Доктор живаго итоговое сочинение аргументы

Обновлено: 04.07.2024

Предварительный просмотр:

Вопреки традициям русского романа, автор больше занят поисками смысла в игре случайностей, чем построением логически завершенного событийного ряда. Способы обрисовки характера в романе соотнесены с идеей разрешения проблемы иронии истории, когда в процессе завоевания свободы оказывается невозможным существование человека внутренне свободного и вместе с тем не отделенного от целого и всеобщего.

Характер главного героя не лишен логики естественного развития, и в нем выявлена закономерность становления личности в соприкосновении с обстоятельствами реальной жизни. В соответствии с данной художественной концепцией в романе создан образ Юрия Живаго, врача и поэта, воплотившего в себе пастернаковскую идею свободы и персонализма. У Юрия есть духовный идеал, ему противны житейские игры, стаи и кланы – ему дорога свобода и тайная независимость, ощущение высшего идеала.

Идея жизни в романе проявляется уже в самом его заглавии, в профессии и фамилии героя. Фамилия Живаго вводит действие романа в круг христианских понятий и смыслов. В этом плане Юрий Живаго обладает силой духа, позволяющей не поддаваться соблазну простых однозначных решений, принимать мир во всей его сложности и многообразии, отрицая то, что несет духовную смерть.

В литературном процессе послереволюционных лет Б. Пастернак относился к лагерю писателей, объективно изображающих и положительные, и отрицательные стороны революции. Юрий Живаго не находит ответа на вопрос: что принимать, а что не принимать в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Пастернак выразил сомнения своего поколения.

Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, – это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым.

Историю Живаго ощущает как данность. Стараясь не участвовать в переделке мира, Живаго тем не менее не является посторонним наблюдателем. Его позицию можно было бы сравнить с позицией М. Волошина, писавшего: А я один стою меж них // В ревущем пламени и дыме. // И всеми силами своими // Молюсь за тех, и за других [Волошин, 1989, с. 178].

Судьба доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Пастернак говорит, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей.

Таким образом, идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного, поэтому Юрий Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя изменить. Новизна пастернаковского решения связана с тем, что им отвергается традиционное трагическое разрешение конфликта по причине невозможности героя идейно соответствовать грандиозности событий. В концепции его романа выявлена ущербность самого революционного процесса, пренебрежение в ходе его как сложившимся в веках представлениями об истинной человечности, так и возможностей отдельной человеческой личности в ее самостоятельном революционном перерождении.

Главное в романе ‒ это обнаружение внутренних связей между людьми и событиями, которое приводит к пониманию истории как закономерного и последовательного процесса. Именно в раскрытии этого внутреннего содержания романа христианские мотивы играют наиболее важную роль.

Герой, способный добровольно обречь себя на страдание, рано вошел в творчество Пастернака. Юрий Живаго символизировал фигуру Христа. Для Пастернака весьма важна следующая христианская идея: тот, кто послушен призывам Христа, употребляет усилие над самим собой, усердно преобразует всю свою жизнь. [Птицын, 2000, c. 12].

Идеей жизни как жертвы живут герои всего произведения. Для Пастернака важна тема сострадающего тождества души одного человека другому, мысль о неизбежности отдать всего себя за людей. Лишь в контексте вечности жизнь человека и всего человечества получает для писателя смысл. Все события романа, все персонажи то и дело проецируются на новозаветное предание, сопрягаются с вечным, будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского –

Концептуально важен финал романа. В нем два эпилога: первый – итог земной жизни героя, а второй – итог творчества-чудотворства. Нарочито сниженное изображение смерти Юрия Живаго сменяется апофеозом героя – выходом в свет, спустя много лет, книги его стихов. Это прямая сюжетная материализация идеи бессмертия. В своих стихах, запечатлевших чудо жизни, выразивших его мироощущение и миропонимание, Юрий преодолел власть смерти. Он сохранил свою душу, и она вновь вступила в общение с людьми.

Цитатный план с темой Христа возникает вновь в конце второй книги, в тринадцатой и семнадцатой частях. Тема успела претерпеть некоторые изменения. К этому времени Юрий Живаго уже побывал на фронте, пережил поражение русских в первой мировой войне, гражданскую войну и полный крах русского общества. Однажды он случайно слышит, как Симушка Тунцева разбирает богослужебные тексты, истолковывая их в соответствии с идеями Веденяпина.

Пастернак заставляет Симушку высказывать идею, которая лежит в основе православной теории спасения и учения православной церкви о превращении человека в Бога. Согласно этому учению, человек должен стремиться повторить жизнь Христа, уподобиться ему, трудиться, чтобы вернуть грешную природу в состояние райской первозданности, вернуть ей Божественный смысл.

Таким образом, одна из интерпретаций легенды о Христе, являющейся постоянным элементом культуры, вошла в содержание романа о Юрии Живаго – в его личности и судьбе воплотилась вечная тема – христианская. Б. Пастернак возвел смертного человека вровень с Иисусом Христом, доказав равнодостойность земной жизни одухотворенного человека, его трагедии существования той судьбы, которая стала для человечества символом великомученичества и бессмертия. Параллелизм судьбы Юрия Живаго, русского интеллигента, жившего в первой трети XX века, и истории Иисуса Христа стал в романе важнейшим способом открытия нравственной сущности противоборства человека со своим временем, формой огромного художественного обобщения.

Идея назначения искусства в романе

Юрий Живаго повторяет путь Христа не только в страдании. Он сопричастен божественной природе Христа и его сподвижник. Поэт со своим даром видеть суть вещей и бытия участвует в работе по созиданию живой действительности. Мысль о поэте как соучастнике созидательной божественной работы принадлежит к числу тех мыслей, которые занимали Пастернака всю жизнь и которые он сформулировал еще в ранней молодости.

С мотивом поэтического творчества в романе сопрягается мотив любви. В системе ценностей Пастернака любовь равна поэзии, ибо она тоже озарение, тоже чудо, тоже творение. И в то же время любовь становится главной наградой поэту: Тоня - Лара - Марина – это в определенном смысле единый образ – образ любящей, преданной, благодарной. Жизнь проявляется наиболее ярко и полно в любви. Любовь показана в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, изображение облика Лары глазами Юрия Андреевича. [Пастернак, 2010, c. 171]. Любовь для Юрия Живаго связана с жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой). Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе.

Выражение авторской позиции через образы природы

Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении.

В основе романа лежат традиционные для литературы мотивы природы и железной дороги, т.е. жизни и смерти. Эти два мотива принимают на протяжении книги разные обличия: живая история и антидуховность. Мотивы находятся в диалектическом противоречии. Антитезой жизни в природе являются железная дорога, рельсы, являющиеся символами неживого, мёртвого.

В семантике образа леса тесно переплелись языческая и христианская традиции, этот образ обладает несколькими, зачастую противоречащими друг другу, функциями. Прослеживая динамику развития образа леса в сознании Юрия Живаго, можно увидеть, что еще в детстве лес превращается для него в библейски многозначную метафору мира. Природа близка Богу, и человек, приближаясь к природе, приближается к Богу. Именно в лесу Юрий Живаго находит душевный покой и отдохновение. Чистый, светлый лес подобен храму, в котором очищаются помыслы, пробуждаются самые искренние чувства, воскресают позабытые детские ощущения. Лес является врачевателем не только душевным, но и телесным. [Скоропадская, 2006, c. 18].

Б. Пастернак концентрирует внимание на отдельных элементах природы. Он дробит мир, потому что тот для него – ценность в каждом своем проявлении. Невозделанную, первозданную природу символизирует лес. Человек в лесу – гость. Лес обретает человеческие черты, это радушный хозяин, который рад гостям, щедро наделяет их дарами. Люди в лесу жить не должны, этому противится природа. Поля выступают противоположностью лесу. Без человека они осиротели. [Соколова, 2005]..

Таким образом, высшими ценностями для Юрия Живаго являются природа, любовь, поэзия – то, что составляет основу внутреннего мира героя, позволяет ему сохранить внутреннюю свободу в самых сложных перипетиях времени. Любовь героев необходима и естественна, как жизнь, как природа. Юрий Живаго и Лара потому любят, что одинаково близки в понимании жизни и природы. Природа в концепции романа – воплощение жизни, всеобъемлющее ее начало.

СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ РОМАНА БОРИСА

Пастернак хотел создать роман, который давал бы чувства, диалоги и людей в драматическом воплощении, отражал бы прозу времени. Разноголосье мнений было вызвано особой неоднозначной природой романа, где за внешней простотой стиля скрывалось значимое для автора содержание, а в конкретных сюжетных ситуациях заложен обобщенный смысл. Множественность форм предопределила и разнообразие интерпретаций.

Таким образом, хотя роман строится на основе принципа сцепления эпизодов, а судьбы героев и события их жизни подчинены ходу истории, это произведение нельзя назвать ни историческим романом, ни эпопеей. В нём слишком много условностей, символических встреч, монологов, деталей и образов.

Способы воссоздания художественного пространства в романе

Роман состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.

Сюжетные линии переплетены искусственно, слишком много совпадений. Но все эти совпадения нужны автору для того, чтобы выстроить причинно-следственные явления в их непрерывной цепи. Вызывает не меньшее удивление и начало повествования, представляющее собой плотный сюжетный узел, в котором сплетаются незримо судьбы большинства основных персонажей романа: Юрия Живаго, его дяди Николая Николаевича Веденяпина, которому отдана роль главного толкователя исторических событий; Лары, возлюбленной Юрии Живаго и жены Павла Антипова-Стрельникова – Ники Дудорова, чей путь пунктиром прослеживается до конца романа.

Об особенности композиции специалист в области символизма Л.А. Колобаева пишет, что главная тема романа – проблема потока жизни. Она считает, что раскрытию тема способствует структура романа. Этот поток жизни укладывается в микроструктуру композиции романа. Структура микроглавок и запечатлевает быстротекущие мгновения жизни и способствует насыщению текста дыханию лирики. [Колобаева, 1999, с. 9].

Основную композиционную особенность романа составляет повтор мотива памяти. Мотив памяти, один из главных в романе, заявленный с первой страницы названием псалма, исполняемого во время церковного отпевания, служит примером того, как мотив может варьироваться и наполняться новым смыслом через сопоставление с тем или иным героем романа. Этот мотив повторяется в монологе о смысле воскресения, который молодой студент-медик Юрий Живаго произносит перед умирающей Анной Ивановной ‒ его приемной матерью, и матерью его будущей жены Тони.

Как же воссоздается в романе художественное пространство? Тема смерти вводит значение вечности, вневременности происходящего и тем самым как бы включает поток описываемых событий в общий ход времени, в пространственно-временной контекст истории. Роман открывается сценой похорон матери десятилетнего Юрия Живаго. Из глубин детства рождалось постепенно чувство времени у героя – субъективное, личностное восприятие череды событий, – но через понимание пространства, через ощущение его деталей, значимых и не значимых для героя. При этом автор отстранен: он вне времени, вне событий, он – сторонний наблюдатель.

В детское сознание с взрослением вкрадывается понимание социального неравенства: внешнее, объективное время-пространство проникает в субъективный мир ребенка, пропитывая его сословиями и политическими огорчениями, так как приходится отказываться от радостей и интересов. Осознание последовательности событий и времен делает идею субъективного времени частью поэтики романа. В субъективном восприятии ребенка происходит как бы осознание времени через пространственные ориентации, через их чередование (ритм). [Пастернак, 2010, с. 11].

Соединение двух категорий смерти и бессмертия как в религиозном, так и в идейно-тематическом смысле информирует о понимании пространственно-временных параметров жизни через представление о времени и вечности как главных признаках включенности личности героя как в объективное время, так и в объективное пространство.

Образ дороги, как ключевой пространственный образ в композиции романа, разрабатывается через изображение железнодорожной станции и сопутствующих ее забот железнодорожников. Автор отводит большое место описанию жизни железнодорожной станции, ее рабочих, в том числе их забот, невзгод, социально-политических катаклизмов.

Геокультурные топосы на поэтической карте Б.Л. Пастернака – знаки особого отношения поэта к миру, в котором пространство является одним из главных аргументов, определяющих судьбу и героя, и поэта. Всякое лирическое переживание основано на отражательных свойствах сознания, где возможным объектом рефлексии может быть и природный ландшафт, и культурное пространство. Пастернаковская Москва формируется на пересечении культурных, исторических, фольклорных, литературных фактов и является для лирического героя более освоенным пространством. [Пудова, 2011].

Политические события интенсивно втягивают героев романа в водоворот исторических изменений. Посредством их изображения происходит интенсификация художественного пространства. В локальных образах, как в фокусе, пересекаются сюжетные, фабульные, пространственные и временные параметры художественного целого, что создает особый повествовательный настрой, сочетающий в себе место, время и историю.

Ключевой образ повествования – человек. Многие литературные герои кажутся читателю живыми, взятыми из реальной жизни, потому что автор использует для создания образа своего героя художественные средства, рождающие иллюзию реальности. Именно образ человека, как образ смыслополагающий, фокусирует в себе авторские мировоззренческие искания и помогает ему преодолеть конкретику экзистенциальности (бытийственности), чтобы выйти на осмысление существования человека как таинства. Но разнообразие эпических линий значительно осложняет конкретные пространственно-временные параметры бытия человека и указывает на предопределенность и непредопределенность жизни его одновременно.

Функция, тематика и поэтика цикла стихотворений Юрия Живаго

Искупительное страдание ‒ главная тема поэзии Юрия Живаго. Наиболее ярко она отражена в последнем стихотворении цикла Страстей, которое строится на словесной игре, на взаимодействии различных текстов: авторском, евангельском и литургическом, представляющем смерть и воскресение Сына Божьего.

Поэт скорбит вместе с Христом в преддверии распятия и смерти. Однако страх смерти преодолевается верой в вечную жизнь. Стихотворение написано с мыслью о том, что ход истории совершается по заранее предначертанному плану. В последних строфах голос поэта сливается с голосом Христа: Ты видишь, ход веков подобен притче // И может загореться на ходу. // Во имя страшного ее величья // Я в добровольных муках в гроб сойду. // Я в гроб сойду и в третий день восстану, // И, как сплавляют по реке плоты, // Ко мне на суд, как баржи каравана, // Столетья поплывут из темноты [Пастернак, 2010, с. 322].

Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.: Советский писатель, 1990. –366.

Баевский В.С. Пастернак. – М.: Изд. МГУ, 1997.

Белокурова С.П. Мифопоэтика. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2005. – 320 с.

Библия. – Агапе: Библейское Учебное Общество, 2004. – 546 с.

Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия 1993. – 1632 с.

Буров С.Г. Игры смыслов у Пастернака. – М., 2011. – 640 с.

Волошин М. Стихи. – М.: Изд. Букинистическое, 1989. – 526 с.

Быков Д. Л. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 896 с.

Гинзбург Л.Я. О раннем Пастернаке / Л.Я.Гинзбург // Мир Пастернака. – М., 1989. – С.41 – 45.

Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. – 1988. – № 5.

Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. – М., 1990. – 368 с.

Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. – М., 2008. –

Орлова Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Волгоград: ВГУ, 2008. – 22 с.

Пастернак Е. Борис Пастернак. Биография. – М.: Цитадель, 1997. – 728 с.

Пастернак Б. Доктор Живаго. – М.: Азбука ISBN, 2010. – 704 с.

Переписка Бориса Пастернака. М.: Художественная литература, 1990. – 579 с.

Пудова А.С. Геокультурная топика в лирике Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Тюмень: ТГУ, 2011. – 21 с.

Разговор о самом главном // Переписка Б.Л. Пастернака и В.Т. Шаламова // Юность. – 1988. – № 10.

Синева О.В. Стилистическая структура художественной прозы Б.Л. Пастернака: Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. – М.: Институт русского языка, 1995. – 16с.

Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. – М.: Аграф, 2000. – 544 с.

Степанов А.Д. Проблемы коммуникации у Чехова. – М.: Ковчег, 2005. – 400 с.

Тамарченко H.Д. К типологии героя в русском романе (постановка проблемы) // Сюжет и время: Сб. науч. трудов к 70-летию Г.В. Краснова. – Коломна, 1991. –

Фокин П. Ахматова без глянца. – М.: Гельветика, 2008. – 410 с.

Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. – М., 1999. – 214 с.

Произведение представляет собой автобиографичный роман, в основе которого лежат философские размышления о ценности человеческой жизни и способности каждого влияния на судьбу страны.

Сюжетная композиция романа является повествованием об истории жизни представителя интеллигенции того периода времени, представленного в образе умного и добропорядочного человека в лице Юрия Живаго. Отличительной особенностью изображения образа главного героя в романе является описание автором хроники состояния души персонажа, его поисков и мечтаний, стремления к осознанию происходящих кровавых событий.

Посредством образа Юрия Живаго писатель представляет читательской аудитории собственные стихотворные работы и мысли, передающие авторское отношение к происходящим событиям с пониманием необходимости замены старого общества на более современное. При этом писатель четко формулирует способность человека к философским раздумьям в сочетании животного страха за собственную семью и близких людей.

Своеобразие образа главного героя заключается также в нежелании Живаго изменяться в связи с переменами в стране, при этом герой не испытывает страха за собственное здоровье и жизнь, с бесстрашием относясь к неприятным событиям. Герой предпринимает попытки понимания и осознания сложившейся ситуации, свидетелем которой он становится. Живаго наблюдает жестокость, бессмысленную гибель обычных мирных граждан, расстрелы, убийства и не может принять данные факты.

Юрию суждено пройти через многочисленные испытания в виде потери любимой женщины и семьи, полного разочарования в профессии, неудачных выпусков творческих трудов, последствием которых становится его смерть по причине сердечного приступа в трамвайном вагоне, что является достаточно символичным, поскольку Живаго не оказывается расстрелянным, арестованным, а просто уходит из жизни в полном одиночестве. Его смерть является олицетворением стремления к свежему глотку чистого воздуха, желанием освободиться от удушья, поскольку единственной мечтой героя является тихая и мирная жизнь.

Персонаж на всем протяжении повествования представляет автором как находящимся между революцией, выступающего и за переворот, и против него. Таким образом, несмотря на жизненные сложности, потери любимых людей, герой сохраняет живую, непроданную душу, окруженную трагическими событиями в стране.

2 вариант

Вначале своего сочинения по теме Доктор Живаго необходимо подчеркнуть, что помимо Пастернака упоминают тему личности и революции другие писатели. Эта проблематика тревожила всех литераторов двадцатого столетия. Уж сильно трудной в то время была жизнь с ее трагическими явлениями, возле которых невозможно было не остановиться. Поэтому и Пастернак создал литературную работу, где развернул и отразил образ жизни, будущее личности в процессе революционных реформ. О протекающих в государстве событиях мы узнаем через призму оценок Юрия Живаго, который и оказывается главным персонажем любовного произведения.

Прочитывая литературный труд, мы видим жизнь человека, которая наполнена борьбой. Он не может склонить голову перед историческими событиями, хотя и так становится понятно, что без смены государственного строя в стране не обойтись. Произведение душит личность и только подталкивает к покорению. Ко всему прочему, Живаго осознает, что уже пришло время начинать радикальные изменения, поскольку неполные преобразования в народе ни чего не дадут. Но, одно дело представлять, а совершенно иное наблюдать на каждом шагу кровопролития, убийства. Совершенно невыносимо видеть каждый день мертвых людей и волноваться за собственных близких. Похоже, один выход - убегать наутек, скрываться от смуты, от нехватки еды, от ужасных сцен! Но и во время поездки персонаж наблюдает жестокую драку, когда белые и красные состязались в тирании.

Пастернак в Докторе Живаго отразил отрезки прошлого, где показал действительность маленького мира людей, чьи жизни были соединены со случившимися явлениями в государстве. Прочитывая его труд, мы сталкиваемся с Юрием и его семейством. Замечаем его позицию к возлюбленной супруге Фоне, видим его отношение к Ларе, хотя, в общем, весь их образ жизни - это позиция к трагическим изменениям в стране.

Исследуя детально Доктора Живаго, в собственном сочинении подмечу, что сам врач не был врагом революционных событий, но и перечисленные ужасы презирал. Он не смог бы видеть смертные казни, убийства женщин и детей.

Живаго мечтал сбежать, чтобы вести жизнь тихо и мирно, но персонажа поймали красные партизаны, которым необходим был врач, а его близких выслали. Лара совсем пропала без вести.

Как никогда знаковой оказывается гибель Юрия, и то, как он умирает. Его не убили, нет. Его не поместили в тюрьму. Но, жизнь с ним поступила безжалостно. Лишившись родных, лишившись всего и оставшись наедине с собой, Юрий уходит в мир иной в холодном трамвайном вагоне от инфаркта.

Он ушел в мир иной от удушья, не смог вырваться на чистый воздух. Этим писатель демонстрирует читателям людей аристократии, которые умирали от внутреннего удушья, не выдерживали революционных событий в стране и их последствий. Живаго, главное действующее лицо, которое лишилось всего, в том числе и жизни, но его душа оказалась живой и нетронутой.

Сочинение по произведению

Данный роман Пастернака явился автобиографичным произведением автора, который отразил основную суть своих философских размышлений, которые имеют направление того, что человеческая жизнь представляет особую ценность, и даже один человек способен повлиять колоссально на судьбу целого народа. Также, благодаря таким суждениям, он смог вывести произведение на совершенно новый уровень, при котором нахождение человека в таком обществе, при котором судьба одного человека ничего не стоила, не виделось писателю правильным, рациональным, и возможным. Сам автор считал, что его основной герой обладает достаточно яркими и интересными чертами личности. Однако, в обществе читателей советского времени, данный персонаж сравнивался с таким, который не относится к обществу своего времени подобающим образом, он ему не нужен, и в целом не может определиться со своей жизненной позицией.

Основным моментом в сюжете является то, что Юрий мог очень достоверно определить суть человека, с которым он ведет диалог. Он был в состоянии точно описать то заболевание, которое, на его профессиональный взгляд, могло быть у человека. И самым важным элементом данного произведения, являются, пожалуй, многочисленные разговоры, будь то монологи, рассуждения, или общение между людьми, - автор сумел в точности показать те вещи и моменты, которые были в мыслях и головах людей того времени.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Доктор Живаго Пастернака

Популярные сегодня темы

Картина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.

В. Маяковский, один из самых ярких представителей футуризма 20 века. Считается что благодаря ему футуризм получил известность. Так же Маяковский был известен как автор советских плакатов и лозунгов

Проблема взаимоотношений личности и истории является одной из главных в романе. По мнению писателя, человек не должен жертвовать собой ради внешних обстоятельств. Ему не нужно приспосабливаться к обстоятельствам, утрачивая свою индивидуальность.

Также автор не обходит стороной и проблему искренней любви. Это прекрасное чувство Пастернак показал во всех возможных проявлениях: любовь к семье, к мужчине или женщине, к родной земле, к профессии, к своему призванию. Любовь героям посылается свыше, они не могут контролировать свои чувства, поэтому автор не осуждает измену Юрия. Однако она сталкивается с трудностями и препятствиями в виде неустроенности окружающей действительности.

Создавая яркие образы, автор поставил проблему силы воли. Близкие и знакомые доктора Живаго утверждают, что у него нет никакой силы воли. Юрий обладает чувством собственного достоинства, но оно не помогает герою идти напролом к своей цели. А вот Павел Антипов, напротив, является очень волевым человеком. Несмотря на это, герой гонится за военными заслугами, из-за чего он лишается человечности и достоинства. Противопоставляя двух персонажей, писатель заставляет читателя задуматься, что же такое сила воли: благо или зло для человека? Автор утверждает, что воля не способна принести человеку добро, если он лишён человечности и чувства собственного достоинства.

Также очень ярко в романе представлена проблема человеческой судьбы, которая тесно переплетается с проблемой выбора своего жизненного пути. Каждый персонаж поступает так, как считает нужным, пытаясь всеми силами выжить в непривычных обстоятельствах. Но правильность или неправильность этого шага мы оценить не можем, потому что критерии у каждого свои.

В образе Тони воплощена проблема милосердия и прощения. Героиня знает, что Юрий оставил ее навсегда и ушёл к Ларе. Однако Тоня не обвиняет бывшего супруга, обещая достойно воспитать их детей. Она сумела подняться выше ревности, выше обстоятельств. В ее любви нет места эгоизму и собственничеству. Но в результате своего самопожертвования она остается одна.

Также одной из основных является проблема жизни и смерти. Каждый человек обязан ценить и уважать жизнь. Автор связал тему бессмертия с проблемой искусства. По мнению писателя, искусство — высшая сила, которая способна творить жизнь. Именно благодаря стихам Юрий навсегда остается в памяти своих родных и близких. Однако для доктора Живаго творчество заключалось не только в поэзии, но и в обычном повседневном труде: быт, профессия врача и так далее. И эту жизнь тоже нужно уважать и ценить, но в революционное время ее ценность упала до нуля, и это недопустимо.

  • История написания
  • Основная суть
  • Тематика произведения
  • Проблематика романа
  • Основная идея
  • Композиционное своеобразие и конфликт
  • Направление и жанр

Доктор живаго анализ произведения

История написания

Роман Бориса Пастернака начинает свою историю создания в 1945 году, а заканчивает только спустя 10 лет. Это неудивительно, так как автор в полной мере смог передать через строчки своего произведения тот самый переломный момент, который наступил для России в XX веке.

Идея написания романа с подобной тематикой возникла у Бориса Леонидовича ещё в 17—18 годах, но тогда он морально не был готов написать такое грандиозное произведение. Автор приступил к созданию шедевра только в 1945 году и потратил на это 10 лет, так как пытался в деталях описать ту проблему, которая возникла обществе и политике в переломный момент для России.

Доктор живаго жанр романа

В 1956 году были предприняты попытки печати романа, но они не увенчались успехом. Критики жёстко отчитали автора за антисоветский подтекст в произведении. Однако западная публика рукоплескала писателю и называла его гением.

Благодаря роману Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию, от которой ему пришлось отказаться из-за напора со стороны советской власти. Свет увидел роман, покоривший сердца множества людей, только в 1988 году.

Пастернак долгое время не мог определиться с названием своего творения.

Основная суть

Своё произведение Борис Пастернак посвятил врачу — Юрию Живаго. В самом начале романа перед читателями предстают все этапы его взросления. Сначала идёт описания трудного детства главного героя. Ему пришлось пережить смерть отца, который покончил с собой чуть ли не на глазах своего сына. После этого мальчик попадает в семью, где его очень любят и оберегают. Там же он впервые встречает Антонину, которая в последующем станет его женой.

Доктор живаго пастернак

Также параллельно идёт другая сюжетная линия, которая описывает жизнь Ларисы. Девочка росла в семье, где мать была взбалмошной и истеричной, а после смерти мужа завела роман с любовником, который часто навещал их семью. Однако мужчина матери часто проявлял повышенный интерес к само́й девочке, что стало причиной невольного становления Ларисы его любовницей.

Когда только началась Первая мировая война, то Юрий Живаго сразу же отправляется на фронт военным врачом. Там он впервые встречает Ларису, которая становится его помощницей. После возвращения с фронта главный герой видит ужасающую картину: город разграблен, страна признана республиканской, а его семья пытается выжить на последние гроши.

После Октябрьской революции семья Живаго перебирается в город Юрятин. В этот момент может показаться, что жизнь главного героя и его близких наконец-то идёт на улучшение. Однако в этом городе также жила Лариса, с которой у Юрия начинается роман. После этого главного героя насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После возвращения с Партизанской войны Юрий Живаго не находит свою семью в Юрятино. Однако там он опять встречает с Ларисой, с которой у них вновь загорается страсть. Вскоре приезжает Комаровский, который умоляет главного героя отпусти Лару с ним, на что тот соглашается.

Спустя много лет после того, как Живаго потерял всё в своей жизни, он умирает в трамвае от сердечного приступа.

Тематика произведения

Особое внимание стоит уделить темам, которые поднимает Борис Пастернак в своём романе. Автор настолько проникся созданием своего творения, что создал то произведение, которое остаётся актуальным по сей день. В романе присутствуют такие темы, как:

Доктор живаго анализ

  • Судьба России. Основной темой произведения становится переломный момент для судьбы целой страны. Борис Пастернак в своём романе показал разрушение старых традиций России, смерти и поломанные судьбы людей, который застали становление нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять те, кто увидел ужасы той эпохи. Этот разрыв чётко можно проследить из эпилога, в котором один из героев встречает дочь Живаго, совершенно непохожую на своего отца.
  • Любовь. В романе присутствуют 2 любовные линии. Можно увидеть, насколько трепетно относится Живаго к своей семье, но его тяга к Ларисе оказывается сильнее. Пастернак не столько хотел акцентировать внимание на теме любви, сколько показывал разрушение старых укладов, которые совершали люди, теряющие всякое понимание морали и жизненных ценностей.
  • Интеллигенция. Судьбы всех героев произведения отражают жизнь всей интеллигенции в ту эпоху. Кто-то был вынужден уехать из страны, кто-то пропал безвести, а кому-то удалось дальше жить своей жизнью и не думать о проблемах, которые их окружают. Однако автор показывает, что судьба высшего слоя общества всё равно была предопределена, так как всем им сулила моральная гибель и печальная дальнейшая жизнь.
  • Природа. Особое внимание автор уделил пейзажам, которые сопровождают героев на протяжении всего романа. Описание тёмной и тусклой природы задаёт общее настроение всему произведению и навеивает на читателя чувство одиночества и потерянности в этом мире.

Проблематика романа

Также Борис Пастерная уделил внимание обилию проблема в романе. Автор при помощи их пытался показать весь колорит, который был присущ той эпохе.

В произведении присутствуют такие проблемы, как:

Доктор живаго жанр

  • Революция. Процесс революции напрямую не изображён в романе, но на всём его протяжении чувствуются отголоски этого ужасного события. Революция раскидала людей по разным сторонам страны, сломала судьбы многих и разрушила старые традиции, которые устанавливались веками.
  • Война. В произведении описывается Первая мировая и Гражданские войны, о которых автор негативно высказывается. Пастернак был против любых военных действий, поэтому решил описать картины жестокости с обеих конфликтующих сторон.
  • Деградация. В романе изображено не только падение самого главного героя, который из уважаемого врача превратился в обычного иждивенца, но и деградацию страны. Войны заставляют страдать людей, которые должны сохранить свою честь и не опускаться до состояния животных.

Основная идея

Повествование в произведении ведётся от лица одного из представителей интеллигенции. Пастернак описал все ужасы, которые настигли Россию в ту эпоху. Автор боялся признаться самому себе, что все ужасные события, которые происходят в стране — цикличны и имеют свою закономерность.

Доктор живаго анализ пастернак

Смысл позиции писателя заключается в том, что каждый человек мог противостоять глобальным переменам, но его социальная группа всё равно бы им подверглась. Однако Юрий Живаго сам пал на самое дно и поддался издержкам социального класса. Такое поведение погубило огромное количество людей в то время.

Главная мысль произведения заключается в том, что несмотря на всё происходящее вокруг, человек должен сохранять свои моральные ценности и стараться думать о высоком. Главный герой не смог противостоять натиску и поддался ему.

Он потерял свою работу, семью, отдал женщину другому и полностью поменял образ жизни. Таким образом Пастернак хотел показать, как шаг за шагом человек отдаёт Россию новой силе.

Композиционное своеобразие и конфликт

 доктор живаго тема романа

Таким образом показывается постепенное угасание самого́ Юрия.

Конфликт произведения заключается в его трагичности, где показывается противостояние как одного человека целой эпохе, так и всей интеллигенции, которая успела застать и времена монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция стали основным конфликтом романа.

Высшие слои общества оказались неугодны правительству и послужили рудиментами целой эпохи.

Направление и жанр

 доктор живаго проблематика

Жанр произведения — роман, так как в нём присутствует большое количество героев, охвачен большой временно́й промежуток и передана философия, которой придерживался сам автор. Весь сюжет построен на описании одной эпохи, которая тем или иным образом повлияла на каждого персонажа романа.

Читайте также: