Борьба народа как спасение россии сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Смута — это системный кризис русской государственности начала XVII века. Это страшное время междуцарствия, смены династий, гражданской войны, крестьянских войн, голода и эпидемий, иностранной интервенции.

Начало семнадцатого века вошло в историю России как Смута. Причинами данного системного кризиса русского общества стал династический кризис, хозяйственная разруха и голод, последствия опричнины и Ливонской войны, продолжающийся процесс закрепощения крестьян.

Однако, брак Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек, бесчинства поляков в Москве, повышение срока урочных лет и другие обстоятельства привели к организации боярского заговора против него. В результате восстания москвичей против Лжедмитрия первый самозванец был свергнут и убит, однако появились новые самозванцы. А власть в свои руки взял новый царь – хитрый боярин, организатор заговора Василий Шуйский.

Второе ополчение сумело взять Москву, изгнать поляков из Кремля, в результате проведения Земского собора 1613 года на престоле утвердился первый Царь из новой династии Романовых.

Народ спас государство от разрушения, сплотившись перед лицом внутренних и внешних опасностей, все антигосударственные силы были одновременно и антинародными.

Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло — напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь.

Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения Минин и Пожарский четко сформулировали главные задачи: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверием населения. В августе 1612 года произошли решающие бои, поляки были разбиты.

21 февраля 1613 года государственная власть в стране была восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу.

Начало XVII века было очень сложным временем для России. Наше государство тогда, 400 лет назад, поразил настоящий системный кризис. В одном клубке сплелись серьезнейшие проблемы: династические, внешнеполитические, социальные. И лишь единение всех сил и слоев русского общества перед лицом опасности позволило спасти государство от распада и хаоса…


После смерти Ивана Грозного на престол взошел его слабоумный сын Федор Иоаннович. Естественно, при таком царе реальная власть оказалась в руках бояр, на первое место среди которых стал выдвигаться осторожный и хитрый Борис Годунов. Загадочная смерть в 1591 году младшего сына Ивана Грозного — малолетнего царевича Дмитрия — расчистила Борису путь к трону…

Начало Смутного времени

Царь Федор Иоаннович был бездетен, и с его смертью в 1598 году пресеклась династия Рюриковичей. Земский собор 1598 года избрал на царство Бориса Годунова.

С его правления и началось так называемое Смутное время — масштабный кризис российской государственности. Три года подряд, с 1601 по 1603 гг., были неурожайными. Начался страшный голод, жертвами которого стали сотни тысяч людей. Оголодавшие люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Отдельные банды разрастались до нескольких сотен человек.

Одновременно в Польше объявился беглый московский монах-расстрига Григорий Отрепьев, который объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Самозванца тут же поддержали польские магнаты, рассчитывавшие на ослабление русского государства.

С войском польских авантюристов Лжедмитрий пересек границу России. Многие города, недовольные политикой Годунова, сдались Лжедмитрию. В разгар войны с самозванцем Борис Годунов внезапно умер. Бояре тут же изменили его преемнику, 16-летнему Федору Годунову, который был свергнут и убит.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву. Однако народ и бояре быстро разочаровались в новом царе. Польский ставленник, он презирал русские обычаи и отдал Москву во власть польских солдат.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись недовольством москвичей, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит.

На краю пропасти

Положение России к концу 1611 года было безрадостным. Земли вокруг Невы и Ладоги заняли шведы. В их руки попал даже древний Новгород. В центральной России бесчинствовали польские отряды. Гарнизон захватчиков стоял в самом Кремле — сердце России. Власть оказалась в руках бояр-изменников, которые собирались отдать страну во власть польского короля. Патриарх Гермоген, один из духовных вождей русского сопротивления, был брошен в темницу. Казалось,
ничто уже не может спасти Россию…

И как раз в этот момент, когда судьба России казалась предрешенной, в Нижнем Новгороде прозвучал спасительный клич Кузьмы Минина. Нижний Новгород по своему стратегическому, экономическому и политическому значению был одним из ключевых пунктов восточных районов России. В нем и поднялось мощное патриотическое движение. Мощным импульсом этому движению послужила грамота патриарха Гермогена. Из своей темницы русский патриарх призывал нижегородцев постоять за святое дело освобождения Руси.

Всенародное ополчение

Выдающуюся роль в организации борьбы против иноземных захватчиков сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин. По решению городского совета назначили общее собрание нижегородцев. К народу обратился Минин с призывом встать на освобождение русского государства от иноземных врагов.

Не ограничиваясь добровольными взносами, нижегородцы приняли решение: все жители города на святое дело освобождения Руси должны в обязательном порядке отдавать часть своего имущества. Минину было поручено руководить сбором средств и распределением их среди воинов будущего ополчения.

Со всей России стали стекаться добровольцы, узнавшие о патриотическом призыве нижегородцев. Хорошая организация, упорядоченный сбор и распределение средств очень быстро превратили ополчение в крепкую многотысячную армию. Опираясь на все слои общества — дворян, посадских людей, крестьян, — Минин и Пожарский начали свой легендарный освободительный поход.

Коренной перелом

Войско ополченцев освобождало город за городом, постепенно приближаясь к Москве. В августе 1612 года они разбили польское войско гетмана Ходкевича у стен подмосковного Новодевичьего монастыря. Ян Ходкевич вез обоз с припасами для кремлевского гарнизона поляков. Обоз нельзя было ни в коем случае пропустить в Москву.

Пожарский отважно атаковал польский отряд. Бой длился около четырнадцати часов. Проявил доблесть и Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев внезапно напал на передовые отряды поляков и посеял в их рядах панику. Под русским натиском войско Ходкевича дрогнуло и обратилось в бегство. Но рано было еще праздновать победу. Ополченцы контролировали ещё не всю Москву. Оставались польские отряды, засевшие в Китай-городе и Кремле.

9 ноября 1612 года состоялся торжественный вход войск народного ополчения в Кремль. Столица России была освобождена от иноземных захватчиков.

Возрождение страны

Освобождение Москвы стало переломным моментом Смутного времени. Россия стремительно изживала последствия жестокого кризиса. В 1613 году общенародный Земский собор избрал на царство юного Михаила Федоровича Романова. Так началась трехсотлетняя история новой российской правящей династии.

Укрепив внутриполитическую систему, Россия обратила свой меч на защиту западных рубежей. В 1617 году был заключен мирный договор со шведами, а в 1618 году — с поляками. Мир достался нашей стране ценой тяжелых территориальных уступок. Шведы захватили берега Финского залива, лишив Россию выхода к Черному морю. Полякам пришлось уступить древний русский город Смоленск.

Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой — заботой, объединившей народы обоих полушарий. С тех пор планета наша стала куда меньше и продолжает уменьшаться, и всемирных общих забот становится всё больше.

Писатель Бруно Апитц поднялся на ступени памятника в Бухенвальде — бывшем лагере смерти, где фашисты уничтожали людей, начал произносить речь и заплакал.

(1)Борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества всемирной заботой — заботой, объединившей народы обоих полушарий. (2)С тех пор планета наша стала куда меньше и продолжает уменьшаться, и всемирных общих забот становится всё больше.

(З)Писатель Бруно Апитц поднялся на ступени памятника в Бухенвальде — бывшем лагере смерти, где фашисты уничтожали людей, начал произносить речь и заплакал. (4)Он не хотел плакать, он готовился сказать какие-то очень важные слова, потому что это был очень важный митинг. (5)У подножия памятника стояли писатели из разных стран: Пабло Неруда, Джанни Родари. (6)Триста, а может быть, четыреста писателей.

(12)В Бухенвальд мы ехали из немецкого Веймара. (13)После войны прошло почти тридцать лет. (14)Вдоль всей дороги цвели яблони. (15)Никогда ещё я не видел эту страну такой нарядно-белой. (16)Рядом со мной сидел американский писатель. (17)Мы говорили с ним о книгах, которые нравились нам обоим. (18)В автобусе были американские, английские и итальянские писатели. (19)Они шутили и веселились, это были славные люди, и погода была отличная, и за окнами было красиво. (20)У них было хорошее настроение, потому что они не представляли, что их ждёт впереди* (21)А я уже был в Бухенвальде пять лет назад.

(22) Приехали в Бухенвальд, выгрузились из автобуса, и я наблюдал, как постепенно, толчками менялись выражения лиц.

(23) Как и пять лет назад, на пустом плацу лагеря было ветрено. (24)Ходили экскурсанты, было много школьников. (25)У печей, холодных печей, где фашисты сжигали узников и где в память об этом лежала зола, я встретил писателя Иржи Гаека. (26)Он с силой приглаживал свои короткие волосы — такая у него привычка.

— (27)Я всё думаю, — сказал он мне. — (28)Сплю и думаю, бедная моя голова. — (29)Он, морщась, следил за школьниками. — (ЗО)Скажи, нужно ли это показывать детям?

(31)Я не знал. (32)Наверное, нужно. (33)А как иначе внушить им ужас, и отвращение, и ненависть к фашизму?

— (34)А может, такая доза слишком велика? — сказал Иржи.

(35)К нам подошли сербы. (З6)Они все воевали партизанами, они пережили всякое, и сейчас они вели себя как солдаты, спокойно, запоминающе оглядывая лагерь.

— (37)Мы тоже могли попасть сюда, — сказал кто-то из них.

(38)Так и я тоже мог попасть в Бухенвальд. (39)Это никогда мне и в голову не приходило. (40)Мне стало жарко: вспомнился бой под Таниной горой, когда наскочил на немцев, и потом — как мы шли из окружения.

(41)3а эти годы ничего не выросло на плацу в Бухенвальде. (42)Голый, пустынный — может, его специально сохраняли таким. (43)Но в Освенциме тоже почти ничего не росло, и в Ленинграде, под Пулковом, где мы сидели в окопах, там до сих пор плохо росли кусты. (44)Слиппсом много металла там было в земле. (45)Накануне отъезда я ходил по тем местам со своим комбатом. (46)Мы разыскивали старые, заросшие землянки. (47)Я сказал, что еду в Германию. (48)Комбат пожал плечами.

— (49)Я бы не мог с ними. — сказал он. — (50)Я всё понимаю, но я не могу.

. (51)По каменным ступеням мы спускались с горы Бухенвальда на Аллею Наций. (52)В каменных чашах горел огонь. (53)Чёрный дым стлался над гранитными обелисками.

(54)Писатель Олесь Гончар и я несли венок. (55)Делегации всех стран растянулись в длинную процессию. (56)Каждая делегация возлагала венок к обелиску своей страны, в память соотечественников — жертв фашизма.

Говорят, что без прошлого нет настоящего, именно поэтому важно знать свою историю и передавать опыт другим поколениям. В тексте Д.А. Гранина поднимается проблема сохранения памяти о жертвах фашизма. Зачем нужно рассказывать потомкам о кровопролитии и жестокости, обо всех тех ужасах, которые пришлось пережить людям в прошлом? Чтить память погибших во имя нашего мирного будущего – это долг каждого из нас.

Оба примера дополняют друг друга и помогают лучше раскрыть поднятую автором проблему. Пока мы помним об ужасах и страданиях, выпавших на долю ни в чём не повинных людей, не прервётся цепь поколений. Д. Гранин также отмечает, какое сильное впечатление производит на человека посещение таких мест, как Бухенвальд и Освенцим. Даже молодому поколению, не знающему, что такое война, сложно сдержать слёзы в подобные моменты.

Итогом размышлений Д. Гранина становится такая позиция: память о жертвах фашизма нужно хранить, чтобы ужасы войны никогда не повторились, а младшее поколение знало, что пришлось пережить старшему.

Действительно, нужно помнить о событиях Второй мировой войны, лагерях смерти и жертвах фашизма. Произошедшее в то время – важнейший нравственный урок, который никогда не потеряет актуальности.

Антон Мстиславович Купрач, главный советник РЦОИТ

Выбор народа спас Россию

4 ноября исполнилось 400 лет со дня окончания в 1612 году Смутного времени в России. Возрождение - преодоление кризиса национального сознания и расщепления всего народного бытия, началось с выбора народа той силы, которая была способна защитить страну. В то время вопрос стоял очень просто: быть или не быть России, сумеет ли она отстоять свою независимость, самостоятельность и самобытность или станет навсегда отсталой и ничего не значащей провинцией Европы.


Выбор народа породил появление национальных героев, сумевших создать общенародное движение, которое опрокинуло все планы завоевателей. Народное ополчение обрело законность в глазах всей страны только после того, когда на площади в Нижнем Новгороде открыто и всем народом были выбраны его вожди: Минин и Пожарский. Россия обрела, пусть и не сразу, национальный мир и согласие, нашла свой путь бытия и стала со временем одной из великих держав мира, определяя во многом его судьбу.

Причины смуты

Смута в России в начале семнадцатого века была, по сути, первой гражданской войной. Главной причиной этой всенародной общенациональной беды был глубочайший кризис, который поразил Московское царство в период царствования Ивана Грозного и Бориса Годунова. Грозный в годы опричнины искусственно разделил надвое дворянское сословие, подарив опричникам, т.е. личному охранному корпусу, огромные привилегии, натравив опричное войско на земщину. Хотя Грозный и укрепил свою личную власть, опора монархии была фактически уничтожена, что породило в России катастрофическую политическую нестабильность и разделение всего русского общества.



Популярность, завоеванная Борисом в начале царства, улетучилась, царь стал подозрительным, пытался спасти свою власть любым путем, но появление Лжедмитрия I буквально добило его. Он скоропостижно умер, не оставив после себя наследников престола, поскольку продолжение династии Годунова на русском престоле даже не рассматривалась сколько-нибудь серьезно. Среди бояр были более высокородные представители, и судьба его сына и жены была решена. Годунов правил с 1598 по 1605 год. После его царствования началось одно из самых страшных времен в истории России.

Классическими причинами смуты называют кризис экономики страны из-за Ливонской войны и последующих войн, усиление крепостного гнета, запрет крестьянам уходить от хозяина в Юрьев день, голод, эпидемии, усиление борьбы за власть внутри страны, народные восстания Хлопка и Болотникова, появление лжецарей и самозванцев, которых поддерживали враги России. К этому списку можно прибавить продажность элиты, и разрушение единства русского народа. Однако, главной причиной смуты являлся кризис народного самосознания. Заканчивались одни времена, начинались новые и на этом временном разломе происходили события, которые нужно знать и помнить современникам.

Смута породила появление огромно количества поразительных социальных типов и явлений, которые еще до сих пор не изучены и не осмысленны. Особенно интересным в этом ряду являются лжецари, которых было несколько. Но наиболее колоритными из них были два: Лжедмитрий I и Лжедмитрий II, прозванный тушинским вором. До сих пор не известны кем были эти персонажи на самом деле. Историки перерыли, кажется, все архивы, все доступные источники, но так окончательно и не пришли к выводу об их происхождении. Лжедмитрий I чаще всего связывается с монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Розыск Годунова и Василия Шуйского подтвердили эту версию. Отрепьев объявил себя царевичем Дмитрием, законным наследником русского престола. Его воцарение в Кремле можно назвать современным языком настоящей спецоперацией, в которой участвовали сотни людей, как в России, так и за рубежом.

Естественно, что это было бы не возможно, не имей Отрепьев внушительной внешней поддержки Речи Посполитой, одной из самых могущественных стран Европы того времени и внутренней – русских бояр. И Польша и бояре видели свою пользу в воцарении этого авантюриста на престоле в Кремле. Логика его триумфального появления в Московском царстве понятна. Отрепьев рассматривался народом, как желанный, законный, в первую очередь царь, защищавший интересы и нужды простых людей. Бояре, которые с самого начала презирали его, но поддерживали сказку о его происхождении, сумели не только отстоять свою власть и свои богатства, но и укрепить и приумножить их.

Григорий Отрепьев, если Лжедмитрием был именно этот человек, был очень умным и талантливым. Он быстро и легко учился, был достаточно демократичным и открытым, но у него был один недостаток, который преодолеть могло лишь время: он был очень молод, а вследствие этого, неопытен. В силу своего почти юного возраста, он был не способен понять ни тайных пружин Кремлевской власти, ни игры своих покровителей за рубежом. Он делал массу ошибок, которые с неизбежности вели его к гибели. Он был мечтателем на троне, наивным и недальновидным, он не понимал, что изменить существовавшую тогда систему не возможно ни быстро, ни вообще в принципе. Он был обречен на смерть и в результате боярского заговора убит, процарствовав вместе с другой авантюристкой полячкой Мариной Мнишек, его женой, меньше года.

Второй Лжедмитрий, Тушинский вор, был почти комичной фигурой, типичным жуликом и авантюристом, искавшим золота и власти в первую очередь. О его происхождении практически ничего не известно. Он, как личность, интересен, прежде всего, тем, что являлся одной из ярких характеристик смутного времени, его порождением. Толпы наемников, окружавших этот нелепый персонаж, и поддерживавшие его, жаждали лишь наживы, они и само Московское царство рассматривали как желанную добычу и уходили всегда, как только понимали, что награбить богатств не получится.

Успех этих людей, лжецарей, которые длительное время контролировали огромные территории страны, был возможен, прежде всего, по причине слабости Московской власти, не популярности в народе ее вождей и предательством национальной элиты, в данном случае, боярского правительства и родовой аристократии, которые искали помощи для сохранения своей власти за рубежами русского царства.

Положение России в смутное время



Внутри страны по разоренным деревням и городам сновали сотни и сотни казачьих шаек, грабя буквально все, что можно было грабить, а в лесах возле дорог хоронились банды, состоящие из разоренных крестьян, так называемых шишей. Власть в Москве была не только не популярна, но и контролировала, пожалуй, лишь территорию Москвы в районе Кремля. Разгорались народные восстания, страну раздирали междоусобия. Стояли лишь крестьяне, сеявшие хлеб, не смотря ни на что и Русская Православная Церковь.

Огромную роль в спасении страны тогда сыграла Православная Церковь и лично ее предстоятель, Патриарх Гермоген.

Этот мужественный и несгибаемый человек, причисленный в дальнейшем к лику святых, как мученик, не побоялся никаких лишений, ни самой мучительной смерти, став, по сути, духовным пастырем всей страны. Его невозможно было ни купить, ни запугать. Умерщвленный поляками в Кремле, Патриарх показал всему православному миру пример стойкости и верности своей стране и вере.

Особую и позорную роль в истории смуты сыграло московское боярство – родовая аристократия, владевшая огромными богатствами и властью. В тот период боярство в подавляющем своем большинстве, заняло откровенно предательскую позицию, особенно бояре так называемой Семибоярщины - Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметьев, Андрей Трубецкой, Борис Лыков. Для этих людей личная власть и несметные богатства были важнейшими понятиями, тогда когда судьба страны и народа являлись чем-то вспомогательным. Бояре готовы были пойти на то, чтобы посадить на трон иностранца, лишь бы не представителя другого боярского рода. Правительство раздирали бесконечные интриги и внутриполитические войны, которые, понятно, не способствовали стабильности в стране.

Ко всему прочему боярское правление в глазах народа по определению было чем-то временным, не законным, уворованным. Бояре не имели широкой поддержки у населения страны и тем самым, не могли рассчитывать на долгое и спокойное правление. Апофеозом боярской власти стало предательство, в результате которого боярин Мстиславский пустил поляков в Кремль и находился там вместе с ними вплоть до прихода войск князя Дмитрия Пожарского и освобождения Кремля. Когда поляки вместе с боярином выходили из осажденного Кремля, разъяренная толпа чуть было не растерзала его как предателя. Лишь заступничество Пожарского спасло жизнь князю.

Народ не любил свою элиту, элита предавала и продавала страну, озабоченная лишь своими клановыми и сословными интересами. Появление национальных героев и вождей стало совершенной необходимостью для самого существования и бытия, как страны, так и всей нации. Потеря независимости Московского царства в тех условиях и его окончательное падение стали уже вопросом времени. И герои появились и повели народ к освобождению страны.

Народные вожди

Первым популярным героем, сказавшим во всеуслышание о необходимости освобождения России, был Прокопий Ляпунов, рязанский дворянин и воевода. Он пользовался колоссальным авторитетом у земства и народа, но его ополчение ожидала печальная участь. Ляпунов в результате заговора казаков был убит, и тогда историческая Россия выдвинула на первые роли такие личности, которые изменили весь ход истории страны – Минина и Пожарского.


Кузьма Минин (Сухорук) был простым нижегородским купцом, торговавшим говядиной. Чтобы понять мотивы его беспрецедентного появления в истории страны, нужно понимать, насколько набожными были люди в то время. Минин увидел сон, в котором преподобный игумен Сергий Радонежский повелел ему встать и разбудить спящих. Этот сон Сухорук воспринял как сигнал к действию и начал свою неистовую проповедь.

Низкорослый, ничем не примечательный человек на глазах стал превращаться в национального героя, своими пламенными речами поднимавшим народное сознание и движение за освобождение страны и защиту Православия против латинян. Нижегородцы были заворожены его речами, они, безусловно поверили ему и выбрали его для формирования второго ополчения. Именно Минин указал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, как на самого подходящего главу повстанческого войска.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был одним из немногих, кто никогда и ни при каких обстоятельствах не принимал участия в боярских интригах. Он не был представителем знатного рода и был известен как успешный воевода. Выбор Пожарского был безошибочен. Только такой человек в то время и мог возглавить ополчение, и только с таким человеком ополчение могло победить врага, который уже два года держал столицу страны в своей власти. Пожарский стал собирать войско, но поначалу, то не хватало средств, то вооружений. Со всей страны, услышав о новом ополчении, к князю стали стекаться ратники, которые, в конце концов, и пришли с князем в Москву.

Осажденные польские рыцари, запершись в Кремле, сопротивлялись до последнего, но, сломленные голодом, безнадежностью и отчаянием сдались на милость победителям. Князь гарантировал им жизнь и сдержал свое слово.


Окончание смуты и выбор царя

После изгнания интервентов из пределов России был созван Земский собор, на котором всенародно был избран новый царь России. Им стал шестнадцатилетний Михаил Романов. Смута закончилась. Герои народного ополчения – Минин и Пожарский выполнили свое предназначение.

История смуты оставила нам множество славных имен людей, которые бескорыстно и мужественно встали на защиту Отечества и веры. Среди них келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, князь Трубецкой, дворянин Прокопий Ляпунов и много других. Здесь следует вспомнить множество безымянных героев-защитников Смоленска и Троице-Сергиевой Лавры, русских крестьян и крестьянок, на плечах которых держалась вся страна. Наряду с этими героями в памяти народа остались и предатели. К сожалению, к их числу относятся представители российских аристократических родов.

Смута была преодолена русским народом, но это преодоление было сродни чуду. Судьба страны и великого народа висела на волоске многие годы и лишь обстоятельства, а так же появление народных национальных героев спасли страну от гибели и окончательного, бесповоротного уничтожения. И, все же, нужно особенно отчетливо понимать, что смута начинается в умах, в душах людей, и только потом захватывает экономику и политику.

Иными словами, смута есть кризис национального сознания. Результатом этого кризиса становится разобщение общества, потеря единства народа, и как следствие - беды и разорения, которые дают о себе знать спустя годы и годы, нанося страшные раны народному бытию. Смута, как глобальный национальный кризис всех сфер жизни общества, по мнению историков, продолжалась с 1598 по 1613 год вплоть до избрания на царство Михаила Романова.

Вот хроника смутного времени, предложенная исторической наукой.

С июня 1605 по июнь 1606 – правление Лжедмитрия I в Кремле.

С 1606 по 1610 правление Василия Шуйского. Затем он был свержен и отправлен в монастырь.

1607 – 1609 – военные действия Лжедмитрия II у села Тушино. Его войска были разбиты.

1609 - 1610 – героическая оборона Смоленска от польских войск.

1611 - первое народное ополчение дворянина Ляпунова закончилось неудачей.

1612 - второе народное ополчение Минина и Пожарского победило польских интервентов.

1613 - избрание царем 16-летнего Михаила Романова.

Последствиями смуты стали усиление позиций дворянства, потеря побережья Балтийского моря и земель Смоленска, небывалая экономическая разруха и нищета народа. И все же, Россия, пройдя через множество испытаний, сохранила свою независимость. Это было связано с выбором народа, решительно защитившего национальные интересы страны.

Читайте также: