Лихачев про зависть сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

Я вышел на тропу войны,

Врага известно имя – зависть,

Ползет по душам, мысли травит,

В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни. Это серьезная проблема, так огромное количество людей страдает от зависти. Это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.

…Врага известно имя – зависть,

Ползет по душам, мысли травит,

пишет поэт – бард Александр Розенбаум.

Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия. Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству.

На всем жизненном пути Христа окружала человеческая зависть.

Не завидуй тому, кто силен и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Какова роль совести в жизни человека? По Д. М. Лихачёву

Какова роль совести в жизни человека? По Д. М. Лихачёву. Сочинение ЕГЭ

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Чтение – источник знаний. С помощью чтения мы можем получить информацию из далекого прошлого, почувствовать внутреннее состояние поэта или писателя, создающего высокохудожественные произведения.

В последнее время книгу сильно вытесняют новейшие технологии – все чаще можно увидеть людей с планшетами и телефонами. Но ощущение, когда ты полностью погружаешься в написанное, вдыхаешь запах бумаги, переживаешь вместе с героями все их горести и радости – не сравнимо ни с чем.

Проблема

Д.С. Лихачев заявляет проблему отношения к чтению, которое становится все менее значимым для современных людей. Речь идет именно о чтении художественных произведений.

Комментарий

Автор говорит, что нет ничего прекраснее, чем неторопливое чтение литературных произведений. Литература вбирает в себя невероятный опыт людей в различных ситуациях. Она помогает разобраться в людях, понять мотивации окружающих, душу человека, она делает нас мудрее.

Осознать всю пользу процесса можно только при внимательном чтении, дающем возможность присмотреться к деталям. Если не получилось правильно прочесть книгу, то стоит перечитать ее несколько раз.

В жизни каждого человека должна быть произведение, к которому он будет обращаться в периоды трудностей и сомнений, которое он будет цитировать, находясь в шумных компаниях для всеобщего увеселения или разряжения атмосферы.

Чтение стоит выбирать только по собственному вкусу, не опираясь на моду, чтобы не потерять ценное время.

Автор вспоминает своего учителя литературы, который научил своих учеников таинству чтения, подарил радость общения с книгой. Это был особенно ценный опыт, так как обучение его происходило в годы войны, и учитель вынужден был часто отсутствовать на уроках из-за сооружения окопов или работе на фабрике. Произведения, прочитанное на уроках Леонида Владимировича, стали любимыми для автора на всю жизнь.

Немалую роль в формировании любви к чтению играют родители, которые своим примером должны показывать ребенку отношение к книге, перечитывать интересные моменты вместе, обсуждать.

Для тех, кто совершенно не знает, что ему почитать, автор рекомендует обратиться к классике, которая выдержала испытание временем и не может быть бесполезной. Для осознания современной действительности стоит читать и современных авторов.

Авторская позиция

Д.С. Лихачев призывает быть внимательными при чтении, не растрачиваться на мнение толпы, не гнаться за модой. Главное – чтение должно вызывать приятные ощущения, поэтому важно принять удобную позу, выбрать время, когда никто не будет вас тревожить и вам некуда будет спешить. Только тогда вы сможете получить истинные знания и эмоции.

Своя позиция

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, книги требуют внимания, чтение требует неторопливости. Когда читаешь неспеша, получаешь возможность заметить мелочи, которых не замечал ранее, особенно если читаешь вслух.

Аргумент №1

Проводя долгие зимние вечера за неспешным чтением, девушка получает столько эмоций и впечатлений, сколько, наверное, не получаем мы после просмотра самого захватывающего фильма.

Аргумент №2

Когда она читает легенду о воскрешении Лазаря для Раскольникова, она настолько вникает в чтение, что дрожь пронизывает всю ее плоть. После ее чтения и Раскольников начинает о многом задумываться.

Заключение

Чтение невозможно чем-то заменить. Ни просмотр фильмов, ни прослушивание аудиокниг, ни тем более пересказ произведения не смогут в полной мере дать представление о содержимом книги.

16 октября 2021 года на сайте ФИПИ был опубликован материал:

В нём отмечено, что, к сожалению, учащиеся в качестве аргументов мало используют публицистическую литературу.

По требованиям к сочинению, можно использовать в качестве аргументов не только литературные произведения, но и большой круг другой литературы. Это имейте в виду.

Прекрасным аргументов, думаю, будут письма Д.С. Лихачёва.

Сочинение ЕГЭ. По тексту Лихачёва о книгах.

Сочинение ЕГЭ 2021

Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан!) заботиться о своём интеллектуальном развитии.

В данном тексте автор ставит проблему роли чтения в жизни человека.

Рассуждая о роли чтения в жизни человека и выборе книг, Лихачёв заставляет нас задуматься о том, какую важную роль играют они в нашем духовном развитии.

С этим нельзя не согласиться. Много ли найдётся среди моих сверстников тех, кто любит читать? Таких единицы. Книгу заменил телевизор, компьютер, телефон и другие подобные им средства коммуникации и информации. В школе мы читаем по необходимости, чаще всего это краткое содержание произведений. Даже сочинения можно не писать, а перестроить уже готовые, взятые из Интернета. Но я думаю, что никакое средство информации не может сравниться с книгой. Ведь художественная литература – это огромный мир, который раскроется только перед вдумчивым читателем, обогатит его ум, душу, сердце, научит понимать окружающий мир.

– Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей Д.С.Лихачева “Про зависть” и проанализировать ее, то есть сделать комплексный анализ текста.

Цель нашего урока — подготовиться к сочинению-рассуждению по тексту Д.С.Лихачёва. (Слайд 2)

Какие задачи нам предстоит решить? (Слайд 3)

– формулировать основную проблему текста и комментировать её;

– определять позицию автора и отражать её в сочинении;

– излагать собственное мнение по проблеме с привлечением 2 аргументов.

Вспомним план написания сочинения-рассуждения. (Слайд 4)

1. Проблематика текста (Основные вопросы, поставленные в тексте, требующие изучения, разрешения)
2.Комментарий проблемы (Толкование, разъяснение основного вопроса исходного текста)
3. Позиция автора (Отношение автора к поднятой теме, проблемам, героям)
4. Собственная позиция
5-6 Аргументы.
7. Вывод.

Откройте тетради, напишите число, классная работа, тему сегодняшнего урока:

Комплексный анализ текста. Д.С.Лихачев. Письмо пятнадцатое. Про зависть

Слово учителя. Обобщение выступлений.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки. Он автор более 500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников культурно-исторического наследия России.

Наиболее значительные его труды: “Человек в литературе Древней Руси” (1958), “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого” (1962), “Текстология” (1962), “Поэтика древнерусской литературы” (1967), “Эпохи и стили” (1973), “Великое наследие” (1975), “Поэзия садов” (1982), “Письма о добром и прекрасном” (1985), сборник статей “Прошлое — будущему” (1985).

Его тексты совершены в эстетическом и нравственном отношении, помогают решать вопросы в воспитании и духовности ребенка.

III. Работа с текстом

3.1. Словарная работа.

– Итак, возвращаемся к теме урока. Обратите внимание на заголовок письма: “Про зависть”. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите “зависть”, “завидовать”? (Слайд 6)

Заглянем в словарь В.И.Даля: (справка учащегося) (Слайд 7)

1) досада по чужому добру или благу;
2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.

1) досадовать на чужую удачу;
2) болеть чужим здоровьем.

– А в “Толковом словаре русского языка” Ожегова дается такое определение зависти: “Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого”: (справка учащегося) (Слайд 8)

Запишем в тетрадь это определение.

Прочитайте высказывания выдающихся людей. (Слайд 9)

  1. Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон).
  2. Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций
  3. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
  4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)
  5. Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)
  6. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)
  7. “Зависть есть скорбь о благополучии ближнего”. (Св. Григорий Богослов)

Запишите понравившееся высказывание.

Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца. Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу. Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя. Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику. В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников. Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.

Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

3.2. Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва.

– А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы– вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.

(Чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).

Про зависть

(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!

(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

(12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

(13)Завидуете — значит не нашли себя.

3.3. Определяем и комментируем тему, проблематику и идею текста.

– Какие варианты названия вы могли бы предложить? (др. не может быть, так как в заглавии автор указывает тему)

Итак, тема указана в заглавии “Про зависть”, причем Д.С. Лихачев использует разговорную предложную форму про. (Запись в тетрадях)

– Что волнует автора? Какова проблематика текста?

Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка (Слайд 10):

  • которая стала объектом раздумий автора,
  • над которой он в основном размышляет,
  • к которой он неоднократно возвращается.

– Постарайтесь сформулировать и записать проблему.

(В Письме пятнадцатом “Про зависть” Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека (Запись в тетрадях)

3.4. Комментарий проблемы текста.

Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.

– Какие вопросы можно осветить в комментарии? (Слайд 11)

Почему автор предпочёл именно эту проблему?

Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?

К какой категории относится избранная автором проблема?

Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?

Как характеризует автора выбор данной проблемы?

– Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.

А) К какой категории можно отнести проблему?

Дадим определение проблемы ( важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная)

Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?

(В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)

Б) Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека? Зависть присуща всем людям или только некоторым?

В) В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?

Г) Когда оно овладевает человеком? (Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).

3.5. Как можно охарактеризовать идею текста?

Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать. (Запись в тетради)

– К чему призывает нас Лихачев?

Человек познай самого себя, – вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую эти таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли я свободно о независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать самому чужим. (Запись в тетрадях)

Итак, тема, проблематика и идея определены. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

3.6. Определяем позицию автора (Слайд 12)

Авторская позиция может быть выражена:

– чётко, прямо, непосредственно;
– в названии текста;
– риторические вопросы;
– в отдельных предложениях;
– риторические восклицания;
– через ряд аргументов;
– порядок слов;
– лексические повторы;
– оценочная лексика;
– модальные слова и частицы, вводные конструкции.

Беседа по вопросам

1. В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля в тексте.

(Прежде всего: почему автор избирает именно публицистический стиль речи? С какой целью? Известно, что важнейшая функция публицистического стиля – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата)

2. Каков жанр? Докажите. (Жанр проблемный очерк, где главное – отношение к данному вопросу)

3. Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки. (Проблемный очерк строится по типу рассуждения)

4. Какова роль вступления в форме риторических вопросов? (В роли вступления в тексте “работает” цепочка риторических вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за риторическими вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы в повелительном наклонении, побуждает к действию, прибегает к сравнению.)

5. Каков способ связи предложений в тексте: связь цепная или параллельная? (Параллельный способ связи доминирует в тексте)

6. Какие предложения доминируют в тексте: простые или сложные, полные или неполные? Почему автор предпочитает именно такие синтаксические конструкции? (Рассуждения автора, диалог с воображаемым собеседником (аудиторией) логичны и убедительны благодаря простым синтаксическим конструкциям – сложноподчиненные и бессоюзные предложения в сочетании с разговорными конструкциями.)

7. Охарактеризуйте лексику: книжная или разговорная? Приведите примеры. Есть ли в тексте эмоционально окрашенные слова? (Выражению авторской позиции служит книжная лексика с сочетанием с разговорной, оценочной: ужасное чувство, близость зависти, болезненное чувство, обжигающая опасность зависти. Из средств связи наиболее часто– лексический повтор.)

8. Какие части речи доминируют в тексте? Помогают ли они выразить авторскую позицию? (Задаче воздействия и убеждения служит морфология: использование в основном глаголов в форме 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, выражающие прямое побуждение к действию, желание помочь, дать совет.)

9. Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора? (Наиболее ярко используется анафора – повторяющиеся слова и словосочетания в начале предложения и абзаца, оценочные эпитеты: “ужасное чувство”, “болезненное чувство ”– выражают авторскую обеспокоенность, взволнованность. Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме. Метафора “обжигающая опасность зависти” призвана остановить человека, пробудить в нём чувство осторожности, говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой.)

10. Дайте характеристику вступления и заключения. (Вступление – тезис – автор указывает на проблему, используя риторические вопросы нацеливает на обсуждение важного вопроса; далее приводит аргументы и примеры, побуждает к действию, дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт “как жить”; в заключение делает вывод: Завидуете — значит не нашли себя.)

Помогает ли такая композиция понять авторскую позицию? (Слайд 13)


(Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного “я”, чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.)

(Запись в тетради)

Физкультпауза

3.7. Аргументация собственного мнения по проблеме.

Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество (Слайд 14)

Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…

Также можно привести пример…

Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

– Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны (из истории)

– Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию.

Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру – крылатую и ясноокую Победу.

Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.

Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.

Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.

– Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель).

Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству.

На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.

В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию. Смертные грехи в христианстве:

Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня.

Данная тема очень трудная и неоднозначная.

А) В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?

(А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”: Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее; “Капитанская дочка”: недовольство у Швабрина против Гринева; М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”: зависть Грушницкого Печорину, который готов совершить откровенное убийство, не зарядив его пистолет), Л.Н.Толстой “Война и мир” : зависть безродного Долохова Пьеру Безухову, И.С.Тургенев “Отцы и дети”: чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова– пища для зависти Павла Петровича Кирсанова и др.)

– Вы помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно. Что это значит?

– А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма: (Слайд 15)

Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Это может быть: (Слайд 16)

Общий вывод

  • Ответ на вопрос, поставленный во вступлении
  • Рассуждение о том, какое значение будет иметь для автора сочинения прочитанный текст.
  • Расширение проблемы. Новый вопрос.

IV. Рефлексия.

О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (см. рабочий лист урока)

Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.

V. Домашнее задание

Написать сочинение– рассуждение по данному тексту, используя эскизы, которые вы сделали в классе и клише

VI. Подведение итогов.

Сегодня на занятии мы вспомнили типологические особенности публицистического стиля, текста– рассуждения, познакомились со способами и приемами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжили работу по многоаспектному анализу текста, научились видеть смысловую целостность текста, все это поможет нам при выполнении заданий по анализу текста -рассуждения на ЕГЭ.

Спасибо за урок! (Слайд 17)

1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2000.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. СПб.: Динамит, 1996.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном // Д.С. Лихачев. М.: Детская литература, 1990.
4. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во политической литературы, 1990. С. 307–308.

Я вышел на тропу войны,

Врага известно имя – зависть,

Ползет по душам, мысли травит,

В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни. Это серьезная проблема, так огромное количество людей страдает от зависти. Это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.

…Врага известно имя – зависть,

Ползет по душам, мысли травит,

пишет поэт – бард Александр Розенбаум.

Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия. Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не было оценено по достоинству.

На всем жизненном пути Христа окружала человеческая зависть.

Не завидуй тому, кто силен и богат,

За рассветом всегда наступает закат,

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Сочинение ЕГЭ по тексту Лихачева

Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Я обратил (обратила) внимание на то, что у тех моих друзей, кто мало читает, бедный словарный запас. Ребята с трудом могут подобрать синонимы, заменить сказанную фразу. Мне жаль их: они лишают себя того интеллектуального наслаждения, которое может дать только книга.

После прочтения текста, написанного Д. С. Лихачёвым, я еще раз убедился (убедилась) в верности моего профессионального выбора: стать журналистом.

Текст

ОГЭ Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию Д.С.Лихачёва о речи человека

Статья содержит исходный текст, план и образец сочинения.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик под мышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала ещё, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести её полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

(10) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

– (11) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (12) Он умер три месяца тому назад. (13) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (14) Он её любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (15) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме неё никого не было, и у Жули кроме него – никого.

(16) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. (17) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании, не умела находить лазейки в тёплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(18) Марина спала эту ночь плохо. (19) Ей снились собаки. (20) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (21) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слёзы. (22) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы… (23) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?

– (28) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (29) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (30) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (31) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (32) Вот колбаса, вот булочка. (33) Ешь. (34) Ты любишь сдобные булочки? (35) Я люблю. (36) А к вечеру я сварю тебе кашки. (37) Специальный корм для собак мне не понравился. (38) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю.

(39) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.

– (40) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.

(41) Этой ночью Марина спала чутко. (42) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (43) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и всё оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность.(44) Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (45) Что ей снилось? (46) Может быть, Матвеевич? (47) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Светлана Сергеева

Образец сочинения

Действительно, язык является орудием выражения мыслей и чувств. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать о внутреннем мире человека. Чтобы доказать это, прислушаемся к речи героев текста С.Сергеевой.

Таким образом, если мы будем обращать внимание на речь человека, то сможем заглянуть в его душу, что и утверждал Д. С. Лихачев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Д. С. Лихачев

Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует.

Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций) Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх) Если кому-нибудь везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже. (Эзоп) Зависть – признание себя побежденным. (Александр Скрябин)

Зависть - 1) досада по чужому добру или благу; 2) нежелание добра другому, а.

Зависть - 1) досада по чужому добру или благу; 2) нежелание добра другому, а одному лишь себе. (Словарь В.И.Даля) Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова)

Что волнует автора? Д.С. Лихачёв Какова основная проблема текста? Основная пр.

Что волнует автора? Д.С. Лихачёв Какова основная проблема текста? Основная проблема — это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается.

Публицистический стиль Сфера применения Общественно – политическая сфера жизн.

Публицистический стиль Сфера применения Общественно – политическая сфера жизни. Используется в газетах, журналах, выступлениях на собраниях и митингах. Стиль писателей – публицистов, журналистов. Основные черты: конкретность, логичность, эмоциональность, общедоступность высказываний Задачи: сообщить информацию о жизни страны; воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам; сформировать гражданскую позицию

 Рассуждение

Рассуждение - размышление

Как я это делаю?

Как я это делаю?


Сочинение-рассуждение Вступление. Сформулировать основную проблему. Прокомме.

Сочинение-рассуждение Вступление. Сформулировать основную проблему. Прокомментировать проблему. Изложить авторскую позицию по проблеме. Изложить своё мнение по заявленной проблеме. Два аргумента. Заключение-вывод.

Не завидуй тому, кто силён и богат, За рассветом всегда наступает закат, С эт.

Не завидуй тому, кто силён и богат, За рассветом всегда наступает закат, С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат. Омар Хайям

Краткое описание документа:

Данная презентация предназначена учителю русского языка и литературы для подготовки к части с егэ по русскому языку в 11 классе. Урок способствует обобщению и систематизации знаний учеников, цель которого — создание комфортных условий при подготовке к егэ по русскому языку в 11 классе. На данном уроке учащиеся готовятся к сочинению-рассуждению по тексту Д. С. Лихачева "Про зависть", развивают навыки анализа текста, учатся создавать собственный текст по данной модели, развивают творческие способности, развивают речь

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 366 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.09.2014 7712
  • PPTX 3.7 мбайт
  • 8 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Волобуева Надежда Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: