Элективный курс по русскому языку 11 класс подготовка к егэ сочинение
Обновлено: 04.07.2024
Автор: Ларина Надежда Юрьевна
Организация: МБОУ Школа 22 г.о.Самара
Населенный пункт: Самарская область, г.о.Самара
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 и/или11 классов. Рассчитан на 68 часа в год (2 часа в неделю).
Цель занятий элективного курса по русскому языку в 10-11 классах – подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.
- закрепить, углубить и обобщить лингвистические знания;
- научить применять их на практике.
Подготовка к ЕГЭ проводится последовательно – по заданиям-блокам, вошедшим в КИМы. Таким образом, ведётся систематическое повторение курса русского языка, рассматриваются варианты заданий, сформулированных в соответствии с последними демонстрационными вариантами тестов ЕГЭ.
Предусмотрено использование на занятиях следующих базовых учебников по русскому языку для старших классов и учебных пособий: А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой; В Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко; Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина; Д. Э. Розенталя; А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой, а также варианты тренировочных тематических тестов, словарные и контрольные диктанты, варианты индивидуальных заданий, которые обучающиеся могут выполнять как на занятиях элективного курса, так и в качестве домашнего задания.
В основе данного элективного курса – элементы модульно-блочной технологии.
Все задания КИМов ЕГЭ по русскому языку подразделены на следующие модули-блоки:
Блок «Средства связи предложений в тексте (найти часть речи) (задание 25)
Задания в каждом модуле-блоке отрабатываются по плану:
Особенности контроля: 1) учитель; 2) самоконтроль (по эталону); 3) взаимопроверка (по образцу).
Форма итогового контроля – тестирование ЕГЭ.
- знать основные нормы русского языка (фонетические, орфографические, морфологические, лексические, синтаксические, грамматические);
- применять полученные знания на практике;
- быть готовыми к успешной сдаче ЕГЭ.
Надеюсь, что данный элективный курс поможет учителям русского языка в подготовке выпускников к предстоящим экзаменам.
Тематическое планирование
Тема модуля-блока
Кол-во часов
Возможные виды деятельности
Примечание
1
Анализ текста. Содержание текста, главная информация, типы речи, значение слов, средства связи предложений
10
Лекция. Беседа. Работа с текстом (задания из теста ЕГЭ № 1)
Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 2)
Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 22)
Презентация. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 23)
Лекция-презентация. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 24)
«Средства связи предложений в тексте (найти часть речи) (задание 25)
Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 25)
Комплексный анализ текста
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Работа над ошибками
2
Лексика
7
Работа с текстом (задания из теста ЕГЭ № 3)
Раздаточный материал. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 5)
Таблицы. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 6)
Анализ ошибок, допущенных в тесте
Работа над ошибками
3
Орфоэпия
4
Выполнение упражнений. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 4). ЭОР
Контрольная работы: карточка-тест
Анализ ошибок, допущенных в карточке-тесте
Работа над ошибками
4
Грамматика
8
Презентация. Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 7)
Презентация. Доклад. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 8)
Анализ ошибок, допущенных в тесте
Работа над ошибками. ЭОР
5
Орфография
13
Объяснительный диктант. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 9). ЭОР
Комментированное письмо. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 10). ЭОР
Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 11)
Таблица. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 12)
Опорный конспект. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 13). ЭОР
Лекция. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 14). ЭОР
Опорный конспект. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 15). ЭОР
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте
Работа над ошибками
6
Пунктуация
14
Презентация. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 16). ЭОР
Таблицы. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 17). ЭОР
Таблицы. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 18). ЭОР
Презентация. Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 19). ЭОР
Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 20). ЭОР
Работа с текстом (задание из теста ЕГЭ № 21). ЭОР
Анализ ошибок, допущенных в тестировании
Работа над ошибками. ЭОР
7
Средства выразительности речи
4
Анализ ошибок, допущенных в тесте
Работа над ошибками. ЭОР
8
Сочинение
5
Написание сочинения по предложенному тексту (урок-обучение)
Презентация. Раздаточный материал. Шаблоны. ЭОР
Написание сочинения по предложенному тексту (урок-рефлексия)
Раздаточный материал (текст для самостоятельного написания сочинения)
Анализ ошибок, допущенных в сочинении
9
Итоговый контроль
3
Тестирование в форме ЕГЭ
Анализ ошибок, допущенных в тестировании
Работа над ошибками. ЭОР
68
Содержание программы
Модуль № 1. Анализ текста. Содержание текста, главная информация, типы речи, значение слов, средства связи предложений
Текст как речевое произведение. Тема. Идея (основная мысль). Синтаксис текста, целостность, связность. Функционально-смысловые типы и стили речи. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Разговорная речь. Язык художественной литературы. Средства связи предложений в тексте (союзы, частицы, местоимения, наречия, числительные (собирательные и порядковые), вводные слова и словосочетания). Лексические понятия: антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы, группы слов по происхождению и употреблению.
Модуль № 2. Лексика
Лексика. Слово - основная единица языка. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха. Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. Лексические нормы.
Модуль № 3. Орфоэпия
Классификация фонетических единиц и звуков русского языка. Фонема. Понятие о фонетической позиции (сильная и слабая). Позиционные чередования звуков. Транскрипция. Ударение в русском языке. Интонация. Орфоэпические нормы.
Модуль № 4. Грамматика
Морфологические нормы, связанные с употреблением имён существительных во множественном числе, имён прилагательных во множественном числе, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий. Синтаксические нормы, связанные с употреблением предлогов и союзов.
Модуль № 5. Орфография
Правописание корней: правописание безударных гласных в корне слова; непроверяемые гласные; корни с чередованием.
Правописание приставок: приставки на З-С; неизменяемые приставки; приставки ПРЕ-ПРИ; буквы И-Ы после приставок. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Правописание суффиксов в частях речи (существительных( Буква – Е – в суффиксе – ЕН- существительных на –МЯ; Буквы Ч, Щ в суффиксах –ЧИК, ЩИК; Буквы Е, И в суффиксах –ЕК, ИК-), прилагательных (Суффиксы –ЧИВ, ЛИВ -; Суффиксы – ЕВ, ИВ -; Суффиксы –К, СК -), глаголах (Гласные в суффиксах глаголов – ОВА (ЕВА), ИВА (ЫВА), наречиях (Буква О, А на конце наречий).
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (правописание безударных личных окончаний в глаголах; правописание суффиксов причастий УЩ (ЮЩ)-АЩ (ЯЩ), ЕМ-ИМ; гласные А, Я, Е, И пред суффиксами – ВШ, Ш; гласные А, Я, Е пред суффиксами – Н, НН).
НЕ - НИ с частями речи. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ. НЕ - НИ с частями речи (существительными, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, глаголами, деепричастиями, причастиями.
Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание производных предлогов, союзов, вводных слов, наречий, местоимений.
Н и НН в частях речи (прилагательных, причастиях, наречиях).
Модуль № 6. Пунктуация
Простое предложение. Основные виды простого предложения. Предикативная основа предложения. Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. Обособленные и уточняющие члены предложения. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в простом предложении. Сложное предложение. Сложное предложение, его виды. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Сложное предложение с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП.
Модуль № 7. Средства выразительности речи
Изобразительно-выразительные средства языка. Фонетические выразительные средства. Лексические средства языка. Синтаксические средства языка. Троты.
Модуль 8. Сочинение
Обучение написанию сочинения по предложенному тексту. Структура сочинения. Особенности стилистики. Критерии оценивания.
Модуль № 9. Итоговый контроль
Тестирование в форме ЕГЭ
Учебно-методическое обеспечение
Учебник:
Методическая литература:
Тесты:
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
- формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
- обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
- воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Ожидаемые результаты. учащиеся должны
знать:
- теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич.часть |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Языковые нормы | 1 | 1 | - |
3 | Текст | 3 | 2 | 1 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 2 | 1 | 1 |
5 | Функциональные стили речи | 2 | 1 | 1 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | 2 | 1 |
7 | Коммуникативная компетенция. | 21 | 8 | 13 |
Всего в 11 классе | 34 | 17 | 17 |
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Данный материал представляет собой элективный курс по русскому языку, который поддерживает выпускника в рамках подготовки к ЕГЭ, в частности - творческой части по русскому языку.
(В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках подготовки к итоговому сочинению и к единому государственному экзамену по русскому языку основным средством развития коммуникативных навыков и умений является обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний, что предусматривает составление учащимися плана, конспекта, тезисов текстов различных жанров, объединение нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью подразумевается умение оценивать устные ответы, письменные работы сверстников. Именно поэтому работа над сочинением является обязательным элементом обучения .
Не случайно и в КИМах ЕГЭ (часть 2) по русскому языку в 11 классе указывается на то, что последнее задание теста - небольшое сочинение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры старшеклассника.
Таким образом, научить писать сочинение - одна из актуальных проблем современной школы. Этот навык необходим каждому культурному человеку, в частности современному школьнику для грамотного построения развернутого письменного высказывания по любому учебному предмету, а самое главное - при написании итогового сочинения как допуска к ЕГЭ и при выполнении творческой части на экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ.
Цели, решаемые при реализации элективного курса:
развитие творческих способностей обучающихся;
овладение учащимися свободной речью ( устной и письменной);
подготовка учащихся к написанию итогового сочинения сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи, решаемые при реализации элективного курса:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Используемый учебно-методический комплекс, дополнительная литература:
1. ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под. Ред.И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015, 2016 г.
4. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2013.
Данная программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов,
из них 2 ч.- для практической работы с текстами черновых и образцовых сочинений;
1 ч. – для проведения сочинения в жанре эссе.
Прогнозируемый результат:
к концу изучения элективного курса обучающиеся должны:
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений разных жанров;
уметь создавать собственные творческие работы на заданную и свободную темы; творческие работы различной проблематики;
анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их.
Содержание программы
Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.
Вы пишете сочинение
Тема сочинения. Узкая и широкая темы сочинения. Типология тем сочинений. Выбор и осмысление темы творческой работы. Определение основной мысли сочинения. Отбор материала при написании сочинения.
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. План сочинения. Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.
Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом.
Цитирование. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи.
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.
Основные виды сочинений: повествование, описание, рассуждение, эссе. Особенности работы над сочинениями различных жанров.
Авторская позиция в творческой работе, её выявления в художественном произведении и интерпретация в сочинении.
Анализ образцов сочинений разных жанров. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Комментирование, редактирование и рецензирование творческих работ.
Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Тематическое планирование.
Кол-во часов
Прежде чем писать сочинение. Основные требования к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ
И. Вы пишете сочинение
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. План сочинения. Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе.
Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.
Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.
Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.
Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования.
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.
Практическая работа. Работа над сочинением и его рецензирование.
Основные виды сочинений: повествование, описание, рассуждение, эссе. Особенности работы над сочинениями различных жанров.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 2015-2016 г.);
Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Элективный курс по русскому языку "Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)" используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену, учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Данный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, формирование практических навыков выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в тестовой работе, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. Вместе с тем, курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цели и задачи элективного курса
Цели курса - совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)" направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;
понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;
владение разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
владение умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты:
в результате изучения курса учащиеся должны знать:
- сведения о языке, соответствующие государственным образовательным программам по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
- понимать и интерпретировать текст;
-создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
- формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Содержание элективного курса "Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)" 11 класс (33 часа)
Введение (1 час)
Содержание ЕГЭ по русскому языку. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по русскому языку. Структура КИМ ЕГЭ по русскому языку. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
Орфографические нормы ( 5 часов)
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-).
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
Пунктуационные нормы (4 часа)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.
Текст (3часа)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (5часов)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (5часов)
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Разговорный стиль речи. Его особенности.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.
Научный стиль, его особенности.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка (3часа)
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Коммуникативная компетенция (7часов)
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность).
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Читайте также: