Человек способен сделать путь великим но великим человека делает путь конфуций сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Биография

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ (Shū Liáng-hé) и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай (Yán Zhēng-zài). Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Конфуцианство

Пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы)

Изречения Конфуция, записанные его учениками

Учитель сказал: — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.

Учитель говорил: — Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: — Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Учитель сказал: — Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: — Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?

Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.

Когда входил в дворцовые ворота, казалось, изгибался весь, словно в них не помещался. При остановке не вставал посередине и проходил, не наступая на порог. Подходя к престолу, он как бы и в лице менялся, и ноги у него будто подгибались, и слов ему, похоже, не хватало. Вот, подобрав полу, он поднимался в зал, казалось, весь изогнутый, и, затаив дыхание, словно не дышал. Когда же выходил из зала и спускался на одну ступень, его лицо выражало облегчение и он казался удовлетворённым. Спустившись с лестницы, спешил вперёд, растопырив руки, словно крылья, и с благоговейным видом возвращался на своё место.

Он не садился на циновку, постланную криво.

Учитель сказал: Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ не повинуется.

Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях не спросил.

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности. — А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын. — Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.

Кто-то спросил: — Что если за зло платить добром? Учитель ответил: — А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Учитель сказал: — Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.

Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.

Распространение конфуцианства в Западной Европе

В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. Так, например, Роберт Бойль сравнивал китайцев и индусов с греками и римлянами.

Известный историк Гердер, критически оценивающий китайскую культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и культурного прогресса.

Основные труды

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школа – гимназия № 94 город Алматы

Учитель начальных классов

Абдрахманова Айгуль Таймысовна

Эссе о нравственном образе жизни Конфуции

«Человек может сделать великим путь,

которым идет, но путь не может

Конфуций (551-479 до н э)

Конфуций , о дин из великих мудрецов древности, является своего рода символом

Китая, его культуры, философской мысли. Конфуций считается также великим

первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды

жителей Китая свято чтили его как учителя жизни. Для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно тоже, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Но китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. Он подчеркивал, что в своих идеях опирается на мудрость старины. "Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее". И это действительно было так, в этом была сила Конфуция. Вместе с тем совершенно очевидно, что Конфуций творчески переработал эти знания, с учетом реальности, что и сделало его великим, а его учение - живым на протяжении тысячелетий.

Бедность не позволяла ему поступить ни в одну из государственных школ, где

готовили чиновников. Но это не остановило Конфуция. С 15 лет он стал брать

частные уроки и заниматься самообразованием. Овладев иероглифической премудростью, он принялся изучать древнюю литературу.

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп". Следует заметить, что в семейной жизни мудрец - как и Сократ - счастлив не был. Со страниц трактата "Лунь-юй" жизнь Конфуций, была жизнью одинокого и не избалованного успехами учителя, лишь преданными ему учениками.

Конфуций в душе всегда был служилым человеком, честным чиновником его постоянно заботили непорядки в стране. Под влиянием того, что он видел на службе, и того, что он нашел в старых книгах, у него сложилось убеждение, что народ давно сбился с дороги и что только возврат к древнему укладу жизни может спасти его.

Конфуцию всегда была свойственна неподдельная скромность. Он был неизменно

учтив, внимателен, приветлив, носил простую одежду черного и желтого цвета. В

кругу учеников он был сердечен и естествен, чужд надменности. Он никогда не

выставлял напоказ свою образованность и умел прислушиваться к советам. Ученики

оказывали на него большое влияние. Не раз он изменял свои решения по их советам,

выслушивал от них упреки, оправдывался перед ними. Конфуций не обещал ученикам дать какое-то высшее сокровенное знание. Он наставлял их в простой земной науке, которой был беззаветно предан сам "Я просто человек, - говорил он, - который в страстном стремлении к знанию забывает о пище, в радостях познания забывает о горестях и который не замечает приближающейся старости".

В 528 году до н э у Конфуция ум ерла мать. По обычаю он должен был в знак траура покинуть службу на 3 года. И хотя многие в то время уже не обращали внимания на это правило, он решил строго соблюсти его. Все свободное время Конфуций посвящал углубленному изучению китайской истории.

Вскоре умер сын Конфуция, а вслед за ним любимый его ученик Янь Юань, беззаветно преданный учителю. Смерть Янь Юаня потрясла философа. Конфуций почувствовал, что наступает его черед . Все это время он не прекращал работать. В раздумьях Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя

достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни. "Если на рассвете познаешь правильный путь, то на закате Солнца можешь и умереть".

Образ "благородного мужа" как общественный идеал проходит красной

нитью через беседы Конфуция со своими учениками. Главное его качество - "жэнь".

Это понятие, введенное учителем, не имеет буквальных эквивалентов в европейских

языках и по смыслу близко к значению "человеколюбие", "человечность", "гуманность". Оно характеризует идеальное отношение, которое должно быть, в первую очередь, между отцами и сыновьями, братьями, между правителями и чиновниками, друзьями. Жэнь - это определенный тип поведения. "Если человек тверд, настойчив, прост, скуп на слова, он близок к человеколюбию".

Конфуций пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в стране. Для того чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаями порядкам. Но сделать это нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все общество исцелится от своего недуга.

Конфуций , ка к Пифагор и Сократ, не оставил письменного изложения своего учения

Но друзья и последователи мудреца записали его высказывания в книге "Лунь-юй" -

Конфуций сказал: "Тот, кто способен проявлять пять качеств, является человеколюбивым". Это такие качества, как почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других.

Конфуций учил людей терпимому, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии.

Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть — это наша большая цель. Но она должна быть действи­тельно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни.

Большая цель — это цель, к которой можно прийти. Но только после смерти. Маленькой цели можно достичь и при жизни.

Большая цель помогает увидеть свой путь. Мы его узнаем: да вот же он, как это я не сообразил?! Мы его узнаем сразу, если есть, большая цель. Человек большой цели знает свой путь. Человек, не имеющий большой цели, не знает своего пути. Это непутевый человек. Ведь он ставит только цели, достижимые при жизни.

Хоть "убейте" , хоть дурой назовите! Я не причисляю себя ни к маргиналам, ни к неообразованным , ни к "блондинкам", но НЕ ПОНИМАЮ, о чем ВООБЩЕ РЕЧЬ идет! Что значит "после смерти"? Что можно изменить или какой урок получить? А уж тем более , какой путь можно отыскать за пределами жизни? В общем, господа дорогие, у меня стойкое убеждение сложилось, простите, коль не лицеприятное (особенно Вы, Николай, меня удивили) : Вы НИКТО И НИЧЕГО не знаете, только , возможно размышляете, сами верите в то, что выдумываете , да еще поддакиваете друг другу! Могу , конечно допустить, что Вы чего-то знаете, чего я не знаю, но на вопросы Вы ответить не в состоянии - что дает мне право так думать. Что Вы знаете о том , каков истинный путь человека? Бывает , что человек искренне думает , что "да - это мой путь" , а на поверку оказывается совсем наоборот! Единственными, как мне кажется , людьми, с более или менее выраженным направлением являются люди с ярко выраженными способностями от рождения. Им ясно покахан путь - иди туда и это твое! Но таких людей мало. Остальным приходится довольствоваться методом "тыка", и как результат - жизнь проходит либо " в бесконечных тыках" , либо в ощущении, что ты - полное д. о, либо люди начинают себя убеждать, что это и есть то самое предназначение!

Вот это Яна разошлась. Впрочем, я с вами Яна согласен! Лично я очень скромного о себе мнения. Я знаю мало, ещё меньше умею. Я мало кому в чём могу помочь. Но надеюсь, что у меня ещё есть шансы в будущем. Я не могу сравниться с автором вышерасположенного опуса ни по опыту, ни по смекалке. Выдавать банальные нотации и нравоучения за свои истинные и глубокие открытия тоже не умею!

Я почему здесь? Интерактивность здесь присутствует, это подстёгивает что-то искать, думать, развиваться. Поэтому спасибо автору статьи за то, что она написала и вызвала у нас какие-то эмоции!

Яна, позвольте высказать кое -какие мысли в отношении поиска своего пути. То, что он у каждого есть, но не каждый его вообще находит - факт, не требующий доказательств. Что помогает нам понять, что это наш путь? Радость, вдохновение, невероятная энергия и жизненные силы, которые буквально врываются в нашу жизнь, когда мы следуем зову души! И это не красивый слог, так есть в жизни - это один из ее важнейших Законов. Чем больше боли в душе и проблем в жизни - тем яснее должно быть человеку, что он слишком далеко зашел в своих заблуждениях, перестал слышать себя, поэтому не позволяет себе быть тем, кем он является на самом деле. Мы все наделены невероятными способностями, просто не поняли это в свое время, но пока живы - очень многое можно изменить ИМЕННО В ЭТОЙ ЖИЗНИ. Душа вечна, но определенный опыт она должна пройти именно здесь и сейчас - в этом смысл нашей жизни. Даже в советское время чаще говрили о счастье человека, хотя понимали его гораздо более узко, нежели это философское понятие включает в себя. Сейчас же все более стали говорить о внешних атрибутах счастья - успехе, это тоже важно, но уже более вторично, потому что успех приходит естественным образом, когда человек познает себя - в нас так много сокрыто! Я понимаю, что не сказала ничего конкретного- это нужно каждому собрать по крупицам, не иначе! Все, что я говорю - прожито и прочувствовано и проверено, поэтому я с уверенностью говорю - верьте и действуйте, непрестанно развиваясь, открывая что-то для себя в каждом мгновении жизни. Пожалуй, это тема для очень интерсного нового поста, но очень не хватает времени, занята очень серьезным и интересным делом. С удовольствием поделюсь всем, чем владею, если вам это будет интересно и необходимо. Удачи и веры в себя!

Анекдот вспомнил, уже писал здесь:

Человек после смерти спрашивает у Петра

- Ну вот я прожил жизнь, в чем же было мое предназначение?!

- Помнишь ты праздновал свое 30-летие в кафе? Еще нечаянно столкнулся с девушкой и она на себя кофе пролила? Ей пришлось уехать домой.

Конфуций — величайший китайский философ. По основам его учения живут и благополучно развиваются корейцы, японцы, китайцы, вьетнамцы и другие народы. В Китае его просто называют Учитель. Уроки просты и гениальны одновременно, поэтому и вдохновляют настолько эффективно. В основе государственности, бытия, жизненной философии, обычаях, морали, запретах лежат его рассуждения. Нам сейчас кажется, что это пословицы, известные с детства. А это 2500 лет назад советовал нам Конфуций!

мудрость конфуция

— Три вещи не возвращаются никогда – время, слово, возможность. — Давай, не теряй времени, подбирай слова, не упускай возможность. — Избавиться от плохих привычек можно только сегодня, но не завтра. — Найди работу по душе, и не придется работать ни одного дня в своей жизни.

китай во времена конфуция

1. Три пути ведут к знанию: размышление — самый благородный, подражание — самый легкий, опыт — самый горький.

2. Если ты ненавидишь — значит, тебя победили.

конфуций китай

конфуций учитель

Мировоззрение опирается на духовную сторону человека, а не на физиологическую. Мозг и душа управляет благородным мужем, а не желудок. Новые взаимоотношения строились на 5 постоянствах:

Жэнь — человечность, милосердие (символ — дерево); И — справедливость, чувство долга, порядочность, (символ — металл); Ли — идеальное поведение, верность обычаям и ритуалам, знание приличий, (символ — огонь); Чжи — мудрость и здравый смысл (символ — вода); Синь — добросовестность и искренность, лояльность, (символ — земля).

конфуций китай

Священные книги мудреца высоко почитаются. Человеческую природу философ оценивал позитивно. Гуманизм его учения и популярность в том, что он поставил человека в центр картины мира, возвысил ценность личности, возможности ее развития, влияния на жизнь общества, самосовершенствования и осмысленности бытия. Созданный им образец жизни человека поддерживает религиозные чувства китайского народа и развивает этническую солидарность.

конфуций китай

Читайте также: