Быть воспитанным значит быть внимательным к другому деликатным тактичным скромным сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Луговская Елена Владимировна

Организация: МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова города Томска

Населенный пункт: Томск

Цели урока:

1.Познавательные :
а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, публицистический стиль, тип речи, микротемы);
б) закрепить новые понятия: лексические, морфологические и синтаксические черты публицистического стиля.

2.Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к устному экзамену по русскому языку, умение выразительно читать и пересказывать текст в публицистическом стиле;
б) формировать умение анализировать текст и определять его стилистическую принадлежность, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а)воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-нормы поведения;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться толковым словарём и справочниками).

Ход урока:

- Ребята, запишите в тетрадь данное определение:

- Чему дано такое определение? (Такое определение публицистическому стилю даётся в Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка. [5])

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать и каковы цели нашего урока.

  1. - Ранее мы уже знакомились с особенностями текстов разных стилей. Давайте вспомним признаки стилей, выполнив небольшой тест.
  1. В текстах какого стиля ставится задача воздействия на массовое сознание, формирование у слушателя или читателя определённого отношения к жизненным проблемам, убеждения в чём-либо:

А) научный стиль;

Б) стиль художественной литературы;

В) официально-деловой стиль;

Г) публицистический стиль.

2. Какие лексические средства характерны для научного стиля речи:

А) общественно-политическая лексика, речевые штампы, использование крылатых выражений, сравнений и гипербол;

Б) употребление полных наименований, общественно-политическая лексика, отглагольные существительные, отсутствие экспрессивной лексики;

В) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, фразеологизмы, просторечные слова;

Г) тропы, слова в переносном значении, индивидуально-авторские слова, фигуры речи.

3. Определите жанры, относящиеся к публицистическому стилю:

А) доклад, лекция, рецензия, диссертация;

Б) постановление, справка, указ, характеристика;

В) беседа, частное письмо, записка, разговор по телефону.

4. Какие синтаксические средства характерны для официально-делового стиля:

А) риторические вопросы, обращения, неполные предложения;

Б) осложнённые и сложноподчинённые предложения, неопределённо-личные предложения;

В) прямой порядок слов, повествовательные предложения, сложные синтаксические конструкции;

Г) неполные предложения, прямая речь, односоставные предложения.

5. В каком ряду представлены личности, создавшие тексты в публицистическом стиле (назовите их ФИО):

А) Владимир Иванович Даль, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Исаак Ньютон;

Б) М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой;

В) Маргарита Симонян, Алексей Венедиктов, Владимир Соловьёв, Владимир Жириновский


III. Выразительное чтение текста С. Гиацинтовой, народной артистки СССР (мысленно). (Вслух наиболее понравившихся эпизодов, выборочно)

Так что же такое воспитанность?

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

IV. Анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

(Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, экспрессивен).

2. К какому типу речи относится текст?

(Этот текст относится к рассуждению. Тезис оформлен в виде вопроса. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, делает вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям).

3. Какова задача автора текста?

(Привлечь внимание читателя к злободневной проблеме – умения вести себя в обществе и быть воспитанным человеком)

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

(Лексические средства: торжественная лексика (удостоились похвалы, благодатное общение), отвлеченная и общественно-политическая лексика (пережиток, исторический хлам), слова в переносном значении (беседа вянет, собраться в кучу)

Морфологические средства: использование личных местоимений (о вас, мы, он)

Синтаксические средства: Именительный представления: (Воспитанный человек. ); Риторический вопрос: Что такое воспитанность?

Неполные предложения и короткие предложения (2 и 4 абзацы).

Раздробленные предложения (парцелляция): Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. . Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор.

Оправданный повтор слов: Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность.

Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими.

А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому.

Ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается.)

Вопросно-ответная форма изложения.

V. В каких ситуациях проявляется воспитанность?

(Умение общаться, поведение за столом и в транспорте и других общественных местах, внимательное отношение к людям пожилого возраста и женщине, хорошие манеры).

VII. Беседа. Какие нормы поведения были соблюдены и нарушены героями фильма?

IX. Чтение и обсуждение текстов.

X. Рефлексия.

2. Найдите определение слова в Толковом словаре Ожегова С.И., Ушакова Д.Н.

2. В каких ситуациях проявляется уровень воспитанности?

3. Как узнать воспитанного человека?

4. А вы воспитанны?

Приложение

Так что же такое воспитанность?

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

С. Гиацинтова, народная артистка СССР

Задания для групп.

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

2. К какому типу речи относится текст?

3. Какова задача автора текста?

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое. Грамматическая основа- быть воспитанным (подлежащее, выраженное глаголом связкой и прилагательным), сказуемые (однородные) - быть внимательным, деликатным, тактичным, скромным ( составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой быть и прилагательными).Быть внимательным (к кому?) к другому- дополнение, выраженное именем существительным, образованным путём перехода одной части речи в другую (имя прилагательное "другой" перешло в имя существительное. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, так как оба члена предложения выражены одной и той же частью речи.

Прочитайте текст и определите к какому типу речи и стилю он относится. Аргументируйте свой ответ. Составьте простой план данного текста. Найдите в Толковом словаре значение слова саврасый .

Обозначь орфограмму, на которую нужно обратить внимание в каждом из данных слов. Образуй от этих слов наречия. Придумай и запиши сними словосочетания. Укажи главные и зависимые слова. Легкий- Дерзкий- Меткий- Жуткий -

Укажите, твердый или мягкий согласный произносится перед Е: Кашне, кларнет, компетентный, кузен, кюре, менеджер, модернизм, нейтрон, партер, протекция, реглан, рейд, сессия, синтез, террор, федеральный, форель, шинель, экспресс, альтернатива,

Разобрать по членам предложение: Вода в далеком руднике пробивала ледяную корку и чуть слышно журчала. Охарактеризовать предложение.

Воспитанный человек.. .Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.

А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Читайте также: