возместить государству затраты на обучение. В Сингапуре высокая стартовая зарплата учителя (около двух с половиной тысяч долларов), действует система премий, государство оплачивает повышение квалификации.

Получив педагогическое образование, можно продолжить карьеру вне школы. Опытные учителя – это мастера, которые могут стать менторами новых учителей или возглавить школу. Дети обучаются в сингапурской школе десять лет, из них шесть лет – в начальной школе. Ученики имеют возможность обучаться по индивидуальной программе, составленной из комбинаций предметов по выбору и предметов, рекомендованных школой. Таким образом, система учитывает каждого ребенка.

В Сингапуре четко прослеживается акцент на персонализацию образования. Большое внимание уделяется математике, языковой подготовке и естественным наукам. Внеклассные занятия в школе обычно посвящены развитию спортивных, творческих способностей, реализации социальных проектов.

США. Государственной системы образования как таковой в Америке не существует. Нет единых стандартов обучения. Содержание и объем материалов, который предстоит постигнуть школьнику, уточняется самим преподавателем. Средние школы бывают трех типов: академические, профессиональные, многопрофильные. Академический профиль дает образование достаточное для поступления в вуз. Профессиональные профили готовят выпускника к практической деятельности. Многопрофильные школы дают слабые знания и образование в них подвергается постоянной критике. Американские школьники, начиная с третьего класса, ежегодно тестируются. Среди американских школ существует конкуренция. Как в Китае и Сингапуре, так и в Америке статус учителя высок. Обучение в США основано на саморегуляции школьников, нет давлеющего контроля со стороны учителя. Ученики на уроках чувствуют себя достаточно свободно, преобладает демократический стиль общения. Много заданий, направленных на выражение собственного мнения. Ученик сам может выбирать предметы для изучения.

Из этого краткого обзора основных характерных особенностей образовательных систем, я делаю следующие выводы:

Опыт лучших систем образования показывает, что главную роль имеют три особенности:

1. Отбор учителей, при котором создана система конкуренции и поддерживается высокий статус учителя, подкрепленный материально.

2. Постоянная профессиональная подготовка учителей, направленная на повышение эффективности преподавательской работы.

3. Создание условий, при которых каждый ученик получает качественное образование. [онлайн на: психологос.Энциклопедия практической психологииъ] (получено 26.08.2015г.)

То есть Правительства этих стран уже поняли, что образование сегодня-это основа всех политических и экономических реформ завтра; что, оказывая профессиональную и материальную поддержку педагогам, государство готовит компетентных специалистов, способных не только давать знания, но и развивать навыки применения этих знаний на практике у подрастающего поколения.

Уверена, если в наиболее продвинутых в этом отношении странах существуют системы, организованные таким образом, что эти факторы работают, то это доказывает, что улучшение результатов обучения достижимо и в других странх.

Думаю, опыт этих стран может быть учтен при изменении системы образования в нашей стране.

Казахстан стал независимым вот уже более двадцати лет назад. Политические и социально-экономические изменения вызвали необходимость перемен и в системе образования.

Планы грандиозные. Они требуют кардинальных изменений в образовании.

Школьная система среднего образования Казахстана успешно продвигается шаг за шагом к стандартам ОЭСР. Сотрудничая с этой организацией, Министерством образования проводятся исследования по различным уровням образования, цель которых сопоставить свои достижения с лучшими мировыми практиками и выработать приоритеты их развития.

Но вместе с тем, суть общешкольного образования в средних школах не изменилась. Продолжается гонка за качеством знания, за цифрами, рейтингами. А система ЕНТ не направлена на объективное оценивание подготовки выпускников. Мы по-прежнему не фокусируем свое внимание на личности ученика, не раскрываем полностью потенциал ребенка.

Профессия учителя не популярна в нашей стране. Учителями зачастую становятся случайные люди, которые не мотивированы к совершенствованию своего профессионального мастерства. Вузовская система подготовки педагогических кадров также несовершенна. Наблюдается слабая связь между тем, что будущие учителя изучают в вузах и тем, что им предстоит делать на своем рабочем месте. Поэтому, необходимость перемен очевидна.

Начинать нужно со школы и с себя. Моей школе нужны изменения. В школе преобладает традиционная система обучения, основанная на авторитарности учителя. Нет системы во внедрении новых подходов в обучении.

Основа системы образования-это учителя. Если мы изменим подход к обучению, измениться и система. Конечно, я рассчитываю на помощь и поддержку коллег, которых я буду стараться увлечь новыми подходами в обучении. Я уверена, поддержка и понимание будет. Есть у нас в школе талантливые педагоги, которые критически относятся к своей работе и понимают, что традиционные формы и методы преподавания уже не актуальны, они не отвечают и запросам современного общества, наши выпускники, если и знают, но не могут применить-вот главная наша проблема.

Я уверена, что у меня получится и я обязательно применю свои знания на практике, потому что все, о чем мы говорили на занятиях – правильно и направлено конкретно на ученика, которого нужно понимать, слышать, учить мыслить критически, а не предлагать ему готовые решения. И нужно учить по-другому – наблюдая, думая, рефлексируя.

А изменения в системе образования страны нужно начинать на местах, в школах, в себе.

Использованная литература:

3.ОСЭР [онлайн на психологос.Энциклопедия практической психологии ] (получено 26.08.2015г.)

4.Образование в Китае [онлайн на ( ichina . ru / top / information / obrazovanie ) 27.08.2015г.]

5.Послание Президента Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17января 2014 года. [онлайн на Официальный сайт Президента Республики Казахстан ] (получено 26.08.2015г.)

Вот уже 3 года я ношу звание учитель. Действительно, звучит гордо. Но на самом деле – это очень ответственное и великое звание, которое нужно заслужить. Это стало окончательно ясно, когда появились первые успехи и первые ошибки, когда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, и школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию. Мне хочется быть хорошим учителем, оставляющим добрую память в сердцах своих учеников. Учитель – не профессия, а образ жизни.

Есть у учителя особая миссия: в смене будней не пройти мимо детского интереса, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей погаснуть в повседневных заботах. Высокое назначение педагога – отметить и поддержать талант. Конечно, выделить из сотни одного – это лишь часть задачи. Моя задача как учителя – определить склонности, интересы каждого.

Мир меняется стремительно: экономические и политические кризисы, межнациональные конфликты, реформы в социальной сфере. Чтобы быть конкурентоспособным государством, нужно четко реагировать на все изменения; необходимы люди, способные грамотно и разумно действовать в условиях нестабильности, находить правильные решения в соответствии с реалиями мировой ситуации. Они должны быть образованы и мобильны, уметь ориентироваться в предлагаемых жизнью условиях. Система образования является основным фундаментом в построении цивилизованного общества. От того, кого и как мы сегодня обучим и воспитаем, зависит будущее страны. Не случайно во всех развитых странах уделяется огромное внимание обучению в школе.

Цель системы образования - усиление преподавательского состава и поощрение успешных проектов. Ученики имеют возможность обучаться по индивидуальной программе, составленной из комбинаций предметов по выбору и предметов, рекомендованных школой. Таким образом, система учитывает каждого ребенка.

Школы могут использовать свой собственный метод обучения, который должен быть направлен на расширение возможностей учащихся через личностно-ориентированный подход. Такая система образования, по моему будет нацелена на то, чтобы воспитывать ученика, который будет обладать всеми навыками, необходимыми в 21 веке. Компьютерные сети, интерактивные медиа, новые цифровые технологии активно используются в школах. В течение обучения у учащихся развивают критическое мышление, коммуникативные навыки, особый упор делается на прикладную составляющую теоретических знаний.

Профессия учителя не популярна в нашей стране. Учителями зачастую становятся случайные люди, которые не мотивированы к совершенствованию своего профессионального мастерства. Вузовская система подготовки педагогических кадров также несовершенна. Наблюдается слабая связь между тем, что будущие учителя изучают в вузах и тем, что им предстоит делать на своем рабочем месте. Поэтому, необходимость перемен очевидна.

Начинать нужно со школы и с себя. Моей школе нужны изменения. В школе преобладает ФГОС система обучения, основанная на авторитарности учителя. Нет системы во внедрении новых подходов в обучении.

Основа системы образования-это учителя. Если мы изменим подход к обучению, измениться и система. Конечно, я рассчитываю на помощь и поддержку коллег, которых я буду стараться увлечь новыми подходами в обучении. Я уверена, поддержка и понимание будет. Есть у нас в школе талантливые педагоги, которые критически относятся к своей работе и понимают, что традиционные формы и методы преподавания уже не актуальны, они не отвечают и запросам современного общества, наши выпускники, если и знают, но не могут применить-вот главная наша проблема.

Я уверена, что у меня получится и я обязательно применю свои знания на практике, потому что все, о чем мы говорили на занятиях – правильно и направлено конкретно на ученика, которого нужно понимать, слышать, учить мыслить критически, а не предлагать ему готовые решения. И нужно учить по-другому – наблюдая, думая, рефлексируя.

А изменения в системе образования страны нужно начинать на местах, в школах, в себе.

Я очень часто размышляю над тем, что я хотел бы изменить в своей школе. Во-первых, я хотел бы внедрить в обучение инновационные технологии. Время проходит, нужно пользоваться его достижениями. Было бы интересно, чтобы каждый из нас мог готовить проекты, снимать видео на определённые темы, делать презентации и демонстрировать их на большом экране. Такой подход к обучению мог бы раскрыть весь творческий потенциал учащихся и сделать уроки интересными.

Во-вторых, хотелось бы, чтоб занятия стали более наглядными. Я имею в виду не рассматривание картинок, а возможность лицезреть изучаемые объекты воочию. Например, на уроках биологии, проходя темы растений, хорошо было бы выходить на природу и демонстрировать ученикам всё как есть. Это помогло бы развить интерес к обучению и способствовало бы сплочению коллектива.

Я верю, что учёба может быть интересной. Но, к сожалению, очень часто нам даётся для ознакомления сухой материал. Поэтому я обратил бы внимание именно на то, как помочь ученикам получать интересные знания.

Что ещё я хотел бы изменить в своей школе? Работу столовой, точнее, ассортимент представленных там блюд и десертов. Я был бы рад, если бы меню стало более разнообразным, а пища вкусной, похожей на домашнюю. Ну и, само собой, чтобы еда была не дорогой, а доступной по цене каждому школьнику.

Было бы здорово, если бы нас иногда водили на выставки, представления, концерты. Хотелось бы, чтоб нас возили в другие города, организовывали интересные экскурсии.

В нашей школе, к сожалению, почти нет никаких кружков, есть только секция по баскетболу. Это очень досадно, ведь многим ученикам в свободное время некуда деваться, они не знают, как разнообразить свой досуг. Вместо библиотеки, занимающей большое помещение, лучше бы сделали танцевальный класс. Я точно знаю, что его бы посещало много учеников.

И последнее. Из-за большого количества предметов у нас очень тяжёлые портфели. Тем, кто далеко живёт, очень сложно физически, ведь позвоночник испытывает большую нагрузку. Поэтому я бы разрешил на уроках пользоваться электронными учебниками, как это уже происходит в некоторых школах.

В целом, могу сказать, что несмотря на большое количество замечаний и предложений я хожу в свою школу с удовольствием.

Читайте также: