Былины особенности былинных текстов устное сочинение по картине в васнецов гусляры презентация

Обновлено: 07.07.2024

Мужчины сидят на скамье в тереме. За их спиной располагается большое окно, из которого открывается прекрасный вид на сказочный летний пейзаж. Все трое гусляров, проведя по струнам своих инструментов, вскинули руки и закрыли глаза, исполняя какую-то грустную песню.

В центре скамьи сидит самый старый музыкант. Слева от него — молодой светловолосый юноша, а справа — темноволосый мужчина среднего возраста. Таким образом автору удалось изобразить на своей картине преемственность поколений среди представителей этого искусства.

Вариант 2 - Подробно

25 предложений/ 255 слов

На полотне мы видим трёх гусляров, сидящих в тереме на красной деревянной скамье. За их спиной находится большое окно, выполненное в форме арки. Из окна открывается прекрасный вид. Под простором бескрайних голубых небес зеленеют деревья. Вдали лежат широкие равнины. Справа можно увидеть крыши другого терема, а на горизонте различить силуэты нескольких городских построек.

Музыканты, ударив по струнам, прикрыли глаза и в один голос поют какую-то грустную песню. Это видно по печальным лицам гусляров.

Все мужчины разного возраста. В центре сидит седовласый старец с длинной белой бородой. Слева от него — совсем ещё юный белокурый музыкант, ну а справа — темноволосый гусляр лет сорока. Такой выбор персонажей неслучаен. Он хорошо отражает преемственность поколений среди представителей этого вида искусства.

Одеты певцы в длинные белые кафтаны с вышивкой. На ногах у мужчин — лапти. Деревянные гусли у каждого из музыкантов имеют свою форму. У младшего певца они самые большие и потёртые. Вероятно, инструмент достался юноше от отца.
Помимо окна и красной скамьи, в интерьере комнаты, где сидят гусляры, нет других ярких деталей. Мы видим лишь широкую бревенчатую стену позади мужчин и жёлтый дощатый пол у их ног.

Таким образом, ничто не отвлекает зрителя от одухотворённых лиц музыкантов. И чем дольше вглядываешься в эти лица, тем настойчивее в голове начинает звучать красивая старинная музыка, а затем взгляд сам собой переключается на дальний план картины. Туда, где за окном раскинулся сказочный летний пейзаж.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:

















































Краткое описание документа:

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя? В. Жуковский

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 604 545 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.01.2020 2203
  • PPTX 3.9 мбайт
  • 303 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Демочкина Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В школе часто задают написать сочинение по картинам Васнецова. Это и Три богатыря, Встреча Олега с кудесником и Прощание Олега с конем. Очень много былинных тем в его картинах.

Требуется небольшое сочинение по картине "Гусляры" Васнецова для 4 класса.

Васнецов "Гусляры" описание картины.

Вот репродукция картины, составьте по ней небольшой текст с описанием:

Васнецов

Сюжет картины Васнецова - поющие гусляры. В центре картины видим троих мужчин - молодого юношу, седого старика и мужчину средних лет. Они одети в крамивые белые кафтаны с традиционным орнаментом, обуты в лапти. Мужчины сидят рядом на красной лавке, играют на гуслях и поют. Видимо, все они слепые, у всех закрыты глаза. Гусляры сосредоточены на игре и на пении. Песня гусляров торжественная и грустная.

Примечательно, что сидят гусляры в избе, а ссади проделано большое полукруглое отверствие, в котором видны просторы природы, голубое небо, а также виднеются купола.

Рассматривая внимательно картину Васнецова "Гусляры" мы видим очень трепетное отношение автора к временам Древней Руси, она написана с вниманием к деталям и похожа на иллюстрации к сказкам.


Посередине произведения видны три гусляра, они сидят на красивой резной скамье красного цвета, за их спиной открывается красивый вид. Видна как природа, раскинувшаяся широко и свободно, так и терема.

Если говорить о самих певцах, то судя по всему они исполняют очень грустную песню, глядя на них сразу становится понятно, что это родственники, видна преемственность поколений, а так же ясно, что знания передаются внутри семьи.

На картине нет слишком выделяющихся деталей, именно поэтому все сосредоточено на главных героях, на их одухотворённых лицах.


Название картины "Гусляры" полностью отображает ее содержание. На переднем плане мы видим просторную горницу, посреди которой стоит лавка. На ней сидят гусляры. Это трое мужчин разного возраста. Посредине самый старый, с длиной седой, аж белой бородой. Справа мужчина средних лет, у него темные волосы и совсем еще небольшая борода. Ну а слева и вовсе юнец с соломенными волосами. Все трое одеты одинаково. чисто, аккуратно. На них белые кафтаны с вышивкой и лапти. Они не похожи на бедных бродяг, это говорит о том, что к ним относились с почетом. Вот и сейчас они играют на гуслях в каком-то богатом доме. Это можно понять по тому, что этот терем высокий, хотя никаких ковров и богатой утвари вроде бы нет вокруг.

Гусляры наверное слепы, у всех троих закрыты глаза. Играют они вдохновенно. По лицам, позам, жестам рук можно предположить, что они повествуют о чем-то героическом, наверняка трагическом. Средний старец чуть спокойнее, он мудрый, поэтому у него чуть меньше эмоций.

За спинами у гусляров большое окно. Там, на дальнем плане справа виднеются разноцветные крыши домов, за ними простирается зеленое поле и раскинулось синее небо.

Картина наполнена светом от белых одежд гусляров, каким-то удивительным умиротворением. Такое впечатление, будто сам только зашел в горницу, стоишь с краю, слышишь, как они перебирают струны. Мне эта картины понравилась. Очень спокойная цветовая гамма, все детали четко прорисованы.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Подготовила учитель начальных классов Демочкина С. М. 2019-2020 уч. г.

Подготовила учитель начальных классов
Демочкина С. М.
2019-2020 уч. г.

Проверка д. з.Рассказ притч из Нового ЗаветаВы должны были самостоятельно прочитать былины

Проверка д. з.
Рассказ притч из Нового Завета

Вы должны были самостоятельно прочитать былины

II. Речевая разминка— Прочитайте жужжащим способом.Как во славном было городе во Киеве, Как у ласкового

Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали?

Самоопределение к деятельности- Слышали ли вы о подвигах, которые совершали былинные герои? Какие былины

Самоопределение к деятельности-

Слышали ли вы о подвигах, которые совершали былинные герои? Какие былины вы уже читали и знаете? (

Самоопределение к деятельности-

Цель урока: Мы должны сегодня узнать…познакомиться с особенностями былинных текстов обобщить и обогатить знания о

Цель урока: Мы должны сегодня узнать…

познакомиться с особенностями былинных текстов обобщить и обогатить знания о былинах; развивать память, речь, мышление, воображение.


работа в группах 1,2 гр.1гр.Что такое былина? Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей?

работа в группах 1,2 гр.

1гр.Что такое былина?
Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей?
2гр.Каковы отличительные черты былины?

Вы наверное устали?Ну, тогда все дружно встали.Вверх ладошки! Хлоп-хлоп. По коленкам Шлёп-шлёп…По плечам теперь похлопай..По бокам

Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп-хлоп.
По коленкам Шлёп-шлёп…
По плечам теперь похлопай..
По бокам себя пошлёпай…
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись…
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.

Былина – русская народная эпическая песня, сказание о героических подвигах богатырей

русская народная эпическая песня, сказание о героических подвигах богатырей


Отличительные черты былины- былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы,

Отличительные черты былины- былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.

Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством

Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.








Цели: обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, работать над содержанием былины; обучать правильному выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование: мультимедиапроектор, видеоролик или аудиозапись исполнения былинной песни, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

— Прочитайте жужжащим способом.

— Прочитайте с ускорением.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте тему урока.

— Определите его задачи.

— Откройте учебник на с. 26. Прочитайте, что сообщает профессор Самоваров.

— Какой вопрос задает нам профессор? (Слышали ли вы когда-нибудь про подвиги былинных богатырей?)

— Ответьте на него.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— О чем говорят ребята?

2. Решение учебной задачи

— Что вы знаете о былинах? (Высказывания детей.)

— Прочитайте текст в учебнике на с. 26.

— Что вы узнали из этого текста?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте определение, которое дано в учебнике на с. 27.

В центре картины — трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье в избе. За ними полукруглое окно, а за окном чистое небо с легкими облаками, башенка крепостной стены, луга, леса.

Слева сидит русоволосый юноша. У него розовое лицо, слепые глаза закрыты, уголки рта печально опущены. Он старательно перебирает струны, поет грустную песню. В центре находится старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Над глазами нависли брови. Лицо его печально. Последний гусляр — человек зрелый, много повидавший. Волосы его темны, лицо загорелое и загрубевшее на солнце и воздухе. Лицо выражает самые сильные чувства. Рука оторвалась от струн, и ее широкий жест подчеркивает плавность напева и величавость песни.

В изображении гусляров проявилось мастерство Васнецова как художника-портретиста. Он мастерски раскрывает три характера: нежность и робость юноши, только познающего жизнь, усталость старца, серьезность и скорбь зрелого человека.

Гусляры поют о чем-то торжественном и печальном, может быть о погибших героях, о прошлом. Мы словно слышим плавные звуки гуслей на фоне спокойствия и тишины.

Ясное небо, белый цвет одежды гусляров, светлое дерево избы создают ощущение легкости, покоя, возвышенности.

Гусляр

Переливы струн да голос звонкий,

Не наслушаться, гусляр, тебя,

Спой нам о родной сторонке,

Расскажи про дальние края.

Голос твой, что волны в синем море,

Нас уносят в сказочную даль,

То ликуем вместе мы с тобою,

То кручину делим да печаль.

Сказ былинный — дальние походы.

Темные леса да быстрых рек поток,

За тобой идем сквозь дни и годы,

Ищем горний свет и мудрости исток.

Странник ты, вещун или провидец —

Нам не ведомо, но внемлем мы тебе

Оттого, что душу нашу слышишь

Да разносишь правду по земле.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— На какие вопросы мы получили сегодня ответы?

— Посмотрим фрагмент мультфильма с исполнением былины. (Учитель может также предложить прослушать аудиозапись актерского чтения былин в сопровождении гуслей.)

— Читать и рассказывать былины сложнее, чем сказки. Чем обусловлены эти трудности?

Домашнее задание

Материал для учителя

О собирателях былин

Об исполнении былин

Спокойные, мерные, величавые напевы былин соединяются с неторопливым эпическим рассказом сказителя. Через порог избы переступает старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седой бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке и поклоне, поступи, во всей его наружности были заметны спокойная сила и сдержанность — примерно так описывали сказителя Т.Г. Рябинина. Известным сказителем стал и его сын, который выступал в городах и даже за границей. Среди сказителей былин было больше крестьян. Одни сказители точно передавали текст, вносили только небольшие изменения, другие значительно изменяли его, третьи импровизировали.

Читайте также: