Декабристы наши великие отцы базаровы наши блудные дети сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Произведение посвящено памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период революционной ситуации в России (1859-1862 гг.) и отмены крепостного права. Тургенев отобразил в нём перелом общественного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Базаров — центральный образ. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является действующим лицом. Все остальные персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Роман состоит из 2 частей (28 глав):

В 1 части (1-13 главы) Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства с Базарова с Одинцовой).

Во 2 части (14-28 главы) происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.

Сравнительная характеристика двух основных персонажей

Павел Кирсанов

Перед нами два сильных характера, две яркие личности, гордые и самолюбивые, не поддающиеся чужому влиянию и умеющие подчинить себе других.

Отстаивает незыблемость устоявшихся жизненных принципов. Консервативен, благоговеет перед старыми авторитетами, а все новое он воспринимает в штыки.

Не признает никаких авторитетов и догм. Считает, что любую истину нужно подвергать сомнению, все проверяет опытным путем. Резок в оценках и мнениях, нетерпим к противоположным мнениям.

Его слова расходятся с делом. Он с пафосом говорит о служении отечеству, но сам удовлетворяется спокойной сытой жизнью.

Базаров – человек дела. Ему чужды условности и аристократический этикет. Каждый его день заполнен трудом, новыми поисками.

Видя, что он не может победить Базарова в споре и поколебать его нравственные устои, находит повод для бессмысленной дуэли.

Образ центрального героя – Евгения Базарова

Сильные стороны

Слабые стороны

Тургенев в своей оценке сильных и слабых сторон Базарова диалектичен: недостатки героя во многом являются продолжением его достоинств в базаровском отрицании всего (в нигилизме) есть и сила, и слабость.

Базарова отличает смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов, критика государственной системы. Вызывают уважение его решительность, убежденность, смелость, готовность идти да конца. Взгляды Базарова представляют собой стройную и логическую систему.

В борьбе за новое (в спорах с Павлом Петровичем) Базаров спокоен, потому что уверен в своей правоте. Он не хочет спорить, презирает болтовню и бесполезные слова (тогда как его противник рвется в бой, волнуется, бледнеет, срывается на личные оскорбления, чувствует свое бессилие).

Наделен острым критическим умом, но лишен широты кругозора – Базаров развит односторонне. Он признает лишь естественные науки, которые просто и ясно объясняют все жизненные явления. До предела сужает всю красоту и многообразие жизни, природы, где нет места эмоциям, красоте, искусству. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом.

В эпизоде смерти герой показан сильным, стойким, способным чувствовать и любовь, и красоту, и жалость. Он как бы очищается от всего наносного, избавляется от развязности и черствости. В финале перед нами титаническая личность.

Эта титаническая, сильная, незаурядная личность не смогла в полной мере реализовать свои способности. Возникает чувство сожаления и жалости от того, что безрезультатно прошла жизнь яркого и одаренного человека из-за узости и односторонности нигилистических теорий.

Женские образы
Анна Одинцова. С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными. Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств.

Арина Власьевна. Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка. Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Локтева. Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя — это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Критика

С выходом романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" началось оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах "Современник" и "Русское слово". Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории."Современник" откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича "Асмодей нашего времени". Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из журнала, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик "отцам" и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что Кукшина далеко не так пуста и ограничена. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это - чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только "чистое искусство", к представителям которого, правда, причислил заодно Пушкина и самого Тургенева.

В журнале "Русское слово" появилась статья Д. И. Писарева "Базаров". Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается Дмитрием Ивановичем как достоинство, поскольку со стороны виднее достоинства и недостатки и критика будет плодотворнее раболепного обожания. Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает.

В своей статье Д. И. Писарев подтверждает общественную чуткость художника и эстетическую значимость романа. Еще до начала непосредственной полемики Писарев фактически предугадывает позицию Антоновича. Критик убежден, что настоящий нигилист, демократ-разночинец так же, как и Базаров, должен отрицать искусство, не понимать Пушкина, быть уверенным, что Рафаэль "гроша медного не стоит". Но для нас важно, что Базаров, погибающий в романе, "воскресает" на последней странице писаревской статьи: "Что делать? Жить, пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, а вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры". Пожалуй, мы можем считать статью Писарева наиболее яркой трактовкой романа в 60-е годы.

На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье "Базаров и Обломов" он пытался доказать, что, несмотря на внешнее различие этих двух персонажей, "зерно" в них заложено одно и то же.

В журнале "Век" вышла статья неизвестного автора "Нигилист Базаров". Посвящена она прежде всего анализу личности главного героя. Базаров — нигилист, поэтому безусловно отрицает ту среду, в которой находится. Дружбы для него не существует: он терпит своего приятеля, как сильный терпит слабого. Родственные отношения для него — привычка родителей к нему. Любовь он понимает как материалист. На народ смотрит с пренебрежением взрослого на малых ребят. В результате никакой сферы деятельности для него не остается.

Рассмотренные в сочинении работы не являются единственными откликами русской общественности на роман Тургенева. Практически каждый русский писатель и критик высказал в той или иной форме свое отношение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное Учреждение Лицей №6

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

аттестационного урока по литературе

русского языка и литературы

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая,

большая, до половины выросшая из почвы,

сильная, злобная, честная - и все-таки

обреченная на гибель, — потому что она

все - таки стоит в преддверии будущего.

Цели: 1) познакомить обучающихся с отзывами критиков 19 века о главном герое романа

2) обобщить имеющиеся знания у обучающихся по образу Евгения Базарова;

4) совершенствовать умения

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для

презентации познавательной деятельности;

- создавать собственный текст,

- составлять тезисы, приводить примеры, подбирать примеры, формулировать

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- давать ответ в соответствии с заданием для групповой работы;

- соблюдать нормы публичной речи и регламент;

5) воспитывать толерантность к чужому мнению, культуру общения.

1. Организационный момент. Цели и задачи урока.

а) представление проекта на тему «Евгений Базаров и критическая литература 19

б) взгляд современного читателя на героя через призму взглядов критической

д) творческая работа.

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание. Написать эссе на предложенные темы: «Евгений Базаров –

Оборудование:

- презентация на тему «Евгений Базаров и критическая литература 19 века. Полемика

(составители И.Е.Каплан, М.Т.Пинаев).

Конспект урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами решаем сложный вопрос: так кто же такой Евгений Базаров?

Ходячая схема или живой человек? Почему после выхода романа в свет толки об авторе и его герое не прекращались долгое время?

Каким видится нам сегодня Базаров? Что из его теории имело место быть, а что так и осталось – только словами?

2. Анализ образа.

Первая ступень осознания романа – это как восприняли современники книгу? Что их интересовало? Над чем они думали, о чем спорили? Об этом нам расскажут в своем проекте …

Диаметрально противоположную точку зрения по образу Базарова высказал Дмитрий Иванович Писарев.

Еще один критик глубоко анализирует образ Базарова – это А.И.Герцен.

Дми́трий Дми́триевич Мина́ев ( 1835 - 1889 ) — русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Отцы и дети? (Параллель)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой "Отцы" и "Дети",

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили как умели

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа -

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

"Кто устоит в неравном споре?"

Которое ж из двух?

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

Как снег бела рука.

В речах, в приемах - такт и мера,

Величье лондонского "сэра", -

Ведь без духов, без несессера

И жизнь ему тяжка.

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

Как гимназист, дрожит;

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

"Du calme, du calme!" - твердит .

Свое воспитывая тело,

Он дело делает без дела,

Пленяя старых дам;

Садится в ванну, спать ложася,

Питает ужас к новой расе,

Как лев на Брюлевской террасе

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

Едва ли, господа!

Героя видно по приметам,

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Геройства нет следа.

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках "Нормы",

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Играть готов идти.

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

К своей груди прижал,

И даже - дерзость ведь какая, -

Гостеприимства прав не зная,

Однажды Феню, обнимая,

В саду поцеловал.

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Иль он, друг черни и базаров,

Лягушек режущий Базаров,

Неряха и хирург?

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам -

Несите ж им венцы!

И мы, решая всё на свете,

Вопросы разрешили эти.

Кто нам милей - отцы иль дети?

Предположительные ответы .

(Можно проанализировать каждое слово в высказывании М.Адамовича «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь).

А авторитеты. Для революционно настроенной молодежи не будет авторитетов (примеры истребления дворян как класса, разорения усадеб).

Отрицание искусства тоже имело место быть. Это возникновение авангардистских течений вначале 20 в., которые хотят сбросить Пушкина и Толстого с корабля истории, т.е. отказываются от классической литературы. Они хотят создать свою, понятную всем, помогающую строить новое общество, перо приравняют к штыку (Маяковский), т.е. сделают орудием труда, полезным для народа. Что-то будет полезно и останется жить, а что-то уйдет в небытие или в дальнейшем будет признано обществом ошибкой. Нет, конечно, Базаров и ему подобные не думали, что так все обернется. Они только место расчищали. Они были предтечи огромной машины по имени революция.

- Он не видит, как можно дальше развивать характер.

- И.С.Тургенев считал, что в таких людях, как Базаров, точнее их действиях, в их действиях Россия пока не нуждается.

- Как в таком случае можно назвать Базарова?

Попытайтесь ответить на проблемный вопрос урока: кто вы, Евгений Базаров? Можно ответить в виде блока-схемы, в виде какого-то высказывания., или стихов, или даймонда.

3. Заслушиваются все группы.


Дата публикации: 28 Февраля 2001

Отношение Достоевского к Базарову в своей противоречивости схоже с отношением Герцена к этому герою. При этом, в период написания "Бесов" понимание тургеневского героя дополнялось отношением Достоевского к его автору - отношением болезненным и пристрастным.

Как известно, письмо Достоевского Тургеневу о Базарове до нас не дошло; для исследователей главным источником реконструкции отзыва Достоевского является фрагмент (частично цитированный выше) из "Зимних заметок. "; речь там идет о том, что Тургенев ". осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашили величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы. Лучше, чем мы. Господи помилуй! Да что же нас краше и безошибочнее в подсолнечной? Ну и досталось же ему за Базарова. " 17

То есть, в образе Базарова Достоевский видит окончательный или промежуточный результат поиска Тургеневым художественного идеала. Но о Базарове как о идеале говорил и Герцен, видя в этом герое воплощение идеала Писарева и его единомышленников. Очевидно, что и до конфликта с Тургеневым Достоевский осознавал: в жизни Базаровы мало похожи на героя "Отцов и детей". Со всей отчетливостью это мнение выражено в одной из подготовительных записей к "Бесам"; ". без нарушены правды человек сороковых годов не мог написать Базарова.

- Чем же он изломан?

- На пьедестал поставлен, тем и изломан". 18

Имеется в виду, что Тургенев, как поясняет Н.Ф.Буданова, "идеализировал в Базарове тип современного нигилиста. что является нарушением художественной правды". 19 Это мнение Достоевского могло возникнуть в ответ на уже упоминавшийся очерк Тургенева "По поводу "Отцов и детей", где сказано: "Базаровский тип имел по крайней мере столько же права на идеализацию, как предшествовавшие ему типы". 20 Тургенев приводит отзыв одного из германских критиков: по какой же причине, спрашивает тот, "могла радикальная русская молодежь. войти в такую ярость, что подвергла сочинителя формальной опале и осыпала его всяческой бранью? Можно было скорее предположить, что всякий новейший радикал. признает свой собственный портрет, своих единомышленников". 21

Итак, сам Тургенев считал, что изобразил Базарова объективно, не преувеличив и не приуменьшив его достоинств и недостатков. Достоевскому виделось, тем не менее, что Базаров "на пьедестал поставлен". Но реальные, невыдуманные Базаровы не признавали тургеневского героя своим: такие его черты, как резкость, бесцеремонность, презрение к народу, ироничное отношение к искусству и т.п. - казались, да и были слишком неприглядными. Однако именно их и было проще всего взять на вооружение.

Как раз об этом рассуждает в "Бесах" Степан Трофимович: ". Базаров это какое-то фиктивное лицо, не существующее вовсе; они же первые и отвергли его тогда, как ни на что не похожее. Этот Базаров это какая-то неясная смесь Ноздрева с Байроном. Посмотрите на них внимательно. они счастливы, они победители! Какой тут Байрон!" 22 Степан Трофимович знал, о чем говорил: опошленным и окарикатуренным Базаровым, без всякого намека на тоскующее сердце, был его родной сын - Петр Верховенский (он же "Нечаев"). Упоминание о Ноздреве возвращает нас к Герцену ("Собакевичи и Ноздревы нигилизма").

По наблюдению Н.Ф.Будановой, Петруша не случайно напоминает Базарова в интерпретации Герцена (пишущего, в свою очередь, не столько о тургеневском, сколько о писаревском Базарове) - "базароида". Достоевский обращается не только (и не столько) к образу главного героя "Отцов и детей", сколько к типу его грубых эпигонов. Но ведь такой герой есть и в самом романе Тургенева - Ситников! И это - особый пункт, в котором Достоевский должен был бы быть обязан Тургеневу, ". который, создав (открыв) образ Ситникова в "Отцах; и детях", предвосхитил создание (открытие) образа Петра Верховенского". 23

Таким образом: для изображения и осмысления базаровщины -нигилизма, попадающего "на улицу", Достоевскому был крайне полезен опыт Тургенева и Герцена. Насколько он воздал им должное и воздал ли?

В 1873 г. "Бесы" вышли отдельным изданием. Экземпляр был послан наследнику престола, его императорскому высочеству А.А.Романову, вместе с сопроводительным письмом. В нем Достоевский говорил: ". глaвнeйшиe проповедники нашей национальной несамобытности с ужасом и первые отвернулись бы от нечаевского дела. Наши Белинские и Грановские не поверили бы, если б им сказали, что они прямые отцы Нечаева". 24


Для Достоевского и Герцен, и Тургенев хотя бы только по своей принадлежности к поколению западников 40-х годов становились в ряд "отцов Нечаева". И если, как писал Герцен, в романе "Отцы и дети" Тургенев "вместо того чтоб посечь сына, выпорол отцов", 25 то в "Бесах" досталось и тем, и другим. Притом Герцену еще сравнительно "повезло": видя его разочарование в Западе и искреннюю тоску по России, Достоевский отдает ему должное и не подвергает его остракизму, как Тургенева.

Отчасти это даже странно. Цитированное выше признание из тургеневского очерка о том, что он ощущает себя нигилистом, вызвало у Достоевского злую иронию; оно не раз пародируется в черновиках "Бесов": "Слухи о том, что Тургенев нигилист. " "Великий поэт: "Я нигилист". 26 Подобного отношения "рисковал" заслужить и Герцен; в статье "Еще раз Базаров" он пишет: "декабристы - наши великие отцы, Базаровы - наша блудные дети. Что наше поколение завещало новому? Нигилизм". 27 Нетрудно представить себе, как зло могли бы эти строки быть спародированы в "Бесах".

Ю.Ф.Карякин считает, что проникновение Достоевского в суть "шигалевщины-верховенщины" было прозрением, которое повлекло за собою ослепление ("прозрение-ослепление вместе, одновременно"). 28 Думается, "ослепление" Достоевского в период писания "Бесов" все-таки имело свои границы. К тому же, Герцен не хуже Достоевского отдавал себе отчет в том, как именно распоряжается молодое поколение своим наследством, как односторонне оно воспринимает нигилизм отцов. Следует напомнить, что у Герцена не было периода очарованности Нечаевым, в отличие от Бакунина и Огарева. Как и они, он не мог не надеяться на общественный подъем в России, на возможность возглавить его и вернуться "на родину на белом коне". 29 Но хлестаковскую "подкладку" Нечаева Герцен разгадал с самого начала.

Однако вернемся к одному из "отцов Нечаева" - Тургеневу, к оценке его Достоевским. Как бы то ни было, в "Отцах и детях" впервые были выведены тип "чистого" нигилиста-теоретика и нигилиста-эпигона, профанирующего серьезные и глубокие убеждения первого. Созревание у Достоевского замысла "Бесов" было в значительной степени переосмыслением опыта тургеневского романа. Ясно, каким было отношение к Тургеневу после ссоры. Но, спросим себя, не был ли Достоевский хотя бы подсознательно благодарен автору "Отцов и детей" за открытие темы, за глубокий художественный анализ явления, за честное и объективное отношение к герою?

Сами себе ответим: нет, не был. Рискнем предположить даже, что ситуация была как раз обратной: одним из подсознательных мотивов ненависти Достоевского к Тургеневу мог быть тот факт, что Тургенев написал роман "Отцы и дети". Попробуем доказать, что это не абсурдно. Для убедительности обратимся к двум работам, завершающим наш обзор литературы.


В статье "Роман Тургенева и его критики" М.Н.Катков пишет: "Слепая сила боится стать предметом сознания, художественного изображения". 30 Это - почти прямой ответ на следующее место из разговора Павла Петровича Кирсанова с племянником Аркадием: "Но как же это ломать, не зная даже почему? - Мы ломаем, потому что мы сила, - заметил Аркадий. - Да, сила - так и не дает отчета. " 31

Несомненно: художественное воплощение для "слепой" силы - поистине убийственно. Если оно талантливо и правдоподобно, 32 оно проникает в глубину, в самую суть этой силы, вскрывает ее призрачность и неосновательность, ее разрушительность и слепоту. Для этого изображение должно быть всесторонним, освещаться должны и отталкивающие, и притягательные стороны "силы". А что-то должно быть оставлено и читателю, чтобы тот "додумал".

Но художественное воплощение явления достигает и другой цели: оно делает явление состоявшимся фактом. В том, что явление - есть, ничто не убеждает так сильно, как художественное его изображение. И здесь хотелось бы обратиться к работе Д.Котсовского "Достоевский, Толстой и революция". Литература, как сказано там, не только отражает затаенные чаяния масс и откликается на призывы современной жизни, но и предугадывает их, возбуждая воображение. Особенно же это характерно для русской литературы XIX века, изображавшей в основном антигероев. А идеи разрушения гораздо более доступны для восприятия, чем идеи добра и христианской морали. Поэтому воплощение нигилистических идей в художественных образах дает массе готовые образцы для поведения 33 (и если массовое желание подражать Базарову плодит Ситниковых, добавим от себя, то это еще сравнительно безобидно).

Эти мысли из работы о Достоевском и Толстом вполне могут быть отнесены и к Тургеневу. К нему же могут быть отнесены и слова А.Битова: "Не сформулировал ли [Достоевский] зло, настолько недееспособное, что никогда не смогло осознать себя? Было ничто, а стало явление!.. Значит, мы есть, раз про нас пишут! Несозидательные силы всегда разрушительны. Каким образом может быть активным то, что не способно ничего создать? Только обратив на себя чужую созидательную энергию. " 34 Нет нужды доказывать, что это не только о Петруше Верховенском, не только о Нечаеве, - это обо всех, кто ломает "потому что мы сила".

Великий художник, Достоевский остро чувствовал носившиеся в воздухе настроения - настоящие и будущие. Поэтому убедительность тургеневских образов была для него еще более несомненной, чем для рядового читателя. И, оценив по достоинству "тоскующего Базарова", он тем самым признал и это: "Значит, мы есть, раз про нас пишут!" Но проблема была бы гораздо проще, если бы Тургенев действительно написал памфлет на нигилистов. В очерке "По поводу "Отцов и детей" он искренне говорит, что чувствует к Базарову "невольное влечение". 35 Этому Достоевский вполне мог посочувствовать; во время писания "Бесов" он сам находился во власти обаяния Ставрогина - героя отрицательного, но "взятого из сердца". Сочинение романа стало для писателя, как убедительно показывает в своей последней работе Л.И.Сараскина, процессом "одоления демона". 36 Тургенев, судя по всему, не переживал столь же драматичного "романа" со своим героем.

Так или иначе, направление "Отцов и детей" было памфлетным. М такое видение романа, "к которому сводились в сущности все мнения, высказанные как с той, так и с другой стороны. разделял и Тургенев". 37 К тому же, базаровщина - в любом случае "болезнь нашего времени", а автор - западник поколения 40-х годов. Следуя Достоевскому, Тургеневу следовало бы как минимум честно обозначить строгую дистанцию между нигилизмом и самим собой; а как максимум - ужаснуться и решительно размежеваться с нигилистами. 38 , 39

Однако настроения Тургенева были иными. В очерке "По поводу "Отцов и детей" (появившемся в 1869 г.) он заявил: А) что является неисправимым западником. Б) что разделяет почти все убеждения Базарова. В) что и сам готов называться нигилистом. Для Достоевского эти признания были не только (и не столько) "доказательством того, что русские западники и русские нигилисты имеют обитое истоки. "; 40 в этих заявлениях Достоевский усматривал особый цинизм, попытку угодить и тем, и другим. Да и Базаровы к концу десятилетия стали уже совсем иными.

То есть: сам Тургенев говорил открытым текстом о том, что нигилисты - дети западников. В отличие от Герцена, смотревшего с тревогой на "Базаровых - наших блудных детей", он с долей кокетства заявлял о готовности сочувствовать Базарову. В отличие от "Грановского" - Степана Трофимовича Верховенского, он не пришел в ужас от творения своих рук. В отличие от самого Достоевского, наконец, Тургенев был верен убеждениям молодости (западничество). Но в его словах, приведенных выше, Достоевскому виделось желание, чтобы и нигилисты признали Тургенева за своего.

Подобное желание середины, подобный конформизм были для Достоевского отвратительнее всего. Именно об этом - его любимые слова из Апокалипсиса, дважды произнесенные на страницах "Бесов": ". о если б ты был холоден или горяч! Но поелику ты тепл, а не горяч, то изблюю тебя из уст моих. "Совершеннейший атеист стоит на предпоследней верхней ступени до совершеннейшей веры. а равнодушный никакой веры не имеет. " - комментирует эти слова архиерей Тихон. 41


В период создания "Бесов" для Достоевского Тургенев - именно тепл. И если, говоря о прозрениях и ослеплениях писателя, Ю.Ф.Карякин спрашивает: "И этот Тургенев бес?!" 42 - то А.С.Долинин в статье "Тургенев в "Бесах" отвечает без сомнения: "В концепции "Отцов и детей", так, как она дана в "Бесах", Петр Верховенский - духовный сын не Степана Трофимовича, а именно Кармазинова". 43

В образе Кармазинова Достоевский воплотил многие тургеневские черты, которые ему претили. Воплотил утрированно, зло: Семен Егорович Кармазинов предстает женоподобным, претенциозным, пошлым кривлякой. Его главное свойство - конформизм. 44 Он весьма дорожит своими связями с представителями администрации всех уровней ("бесы верхние", как говорит о них Карякин) 45 - но не меньше заискивает и перед молодым поколением ("Меня оклеветали пред русскою молодежью. Я всегда сочувствовал каждому движению ее"). 46 Он изо всех сил желает понравиться Петруше Верховенскому (". вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести. Мне нравится, что это так смело и безбоязненно выражено. Я. еще стою за честь, но ведь только по привычке"), 47 но и не может скрыть своего страха перед возможной революцией.

Кармазинов искренне убежден в том, что является "великим писателем" ("Но ведь Москва и сгореть может, а с ней моя рукопись"; 48 речь о последнем кармазиновском произведении "MERCI", где пародируются мотивы и образы тургеневских "Призраков" и "Довольно!") - и при этом удивляет всех слушателей до единого ничтожностью и бессодержательностью последней своей "поэмы". Наконец, Кармазинов почти буквально повторяет слова Тургенева, как они запомнились Достоевскому, сказанные при их ссоре: "Я сделался немцем и вменяю это себе в честь", 49 только тут эти убеждения доведены до предела, граничащего с абсурдом: ". когда прошлого года городским советом положено было проложить новую водосточную трубу, то я почувствовал. что этот карльсруйский водосточный вопрос милее и дороже для меня всех вопросов моего милого отечества. " 50

Таким образом, Тургенев - не только отец нигилистов (как западник, т.е. один из многих), а еще и (как автор Базарова) единственный в своем роде духовный, метафизический их отец, что несравненно усугубляет его "вину".

19 Буданова Н.Ф. Указ. соч. С.64.

20 Тургенев И.С. По поводу "Отцов и детей" // Тургенев И.С. Указ. изд. С.350.

Подбор эпиграфа зависит от того, на какую тему нужно написать сочинение.

“Если ни во что не веришь, если ни в чем не видишь смысла и не можешь утверждать никакую ценность, все дозволено и ничто не имеет значения”. Альбер Камю.

“Русский нигилизм вовсе не простое неверие, оно и есть вера в неверие, религия отрицания”. Семен Франк.

“Декабристы – наши великие отцы, Базаровы – наши блудные дети”. Александр Герцен.

“Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения”. Дмитрий Писарев.

“Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, то убедил их в своей любви к ним”. Махатма Ганди.








CTRL+D

Добавьте сайт в закладки







При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.

Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.

Читайте также: