Карманный справочник егэ русский сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Пишем сочинение. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

В 2019 году новые требования к заданию 27 в ЕГЭ по русскому языку. Раньше были обязательны литературные аргументы. В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними. Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь – целых пять.

В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был быть взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное – убедительность.

Ниже представлена типовая формулировка задания 27.

Типовые требования. Формулировка задания

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается в ноль балов.

Сочинение пишите аккуратно разборчивым почерком.

Как работать с исходным текстом

1. Самое главное при чтении текста – правильно определить проблему, которую затрагивает автор. Запишите формулировку на черновике.

2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, подтверждающих проблему. Определите смысловую связь между примерами. Это может быть прямая, косвенная или причинно-следственная связь.

3. Напишите комментарии к примерам, которые будут подтверждать авторскую позицию.

4. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её. Это может быть ваше согласие или несогласие с автором.

5. Напишите заключение (общий вывод).

1. Вступление.

• Определение и формулировка проблемы. Речь идет о том, какой важный вопрос поднимает автор в своем произведении.

2. Позиция автора — это тот вывод, к которому приходит автор в ходе своих размышлений.

3. Комментарий – это ваши размышления, пояснения и важные замечания по поводу указанного отрывка текста.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, который вы должны объяснить и интерпретировать таким образом, как вы его для себя поняли и что из этого отрывка смогли извлечь. Необязательно приводить цитату целиком, можно сослаться на номера предложений, которые указаны в скобках в задании.

4. Отношение к позиции автора: (согласие/несогласие) + обоснование путем сопоставления примеров и аргументов.

5. Заключение.

• Вывод, который вы делаете в конце сочинения, должен подтвердить общее значение проблемы, поднятой автором.

Проблематика текстов ЕГЭ базируется на четырех больших темах:

• человек и человек;

• человек и общество;

• человек и культура;

• человек и природа.

Проблема – это вопрос, который поднимает автор в своем произведении.

Чтобы выявить проблему, необходимо внимательно прочитать текст и проанализировать поступки героев. Обратите внимание, какие характеристики (прилагательные) дает автор своим персонажам. Оцените, какие поступки совершают герои, в чем проявляются свойства их характера. Выявите нравственные качества героев и используйте их, как ключевые слова: доброта – черствость; отзывчивость – равнодушие; благородство – малодушие; вежливость – хамство и др.

Способы формулирования проблемы

Наиболее распространенные способы формулирования проблемы в сочинении:

Примеры с вопросительными предложениями

1. Нужно ли трудиться, имея талант, или все получается само собой? Автор (Ф.И.О.) в своем произведении (название) размышляет над этой проблемой…

2. Могут ли быть доверительными отношения отца и сына? Эту проблему освещает автор (Ф.И.О.) в своем произведении (название)…

3. Каково значение дружбы в жизни человека? Этой проблеме посвящено произведение (название) автора (Ф.И.О.).

1. В своем произведении (название) автор (Ф.И.О.) размышляет о взаимосвязи таланта и труда.

2. В центре произведения (название) автора (Ф.И.О.) проблема отцов и детей.

3. Автор (Ф.И.О.) в своем произведении (название) предлагает нам задуматься о проблеме дружбы.

После того, как вы выявили основную мысль (проблему), необходимо обозначить позицию автора.

Позиция автора состоит в том, что истина важнее личных предпочтений.

По мнению автора, заносчивость и хамство не дают завести настоящих друзей.

Автор считает, что в трудную минуту даже незнакомые люди могут поддержать и помочь.

Позиция автора в данном тексте такова: человек вне общества не может полноценно развиваться.

Автор хотел донести до нас, что природа не прощает небрежного отношения к себе.

Комментарий – это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Необходимо провести анализ текста с указанием причинно-следственных связей в виде конкретных ситуаций из текста или размышлений автора на заданную в тексте тему.

В качестве комментария можно использовать:

• краткие цитаты (или указывать номер предложения в скобках);

• размышления автора, связанные с проблемой;

• ключевые слова и выражения, важные для понимания проблемы.

• пример-иллюстрация из текста;

• пример-иллюстрация из текста;

• смысловая связь между примерами.

Требования к комментарию

1. В сочинении должны быть 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы.

2. Необходимо указать на причинно-следственную связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.

3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

1. Алгоритм написания сочинения

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение.

Вступление

Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура комментария:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к комментариям:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно. Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан.
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

Как писать комментарий?

Клише для комментария:

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Читайте также: