Едва другая сыщется столица как москва сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в Москве. В комедии "Горе от ума" Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем страшнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев Москву в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского отражена впечатляюще. Я думаю, этот список можно продолжать целым рядом выдающихся имен.

В "Горе от ума" отражена эпоха после 1812 года. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни 20-х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. "И награжденья брать, и весело пожить" - это идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила - сметет их как ненужный хлам, поэтому они стремятся к единению с себе подобными. В России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говорит Софье: "Что нового покажет мне Москва, вчера был бал, а завтра будет два". Фамусов восхищается Москвой, видя в ней особый шик. Он заявляет: Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва! Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас ее облик с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что это было вчера. Внешне перемены огромные, а суть осталась. Скалозуб о Москве отзывается "как о дистанции огромного размера", глупо утверждая, что после войны 1812 года она расцвела. Он говорит: "По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью". Разве это речь патриота, который любит свой народ и Россию? Фамусовское общество сделало Москву своей "кормушкой". Если сравнить Москву Грибоедова с Москвой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годы идут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества, населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве, попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись со своей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матери, выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска Скотининых, или ждать, когда ее повезут "в Москву, на ярмарку невест". Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что, впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: "В Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест". Соседи предлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевной беспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только доброта их - на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего. Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этот властвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боится ехать, ей жалко расставаться со "своими рощами, лугами", о в то же время ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву. ("Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они. ") Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Москва пушкинской эпохи - это торговый город, обиталище старого российского барства, "ярмарка невест". Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение Петушковых, Гвоздикиных и прочих.

В седьмой главе "Евгения Онегина" Пушкин изобразил московскую жизнь. В сознании поэта живут две Москвы: величественная, героическая и барская грибоедовская Москва, над которой он смеется. Быт московского барства хорошо знаком Пушкину. Эти старые, полуживые княжны, живущие событиями полувековой давности, их престарелые слуги, вяжущие чулки в передних, чтоб хоть как-нибудь заполнить тупое существование, эти жеманные восклицания, смешивающие языки "французский с нижегородским" - все это Пушкин помнит с детства. Казалось бы, простые, милые люди, но у Пушкина они вызывают гнев:

Но в нux нe видно перемены,

Все в них на старый образец.

О, как это похоже на московское общество Грибоедова! Пушкин пишет:

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп,

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг мосье Финмуш,

И тот же шпиц, и тот же муж.

Не так уж безобидны эти старушки, такие милые по отношению к Тане, ведь именно они объявили безумцем Чацкого, они изгнали его из Москвы. Пушкин сознательно напоминает цитату из Грибоедова: "Все тот же шпиц и тот же муж". О московском барстве Пушкин сказал очень мало, он только напоминает, что есть пьеса, в которой описаны эти самые люди в эту самую эпоху. Почему человек добрый по отношению к себе подобным становится страшен, когда выступает против чуждого ему нового движения? Ведь и Фамусов у Грибоедова не тиран, не деспот, а хлебосольный барин и любящий отец, но именно он оказывается во главе травли Чацкого Татьяне "душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой". Ольга, сестра Татьяны, вероятно, была бы без ума от московского бала, это посредственная натура, в деревне ее жизнь была поверхностной и неинтересной. Повторяя Грибоедова, можно сказать: "Дома новы, а предрассудки стары, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары". Мне кажется, эта фраза созвучна с пушкинскими строками:

Все в них так бледно, равнодушно,

Они клевещут даже скучно.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

Мир, который представляла себе Татьяна, оказался вовсе не ярким, умным и интересным, а пошлым, вздорным и бесцельным. Но, несмотря на все недостатки города, Пушкин и Грибоедов все-таки любили Москву. "Отечество, сродство и дом мой в Москве", - писал Грибоедов. В пушкинском плане седьмая глава называется "Москва". Три эпиграфа, каждый по-своему, раскрывают отношение поэта к старинному русскому городу. "Москва, России дочь любимая, где равную тебе сыскать?" - это восторженный отзыв поэта о городе, перед которым можно и нужно преклоняться, имя которого напоминает героические страница истории. Мне кажется, мы вряд ли читали бы сегодня "Евгения Онегина" и "Горе от ума", если бы Пушкин и Грибоедов не любили Москву. Ведь только любовь к Родине и ее народу побуждает писателей достоверно изображать все недостатки, присущие родному городу. Лермонтов писал: "Москва! Люблю тебя как сын, как русский. Сильно, пламенно и нежно!" И мне хочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, русских, научится любить Москву так же пламенно!

Ниже представлен монолог Фамусова "Вкус, батюшка, отменная манера. " из комедии "Горе от ума" (текст эпизода, фрагмент, отрывок).

Текст монолога можно найти в действии II явлении 5 пьесы.

Монолог Фамусова "Вкус, батюшка, отменная манера. " в комедии "Горе от ума", текст эпизода, фрагмент, отрывок

Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким
чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в се́мью не включат. На нас не подиви.
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно? возьмите вы хлеб‑соль:
Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед.
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.

Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей – сынков и вну́чат,
Журим мы их, а, если разберешь, –
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? – Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово – приговор, –
Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их… беда!
Не то чтоб новизны вводили, – никогда,
Спаси нас боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят и… разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке – по уму!
Я вам скажу, знать, время не приспело,
Но что без них не обойдется дело. –
А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи́ всему, везде, над ними нет судей;
За картами когда восстанут общим бунтом,
Дай бог терпение, – ведь сам я был женат.
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
А дочек кто видал, – всяк голову повесь…
Его величество король был прусский здесь,
Дивился не путем московским он девицам,
Их благонравью, а не лицам;
И точно, можно ли воспитаннее быть!
Умеют же себя принарядить
Тафтицей, бархатцем и дымкой,
Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица как Москва.


Конец монолога.


Это был монолог Фамусова "Вкус, батюшка, отменная манера. " из комедии "Горе от ума" Грибоедова (текст эпизода, фрагмент, отрывок).

Также смотрите другие монологи Фамусова из комедии "Горе от ума" - "Все вы гордецы. " и "Петрушка, вечно ты с обновкой. ".

Содержание речи героя

Кто такой Фамусов?

Павел Афанасьевич Фамусов – влиятельный дворянин, занимающий большой пост в Москве. Он – управляющий в казенном месте, отец семнадцатилетней Софии.

Человек консервативных взглядов, Фамусов противится любым переменам, происходящим в государстве. Кроме того, он враг чтения, образования и всего нового, предпочитающий жить согласно устоявшимся понятиям и взглядам.

Павел Афанасьевич – олицетворение всего дворянского общества в целом.

Чем вызван монолог Фамусова

Идеал Фамусова


Предлагаем Вашему вниманию монолог Чацкого “А судьи кто?”, из комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.



Казалось бы, такое кривляние вызывает у людей негативные ассоциации, но только не у Фамусова. «А? как по‑вашему? по‑нашему – смышлен.

Темы, рассматриваемые в монологе Фамусова

Фамусовское общество – минувший век


Отрицательный герой – Максим Петрович – представлен в глазах Фамусова идеалом, которому просто необходимо подражать. И в этом – трагедия изживающего себя дворянства как класса в целом.

Реакция Чацкого на монолог Фамусова

Чацкий стал представителем нового веяния, меняющего привычные социальные устои. По его мнению, занимать ответственные посты может только тот человек, который обладает определенными качествами:

  • образованность;
  • добросовестность;
  • честность.

К сожалению, его время тогда ещё не пришло. А в эпоху правления императрицы Екатерины II Максим Петрович всё же оказался достаточно смышлёным, чтобы понять, когда следует прогнуться или насмешить начальство, несмотря на боль. И в своё время такой подход давал свои результаты:

Фамусов, следуя по стопам своего нравственного наставника, тоже сделал вполне приличную карьеру и теперь пытается провести по этой же дорожке и Молчалина.

Монолог Фамусова из комедии Горе от ума

1) Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Фёдоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй, ум вскружится; То бережёшься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьём похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нём прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчёту По моемý: должна родить…

2) Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом: Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся – тупеем не кивнут. Вельможа в случае – тем паче; Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На кýртаге[3] ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругóрядь – уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по-вашему? по-нашему – смышлён. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашён? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почёт? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии даёт? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, – ну-тка!

3) Вкус, батюшка, отменная манера; На всё свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведётся, Что по отцу и сыну честь; Будь плохенький, да если наберётся Душ тысячки две родовых, – Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в сéмью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством. Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль: Кто хочет к нам пожаловать – изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Возьмите вы от головы до пяток, На всех московских есть особый отпечаток. Извольте посмотреть на нашу молодёжь, На юношей – сынков и внýчат; Журим мы их, а если разберёшь, В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички? – Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово – приговор, – Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что, если б кто подслушал их… беда! Не то, чтоб новизны вводили, – никогда, Спаси нас боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят, и… разойдутся. Прямые канцлеры в отставке – по уму! Я вам скажу, знать время не приспело, Но что без них не обойдётся дело. – А дамы? – сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей; За картами когда восстанут общим бунтом, Дай бог терпение, – ведь сам я был женат.

Скомандовать велите перед фрунтом! Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна! А дочек кто видал, – всяк голову повесь… Его величество король был прусский здесь; Дивился не путём московским он девицам, Их благонравью, а не лицам; И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому, что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва.

Смысловая нагрузка монолога

Чацкий

Современные Фамусовы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

“Фамусовская” Москва (анализ монолога Фамусова во 2 действии, явлении 5) Аха.

Описание презентации по отдельным слайдам:

“Фамусовская” Москва (анализ монолога Фамусова во 2 действии, явлении 5) Аха.

“Фамусовская” Москва (анализ монолога Фамусова во 2 действии, явлении 5) Ахапкина А. ; Бранько Е. ; Готфрид А. ; Москвитина А ; Рыбина К.

Цель монолога Главная цель у Фамусова — навести Скалозуба на мысль о женитьбе.

Цель монолога Главная цель у Фамусова — навести Скалозуба на мысль о женитьбе, но здесь же в комнате присутствует Чацкий (он находится несколько поодаль и потому Фамусов не спешит его представлять Скалозубу) ; Чацкий все слышит, в любую минуту может вмешаться в разговор, да и Скалозуб заметил, конечно, незнакомого молодого человека. Фамусову каким-то обиняком необходимо дать понять, что этот гость случайный и полковнику не соперник.

Московское родовое дворянство Впрочем, начинает свою речь Фамусов не вполне у.

Фамусов о московском гостеприимстве «…..Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль.

О молодежи и старшем поколении В части о гостеприимстве, Фамусова подстерегае.

О дамах «…А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей; Судьи́ всему, везде, над.

Фамусов – восхищается Москвой, а автор говорит с иронией Отношение автора выр.

Вывод о фамусовском обществе Фамусовское общество – это общество со своими ид.

Вывод о Москве Фамусов хвалит Москву, потому что в Москве все готовы служить.

Спасибо за внимание! Презентацию выполнила: Очаковская Н.С., учитель русского.

Читайте также: