Чем роман евгений онегин интересен читателям 21 века сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Когда в девятом классе мы впервые открыли страницы романа на уроках литературы, главный герой показался мне далеким, ничего общего с его поведением и поведением современных людей я не нашла. Я считала, что герой жил в другое время, в другую эпоху, да и вообще, мысль о сравнении жизни главного героя с жизнью моих современников в тот момент не приходит мне в голову. Почти двести лет нас разделяют, два века! изменились ли молодые люди? А какими они были раньше? Какое воспитание и образование они получали, о чем мечтали, чем увлекались, как любили? И вообще, что значила для них любовь, первое признание? Эти вопросы послужили основой для моей исследовательской работы.

Для достижения поставленной цели, мною были определены следующие задачи :

Предмет исследования: ценности-цели молодого человека XIX-XXI веков.

Гипотеза: Если современное общество будет больше читать классическую литературу, изучать историю своей страны, мы научимся ценить будущее, своих близких, свою жизнь.

  1. Изучение специальной литературы по теме исследования
  2. Социологический опрос учащихся 10-11 классов
  3. Интервьюирование участников опроса.

Вот уже 200 лет наш национальный характер связывают с веселым, громким именем Пушкина! Именно он научил нас любви к Отечеству, родной истории.

Пушкин всеотзывчив на любое явление русской жизни. Его творчество не только определило основные тенденции развития русского литературного языка и литературных жанров, но и стало поистине объединяющим для россиян всех сословий, национальностей, вероисповеданий.

Лишь немногие из тех, кто так или иначе знаком с романом, знают историю его создания. Оказывается, она очень необычна (роман создавался около 7 лет!) и содержит в себе много познавательных моментов.

Работу над своим романом в стихах Пушкин начал во время южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 г. Последняя, восьмая глава романа бы написана в Болдине в 1830 г. В своем окончательном виде роман вышел в свет в 1833 г. Лучшие годы жизни Пушкин отдал своему роману.

I глава – Кишинев

II глава - Одесса, 1824

III глава - начата в Одессе, закончена в Михайловском

IV глава песнь - Михайловское. 1825

V глава -Михайловское. 1825-1826

VI глава -Михайловское. 1826

VII глава - с осени 1827 г. и до осени 1828, Москва и Петербург

VIII глава-Москва, Павловск., 1829, Болдино.

IX глава — Болдино.

Событийная основа романа проста. В кратком пересказе она сводится к следующему: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах. Она влюбляется в него, но тот остаётся холоден и не отвечает на ее чувство. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются, причем героиня уже вышла замуж за другого. На этот раз влюбляется герой, а героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувство и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе.

Все это просто, обыкновенно и обыденно. Такое часто встречается в жизни. Вот и появляется первая цепочка, объединяющая время Пушкина с нашим временем. Мы регулярно слышим подобные истории по телевидению, в газетах и журналах.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Итак, главный герой романа — молодой дворянин Евгений Онегин.

Мы видим его на первых страницах романа юным и расстаемся с двадцатишестилетним Евгением, познавшим горечь жизни.

Воспитание и обучение Евгения были типичными для дворянских детей того времени:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

Отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие? Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновление, отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом, ценности-цели [2] XIX века. Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви. Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так несправедливо устроено. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры. но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла", — писал об Онегине В. Г. Белинский [3] .

Проследим всю жизнь Онегина от юности до зрелости.

Юный Онегин близок нам, мне понятно его желание блеснуть, выделиться в свете, быстрее стать свободным. Удивительная перекличка времен! Разве мы не спешим чувствовать и не торопимся жить?

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет.

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Хотел писать - но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его.

Евгений Онегин отправился в деревню к умирающему дяде. Та же скука преследует его. Но в Онегине есть желание что-то изменить, провести реформы в деревне:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменял.

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло.

Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, любовь — как красота духа, его высокое стремление.

Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Теперь сравним критерии ценностей нынешнего поколения с поколением Пушкина:

3. Отношение современного читателя к Онегину.

Нами было проведено социологическое исследование по данной теме среди учащихся нашей школы в возрасте 15-17 лет (10-11 классы) и учителей истории и русского языка и литературы. Всего приняло участие 89 человек. Им был предложен следующий опросник (см. Приложение). Ответы учащихся приведены в диаграммах.

2 вопрос (Ваше отношение к Онегину и находите ли вы что-то общее между вами и героем произведения):

27 человек (большинство) утверждают, что им нравится Онегин, но они не находят какое-либо сходство между ними и Евгением.

Мнение участников опроса о Евгении Онегине ( интервью ):

Говоря о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. Критик считает “Евгения Онегина” поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица. Глубокое знание обиходной философии, которым обладал Пушкин, сделало “Онегина” произведением оригинальным и чисто русским. “Пушкин взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию. — отмечает Белинский.— “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.

“"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”,— утверждает Белинский. Он указывает на “народность” как характерную черту данного романа, считая, что в “Евгении Онегине” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы в разработке классных часов, уроков литературы, обществознания.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Мари Умняшка

Роман "Евгений Онегин" жив и по сей день. Да, прошло практически два века, но проблемы, поднимаемые в произведении, актуальны даже в наше время. В образе Онегина Пушкин показал процветающий до сих пор тип проблемного героя - "лишнего человека". Разве Вы не наблюдаете в современном обществе "Онегиных"?
Но не только этим должен быть интересен роман. В своё время известный русский критик назвал роман "энциклопедией русской жизни". Это связано с тем, что в своём романе в стихах Пушкин небывало широко и многосторонне отобразил современную ему действительность: моду, свет, человеческие отношения. Точно переданы автором быт и культура, духовные ценности дворянства России. Современные "сливки общества" во многом схожи с дворянами в "Евгении Онегине". Так же, как в 19 веке, сейчас существуют "лишние люди", которые, практически ничего не сделав самостоятельно, пользуются высоким статусом. Какой же русский человек не любит пустить пыль в глаза, совершить что-то бессмысленное, но дорогое? Видимо, это часть нашего менталитета. Не производя впечатлений на других, такой человек, подобно Онегину, испытывает чувство "хандры". Всё это доказывает злободневность романа "Евгений Онегин". Произведение несомненно должно заинтересовать читателей 21 века.ПОчему Онегин не находил счастья. Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них — проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина. Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни. Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой. Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло. Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение. Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой. Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Это произведение напитано воздухом современности, его героев узнавали, роман мгновенно расходился на цитаты.

Избалованный столичный бездельник, ловелас и насмешник, привыкший срывать цветы удовольствий и ни к чему не относящийся серьёзно, Онегин явился новым для русской литературы типом.

Сегодня мы видим немало примеров онегинского отношения к жизни среди своих современников. Его также можно назвать потребительским.

Герой испытывает постоянную скуку от пресыщения. Ему нет необходимости трудиться, не имеет Онегин никаких серьёзных занятий и глубоких привязанностей. Его образование поверхностно, а воспитание фрагментарно.

То, что давало робкие ростки в 19 веке, пышным цветом разрослось сегодня.

Современные молодые люди (и даже дети) очень рано насыщаются информацией, начинают активно потреблять всевозможные материальные блага, но не приучены ничего создавать своими руками.

От этого в раннем возрасте у них начинается чувство тоски и одиночества, мнимого всеведения, ранней взрослости и усталости от жизни. Это зачастую приводит к трагическим последствиям.

Оторванность от обязательных ступеней духовного воспитания, народных традиций, полноценного художественного и эстетического развития, которое не всегда может обеспечить школьная программа, приводит к печальным результатам.

Люди теряют связь с народной, а затем и общечеловеческой стихией, ищут разнообразия в выдуманных мирах, без интереса относятся к реальной жизни и её насущным проблемам.

Сегодня ценности личного успеха, конкуренции, продвижения для многих первостепенны. При этом желанные цели достигаются любыми средствами.

Мир неуклонно сдвигается с орбит нравственности и морали. Пушкинское предупреждение о том, что доводы рассудка, не подкреплённые теплотой сердца, могут быть опасны, остаётся не услышанным.

Научные и социально-исторические эксперименты ХХ века, не считающиеся с ценностью человеческой жизни, — яркое тому подтверждение.

Однако мы продолжаем брести по этому пути, не задумываясь об истинных ценностях жизни.


Одним из главных героев является Евгений Онегин. Замкнутый юноша со сложным характером. Автор намеренно не идеализирует его образ, наделяя его всеми теми недостатками, которые обычно присущи реальному человеку. С детства он не знал нужды ни в чем, будучи сыном Петербургского дворянина. Его душа не тяготела к труду, была изнежена романами, балами и научными трудами любимых авторов. Жизнь его была так же пуста, как и у миллиона таких же барских отпрысков того времени, наполнена кутежами и развратом, бессмысленным прожиганием жизни. Как это водится, в результате подобного образа жизни Евгений стал настоящим черствым эгоистом, задумывающимся лишь о собственных удовольствиях. Он не в грош не ставит чужие чувства и с легкостью оскорбляет человека, если тот пришелся ему не по душе или произнес неуместную на его взгляд фразу.

Между тем, не лишен наш герой и положительных черт: например, на протяжении всего романа, автор показывает нам, насколько Онегин тяготеет к науке и знаниям. Он постоянно в поиске того, чем можно пополнить и расширить свое сознание, изучает труды философов, ведет интеллектуальные беседы и споры. Помимо этого, в отличие от сверстников, ему очень быстро надоедает суета балов и бессмысленное времяпровождение. Очень скоро, читатель может наблюдать его личностный рост, в то время, как его друзья один за другим неминуемо деградируют, превращаясь в обрюзгших помещиков.

Не смотря на его разочарование и неудовлетворения тем образом жизни, который он вынужден вести, у него не хватает душевных сил и мотивации порвать этот замкнутый круг. Он не ухватился за ту спасительную соломинку, которую протягивает ему чистая и светлая девушка Татьяна, признаваясь в любви.

Из трехлетнего вояжа он возвращается совсем другим человеком, зрелым и осознанным. Вновь встретив Татьяну, которая на тот момент уже замужем, он понимает, что испытывает к ней чувства. Он видит в ней взрослую умную женщину, прекрасную собеседницу и целостную зрелую натуру. Он поражается ее величию и светской холодности, не узнавая в ней той робкой и нежной деревенской девушки, какой он знал ее раньше. Теперь она любящая жена, тактична и доброжелательна, сдержана и спокойна. В эту женщину он влюбляется без памяти, и ею он безжалостно отвергнут.

Это и послужило финалом романа, дальнейшая жизнь Онегина и Татьяны остаются для читателя неизвестными. Пушкин не дает никакого ответа на вопросы о том, смог ли Евгений смириться и забыть свою любовь и как он провел свои последующие дни? Была ли в дальнейшем счастлива Татьяна замужем за нелюбимым мужчиной? Все это осталось тайной.

Подробнее: Евгений Онегин: характеристика и образ героя

Татьяна Ларина


Не меньший по значимости образ, описанный в романе – образ Татьяны Лариной. Ее Пушкин описывает как простую дворянку из провинции. Скромная барышня, не наделенная особенной красотой и внешней привлекательностью, однако, обладающая удивительно глубоким многогранным внутренним миром. Ее романтическая поэтичная натура завораживает читателя и заставляет симпатизировать и сопереживать ее страданиям с первой до последней строчки. Пушкин и сам не раз признается в любви к своей вымышленной героине:

Таня растет довольно замкнутой, погруженной в собственные чувства, закрытой девочкой. Ее лучшими друзьями очень рано стали книги, в них она искала ответы на все вопросы, через страницы романов она познавала жизнь. Тем более странным выглядит для читателя неожиданный порыв Татьяны и ее откровенное письмо Онегину. Такое поведение совсем не свойственно ее характеру и свидетельствует о том, что чувства, вспыхнувшие к Евгению, были столь сильны, что затмили разум молодой девушки.

Автор дает нам понять, что и после отказа, и после длительного отъезда Онегина, и даже после замужества Таня не перестает любить его. Однако огромное благородство и чувство собственного достоинства не дает ей возможности броситься в его объятия. Она уважает своего мужа и оберегает свою семью. Отказавшись от чувств Онегина, она проявляет себя как исключительно рассудительная, сильная и мудрая женщина. Долг оказывается для нее превыше всего, и это ее решение заставляет читателя проникнуться к героине глубоким уважением. Страдание же и позднее раскаяние Онегина является закономерным финалом его образа жизни и поступков.

Подробнее: Татьяна Ларина: характеристика и образ героини

Помимо главных героев, в романе описано множество второстепенных персонажей, однако такой яркой характеристики, как Татьяна и Онегин не получает больше никто. Разве что Ленскому автор уделяет некоторое внимание. С горечью он описывает его трагическую судьбу с несправедливым финалом. Пушкин характеризует его как исключительно чистого юношу, с незапятнанной репутацией и высокими моральными качествами. Он талантлив и порывист, но при этом весьма благороден.

Остальные действующие лица описаны автором мельком, для кого-то он приводит краткую характеристику и биографию, кто-то лишь мельком появляется в повествовании, разбавляя своим присутствием основной ход сюжета.

Он хорошо знает себя и понимает, что тихая и послушная жена быстро ему наскучит, что его образ жизни не подходит для семейного очага, ведь Онегин привык к развлечениям и к беззаботной жизни. Евгений, выросший в высшем свете, уже успел устать от постоянных развлечений, интриг, красавиц, «рано чувства в нем остыли

Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего,

Среди светских кокетливых барышень он не встречал таких глубоких и достойных девушек, как Татьяна. Автор говорит, что они боятся любви, последствий и ответственности, главного человеческого качества – умения любить.

В разговоре с ней он рассказывает ей о своём отношении к семейной жизни. Онегин признается, что если бы он хотел создать семью, то непременно выбрал бы Татьяну, считая, что она будет лучшею женой, но пока он не хотел связывать себя узами брака.

Он дает ей совет:

«Учитесь властвовать собою,

не всякий вас, как я, поймет,

к беде неопытность ведет

Пушкин помогает понять причину нежелания Онегина ответить взаимностью Татьяне, развивать любовные отношения с девушкой. Но это мы узнаем в конце произведения, когда герой, исполненный чувства любви к ней – уже замужней женщине, говорит ей:

Читайте также: