Беспокойный и тоскующий базаров признак великого сердца сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева.

Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету:

Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров — трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева,

Другим отличительным качеством романа является его насы-щенность идейной полемикой, что отразилось на всей системе ис-пользуемых художественных средств. Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге рас-крываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми. В от-личие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен (например, спор Базарова и Павла Петровича в X главе). Почти из всех споров он выходит победителем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отцы и дети детали характеризующие эпоху
  • художественная роль диалога тургенева отцы и дети
  • отцы и дети тургенев диалоги
  • художественные средства в отцы и дети
  • художественная привлекательность базарова

Чем же примечателен для читателя и дорог автору Евгений Базаров? Попытаемся проследить направление мировоззрения героя и понять, в чем заключается сила личности этого незаурядного человека, почему его имя стоит в ряду с такими выдающимися персонажами русской литературы XIX века, как Чацкий, Онегин, Печорин.

Герой чужд романтизма, малейшего проявления сентиментальности, используя эти слова чуть ли не в качестве ругательств. Полагая, что время восторженных романтиков ушло в далекое прошлое, Базаров провозглашает свой век веком холодной прозаичности, свое время – эпохой расчетливых практиков, признающих лишь прикладную науку и отрицающих ценность теоретических знаний.

Казалось бы, все сказанное свидетельствует явно не в пользу тургеневского героя, изображая его как бездушного ограниченного циника, чуждого естественных человеческих проявлений. Однако следует более глубоко вникнуть в сущность этого образа, посмотреть на его нигилизм под другим углом зрения, чтобы понять, то отнюдь не все утверждения Базарова соответствуют истинному положению вещей и раскрывают настоящую сущность его характера.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Таким образом, Базаров – это человек, опередивший свою эпоху и потому не понятый эпохой; герой, превратившийся в бунтаря-одиночку, не найдя поддержки современников. Подобно Чацкому и Печорину, Базаров – герой будущего.

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашать с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.

Внутренние качества

Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Сила и слабость базаровского нигилизма По роману Тургенева Отцы и дети

В романе отражен не только конфликт двух поколений, двух политических сил, но и сложное противоречие этой борьбы. Чтобы показать силу и слабость нигилизма Базарова, нужно рассмотреть позицию его главного оппонента — Павла Петровича Кирсанова.

Особый интерес для меня представляется спор, который ведется двумя противниками.

Базаров с раннего детства жил и воспитывался в условиях, далеких от тех, в которых рос Павел Петрович. Как мы видим, его воспитание послужило в дальнейшем прочным фундаментом для развития в нем нигилистических идей и взглядов. О демократизме Базарова говорят его речь, внешность, умение общаться с людьми разных классов. Он — петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Он знает и медицину, и физику, и химию, и ботанику, и зоологию. Базаров — человек глубокого ума. Истинный практик, он не признавал авторитетов, ценности человеческих чувств. Он резко отзывается о людях, проявляет нетерпимость к их мнению. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, не любят свой народ.

Автор открыто противопоставляет не только внутренние, но и внешние черты героев. Каждый из них идет своей дорогой и верит в свои идеалы. Мне кажется, что образ Базарова и создавался автором так, что каждое качество Евгения является полной противоположностью характеристики Павла Петровича.

В спорах между Базаровым и Кирсановым затронуты все основные вопросы современности: дальнейшие пути развития общества, страны, значение науки, искусства, проблемы народа. В этих вопросах взгляды революционных демократов и либералов расходятся.

Если Павел Петрович — идеалист, то Базаров — материалист, атеист. У Павла Петровича чувства руководят его поступками, образом мыслей; Базаров же просто отказывается верить в чувства, в любовь, например. Зато когда любовь приходит к нему, он раскрывается до конца в своем чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он смог увидеть ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. Он смог признаться, в первую очередь самому себе, в том, что любит женщину. А ведь, наверное, трудно отказаться от того, во что столько времени верил.

Базаров утверждает, что не любит и не понимает красоты природы, хотя сам внутренне любуется ею. Отрицая все старое, Базаров не может ничего определенного сказать о том, каким он видит будущее.

Таким образом, не все до конца сформировано и осмыслено в его позициях. Налицо противоречие своим же взглядам. Здесь Тургенев объективно показывает слабую сторону нигилизма: человек вроде Базарова с подобными взглядами на жизнь весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но, главное, в жизни.

Павел Петрович одобряет существующий в России порядок, который позволяет ему жить ничего не делая. Он говорит о своей любви к народу, но народа он не знает и ошибочно полагает, что крестьяне вполне удовлетворены своей жизнью. Кирсанов упрекает Базарова в том, что тот презирает не народ, а то состояние, которым угнетены люди. Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими фразами. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма. Базарова раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович.

Их нравственные позиции в корне различны. Я думаю, что Павел Петрович не верит в возможность переделать жизнь, хотя и готов вынести удары судьбы и сохранить достоинство. Базаров же, наоборот, верит в возможности человека, он готов изменить мир во что бы то ни стало.

Итак, две противоположности, представители разных поколений и классов общества. К чему они пришли в итоге?

Павел Петрович продолжает жить той же жизнью. Хотя после его знакомства с Евгением что-то в нем самом изменилось. Например, он посоветовал своему брату жениться на Фенечке. Из ярого защитника аристократических принципов он превратился в пассивного наблюдателя.

Базаров умирает совсем молодым. Его смерть, на мой взгляд, совсем не случайна, как может показаться читателю. Мне кажется, Тургенев прощается со своим героем потому, что время Базарова еще не пришло. Его собственные позиции были еще не так устойчивы, да и время не подготовило той почвы, где благодатно могли бы развиться стремления к новой жизни. Программа Базарова имела существенный недостаток: отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся и на вечные ценности. В этом, безусловно, проявляется слабость его нигилизма.

Но в конечном итоге, спор двух поколений нельзя решить однозначно. Ясно одно: связь между поколениями чрезвычайно важна, а взаимоотношения, на мой взгляд, должны строиться прежде всего на уважении к человеческой личности.

Нигилизм

Чтобы разобраться в мировоззрении Евгения Базарова, приведем цитаты.

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.

Личностные качества Евгения Базарова

Базаров обладает незаурядным умом. Это относится не только к области медицины, но и других сфер деятельности. Это стало причиной развития такого качества, как самоуверенность. Базаров осознает собственной умственной превосходство по отношению к большей части окружающих и часто не может удержаться от того, чтобы не сделать резкое замечание. К этому качеству еще добавляется самолюбие. Такие качества Павел Петрович считает несовместимыми со сферой деятельности Базарова. По его мнению, человек, обладающий таким сложным характером, не может стать полноценным уездным врачом.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сила и слабость Е. Базарова 490 руб.
  • Реферат Сила и слабость Е. Базарова 250 руб.
  • Контрольная работа Сила и слабость Е. Базарова 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сам Базаров считает, что он человек положительный и неинтересный. Хотя на самом деле он является достаточно привлекательной личностью. Базаров имеет нестандартные взгляды, которые мало чем похожи на общепринятые. На первый взгляд может показаться, что Базаров действует по принципу противопоставления и противоположности – он противоречит почти любой мысли. Однако, если разобраться, это не является простой прихотью. Евгений может обосновать свою позицию, привести четкие доказательства и аргументы, подтверждающие его правоту. Базаров достаточно конфликтный человек, готовый затеять спор с человеком любого социального положения и любого возраста. Но при этом он всегда готов выслушать своего оппонента и проанализировать его аргументы и доводы.

Базаров, несмотря на готовность к дискуссии, очень упрям, его практически невозможно переубедить. На протяжении всего произведения никто не сумел полностью поменять его отношение к некоторым вещам.

Не могу не рассказать, почему я перестал давать это сочинение. Два эпизода в один и тот же год.

Иду по классу. На одном из столов распечатка из моей книги, в которой дан подробный анализ этого сочинения и процитированы лучшие сочинения за многие годы. Открыты страницы, о которых как раз сейчас пишет этот ученик. Это глупо: не­ужели он думает, что я не узнаю свои собственные страницы? Но главное в другом. Это то, что сейчас называют сменой ориентации.

Но пойдем дальше. Итак, виды, формы, типы сочинений по литературе. О двух мы уже сказали.

Анализ стихотворения. На примере стихотворения Твардовского я об этом сочинении рассказывал подробно.

О двух темах скажу особо. В двух старших классах (девятом и десятом или десятом и одиннадцатом) я проводил и по шесть уроков, посвященных современной советской литературе. При этом каждый из учеников и в том и в другом классе писал домашнее сочинение по одному из этих произведений, которые прочитали и все остальные.

А в 1976 году я поехал в Гродно, чтобы встретиться с писателем. Меня предупредили, что Быков хорошо умеет слушать, но сам говорит не­охотно. Он пришел ко мне в гостиницу. Очевидно, вопрос, который я ему тогда задал, завел его. И он говорил, говорил, говорил… Поздно вечером я в первый и последний раз в жизни записал весь наш разговор.

– Мне, во время войны школьнику, трудно ответить вам, прошедшему войну, то, что я хотел бы спросить. Я боюсь, что слова мои вам покажутся кощунственными и что вы меня не поймете.

– Не бойтесь, пойму.

– Во всех своих книгах вы говорите, что именно во время войны полностью проявляется суть человека и что испытание войной – высшее испытание человека. А вот я много лет работал с человеком безупречной военной биографии, в сорок первом он выходил из окружения, в сорок первом, когда нещедро давали награды, получил свой первый орден, который ему вручал сам Калинин. Он, кстати, ваш однополчанин и, по его словам, переписывается с вами…

– Да, я его хорошо помню.

– Он понимает, что происходит в стране, в народном образовании в частности, но молчит и даже поддакивает начальству.

– И правильно делает.

– Так почему же люди, безупречно мужественные на войне, теперь стали другими? Как это объяснить?

– А очень просто. На войне было за что идти в огонь, рисковать, жертвовать и умирать. А во имя чего теперь? И потом, на фронте человеку на обдумывание поступка даны минуты, а то и секунды. А сейчас – месяцы и долгие годы. Годы трезвого размышления переубедят кого угодно…

Я рассказал Быкову, как за день до того ездил в Хатынь. Там был большой памятник единственному человеку, который остался жив (он весь день был в лесу). Он держал на руках мертвого, сожженного. Наша экскурсионная группа останавливается перед памятником. Меня фотограф просит отойти – я не из их группы (меня подсадили к ним в Минске). Все веселы, счастливы; кто-то обнимает женщину.

Быков слушал, опустив глаза.

Во второй половине дня Быков пришел еще раз – проститься. Мне было пора на самолет в Минск, в тот же день я должен был поездом возвращаться в Москву. Мы уже прощались, когда в номер вошла дежурная, чтобы удостовериться, что я ничего казенного не увезу с собой. Она стала пересчитывать мои полотенца, простыни, наволочки. Быков стоял, низко опустив голову. Ему было стыдно. За что? Он-то тут при чем? Потом, много лет спустя, я прочту, что все люди делятся на тех, кому стыдно, и тех, кому не стыдно.

«Уважаемый Лев Соломонович!

Да, вот еще что меня поразило: широта захвата литературы. Неужели современные школьники столько читают?

От души желаю Вам крепкого здоровья и всего хорошего в Вашей многотрудной, но такой важной и благородной работе.

Увы, до книг дело не дошло.

Огромным письмом откликнулся на эту же книгу поэт Владимир Корнилов. Я ограничусь лишь одним местом из него.

«В Вашей книге отдельный человек в центре. Отдельный человек, как гирокомпас, не дает сбиться с курса. Нечто похожее, но грубо и прямолинейно я высказал в недавних, еще не напечатанных стихах.

Перемены

Считали: все дело в строе,
И переменили строй,
И стали беднее втрое
И злее, само собой.

Считали, что дело в цели,
И хоть изменили цель,
Она, как была доселе,
За тридевять земель.

Считали, что все дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.

Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва.

К этому стихотворению, не раз в этом убеждался, обращаются и сегодня. Что касается меня, то я считаю, что многие беды преподавания литературы порождены тем, что это самое себя на уроках отсутствует. А на экзаменах за его проявления просто карают.

Пять человек в двух классах в 2008 году и десять в трех классах в 2006 году написали, что их ничего не волнует в русской классической литературе. Сразу отмечу – они при этом писали о прочитанных книгах. Сегодня все чаще и чаще переходят и через этот рубеж.

«Честно говоря, я не очень люблю русскую классическую литературу. Почему? Да потому что писатели всюду пропагандируют, что люди должны вечно помнить о том, что нет на свете счастья и т. д. (за дверью каждого счастливого человека должен стоять человек с молоточком.) Да, я согласна, что люди должны помогать своим близким. Я, конечно, не хочу показаться эгоисткой, но только знаю, что данный отрезок времени, то есть в XXI веке, каждый человек должен быть сам за себя. И за своих близких. Иначе нельзя! И это не я придумала, я просто все это знаю, да и не раз приходилось испытывать данную проблему на собственном примере.

Сочинение
Образ Евгения Базарова – один из самых ярких и противоречивых в русской литературе. У читателя знакомство с героем вызывает разные, порой кардинально противоположные эмоции – от восхищения до жалости. Для кого-то этот герой – пример, а другие считают его человеком заблудившимся, бездарно прожившим свою короткую жизнь. Истина где-то посредине.

Это борец, путь которого имеет четкую направленность, а именно – разрушить старое, чтобы расчистить место для нового. Базаров – не аристократ, не дворянин. Его отец – врач. Сам Евгений тоже серьезно занимается медициной. Он исследователь, которые ни минуты не может просидеть без дела.

Базаров искренне ненавидит праздность и всех тех, кто исповедует такой образ жизни – то есть типичных представителей высшего света 19 века, которые пользуются благами, созданными другими, а сами лишь развлекаются, пьют, едят, тратят свое время на сплетни и удовлетворение тщеславия. Евгений – полная противоположность таким людям.

Свое призвание, помимо науки, он видит в борьбе с ними, как с представителями старой, прогнившей, не оправдавшей себя системе. Базаров чует новую эпоху, которая уже не за горами. Время, где будет возглавлена наука и ее достижения, когда в почете окажется труд. Сердце героя бунтует против всего, что, по его мнению, мешает приходу такой счастливой эры.

Однако в жизни Базарова происходит неожиданный поворот. Взрослый, умный, талантливый и прогрессивный человек Евгений встречает женщину и влюбляется. Более того Анна Сергеевна Одинцова – представительница столь ненавистного ему высшего света. Настоящая русская барыня, хоть и наделенная недюжинным умом и волевым характером. Пожалуй, именно последнее, а отнюдь не внешность, покорило Базарова. Бунтующее сердце нигилиста, отрицавшего любовь, было поражено стрелой амура и разбито.

Какое-то время Евгений не признавался себе в своих чувствах. Однако как человек трезвомыслящий и честный, долго прятаться от правды он не мог. Осознав случившееся, признался не только себе, но и Одинцовой, а она не приняла его чувств. Зачем аристократке, привыкшей к роскоши высшего света, было что-то менять в своей жизни? Одинцова не хотела перемен. Ее все устраивало, хоть Евгений тоже был мил ее сердцу.

Эта любовь, настигшая Базарова, разбила в пух и прах все его убеждения. Ведь он сам стал жертвой того, что всю жизнь отрицал. Путеводная звезда померкла. Реалии разбили идеи героя вдребезги. И Базаров умирает.

В этих убеждениях и проявляется мятежность его натуры, потому что, отрицая любые авторитеты, он становится особняком от остального общества. И такая сильная натура сразу привлекает внимание целеустремленностью и силой воли и смелостью взглядов. Именно это и привлекло Кирсанова в первую очередь, т. к. он сам был мягкой натурой.

образ Базарова бунтующее сердце сочинение

Страстное, грешное, бунтующее сердце Евгения Базарова.

Страстное, грешное, бунтующее сердце Евгения Базарова.

Личностный конфликт Базарова

Ведь именно встреча с Анной Одинцовой послужила толчком к развитию личностного конфликта героя. Потому что он всегда с презрением относился к любым сантиментам, и тут он почувствовал что-то похожее на влюбленность. Базаров не мог отступиться от своих принципов, но одновременно он не мог не понимать, что он что-то чувствует к этой женщине.

И это понимание его злит, Базаров боится привязаться к кому-либо, что кто-то будет руководить его жизнью. Свою злость и раздражение от того, что его нигилистические взгляды дали трещину, срывает на Одинцовой. Позднее он злится и портит отношения с окружающими и не может себе признаться, что чувствует потребность в том, чтобы его ценили и понимали. Лишь только в конце жизни в душе Базарова воцаряется мир, и он принимает свои чувства.

сочинение на тему бунтующее сердце образ Базарова

Так ли нигилистические взгляды правильны

Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом. Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.

Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.

сочинение бунтующее сердце образ Евгения Базарова

Можно ли считать Базарова революционером

Нигилисты в первую очередь отрицали не просто все, а они отрицали все созданное капиталистическим обществом. К этому относятся самодержавие, крепостничество, коррупция. Именно к свержению этого строя и стремились революционеры, которые хотели построить новый строй. И Базаров: он был человеком действия, человеком настоящего. Он не смотрел в прошлое и не заглядывал в будущее, для него было важнее сделать что-то полезное сразу.

бунтующее сердце образ Базарова сочинение краткое

И. С. Тургенев

Бескомпромиссный и самоотверженный, он страстно выступил против духовно­го застоя, мечтая переделать мир и душу человека. Но жажда изменений поглоти­ла все его силы, и их совсем не осталось для позитивной программы созидания. Писарев увидел в мятущемся тургеневском герое живую, правдивую душу моло­дой, революционной России.

Искренен ли он, когда слишком резко отрицает все прекрасное? Или это искус­ственно принятые взгляды, которые, по мысли Базарова, соответствуют задаче разрушителя? Ведь он способен любить, умеет чувствовать красоту природы; он цитирует Байрона, знаком с балладами Шиллера. Эти навязанные самому себе взгля­ды вскоре начинают мстить ему. Любовь к Одинцовой оказалась неожиданной для него. Страдания отвергнутого сердца не объяснишь законами физики и химии.

Перед лицом смерти все искусственно созданные идеалы рассыпаются. Умирает Базаров с мыслями не о себе, а о своих бедных, старых родителях и о таинственной, так и неразгаданной России. Базаров не боится расстаться с жизнью, но на пороге смерти он сожалеет, что ему ничего не удалось свершить такого, что было бы достой­но его сил и знаний. Последнюю минуту свою он встретил в полном сознании и му­жественно. Смерть возвеличивает Базарова как человека, способного до конца своих дней сохранить высокую честь гражданина и умереть с достоинством.

Нам по-прежнему дорог неукротимый и мятежный дух Базарова. Его яростная борьба со старым, отжившим, тормозящим движение вперед, всегда будет источ­ником прогресса в жизни общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Сравнение Базарова и Кирсанова

Кирсанов, в отличие от молодого человека, очень чтил семейные узы и готов был защищать честь своей семьи. Евгений же даже со своими родителями держался на некотором расстоянии. Павел Кирсанов чувствовал в Базарове угрозу тому устоявшемуся общественному строю, частью которого он являлся. Он считал опасными нигилистические взгляды гостя, потому что видел в них мятежность.

Мог ли Базаров найти свое место в обществе

эпиграф к сочинению бунтующее сердце образ Базарова

Возможно, что нет. Ведь все-таки не зря произошла встреча с Анной Одинцовой — она показала Евгения с другой стороны. Не только как бунтаря, но и как человека, у которого есть сердце. Базаров не смог принять того, что его основы оказались разрушеннымии: не только другие люди, но и он сам не смог до конца придерживаться этих взглядов. В любом случае можно строить множество предположений о том, как сложилась бы его дальнейшая судьба. Но одно можно сказать абсолютно точно: И. С. Тургенев подарил русской литературе яркого, не оставляющего читателей равнодушными героя.

Бунтующее сердце образ Базарова сочинение

Читайте также: