Чехов на мельнице сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

развивающая: учить анализировать эпическое произведение (определять тему, идею произведения, находить средства художественной выразительности), учить видеть роль речевой характеристики, значимость художественного слова, учить видеть деталь в произведении;

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родителям, семье, воспитывать чувство гуманности, сострадания, воспитывать у учащихся неприятие таких качеств как злость, жадность, бессердечие.

I . Организационный момент

II . Вступительное слово

III . Рассказ учителя о писателе

IV . Выявление первоначального восприятия

V . Анализ рассказа

VI . Итоги урока

VII . Домашнее задание

I . Организационный момент

II . Вступительное слово

III . Рассказ учителя о писателе

Обратите внимание (Слайд 5) на портрет писателя, написанный в 1891 году. Что вы можете сказать о внешнем облике А.П. Чехова? Каким он вам представляется?

Какой же была жизнь этого человека, сумевшего завоевать сердца многих поколений?

Антон Павлович Чехов родился (Слайд 9) 29 января 1860 в Екатеринославской губернии, в Таганроге - небольшом портовом городе на берегу Азовского моря.

Отец писателя , бывший крепостной крестьянин, Павел Егорович, был купцом, владельцем бакалейной лавки. Он имел немало талантов - рисовал, играл на скрипке, пел в церковном хоре. Обладая деспотичным характером, отец заставлял детей помогать ему в лавке в ущерб занятиям, петь в хоре на многочасовых церковных службах. Часто он жестоко наказывал детей, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства.

В семье Чеховых было шестеро детей - пять сыновей и одна дочь, все были разносторонне одаренными, получили образование. Александр и Михаил стали литераторами, Иван - учителем, Николай - художником, Мария учительствовала и занималась живописью.

В 1868 году Антон Чехов поступил в Таганрогскую гимназию. Будучи гимназистом, он полюбил чтение и театр, здесь сформировалось его мировоззрение. В стенах гимназии он впервые попробовал себя в литературе, начал писать короткие юмористические рассказы, зарисовки.

В 1879 г. Чехов поступил в Московский университет, на медицинский факультет. После его окончания в 1884 году Чехов занялся врачебной практикой, с которой не порывал до конца жизни. Живя с 1892 года в имении Мелихово (Слайд 16), он часто бесплатно лечил крестьян, выезжал в губернии, охваченные голодом, работал участковым врачом во время эпидемии холеры и одновременно писал свои произведения. (Слайд 17). Помимо этого Чехов принимал активное участие в организации народного образования: построил в подмосковных селах три школы для крестьянских детей, школу в Крыму, хлопотал об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой и театром, был попечителем нескольких учебных заведений. Благодаря Чехову в Таганроге появилась библиотека и памятник Петру I . При всем этом он интенсивно занимался писательской деятельностью.

В своих произведениях Чехов, как и Салтыков-Щедрин, использует иронию, гиперболу, гротеск, но в отличие от едкой сатиры Салтыкова-Щедрина, Чехов в большей степени критикует личные качества отдельных людей, такие, как невежество, необразованность, корыстолюбие, подхалимство, льстивость, угодничество. Никто не понимал так ясно и тонко, как Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не сумел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.

IV . Выявление первоначального восприятия

Дома вы прочитали этот рассказ. Какие чувства он у вас вызвал? Как вы относитесь к главному герою? Как бы вы поступили на месте героя, когда к нему обратилась мать?

V . Анализ рассказа

План анализа:

1. Знакомство с Алексеем Бирюковым

2. Алексей Бирюков и монахи

3. Встреча Алексея Бирюкова с матерью

1. Знакомство с Алексеем Бирюковым

С каким героем мы знакомимся в начале рассказа? (С мельником Алексеем Бирюковым). (Давайте прочитаем первый абзац.) Какие слова на ваш взгляд показывают характер героя? Давайте посмотрим, насколько удачно автор подобрал эти слова. Слайд 25. Обратите внимание на экран и попробуйте подобрать синонимы к выделенным словам:

“ . фигурой и лицом похожий на топорных толстокожих матросов…”;

“… лениво сосал потухшую трубку”;

“… в серых штанах из грубого солдатского сукна”,

“ в больших тяжелых сапогах”;

« большое черствое, как мозоль , тело мельника … не ощущало холода”;

«… маленькие заплывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам”.

2. Алексей Бирюков и монахи

С кем мы знакомимся далее? ( с монахами ). Как выглядели монахи? ( один Клиопа, высокий и седой старик в обрызганной грязью рясе и в латаной скуфейке , другой Диодор, чернобородый и смуглый, по-видимому, грузин родом, в обыкновенном мужицком тулупе . Они снимали с телег мешки с рожью, привезенной ими для помола ). Что вы можете сказать об их положении? ( Они бедны и живут собственным трудом ). О ком говорится далее? (о Евсее). Как он выглядит? ( молодой, безусый парень в рваном кургузом тулупе и совершенно пьяный. Он мял в руках рыболовную сеть и делал вид, что починяет ее ). Что мы можем сказать о его жизни, исходя из этого? ( Что он тоже бедняк, уставший от жизни и от работы ).

3. Встреча Алексея Бирюкова с матерью

Итак, мельник не унимался и продолжал сыпать во все стороны ругань. Но вскоре умолк. Почему? ( На плотине показалась какая-то старуха ). Как она выглядела? ( маленькая, кругленькая, с добродушным лицом, в каком-то странном полосатом салопике, похожем на спинку жука. Она несла небольшой узелок и подпиралась маленькой палочкой. ). Как вы думаете, почему автор сравнивает ее салопик со спинкой жука? ( потому что она была сама такая маленькая, как жук ). Кто эта старуха? ( Мать мельника ).

Давайте прочитаем начало диалога Алексея и его матери.

— Здравствуйте, батюшки! — зашепелявила она, низко кланяясь монахам. — Помогай бог! Здравствуй, Алешенька! Здравствуй, Евсеюшка.

— Здравствуйте, маменька, — пробормотал мельник, не глядя на старуху и хмурясь.

— А я к тебе в гости, батюшка мой! — сказала она, улыбаясь и нежно заглядывая в лицо мельника. — Давно не видала. Почитай, с самого Успеньева дня не видались. Рад не рад, а уж принимай! А ты словно похудел будто.

Итоги урока:

К финалу рассказа Алексей Бирюков теряет имя, фамилию и становится просто мельником, для которого главное в жизни – получение прибыли от работы мельницы. Эта мельница перемолола его в ненастоящего человека. Мельник – это маленький, но хозяин частной собственности. От него зависят другие люди и у него есть деньги, поэтому он считает, что имеет право относиться к людям, стоящим ниже него, грубо, пренебрежительно. Именно такой стереотип поведения главенствовал в жизни российского общества 19 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающие: развитие речи учащихся (ответы на вопросы, монологическая речь, совершенствование умения бегло и выразительно читать текст); формирование умения обобщать, делать выводы, сравнивать; развитие навыков деятельности в группе.

Воспитательные: формирование мировоззрения уч-ся посредством анализа произведений русской классической литературы (раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев рассказа); воспитание уважительного отношения к родителям, умения сопереживать; вырабатывать умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба.

2. Тогда человек станет лучше, когда вы


п окажете ему, каков он есть.

3. Чехов … умеет писать так, чтобы словам было тесно,

мыслям – просторно.

Орг.момент. Создание психологического настроя.

29 января исполнилось 160 лет со дня рождения А. П.Чехова. Вглядитесь в его портрет: умное, немного усталое лицо, выразительные глаза. Таким запомнился он современникам. За 44 года сделал больше, чем некоторые за 10 жизней не сделают.

А. П. Чехов обладал удивительным чувством юмора. Читая его рассказы, смеёшься и грустишь одновременно.

Мельник Алексей Бирюков у порога своей хижины.

Приезд монастырских монахов.

Диалог Алексея с монахами. Обвинения их в воровстве.

Отвратительная ругань мельника на Евсея.

Невыполненная просьба монахов.

Неожиданный приход матери мельника.

Диалог матери и мельника. Заочное знакомство читателей с жизнью родных мельника.

Слух о разбойничьих проделках мельника.

Отношение окружающих к мельнику.

II. Теперь, ребята, проведём литературоведческую минутку. Поработаем со словарём. Вспомним некоторые литературные термины. Что такое портрет в литературе.


П ортрет – это изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики.

Эпитеты – красочное авторское определение, подчеркивающее свойства, качества и признаки предмета.

Сравнение – троп, основанный на сходстве двух предметов или явлений; выражается при помощи союзов как, будто, точно, словно.

IV. Работа в группах.

Задание для 1 группы:


1 . Найдите строки, в которых описывается внешность мельника.

Как характеризует мельника его речь? Как он разговаривает с монахами? Как он разговаривает с матерью?

Как характеризует мельника его мать?

Как относятся к мельнику окружающие и родные?

По каким деталям рассказа можно понять, что в мельнике не осталось ничего человеческого, что постоянная жажда наживы и обогащения сделали его душу чёрствой и жестокой даже по отношению к матери?

Уч-ся: Алексей Бирюков – грубый, бездушный человек, о чём говорят эпитеты, сравнения. Его тяжёлый характер отражён в описании сырой и холодной осени. Если тело Бирюкова не ощущает холода, то оно не ощущает и тепла. Осенью человек уже не ждёт тепла.

(Если уч-ся отвечают неполно, то учитель даёт слово уч-ся, имеющим дополнения к ответу. Уч-ся всей группы оцениваются по ответу ученика, выбранного для монологического ответа)

Задания для 2 группы:

Найдите строки в рассказе, которые описывают внешность матери?

Как мать относится к своему сыну?

Какие чувства её переполняли во время свидания с сыном, как это отражено в её речи?

С какой просьбой приехала мать к сыну и как он ответил на эту просьбу?


Ч то поняла мать и что она сказала сыну?

Монахи – это служители церкви, добропорядочные люди.

Алексей готов написать жалобу мировому судье. Для него все люди – воры, негодяи, бездельники, что монахи, что архимандрит. (работа с толковым словарём).

Архимандрит – монашеский чин, один из высших, обычно он настоятель крупного монастыря.

При этом он сам является вором: не отдал долг Назару Андреевичу, но считает, что ему позволено вести себя, как он хочет. Не терпит замечаний и критики в свой адрес. Оказывается, что Алексей уже бил монахов Виссариона и Антипия.

Удивительно, что монахи готовы терпеть такое хамское, грубое и нечеловеческое обращение. Они согласны терпеть от богача такое обращение (как вам угодно, бейте и других, монахи вздыхают, пока мельник ругался, но не перечат ему). Сказывается и влияние веры, соблюдение христианских заповедей. Ругань для мельника – дело привычное, также как сосание трубки. Значит, ругает он всех, кто приезжает к нему на мельницу молоть зерно. Почему же все его терпят? В ближней округе, рядом, больше нет нигде мельницы! И все смирились! А Алексей, не чувствуя отпора, совершенно распустился от безнаказанности. Автор уверен, что если он напишет жалобу мировому судье, то мировой признает мельника правым.

Работа со словарём

Мировой судья – лицо, наделённое полномочиями выполнять функции мировых судов.

На просьбу матери помочь материально брату Алексей не отвечает, старательно набивая трубку. Трубка сейчас важнее просьбы матери. Её просьба не тронула сердце сына. Ему безразлична судьба родного брата и племянников, живущих в страшной нищете.

Чехов считает, что мать должна воспитать сына таким образом, чтобы он всегда был готов ей помочь, но в рассказе не говорится об этом. Беда в том, что и сын Василий не стал поддержкой для матери, денег для которого она просит. Обоим сыновьям всё равно, что происходит с матерью: жива она или померла. Наверное Василий – пьяница, не может работать и обеспечивать себя, мать и четверых детей. Детки оборванные, да и мать сидит на его шее. И вот мать вынуждена унижаться перед собственным сыном. Хотя Алексей при своих доходах мог забрать мать к себе, тем самым облегчить участь своего брата.

Алексей не навещает свою мать, а ей по старости стало к нему тяжело приходить. Он запрягает лошадь и готов уехать, даже не закончив разговор с матерью. Между строк звучит вопрос автора: а разве не должны дети содержать престарелых родителей своих, родивших их, давших им жизнь, поднявших их на ноги?

Сын обо всём забыл в своём богатстве, его кошелёк наполнен деньгами, они и есть его семья – мать, брат, племянники. Он относится грубо и пренебрежительно не только к тем, кто от него зависит, но и к собственной матери. Все, по его мнению, недостойные люди. А он достиг много в жизни, поэтому уверен в своей правоте. К мельнице боятся подходить. Только страх умереть с голоду без муки, без хлеба заставляет людей привозить зерно для помола. Мельника обвиняют в насилии, грабеже, воровстве коней. Люди мечтают о смерти мельника, на справедливый суд над ним.

(Словарь: Двугривенный – двадцать копеек)

Уважил! В конце рассказа звучит горькая ирония автора над унижением матери перед сыном, не считающим мать за человека, не испытывавшим к матери не только любви и уважения, но и простой человеческой жалости.

Задания для 3 группы:

О чем говорит маленький гостинец матери сыну?

Почему в последний момент мельник решил всё-таки помочь матери? Насколько он ей помог?

Как вы думаете, проснулось в душе мельника уснувшее чувство или нет?

Что в сцене прощания сына и матери создаёт тяжёлое впечатление?

Для чего Чехов описывает каждый жест мельника, вручающего матери двугривенный?

Уч-ся. Не дождавшись помощи, мать, прощаясь с сыном, дарит ему принесённый гостинец, взятый для Алексея у дьяконицы.

Словарь: Дьяконица – жена дьякона, священника в церкви.

Сцена настолько тяжела, что трудно удержать слёзы жалости по отношению к матери и негодование по отношению к Алексею. Удивительно, что он только отстранил руку матери, а не ударил несчастную женщину. А ведь мог!

Трагизм сцены подчёркивается поведением монахов, которые от жестокости Бирюкова вскрикнули и в ужасе развели руками. Даже пьяный Евсей окаменел, но он уставился на хозяина не удивлённо, не укоряюще, а испуганно, потому что тоже, очевидно, часто был бит Алексеем.

К финалу рассказа Алексей перестает быть Бирюковым, теряет имя, фамилию и становится мельником, для которого главное в жизни – получении прибыли от работы мельницы, наличие денег в кошельке. Именно туго набитый скомканными деньгами кошелёк, с которым Алексей не расстается, и дает ему, по его мнению, право так относиться к людям.

Из какого сословия они вышли?

Почему так относятся к своим обязанностям?

Почему они несчастные люди?

Как относятся к бедным людям?

Какие черты характера подчёркивают авторы в своих героях?

Как относятся к родным?

Какие внешне герои рассказов?

Глаза – зеркало души. Какие глаза у героев и как смотрят на мир?

Человек из народа, бедняк

Честно и сознательно выполняет свои обязанности лесника для помещика.

Глубоко несчастный человек.

Прекрасно понимает нищего мужика –вора.

Умеет сочувствовать, поэтому отпускает вора.

Любит и заботится о своих близких.

Высокий, сильный, суровое и мужественное лицо.

Из-под бровей смело глядели небольшие карие глаза.

Человек из народа, но разбогател.

Все делает для того, чтобы разбогатеть.

Несчастный человек потому что никого не любит.

Все люди для него воры, негодяи, бездельники. Не соблюдает христианские заповеди: Возлюби ближнего своего.

Читайте также: