Что общего в рассказах родинка и чужая кровь чем они различаются сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Так от первого рассказа "Родинка" и до последнего, рассмотренного нами, - "Чужая кровь" - Шолохов, разрабатывая, казалось бы, одну и ту же "семейную" коллизию, трактует художественную реальность в ее самых различных отношениях к идеалу и своими эстетическими критериями раскрывает перед читателем многообразие человеческих связей и отношений в исторически конкретную эпоху, приобщает его в "Чужой крови" к подлинному гуманизму.

В "Чужой крови" отцовское чувство получает несколько иную эстетическую оценку, чем положительные явления жизни в других рассказах. Художественная реальность оказалась выше "нормы", и это позволило писателю открыть безграничные возможности человеческого духа, открыть возвышенное в том самом казаке, которого иные были склонны считать примитивным и неспособным на человеческие чувства. В этом рассказе, изумительно показавшем переживания старика-отца, впервые сделана попытка раскрыть "диалектику души", то, чем потом будет так силен зрелый Шолохов.

Поскольку реальность, изображенная в рассказе "Чужая кровь", осмыслена Шолоховым как идеальная, как возвышенная, а не просто норма человеческих отношений, это произведение и в художественном плане отличается от предыдущих. В нем, особенно во второй части, почти нет натуралистических подробностей, антиэстетических подробностей, грубого просторечья. Жизнь Гаврилы изображена эстетически преображенной, подчиненной тому глубочайшему душевному перелому, который происходит в нем. Рассказ "Чужая кровь" раскрыл глубочайшие возможности воплощения идеального реалистическими средствами.

Интересно, что задачи современной интерпретации шолоховского наследия 20-х годов позволяют обратиться не только к социально-психологическим, этическим ее аспектам, но и.. .фрейдистским. Норвежским литературоведом Г. Хьетсо был введен в научный оборот малоизвестный рассказ Шолохова "Ветер", который после публикации на страницах газеты "Молодой ленинец" от 4 июня 1927г. ни разу не переиздавался. Застигнутый непогодой учитель Головин со смесью жалости и отвращения смотрит на хозяина хаты - туловище без ног: "Куценькие вершковые култышки шевелились, резво двигались".

Интерпретируя текст рассказа, а его основное содержание составляет исповедь Турилина, Г. Хьетсо пишет: "Кажется странным, что рассказ не включен ни в одно собрание сочинений писателя. Возникает даже подозрение, что в этом решении сыграли роль какие-то нелитературные соображения (. ). Главной темой в "Ветре" является патологическая жестокость, вызванная чувством унижения и жалости к самому себе.. .Хотя эту тему вряд ли следует считать особенно распространенной в советской литературе, но она иногда встречается.. .Вообще представление о человеке как о слепой игрушке, часто находящейся во власти стихийных непонятных сил, необъяснимых инстинктов пола (объектом посягательства Турилина оказалась его сестра - Л. Е. ) было характерной чертой в советской прозе тех лет.. .Но если другие писатели того времени передавали бы этот рассказ нейтрально, и даже сочувственно, то у Шолохова намечается явно осуждающее отношение к Турилину. " (36а; 149-150).

Норвежский исследователь подчеркнул, что в рассказе "Ветер" никак не проявился классовый подход: в эстетической оценке героя сыграли свою роль "чисто моральные причины". Это замечание подтверждает правомерность нашей трактовки "Донских рассказов" М. Шолохова, которые не сводимы, как это часто делается, только к мотиву классовой борьбы.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО: ОТКРОЙТЕ ССЫЛКУ ИДИТЕ ВНИЗ СТРАНИЦЫ--ТАМ ГОВОРИТСЯ О ЧУЖОЙ КРОВИ

Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе испытал не только все тяготы и лишения фронтовой жизни, но и ужасы братоубийственной войны. Все эти переживания нашли яркое отражение на страницах его произведений.

Своеобразие творческой позиции Шолохова, вытекающее из его понимания действительности, определялось прежде всего тем, что человек в его произведениях показан не столько в столкновениях с окружающими (хотя и они, конечно, есть), сколько в непосредственных столкновениях с историческими событиями. От А. С. Пушкина до Л. Н. Толстого исторические события являлись, как правило, фоном, на котором и разворачивались основные события повествования. На этом фоне герои соприкасались, объединялись или противостояли друг другу, но эти соприкосновения касались исключительно сферы нравственной.

В творчестве Шолохова, при сохранении классических конфликтов русской литературы, показана трагедия столкновения человека с роковыми силами судьбы. Произведения этого автора охватывают более полувека истории России, истории бурной и тяжелой.

История России никогда не протекала гладко и размеренно, тем более нельзя этого сказать о XX в., когда наша страна пережила две тяжелейшие мировые войны и одну гражданскую, да к томе же не менее жестокую и разрушительную революцию 1917г.

Войны начала века и Великая Отечественная война кардинально отличаются друг от друга и по характеру, и по содержанию. Первая мировая война послужила толчком к разрушению старою политического режима и к установлению нового. Все это привело к ломке веками существовавших отношений. Действия новых властей, пришедших к власти в ходе революции, вызывали большое противодействие со стороны практически всех слоев населения. В России разгоралась гражданская война — страшная, жестокая и бессмысленная. Ломались прежние связи, разрушались семьи. Страна подверглась нашествию иностранных интервентов. Лишь ценой неимоверных усилий удалось сохранить независимость и целостность государства.

В произведении “Жеребёнок” , который был написан в 1926 году, автор изображает рождение нового существа, жеребенка, во время военного противостояния красных и и белых. В произведении автор противопоставляет две противоположные стороны жизни на Дону: война с несущими смерть выстрелами и мир с материнской любовью и способностью сострадать. Контрастны и части рассказа. В начале читатель становиться свидетелем того, как рождается новая жизнь , а в конце - того, как просто погибает человек от постигшей его пули.

Но как же он не узнал родного сына? Дело в том, что судьба развела героев рассказа. Как сообщает автор, Николка вырос без папы, тяжелая судьба выпала ему: отец пропал в германскую войну, мать умерла, и остался он сиротой. До пятнадцати лет парень жил случайными заработками, а после ушел воевать с красными. За три года, что служил Николка, получил он звание эскадронного командира.

Рассказ состоит из шести частей. Практически каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту Донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.

Так прост сюжет в рассказе, но сколько сокрыто за несказанными словами автора, сколько боли и несчастья принесло это убийство. А ведь атаман не в первый раз выстреливал в человека или зарубал его шашкой. Но ведь ни разу у него не возникало мысли убить себя за это! А почему? Потому что все остальные не были его сыновьями. Так вот он, секрет мирной и спокойной жизни, без убийств – все должны относиться к окружающим точно так же, как и к своим детям, родным и любимым.Тема рассказа "Чужая кровь"-трагедия гражданской войны,всепрощающая и беспредельная родительская любовь.

Главная мысль рассказа “Чужая кровь” заключается в том, что чужой человек может стать своим, родным и близким по духу. Чужая кровь , конечно, не заменит родную, как бы старики этого не хотели. Однако молодого Николая тянет туда,где он вырос, к чему привык . Ему очень дорого, его спасители, однако родная земля ему дороже. Старики надеяться, что Николай примет их. Ведь он стал для них родным, смыслом их жизни.

Героями таких произведений, как “Жеребёнок”, “Нахалёнок”, “Чужая кровь” “Родинка”, являются простые люди. Образ воюющего народа, который проявил стойкость и мужество в борьбе с захватчиком, встает со страниц книг Михаила Александровича. Он с психологической глубиной описал характеры сильных духом людей, которые не сломались на крутых поворотах истории. “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества”, — говорил М. А. Шолохов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказов.

Формировать умения обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь.

Содержание урока:

Слово учителя. Двадцатые годы ХХ столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917г. на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война.

I Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

Ответ: Это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Промежуточный вывод: Гражданская война – величайшее бедствие, для страны и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга ненасытным Молохом требяю жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо замечание греческого философа Демокрита.

(Обращение к первому эпиграфу)

Наша цель – выявить систему взглядов гражданской войны М.Шолохова, т.е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений. Указать классификации хронотопа употребленного в данных рассказах.

Выявление читательского восприятия:

Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Что больше всего удивляет в рассказах Шолохова?

(Ответ: Семья, в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи).

(Обращение ко второму эпиграфу).

Как вы считаете имеют ли вышеперечисленные детали отношение к хронотопу?

Кто чувствует себя загнанным в рассказе? ( Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды).

Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?

Какую роль играют в произведении портрет героя и его воспоминания о детстве?

Какой мотив возникает в размышлениях героя? ( Ответ: Мотив очерствения души . Антиподом становится Атаман банды – отец Николки).

Как раскрывается душевное состояние Атамана?

Какую роль в его раскрытии играет пейзаж третьей главы?

Что общего в жизни Николки и Атамана?

Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм?

Как этот конфликт достигает своей кульминации?

Как осознается Атаманом убийство Николки?

Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод: М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В каких моментах использовался хронотоп и почему?

Анализ рассказа “Чужая кровь:

Какие черты, качества русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? В каких эпизодах они проявляются?

Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?

Сформулировать идею рассказа.

Но за изображением обоюдной жестокости оказывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах оказывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, отваживших Россию в начале XX века, душа народа непременно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

В рассказе "Родинка" М.А. Шолохов описывает историю, как отец и сын оказались по разным сторонам баррикад: сын воевал за красных, а отец стал атаманом банды казаков. В очередном бою отец застрелил сына, и только когда подошёл к бездыханному телу снять сапоги, по родинке на ноге понял, что убил единственного ребёнка. Не в силах этого вынести, отец застрелился. Таким образом, в этом рассказе победил голос крови, ведь если бы отец знал, что красный командир — его сын, то не убил бы его.

В рассказе "Чужая кровь" дед Гаврила на старость лет потерял единственного сына, который сражался против Красной армии. Дед всем сердцем ненавидел коммунистов, но когда увидел раненого красного командира, принёс его к себе в дом. Он был молод и очень похож на погибшего сына Петра. Дед и старуха несколько месяцев ухаживали за Николаем, но называли его Петром. Дед Гаврила искренне привязался к нему и слово "коммунизм" уже не казалось ему таким страшным. Таким образом, в этом рассказе так же победил голос крови, а не идея: дед отказался от своих политических взглядов только потому, что молодой красный командир был похож на его погибшего сына.

Читайте также: