Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? ("Гроза")

Одним из первых, кто откликнулся на драму А.Н.Островского "Гроза", является Н.А.Добролюбов, написавший статью "Луч света в темном царстве", в которой он на приёме антитезы противопоставляет Катерину и купечество города Калинов . Представители "тёмного царства", по мнению критика, - Кабанова и Дикой, олицетворяющие самодурство, деспотизм и косность. Эти люди подавляют своим поведением всё человеческое в окружающих. Однако в пьесе присутствуют герои, по действиям и репликам которых можно понять, что власть таких людей, как Кабаниха и Дикой, недолговечна.

Катерина - добрая, чистая натура, "луч света". Рассказывая Варе о своём детстве, девушка вспоминает уютную атмосферу, которая царила в семье героини. Жизнь Катерины была наполнена красотой и любовью. Выйдя замуж за Тихона, девушка попадает в дом Кабановых, где вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать упрёки. Перед отъездом Тихона Марфа Кабанова заставляет сына дать Катерине унизительные наставления: почитать свекровь, не смотреть на других молодых людей во время его отсутствия. Героиня не может смириться с жестокими нравами города Калинов . Самоубийство Катерины - это акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от земных мук, которые кажутся хуже ада.

Тихон - человек кроткий, робкий, безвольный. Первое появление семейства Кабановых в пьесе свидетельствует о его слабохарактерности. Кабаниха учит сына, как вести себя так, чтобы жена его боялась и во всём ему покорялась. Герой не пытается противостоять матери, хотя чувствует несправедливость. Тем не менее гибель Катерины побуждает Тихона произнести

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 2 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 12 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на.
2. Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., но до­пу­ще­на од­на фак­ти­че­ская ошиб­ка. Так­же сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние и на ре­пли­ку еще од­но­го ге­роя - Ку­ли­ги­на, ко­то­рый, об­ра­ща­ясь по­сле ги­бе­ли Ка­те­ри­ны к Ка­ба­ни­хе, про­из­но­сит фра­зу: "Вот вам ва­ша Ка­те­ри­на. Де­лай­те с ней что хо­ти­те! Те­ло ее здесь, возь­ми­те его; а ду­ша те­перь не ва­ша: она те­перь пе­ред су­ди­ей, ко­то­рый ми­ло­серд­нее вас!"
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. До­пу­ще­но 3 ре­че­вые ошиб­ки.

В написанной накануне отмены крепостного права “Грозе” А. Н. Островский показал начало перелома общественного сознания. Пьеса наполнена драматизмом, противоречиями и вопросами социального неравенства, что делает ее актуальной и в нынешнее время.

“Гроза” по праву признается одним из лучших произведений Островского. В нем автор показал несправедливость, произвол и тиранию, царящие в обществе. Местом действия избран небольшой городок на берегу Волги.

В Калинове прослеживается иерархия подчинения слабых людей амбициозным

Основная власть в провинциальном городке сосредоточена а руках волевой, жестокой и невежественной купчихи, прозванной Кабанихой. Марфа Игнатьевна упивается вседозволенностью, не обращая внимания на нищету и бесправие жителей Калинова. Другим “правителем” является Дикий, не уступающий Кабановой в амбициях.

Эти двое персонажей не желают нововведений и всеми силами пытаются удержать устои патриархальной эпохи, жестко карая любое инакомыслие.

Но новые веяния все равно проникают в “темное царство”, в нем уже появился

лучик надежды и света. Его олицетворяет невестка Кабанихи Катерина. Молодая женщина не желает мириться с тиранией, царящей в их городке.

Обладающая сильным духом центральная героиня активно отстаивает новые порядки, свободу личности, показывая истинные идеалы.

Немаловажная роль отведена в пьесе страннице Феклуше, чувствовавшей грядущие изменения. Именно она предсказала Кабанихе скорый крах ее узурпаторской власти. В образе ученого Кулигина также представлен прогрессивный человек, олицетворяющий недолговечность сложившихся устоев. Он практически единственный понимает Катерину, разделяет ее стремления и мечты.

После гибели главной героини он смело обвиняет властвующих самодуров в ее смерти.

Островский не случайно показал в “Грозе” разных по статусу и характеру персонажей с похожими устремлениями. Каждый из них внес определенную лепту в разрушение “темного царства”, на смену которому в конечном итоге пришел гармоничный мир.

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Проверьте, пожалуйста
Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (по пьесе А.Н.Островского "Гроза")
Драма "Гроза" является одним из самых замечательных художественных творений А.Н.Островского. Писать "Грозу" драматург начал в июне - июле 1859 года и закончил ее 9 октября того же года.
А.Н. Островский в пьесе "Гроза" утверждал о недолговечности власти кабаних и диких. Этому свидетельствует образ "луча света" - Катерины.
Автор обращается к злободневным темам своего времени, показывая кризис патриархальных устоев, а также показывает появление светлого начала, героини из народной среды.
Считаю, что правление таких людей как Кабаниха и Дикой быстротечно. Всегда найдется тот, кто не подвластен их прихотям, кто, проявив стойкость своего характера, докажет окружающим, что власть - убийственна, аморальна.
Кабанова - образец человека, который живет по Домострою. Она является самодуром, деспотом, мешает жить тем, кто рядом. Абсолютно такими же качествами обладает и Дикой. Для них главное - власть над окружающими их людьми. Точно отзывается о Кабановой Кулигин: " Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем". Однако, и Кабанихе, и Дикому противостоит Катерина, именно она нарушает их приказы, "идет" против власти этих людей.
Катерина, после унижений и побоев Кабанихи, не выдерживает и бросается в Волгу. Она единственнная, кто "пошел" против воли властьимущих, поплатившись за это жизнью. Но именно после смерти она обрела истинную свободу. В словах Тихона, сына Кабанихи, произнесших им возле мертвого тела жены, есть упрек в сторону матери, его сопротивление: "Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы. ". Эта его реплика дает надежду на то, что со смертью Катерины, противостояние властьимущим продолжается, а следовательно, недолговечно.
Таким образом, противостояние "луча света" и власти кабаних и диких прекратится. Их власть недолговечна, так как направлена на унижение, оскорбление личности. Всегда найдется тот, кто сможет им противостоять, добиться правды.

Татьяна Демьянова

Это С1? Если да, то первые предложения лишние.
Если С5, то по объему, мне кажется, маловато


Задание 12 № 51

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.4. Урок нравственной красоты и благородства (по одному из произведений русской литературы).

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы)

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

Пример ответа 12.4.

Олеся очень умна. Несмотря на то что она не получила практически никакого образования, она очень хорошо разбирается в жизни. Она очень любознательна, ее интересует все, что может ей рассказать новый знакомый. Любовь, возникшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, — явление искреннее, чистое и прекрасное. Девушка действительно достойна любви. Она — совершенно особое существо, полное жизни, нежности, сострадания.

Она с готовностью жертвует собой для того, чтобы выполнить его нелепое, в общем-то, требование — посетить церковь. Олеся совершает этот по-ступок, который и влечет за собой столь трагические последствия.

Девушка приносит себя в жертву и тогда, когда решает внезапно уехать, ничего не сообщая своему любимому. В этом также проявляется благородство ее характера.

Весь образ Олеси свидетельствует о ее чистоте, доброте и благородстве. Именно поэтому так тяжело становится, когда узнаешь о расставании девушки с ее любимым. Тем не менее именно такой финал является закономерностью. У любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.

Пример ответа 12.5.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.

В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.


Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.

В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.

Ко второй группе относятся:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Кулигин;
  • Варвара;
  • Кудряш;
  • Борис.

Описание Дикого

Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.

Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.

Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.

Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.

Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.

Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане. Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется. Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.

Сила и слабость самодуров нарисованных в грозе. Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни

А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того врем

Смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей федой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость “темного царства”. Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что сковывало ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. …

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще.

Хороша тоже и Ка­баниха.

А. Островский. Гроза

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения….

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

Дикой — один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Дополнительные сочинения по данной теме

Значение купца в произведении

Для обличения образа Дикого нужно вспомнить другую его черту. Богатейший человек в городе в действительности просто трус. Он ведет себя грубо лишь с людьми, которые не могут ему противостоять, кто морально слабей его.

У персонажа Дикого нет конкретного прототипа — он списан с тысячи богачей, которые утопали в роскоши и невежестве, тянули страну на дно, в царство грубости и глупости.

Страна непуганых самодуров: почему начальники у нас обладает такой властью

Остаться без работы в России даже на непродолжительный срок – катастрофа для многих. Именно поэтому люди вынуждены прогибаться перед своим начальством

27-летняя следователь покончила жизнь самоубийством в своём кабинете.

Люди убивают себя, когда их психика даёт сбой. Никто не совершает суицид, имея ясную голову на плечах. Это очевидно.

Впрочем, очевидно и другое: Россия — страна, где любой самый сраный начальничек имеет огромную власть над подчинённым.

Понятно, что человек с нормальной башкой не пойдёт вешаться или глотать таблетки, если его травит начальник. Понятно и другое: в России ситуация, когда начальник травит подчинённого, — самая что ни на есть рядовая.

Читайте также: