Значение слова живопись кратко

Обновлено: 02.07.2024

вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность (стену, холст, бумагу или дерево). Для живописи как искусства изоб-ражения на плоскости характерно стремление худож-ника превратить эту плоскость в зрительное подобие пространства, окружающего изображаемые им предметы, для чего используются наиболее подходящие колористические средства. Среди других видов искусства живопись занимает ведущее место, поскольку ее образы очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя. Ей доступно воспроизведение на плоскости объема предметов, их материальной плоти, глубины изображаемого пространства, окружающей предметы световоздушной среды, впечатляющих эффектов освещения. Кроме того, живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие от-тенки настроения, неуловимые мгновения в жизни че-ловека и природы. И, наконец, живописи свойственен самый высокий полет фантазии, она способна вопло-щать в реальные произведения непреходящие, вечные, общечеловеческие идеи. Живопись появилась еще в доисторические времена. Самые древние из живописных изображений в Ев-ропе найдены в пещере Ласко во Франции. В древнем мире широко использовались фрески для украшения дворцов, усыпальниц и жилых домов. В первые века новой эры в Египте создавали портреты умерших с помощью восковых красок. В период раннего средневековья основным видом живописи стало украшение рукописей. В Византийской империи и в России сложилась традиция иконописи на деревянных досках. В Италии в конце средневековья началось интенсивное развитие фресковой живописи и живописи на досках. В эпоху Возрождения метод живописи масляными красками распространился из Нидерландов в Италию и постепенно вытеснил живопись темперой (тертыми красками). К XVI в. вместо деревянных досок почти повсеместно стали использовать холсты. Когда живо-пись стала самым популярным видом искусства, сложи-лись основные ее виды и жанры. Классический подход к живописи как способу точного воспроизведения предметов внешнего мира просуществовал, начиная с эпохи Возрождения до ХХ в., когда возникли совер-шенно другие концепции и, в частности, абстрактное искусство. В соответствии с предметным кругом изображений живопись подразделяется на жанры, из которых в ев-ропейской культуре на протяжении XVI–ХХ веков наибольшее развитие получили портрет, исторический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. В зависимости от материальной основы (несущей плоскости), на которую наносится живо-писное произведение, живопись подразделяется на две разновидности — станковую и монументальную. В станковой живописи (картине) такой основой служат холст, деревянная доска, лист картона или металла и т.п., позволяющие свободно перемещать произведения, развешивать их на стенах, экспонировать на выставках, формировать коллекции. Основой мону-ментальной живописи являются неподвижные архитектурные элементы зданий (стена, свод, опора) или спе-циальная конструкция. Этот вид живописи предназна-чен для интерьеров, фасадов, открытого городского пространства, внешней среды. Живопись обладает широким кругом выразительных средств, среди которых важнейшими являются композиция, рисунок и цвет (колорит). Кроме того, выразительность живописи достигается также характером мазка, обработкой красочной поверхности, использованием тональных градаций, теплых и холодных цветов. Основными техническими разновидностями живописи являются масляная живопись (краски на рас-тительном масле как связующем веществе), темпера (краски на основе естественных и искусственных эмульсий), клеевая живопись, восковая живопись, жи- вопись водяными красками по штукатуре сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель, тушь. Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живо-пись (в театре или кино) диорама, панорама.

Смотреть что такое ЖИВОПИСЬ в других словарях:

ЖИВОПИСЬ

искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное . смотреть

ЖИВОПИСЬ

вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. К. смотреть

ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ, -и, ж. 1. Изобразительное искусство - создание художественныхобразов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи. 2. собцр.Произведения этого искусства. Стенная ж. Станковая ж. II прил. живописный,-ая, -ое. Живописная мастерская. Живописное искусство. смотреть

ЖИВОПИСЬ

живопись ж. 1) а) Искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок. б) Произведения такого искусства. 2) Манера изображения как особый жанр этого искусства.

ЖИВОПИСЬ

живопись ж.1. painting живопись масляными красками — painting in oil акварельная живопись — painting in water-colours фресковая живопись — fresco бата. смотреть

ЖИВОПИСЬ

живопись См. искусство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. живопись искусство; малафья; суйбоку-га, хуа-няо, механографика, питтура кольта, нихонга, алла прима, жэнь-у, ямато-э, кара-э, стенопись, гохуа, витро, ёга, сфумато, изография, роспись, энкаустика, асекко, супрематизм, пленэр, ташизм, вэньжэньхуа, темпера, пастель, гризайль, секко, левкас, альфреско, парсуна, альсекко, граффито Словарь русских синонимов. живопись сущ., кол-во синонимов: 41 • алла прима (1) • альсекко (1) • альфреско (1) • асекко (1) • барботин (2) • бундзинга (2) • витро (2) • вэньжэньхуа (1) • гохуа (2) • граффито (3) • гризайль (1) • диофанорама (1) • жэнь-у (1) • изография (3) • искусство (45) • кара-э (1) • колор филд (1) • левкас (4) • механографика (2) • нихонга (1) • парсуна (6) • пастель (5) • питтура кольта (1) • пленэр (3) • порноживопись (1) • роспись (19) • секко (1) • стенопись (2) • суйбоку-га (2) • суйбокуга (2) • супрематизм (1) • сфумато (2) • ташизм (1) • темпера (3) • фитоживопись (1) • хуа-няо (1) • художество (14) • церография (1) • энкаустика (1) • ямато-э (2) • ёга (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: алла прима, альсекко, альфреско, асекко, барботин, бундзинга, витро, вэньжэньхуа, гохуа, граффито, гризайль, диофанорама, жэнь-у, изография, искусство, кара-э, колор филд, левкас, механографика, нихонга, парсуна, пастель, питтура кольта, пленэр, роспись, секко, стенопись, суйбоку-га, суйбокуга, супрематизм, сфумато, ташизм, темпера, фитоживопись, хуа-няо, церография, энкаустика, ямато-э, ёга. смотреть

ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, художественные произведения, к-рые создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. твёрдую поверхность. Как . смотреть

ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художе. смотреть

ж и вопись, живописи, мн. нет, жен. (книж.). Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи.

| собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Голландская, итальянская живопись.

| Манера изображения, как особый жанр этого искусства. Батальная живопись.

Культурология. Словарь-справочник

вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.

Дизайн. Словарь терминов

ЖИВОПИСЬ – один из основных видов изобразительного искусства. В узком смысле – художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов. Существует с древнейших времен, но всестороннее развитие получила с XVI–XVII вв., когда установилось разделение искусства на жанры, стала распространяться техника масляной живописи. Исходя из практического назначения и связанных с ним специальных задач, живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте, который также можно назвать станком. Отсюда и название – "станковая живопись". Монументальная живопись – это большие картины, которые пишут не на холстах и не на других материалах, а на стенах зданий – внутренних или наружных. Широкие возможности живописного искусства полнее всего обнаруживает станковая живопись, которой доступно особое многообразие содержания при глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежит цвет в неразрывном единстве со светотенью и линия; цвет и светотень разработаны жанром с полнотой, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено типичное для реалистической живописи совершенство объемной и пространственной моделировки, живая и точная передача материальных свойств действительности и другие изобразительные достоинства. Существует такая легенда: однажды, давным-давно, ещё в древние века один греческий художник по имени Апеллес, написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг к ней стали слетаться птицы и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит нам о том, что художник с помощью красок может очень живо изобразить мир, который нас окружает. Само слово "живопись" значит живописать, то есть писать жизнь.

Энциклопедический словарь

вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности - масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

Словарь Ожегова

ЖИВОПИСЬ, и, ж.

1. Изобразительное искусство создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи.

2. собир. Произведения этого искусства. Стенная ж. Станковая ж.

| прил. живописный, ая, ое. Живописная мастерская. Живописное искусство.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. :
      1. Искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок.
      2. Произведения такого искусства.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      По внутреннему содержанию Ж. имеет много подразделений: Ж. историческая, религиозная, бытовая (см. Жанр), батальная, портретная, пейзажная (см. Пейзаж), Ж. плодов, цветов и неодушевленной вообще природы (nature morte); живописцы обыкновенно специализируются по одному или немногим из этих отделов, как специализируются литераторы или ученые. Значение каждого из этих видов Ж. менялось и меняется в различные времена и у различных народов в зависимости от общей культурной их жизни, как это проведено в различных статьях Словаря, посвященных истории школ Ж.

      Техника живописи. Это слово имеет двоякое значение: во-первых, им обозначают совокупность приемов, которыми определяется эстетико-практическое знание художника, направленное к наилучшему пользованию красками и другими материальными средствами для наиболее совершенного исполнения картины в смысле подражательности, как она была определена выше. Эта техника видоизменяется в зависимости от рода материалов, избранных для Ж.: Ж. масляными красками, Ж. акварелью и т. п. требуют каждая своего рода техники. Однако художник может иметь свою индивидуальную технику, позволяющую ему достигнуть желаемого впечатления легче или иначе, чем достигает того другой, приобретший иную технику; это есть художественная техника, в высшем значении этого термина. Другой род техники Ж. излагается в целом ряде правил, доступных всякому и с исполнения которых должны начинать приступающие к занятиям Ж. Сюда должно войти первое знакомство с материалами, столь разнообразными, смотря по техническому роду Ж. В техническом отношении Ж. может быть масляная, акварельная, гуашь, пастель, темпера, фресковая, восковая (вообще и энкаустика [ см. ] в частности). Сюда надо прибавить Ж. на стекле и на фарфоре, соединенную обыкновенно с обжиганием посуды, а с нею и красок, при более или менее высокой температуре. Изучение красок, тех материалов, на поверхности которых пишутся картины, способы наложения красок и весь вспомогательный материал, нужный для живописца, — все это составляет предмет множества сочинений более или менее практического характера. Здесь вкратце описана техника акварельной Ж. в виде дополнения к статье Акварель; описание других технических родов Ж. — см. под соответственными названиями.

      Вообще, все технические виды Ж. могут быть разделены в оптическом отношении на матовую или блестящую. Матовый вид имеют гуашь, пастель, темпера, фреска, восковая Ж.; блестящую поверхность имеют масляные картины, покрываемые вдобавок лаком, что еще более усиливает их отблеск. С физической точки зрения представляется большая разница между матовыми и блестящими красками: в первых шкала светотени ограниченнее, чем во вторых. Оптическое расстояние между белым и черным цветными карандашами (пастель) значительно меньше, чем между белой и черной масляными красками. Свет, падающий на матовые краски, сообщает им некоторую белесоватость и отнимает у темных тонов то, что художники называют прозрачностью — свойство, по которому и в темных частях картины видны выступающие из глубины предметы. Краски с блестящей поверхностью, принимая на себя свет, отражают часть его в сторону без изменения, остальная же преобразовывается в поверхностных слоях красок и показывает их красочные свойства во всей полноте. Блестящие краски представляют однако то неудобство, что рассматривать картину можно только с некоторых определенных мест, что картина должна быть наклонена к стене для устранения отражающего света. В ряду разных технических родов Ж. — фреска, гуашь, пастель суть самые матовые.

      Акварель занимает по оптическим свойствам промежуточное и вообще особенное место между различными родами Ж. Краски, служащие для акварели, содержат в себе некоторое количество гумми, сахара и проч. и при употреблении натираются с водой на блюдечках или же прямо (так называемые медовые краски) берутся кистью, смоченной водой, с плиток или чашечек. Акварелью пишут на бумаге: наложенная на нее краска, по высыхании, образует слой такой тонины, что почти все краски становятся прозрачными. Свет, падающий на акварель, проходит через тонкий слой краски до бумаги и, отразившись от нее вторично, проходит через тот же слой; выходя из него, цветной свет содержит в себе значительную часть белого света, что и отзывается неблагоприятно на темных тонах, не достигающих достаточной глубины и прозрачности. Вообще же прозрачность акварельных красок дает особенно приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоев краски одного на другой дает способ составления новых тонов, трудно достижимых другими приемами. Особенность акварельных слоев, наложенных на бумагу, состоит в том, что по высыхании они становятся светлее и более матовыми; пока бумага еще влажна — красочные тона чище. Вдобавок, пределы покрытых краской частей рисунка представляются резкими, более темными, чем ограничиваемые ими плоскости; отсюда необходимость для слияния соседних тонов между собой держать бумагу рисунка постоянно влажной во время работы, посредством подкладывания под нее мокрых листов другой бумаги, быстрым обливанием ее с лицевой стороны и другими приемами.

      Светлые места в акварели достигаются или оставлением соответствующих частей рисунка не покрытыми краской или вымыванием в наложенном слое таких мест кистью или маленькой губкой, также вбиранием влажной еще краски наложенной пропускной бумагой. Покрывают также предварительно раствором каучука в эфире места рисунка, долженствующие остаться белыми, а по окончании акварели снимают тонкий слой резины трением пальца или замшей; в некоторых случаях выскабливают краску до белой поверхности или, наконец, накладывают светлые места непрозрачной краской, гуашью. Вообще многие акварелисты прибавляют к краскам несколько белил в известных случаях, а иные решительно соединяют чистую акварельную работу с гуашью. Трудность акварели состоит в том, что средства изменения рисунка и тонов в ней весьма ограничены: выскабливание и вымывание кистью и губкой легко могут довести до неисправимого загрязнения всей картины. Эти трудности служат причиной, что акварелью гораздо реже, чем масляными красками, пишут на сложные темы, исполнение которых не дается сразу. Переменить положение фигуры в картине, а тем более перенесение ее в другое место картины и вообще постепенное развитие и улучшение сочинения (композиции) в акварели, уже достаточно подвинутой вперед, есть дело невозможное. Но этот род живописи приносит большую пользу для эскизов каких бы то ни было картин, из-за быстроты работы, вследствие быстрого высыхания красок на бумаге. В некоторых же родах (цветы, портреты, архитектурные пейзажи) акварель может решительно соперничать с масляной живописью.

      Материальная часть акварелиста гораздо менее сложна, чем для Ж. масляными красками, и занимает гораздо меньше места. Ящик с красками имеет крышки, служащие одновременно палитрой; металлический футляр или флакон с чашечками назначается для воды, а иногда и для хранения кистей. Кисти (см.) приготовляются из волоса пушных зверей (куница, соболь), что требует большой тщательности, и потому цена им высокая, но зато акварелисту достаточно полудюжины кистей, тогда как Ж. масляными красками требует гораздо больше кистей, которые, вдобавок, гораздо скорее портятся, чем акварельные. Губка, замша, стальные скоблилки, агатовые гладилки и некоторые другие принадлежности дополняют багаж акварелиста, о чем см. ст. Художественные принадлежности.

      Технические сведения об акварельной Ж. см. Karl Robert, "L'aquarelle" (1879); "Traité d'aquarelle par Cassagne" (1875, есть русский перевод); "Die Technik der Aquarell Malerei von Fischer" (1888); " Об акварели " П. Маркова (1875); Jules Adeline "La peinture à l'eau". Сведения о красках во всех этих сочинениях часто неосновательны: непостоянные краски не резко выделены из прочих (см. Краски для живописи).

      Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

      Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Джанни Стрино. Художница

      Виды живописи

      Различают следующие основные виды живописи:

      Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Доменико Гирландайо. Рождение Богородицы (фрагмент фрески в капелле), 1486-1490

      Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой — украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.

      Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Олег Давыдов. Декоративный натюрморт

      Основные стили живописи

      На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

      Жанры живописи

      В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

      Техники живописи

      История возникновения и развития живописи

      История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.

      История живописи. Первые наскальные рисунки

      История живописи. Роспись в древнеегипетской усыпальнице

      От античности до наших дней

      Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.

      История живописи. Аид и Персефона (древнегреческая фреска), 340 г. до н.э.

      Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.

      Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.

      История живописи. Андреа Соларио, Клеопатра, 16 в.

      История живописи. Жан-Батист Симеон. Прачка. ок. 1735

      В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.

      Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.



      Чаще всего живописью называют полотна, написанные масляными красками на холсте. Красочный слой бывает гладким или неровным, то есть пастозным, он может лежать прерывисто или сплошной плоскостью. На то, как художник кладет краску, влияет структура холста — его гладкость или шероховатость, зернистость.

      Живопись ведет свою историю с изображений в пещерах первобытного периода. Первые художники на наскальных рисунках запечатлевали животных и сцены охоты. Живопись развивалась в Древнем Египте, Древней Греции и Риме, на Востоке. К этому виду искусства относят и иконопись: долгое время в Европе именно она занимала ведущее место.

      Светская живопись начала набирать популярность в XVI—XVII веках с распространением масляных красок и разделением искусства на жанры. На протяжении столетий она главенствовала над остальными видами искусства в Европе. Живописные произведения создавали итальянские художники Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан.

      В русском искусстве живопись началась с иконописи и фресок в Древней Руси. В XVII веке появились светские и исторические сюжеты, в XVIII—XIX веках достигли расцвета главные жанры этого вида искусства — историческая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Живописные полотна создавали Федор Рокотов, Орест Кипренский, Иван Крамской, Иван Шишкин и другие художники.

      В XX веке появились новые краски, например акриловые, которые используют живописцы и в наши дни.

      Читайте также: