Абай и современный казахстан сочинение

Обновлено: 04.07.2024

АБАЙ И КАЗАХСТАН В XXI ВЕКЕ

Президент Республики Казахстан

Касым-Жомарт Кемелевич Токаев

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Абая. Специальная комиссия по проведению юбилея начала свою работу. Запланированы мероприятия на государственном и международном уровнях. Но наша цель – не просто провести торжества. Главное – расширить мировоззрение и способствовать духовному развитию народа.

Казахстанцы обратились к творческому наследию Абая, узнавая его с новой стороны. Это стало выражением должного уважения к Абаю и одновременно эффективным способом воспитания подрастающего поколения. Верю, что челлендж будет продолжен и в год юбилея акына!

Считаю, что в этом вопросе большую помощь может оказать творческое наследие Абая. Произведения великого поэта не потеряли актуальности. Философские размышления и умозаключения Абая остаются для всех нас духовной пищей. В деле возрождения нации нужно взять за основу его труды. При этом необходимо подумать, как использовать их наиболее эффективно?

В этой статье я хочу поделиться своими мыслями об актуальности творчества Абая для нашего времени и тем, какие выводы наш народ должен сделать из произведений поэта.

Код национальной идентичности

Модернизация не означает отказа от своего прошлого ради новых ценностей. В действительности это сохранение и обогащение национального наследия лучшими современными достижениями человечества. И тут нам не обойтись без идей Абая. Ведь еще более века назад великий мыслитель призывал нацию к модернизации, обновлению, говорил нам о необходимости адаптироваться к требованиям времени.

Эти умозаключения актуальны и сегодня. Более того, их значимость стала гораздо выше. Мы видим, как быстро, семимильными шагами развивается наука в ХХI веке.

Наша задача – не только идти вперед, но и занять лидирующие позиции. Для этого мы должны развивать систему образования в соответствии с современными трендами. Несомненно, в этой сфере в Казахстане проделана масштабная работа, но имеются и недостатки. Свое видение совершенствования сферы образования я изложил в Предвыборной программе и на прошлогодней Августовской педагогической конференции.

В новых исторических условиях мы все должны уделить внимание развитию и популяризации родного языка, следует повысить его статус. Одновременно с этим необходимо отдать приоритет изучению английского языка.

Важно, чтобы молодые люди обязательно знали родной язык. Но чем больше разных языков будет знать наша молодежь, тем более широкими будут ее возможности. Если подрастающее поколение, как сказал Абай, осваивает науку, знает и уважает родной язык, при этом молодые люди являются полиглотами – это и есть формула благополучия для нашей страны.

Современный мир меняется не ежедневно, а ежечасно. Во всех сферах жизни ставятся новые задачи и требования. Научные открытия двигают человечество вперед. Пришло время, когда развиваться можно только благодаря интеллекту и образованию. Нам необходимо открытое и мобильное сознание, чтобы не отставать от лидеров. Нужно научиться сочетать передовые достижения цивилизации с национальными интересами. Мы должны отказаться от негативных стереотипов и привычек.

Поэт призывал народ к самосовершенствованию, освоению новых навыков. Он раньше всех понял, что это требование времени. Можно утверждать, что идея формирования интеллектуальной нации, о которой мы говорим сегодня, также отсылает нас к Абаю. Каждым своим словом великий мыслитель стремился развивать национальное сознание. Именно поэтому глубокое изучение наследия Абая так важно для нас.

Познание Абая – это познание самого себя. А знание себя, наряду с непрерывным развитием и образованием, дарует мудрость. Это и есть рецепт интеллектуальной нации. В этой связи очевидно, что слова Абая должны стать ориентиром поколений.

Абай призывал воспитывать казахских детей патриотами своей Родины. Его наследие – это школа здорового патриотизма, основа уважения своей государственности. Если хотим видеть своих граждан образованными и просвещенными, то мы не должны переставать изучать труды Абая.

Мы должны любить свой народ так же, как Абай. Великий поэт хоть и критиковал недостатки соотечественников, но ставил перед собой единственую цель – вести народ к процветанию и высоким достижениям.

Богатое наследие Абая служит формированию нового качества казахской нации. Его произведения помогают воспитать чувство патриотизма и любви к Родине, своему народу и земле в каждом молодом казахстанце. Основные идеи хакима Абая нужно укреплять в сознании молодежи и превращать их в жизненное кредо. Это один из главных шагов на пути к модернизации нации.

Интересы государства превыше всего

Ради процветания независимого Казахстана нашим высшим приоритетом должно быть укрепление государственности. Общей задачей всех граждан является неукоснительное соблюдение законов и общественного порядка.

Серьезным испытанием для нашего единства может стать отсутствие уважения к власти со стороны народа. Необходимо разъяснять гражданам, особенно молодежи, важность уважения к государству. В этой связи не лишним будет еще раз обратиться к наследию Абая.

Великий поэт в своих произведениях возвышает мечту о единстве нации и создании справедливого общества. Взгляды Абая созвучны основополагающим для благополучия казахстанского общества в ХХІ веке принципам. Мировоззрение хакима Абая предвосхитило идеологию современного цивилизованного общества. Только при условии верховенства закона, высокого уровня открытости власти и ее подотчетности перед народом, активного участия граждан в делах государства в обществе укоренится справедливость.

В произведениях Абая особое внимание уделено и принципу меритократии. Он оценивал человека не по статусу, а по таким качествам как целеустремленность и трудолюбие. Великий поэт старался показать казахской молодежи достойный путь и верные ориентиры.

Сейчас в Казахстане идет процесс политической модернизации. При поддержке Елбасы в государственные органы приходит новое поколение руководителей. Несмотря на это, у нас часто говорят о необходимости кардинальных политических перемен. В этом вопросе важно прийти к общенациональному консенсусу, нужна отвественность и объективная оценка возможностей государства.

Те, кто говорит о необходимости перемен, зачастую не думают о будущем народа, поддаются популистским идеям.

Нам не к лицу, как говорил Абай, чрезмерное хвастовство, высокомерие и снисходительность по отношению к другим, как и склонность к склокам. Мы должны четко рассчитывать каждый шаг, уметь правильно анализировать события, происходящие в стране и мире. Мы должны превыше всего ценить единство и согласие, являющиеся гарантией стабильности и нашего развития. Думая о государственных интересах, мы должны, сохранить преемственность и не растерять наши ценности и достижения.

Лишь такая политика позволит Казахстану достичь всех наших стратегических целей и войти в число развитых государств мира.

Провидец нового общества

Сегодня понятно, что будушее Казахстана зависит от развития общества, перехода его на новый уровень. Мы должны стать конкурентоспособной нацией. Необходимо избавиться от негативных качеств, препятствующих прогрессу, наносящих вред нашему единству.

Сегодня эксперты по всему миру говорят, что классический капитализм находится в кризисе, и сомневаются в его будущем. Причиной является растущий разрыв между богатыми и бедными, образованными и необразованными, увеличивающиеся диспропорции между регионами, городами и селами. Со временем неравенство только усиливается. Бизнес стремится исключительно к прибыли, общество атомизируется, и каждый при этом заботится лишь о себе. Города быстро растут, а малые населенные пункты остановились в темпах своего развития.

Ученые считают, что все это результат ослабления социальной ответственности.

Как возродить социальную ответственность?

Эти три понятия он всегда рассматривает в единстве, но подчеркивает, что предыдущие два должны подчиняться сердцу, указывая, что это и есть философия жизни казахского народа.

Наш народ, придерживающийся такого мировозрения, распахнул свои дружеские объятия представителям других национальностей, даже несмотря на собственное трудное положение. Он считал своим долгом поделиться куском хлеба с другим, хотя и сам жил впроголодь. Наши предки умели выражать уважение старшему, учтиво относиться к младшему, поддержать попавшего в беду. Трепетно относясь к этим ценностям, сумев бережно донести их до наших дней, наш народ сохранил себя в качестве полноценной нации.

Красной нитью через все творчество Абая проходит тема борьбы с иждивенчеством. Поэт призывал отказаться от беззаботной беспечности, безудержного веселья, а быть чутким и бдительным, совершенствоваться благодаря постоянному труду. Он говорил, что правильные действия помогают победить мрачные мысли, глубоко проникал в психологические аспекты борьбы с иждивенчеством. Абай еще в те времена обращал внимание на эмоциональный интеллект, о котором мы начали говорить лишь недавно. Он призывал отказаться от психологии хвастовства и иждивенчества, пропагандируя трудолюбие и стремление к знаниям.

Наш народ знает цену труда. Мы не забываем, что труд поколения наших родителей в тылу стал огромной силой, принесшей победу над фашизмом. И сейчас у простых труженников есть достойные восхищения достижения. На днях многие из них были награждены государственными наградами.

Каждый гражданин своим трудом вносит вклад в развитие экономики страны.

Величина мировой культуры

Практически все цивилизованные государства могут похвастаться выдающимися историческими личностями. Среди них политики, государственные и общественные деятели, полководцы, писатели и поэты, деятели искусства и культуры. Казахская общественность также может смело назвать целую плеяду имен своих ярких представителей. Среди них Абай занимает особое место. Тем не менее, нам не в полной мере удалось представить великого мыслителя мировой общественности.

Абай – гениальный сын казахской земли и личность глобального масштаба. Он подарил человечеству плоды своего уникального разума. Исследователи, глубоко вникнувшие в творчество Абая, говорят о том, что Абай черпал свое неиссякаемое вдохновение в казахском фольклоре, устном творчестве народов Востока и Запада, русской литературе и исторических произведениях.

Как известно, в столице Казахстана проводятся традиционные съезды, объединяющие все мировые религии. Прослеживается глубокая взаимосвязь целей этих мероприятий со словами великого Абая.

Благие намерения поэта по сохранению чистоты души всего человечества заставляют нас задуматься.

Действительно, произведения мудрого поэта могут обогатить духовную жизнь не только казахского народа, но и всего человечества.

Абай в своих словах назидания, популяризируя общее для человечества наследие, показывает стремление к духовным вершинам. Стержень его слов назидания – человечность, культура, добродетель. Поиск произведений, подобных словам назидания хакима Абая, приводит к творчеству французского мыслителя Монтеня. Однако Монтень в своих трудах больше уделяет внимание своему внутреннему миру и личности, главная же миссия в словах назидания Абая – осмысление, озадачивание других, превращение цели в принципы. Слова назидания великого мыслителя – уникальный и чрезвычайно ценный памятник культуры.

Достойное представление наследия Абая в мировой культуре позволит возвысить наш народ. Слова Абая должны найти отклик в душах большинства, особенно сегодня в век глобализации и информационных технологий.

Будет уместной любая пропаганда идей Абая. Его образцовый жизненный путь и творчество – пример не только казахскому народу, но и всему миру. Глубокие мысли Абая про человека и общество, образование и науку, религию и традиции, природу и окружающую среду, государство и власть, язык и взаимоотношения не теряют своей актуальности даже спустя столетия. Ведь наследие поэта – это духовная пища всего человечества.

Пока существует Қазақ елі имя Абая будет прославляться. Если мы будем высоко ценить его золотые слова в качестве своего духовного богатства, то, безусловно, авторитет нашей страны в мире будет только возрастать.

Мы должны пропагандировать Абая как культурный капитал нации. Нельзя забывать, что цивилизованные страны судят о бытии казахов, культуре и литературе, духовном развитии благодаря достижениям и мировой известности выдающихся представителей народа. Поэтому Абая необходимо широко представить мировому сообществу как бренд нового Казахстана. Это долг нынешнего поколения.

Значимость юбилея

Если мы хотим модернизировать наше национальное сознание и развиваться как конкурентоспособная нация, то должны внимательно изучать и осмысливать произведения Абая. Его взгляды на различные общественные процессы очень полезны для современного Казахстана. Абай, прославивший не только свою эпоху, но и приоткрывший миру лицо современного общества, является путеводной звездой национальной мечты.

Будущие поколения должны следовать по пути Абая. Это исполнение мечты великого поэта. Мы должны взять все самое лучшее из его идей и мыслей.

Важным направлением является перевод произведений великого поэта и их издание на десяти языках. В частности, произведения Абая будут переведены на английский, арабский, японский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, русский, турецкий, французский языки.

В этом году творчеству Абая будут посвящены конкурсы. Государственная премия за лучшие произведения в области литературы и искусства теперь будет называться Государственная премия имени Абая.

В населенном пункте Ақшоқы Восточно-Казахстанской области будет благоустроен некрополь династии Кунанбая Оскенбайулы.

Кроме того, считаю, что Правительство должно принять ряд мер для популяризации личности Абая.

Семей – одно из важных сакральных мест в истории Казахстана. Город Семей, играющий особую роль в духовном развитии страны, следует обозначить как исторический центр. Родина Абая и Шакарима, Мухтара Ауэзова достойна особого почета. Мы будем комплексно развивать город в социально-экономическом плане, модернизировать объекты историко-культурного назначения в соответствии с современными требованиями. Поручаю правительству принять соответствующие меры по этому вопросу.

В рамках юбилейного года необходимо благоустроить родной край Абая – знаменитый Жидебай, создать благоприятные условия для общественности, приезжающим почтить память великого поэта.

Эти и другие масштабные мероприятия будут посвящены памяти великого Абая и популяризации его богатого наследия. Призываю всех казахстанцев принять активное участие в этой благородной инициативе.

Мы придаем особое значение 175-летнему юбилею Абая как событию, способному дать новый импульс модернизации общественного сознания, укреплению единства нации, развитию страны.

Считаю, что наша главная цель в рамках юбилея – это своеобразный отчет всего народа перед учителем нации. Критические слова Абая – тяжелые, но конструктивные.

Под руководством Елбасы и благодаря широкой поддержке народа мы покорили немало высоких вершин. Мы поставили амбициозную цель войти в число пятидесяти самых успешных государств мира, которую достигли раньше обозначенного срока.

Празднование 175-летия Абая должно помочь нам найти пути решения больших задач, стоящих перед нацией. Хотелось бы, чтобы в канун этого юбилея каждый казахстанец серьезно задумался о своем народе и своей стране. Что нам завещал Абай? Чего от нас требовал Абай? Что от нас ожидал Абай? Какие благие дела нравились Абаю? Смогли ли мы научиться этим благим делам? Какие пороки вызывали огорчение Абая? Извлекли ли мы уроки из его тревог?

Достаточно лишь задуматься о том, претворили ли мы в реальность пять благородных дел, завещанных поэтом? Смогли ли мы избавиться от своих пяти пороков души? Если мы зададимся этими вопросами, то сможем понять и постичь многое.

Наследие Абая – ценное достояние, открывающее путь к единству и процветанию нашей нации. Следуя заветам Абая в жизни, применяя их в любой сфере, мы действительно укрепимся как нация, достигнем высокой цели как государство.

Мечта Абая – мечта народа. Мы обязаны не жалеть своих сил на пути к реализации мечты народа и исполнения заветов предыдущих поколений. Заветы и назидания Абая приведут новый Казахстан ХХІ века к новым высотам.

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Абая Кунанбаева. Чтобы достойно отметить годовщину великого сына нашего народа, специально созданная комиссия начала подготовительную работу. Планируется организовать масштабные мероприятия как на национальном, так и на международном уровне, которые должны быть не просто праздничными торжествами, а вести к расширению национального сознания, самопознанию и духовному совершенству.

Безусловно, Абай Кунанбайулы оставил неизгладимый след в истории нашей страны как ученый, мыслитель, поэт, просветитель, основатель современной национальной литературы, переводчик и композитор. В его стихах и прозе отразились национальное самосознание, быт, мировоззрение, характер, душа, вера, язык, традиции и дух народа, которые позднее были оценены в качестве уникального явления, названного миром Абая.

В прошлом году прошла эстафета чтения отрывков из произведений Абая. В этой акции, предложенной школьницей по имени Ляйлим, принял участие и я, поддержав инициативу. Эта акция, в которой приняли активное участие многие, от школьников до взрослых людей, в том числе известных на мировом уровне, продлилась несколько месяцев.

Благодаря этому весь Казахстан еще раз заглянул в глубины наследия Абая, проявил уважение и почтение к нему, использовал его назидания как эффективный способ воспитания современного поколения. Надеюсь, что челлендж, эстафета чтения стихов Абая в этом году в честь юбилея поэта будет активно продолжена.

В этой связи считаю чрезвычайно востребованным наследие Абая. Произведения великого поэта актуальны и сегодня. Идеи Абая всегда могут быть духовной пищей для всех нас.

Учитывая вышеизложенное, в интересах модернизации нации и страны необходимо еще раз переосмыслить его труды и взять их на вооружение в нашей практической деятельности.

В этой статье я хотел бы поделиться с общественностью мыслями об актуальности для наших дней наставлений Абая, о том, какие уроки мы должны извлечь из сочинений великого поэта.

Эталон, идеал национального характера, менталитета

Возрождение и модернизация–это не только уход от прошлого или открытость к новому, к новым ценностям.

На самом деле, это процесс развития и модернизации, в ходе которого происходит гармонизация, сближение национальных ценностей с позитивными тенденциями сегодняшнего дня. В этом случае мы не можем обойти наследие Абая. Ведь великий мыслитель более века назад призывал нацию к совершенствованию, обновлению, чтобы соответствовать новому времени.

Такое понимание чрезвычайно актуально и сегодня. Строго говоря, оно стало еще более актуально, чем когда-либо, потому что мы видим, как наука XXI века стремительно уходит к новым высотам. И наша задача – не только не отставать от прогресса, но и выйти на передовые позиции.

Для этого нам нужно, прежде всего, модернизировать систему образования. С этой целью была проделана большая работа, но в отечественном образовании все еще есть пробелы. Пути его улучшения освещены в предвыборной программе и на августовской конференции в прошлом году.

В то же время в новых исторических условиях нам всем необходимо обратить внимание на развитие и повышение авторитета своего родного языка. Дополнительно приоритетной задачей остается изучение английского языка. Чем больше языков освоит молодежь, тем шире у нее будут возможности. При этом нужно уделять серьезное внимание знанию своего родного языка. Как говорил Абай, без сомнения, нашему народу будет на пользу, если молодое поколение полностью освоит науки, будет уважать свой язык и знать множество иностранных языков.

Мир меняется не каждый день, а каждый час. Во всех областях появляются новые горизонты и ранее неизвестные перспективы. Новые научные знания служат прогрессу человечества. Настало время, когда только знания позволят вырваться вперед. Чтобы идти в ногу со временем, нам нужно иметь ясный открытый разум. Этот шаг требует умения сочетать лучшие достижения современной цивилизации с нашими национальными целями. В такое время мы должны отказаться от наших старых, не соответствующих современности, обычаев и привычек.

Поэт призывал людей осваивать разные виды искусства. Он ясно осознавал, что это было требованием времени, и постоянно говорил об этом своему народу. Можно сказать, что идея формирования интеллектуальной нации, о которой мы сегодня говорим, берет свое начало с Абая. Каждое слово великого мыслителя было нацелено на развитие и совершенствование своего народа.

Абай призывал воспитать каждого казахского ребенка патриотом страны. Его наследие – школа здравого патриотизма, основа почитания своего народа. Поэтому, если хотим, чтобы наши граждане были образованными, следует снова и снова перечитывать Абая, вникать в смысл его стихов.

Нам нужно научиться любить свою страну так, как любил ее Абай. Хотя великий поэт подвергал резкой критике пороки своего народа, у него была только одна мысль – вывести казахов, свой народ на передовые позиции.

Богатое наследие Абая служит формированию новых качеств казахской нации. Размышления в его трудах прививают каждому человеку чувство патриотизма по отношению к своему народу, стране. Вот почему одним из направлений модернизации и развития страны является освоение молодым поколением наследия мудрого Абая, чтобы его наставления стали жизненными принципами молодежи.

Сторонник сильной государственности

Чтобы процветать как суверенное государство, нам нужно укреплять нашу государственность.

Следует понимать, что поддержание верховенства закона и общественного порядка является всеобщей обязанностью. Если у народа нет уважения к власти, значит не все хорошо в государстве. Вместе с тем гражданам, и особенно молодежи, необходимо объяснять смысл и содержание уважительного отношения к государственности. И вновь необходимо обратиться к наследию Абая.

Великий поэт в своих произведениях говорил об укреплении мощи страны, государства и национального единства.

Он продвигал идею создания справедливого общества. Эти взгляды Абая особенно ценны в XXI веке для казахстанского общества, его единства и благополучия. Установки мудреца Абая соответствуют принципам цивилизованного государства. Справедливость будет прочно закреплена только в том случае, если верховенство закона, открытость правительства и отчетность перед народом находятся на высоком уровне, а представители гражданского общества активно участвуют в делах государства.

Абай в своих трудах придавал важное значение проблеме меритократии. Он ценил человека по его достоинствам и заслугам, а не за его положение или должность. В этом смысле великий поэт своим примером направлял казахскую молодежь на правильный путь.

В настоящее время в Казахстане идет процесс политической модернизации. Благодаря программе Лидера нации в государственные структуры приходит новое поколение управленцев. Несмотря на это, в стране часто звучат заявления о необходимости кардинальных политических изменений. Однако к этому процессу нужно подходить с чрезвычайной ответственностью, на основе общенационального согласия, возможностей государства и сохранения управляемости обществом. Те же, кто, используя популистские идеи, поднимает шум о быстрых политических реформах, не думают о будущем своей страны.

Как сказал Абай, нам совершенно не нужны излишняя хвастливость, заносчивость, раздоры. Нам нужно двигаться вперед, внимательно и глубоко анализируя ситуацию в мире и внутри страны. Важно понимать, что основой нашей стабильности и развития являются согласие и единство внутри страны. В интересах будущего нашего государства, с тем чтобы не потерять плоды нашего многолетнего напряженного труда, нужно проводить последовательную эволюционную политику развития.

Проводя только такую политику, мы сможем достичь всех наших стратегических целей и вывести Казахстан в ряды развитых стран.

Предвестник, предшественник обновления общества

Очевидно, что основы нового Казахстана будут построены новым обществом. Это значит, что мы должны, прежде всего, сосредоточиться на повышении качественных характеристик и конкурентоспособности нашего народа. Необходимо также избавиться от негативных черт, которые препятствуют развитию общества и вносят разлад и смуту.

Сегодня ряд интеллектуалов во всем мире говорят о кризисе классического капитализма и скептически относятся к его будущему. Они отмечают, что в мире растет пропасть между богатыми и бедными, между образованными и необразованными, между городскими и сельскими жителями. Этот разрыв увеличивается ускоренными темпами. Бизнес думает только о прибыли, интеллигенция обособляется, каждый отвечает только сам за себя. Города быстро растут, а небольшие поселения приходят в упадок. Ученые считают, что все это связано с ослаблением социальной ответственности.

Исходя именно из таких принципов, наш народ даже в самые трудные годы всегда был доброжелательным к представителям других национальностей. Даже если им нечего было есть, они считали своим долгом поделиться куском хлеба. Всегда было почтение к старшим, уважение к младшим, оказывалась помощь споткнувшемуся, и поддержка упавшему. Придерживаясь этих ценностей и передавая их новому поколению, наши предки сделали все возможное, чтобы сохранить себя как нацию.

Наш народ понимает ценность труда. Мы помним, что наше старшее поколение своим напряженным трудом в глубоком тылу внесло свой вклад в Победу. И сегодня мы видим огромные достижения трудящихся страны. Недавно некоторые из них были удостоены высоких государственных наград.

Особенно важно сказать, что сегодня, в мирное время каждый гражданин должен осознавать,– его достойный труд напрямую влияет на развитие экономики страны.

Личность в мировой культуре

Практически каждое современное цивилизованное государство может быть узнаваемым благодаря своим историческим, всемирно известным личностям. Среди них могут быть политики, государственные и общественные деятели, полководцы, поэты и писатели, деятели искусства и культуры. У казахского народа тоже достаточно выдающихся личностей, среди них Абай занимает особое место. Однако мы еще не смогли на достойном уровне представить миру нашего великого мыслителя.

Ученый Абай – гений казахской земли мирового уровня. Он посеял семена мудрости для всего человечества.

По мнению наших исследователей, глубоко изучивших поэзию Абая, ее сила и истоки в неразрывной связи с фольклором казахского народа, искусством слова Востока и Запада, русской литературой и изучением произведений об истории человечества.

Чем выше мы сможем поднять имя Абая в мировой культуре, тем выше будет авторитет нашей страны. В современную эпоху глобализации и информационных технологий слово Абая должно заставить задуматься всех людей на планете.

Заслуги Абая невозможно переоценить. Его поучительная жизнь и подлинное творчество являются образцом для подражания не только для казахского народа, но и для всего мира. Идеи Абая о человеке и обществе, образовании и науке, религии и традициях, природе и окружающей среде, государстве и правительстве, языке и общении не теряют своего значения на протяжении веков, потому что наследие поэта – духовные истоки для всего человечества.

Пока есть казахский народ, имя Абая будет всегда востребовано. Если мы будем высоко держать его драгоценные слова как духовное сокровище, то авторитет нашей родины в мире непременно будет возрастать.

Прежде всего, мы должны продвигать Абая как культурный капитал нашей нации. Нужно помнить, что за рубежом оценка казахской идентичности, культуры, литературы и духовности будет напрямую зависеть от степени мировой известности и узнаваемости наших выдающихся личностей. Поэтому мировому сообществу необходимо представить Абая как бренд нового Казахстана. Это священная обязанность сегодняшнего поколения.

Формат юбилейных мероприятий

Если хотим обновить национальное сознание и сформировать конкурентоспособную нацию, нам нужно внимательно читать произведения Абая. Его взгляды на различные общественные процессы очень полезны для современного Казахстана. Абай как образ не только своего времени, но и современного общества является священным духовным стержнем нации.

Следующее поколение должно идти по светлому пути Абая, именно об этом мечтал великий поэт. С этой целью нам необходимо изучать наследие и образ жизни Абая, чтобы следовать его заветам.

Хотелось бы отметить, что все эти культурные мероприятия нужно провести экономно, без расточительства.

Будет благоустроено кладбище династии Кунанбая сына Ускенбая в поселке Акшокы Восточно-Казахстанской области.

Считаю, что правительство также должно принять ряд мер, направленных на дальнейшее увековечение личности Абая.

Семей – одно из самых священных мест в истории казахов, поэтому городу Семей, занимающему особое место в духовном развитии страны, следует присвоить статус исторического центра. Место рождения Великого Абая, Шакарима Кудайбердиева и Мухтара Ауэзова достойно особого уважения. В связи с этим необходимо развивать социально-экономический комплекс города и модернизировать его историко-культурные объекты в соответствии с новыми требованиями. Я поручаю правительству принять соответствующие меры.

Эти и другие масштабные мероприятия пройдут в честь Великого Абая, они должны раскрыть широкой общественности величие его богатого наследия. Я призываю всех казахстанцев принять активное участие в этой благородной инициативе.

Мы придаем важнейшее значение 175-летнему юбилею Абая как мероприятию, направленному на обновление общественного сознания, которое даст мощный импульс нашему развитию как единой страны, целостной нации.

Я думаю, что главная цель этого праздника в том, что мы, казахстанцы, как бы дадим отчет о себе перед Учителем нации. Выдержать экзамен перед Абаем – это серьезное испытание, требующее конструктивной практической деятельности.

Реализуя программу, начатую Лидером нации и поддержанную населением страны, мы достигли значительных высот, раньше намеченного срока вошли в число пятидесяти наиболее развитых стран. Теперь мы ставим цель войти в первую тридцатку. В нашем движении к этим новым рубежам нам поможет наследие Абая. Главное в том, сможем ли мы понять, осмыслить и принять к действию эту помощь Абая?

И самое главное в том, что мы многого достигнем, если задумаемся, дойдем до глубины мысли поэта и поймем – совершаем ли пять праведных поступков и избавились ли от пяти дурных привычек, о которых он говорил.

Наследие Абая – это священная ценность, которая открывает путь к развитию нашего народа и сплочению его как нации.

В целом, если мы последуем советам Абая в любой области жизни, мы станем сильными и достигнем наших целей как современное общество и государство.

Мечта Абая – мечта народа. Чтобы достичь этой мечты и исполнить наказ поэта, нам не нужно жалеть своих сил. Поучительные наставления Абая поведут новый Казахстан к новым высотам в XXI веке.

Касым-Жомарт ТОКАЕВ,
Президент Республики Казахстан

Неофициальный перевод с казахского языка осуществил Агыбай Смагулов


В центре абаевских духовных исканий – радикальное обновление мира и человека, поис­ки новых ценностей и ориен­тиров, способных пробудить творческие силы человека, нравственно его возвысить, побудить к общению с другими культурными мирами. Творения Абая коренным образом отличаются от всего того, что было в нашей традиционной культуре. Он обосновал новое мышление и мировоззрение, выработал иные этические и эстетические ценности, доказывал необходимость для казахов нового принципа жизни, бытия и новых идеалов.

Этический идеал Абая тесно переплетается с эстетическим. Идея служения, свойственная всем выдающимся казахским мыслителям, идея приоритета национального и народного над личным лейтмотивом проходит сквозь все философское наследие Абая.

Внутреннее тяготение Абая к фундаментальным общечеловеческим ценностям – истине, красоте и добру – показывает, что человек для него превыше всего. Человек для Абая был смыслом и пределом всякого философствования, потому что он полагал, что человек есть средоточие мира, вершина творения, основа и корень общества. Абай искал пути его обновления, старался принести ему добро, призывал к нравственному совершенствованию человека, в силу и возможнос­ти которого он бесконечно верил. Мыслитель, умевший единичный факт человеческого существования доводить до ступени философского обоб­щения о жизни в целом, все свои творческие силы отдавал высокой цели гуманизма, поис­кам истинной человечности.

Красной нитью через все произ­ведения мыслителя проходит идея просвещения своего народа. Для Абая знание есть самоцель, а не средство для достижения каких-либо благ, оно – фундаментальная основа развития человека. Знания, считал казахский просветитель, просвещают душу человека, обогащают его духовную культуру. В представлении Абая превосходство нравственности, знания, чистого труда над богатством и властью состоит в том, что если власть и богатство – ограниченные, временные ценности человеческой жизни, то знания, труд, любовь, милосердие – вечные ценности, возвышающие человека.

Абай был примером подлинного и глубокого понимания традиций иных культур, доброжелательного и заинтересованного обращения к культуре России и Запада, а также признания важности расположенности страны на стыке восточных и западных ветров. Абай, чье этическое учение является квинтэссенцией казахской философской мысли и в чьем творческом наследии осуществлен качественно новый уровень философского осмысления действительности, впервые в истории народа реализовал и воплотил синтез идей Востока и Запада, чем выразил сокровенные желания, думы и умонастроения казахов. Через все его творения, пронизанные духом толерантности, красной нитью проходит идея межкультурного диалога.

Чингиз Айтматов совершенно верно подчеркивал, что Абай ныне переживает 3-ю эпоху, вслед за эпохой русского самодержавия, в которой протекала его физическая жизнь, эпохой Октябрьской революции и советского тоталитаризма. Мыс­литель живет сейчас вместе с нами в условиях обретения независимости и модернизации исторического сознания. В каждой из этих эпох потенциальные ресурсы абаевского наследия раскрывались в новом значении и новом измерении.

Был период, когда Абай служил защитной ипостасью для казахской культуры и казахского языка, бастионом, средством сохранения национальной самобытности перед лицом надвигающегося процесса языковой ассимиляции и одностороннего окультуривания. Но даже тогда никто не смел поднять руку на Абая, и этот факт служил сох­ранению казахского слова и национального самосознания.

В современных же условиях Абай, впитавший в себя великие идеи просветительства и творчески трансформировавший русскую и западную культуру в ее мировой значимости, служит нам в иной ипостаси. Абай уберегает нас от национального изоляционизма и слепоты национального эгоизма. Абай как явление сугубо национальное и в то же время мирового порядка внушительно и зримо стоит на перепутье евроазиатских культур, совмещая и сочетая в себе истоки и опыт Востока и Запада.

В эпоху глобализации, охватившей весь мир, обращение к духовному наследию Абая, его этическое и эстетическое осмыс­ление в условиях модернизации общественного сознания отвечают самым актуальным задачам сегодняшнего дня, формируя нравственный облик и смыслы современнос­ти, определяя направление будущих перспектив.

Абай – во многом этнообразующая фигура. Его роль особо заметна в формировании духовного единства нации. И поэтому нет ничего удивительного в том, что Абай желает сделать свое детище как можно более совершенным. В этом, возможно, и состоит величайшая ценность его наследия, востребованного всюду и всегда. Читая Абая, духовно советуясь с ним, мы узнаем себя: кто мы, кем были и какими должны быть. Абай заставляет нас думать, сомневаться, раскаиваться. Абай не дает успокоиться. Нужен был он в ХІХ веке, еще более нужен в ХХI и в будущем. В этом и состоит величие его как мыслителя.

Ахан Бижанов, директор Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор политических наук, профессор Гаухар Барлыбаева, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, доктор философских наук

Абай в XXI веке

Великий поэт, основоположник казахской письменной литературы, мыслитель, композитор Абай Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области. Знатное происхождение и высокий статус отца Абая – Кунанбая позволили будущему поэту получить образование в медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске и параллельно в русской школе.

Уже подростком Абай был привлечен к административной деятельности, стал вникать в межродовые тяжбы. Вскоре ссоры, интриги разочаровали Абая и в 28 лет он окончательно отошел от к административной деятельности.

Абая неслучайно называют просветителем, реформатором культуры, так как он способствовал сближению с русской и европейской культурой, поэт был хорошо знаком с представителями русской интеллигенции – Е. Михаэлисом, А. Леонтьевым, С. Гроссом, Н. Долгополовым.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Преждевременная смерть его сыновей – Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. – надломили сердце поэта. Абай умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году.

Видное место принадлежит Абаю в отечественной истории и литературе. Он является основоположником казахской письменной литературы.

Многие улицы и населенные пункты в Казахстане названы именем Абая. Его имя носят Алматинский национальный педагогический университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. Абаю Кунанбаеву установлены памятники в Казахстане и России.

ЮНЕСКО объявило 1995 год Годом Абая.

В 2010 году в столице Казахстана был установлен памятник Абаю. Его разместили по проспекту Абая перед зданием Аадемии государственного управления при Президенте РК. Абай задумчиво взирает на старую площадь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

Его заслуги и талант признаны всем миром. Челендж по прочтению стихов Абая, запущенный известными общественными деятелями Казахстана, поддержали многие тюркские государства, страны Европы, Азии, Америки.

26 апреля 2019 года Президент в ходе рабочей поездки в Восточно-Казахстанскую область посетил урочище Жидебай - родину мыслителя Абая. Токаев предложил придать этому сакральному месту высокий статус, сделать его таким же популярным местом паломничества, как родина Пушкина в России, Шекспира - в Великобритании, Гёте - в Германии.

Читайте также: