День когда рухнул мир сочинение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Восточно-Казахстанской области

внеклассного мероприятия - интегрированного урока (биология ,литература)

Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин

русского языка и литературы

ПЦК Бейсебаева Г.Е.

- Сформировать у обучающихся убеждение, что литература не осталась в стороне от экологических проблем, что решение экологических проблем может быть осуществлено не с помощью отдельных способов защиты окружающей среды, а только благодаря комплексному подходу и усилиями всего человечества.

Опираясь на знания обучающихся, показать, что разнообразие жизни на планете Земля стремительно уменьшается по вине человека.

Развитие речемыслительной деятельности обучающихся, умения анализировать информацию, рассуждать и излагать свои мысли.

Нравственное воспитание обучающихся.

Экологическое воспитание обучающихся.

Технологии : метод проектов, критическое мышление через чтение и письмо-составление кластера, ассоциативный ряд

Эпиграфы к уроку:

Всё больше – окружающей среды,
Всё меньше – окружающей природы.

Р.Рождественский

… Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе;

каждый человек есть часть суши, часть материка, и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа… А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе.

I .Организационно - мотивационный этап.

1 . Приветствие обучающихся, позитивный настрой на урок.

2.Работа над эпиграфом урока.

Всё больше – окружающей среды,
Всё меньше – окружающей природы.

Р.Рождественский

Чем обеспокоен автор этих строк?

Ответы обучающихся ,их ассоциации

II. Познавательно – операционный этап.

1.Слово учителя:

Хочу напомнить вам, что “Литературе всегда самой близкой стороной жизни были страдания людей, трагедия их существования на земле” (Сергей Залыгин).

Источники трагедий, их причины отражены в художественной литературе: это личностные и социальные противоречия между людьми.

А в конце ХХ века выявилась совершенно другая причина глобальной трагедии – отношения между человеком и природой. И одна из задач нашего урока – раздумье над вопросом: восприняла ли литература эту проблему природы как главную проблему современного мира?

Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете Земля.

Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизации. И одна из этих глобальных проблем – проблема экологического кризиса и его последствий.

Биосфера – экологическая система Земли первого порядка. Она является глобальным регулятором жизни на планете.

Актуализация знаний об основных понятиях: экология, экологические факторы, биогеоценоз, биосфера. (Идет повторение этих понятий, которые размещены в печатном виде в планшете для словарной работы на доске).

Мы знаем, что устойчивость и жизнеспособность биосферы во многом зависит от внутренней дифференцированности составляющих её компонентов, от своеобразия и богатства разнообразных живых организмов, образующих её.

Однако мы являемся свидетелями поразительного биологического явления в истории Земли. Один единственный вид – человек разумный – уничтожает разнообразие жизни на Земле быстрее, чем это происходило когда-либо в прошлом, за исключением, может быть, тех немногих случаев геологических катаклизмов, когда происходило массовое вымирание видов. По прогнозам ученых к середине XXI века биосфера, по всей вероятности, лишится, как минимум, 1/4, скорее всего 1/3, а может быть и половины из ныне живущих видов. И это произойдет всего за несколько десятилетий, что в масштабах эволюции человечества всего лишь мгновение.

Массовое вымирание видов, начало которого мы наблюдаем уже сегодня, является результатом одного из самых беспримерных актов невнимания со стороны современного человека к окружающей его природе.

Что же создает опасность катастрофического обеднения разнообразных видов биосферы?

Какие факторы хозяйственной деятельности, нарушающие экологическое равновесие, мы можем назвать?

Факторы хозяйственной деятельности, нарушающие

экологическое равновесие:

Климатические изменения.

Нарушение озонного слоя.

Загрязнение атмосферы.

Состояние водных систем.

Уничтожение лесов.

Состояние почвы.

Проблемы энергетики.

Цепные экологические реакции.

На уроках литературы мы обращались ко многим произведениям, раскрывающим тему: “Человек и природа”. Вы самостоятельно познакомились с рядом публицистических работ по этой теме. Какие примеры из публицистики, подтверждающие данные на вашей схеме восемь факторов хозяйственной деятельности человека, вы можете привести?

(Ответы обучающихся.) В своих ответах обучающиеся приводили примеры из публицистики, подтверждающие негативное воздействие человека на природу.

Говорили много о проблемах Арала и Байкала (“Три урока Арала”, статьи Распутина о Байкале), о безжалостном уничтожении лесов, о проекте поворота северных сибирских рек, о борьбе писателей за отмену этого проекта (пример нарушения цепной экологической реакции), о загрязнении атмосферы, озонного слоя, водных систем.

Самая большая боль современного общества — это ядерное оружие. Оно само по себе не страшней остального оружия — оно страшно своими последствиями. Человечество до сих пор не может определить размеры урона, наносимого ядерным оружием. Жители Хиросимы, Нагасаки, штата Невада, города Семей, Фукусимы ощущают эти проблемы на себе, но не знают о них многого.

Яркий пример экологической катастрофыв Казахстане -Семипалатинский полигон.

Испытательный полигон — Семипалатинск (ныне Семей) — за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей. (Демонстрация слайдов)
Учитель:

Какие ассоциации вызвал у вас этот просмотр?

Какие эпитеты к увиденному вы бы использовали?

(Ответы обучающихся.) - ассоциативный ряд

Выступление литературоведов.

Как передаёт автор свои ощущения через мгновение после взрыва адской бомбы, читатель вместе с мальчиком может прочувствовать, читая рассказ Р.Сейсенбаева.

4 студент . С помощью художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы — всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа — обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая — за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе.

III. Рефлексивно – оценочный этап.

1.Осмысление эпиграфов к уроку.

- Ощущаете ли вы простоту и ужас, безысходность происходящего в стихах поэта – современника Р.Рождественского?

- Как вы понимаете глубочайший смысл высказывания Джона Донна?

2. Подведение итогов урока.

- Что нового дал вам сегодняшний урок?

- Нам очень хотелось бы, чтобы вы не были равнодушны к природе, к ее проблемам, к ее боли, не оставались в стороне от экологических проблем, ведь человек – дитя природы.

Организационный момент (2 мин)

Работа по теме урока.

Слово учителя (3 мин)

Б) Слово учителя с беседой по фрагментам (4 мин)

Г)Комментарий учителя для перехода к знакомству с фрагментами произведения

Д) Художественное чтение фрагмента учителем (3 мин)

Е) Работа с фрагментом в группах.(5-7 мин)

4. Рефлексия. (1 мин)

5. Домашнее задание дается по уровням (1 мин)

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний

Демонстрация слайдов с фотографиями планеты Земля

1. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите нашу планету?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

2. Работа по теме урока.

Слово учителя:

Летит в бесконечной Вселенной живая маленькая планета — Земля наша. До боли трогательна и беззащитна она среди всемирного хаоса и насилия. Как же уберечь ее? Как спасти такую маленькую и хрупкую? Что может сделать его величество Человек для спасения своего дома?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения народного поэта из Дагестана Расула Расуловича Гамзатова:

Шар земной, для одних ты — арбуз:
На куски разрезают тебя и кромсают зубами.
Для других ты — лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч
Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.
Я слезинки твои вытираю: не плачь,
Кровь смываю и песни пою над тобою.

- Таким мы видим лицо Земли через поэтическое восприятие автора. А каким видите лицо Земли вы? Аргументируйте свой ответ ( рисунки учащихся)

Б) Слово учителя:

Обратимся к тексту произведения.

- Сколько фрагментов из романа дано в учебнике?

- Какие виды пейзажа обнаружили в повести? (жизнеподобный и фантастический)

В)Самостоятельная работа (чтение фрагментов)

Заполните сравнительную таблицу зрительными образами, используемыми авторами в произведении.

Заполнение сравнительной таблицы:

Мир фантастического, передающего результаты экологической катастрофы

опустевшие дома, безлюдный индустриальный пейзаж, голубоватые язычки радиации, зеленая заря Зоны

Бутылки, корзины с провизией

- Какие средства художественной выразительности используют авторы в описании этих пейзажей?

- Почему сравниваются эти два пейзажа?

Вывод по итогам беседы (обобщение учителем):

Авторы соотносят эти два пейзажа между собой по чудовищности последствий безответственного отношения человека к природе. Он, как вредоносный паразит, оставляет свой след на теле Земли. И он настолько ужасен, что самому дому человеческому грозит гибель.

Г) Комментарий учителя для перехода к знакомству с фрагментами произведения

Сегодня на территории, которая не так давно сотрясалась от взрывов, пасутся стада, колосятся зерновые, добывается знаменитый минерал габбро, которым отделано немало зданий в Астане. За внешней идиллией - страшная цифра: в результате взрывов в окружающую среду внедрено цезия (радиоактивный химический элемент, опасный для организма человека и животных) в 137 больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС.

Испытательный полигон — Семипалатинск (ныне Семей) — за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов, которые страшны своими последствиями. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей.

Как передаёт автор свои ощущения через мгновение после взрыва адской бомбы, читатель вместе с мальчиком может прочувствовать.

Д) Художественное чтение фрагмента учителем.

Е) Работа с фрагментом в группах.

Ответить на вопросы:

- С помощью каких художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков и его личные переживания?

- Найдите примеры из окружающей вас жизни, которые свидетельствуют о варварском отношении человека к природе.

- Что вы уже сейчас можете сделать, чтобы сохранить планету для будущего поколения?

(Вывод: Своими войнами, взрывами, развитием промышленности вместе с жадностью человек наносит непоправимый вред планете).

Вывод ( обобщает учитель): С помощью художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы — всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа — обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая — за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе.

3. Итог урока:

К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас "все меньше окружающей природы"

Закончить урок мне хотелось бы словами поэта Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
4. Рефлексия.

Содержимое разработки

Конспект открытого урока литературы в 7 классе на тему:

Организационный момент (2 мин)

Работа по теме урока.

Слово учителя (3 мин)

Б) Слово учителя с беседой по фрагментам (4 мин)

Г)Комментарий учителя для перехода к знакомству с фрагментами произведения

Д) Художественное чтение фрагмента учителем (3 мин)

Е) Работа с фрагментом в группах.(5-7 мин)

4. Рефлексия. (1 мин)

5. Домашнее задание дается по уровням (1 мин)

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний

Демонстрация слайдов с фотографиями планеты Земля

1. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите нашу планету?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

2. Работа по теме урока.

Слово учителя:

Летит в бесконечной Вселенной живая маленькая планета — Земля наша. До боли трогательна и беззащитна она среди всемирного хаоса и насилия. Как же уберечь ее? Как спасти такую маленькую и хрупкую? Что может сделать его величество Человек для спасения своего дома?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихотворения народного поэта из Дагестана Расула Расуловича Гамзатова:

Шар земной, для одних ты — арбуз:
На куски разрезают тебя и кромсают зубами.
Для других ты — лишь мяч, и, толпясь, игроки
То хватают тебя, то пинают ногами.
Шар земной для меня не арбуз и не мяч
Шар земной, для меня ты — лицо дорогое.
Я слезинки твои вытираю: не плачь,
Кровь смываю и песни пою над тобою.

- Таким мы видим лицо Земли через поэтическое восприятие автора. А каким видите лицо Земли вы? Аргументируйте свой ответ ( рисунки учащихся)

Б) Слово учителя:

Обратимся к тексту произведения.

- Сколько фрагментов из романа дано в учебнике?

- Какие виды пейзажа обнаружили в повести? (жизнеподобный и фантастический)

В)Самостоятельная работа (чтение фрагментов)

Заполните сравнительную таблицу зрительными образами, используемыми авторами в произведении.

Заполнение сравнительной таблицы:

Мир фантастического, передающего результаты экологической катастрофы

опустевшие дома, безлюдный индустриальный пейзаж, голубоватые язычки радиации, зеленая заря Зоны

Бутылки, корзины с провизией

- Какие средства художественной выразительности используют авторы в описании этих пейзажей?

- Почему сравниваются эти два пейзажа?

Вывод по итогам беседы (обобщение учителем):

Авторы соотносят эти два пейзажа между собой по чудовищности последствий безответственного отношения человека к природе. Он, как вредоносный паразит, оставляет свой след на теле Земли. И он настолько ужасен, что самому дому человеческому грозит гибель.

Г) Комментарий учителя для перехода к знакомству с фрагментами произведения

Сегодня на территории, которая не так давно сотрясалась от взрывов, пасутся стада, колосятся зерновые, добывается знаменитый минерал габбро, которым отделано немало зданий в Астане. За внешней идиллией - страшная цифра: в результате взрывов в окружающую среду внедрено цезия (радиоактивный химический элемент, опасный для организма человека и животных) в 137 больше, чем при аварии на Чернобыльской АЭС.

Испытательный полигон — Семипалатинск (ныне Семей) — за свои 40 лет существования пережил 456 атомных взрывов, которые страшны своими последствиями. Радиация поглотила 3 поколения Казахстана, вызвав серьезные проблемы со здоровьем. И спустя 20 лет после закрытия, Семипалатинский полигон косит жизни и надежды местных жителей.

Как передаёт автор свои ощущения через мгновение после взрыва адской бомбы, читатель вместе с мальчиком может прочувствовать.

Д) Художественное чтение фрагмента учителем.

Е) Работа с фрагментом в группах.

Ответить на вопросы:

- С помощью каких художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков и его личные переживания?

- Найдите примеры из окружающей вас жизни, которые свидетельствуют о варварском отношении человека к природе.

- Что вы уже сейчас можете сделать, чтобы сохранить планету для будущего поколения?

(Вывод: Своими войнами, взрывами, развитием промышленности вместе с жадностью человек наносит непоправимый вред планете).

Вывод ( обобщает учитель): С помощью художественных средств автор передает свои горькие раздумья об испытании атомного оружия, мучениях земляков, животных и его личные переживания, смерть девочки Кенже от взрыва бомбы — всё это относится ко всей планете. В центре всего рассказа — обобщающий образ Земли, истощаемой человеком. Первой жертвой испытания оружия массового уничтожения стала красивая девочка Кенже, первая — за ней сотни, тысячи, миллионы. Смерть Кенже опять-таки символизирует гибель красоты жизни на земле, гибель всего голубого шара. Р. Сейсенбаев показывает неотвратимое движение к катастрофе.

3. Итог урока:

К сожалению, порой люди варварски относится к фауне и флоре, поэтому вокруг нас "все меньше окружающей природы"

Закончить урок мне хотелось бы словами поэта Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
4. Рефлексия.

Итоговое сочинение: Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Вариант 1

XX век отличается невероятным развитием научных технологий. За последние несколько десятилетий наука совершила огромный скачок, который перевернул представления человека об окружающем мире. Кто в наше время не имеет хотя бы элементарных представлений о нанотехнологиях, квантовой физике, ядерной энергии? Цифровые технологии внедрились во все сферы человеческой деятельности. Научный прогресс двигает человечество вперед, и в то же время таит в себе много опасностей.

Развитие цивилизации заставило людей искать новые источники энергии. Поставщиком большого количества энергии является атом. В основу этого открытия легли идеи древних греков о невидимых неделимых частицах. Уже в XX веке Бор разработал квантовую теорию, а Беккерель открыл явление радиоактивности. В 1939 году мир узнал о возможности получения огромного количества энергии при делении ядер урана.

Книга состоит из монологов простых людей, которые невольно стали участниками событий. Большинство из них оказалось совершенно безграмотными в вопросах, связанных с ядерной энергией. В то время никто не представлял, с чем они столкнулись. Произведение невозможно читать без слез. А сколько их было пролито в те дни, когда люди расставались со своими домами, прощались с близкими, хоронили родных. Люди были не готовы к предотвращению сбоя в работе станции, это привело к взрыву, поэтому было огромное количество жертв. Территория Чернобыльской АЭС до сих пор является зоной отчуждения, хотя сейчас о страшном событии напоминают только заброшенные дома, заводы. Некоторые люди вернулись сюда спустя некоторое время, некоторые вовсе не уходили, пожелав закончить земные дни под родной крышей.

В этом случае прогресс столкнулся с халатностью и безответственностью служащих и руководства АЭС. Жертвами же стали простые люди: военные, пожарные и просто добровольцы, которые отдавали свои жизни ради того, чтобы жили их родные и близкие. Научные открытия накладывают на людей большую ответственность перед соотечественниками и человечеством. Легкомыслие может привести к необратимым последствиям.

Эти произведения объединяет тема трагедии. В Припяти взрыв произошел случайно, по халатности людей. В Семипалатинске – это был спланированный акт. Но в обоих случаях жертвами стали ни в чем не повинные люди. Они оказались виновны только в том, что жили рядом с эпицентром взрыва. Научный прогресс считается синонимом развития человечества, но в некоторых ситуациях его достижения приводят к трагическим последствиям. Задача людей – исключить возникновение катастроф.

Вариант 2

Люди не перестают мечтать. Их мечты двигают науку вперед, подвигают ученых на новые открытия, изобретения. Главное предназначение научного прогресса – создавать комфортные условия для жизни людей, облегчать их труд, освобождать время для духовного развития. В некоторых случаях ситуация выходит из-под контроля, и тогда происходят катастрофы.

Возможно, если бы профессору позволили завершить исследование луча, это привело бы к полезным для человечества результатам. Но вышестоящие органы, далекие от науки, распорядились по-другому, и ничего хорошего из этого не вышло. В жизни часто так бывает, что малообразованные, безответственные люди, стоящие у власти, принимают ошибочные решения, приводящие к трагическим последствиям.

Т. Толстая отразила в романе неизбежную гибель цивилизации. Когда общество достигает высокого уровня и утрачивает духовность, происходят какие-то катастрофы. Так погибли Содом и Гоморра, Римская империя, разграбленная варварами. В этом романе пресытившееся общество было уничтожено Взрывом. Одна из героинь сказала, что кто-то доигрался и рвануло. Люди утратили технические достижения и вернулись в первобытное состояние.

Оба примера подтверждают, что шутки с техническими изобретениями плохи. Научный прогресс, который призван служить человечеству, в некоторых случаях приводит к прямо противоположным результатам. Оказавшись в руках непосвященных людей, достижения науки и техники приводят к катастрофам вселенского масштаба.

Читайте также: