Белая дорога екимов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока :познакомить учащихся с прозой Б.Екимова и показать особенности художественного мира, стиля и языка писателя, развивать умение понимать смысл прозведения через текст путём сопоставительного анализа с рассказами И. Бунина.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому–то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь всё порушить может смерть…

I.Беседа. Впечатления о прочитанном рассказе.

II. Слово учителя.

Посмотрите на эпиграф и скажите, о чём мы сегодня будем говорить?

(Совершенно верно, мы сегодня будем говорить о любви, о милосердии, добре и сострадании).

—А как вы понимаете эти слова? (отзывчивость, чуткость, доброта, человеколюбие, гуманность; жалость, сочувствие, понимание, душевность)

Рассказы Екимова при всей видимой их простоте требуют от читателя большого душевного напряжения. Порой бессмысленно их пересказывать, настолько они многоплановы и неоднозначны.

1 учебная ситуация. Давайте и мы с вами поразмышляем над этим.

_Обращение к домашнему заданию:

Так о чем же этот рассказ? (Заслушиваем)

Обратите внимание на его композицию. ( Кольцевая. Начало: «Вот и осень. Ночи стали холодными. Пора с летом прощаться.

Конец: «Вечный ветер. Осень… Надо уезжать, прощаясь надолго – до следующего лета.)

В общем-то, мотив дороги присутствует в рассказе уже с самого начала и пронизывает весь рассказ, но БЕЛАЯ ДОРОГА появляется неожиданно:

«Тишина. И просторное небо Люди здесь тоже редки. Но порой встречаются белые дороги, неведомо кем проложенные в сыпучих песках… Эти белые дороги завораживают…Кто ее проторил, эту дорогу, и куда.

БЕЛАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ КУДА-ТО…

И именно она так странно и неожиданно приводит читателя к главному герою.

2 учебная ситуация-Что читатель узнает о герое?

(Глухой, был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим. Брался чинить всякую рвань, ничего не отвергая; не требовал за труды свои плату, работал лишь за харчи.

Откуда он взялся, такой малахольный ли, умом тронутый, толком никто не помнит. Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами – все имущество.

И далее опять: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком.

Итак, почему же малахольный ли, умом ли тронутый, и опять, уже утвердительно, тронутый; будь помудрей, поразумней?(Заслушиваем ответы)

-А этот? ( Всегда худой и морщинистый… не уходил, пока последнюю пару ношеных – переношенных чириков не починит. За это его уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба.

3 учебная ситуация

-Как относились к Степе-глухому ребятишки? ( Слушаем ответы)

( «Детишки возле него с утра до ночи кружатся, порой толкают, мешают. Но он их никогда не гнал… А малыши- забирались к нему на колени.

Степа никогда не смеялся, даже не улыбался, но в такие минуты он светлел лицом и шумно вздыхал.)

4 учебная ситуация

Лишь осенью, на исходе лета, Степу нашли в Пйсках. Видно, пошел он от Дона не кружной, торной дорогой, а напрямую, через Пйски.

Такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег он на обочину или просто упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи. Где-то вот здесь и умер.

-О ком думаешь, читая эти строки? (о святом человеке)

Опережающее домашнее задание

Начало рассказа: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,- от страха и от своей беспомощности. Что делать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет доктор в такую страсть…

. (Доктор не поедет…)

( В бреду ребенок просил какие-то красные лапти)

-Зачитайте описание Нефеда: «Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло…

И вдруг твердо:

-Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

-Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

-Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

… Стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься… Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака…

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, что кто-то подъехал…

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

ВЫВОД: смерти в физическом ее проявлении нет. Белая стихия забирает человека.

- А может и вправду он был святым, каких посылает Бог на помощь в горькие годы. А если так это, то, оставив не тело, не мощи свои на белой дороге, в Пйсках, ушёл Стёпа тоже белой дорогой, но иной, высокой.

Вот она тянется по блеклому осеннему небу легкой перистой грядою, из края в край.

- Так что же сближает эти два рассказа?

( На первом плане – душа героев, их сострадание, желание помочь людям, праведничество)

-Какой общий мотив звучит в обоих рассказах?

(мотив жертвенности, самоотдачи)

- Обратимся к эпиграфу:

-Перекликается ли он с рассказами И.Бунина и Б.Екимова?

Давайте вернёмся к названию рассказа. Как оно соотносится с содержанием текста?

( Белая дорога – это метафора. Символизирует она, скорее всего, жизненный путь человека, чистоту его помыслов и смысл существования на этой земле. И чем чище этот путь, тем выше дорога в вечность. Кто помогает людям, спасает других, отрекаясь от себя, становится святым, но уже в другой жизни…)

Заключительное слово учителя

Домашнее задание: найти примеры и параллели в произведениях русских писателей, подтверждающих справедливость высказывания Б.Екимова.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Современники отмечали, что Б.П. Екимов выступает как продолжатель русских литературных традиций, восходящих к житийному и летописному жанрам, через лирический эпос Н.А. Некрасова, прозу М.А. Шолохова.

Вопросы для анализа

Как рассказчик описывает Пески? Что его больше всего поражает?

1920 – 1921 годы – это время массового голода в Поволжье в период Гражданской войны. Тогда засуха, уничтожившая посевы, жесткая политика продразверстки со стороны советского руководства и последствия Гражданской войны привели к катастрофическим последствиям: бедности среди крестьянского населения, большому количеству смертей, в том числе – детских.

Кто такой Степа? Используя текст произведения, охарактеризуйте его портрет, характер, род занятий.

Степа – немой сапожник, ходивший по хуторам и чинивший обувь. В то тяжелое время, когда у людей не было даже еды, новая обувь была роскошью, особенно для бедных семей, поэтому Степина помощь оказывалась неоценимой. Он работал не ради достатка, а из-за порыва души, желания помочь, поэтому можно назвать этого героя добрым, трудолюбивым, бескорыстным человеком.

Как закончилась история Степы?

Поговорим о смысле названия рассказа. Что (не только в русской, но и в мировой литературе) символизирует образ дороги, пути? Приведите примеры.

По Б.П. Екимову, идеал человеческой жизни – бескорыстная помощь другим, следование путем добра, отказ от материальных благ, жажды наживы. Рассказчик восхищается Степой и награждает самым ценным – памятью о нем, даже после смерти.

Выслушать ответы учеников.

С какими героями-праведниками мы с вами уже знакомились на уроках литературы? Что их сближает со Степой, а что объединяет?

Юшка из одноименного рассказа А.П. Платонова, так же, как и Степа, лишен потребительства, жажды наживы, живет аскетично и бескорыстно помогает людям. Он трудится на благо своей приемной дочери (герой Екимова этого лишен), и, к сожалению, терпит издевательства со стороны людей, которые не принимают его жертвенного образа жизни.

В последнее воскресенье августа поехал рассказчик с молодыми спутниками к озеру Некрасово. Дорога туда не очень длинная, но без асфальта: колдобины, объезды, а потом и вовсе сыпучие пески. Редкая машина пройдёт.

Добрались. Молодые спутники остались у воды с удочками, а рассказчик ушёл в Пески — огромные песчаные пустоши, тянувшиеся левым берегом Дона на многие десятки вёрст. Они порой отступали от берега, порой подходили к воде. Песчаная страна, считай пустыня; жёлтые бугры — кучугуры, редкая зелень: солянка, молочай, жёлтый бессмертник, ползучий чабер. Вечный ветер свистит, безлюдье на десятки вёрст. Машины сюда не забираются — и делать нечего, и застрянешь в песках.

Редкий жаворонок вспорхнёт из-под ног; редкий коршун проплывёт в вышине; ящерка прошуршит — и тишина, и просторное небо. Люди здесь тоже редки, но порой встречаются белые дороги, неведомо кем проложенные в сыпучих песках. Эти дороги завораживают. К хуторам ведут дороги езжие. А эти? Белая колея петляет меж песчаных холмов, порой взбегая на них. Кто её проторил, эту дорогу, и куда?

Рассказчик вспомнил историю о Стёпе, жившем задолго до его рождения. Вокруг станицы Голубинской, что на среднем Дону, на всех её хуторах, далёких и близких, Стёпу-глухого знал каждый, от старого до малого. Стёпа чинил обувку.

Годы были тяжкие — двадцать первый да двадцать второй: голод, разруха, только что война прошла. О новой обуви в ту пору никто не помышлял. Перебивались ношеным старьём. И Стёпа-глухой был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим. Во-первых он брался чинить всякую рвань, ничего не отвергая. Лишь сокрушённо покряхтывал да головой качал и лепил латку к латке. А во-вторых он не требовал за труды свои плату, работая лишь за харчи.

Откуда он взялся такой, малахольный ли, умом тронутый, толком никто не помнит. Своего пристанища, дома, он не имел. Мешок за плечами — всё его имущество, и кормился Стёпа в том доме, куда приходил работать. Жил, пока всю обувку не перечинит. На Стёпу-глухого была очередь, и в других домах уже ждали его.

Одежда на Стёпе была ношенная, но всегда чистая, аккуратно заштопанная, петли обмётаны, пуговицы крепко сидят, а заплаты подобраны и посажены как влитые. Тут уж хозяйки одна перед другой старались.

Стёпа любил запечённую на легком духу тыкву, нарезанную кусочками, когда они, подрумянившись, становились сладкими. Стёпину слабость знали, и в домах, где тыква водилась, прямо на рабочий стол ставили сковороду с оранжевыми, сладкими кусочками. Он работал и порой лакомился, причмокивая.

Очень любили Стёпу-глухого ребятишки. Для них начинался праздник, когда он приходил в дом. Сапожник открывал свой мешок, и детвора сразу возле него сбивалась. Стёпа выкладывал из мешка деревянные обувные колодки, сапожные ножи, вар, конопляную дратву. Рядом валили горой старую обувку. Стёпа оглядывал её, размачивал в корыте с водой. Готовил сапожные шпильки-гвоздики.

Между делом для ребячьей забавы Стёпа-глухой нарезал пахучих деревянных кубиков да колёсиков, тележку мастерил, вырезал острым ножом куклу, солдатика, игрушечное ружьё. Детишки возле него сутра до ночи кружились, порой толкали, мешали. Но он их никогда не гнал. Всё можно было трогать и брать на Стёпином столе. А малышам — забираться к нему на колени. Стёпа никогда не смеялся, даже не улыбался, но в такие минуты он светлел лицом и шумно вздыхал. Толком о нём никто и ничего не знал.

А потом Стёпа пропал. Лишь осенью, на исходе лета, его нашли в Песках. Видно, пошёл он от Дона не кружной горной дорогой, а напрямую, через Пески. Прилёг ли он на обочину или просто упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи. А, может, и вправду он был святым, каких посылает Бог на помощь в горькие годы?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : познакомить учащихся с прозой Б.Екимова и показать особенности художественного мира, стиля и языка писателя, развивать умение понимать смысл прозведения через текст путём сопоставительного анализа с рассказами И. Бунина.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому–то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь всё порушить может смерть…

I.Беседа. Впечатления о прочитанном рассказе.

II. Слово учителя.

Посмотрите на эпиграф и скажите, о чём мы сегодня будем говорить?

(Совершенно верно, мы сегодня будем говорить о любви, о милосердии, добре и сострадании).

— А как вы понимаете эти слова? (отзывчивость, чуткость, доброта, человеколюбие, гуманность; жалость, сочувствие, понимание, душевность)

Рассказы Екимова при всей видимой их простоте требуют от читателя большого душевного напряжения. Порой бессмысленно их пересказывать, настолько они многоплановы и неоднозначны.

1 учебная ситуация. Давайте и мы с вами поразмышляем над этим.

Любое произведение начинается с названия. Оно может быть разным: ярким, загадочным, неопределенным, предметным, сюжетным и т.д.

_Обращение к домашнему заданию:

Так о чем же этот рассказ? (Заслушиваем)

Обратите внимание на его композицию. ( Кольцевая. Начало: «Вот и осень. Ночи стали холодными. Пора с летом прощаться.

Конец: «Вечный ветер. Осень… Надо уезжать, прощаясь надолго – до следующего лета.)

В общем-то, мотив дороги присутствует в рассказе уже с самого начала и пронизывает весь рассказ, но БЕЛАЯ ДОРОГА появляется неожиданно:

«Тишина. И просторное небо Люди здесь тоже редки. Но порой встречаются белые дороги, неведомо кем проложенные в сыпучих песках… Эти белые дороги завораживают…Кто ее проторил, эту дорогу, и куда.

БЕЛАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ КУДА-ТО…

И именно она так странно и неожиданно приводит читателя к главному герою.

2 учебная ситуация-Что читатель узнает о герое?

(Глухой, был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим. Брался чинить всякую рвань, ничего не отвергая; не требовал за труды свои плату, работал лишь за харчи.

Откуда он взялся, такой малахольный ли, умом тронутый, толком никто не помнит. Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами – все имущество.

И далее опять: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком.

Итак, почему же малахольный ли, умом ли тронутый, и опять, уже утвердительно, тронутый; будь помудрей, поразумней?(Заслушиваем ответы)

-А этот? ( Всегда худой и морщинистый… не уходил, пока последнюю пару ношеных – переношенных чириков не починит. За это его уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба.

3 учебная ситуация

-Как относились к Степе-глухому ребятишки? ( Слушаем ответы)

( «Детишки возле него с утра до ночи кружатся, порой толкают, мешают. Но он их никогда не гнал… А малыши- забирались к нему на колени.

Степа никогда не смеялся, даже не улыбался, но в такие минуты он светлел лицом и шумно вздыхал.)

4 учебная ситуация

Лишь осенью, на исходе лета, Степу нашли в Пйсках. Видно, пошел он от Дона не кружной, торной дорогой, а напрямую, через Пйски.

Такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег он на обочину или просто упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи. Где-то вот здесь и умер.

-О ком думаешь, читая эти строки ? (о святом человеке)

Опережающее домашнее задание

Начало рассказа: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами,- от страха и от своей беспомощности. Что делать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет доктор в такую страсть…

. (Доктор не поедет…)

( В бреду ребенок просил какие-то красные лапти)

-Зачитайте описание Нефеда: «Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло…

-Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

-Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

-Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

… Стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься… Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака…

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, что кто-то подъехал…

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

ВЫВОД : смерти в физическом ее проявлении нет. Белая стихия забирает человека .

- А может и вправду он был святым, каких посылает Бог на помощь в горькие годы. А если так это, то, оставив не тело, не мощи свои на белой дороге, в Пйсках, ушёл Стёпа тоже белой дорогой, но иной, высокой.

Вот она тянется по блеклому осеннему небу легкой перистой грядою, из края в край.

- Так что же сближает эти два рассказа?

( На первом плане – душа героев, их сострадание, желание помочь людям, праведничество)

-Какой общий мотив звучит в обоих рассказах?

(мотив жертвенности, самоотдачи)

- Обратимся к эпиграфу:

-Перекликается ли он с рассказами И.Бунина и Б.Екимова?

Давайте вернёмся к названию рассказа. Как оно соотносится с содержанием текста?

( Белая дорога – это метафора. Символизирует она, скорее всего, жизненный путь человека, чистоту его помыслов и смысл существования на этой земле. И чем чище этот путь, тем выше дорога в вечность. Кто помогает людям, спасает других, отрекаясь от себя, становится святым, но уже в другой жизни…)

Заключительное слово учителя

Домашнее задание: найти примеры и параллели в произведениях русских писателей, подтверждающих справедливость высказывания Б.Екимова.

Читайте также: