Чувства и долг сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту И.Ф. Смольникова по проблеме проявления чувства долга

(1)Положение у нас было неплохое — для того страшного лета сорок первого года. (2)Нас вывезли из Витебска и переправили в Смоленск, там погрузили на открытые платформы и с тысячами других беженцев повезли на восток.

(3)Через две недели наше семейство высадилось в Куйбышеве. (4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (5)Хотелось пить, хотелось найти тень. (6)Мы устали, и за две недели нас и пропылило, и пропесочило, и проуглило, ведь всю гарь и несгоревший уголь от паровоза валило на нас. (7)А в глубине двора под деревьями и кустами таилась прекрасная, прохладная чащоба для игр. (8)Две мои сестры смотрели туда же, их одолевали те же чувства. (9)А брат был слишком мал, чтобы присоединиться к нам. (10)Он беспокойно таращился на дверь дома, за которой исчезла его мать, моя тётка.

(11)И вот наконец показалась тётушка. (12)Она медленно прошла к лавочке, которую заняла наша изнурённая команда, и опустилась рядом с моей матерью. (13)Слишком растерянным, каким-то перевёрнутым было её лицо.

(14)— Не пускают? — упавшим голосом спросила мама. (15) — Ты скажи, мы только на одну ночь, мы подыщем жильё.

(17)— У нас ведь дети.

(18)— Я говорила, — сказала тётушка и заплакала.

(19)Она была ошеломлена. (20)Это она уговорила сестру не ехать далеко на Урал, а высадиться поближе: как-никак в Куйбышеве родные, брат мужа с семьёй, уж на первое-то время приютят, да и вообще лучше остановиться в городе, где есть родственники.

(21)3а то время, что мы топали пешком и ехали на восток, я как-то ни разу не тревожился о ночлеге. (22)Где-нибудь и как-нибудь переночуем! (23)Мы ночевали даже на кафельном полу какой-то железнодорожной станции. (24)Я заснул тогда мгновенно, а проснулся оттого, что из- под меня рванули этот кафель: немцы на заре бомбили станцию.

(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти. (28)Но всё это спасение, вся эта благодать оказались для нас недоступны.

(29)Брат на руках тётушки жалобно заплакал, он хотел пить. (30)И в этот отчаянный момент из дверей дома вышел человек. (31)У человека были карие глаза и застенчивая улыбка.

(32)— Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? — спросил он не очень уверенно.—(33)Это недалеко, мы через дворы пройдём. (34)Комнатка, правда, у меня не ахти, да я живу один, не помешаю. (35)Помоетесь, отдохнёте с дороги. (36)Ну, как? (37)Пойдёмте?

(38)Всеволод Михайлович — так звали человека — привёл нас в свою комнату, показал, где что, и быстренько ушёл, сославшись на дела, а мы остались в доме, где суждено было нам провести четыре военных года.

(39)Дядя Сева сразу решил главные наши проблемы. (40)Свою комнату он предоставил нам в полное наше распоряжение. (41)Уходил рано утром, приходил поздно, осторожно стучал и пристраивался с книгой на стуле возле двери. (42)А размещались мы в его восьмиметровой комнате на ночь так: четверо на диване — поперёк, с поставленными для ног стульями, двое у окна — на диванных подушках, половиках и одеяле, и хозяин — на матрасе у дверей.

(43)С дядей Севой мы прожили до лета 1942 года. (44)Всё это время он ходил на работу в свою газету — он был журналистом, а свободные часы проводил на военной подготовке. (45)Он был сугубо штатским, мирным человеком, уже не очень молодым, с какой-то застарелой хворью. (46)Военная подготовка давалась ему нелегко, и он с юмором рассказывал вечером у кухонного стола, как нынче швырял гранату (да не дошвырнул) или как полз по-пластунски под колючей проволокой (и порвал пальто). (47)Это было не очень смешно, потому что приходил он с этих занятий до предела вымотанный, съедал свой ужин и сразу засыпал.

(48)То ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы дядя Сева имел бронь. (49)И вот эта бронь, ради которой некоторые шли на всё, была самой главной отравой его жизни. (50)Он рвался на фронт, а его не пускали. (51)Он писал заявления и в военкомат, и своему начальству, а ему отказывали. (52)Но, несмотря ни на что, дядя Сева всю осень, зиму и весну ходил на военную подготовку, чтобы иметь, как он говорил, главный козырь.

(53)— Ничего, — посмеивался дядя Сева, — скоро я буду настоящим пехотинцем. (54)Тяжело в ученье — легко в бою. (55)Верно? (56)Кто это сказал?

(57)Он всегда обращался ко мне, а я с удовольствием ему отвечал, если, разумеется, знал ответ. (58)И я знал, что, когда бы он ни пришёл, для меня непременно будет интересный разговор: о самолётах, партизанах или, чаще всего, о военных действиях на фронте. (59)Уж дядя-то Сева разбирался в этом лучше всех наших знакомых. (60)И сведения у него были самые горячие, из редакции, те, что только наутро появлялись в газетах.

(61)Я читал ему письма отца. (62)Каждый раз, приходя с работы, дядя Сева спрашивал, нет ли писем от отца. (63)Свежее письмо мы ещё раз читали вслух. (64)Это совместное чтение сближало нас ещё больше. (65)Ближе дяди Севы не было для меня человека в Куйбышеве. (66)Кроме, разумеется, мамы и родной сестры.

(67)Это было в 1942 году. (68)И в этом же году, летом, дядя Сева пришёл однажды домой днём, в неурочное время, возбуждённый и широко улыбающийся.

(69)— Ну вот, дорогие мои, — громко сказал он, — можете меня поздравить. (70)Я ухожу на фронт.

(71)Он посмотрел на меня, и у меня задрожали губы. (72)Дядя Сева, перестав улыбаться, сказал другим, усталым голосом:

— Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге.

(73)Я запомнил и этот глухой, усталый голос, и эти слова, и его лицо, с крупными, мягкими и добрыми чертами, которые в этот момент стали чужими, неласковыми.

(74)Через два месяца на мамино имя прислали извещение. (75)В нём было написано, что её родственник Всеволод Михайлович Муравьёв, проявив мужество и героизм, верный военной присяге, пал смертью храбрых в борьбе за Советскую Родину.

(76)Его убило в первой же атаке, на подступах к Сталинграду, куда был брошен его пехотный полк. ( По И.Ф. Смольникову *)

*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.

Встречаются удивительные люди, обладающие необычайной совестливостью, альтруизмом и человечностью. Именно они первыми приходят на помощь тем, кто оказался в трудной ситуации. Что движет ими? Почему они нередко поступаются собственными интересами ради других? И.Ф. Смольников поднимает проблему проявления чувства долга.

Так И.Ф.Смольников убеждает нас в том, что чувство ответственности основывается на отказе от собственных интересов во имя стремления помочь другим, защитить их от беды.

Трудно не согласиться с автором в том, что люди, лишённые эгоизма, действуют из правильно понимаемого чувства долга, желания прийти на помощь тем, кто оказался в трудной ситуации. Такие люди доходят порой до полного самоотречения. Вспомним Юшку, героя одноимённого рассказа А. Платонова, который терпит лишения, обиды и оскорбления от жестоких жителей деревни, презирающих старика за то, что он беден, ходит в рванье. А он отказывал себе во всём, чтобы копить деньги на помощь девочке-сироте из детского дома, чтобы она смогла выучиться и жить достойно. Юшка не произносит пафосных слов о доброте, не оправдывается, не защищается. Он просто честно выполняет свой долг по отношению, по сути, к чужому ребёнку. Юшка сам так решил, что именно он должен помочь девочке и делал это из сострадания.

Прочитав текст, начинаешь понимать, что не следует думать, что все окружающие: родители, учителя, друзья – должны тебе. Надо осознавать: человек обязан откликаться на чужую беду, как на свою собственную, не ждать, что сделает кто-то, а не я. Существует понятие долга как осознанной необходимости делать людям добро.

Неоплатный, карточный, текущий, благородный, безусловный, непреложный, незыблемый, осознанный, нерушимый, почётный, первый, главный, первостепенный, прямой, святой, священный, железный, каменный, беспрекословный, необсуждаемый, воинский, гражданский, родительский, партийный, сыновий, солдатский, большой, великий, высокий, немыслимый, тяжёлый, нравственный, моральный, личный, материальный, прямой, финансовый, супружеский, ревностный, исполненный, выплаченный, оплаченный.

Придуманный, неоценённый, мнимый, неисполненный, навязанный, ненавистный, убийственный, мучительный.

Примеры из художественной литературы

Пётр Гринёв на протяжении всей жизни следовал отцовскому завету – беречь честь смолоду. Именно это помогает ему выжить в самых трудных ситуациях. Гринёв руководствовался этим правилом во всех сферах своей жизни, даже в личных отношениях он оставался, прежде всего, человеком. Множество раз главный герой оказывался в тяжёлых жизненных обстоятельствах, но всегда оставался честным и верным себе и своему Отечеству.

Петру Гринёву в повести противопоставляется другой персонаж – Алексей Швабрин. Чувство долга и понятие чести не имеют для него никакого значения. Ему характерна беспринципность и напускной патриотизм. Швабрин принимает участие в Крестьянской войне только из личной корысти, а не из искренних побуждений. Более того, он презирает крестьян до глубины души. Подлые черты характера этого человека проявляются в наибольшей степени в отношении к Маше Мироновой, которую он оклеветал и принудительно пытался на себе женить.

Кроме основных героев, в повести есть и другие действующие лица, сохранившие своё благородство. Капитан Миронов – преданный слуга своего государства. Ради личного долга перед Родиной он готов отдать всё, в том числе собственную жизнь. Пугачёв, несмотря на свою преступную деятельность, тоже обладал честью и ответственностью за свои действия. Савельич видел свой долг в сохранности жизни молодого хозяина и исполнял его с полной самоотверженностью. Был случай, когда он даже предложил казнить его самого вместо Петра Гринёва.

Он искренне верит, что его поколение всё разрушит и искоренит. О создании новых мировых порядков речи не идёт, в его идеалах лежит только разрушение старых порядков. Базаров во всём винит общество, он считает, что если поменять общественное устройство, то и люди сами тоже изменятся. Он остаётся верным своим идеалам до конца жизни, поэтому смело смотрит в глаза смерти. Ради своих идей главный герой даже отказался от неожиданной любви, поэтому можно сказать, что он считал своим долгом быть нигилистом до последнего вздоха и этот долг был исполнен сполна. Базаров смелый и мужественный человек, который всегда оставался преданным самому себе.

Главный герой романа А.С. Пушкин Евгений Онегин находился в постоянных поисках счастья, которым не было суждено увенчаться успехом, поскольку он сам не знал, в чём оно состоит. Жизнь молодого человека проходила бесцельно, его интересовало только богатство и светские развлечения. Он даже не пытался поставить какую-либо высокую цель для своей жизни, потому как для этого требовалась сила воли и решительность, которых у него не было.

Первый выбор между чувством и долгом стал перед Онегиным, когда он поссорился с другом. В этой ситуации главный герой поступил необдуманно: он, поддавшись чувствам, смертельно ранил Ленского на дуэли.

Второй раз Евгений оказывается перед подобным выбором после долгой разлуки с Татьяной. Теперь в его сердце искренние и глубокие чувства к гордой и неприступной княгине, которая перестала быть наивной девочкой. Полюбив Татьяну по-настоящему, Онегин снова руководствуется лишь своими эгоистичными чувствами и преступает черту дозволенного, он делает признание замужней женщине, пренебрёгши всеми законами морали. Главного героя не волнует, что подумают о его возлюбленной в высшем свете и продолжает свои ухаживания, как ни в чём не бывало. Личность Онегина меняется на протяжении всего романа, но долг так и не становится у него на первое место.

У Татьяны Лариной совершенно иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а ценятся одинаково. Она хочет простого женского счастья – любить и быть любимой. Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда, потому что он был воплощением героев её любимых романов. Девушка осмелилась признаться ему в своих чувствах, а в ответ получила нравоучительную речь о том, как пристало вести себя молодой девушке. Татьяна страдала из-за неразделённой любви, но не позволила ей сломать свою жизнь. Чувство долга в главной героине развито гораздо больше, чем у Онегина. Отсутствие любви оказывается не помехой, для того чтобы чтить мужа и оставаться ему верной. Татьяна чувствует ответственность перед близкими людьми, поэтому исполняет свой долг до конца.

А.С. Пушкин в своём романе представил мировоззрение русского народа и отошедших от своих корней дворян. Если появлялась необходимость выбора любви или долга, народ без раздумий отдавал предпочтение долгу, а представители светского общества забывали о своей ответственности и всегда выбирали чувства, думая лишь о себе.

Сочинение на тему долг перед людьми

Произведение А. С. ПушкинА “Евгений Онегин” является своеобразной энциклопедией жизни общества 19 века, в котором нашли свое отражение политика, быт, нравы, обычаи, мода, меню ресторанов и многое другое. Но автор не мог обойти темы любви и долга. Критик В. Г. Белинский говорил о романе “Евгений Онегин”, как о “самом задушевном произведении поэта”.

В этом произведении описываются чувства между родителями Татьяны, между Татьяной и Онегиным, сопоставляется любовь истинная и любовь поддельная.
Для общества того времени были

обыкновенными браки, заключенные не по любви, а по сговору между родителями, расчету и множеству других причин. Так, мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за Дмитрия Ларина:
В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.
Поначалу мать Татьяны очень переживала это, даже “с супругом чуть не развелась”. Но через некоторое время чувства притупились, она смирилась и привыкла к новой жизни.
Рвалась и плакала сначала,
С супругом

чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Пушкин относится к своей героине Татьяне трепетно и нежно. У нее открытое сердце, способное сочувствовать и любить. Поэт наделил ее светлой, легко ранимой душой.

Неразрывно связанная с природой и дополняющая ее, Татьяна обладает тонкой натурой и поэтической душой. Добрые и доверительные отношения с няней помогли ей поверить в предания глубокой старины.
Татьяна отличается от других, она живет в своем романтическом мире. Пушкин пишет: “Ей рано нравились романы, они ей заменяли все… “. Для себя Татьяна Ларина создала себе образ мужчины, ее идеального героя. И при встрече с Онегиным оно отождествляет с ним свой идеал.
Открытые чувства Лариной не нашли отклика в душе Онегина. Они расстаются. Татьяна вышла замуж за нелюбимого человека. Вскоре она обрела покой в семейной жизни.

При встрече с Онегиным Татьяна ведет себя достойно и уверенно.
Став богатой и известной дамой, Ларина не утратила своего богатого духовного мира, не сменила основные жизненные принципы:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура…
Но семейный покой не значит счастье. Для Татьяны Лариной верность не пустое слово. Чувство долга перед мужем не продиктовано общественными правилами поведения.

Оно внутри Татьяны, тесно связано с ее натурой. В итоге Ларина отвергает ухаживания Онегина.
В романе ПушкинА “Евгений Онегин” проблема любви и долга представлена в ее традиционном толковании. Она перекликается с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью. Автор косвенно, через внутренние монологи персонажей хочет донести до читателя свою основную идею, которая заключается в том, что подлинные чувства человека не могут быть оценены посредством формальных критериев чести, они не должны оцениваться из-за обывательских предрассудков или “болтовни глупцов”.

чувство долга

Долг — это великолепный якорь, который сдерживает нас от безрассудств и оплошностей. Чувство долга – это наша совесть и наша благодарность. Чувство долга мы испытываем к тем, кто потратил на нас свои жизненные силы, безграничное время и другие ресурсы.

Долг перед родителями испытывает каждый ребенок, воспитанный в хорошей семье. Это нормально и естественно. Мы просто так получаем в подарок жизнь, заботу, любящее окружение. Родители помогают нам понять этот мир и найти в нем свое место. Поэтому приходит время, когда не то чтобы нужно было отдавать свой моральный долг, а просто хочется это делать: помогать им так, как они помогали тебе.

Долг перед учителями. Совсем не обязательно речь идет о школьных преподавателях. Может это тренер или учитель скрипки, который разглядел твой талант. В жизни каждого человека есть тот, кто поменял твои взгляды на что-то и направил твою судьбу в новое русло. Это оказалось важным, поэтому об этих учителях мы тоже вспоминаем с благодарностью, осознаем, что должны им многое.

Долг перед Родиной — важный этап в жизни каждого подросшего мальчишки. Стать мужчиной в армии, чтобы суметь защитить тех, кто за твоей спиной. Это важно.

Круг замыкается. И появляется долг родительский. Теперь человек обязан воспитать достойного члена общества, который будет просто счастливым и успешным.

Сочинение на тему: “Честь и долг – главное для семьи капитана Миронова” в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс

Пример 1 "Капитанская дочка" - исторический роман, который был опубликован в 1836 году. Пушкин создал свое произведение таким, что до сих пор не определен его жанр, одни считают его повестью, а другие романом. В . Прочитать сочинение

Сочинение на тему: “Нравственный выбор Гринева и Швабрина” по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс

Пример 1 Александр Сергеевич Пушкин - один из самых талантливых писателей 19 века. Многие его произведения вошли как в русскую, так и в мировую литературу. Автор в своих произведениях поднимает актуальные темы, поэтому . Прочитать сочинение

Сочинение: “Тема нравственности” по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс

Пример 1 Многие авторы русской литературы, такие как Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин поднимали в своих произведениях вопросы противостояния добра и зла, проблемы нравственного выбора, верности долгу и . Прочитать сочинение

Сочинение на тему: “Береги честь смолоду” по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс

Пример 1 Александр Сергеевич Пушкин для своего произведения "Капитанская дочка" выбрал эпиграф, который является поговоркой "Береги честь смолоду". Он выбрал его неспроста, поскольку в своем романе поднимает тему . Прочитать сочинение

Сочинение ЕГЭ – проблема сущности гражданской войны по тексту Б.Л. Пастернака

Борис Пастернак, русский поэт, писатель, участник гражданской войны, не мог в своем творчестве обойти тему гражданской войны. Он ставит перед читателем проблему сущности гражданской войны. Чтобы привлечь внимание в . Прочитать сочинение

Сочинение ЕГЭ – проблема благодарности близким людям по тексту Н.И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов, известный русский хирург, поднимает проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними. Это важная нравственная проблема, заставляющая задуматься над вопросом, что заставляет . Прочитать сочинение

Читайте также: