Дядя ваня итоговое сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Астров видит неразрывную связь между внутренней красотой и гармонией души и прелестью всего живого, поэтому герой сильно переживает о гибели природного достояния. Автор утверждает, что прогресс только создаёт условия комфортного существования, но никак не гармонию и энергию жизни, которую люди черпают в природе.

Также в произведении остро поставлена проблема духовной пустоты и бездеятельности, свойственной дворянскому сословию. Данная проблема широко раскрывается в образах Елены и её супруга. Героиня опустошает сердца всех мужчин, которые встречаются ей на пути. Автор наделил Елену искусственной и праздной красотой. У неё красота лишь внешняя, не связанная с душевной. Елена полностью противоположна идеалу автора. Ведь Чехов считает, что в человеке прекрасным должно быть всё: и внешность, и духовная чистота. Однако Елена этот принцип не соблюдает, поэтому она создаёт негативную обстановку в доме, ее окружает вражда. Героиня разрушает отношения Астрова с Соней, сводит с ума Ивана. Можно сказать, что любовный треугольник Чехова изобличает горькую правду жизни: мужчина делает серьёзную ошибку, предпочитая красивую внешность красоте и гармонии души. Елена обладает жестокой и разрушительной силой, способной смести всё искреннее и настоящее на жизненном пути. В таких условиях союз Елены и Астрова обречён на гибель. Но и сама Елена несчастна: от скучной и пустой жизни она не получает удовольствия, ведь смутно ощущает, что живет напрасно, без цели.

В своём произведении Антон Павлович затронул тему бездеятельности личности и утраченных возможностей. Каждый персонаж пьесы Чехова страдает от неспособности что-то изменить в своей жизни, от нерешительности к ответственному шагу. Каждый герой произведения осознает, что проживает свое время впустую, но ничего не может с этим поделать.

Интересно выглядит кульминация рассказа — бунт Дяди Вани, который ничего не меняет и ни к чему не приводит. Бунт главного героя олицетворяет бессмысленный уклад жизни персонажей.

Драматургия Чехова — революционный прорыв в истории русского театра. Писатель отошел от классической традиции и начал творить в русле модернизма, экспериментируя с формой и содержанием своих работ. Одним из таких примеров является пьеса, посвященная безотрадной жизни и экзистенциальному бунту Ивана Войницкого.

История создания

В героях драмы друзья автора видели реально существующих прототипов. А. Епифанский писал:

В Сумах вам могут указать на героев Чехова… Назовут Соню, профессора Серебрякова, Вафлю…

М. П. Чехов в дочери Серебрякова видел их сестру Марию Павловну. О своих догадках он сообщает в эпистолярном жанре:

Ах, какая это превосходная пьеса! Насколько не люблю „Иванова“, настолько мне нравится „Ваня“. Какой великолепный конец! И как в этой пьесе я увидел нашу милую, бедную, самоотверженную Машету!

В. Я. Лакшин утверждает, что Серебряков – вылитый народник С. Н. Южаков.

Основная проблематика

Герой искренне переживает о гибели прелести всего живого и внутренней красоты души. Между ними он видит нерасторжимую связь. Прогресс сулит лишь комфорт существования, но не энергию жизни, которую люди черпают в природе.

Тематика

Смысловое богатство драмы Антона Павловича – уникальная черта его творчества. Поэтому спектр тем, затронутых им в произведении, чрезвычайно широк.

Действующие лица

  1. Серебряков Александр Владимирович — профессор в отставке, отец Сони, когда-то женатый на сестре Ивана.
  2. Софья Александровна (Соня) — племянница Ивана Петровича, дочь профессора, тоже бескорыстно трудящаяся во имя его преуспеяния.
  3. Елена Андреевна — жена Серебрякова, 27 лет. Мачеха Сони.
  4. Войницкая Мария Васильевна — мать Ивана Петровича и бабушка Сони.
  5. Войницкий Иван Петрович — дядя Ваня, шурин профессора и опекун Сони.
  6. Астров Михаил Львович — врач, сосед Войницкого.
  7. Телегин Илья Ильич — разорившийся помещик
  8. Марина — престарелая няня
  9. Работник

Характеристика героев

Смысл пьесы

Финал произведения можно назвать безысходным. Все покидают имение, и все возвращается на круги своя: Соня и ее дядя остаются одни, их труд возобновляется в прежнем режиме. Героиня навсегда рассталась с Астровым и смирилась со своим положением вслед за опекуном. Бунт его не дал никаких результатов, напротив, жить с осознанием бессмысленности жизни стало невыносимо.

Больше всего автор ценит в человеке способность к созиданию и красоту души, которые невозможны без чистоты помыслов. Только такой гражданин может своим трудом изменить страну к лучшему, только такой семьянин в силах воспитать новых людей в радости и любви, только такая личность способна гармонично развиваться и вдохновлять на прогресс других. К этому надо стремиться каждому из нас.

Новаторство Чехова драматурга

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Очевидно, автор изначально замыслил спокойный рассказ об обычной жизни простых людей без всякой остроты сюжета. И в этом однообразном течении их жизни раскрыть трагизм её повседневности. Чехов делает основой драматургии художественную правду, простоту изображения жизни с её потаёнными драматическими судьбами.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В пьесе повествование возможно в монологической и диалогической речи действующих лиц. Автор как повествователь остаётся в тени. Описание обстановки и ремарки — вот проявления автора в драматическом произведении. Известна выразительность и значимость авторских ремарок в пьесах Чехова.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Проблему гибнущей красоты можно увязать со всеми героями пьесы. Так, рушится внутренняя красота Астрова, Войницкого.

Идея: Вечная, непреходящая, живительная красота — в труде и в служении правде.

Жизнь не должно посвящать ложным кумирам, расхищающим душевные силы других. Не Серебряковы должны доминировать в этой жизни, а Войницкие, Астровы, Сони, которые в творческом труде преобразили бы свою землю.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

С развитием сюжета отношения действующих лиц перепутываются. Дядя Ваня безответно любит Елену Андреевну, которая неравнодушна к Астрову. Астров никого не любит, но увлечён красотой Елены Андреевны. Его же любит Соня, но безответно. Старый профессор изводит домашних ненормальным режимом, ночными бдениями, капризами, подагрой. Серебрякову пришла идея решить свои материальные проблемы продажей имения, которое принадлежит Соне, а взамен имения приобрести в Финляндии дачу. Перспектива остаться ещё и бездомным морально добила дядю Ваню, и он попытался застрелиться, в чём ему помешали. Тогда он дважды выстрелил в Серебрякова. К счастью, промахнулся. По настоянию Сони они примирились. Профессор с женой отбывают из имения, а Соня и дядя Ваня вернулись к своим хозяйственным делам.

7. Система образов произведения.

Дядя Ваня, Иван Петрович Войницкий, с пиететом относился к мужу своей сестры, считал его выдающимся учёным, но прозрел и разочаровался. Он умён, образован, порядочен, готов жертвовать собой ради других. Трагичность его жизни в том, что все силы души он потратил на ничтожество.

Астров Михаил Львович, доктор. Талантливый человек, смотрит на жизнь широко. Он занимается делами лесничего, переживает за состояние природы. Он многое мог бы, но чувствует беспомощность в столкновении с рутиной жизни, с бедностью, грязью, невежеством. Начал выпивать, никого не любит.

Соня тоже, как дядя Ваня, самоотверженно трудилась на благо своего отца. Это умная, добрая, возвышенная и жертвенная девушка. Она страдает от безответной любви к Астрову, но находит в себе мужество утешать дядю, приходит к решению много работать. Монолог Сони в финале потрясающе красив.

Елена Андреевна, вторая жена Серебрякова. Это молодая, очень красивая женщина, умная, образованная. Но жизнь она ведёт праздную. По словам Астрова, куда ни ступили она и её муж, они всюду вносят разрушение.

Серебряков Александр Владимирович, профессор в отставке. Эгоистичный, брюзга, доставляет много проблем домашним. Не отличается оригинальностью мышления, и в науке не сказал своего слова.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — ожидание запаздывающих профессора и его жены к чаю, в котором кроется источник конфликта.

Завязка — конфликт между Войницким и Серебряковым. Войницкий называет профессора бездарностью.

Развитие действия: ухаживания Войницкого и Астрова за Еленой Андреевной; отношения Сони с мачехой; частые ссоры профессора с Войницким; предложение Серебрякова продать имение; намерение Войницкого покончить с собой.

Кульминация — выстрелы Войницкого в Серебрякова.

Развязка — отъезд Серебряковых, возвращение Сони и дяди Вани к прежним делам и заботам.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В драме отношение к персонажам автор передаёт через их язык.

10. Отзыв о произведении.

Чехов никогда не даёт простые имена своим персонажам. Уже по фамилии, прозвищу или же имени можно разгадать суть сюжета. Эта так называемые говорящие фамилии и имена.

Так главными героями являются:

Серебряков Андрей Владимирович-бывший профессор, ныне в отставке. Отец Софьи.

Софья Андреевна-дочь Серебрякова, племянница Ивана Петровича.

Елена Андреевна - мачеха Софьи.

Войницкая Мария Васильевна - бабушка Софьи и мать Ивана Петровича.

Войницкий Иван Петрович - опекун племянницы, шурин профессора.

Астров Михаил Львович - доктор.

Телегин Илья Ильич - разорившийся помещик.

Марина - няня в престарелых годах.

Главный герой Дядя Ваня вроде бы не плохой человек, добрый, отзывчивый и милосердный, однако, крайне без хребетного и неудачливый человек. На протяжении всей жизни он обеспечивал всю семью и даже отказался от части наследства, чтобы сестра смогла купить себе и мужу имение. Он всегда завидовал учёной степени мужу сестры, поэтому старался не ударить в грязь лицом. Но приходит озарение и Дядя Ваня понимает, что зря потратил годы, деньги на содержание бездарного человека.

Серебряков — это эгоистичный, наглый человек, который прикрывает свои капризов уже немолодым возрастом. Он вечно жалуется, чтобы привлечь к себе внимания и получить немного жалости, живёт не о чём не думая, не ставит родню ни во что, считая, что все должны и обязаны ему.

Астров — это умный, грамотный доктор, который занимается высадкой деревьев и вечно жалуется, что в глуши не с кем поговорить. Он не способен на серьёзные, глубокие чувства.

Елена Серебрякова — вторая жена профессора. Она полюбила его за учёную степень и статность, но после свадьбы поняла что всё было ошибкой и профессор, годящейся ей в отцы ничем уже не привлекает. Однако, она остаётся роковой женщиной, способной вскружить голову любому мужчине и плести интриги.

В этой пьесе автор поднимает вечную тему любви. Любовь съедает повседневная рутина. Чувства притупляются, когда на горизонте появляются деньги или заботы о деньгах. Любовь — это как средство использования людей друг другом.

Также в произведении присутствует тема природы. Природа, как утверждает Чехов это человеческое богатство, которое стоит оберегать.

Основной проблемой в произведении можно назвать Равнодушие. Главные герои, практически, все лишены сострадания. В семьях царит холод и отчуждение. Людей волнуют личные интересы и не важно, что это может пагубно отразиться на невинных.

Проблема Экологии. Благое дело делает Астров, высаживая деревья. Этот человек ещё не лишен внутренней красоты и доброты.

Смысл пьесы заключается в том, что люди сами должны становится лучше, тогда и мир изменится в хорошую сторону. Если сидеть и ждать у моря погоды ничего не изменится. Жизнь будет также скучна и однообразна. Многие люди заслуживают иной участи, однако боятся что-то поменять. Не надо бояться меняться самим и перемен. Только тогда всё изменится.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы Дядя Ваня

Популярные сегодня темы

Павел Константинович! Доброго времени суток. Спасибо Вам за письмо. Приятно, что вы интересуетесь нашей с маменькой жизнью. Нас с Вами, конечно, разделяют века… Хорошо, что Вы понимаете, что мне отсюда видней

Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

Говорят, что каждый дом похож на своего хозяина. Если вы аккуратист, то и дома у вас аккуратно. Если в голове бардак, то и дома… А если вы Собакевич, то и дом у вас такой!

Как-то раз горный рабочий Степан со своим другом отправились проверить траву на дальних покосах. Работали они вместе в шахте по добыче малахита. На знойном солнце их потянуло в сон. Они прилегли на траву и заснули.

Читайте также: