Помог или навредил ночлежникам лука сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Пьеса Горького состоит из разрозненных эпизодов. В каждом присутствует определенный конфликт, решается философский вопрос. Появление шестидесятилетнего странника по имени Лука вносит кардинальные изменения в привычную жизнь нескольких ночлежников. Герой появляется в пристанище намного позже остальных жителей. Это яркий персонаж, через которого писатель задает главные проблемы произведения:

  • Проблему выбора между горькой правдой и сладкой ложью;
  • Значимость сострадания и истины.

Неожиданное появление странника становится завязкой пьесы. Это милосердный, добрый, ласковый человек. Он не рассказывает о себе, сообщая лишь общие факты. По сюжету можно догадаться, что герой прошел каторгу, вероятно, отбывал наказание за преступление. Его взгляды разительно отличаются от мировоззрения большинства ночлежников.

Каждый акт включает в себя спор Луки с одним из жителей. Персонаж считает, что каждый человек достоин доброго отношения, нуждается в жалости, сочувствии. Для него основой является вера в Бога. Все ночлежники по разным причинам попали на дно, но Лука ободряет их, дает наставления, утешение.

Сочинение про Луку

Несмотря на то, что Лука беден, и судьба у него была непростая, он всегда готов поддержать ближнего добрым словом, помочь советом. Его речь, подобно характеру, такая же ласковая, мягкая, спокойная. Рассказывая притчи, Лука нередко упоминает Христа. Свои мысли мужчина выражает понятными для всех словами, не используя пафосных и высокопарных выражений. Именно поэтому всякий раз ему удается достучаться до сердца своего слушателя. В вопросе, что лучше – истина или сострадание, Лука однозначно выбирает последнее. Для него главным является утешение, сочувствие и поддержка. Их он дарит всем окружающим его несчастным людям, пытаясь заронить в их души веру в человека, надежду и мечту.

Умирающей Анне он рассказывает о небесном рае, в котором не будет земных страданий. Актеру, который страдает от алкоголизма, он говорит о некой бесплатной клинике, где избавляют от злосчастной зависимости. Вору Ваське он предлагает начать новую жизнь в Сибири. Лука утешает проститутку Настю, которая утверждает, что у нее была настоящая любовь. И пусть это всего лишь книжные фантазии, но это не значит, что в них не нужно верить.

Все, кого Лука утешал и жалел, принимали его сострадание. Они осознавали неправдоподобность его слов, однако верили в реальность того, о чем мечтали. Лука словно видел человека насквозь, и всякий раз находя в его сердце потаенное желание, мысль или переживание, умел подобрать нужные для собеседника слова, даря ему надежду и превращая ложь в реальность.

Оказавшись в ночлежку, Лука становится участником давнишнего спора о правде и лжи. Благодаря ему, в этой мрачной обители зародились ноты сочувствия, жалости, сострадания. Перед лицом всех жителей ночлежки Лука отстоял право каждого из них на мечту, на веру, на молитву.

Что изменилось в ночлежке с появлением Луки

Новый герой в пристанище принес людям веру в светлое будущее. Он рассказывает им об идее, способной поддерживать, давать надежду на лучшее. Персонаж уверен: сладкое вранье во благо лучше жестокой правды. Если жизнь в реальном мире не удалась, всегда можно создать иллюзию, где ты будешь счастлив. На ЕГЭ приведем два ярких примера влияния героя на ночлежников:

  1. Сцена с Актером. Странник сообщает пьянице: в неизвестном месте существует бесплатная больница. Там могут навсегда излечить от тяги к спиртному. Восприимчивый Актер уже воссоздал себе образ лечебницы. Белые, чистые помещения, хорошая еда. Он представил, как ему помогут избавиться от пагубной привычки, и сам завязал с алкоголем, начал копить средства на дорогу. Его не интересовало место нахождения больницы. Персонаж был уверен – доберется. К сожалению, Сатину и другим постояльцам не понравилась его вера в воздушные замки. Они убедили пьяницу, что Лука обманул его. Хрупкий, ранимый душой человек не выдержал этого и покончил жизнь самоубийством. Сложно сказать, виноват ли Лука в смерти Актера. Он дал человеку надежду, а Сатин лишил его веры в лучшее.
  2. Сцена с Анной. Неизлечимо больная женщина мечтала о скорой смерти. Она страдала, боялась дальнейших мучений. Странник убедил ее, что после смерти ей станет намного лучше. Она найдет успокоение, счастье, попадет в Рай. Это облегчило страдания Анны. Жена Клеща умерла спокойно, она уже представила, как хорошо будет в Раю, о котором толковал Лука.

Вариант 3

Одним из обитателей ночлежного дома, ставшего главным местом событий в пьесе, является шестидесятилетний странник Лука.

В ночлежке собрались отчаявшиеся люди, не имеющие своего крова и влачащие нищенское существование. Лука, как и они не имеет своего дома, и поэтому вынужден странствовать по городам. Но, несмотря на нищету, старец не унывает и готов для каждого найти слова поддержки.

В Луке чувствуются задатки психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие веру в будущее. Тонко чувствующий людей странник каждому обещает то, о чем они мечтают в глубине души. Умирающую Анну он утешает рассказами о рае, в котором отсутствуют страдания. Алкоголику-актеру рассказывает о несуществующей бесплатной клинике, исцеляющей от алкоголизма. Успокаивает Настю, вору Ваське рекомендует начать жизнь заново в Сибири.

Лука уверен в том, что сострадание важнее истины и ради этого он готов даже лгать людям, чтобы поднять их дух, заставить поверить в лучшее.

Частое упоминание в разговоре Христа говорит о том, что Лука глубоко верующий человек. Мягкий, спокойный голос старца, выражающего свои мысли просто, без патетики и причудливых слов, вселяют в обитателей ночлежки надежду, что впереди их ждет радость и счастье.

Внезапное исчезновение праведника вызывает негодование у обитателей ночлежки, пытавшихся судить его, считая обманщиком. Однако за него неожиданно заступается один из жильцов – Сатин, относящийся поначалу к Луке подозрительно, с недоверием.

Очень сложно однозначно сказать, каким героем является старец – положительным или отрицательным. Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны оно означает лукавый, хитрый, с другой – это имя одного из евангельских апостолов, несущих людям мудрость и правду.

Ясно только одно – это добрый, отзывчивый человек, умеющий сострадать ближним. И если он и обманывает людей, вселяя в них надежду, то он делает это из благородных побуждений, не преследуя какой-либо корыстной цели. Ну а то, что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но реальная, или сострадание, несущее временное утешение – каждый выбирает сам.

Драматург даёт очень скромное описание героя, не акцентируя внимания на его биографии.

Это довольно пожилой человек с палкой в руке, за плечами у него была котомка, на поясе чайник и котелок.

Ночлежники довольно равнодушно отнеслись к страннику, не подозревая, какую роль он сыграет в их трудной жизни.

Жалость к людям или ложь

Истории Луки могут запутать других. Повествование его как будто с намеками, он рассказывает, но не договаривает. Два постояльца (Клещ, Сатин) делают вывод, что старец истины не любит. Горькая правда переворачивает душу, нуждается в действии, а это не всегда заканчивается хорошо. Ложь из сострадания — правда Луки. Отвлечься от страшных реалий помогают красивые сказки. Воздух без правды в ночлежке тяжел, но с ней там жить вообще невозможно. Лучший из вариантов — закрыть глаза на многочисленные проблемы и все так же прозябать в нищете.

Старик влияет на судьбу практически каждого персонажа сочинения Горького, это можно увидеть в таблице, в которой кратко описано его влияние на обитателей ночлежки:

Все истории, кажущиеся реальными, рассказывались Лукой из жалости. Только конец их был всегда один — умирали люди.

Характер странника

У всех постояльцев он вызывал интерес.

Большинство выделяло его положительные стороны:


  1. Человеколюбие. Своим вниманием Лука никого не обделил. Он верит, что любой достоин чего-то в этом мире и имеет свою цену, от людей отказываться нельзя.
  2. Мудрость. Ему многое известно, не забывает тех, с кем суждено было встретиться на этом пути, помнит их судьбы. Его рассказы заставляют задумываться.
  3. Наблюдательность. Лука видит то, чего не замечают другие. Он просчитывает обстановку наперед и оказывает помощь нескольким персонажам. В сцене ссоры между Костылевым и Пеплом — своевременно задвигался на печи, тем самым предотвратив убийство.
  4. Доброта. Лука подбадривал жильцов хорошим отношением и ласковым словом.
  5. Боголюбие. Как и Христу, старцу всех жалко. Он исполняет заповедь Бога — оказывать всем помощь. Человека следует жалеть вовремя.

Все его отношение к людям можно рассмотреть при помощи цитат:

Говоря о себе, Лука упоминает, что его много мяли, и из-за этого он стал таким добрым и покладистым. Узнав самохарактеристику персонажа, можно сделать вывод, что в своей жизни герою не раз приходилось испытывать трудности, но это его не сломило.

Сочинение 2

Максим Горький не раскрывает его биографию, он лишь упоминает о том, что этот персонаж уже на протяжении многих лет путешествует по свету. Вместо того чтобы создать свой дом, он путешествует по свету и останавливается жить во временных помещениях, как их еще называют ночлежки. Его возраст автор раскрывает сразу, называя его пожилым человеком. Во времена его жизни, ночлежки были очень популярны среди людей, у которых не было места, где бы они могли остаться или жить. Так именно и поступал главный персонаж произведения, ему ничего не оставалось кроме как целыми днями путешествовать, а свою ночь проводить под одной крышей с людьми у которых не было дома, в ночлежке.

Лука это старик у которого не было ничего из имущества, однако несмотря на все трудности и преграды жизни, он не потерял жизненного оптимизма и доброты по отношению к людям. Он является сострадательным персонажем с мягким характером. Этому человеку ничего не остается кроме как быть очень религиозным, ведь вся жизни человека оставшихся без дома и имущества, к тому же не имеющего семьи, основывается на вере в Христа. Таким образом у человека появляется надежда на будущее, пусть даже и порой мечтам не суждено сбыться. Во время разговора с другими людьми, он проявляет себя как спокойный человек, который умеет вдумчиво и правильно объяснить свои мысли. Свою жизнь он ведёт последовательно и степенно. Жизнь потрепавшая старика к достаточно зрелому возрасту, даровала ему знания психологии. Таким образом, он мог общаться с другими людьми, исходя из знаний психолога, а также знаний оратора.

Его знания и достоинства можно хорошо увидеть, и оценить в сценах когда он общается с людьми, которые живут в домах которые предназначены для бездомных людей. Однако несмотря на свои знания, ему часто приходится говорить не правду, так как он понимает что многие люди не способны вынести всей той правды, которая существует в жизни.

По моему мнению, Лука всё же является отрицательным персонажем. Несомненно, его слова поддержки находят отклик в душах героев и помогают им обрести хоть какую-то крупицу надежды. Но Лука, утешая жителей ночлежки, лжёт им, и вера каждого из них в светлое будущее становится очень хрупкой и призрачной. К тому же свет надежды горел в сердцах героев очень недолго — после того, как Лука покинул ночлежку, жизнь остальных её обитателей сделалась ещё хуже, чем была до этого.

Но ни к какому реальному результату эти утешения не привели, и ярче всего это видно на примере Актёра. Не хотевший бороться со своей зависимостью и использующий её в качестве отговорки от работы, Актёр начинает верить в рассказанную Лукой лживую историю о бесплатной больнице в неизвестном городе. Он обретает надежду на светлое будущее, бросает пить и начинает копить деньги. Но что происходит после ухода странника? Туман призрачных фантазий рассеивается, и Актёр сталкивается с картиной настоящего, правдивого мира. Этот контраст окончательно добивает его, ему становится ещё тяжелее бороться с реальностью, он окончательно теряет веру в свои силы и совершает самоубийство. Выходит, что мнимая надежда, которую дал Актёру Лука, не только не помогла ему, но и стала причиной ещё большего его разочарования в жизни.

Кроме того, сам Лука повествует историю, практически полностью повторяющую судьбу Актёра. Человек, свято веривший в существование праведной земли и узнав, что её на самом деле не существует, не выдерживает правды и убивает себя. Этот пример ещё раз показывает, к чему может привести надежда, основанная на лжи.

Лука несёт в массы жалость и сочувствие, призывая этим не бороться с действительностью и находить реальные пути решенения проблем, а избегать трудностей, прибегая при этом к идеализации всего окружающего. Через жалость странник заставляет человека смириться с происходящим, но ни смирение, ни сострадание не убивают зло и жестокость реального мира. Иначе не произошло бы убийства Костылёва, не было бы горячих споров после ухода Луки, не омрачилась бы картина и без того несчастливой жизни обитателей ночлежки. Именно поэтому я считаю, что Лука не спас, а подтолкнул остальных в пропасть, хоть он и подарил разочаровавшимся в жизни людям короткие мгновения надежды.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Он умница…
Сатин
Мнения на этот счет разнообразны и противоречивы. Многие критики обвиняют Луку в том, что он не сделал ничего для спасения обитателей “дна”, а только жалел их. Ночлежникам нужны не обещания, а конкретные действия, на которые Лука не способен.
Другие утверждали, что Лука “вызвал к свету все хорошее, что раньше дремало беспробудно. “Лука не кто иной, как Данко, – сказал Нежданов.- которому приданы лишь реальные черты”.
Я тоже считаю, что Лука ни в коем случае не навредил. С годами менялось отношение

общества к этому персонажу. Раньше считали, что жалеть и утешать человека унизительно, и относили Луку к разделу отрицательных героев, к представителю лжи.

Однако в наше время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающих, Лука получил “вторую жизнь”. Он жалеет живущих рядом людей. И пусть только на мгновение в их душах загорается надежда, а это уже немаловажно.
“Странник”, как называет себя Лука, пытается каждого утешить, подбодрить ласковым словом участия, обнадежить, пусть даже заведомой ложью во спасение. Разговаривая с Лукой, ночлежники впервые встречаются с человеком,

который их не только готов выслушать, но и поверить во все сказанное, без смеха и унижения их достоинства. Лука пытается понять их беды, утешает, принимает часть их боли, как им кажется, на себя.
Каждому жителю ночлежки Лука чем-то помог. Он терпеливо выслушивает жалобы Анны, успокаивает рассказами о загробной жизни за все ее муки на земле. Лука пробудил в ней теплые воспоминания о своем батюшке: “… на отца ты моего похож… такой же ласковый… мягкий…” “Мяли много, оттого и мягок…” – говорит старик.

Он действительно ласков, называет ее “милая”, “голубка”, причем относится так ко всем: и к Насте, и к Пеплу.
Он возрождает веру, способную повести человека за мечтой. Актера Лука убеждает, что есть такая лечебница, в которой излечивают от алкоголизма, что Актер еще сможет блеснуть на сцене, когда избавится от своей болезни.
Ваське Пеплу Лука говорит, что еще не все потеряно, что он сможет начать новую жизнь и его не будут звать вором.
Лука верит, в чистоту души проститутки Насти, верит в то, что и у нее была чистая и высокая любовь, и Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Старик слушает ее без тени иронии, говоря: “во что веришь, то и есть”
И нет вины Луки в том, что его благим намерениям не суждено осуществиться. Он жалеет ночлежников, которые потеряли человеческие чувства, они забыли, что в жизни есть добро, сострадание, справедливость. Появление Луки очеловечило этих людей. Циничный Сатин сказал: “Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…”
Я считаю, что такие люди, как Лука, обязательно нужны обществу. Он смог очеловечить ночлежников, заставил задуматься о смысле жизни. Прочитав пьесу “На дне”, тоже невольно задумываешься о вечных проблемах человечества.

Пьеса Максим Горького "На дне" была написана им в конце 1901 - начале 1902 года. В процессе написания пьесы Горький перебрал несколько названий для неё: "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". Действие пьесы происходит среди обитателей ночлежного дома для неимущих. Почти сто лет назад Пушкин и Гоголь подняли тему "маленького человека". Горький решил пойти ещё дальше и описать жизнь, быт, мировоззрение куда более мелких людей, таких, что мельче (ниже) просто некуда. Они - на самом дне общества. Они даже не полноценные его члены, они - просто никто. Но тем не менее, это люди. Со временем пьеса "На дне" стала хрестоматийной и входила в обязательную школьную программу по литературе на протяжении всего ХХ века независимо от господствующей в стране власти и идеологии. Советские критики её представляли, как отражение жизни простого народа в Имперской России. Освободившись от навязанной идеологической трактовки, можно сказать, что в этой пьесе изображается жизнь не "угнетённых классов", а определённой социальной группы людей.

Одна из самых "любимых" критиками фигур этого произведения - старец Лука. Он неожиданно появляется в пьесе и незаметно исчезает. Вроде бы это не главный персонаж, но тем не менее, он привлекает к себе много внимания. Есть мнение, что в старце Луке Горький пытался изобразить Льва Толстого, встреча с которым была для Горького очень неоднозначна. Некоторые критики считают, что Лука - лжец, и что его сострадание приносит обитателям ночлежки лишь новую боль и терзания. Другие - что Лука говорит правду, и его сострадание необходимо. При прочтении (или просмотре) пьесы можно заметить, что это самое сострадание Луки однозначно не приносит обитателям ночлежки никакой пользы. Наоборот, к концу пьесы одного персонажа убивают, его убийц ожидает каторга, другой ещё больше озлобляется, третья попадает в больницу с ожогами, четвёртый вешается. Такой результат, как кажется, должен бы склонить читателя к мысли, что Лука всё-таки лжец, и что ничего кроме вреда его сострадание не приносит. Но прежде чем судить о Луке, надо внимательнее посмотреть на самих обитателей ночлежки. Горький характеризует их как людей, которые сами отворачиваются от нравственных законов, и делают это вполне сознательно.

Обратите внимание на короткий диалог из пьесы, который характеризует мировоззрение персонажей, и уровень их нравственности:


"Пепел: Никто здесь тебя не хуже. напрасно ты говоришь.

Клещ: Не хуже! Живут без чести, без совести.

Пепел (равнодушно): А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести. Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть.

Бубнов (входит): У-у. озяб!

Пепел: Бубнов! У тебя совесть есть?

Бубнов: Чего-о? Совесть?

Бубнов: На что совесть? Я - не богатый.

Пепел: Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести. "


Понятия чести и совести, по мнению обитателей ночлежки - это то, что должно быть только у богатых. Никто из участников диалога не говорит, что чести и совести не существует. Эти люди признают лишь, что им лично "честь-совесть" - ни к чему. Они, по их же собственному мнению, находятся на таком низком уровне, что это как бы освобождает их от необходимости подчиняться нравственным законам. Нельзя сказать, что им нравится их жизнь. Некоторые из ночлежников, например, Клещ, признают, что их жизнь - это мучение. Но этот самый Клещ ничего не пытается сделать, чтобы её изменить. Он даже не пытается подняться с ночлежного "дна". Даже мысли его и мечтания - здесь же, на дне жизни. Он мечтает не возвыситься, а опустить на дно других, чтобы "все мучились", потому что тогда ему будет "не обидно":


"Наташа: А кому - хорошо жить? Всем плохо. я вижу.

Клещ (до этой поры неподвижный и безучастный - вдруг вскакивает): Всем? Врешь! Не всем! Кабы - всем. пускай! Тогда - не обидно. да!"


Безучастного Клеща расшевелила лишь одна перспектива: "Все бы мучились - и мне было бы легче". В Клеще говорит зависть - бесплодное чувство, которое прежде всего вредит самому человеку. Ведь для того, чтобы вырваться из ночлежки, нужно предпринимать какие-то активные действия, например, снова начать работать, но Клещ по всей видимости ничего не хочет менять, хочет лишь согреваться сознанием, что другим стало так же плохо, как и ему.

Практически каждый обитатель ночлежки завидует кому-то: не только богатым и успешным, но даже тем, кому чуточку лучше, чем им. И даже тем, кому не лучше, но кто с меньшей злобой и большим смирением относится к своей жизни в ночлежке. Смирение приносит в душу покой и равновесие - вот как раз этому равновесию и завидуют те, кто кипят разрушающей душу злобой.

Каждый ночлежник считает свою жизнь ужасной, но, самое парадоксальное, они ничего не хотят менять. Наверное, главная причина этого нежелания состоит в том, что человеку, для того, чтобы измениться, надо начать что-то делать, а как раз делать эти люди ничего и не хотят. Им проще завидовать, желать другим мучений, оправдывать своё собственное бездействие воспитанием, или природной ленью. Так один из героев, Пепел, ещё достаточно молодой человек, которому всего 28 лет, заявляет, что его "сызмалетства" только вором и называли, и поэтому он действительно сделался вором. Другой, 45-летний Бубнов, оправдывается, почему он не может работать:


"Злющий запой! Как начну я заливать - весь пропьюсь, одна кожа остается. И еще - ленив я. Страсть как работать не люблю. "


И это в его глазах является вполне уважительной причиной к бездействию.

Ещё один персонаж, сорокалетний Сатин, в оправдание своей ненависти ко всему миру произносит такую речь:


"А если меня однажды обидели и - на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому. "


"Ничего и никому"! Но что именно не желает прощать персонаж? То, что он не смог наладить свою жизнь? То, что он жульничает в карты и его за это бьют? Или то, что он - пропойца, не хочет совладать с собственной ленью, предпочитая злиться и завидовать?

О схожем чувстве, когда человек обвиняет других людей в своих собственных ошибках, и обвиняет так, что не прощает всему человечеству, не прощает тем, кто хоть чуточку лучше его, говорил не только Горький. У Леонида Леонова в произведении "Барсуки" есть интересный эпизод: живут в бедной семье два брата-мальчишки. Родители привозят их в город и устраивают на подработки к более богатому родственнику. Однажды зимой хозяин посылает одного из мальчиков за уксусной кислотой. Когда мальчик возвращается и везёт на саночках бутыль, он ухитряется зазеваться на что-то, споткнуться - и разбить стеклянную тару. Испугавшись, мальчишка начинает собирать осколки, ранит и обжигает кислотой руки. Хозяин приходит в ужас от того, что произошло, и ругает ребёнка не за то, что он разбил бутыль, а за то, что разбив, полез в неё руками. Проходит несколько лет. Этот самый мальчишка взрослеет, подаётся в революционеры, становится коммунистом и комиссаром. И этот взрослый человек встретившись со своим братом, потрясает обожжёнными по своей же глупости руками и заявляет: "Этого прощать нельзя!" Он посвящает свою жизнь уничтожению тех, кто по его мнению, живёт чуточку лучше и немножко богаче, чем жил он сам. Его позиция очень похожа на позицию обитателей горьковской ночлежки, с той лишь разницей, что комиссар выбирает активные действия и начинает разорять других, а не просто сидит и сетует как Сатин, или Клещ, что если бы всем было плохо - тогда ему было бы легче.

Ненависть к тем, кто богаче, или успешнее - черта, присущая, к сожалению, многим людям. Горький в своей пьесе ничуть не грешит против истины, он просто собирает подобных персонажей, ненавидящих тех, кто успешнее, предпочитающих завидовать, но ничего не делать, в одном убогом подвале. Кажется, что из этой среды уже нет возврата к нормальной жизни. Они "варятся" в собственной ненависти, злобе, лени и зависти. Можно ли их вытащить из этого подвала? И вот тут мы подходим к одному очень примечательному моменту, о котором необходимо упомянуть, прежде чем возвращаться к разговору о старце Луке.

Принято говорить, что Лука только зря обнадёживает и напрасно пытается утешить других. Сам Горький заявлял: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский".

На мой личный взгляд, господин Горький не прав в самой постановке вопроса. Можно ли сравнивать истину и сострадание? А что вообще есть истина? В философии наиболее простым объяснением категории "истина" является следующее изречение: "Истина - это цель, к которой устремлено познание". По другому мнению, истина - это "результат совпадения восприятий большинства". С точки зрения верующего христианина истина - это Бог, только Бог - совершенен, только Он ведает всё обо всём, а значит, является Истиной. А человек всегда судит со своей субъективной точки зрения, и истина у различных людей может оказаться совершенно разная. Иными словами, каждый человек понимает истину по-своему, и обитатели горьковской ночлежки тоже могут иметь свою "истину", далёкую от понимания истины самим Горьким.

Сострадание - категория, которую можно выразить более однозначно, потому что это - умение увидеть и прочувствовать боль другого человека. Без сострадания человек перестанет быть человеком. Он останется равнодушен и бесчувственен к чужой боли, к чужим проблемам. Он станет как раз таким, каково большинство обитателей горьковской ночлежки. Им-то всё равно до чужой боли, они предпочитают смеяться над чужими чувствами и страданием, и жалеют только самих себя. Да и себя-то они именно жалеют, потому что сострадание и сочувствие может подвигнуть человека на то, чтобы попытаться что-то сделать, изменить к лучшему, а жалость - чувство бесплодное. Сидит тот же Клещ и жалеет себя родимого, и с места не сдвигается не только ради умирающей жены, но даже ради самого же себя.

Несмотря на слова Горького о том, что он прорабатывает проблему, что правильнее - истина или сострадание, через его персонажей в пьесе говорится совсем о другом. Персонажи Горького, общаясь между собой, откликаясь на слова и действия старца Луки, показывают зрителю, что если сам человек не хочет ничего менять, ему никто не поможет, какие бы правильные слова не звучали из уст доброжелателя и сочувствующего. Каждое слово старца Луки - правда. В его словах нет и доли лжи, несмотря на то, что многие критики называют его "лукавым". Просто слова Луки падают "на каменистую почву", неспособную дать пищу для всходов. Любой из людей ночлежки мог бы последовать совету Луки, но не захотел. Не "не смог", а именно "не захотел". Они предпочитают только злобно переругиваться, возмущаться, или изображать из себя циников, но продолжать напиваться и проклинать свою жизнь вместо того, чтобы хоть как-то попытаться её изменить. И даже полицейский Медведев, связавшись с этой компанией, запивает и отправляется в закономерную отставку. Хотя казалось бы, у него есть хоть небольшая, но власть, какое-никакое, но жалование, и он мог бы свою жизнь построить по другому.

Бесполезно пенять на Луку, или на богатых, или даже на то, что "вором родился", ссылаться на воспитание или "среду", в которой вырос. Безусловно, воспитание и среда закладывают в человеке многое, но у него остаётся свой собственный разум, и с годами копится жизненный опыт, поэтому сам человек в состоянии изменить себя, оторваться от "среды" и добиться чего-то большего, чем у него есть. Лишь бы было желание, ибо без желания, конечно же, ничего добиться нельзя. Ломоносов родился в семье моряка, а сделался учёным. Отец Ломоносова, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". И тем не менее, сам Ломоносов стал одной из ярчайших фигур своего времени.

Лука говорит правильные вещи, пытаясь расшевелить "пьяное царство" и хоть кого-то подвигнуть на попытку изменить свою жизнь. "Человек всё может - лишь бы захотел", - говорит Горький устами своего персонажа. Да, это так. Но к сожалению, слова Луки, правдивые и сострадательные, не могут ничего изменить. Те люди, с которыми разговаривает Лука, уже настолько закостенели в своих пороках, что попросту не желают поддаваться чьим бы то ни было увещеваниям. А если человек не хочет - тут конечно же ему ничем не помочь. Если не имеет желания жить лучше - можно убиться самому, но не сдвинуть его с места.

Люди ночлежки сами понимают, что живут неправильно. Кто-то не знает, куда пойти. Кто-то не хочет двигаться с места. Кого-то устраивает его жизнь, и иной ему не надо. Они вполне критичны, потому что как бы низко человек ни пал, все равно внутри него, где-то в подсознании, остается след нравственных законов. Если человек не понимает, что добро, а что зло - он уже не человек. Иное дело, что человек может сознательно выбирать зло, или попросту не желать делать добро даже для себя самого, потому что лично ему лень, тяжело, потому что делать добро, по его мнению, неблагодарное занятие. Ведь если хочешь найти оправдания - их можно отыскать без особого труда.

Прав ли Лука, что пытается призывать этих людей уйти, вырваться из той среды, в которой они находятся? Прав. Говорит ли Лука неправду? Нет, не говорит. Нужна ли надежда, которую Лука пытается вселить в людей из ночлежки? Нужна. Сказано в Евангелии: ". бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк. 15, 10). Так разве не стоит, ради надежды хоть одного человека вернуть к нормальной жизни, "стучаться" и надеяться на то, что отворится сердце его, и он сможет выйти из подвала? Иное дело, что человеку, который сам не желает себя изменить, даже надежда не принесёт пользу. Скорее, он разочаруется и повесится с горя. Виноват ли в подобном исходе горьковский Лука? Нет, не виноват. Потому что призывать к лучшему всё равно надо, а решать, откликнуться ли на этот призыв, или нет - каждый решает сам.

Моя сноха преподает в школе литературу. Недавно им прислали для диктанта отрывок из какой-то статьи. Там старец Лука - настоящий дед Яго или хромой Демьян из "Вечного зова". Он, дескать, хочет приватизировать ночлежку. Ради этого подстроил убийство ее хозяина. Убийцу арестовали, вдову могут привлечь за соучастие, останутся ее сестра да сам Лука, на время исчезнувший. Потом придет и все приберет.
Ежовщина! Даже хуже! "Избави Бог и нас от этаких судей!" Горький, наверно, в гробу перевернулся. А с Вами я согласна. Лука пытался дать людям надежду. Только никто ее не взял.

Увы! Многим людям дороже оставаться в своём болоте, ругать тех, кому лучше, чем им, но не делать попыток ничего изменить.
Спасибо!
С уважением,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее “дно”. В пьесе “На дне” он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман, не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса “На дне” была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична. Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а “людьми улицы”, необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими “нужных” слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, “кухонной” брани, пьяных стычек.

Лука является одним из главных героев пьесы “На дне”. Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. “Понять хочется дела человеческие”, - определяет свое главное желание Лука. О твечая на вопрос сочинения – “Лука – врачеватель душ или лжец?”, я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение. Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную “изюминку”. Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.

Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Все они были вытолкнуты на “дно жизни”. Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой. И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды . Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак “дна”. Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни. Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он “парень ничего, хороший” и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.

Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: “Во что веришь – то и есть”. “Ложь во спасение” - вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много “мяли”, но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: “Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил”. Лука учит Наташу жалеть людей: “Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. “Человека приласкать – никогда не вредно…” - советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что “все ищут люди, все хотят как лучше”, “кто крепко хочет – найдет”. После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был “как пластырь от нарывов”. И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания.

И мне кажется, это у него получилос ь. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.

Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам. Пьеса “На дне” заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека. Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.

“Человек – это великолепно. Это звучит гордо” Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание. По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу “На дне”, у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность “вылететь” со дна на землю. Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со “дна”. В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей. Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни. Лука, кроме всего этого, вселяет в “опустевшие” сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Читайте также: