Положительные идеалы в сказках салтыкова щедрина сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина свидетельствовали о новом взлете могучего таланта автора и были своеобразным итогом его творчества. Многие вопросы и проблемы, многие темы и типы предшествующих сатир нашли свое оригинальное идейно-образное решение и воплощение в сказочных персонажах и сюжетах и получили новую и в высшей степени популярную художественную жизнь.

Пафос сказок Салтыкова-Щедрина – в неумирающих демократических и социалистических идеях. Сказки сатирика беспощадно разоблачают

социальное неравенство, произвол самодержавия, жестокую эксплуатацию народных масс помещиками и буржуазией – “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Бедный волк”, “Дикий помещик”, “Соседи”, “Ворон-челобитчик”. В его сказках – любовь к угнетенному и страдающему народу, мысли о его бесправном положении, горькие сетования на долготерпение и покорность народа, на его наивные политические надежды найти правду и защиту у власти – “Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Путем-дорогою”, “Деревенский пожар”, “Праздный

На фоне расколовшейся России с ее бесчинствующими богачами и их властью и безмерно страдающим народом различные либерально-политические и морально-религиозные проекты, планы и рецепты достижения гармонии непримиримых классовых интересов кажутся легковесными и безнадежно-мечтательными.

Салтыков-Щедрин издевался над шкурной обывательской мудростью “вяленых вобл” и пискарей, рабской философией выпрашивания подачек самоотверженных и здравомыслящих зайцев.

Во многих сказках Салтыкова-Щедрина звучит вера в конечное торжество положительных идеалов. Эта вера освещает горестные страницы его сатиры. В сказке “Пропала совесть” писатель клеймит мир хищников, стяжателей и лихоимцев – общество, потерявшее совесть.

Салтыков-Щедрин выражает уверенность в том, что совесть, выброшенная, как ненужная старая вещь, попав в колыбель, где лежит маленькое русское дитя, найдет в нем своего защитника. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, Щедрин выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени.

Автор сказок, конечно, обращался к устному народному творчеству, но обогащал фольклорные сюжеты новым, революционным содержанием. На основе народных сказок о животных созданы образы жадного Волка, хитрой Лисы, трусливого Зайца, глупого и злого Медведя. В мир народного творчества Салтыков-Щедрин ввел злободневные политические темы и с помощью традиционных, привычных персонажей раскрыл сложные проблемы современности.

В сказке “Медведь на воеводстве” туповатый, иногда злой или добродушный Медведь приобретает черты мракобеса-администратора, истребляющего крамолу, притесняющего народ и уничтожающего просвещение. Деятельность Медведя, разгромившего типографию, свалившего в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили” мужики, посадив на рогатину.

Современники писателя удивлялись его умению “на глазах у представителей цензурного ведомства говорить обществу такие вещи, о которых не всякий решится прошептать сам себе на ухо, боясь близости полицейского чина…”. Сказка “Дикий помещик” направлена против общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по самой своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, Салтыков-Щедрин говорит о реальных событиях современной ему жизни.

А за злободневным материалом обнажаются явления, типичные не только для пореформенной России, но и для любого государства, основанного на угнетении тружеников. Фигура “дикого помещика” странна и нелепа: жизнь за счет народного труда превратила его в паразита, весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”.

Но паразит, живущий за счет своих Сенек, презирает, боится и ненавидит их, не может выносить “холопьего духу”, считая себя при этом столпом Русского государства, его опорой и истинным представителем. Помещик радуется, когда благодаря его усилиям “не стало мужика” в его владениях, но с исчезновением мужика наступает голод, всяческие лишения, а постепенно и полное одичание помещика. Российский дворянин превращается в дикого зверя: “вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель и материальных, и духовных ценностей, без него не только исчезают продукты на базаре, но и наступает упадок культуры.

Настоящая опора государства – именно русский мужик, кормилец и поилец. Слова сатирика, посвященные народу, проникнуты горечью от того, что мужик безропотно терпит притеснения помещика. Когда же становится невмоготу, мужики обращаются к “Богу милостивому со слезной молитвой сиротской: “Господи! Легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!”

Салтыков-Щедрин умел, по словам современников, “проводить положительные идеалы в отрицательной форме”. В сказке “Премудрый пискарь” сатирик с горькой насмешкой рисует образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. В этой сказке поставлены очень важные философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека, к каким идеалам он должен стремиться, как жить.

Образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства, но вместе с тем показывает, что и человеку присущи “рыбьи” черты. Вся биография пискаря сводится к очень краткой формуле: “Жил – дрожал и умирал – дрожал”. И только умирая, пискарь стал думать: “Какие были у него радости?

Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?

Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит?”

Салтыков-Щедрин верил в социалистический идеал. Чтобы избежать цензурных преследований, писатель искусно развивал и пропагандировал некоторые из демократических и социалистических идей и принципов то в форме религиозной притчи или проповеди – “Христова ночь”, “Рождественская сказка”, то облекая их в “ненормальные”, с точки зрения господствующей идеологии и морали, речи. Иногда социалистические мысли высказывали их явные враги, например сановник-коршун из сказки “Ворон-челобитчик”.

Сатира Салтыкова-Щедрина разоблачала старое, отживающее, предвидела и утверждала новое, передовое, внушала поколениям читателей идеал свободного и гармоничного развития человечества, положительного человеческого характера. Вдохновенные и колкие страницы салтыковских сатир призваны были помогать воспитанию человека – цельного, духовно богатого, умеющего понять и оценить жизнь, любящего народ и самоотверженно борющегося за его счастье.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Сатиры смелый властелин.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Его творчество оказало огромное влияние на последующую русскую литературу.

“Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60—80-х годов XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником борьбы с самодержавием. Как и многие мыслящие люди того времени, он был увлечен народной идеей и сетовал на пассивность мужика. Писатель говорил, что, несмотря на отмену крепостного права в России, оно живет во всем: “в нашем темпераменте, поступках. Все, на что бы мы ни обратили внимание, все из него выходит и на него опирается”. Этим политическим взглядам и подчинены журнально-публицистическая деятельность Салтыкова-Щедрина и его литературное творчество.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех — великая сила. Вот и в “Сказках” Салтыков-Щедрин высмеивает помещиков, либеральную интеллигенцию. Показывая беспомощность и никчемность чиновников, тунеядство помещиков и одновременно подчеркивая трудолюбие, ловкость русского мужика, Салтыков-Щедрин выражает в сказках свою основную идею: мужик бесправен, забит правящими сословиями, хотя может быть умен и смекалист.

Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.

Чиновники, которые “родились, воспитались и состарились” в какой-то регистратуре, ничего не знали, не понимали. И кроме слов: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”, генералы делать-то ничего не умели и совершенно были уверены, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он должен обязательно быть, просто “где-нибудь спрятался, от работы отлынивает”. И мужик действительно нашелся. Он накормил двух генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами. а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.

Героями сказок зачастую становятся звери, птицы, рыбы, подчеркивая, что в их основе лежит русский фольклор. Обращение к нему позволяет писателю в лаконичной форме и вместе с тем сатирически остро передать глубокое содержание. Возьмем, к примеру, сказку “Медведь на воеводстве”. Три Топтыгина — это три разных правителя. По характеру они не похожи друг на друга. Один жестокий и кровожадный, другой злой, а третий ленивый и добродушный. И каждый из них не в состоянии обеспечить нормальную жизнь в лесу. И стиль их правления здесь ни при че,м. Мы видим, что ничто не изменило общий неблагополучный порядок в лесу: коршуны ворон ощипывают, а волки с зайцев шкуру дерут. “Таким образом, перед умственным взором третьего Топтыгина вдруг выросла целая теория неблагополучного благополучия”,— иронизирует автор.

Скрытый смысл этой сказки, в которой пародируются реальные правители России, в том, что без отмены самодержавия ничего в стране не изменится. Говоря об идейном содержании “Сказок” Салтыкова-Щедрина, нужно отметить, что многие талантливые писатели XX века как раз и показали в своих произведениях, что происходит, когда человек нарушает вечные законы развития природы, общества. Такими писателями были Булгаков, Платонов, Гроссман и многие другие.

Сатирик не переставал изобличать пороки самодержавия и в. других сказках. В сказке “Орел-меценат” писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению, делая один вывод, “что орлы для просвещения не нужны”.

В сказке “Премудрый пискарь” Салтыков-Щедрин высмеивает мещанство, которое живет всю жизнь, пресмыкаясь перед властью: “Жил дрожал и помирал дрожал”. Так же неравнодушен писатель и к идеалистам-утопистам. Это сказка “Карась--идеалист”. Писатель утверждает, что не словами, а решительными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это может сам народ.

Свой стиль Салтыков-Щедрин называл эзоповским. В каждой сказке присутствуют подтекст, иносказания.

Литература XX века, испытавшего потрясения социальных революций, полемизирует с литературой второй половины XIX века, в том числе с творчеством Салтыкова-Щедрина. Но тем и богаче наше литературное наследие, что в нем есть разные точки зрения на пути развития общества.

Литературное наследие Салтыкова-Щедрина принадлежит не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполнены глубоким смыслом и рассудком. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого. Ни у кого из писателей, нельзя встретить нечто похожее, написанное в одном стиле с Михаилом Евграфовичем.

Сплетаются воедино вроде бы совершенно разные понятия, так скажем антонимы, которые по праву должны иметь различное значение. Прочитав одно из произведений, можно заметить, как сочетается добро и зло, ложь и правда, любовь и ненависть. Любимое средство в литературном написании для писателя является гипербола.

Все герои сказок, обозначают что-то целое и всем понятное. Так, например, можно условно поделить их на злых героев и добрых.

В сказках Салтыкова-Щедрина, заложен по истине совершенно не детский смысл, некоторые из них могут быть не сразу понятны и для взрослого человека. Основные герои, которые живут в сказках Михаила Евграфовича, это люди, живущие в период после многочисленных реформ, но также и все социальные слои России. Щедрин пытается высмеять всех героев, это является одной из главных задач во время написания его произведений, это довольно-таки ценно и до сегодняшнего дня остаётся быть актуальным. Одним из важных и как бы фундаментом в сказках этого писателя, является сатира, с которой так ловко справляется Салтыков-Щедрин. Необходимо отметить, что в произведениях Гоголя, также заложено сатирическое начало, но в отличие от сатиры Салтыкова-Щедрина, в ней раскрывается обучение личности на собственных ошибках. Но сатира Михаила Евграфовича создана для того, чтобы раскрыть все пороки как в человеке, так и в обществе, поэтому сатиру Салтыкова-Щедрина принято называть социальной.

Вариант 2

Особое место в русской литературе занимают сатирические сказки М. Салтыкова-Щедрина. Аллегорические образы которых носят социальный характер. Жизнь простого народа в России никогда не была легкой. А во второй половине XIX века была наиболее горька.

Фольклорный, сказочный жанр был необходим автору, чтобы избежать цензуры. Какой спрос со сказки? При этом достучаться, донести до людей истину в аллегоричной форме.

Также читают:

Картинка к сочинению Сказки Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Сказка Путаница Корнея Ивановича Чуковского, в которой, происходят невозможные, не сопоставимые противоположные и противоречащие вещи. Так может быть только, потому, что у Корнея Чуковского было свое виденье

1873 – появляется на свет в селе Семеново, Новгородская губерния. С раннего возраста обнаружился талант в музыке, практикуется в игре на фортепьяно.

Антон Павлович Чехов - величайший русский писатель. Его произведения известны по всему миру. Особенным успехом пользуются его творения в юмористическом жанре. Кроме того, они небольшие по объёму и рассказывают

Судьба главной героини рассказа А. Солженицына Матренин двор вызывает интерес не у всех. Тем, кто не заметил в ней бескорыстную душу, полную сострадания, сам близок к порокам общества. Женщина вобрала в себя только положительные качества

Михаил Салтыков-Щедрин, представляя собой известного автора сказок сатирического содержания, оставил великое литературное наследие. Его произведения высмеивают человеческие пороки и прославляют положительные человеческие качества, которые иначе можно назвать положительными идеалами. К числу положительных идеалов, выделенных Салтыковым-Щедриным в его сказках, можно отнести: стремление к жизни, наполненной любовью, с отсутствием страха перед самой жизнью. Автор подчеркивал, что любому человеку, вне зависимости от социального статуса, надлежит жить, а не существовать.

Читайте также: